Михаил Успенский - писатель-фантаст.
Родился 1 апреля 1950 года в Барнауле Алтайского края. Жил в различных городах Сибири. Работал электриком, художником-оформителем, служил в армии. Закончил отделение журналистики Иркутского Государственного университета им. А. А. Жданова. С 1977 года живет в Красноярске. Работал в заводской многотиражной газете, на краевом телевидении, в приложении к краевой газете.
Печататься начал с 1967 года (стихи). Рассказы стали выходить с 1978 г., публиковались в местной печати, газетах «Московский комсомолец», «Литературная Россия», «Литературная газета», журналах «Смена», «Юность», «Огонек». В 1988 г. в Красноярском книжном издательстве вышел сборник рассказов «Дурной глаз». В 1990 г. в «библиотеке «Огонька» — сборник «Из рассказов Семена Корябеды». Позднее печатался в сборниках «Музей человека» и «Нечеловек-невидимка» издательства «Текст». Несколько рассказов вышли в коллективном сборнике «Die Sintflut» изд-ва «Fischer» в 1989 году. В 1995 году появился сборник «Там, где нас нет» (роман и две повести).
В 1997 году в Санкт-Петербургском издательстве «Азбука» вышли книги «Там, где нас нет», «Устав соколиной охоты» и «Время Оно». В издательстве АСТ — роман «Посмотри в глаза чудовищ», написанный в соавторстве с Андреем Лазарчуком.
Михаил Успенский - писатель-фантаст. Родился 1 апреля 1950 года в Барнауле Алтайского края. Жил в различных городах Сибири. Работал электриком, художником-оформителем, служил в… Развернуть
Автобиография
Родился не под этой фамилией 22 января 1976 года в Киеве, который и сейчас продолжаю считать самым красивым городом в мире. Ныне же обитаю в Риге. Учился в РАУ на программиста, недоучился, зато женился.
Интересуюсь оружием (в основном огнестрельным) и всем, что с ним связано. Так же увлечён военной историей и прочими яркими примерами человеческого идиотизма.
Любимые авторы — меняются. На первое место, видимо, стоит поставить справочники по стрелковке, за второе же постоянно борются фантастика, фэнтези и тактика малых подразделений. Кроме того, предпочитаю оценивать каждую книгу отдельно, независимо от предыдущих впечатлений об авторе.
По части музыки ещё более всеяден. Владимир Высоцкий, Энио Морриконе, Джо Дассен, Нино Рота, Вагнер… и так далее.
Автобиография Родился не под этой фамилией 22 января 1976 года в Киеве, который и сейчас продолжаю считать самым красивым городом в мире. Ныне же обитаю в Риге. Учился в РАУ… Развернуть
Живет в Неваде с мужем и 4 детьми.
Николай Владленович Басов — российский писатель-фантаст, "детективщик", переводчик, редактор.
Использовал псевдоним Б. Футов .
Николай Басов родился на Украине в городке Кадиевка Луганской области. До шести лет жил у бабушки с дедушкой в Кадиевке и Таганроге.
В 1961 году он вместе с матерью переехал в Москву и там пошёл в школу. Уже тогда, под влиянием прочитанной художественной литературы, приходили мысли стать писателем. После окончания физико-математической школы в 1971 году была неудачная попытка поступить в МВТУ. Примерно в то время Николай Басов начал заниматься самбо. В 1972 году он поступает в Московский институт химического машиностроения, на кафедру холодильных и компрессорных машин.
В 1977 году закончил институт по специальности инженер-криогенщик. Некоторое время работал на «закрытом» предприятии (Специальное конструкторском бюро N16 при Минмонтажспецстрое). Затем, став наладчиком аппаратуры, много бывал в командировках по всему Советскому Союзу. Позже, во время перестройки, сменил несколько занятий — от простого рабочего до предпринимателя.
С 1987 года Николай Басов несколько лет учился на творческом семинаре Литфонда СССР у Тадеоса Ависовича Бархударяна (литературный псевдоним Федор Колунцев). Также, в начале 90-ых годов автор учился на семинаре Анатолия Игнатьевича Приставкина и Галины Васильевны Дробот.
С 1990 года некоторое время он работал на должности редактора-переводчика зарубежной литературы в издательстве «Асмадей» и некоторых других издательствах. Некоторое время Николай Басов публиковался под псевдонимами и даже работал литературным «негром». Затем, примерно в 1992 году, началась писательская карьера. В 1995 году состоялся официальный дебют автора. Издательство «АРМАДА» выпустило первый роман «Охотник на демонов». В течение двух следующих лет вышли остальные части цикла «Лотар». Книги быстро приобрели свой круг читателей и критиков. В дальнейшем автор сотрудничал с издательством «ЭКСМО», которое выпустило большую часть остальных его книг.
Служил в советской армии в войсках химической защиты.
Женат, двое детей.
Биография составлена Бабичевым Н.С., путём компиляции многих электронных и печатных справок об авторе, с дополнениями Н. Басова
Николай Владленович Басов — российский писатель-фантаст, "детективщик", переводчик, редактор.
Использовал псевдоним Б. Футов . Николай Басов родился на Украине в городке… Развернуть
Nick Kyme is an editor and author for the Black Library, having moved to Nottingham in 2003 to join the team at White Dwarf as a Layout Designer, before becoming involved in the Black Library.
Nick Kyme is an editor and author for the Black Library, having moved to Nottingham in 2003 to join the team at White Dwarf as a Layout Designer, before becoming involved in the… Развернуть
Сергей Александрович Снегов (настоящее имя — Сергей Александрович Козерюк, позже по паспорту Сергей Иосифович Штейн) — русский советский писатель-фантаст и популяризатор науки.
Снегов Сергей Александрович родился в Одессе 5 августа 1910 года. Его отец Козырюк Александр Исидорович, полугрек-полунемец, большевик-подпольщик, а в 20-е годы — заместитель начальника Ростовского ЧК, оставил семью, когда будущий писатель был еще маленьким. Его мать, Зинаида Сергеевна, вторично вышла замуж за одесского журналиста Иосифа Штейна, который сыграл в судьбе Сережи огромную роль. Именно он настоял на том, чтобы мальчик, в свое время исключенный из второго класса гимназии, в 12 лет стал шестиклассником рабочей школы. Однако время и судьба подкинули юному одесситу поразительные выверты: школа надоела, и, выкрав документы, он поступает в одесский физхим на физический факультет. Но физика соседствует в его сердце с философией, его теоретические работы привлекают к себе внимание, и в 21 год специальным приказом наркома просвещения Украины, продолжая учиться на физфаке, он назначается на должность доцента кафедры философии. Перед ним открываются блестящие перспективы, но... При проверке в его лекциях обнаружено отступление от норм марксизма-ленинизма.
Философию приходится оставить. Остается физика. Будущий писатель переехал в Ленинград, работал инженером на заводе «Пирометр». Но в 1936 году его арестовывали и отправили в Москву. Готовилось новое большое дело: три друга, три молодых и очень перспективных ученых, дети видных и разных родителей (революционер с дореволюционным стажем, известный меньшевик, соратник Дана, и один из лидеров партии правых эсеров) соединились для того, чтобы разрушить власть, которая дала им путевкув в жизнь. Один из обвиняемых сломался, впоследствии сошел с ума и умер в лагерях. С другим будущий писатель был почти не знаком. И, возможно, всех троих спасло то, что Сергей Снегов так и прошел отказником, не наговорил на себя, хотя — редчайший случай — провел в камерах Лубянки 9 месяцев. Но так или иначе, открытого процесса не получилось. И в 1937 году, получив по решению Высшей Военной Коллегии Верховного Суда СССР (прокурор — Вышинский, судья — Никитченко, будущий главный советский судья на Нюрнбергском процессе) 10 лет лагерей, Снегов отправился по кругам ада: Бутырки, Лефортово, Соловки, Норильск... О своем детстве и молодости он рассказал в автобиографических произведениях, многие из которых до сих пор не напечатаны.
В 1952 году в Норильске он знакомится со своей второй женой, приехавшей в Заполярье с мужем, военным финансистом, которого, впрочем, она оставила вскоре после приезда. За связь с ссыльным молодую девушку (она младше Снегова на 17 лет) исключили из комсомола, выгнали с работы, в управлении НКВД ей предлагали отдельное жилье, которого офицеры ждали по нескольку лет, только для того, чтобы заставить ее уйти от человека, которого она полюбила. Но Галя стояла насмерть. Между тем в Норильске происходила чистка: после уже подготовленного процесса врачей-убийц город собирался принять евреев, высланных из столиц. Чтобы очистить место, ссыльных, заведя новое дело, либо расстреливали, либо давали новые сроки и готовили к отправке в лагеря на побережье Ледовитого океана и на острова в Белом море, что фактически тоже являлось казнью, только медленной. Снегова должны были отправить на Белое море. Узнав об этом, Галя настояла на официальном браке, хотя в той ситуации это было равнозначно смертному приговору, поскольку она автоматически становилась членом семьи врага народа. Однако через три месяца после их росписи умирает Сталин...
Примерно в это время стало ясно, что из трех дорог, которые открывались перед разносторонне одаренным юношей, осталась только одна — писательская. Дело в том, что одну из его научных работ, посвященную процессу производства тяжелой воды, главный инженер Норильского металлургического комбината Логинов увез в Москву, и она попала на стол Мамулову, заместителю Берии, курировавшему ГУЛАГ. Интерес врага народа к запретной теме вызвал у бдительного чекиста подозрение, что все это делается для того, чтобы передать секреты Советского Союза Трумэну. И, вернувшись из командировки, главный инженер вызвал к себе писателя, запер дверь кабинета и сказал: «Пей, сколько влезет, баб люби, сколько сможешь, но науку оставь. Пусть они о тебе забудут. Я сам скажу, когда можно будет вернуться». И он сказал, только разрешение это запоздало — к тому времени дальнейшая дорога была определена: литература.
Но и литературная судьба Снегова не была гладкой. Если даже в силу обстоятельств он не всегда мог говорить правду (в его семье было уже двое маленьких детей), то он и никогда не лгал. Если можно было молчать, он молчал, когда молчать было нельзя, он говорил правду. Его вызывали в обком и Комитет Государственной Безопасности, предлагая подписать письма, осуждающие Пастернака и Даниэля и Синявского — он отказался. К тому же в одной из его первых повестей «Иди до конца» есть сцена, где герой слушает «Страсти по Матфею» Баха и размышляет о Христе. Профессор Боннского университета Барбара Боде в своем ежегодном обзоре советской литературы, среди других авторов разбирая и Снегова, имея в виду эту сцену, заявила, что русские реабилитируют Христа. Литературка ответила «подвалом» «Проверь оружие, боец». На очередную реплику Боде эта же газета разразилась разгромной статьей «Опекунша из ФРГ». Снегов попал в «черные» списки. Его перестали печатать. Не от хорошей жизни писатель, по прежнему не желающий лгать, ушел в фантастику. Его первый роман «Люди как боги» отвергли подряд четыре издательства. И все же именно фантастика, переведенная впоследствии на 10, если не больше, языков, принесла писателю известность, далеко выходящую за пределы его страны. © Фантастика onLine
Сергей Александрович Снегов (настоящее имя — Сергей Александрович Козерюк, позже по паспорту Сергей Иосифович Штейн) — русский советский писатель-фантаст и популяризатор науки.… Развернуть
Родился в городе Сенгилее, Ульяновской области в семье абитуриентов МХТИ. Переезд в город Суворов Тульской области в возрасте четырёх лет, после окончания учёбы родителей и их распределения. Участие в театральных кружках школы. Художественная самодеятельность и хулиганство, как стиль жизни. В комсомол не принят из-за вздорного нрава и отвратительного поведения. Переезд в Тольятти в 1994 году. Окончание школы. Служба в ПВ КГБ СССР в Азербайджане, на Иранской границе. Лихие девяностые и всё, что связано с неспокойным периодом страны. Потом жизнь творческой натуры. Работа дизайнером в типографиях и главным дизайнером в глянцевых журналах.
Родился в городе Сенгилее, Ульяновской области в семье абитуриентов МХТИ. Переезд в город Суворов Тульской области в возрасте четырёх лет, после окончания учёбы родителей и их… Развернуть
Данияр Саматович Сугралинов родился 2 декабря 1978 года в Актюбинске (сейчас – Актобе) (Казахская ССР). Окончил Санкт-Петербургскую Государственную инженерно-экономическую академию и Высшую школу экономики (Москва).
По роду деятельности несколько лет жил в Москве, Астане, Алматы, Дубае. Женат, трое детей.
Самый первый блогер Казахстана, один из первых жж-шников Казахстана (тысячник).
Особую популярность приобрел после начала публикаций "Кирпичей" на udaff.com, где и стал "Лучшим автором года 2005".
В 2009 году основал студию веб-дизайна, которая неоднократно становилась призером национальных интернет-премий и получала награду как лучшая веб-студия Казахстана.
Автор повести «Кирпичи», романов «Кирпичи 2.0», «99 мир», «Мета», «Кирка тысячи атрибутов».
Автор серий Level Up, «Дисгардиум» и трех сборников рассказов. Четыре романа были изданы в издательствах «Манн, Иванов и Фербер», «Эксмо», «Литнет Паблишинг». Были публикации в журналах «Москва» (август, 2013) и «Нева» (декабрь, 2015).
Фильм «Тренинг личностного роста» казахстанского режиссера Фархата Шарипова, снятый по роману «Кирпичи 2.0», получил Гран-при 41-го Международного московского кинофестиваля (ММКФ).
В 2018 году решил полностью сменить деятельность – в настоящий момент учится в США на сценариста (кино, сериалы, видеоигры).
Данияр Саматович Сугралинов родился 2 декабря 1978 года в Актюбинске (сейчас – Актобе) (Казахская ССР). Окончил Санкт-Петербургскую Государственную инженерно-экономическую… Развернуть
Родился в 1961 году в Москве, живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде). По образованию инженер-системотехник, работал на кафедре бортовых ЭВМ в Ленинградском институте авиаприборостроения, с 1992 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей Санкт-Петербурга. Пишет приключения и фантастику.
Родился в 1961 году в Москве, живет в Санкт-Петербурге (Ленинграде). По образованию инженер-системотехник, работал на кафедре бортовых ЭВМ в Ленинградском институте… Развернуть
Николай Данилович Перумов, издающийся под именем Ник Перумов (род. 21 ноября 1963, Ленинград, СССР) — русский писатель-фантаст, один из основоположников русского фэнтези.
Получил широкую известность после своей первой публикации в 1993 году: эпопеи «Кольцо Тьмы», действие которой происходит в Средиземье Джона Рональда Руэла Толкина. В настоящее время более всего известен сериалом о вселенной Упорядоченное.
Николай Перумов родился в Ленинграде, 21 ноября 1963 года. По образованию — инженер-физик, окончил кафедру биофизики физико-механического факультета Ленинградского политехнического института. Занимался молекулярной биологией и десять лет отработал в секретном Ленинградском НИИ особо чистых биопрепаратов.
Писать начал в конце 1970-х годов. В то же время увлекся фэнтези и фантастикой, в особенности книгами Джона Толкина, которые читал в оригинале и делал собственный перевод. Был участником толкинистского движения, а также частым посетителем сети FIDO под псевдонимом «капитан Уртханг», воин-орк. Первым крупным произведением Перумова, тогда еще писателя-любителя, стала дилогия «Нисхождение Тьмы или 300 лет спустя», действие которой происходило в Средиземье, мире Толкина.
По предложению коллеги, Перумов опубликовал дилогию в издательстве «Кавказская Библиотека» в 1993 году. Через полгода отредактированная версия книги была выпущена издательством «Северо-Запад» под названием «Кольцо Тьмы». Книга произвела фурор на рынке фантастики, вызвала как крайне положительные, так и критические оценки. Поклонники считают «Кольцо Тьмы» произведением, основавшим русское фэнтези, в то время как критики осуждают использование мира Толкина и дискуссию с его моральными установками. В 1994 году на писателя было совершено неудачное хулиганское нападение, связанное, как считается, именно с разногласиями вокруг книги. В продолжение «Кольца Тьмы», Перумов позднее написал роман «Адамант Хенны», имевший меньший успех. Автор высказывал желание переписать его в виде двухтомника и дописать продолжение, рабочее название «Водопад».
В дальнейшем Ник Перумов не писал фанфикшена и публиковал книги только по собственным мирам. Основным местом действия его книг стало Упорядоченное — система взаимосвязанных миров, впервые упомянутая в романе «Гибель Богов». В него входят такие миры, как Хьёрвард, Эвиал, Мельин и другие. Крупнейшим произведением по Упорядоченному стала многосерийная эпопея «Хранитель Мечей» о маге и шпионе Фессе, путешествующем между мирами, который оказался вовлечен в противостояние вселенских сил. В романах об Упорядоченном автор придерживался мировоззренческой позиции, близкой к Ницшеанству, часто аллегорически критичной к религии.
Позднее Перумов также писал космическую фантастику («Череп на рукаве», «Череп в небесах») и стимпанк («Не время для драконов», в соавторстве с Сергеем Лукьяненко)
В 1998 году, после финансового кризиса в России Ник переехал в США, сначала в Даллас, а сейчас живет c женой и тремя сыновьями в Северной Каролине, где пишет свои книги, а также работает в научном институте по своей основной специальности — биофизика и молекулярная биология.
Николай Данилович Перумов , издающийся под именем Ник Перумов (род. 21 ноября 1963, Ленинград, СССР) — русский писатель-фантаст, один из основоположников русского фэнтези.… Развернуть
Пол ди Филиппо — журналист и писатель, живет в Провиденсе в Род-Айленде. В сети вам могло попасться множество его критических обзоров и рецензий. Он является автором около сотни рассказов и примерно полусотни статей и эссе, которые печатались в журналах «Interzone» и «Fantasy & Science Fiction», а также в сборниках «New Worlds». Ди Филиппо написал десять романов, также у него вышло более десятка сборников фантастических рассказов, два рассказа из которых номинировались на премию «Небьюла». Многие книги Ди Филиппо выходили в малотиражных издательствах. До выхода «Потерянных страниц» на русском было напечатано лишь несколько рассказов Пола Ди Филиппо, так что этот автор был нашим читателям не очень-то знаком.
Вот как характеризуют писателя на сайте infinity plus: «Пол Ди Филиппо — выдающийся деятель богемной научной фантастики. Его многочисленные рассказы уверенно чувствуют себя в самых разных обстановках, стилях и поджанрах. Рассказ Ди Филиппо может легко перескочить из Древнего Рима в Страну Чудес Алисы, из гостиной Эмили Дикинсон в бескрайние луга загробной жизни, и язык автора с такой же мастерской легкостью следует за действием, переходя с нео-викторианского стиля на современный сленг или порожденный галлюцинациями жаргон будущего. Этот литературная гиперподвижность позволяет Ди Филиппо создавать для своих многочисленных декораций населяющих их персонажей с приятной фантазией, но также и с умыслом критика и ловкача, который откровенно вскрывает противоречия, пародирует и высмеивает свои объекты.
С тех пор, как Ди Филиппо в 1985 году написал рассказ «Спасти Энди», его рассказы появлялись во многих изданиях, в том числе, и очень часто, в журнале «Interzone», где были напечатаны такие известные рассказы, как «Уолт и Эмили», «Долина счастья на краю света» и «The Double Felix». С середины 1990-х в малотиражных издательствах начали регулярно выходить сборники писателя: «Стимпанк» (1995), «Рибофанк» (1996), «Фрактальные узоры» (1997) и «Потерянные страницы» (1998), изданные в «Four Walls Eight Windows», а также дешевое издание «Destroy All Brains!», выпущенное «Pirate Writings». «Рибофанк» был первой из этих книг, которая добилась массового тиража, выйдя в мягкой обложке в издательстве «Avon» в 1998.
Первый (изданный) роман Ди Филиппо, «Ciphers», длинная фантасмогория в духе Пинчона на темы генетики, рок-музыки и многого другого, был выпущен в 1997 году совместно двумя малотиражными издательствами «Permeable» и «Cambrian». Последнее издало в 2000 году и второй сольный роман писателя, «Joe's Liver». Тем временем, Ди Филиппо продолжает плодотворно работать с малой формой: регулярно появляются новые рассказы, его заметные и затрагивающие самые различные темы обзоры каждые два или три месяца печатаются в журнале «Asimov's», а его жанровые пародии и комментарии оживляют «The Magazine of Fantasy and Science Fiction», выходя в нем под заголовком «Plumage From Pegasus».»
Пол ди Филиппо — журналист и писатель, живет в Провиденсе в Род-Айленде. В сети вам могло попасться множество его критических обзоров и рецензий. Он является автором около сотни… Развернуть
Михаил Александрович Михеев — российский писатель-прозаик: фантаст, жанры - боевая и космическая фантастика, фэнтези.
Дебютный фантастический роман автора «Рейдер» (2010) был опубликован в «Ленинградском издательстве».
Автор ряда циклов, около 20 романов.
Родился в 1973 году в г. Ухте. Закончил Ухтинский индустриальный институт по специальности "Бурение скважин", в 1999 году защитил диссертацию. Всю жизнь проработал на предприятиях нефтяной и газовой промышленности.
Михаил Александрович Михеев — российский писатель-прозаик: фантаст, жанры - боевая и космическая фантастика, фэнтези.
Дебютный фантастический роман автора «Рейдер» (2010) был… Развернуть
Виталий Сергеевич Забирко — русский и украинский писатель-фантаст. Родился 22 декабря 1951 года в городе Артёмовске Донецкой области. По образованию химик, закончил Донецкий государственный университет, долгое время работал старшим научным сотрудником ВНИИреактивэлектрон, затем журналистом, главным редактором издательства «Отечество» (г. Донецк).
Участник Донецкого клуба любителей фантастики «Странник». В настоящее время занимается исключительно литературным творчеством.
Использовал псевдоним Виталий Зорин.
Писать начал ещё в студенческие годы. Первый же научно-фантастический рассказ «Сторожевой пес» был опубликован в журнале «Техника — молодёжи» (№ 6, 1972 год) и получил гран-при на международном конкурсе «71-РОБОТ-72».
Первая фантастическая книга Забирко повесть-предостережение «Вариант Пата» вышла в 1991 г. А написана была в 1984-м. Ещё труднее шли к читателю его «Войнуха» и «Побег», написанные соответственно в 1972-м и 1974-м и увидевшие свет в авторских сборниках Забирко «Вариант» и «Тени сна» тоже лишь в 1991-м (первые публикации — в 89-м и 90-м годах в сборниках ВТО МПФ).
Виталий Сергеевич Забирко — русский и украинский писатель-фантаст. Родился 22 декабря 1951 года в городе Артёмовске Донецкой области. По образованию химик, закончил Донецкий… Развернуть
Андрей Олегович Белянин — российский писатель и поэт, пишущий в жанре «фэнтези»
Родился 24 января 1967 года в городе Астрахань. После восьмилетней школы поступил в Астраханское художественное училище им. Власова на живописно-педагогическое отделение.
В конце четвертого курса начал профессионально заниматься стихами, из-за чего едва не завалил диплом. Отслужил два года на границе с Турцией в составе Новороссийского погранотряда. Один из немногих, кто гордится своими погонами и не считает это время потерянным.
В 1994 году был принят в Союз писателей России, ухитрившись пройти по двум семинарам и в прозе, и в поэзии. К тому времени уже были выпущены три сборника стихов, а также сказки «Рыжий и Полосатый», «Орден Фарфоровых рыцарей».
В 1995 году, после публикации этих произведений в журнале «Юность», издательство «АРМАДА» прислало письмо с предложением о сотрудничестве. В тот момент был написан и выпущен «самиздатовский» вариант «Джека». Книга издательству понравилась, и автор заключил свой первый договор.
Основоположник российского юмористического фэнтези, переводчик с чешского, болгарского, польского. Поэт, писатель, коллекционер холодного оружия.
В настоящее время проживает в Астрахани, служит в Астраханском казачьем войске в чине есаула.
Андрей Олегович Белянин — российский писатель и поэт, пишущий в жанре «фэнтези» Родился 24 января 1967 года в городе Астрахань. После восьмилетней школы поступил в… Развернуть
Грегори Бенфорд — американский астрофизик и писатель-фантаст. Профессор кафедры физики и астрономии Калифорнийского университета в Ирвайне. Редактор журнала Reason. Получил наибольшую известность как автор серии романов Galactic Center Saga. Имеет брата-близнеца Джеймса, который выступил соавтором нескольких рассказов.
Грегори Бенфорд родился 30 января 1941 года в городе Мобил, Алабама. Его отец был офицером в армии США и поэтому семья часто переезжала с места на место. Период с 1949 по 1957 год Бенфорд провёл за границей: в Японии, ФРГ и Мексике. В 1963 году Бенфорд закончил университет Оклахомы. В 1965 году получил учёную степень магистра наук в Калифорнийском университете в Сан-Диего. В 1967 году в том же университете защитил докторскую диссертацию. В 1971 стал заместителем профессора в Калифорнийском университете в Ирвайне, а в 1979 — профессором.
Бэнфорд проводит исследования и эксперименты по теории турбулентности в плазме, а также по астрофизике. Он опубликовал более ста работ в области физики конденсированных сред, физики элементарных частиц, плазмы и математической физики, и несколько работ — по биологической консервации.
Служил в качестве советника в Министерстве энергетики США, в НАСА и был членом Совета по космической политике при Белом доме. В 1995 году получил премию Фонда Лорда за вклад в науку и её популяризацию.
Первым опубликованным литературным произведением Бенфорда стал рассказ «Stand-In», появившийся в 1965 году на страницах журнала Magazine of Fantasy and Science Fiction. В 1969 году Бенфорд начал писать колонку для журнала Amazing Stories. Регулярно печатался в фэнзине «Apparatchik».
В общей сложности, за свою литературную карьеру Бенфорд четыре раза номинировался на премию «Хьюго» (за два рассказа и два романа) и 12 раз — на премию «Небьюла» (во всех категориях). В 1980 году его роман «Панорама времён» был удостоен этой премии в номинации «Лучший роман». Свою вторую премию «Небьюла» Бенфорд получил за книгу «If the Stars are Gods», написанную им в соавторстве с Гордоном Эклундом.
Грегори Бенфорд — американский астрофизик и писатель-фантаст. Профессор кафедры физики и астрономии Калифорнийского университета в Ирвайне. Редактор журнала Reason. Получил… Развернуть
Махров Алексей Михайлович — писатель-фантаст
Алексей Махров родился 13 марта 1971 г. в городе Москве. В 1996 г. закончил Московский энергетический институт, специальность — инженер. Работает менеджером в торговой компании. Фантастику пишет с 2003 г. Первая книга — роман «В вихре времен» вышла в 2004 г. Следующая книга автора «Круг доступа ограничен», написанная в соавторстве с Дмитрием Политовым была издана в 2007 году. Роман автора «Господин из завтра» вышел в издательстве «Яуза» под названием «...Спасай Россию! Десант в прошлое» в 2009 году.
Махров Алексей Михайлович — писатель-фантаст Алексей Махров родился 13 марта 1971 г. в городе Москве. В 1996 г. закончил Московский энергетический институт, специальность —… Развернуть
Лестер Дель Рей — псевдоним Рамона Фелипе Сан Хуана Марио Силвио Энрико Смита Хиткурт-Брейса (это имя) Сиерры-и-Альвареса-дель-Рея-и-де-Лос-Уэрдеса (а это фамилия). Родился 2 июня 1915 года в Клайдсдейле (штат Миннесота, США) в небогатой семье фермера, выходца из Латинской Америки. Мать умерла спустя несколько дней после родов. Отец, Франсиско Сиерра-и-Альварес дель-Рей-и-де-Лос-Уэрдес, разменял шестой десяток. Вскоре у мальчика появилась мачеха, которой он абсолютно не хотел подчиняться. Бедность была ужасающей, и уже подростком будущий писатель начал самостоятельно зарабатывать на жизнь. С 12-ти лет после окончания начальной школы он пошел на работу в заезжий цирк. Затем собирал фрукты в штате Вашингтон, был водоносом в Айдахо, чистильщиком сапог в Чикаго, поваром в мексиканском ресторанчике в Калифорнии, и в самой Мексике, побывал даже на Аляске. Ещё в школе Лестер буквально заболел чтением, в том числе научной фантастики Ж. Верна, Г. Уэллса, Берроуза, НФ-журналов. В 1930 году в Мексике 15-летний Лестер познакомился с девушкой и предложил ей выйти за него замуж. Однако первый брак Лестера Дель Рея закончился трагически: спустя три месяца его жена погибла, упав с лошади. Юноша вернулся в отчий дом, чудом раздобыл справку об окончании средней школы (среднее образование будущего писателя и преподавателя колледжа так и осталось незаконченным) и поступил в Университет Джорджа Вашингтона. Джордж Нэпп, его столичный родственник, принял Лестера как сына, пригласил пожить у него дома. Нэпп сам баловался научной фантастикой, даже опубликовал несколько рассказов и один роман. Правда, занимаясь в университете журналистикой, слушая параллельно курсы естественных наук и подрабатывая у дяди машинописью, Лестер так и не смог решить, чем заниматься дальше. Проучившись лишь два года, он бросил университет в 1932 году. Лестер получил работу секретаря и счетовода в одной столичной фирме, где проработал до 1937 года. Жизнь забрасывала его сюрпризами — как приятными, так и трагическими. Как-то после работы он выиграл в игорном заведении шесть тысяч долларов, купил маленький ресторан и снял первую в жизни собственную квартиру. Однако удача как пришла, так и испарилась, и вскоре ресторан пришлось продать. А тут пришло ужасное письмо, посланное соседями родителей. Вся его семья, кроме сестры, погибла в автокатастрофе. Новость подкосила его, и если бы не экстренное вмешательство врачей, настоявших на операции, возможно, американская научная фантастика так никогда бы и не узнала о Лестере Дель Рее. Жизнь была спасена, но лечение и похороны родственников съели последние средства, и в 22 года Лестер Дель Рей оказался на улице — без жилья, без работы и без денег… Он снова продавал журналы, разносил почту, мыл посуду в ресторане. Это приносило 5-6 долларов в неделю, будущее выглядело абсолютно беспросветным. Единственным «лучом света» оставалась литература. Лестер Дель Рей открыл для себя английскую и американскую поэзию, попробовал писать стихи сам, но быстро охладел к этому занятию, решив, что не обладает поэтическим талантом.
Первый свой опубликованный НФ-рассказ «The Faithful», историю о цивилизации разумных псов, идущей на смену человечеству, «Великий Мастер Небьюлы» (Grand Master Award, 1990) Лестер дель Рей написал… наспор, в один присест («Astounding Science Fiction», апрель 1938 г.). На русском языке рассказ был опубликован под названием «Верный, как пёс». На протяжении первых десяти лет Лестер публиковался только у Кемпбелла (выпустив в «ASF» более 40 произведений). Уже второй опубликованный рассказ Дель Рея, «Елена Лав», вышедший в том же 1938-м, стал классикой НФ о роботах. Разумные роботы, обладающие творческим вдохновением — даже грезящие о несбыточном, — выступают в качестве центральных персонажей и в рассказе «Хотя спящие умирают» (1944). А в рассказе «Реинкарнат» (1940) представлен один из первых киборгов НФ. Дель Рей хорошо усвоил заветы Кэмпбелла: проблемы, связанные с техникой, у него рассматриваются под этическим углом зрения, на первом плане — психология героев. Отметим также историю последнего селенита, потребляющего… медь («Крылья ночи», 1942), лиричный рассказ «И снова в путь…» (1951), новеллу «Корпорация „Грядущее“» (1941). Герой последнего рассказа — фанатичный пуританин. Попав после смерти на небеса, он отказывается верить своим глазам: рядом с ним разгуливают под небесными кущами те, кого герой в земной жизни считал закоренелыми грешниками! Другой пример более чем вольного обращения с религиозными и мифологическими сюжетами — рассказ «Свирели Пана» (1940), герой которого, греческий бог с рожками и копытами, вынужден зарабатывать на жизнь игрой в джаз-ансамбле, после того как умер его последний жрец на Земле… Дель Рей стал живым классиком жанра, опубликовав свой первый роман «Нервы» (1942, доработан до романа — 1956). Авария на атомной электростанции грозит снести с лица земли половину США. Мир поставлен на грань глобальной ядерной катастрофы. А единственный человек, способный справиться с неуправляемой реакцией, заживо похоронен в радиоактивных дебрях… В 1954 году Дель Рей в соавторстве с Ф. Полом (под общим псевдонимом Чарльз Шаттерфилд) опубликовал в журнале повесть «Больше никаких звёзд». Повесть понравилась читателям, и Дель Рей предложил Полу переделать повесть в роман. Пол был занят другими проектами и разрешил соавтору самостоятельно сделать это. И Дель Рей в одиночку дополнил и переписал повесть, и под названием «Небо падает» (1963, доработан в 1973), она вошла в «золотой фонд» фантастической прозы. В дальнейшем Дель Рей писал много и неровно. Под псевдонимами Ч. Шаттерфилд и Эдсон Мак-Канн им опубликовано несколько произведений в соавторстве с Ф. Полом, в частности, роман «Preferred Risk» (1955). А под своим «именем» и под псевдонимами Эрик Ван Линн и Филип Сент-Джон — произведения для детей: «Затерянные на Марсе», «Ракетный жокей», «Атака из Атлантиды» (1952), «Битва на Меркурии» (1953), «Шаг к звёздам» (1954) и другие. Кстати, такие романы Лестера Дель Рея, как «Взбесившийся робот» (1965), «Ракета из бесконечности», «Бесконечные миры Можетбыть», «Как всё устроено», «Туннель сквозь время», «Опасная осада» (все — 1966) и «Космические заключённые» (1968) написаны писателем Полом Фэйрманом по сюжетным разработкам Дель Рея. А его поздний роман в соавторстве с Рэймондом Джоунсом — «Слёзы подождут» (1978), — фактически написан Джоунсом, использовавшим тему ранней повести Дель Рея «Потому что я ревнив к людям» (1954).
Среди сольных романов Дель Рея выделим «Полиция вашей планеты» (1953) — это одно из лучших произведений американской НФ о колонизации иных космических миров. «Одиннадцатая заповедь» (1962, доработан в 1970) представляет собой пример язвительной социальной сатиры, причём, направленной в адрес римско-католической церкви недалекого будущего. Наконец, драматична сюжетная коллизия в романе «Псиматы» (1971): его герой, обнаружив у себя экстрасенсорные способности, одновременно узнает, что всех телепатов в будущем ожидает неотвратимое безумие… Всё время, пока развивалось и эволюционировало НФ-творчество Лестера Дель Рея, он продолжал работать и «вне» литературы. В годы войны — рабочим-металлистом на авиационном заводе компании «Макдонелл» в Сент-Луисе; затем литературным агентом в одном из самых известных агентств США, специализировавшихся на НФ, «Скотт Мередит». И наконец, сделал себе имя как талантливый журнальный редактор, возглавлявший в разные годы до десятка подобных периодических изданий научной фантастики — «Space Science Fiction», «Science Fiction Adventurer», «Fantasy Fiction» (на пару с Гарри Гаррисоном), «Rocket Stories» и другие. Кроме того, Лестер Дель Рей в начале 70-х преподавал курс фэнтези в Нью-Йоркском университете. Ещё в конце 1970-х годов Дель Рей написал историю американской «журнальной» научной фантастики ХХ века, мощный толчок которой дал его духовный учитель Джон Кэмпбелл, — «Мир научной фантастики: 1926 — 1976. История субкультуры». Это одна из самых добротных и ясно написанных книг такого рода. Иного и быть не могло: писал-то не сторонний наблюдатель, а человек, который сам стал яркой и значительной страницей этой истории.
Дель Рей предложил подробную классификацию фэнтези, выделяя 5 её категорий — эпическую (epic fantasy), повествующую о борьбе персонифицированных добра и зла в ином фэнтезийном мире (эпопея «Властелин колец» Джона Р. Р. Толкина, С. Дональдсон, Т. Брукс и др.); героическую фэнтези с действием в древней варварской эпохе, «литературу меча и магии» (sword-and-sorcery, Конан Р. Говарда); рассказы ужасов (weird stories или macabre stories) с темными силами и существами абстрактного зла, вызывающими иррациональный страх (рассказы Г. Ф. Лавкрафта); юмористическую фэнтези (whimsy), пропитанную иронией по отношению к магии и всему сверхъестественному (Пирс Энтони с бесконечным циклом «Ксанф»); и наконец, пятая категория, fantastic conceit, — это то, что в России обычно называют «литературной фантастикой». Традиционные проявления фэнтези, равно как и НФ, в таких произведениях обычно отсутствуют — нет ни звездолётов, ни магов с драконами. Сюжетообразующим элементом служит некое фантастическое существо или событие, выходящее за рамки ординарного, но не магическое и не сверхъестественное: например, герой видит прекрасную девушку трижды за свою жизнь, каждый раз в решающие моменты, но так и не узнаёт, кто она и какая между ними существует связь. Типичный пример — «Зелёная дверь» Г. Дж. Уэллса. Его личная жизнь сложилась непросто. Кроме упомянутого первого брака, скоротечного и закончившегося трагедией, писатель женился ещё трижды. Четвёртой и последней женой Дель Рея стала его коллега, профессиональный редактор Джуди-Линн Бенджамен. Она работала главным редактором НФ в издательстве «Баллантайн», где её супруг создал и возглавлял самостоятельное подразделение, фактически, самостоятельное издательство, которое так и называлось — «Дель Рей букс». Из недр его вышли книги десятков новых талантливых авторов американской НФ и фэнтези. «Великий мастер» научной фантастики, и Великий Редактор умер в 1993 году.
Лестер Дель Рей — псевдоним Рамона Фелипе Сан Хуана Марио Силвио Энрико Смита Хиткурт-Брейса (это имя) Сиерры-и-Альвареса-дель-Рея-и-де-Лос-Уэрдеса (а это фамилия). Родился 2… Развернуть
Крис Райт (англ. Chris Wraigh)- писатель-фрилансер, живущий и работающий в Оксфорде, Англия. Его первый роман был опубликован в 2008 году. Создает произведения по вселенным Warhammer 40000, Warhammer Fantasy и Stargate:Atlantis.
Крис Райт (англ. Chris Wraigh)- писатель-фрилансер, живущий и работающий в Оксфорде, Англия. Его первый роман был опубликован в 2008 году. Создает произведения по вселенным… Развернуть
Нил Таун Стивенсон (иногда «Стефенсон») — американский писатель-фантаст.
Родился в семье профессора электротехники Университета Айовы и лабораторного техника-биохимика. Как романист дебютировал в 1984 году текстом «Большое У» (Big U). Автор романа «Лавина» (Snow Crash, 1991), который подытожил основные достижения и художественные открытия киберпанка. В основу острого сюжета положена идея вируса Snow Crash, способного оказывать на людей пагубное воздействие, как в цифровой реальности, так и в биологических формах. Заслуга Стивенсона заключается в исчерпывающем описании нового вида коммерческой матрицы в виде МетаВселенной как вершины технологического прогресса.
Лауреат премии «Хьюго» (1996). Иногда творчество Стивенсона относят к посткиберпанку. В соавторстве им написаны два романа. Это «Интерфейс» (Interface, 1994) и «Паутина» (Cobweb, 1996). В романе Стивенсона «Криптономикон» (Cryptonomicon, 1999) отчетливо наблюдаются системные реминисценции, неоднократно отсылающие читателя к роману «Радуга гравитации» (1973) американского прозаика Т. Пинчона. В НФ-рассказе Стивенсона «Хруст» в реалистично-бытовой манере, но в узнаваемой стилистике новелл Ф. Кафки описаны методы воздействия на человека коммерческой рекламы и последствия агрессивного маркетинга продуктов питания и товаров потребления.
Нил Таун Стивенсон (иногда «Стефенсон») — американский писатель-фантаст. Родился в семье профессора электротехники Университета Айовы и лабораторного техника-биохимика. Как… Развернуть
Юрий Дмитриевич Петухов — русский писатель-фантаст, публицист, автор работ в жанре фолк-хистори, редактор, издатель. Главный редактор журналов «История», «Метагалактика», «Подлинная История». Основатель и редактор первой в России независимой газеты «Голос Вселенной». Создатель литературных направлений «сверхновая чёрная волна» и «сверхреализм».
Юрий Петухов пришел в литературу на излёте Перестройки, и в течение первой половины 1990-х годов был одной из самых противоречивых фигур в отечественной фантастике, но скорее не как писатель, а как общественное явление, вызванное к жизни крахом старых идеалов и криминальным разгулом периода становления дикого капитализма. За короткий срок он издал за свой счет несколько десятков книг, в 1993 году основал амбициозное издательство «Метагалактика» (располагалось в его собственной квартире), издавал несколько журналов и альманахов — «Приключения, фантастика», «ПФ-измерение», «Метагалактика», «Галактика», а также ежемесячную газету аномальных явлений и предсказаний «Голос Вселенной». Большинство произведений, публиковавшихся в этих журналах, также принадлежали его перу.
Уровень его творчества вызывает немало вопросов — его произведения не только не награждались никакими премиями (а их в 1990-е годы возникло более чем достаточно), но на них и не номинировались. Вдобавок, ни одно издательство или журнал (кроме собственных) даже не пыталось публиковать его художественные произведения, написанные после 1990 года.
Ещё более чем своей фантастикой, Петухов известен своими национал-патриотическими взглядами на грани экстремизма.
Юрий Петухов родился в 1951 году в Москве на Чистых Прудах. Его родители были вполне обычными людьми своего поколения — фронтовики, участники Великой Отечественной войны, отец боевой офицер, журналист и литератор, мать работник культуры. В 1967 году Юра окончил среднюю школу. В 1968–1969 гг. работал во ВНИИ кабельной промышленности (ВНИИКП). В 1969–1971 гг. служил в Советской Армии в Южной Группе Войск (Венгрия). В 1971–1978 гг. учился в Московском электротехническом институте связи (МЭИС) и Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА). Одновременно, в 1972–1985 гг. работал в где-то в оборонной отрасли. К сожалению, доступные сайты не дают возможности уточнить ни организацию, ни должность, ни характер его деятельности.
В 1980-е годы Юрий Петухов круто меняет свой образ жизни. В 1983 г. выходит в свет его первая книга — документальная повесть «Через две весны». В 1989 г. в издательстве «Современник» выходит вторая книга «День вчерашний, день завтрашний» (сборник реалистических повестей и рассказов), а за период с 1990 года и до своей кончины он издал около полусотни книг, как художественных, так и публицистических.
В публицистике Петухова стоит выделить две основные линии — национал-патриотизм (граничащий с ярко выраженным великодержавным русским шовинизмом) и альтернативный взгляд на историю, противоречащий исторической науке. Петухов считал себя философом и историком, совершившим важнейшие открытия в области антропогенеза, этногенеза, мифоанализа, индоевропеистики, древней истории человечества. По его мнению праэтносом индоевропейцев были протославяне-русы, освоившие ещё в XV-II тыс. (!) до нашей эры большую часть Евразийского континента и давшие начало практически всем народам Европы и многим народам Азии. Не утруждая себя внятными доказательствами Петухов постулировал, что все языки индоевропейской языковой семьи, в том числе древнегреческий и санскрит, развились из единого языка проторусов. Там же он находил истоки и всех мифологий, включая античные, индоарийские, германскую, кельтскую и так далее.
Не будем останавливаться на критике этих антинаучных воззрений, для пропаганды которых Петухов создал в 1997 году журнал «История» и альманах «Подлинная История». Еще в 1990 году вышло первое издание книги Ю. Петухова «Дорогами Богов» — альтернативная история славян и всего человечества. В 2000 году он приступил к изданию трехтомной «Истории Русов», в которой более подробно изложил свои фантастические взгляды на антропологию, этногенез, этнологию и историю цивилизаций. Вышедший в 2000 году первый том имел ошеломляющее заглавие: «История Русов. 40–5 тысячелетие до н.э.».
В области национал-патриотического движения Петухов был соратником Александра Проханова (хотя одновременно в своих статьях восхищался личностью В.В.Жириновского). В 1992 году в издаваемой Прохановым газете «День» была напечатана статья Петухова, в которой он обвинил американское посольство в применении секретного оружия в августе 1991 года; якобы этим оружием американское посольство зомбировало защитников Белого Дома и членов ГКЧП («День», 1992, № 27). Не был чужд Петухов и антисемитизму, а также «теории мирового еврейского заговора». Некоторые деятели того периода называли взгляды Петухова фашистскими. Кое-какие книги автора были запрещены в России (см. Примечание в конце библиографии).
Фантастика в творчестве Юрия Петухова занимает особое место. Начинал он с более-менее традиционного фантастического боевика, но в дальнейшем принципиально от него отказался в пользу нового, как он считал, жанра, названного «сверхновой черной волной» или «литературой сверхреализма». На самом деле это был непривычный для Советского Союза, но вполне традиционный для западного мира кровавый трэш. Именно в таком ключе и были созданы романы «Бойня» и «Сатанинское Зелье», огромный по объёму пятитомный роман-эпопея «Звёздная Месть» и многие другие. У этих книг немало почитателей, которым нравится кровожадный стиль и идея расового превосходства славян над всем остальным миром (которую автор «продвигал» в том числе и посредством фантастики). Другие читатели резко критикуют как форму, так и содержание книг Петухова, называя его графоманом и оголтелым шовинистом.
Для характеристики Петухова как писателя важно, что хотя он называл себя православным, но в действительности его религиозные воззрения приближались к неоязычеству и почти не имели связей с христианством. Подмена Православия выдуманной им древней арийско-славянской религией, упор на эзотерику, отрицание научного метода и вульгарные домыслы — характерные черты мировоззрения Юрия Петухова.
Умер писатель, когда ему было всего 57 лет. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве
Юрий Дмитриевич Петухов — русский писатель-фантаст, публицист, автор работ в жанре фолк-хистори, редактор, издатель. Главный редактор журналов «История», «Метагалактика»,… Развернуть
Михаил Ланцов – российский писатель, автор фантастики, исторических романов, приключений.
Михаил Алексеевич Ланцов родился в 1984 году в Москве. Будучи школьником, проявил способности к математике, увлекся историей, был участником олимпиад, пробовал писать компьютерные программы. После школы он изучал филологию, французский и латинский языки, а также самостоятельно выучил старославянский.
Увлечение историей помогает писателю при создании литературных произведений. Обширные знания и опыт военно-исторической реконструкции позволяют наполнять романы достоверными данными, которые очень ценят читатели. Свободное время автор посвящает спорту, рыбалке, а также поиску новых интересных исторических фактов.
Михаил Ланцов – российский писатель, автор фантастики, исторических романов, приключений.
Михаил Алексеевич Ланцов родился в 1984 году в Москве. Будучи школьником, проявил… Развернуть
Владислав Петрович Крапивин — советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог.
Родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).
Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.
Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...
До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».
Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.
Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.
Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.
В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).
Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).
Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.
Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях Крапивина раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести «Я иду встречать брата» появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в «Великое Кольцо Мироздания». Из повести «Летчик для особых поручений» (1975) приходит в мир Великого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона»). Трилогия «В ночь большого прилива» (1969-1977) дала Великому Кристаллу образ «светлого штурмана Иту Лариу Дэна» (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве Крапивина тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения.
Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.
Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».
Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.
Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».
Виноградова О., Мещерякова М.
Официальный сайт: rusf.ru/vk
Владислав Петрович Крапивин — советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической… Развернуть
Сергей Юрьевич Волков — русский писатель, журналист, родился в Смоленской области в год, когда едва не началась война с Китаем, а американцы высадились на Луну. В одиннадцать лет стал призером всесоюзного конкурса на лучший фантастический рассказ, организованный газетой «Пионерская правда». После школы работал на заводе антикоррозийных покрытий, тогда же начал сотрудничать в местной газете. Участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали. Отслужив в Советской армии, учился в Казанском государственном университете, участвовал во 2-ой Колымской микроклиматической экспедиции. Первые опубликованные рассказы Сергея Волкова обратили на себя внимание читателей, и в 1993 году он круто изменил свою жизнь, поступив в Московский Литературный институт. В 1996 году дебютировал романом «Потревоженное проклятие», вскоре был принят в Союз писателей России.
В настоящее время живет в Москве, занимается журналистикой и литературным трудом. Автор двух десятков книг и нескольких сотен статей. Женат, воспитывает двух дочерей и сибирскую кошку. Увлекается чтением исторической литературы, поэзией, любит коньяк и жареное мясо.
Сергей Юрьевич Волков — русский писатель, журналист, родился в Смоленской области в год, когда едва не началась война с Китаем, а американцы высадились на Луну. В одиннадцать лет… Развернуть