4,2

Моя оценка

В романе описываются события из жизни польских славян в IX веке. Канвой сюжета для «Старого предания» послужила легенда о Пясте и Попеле, гласящая о том, как, как жестокий князь Попель, притеснявший своих подданных, был съеден мышами и как поляне вместо него избрали на вече своим князем бедного колёсника Пяста.
Цикл: История Польши, книга №1

Лучшая рецензия на книгу

Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

1 апреля 2022 г. 22:03

266

4

Все-таки IX век кажется ну очень далеким и незнакомым от слова "совсем". В исторической художественной литературе это время освещается крайне мало, да и то, это больше европейские западные страны, которые на поверку оказываются еще более варварскими и дикими, чем наши братья-славяне, или еще Византию некоторые авторы могут взять для своего романа, хотя тоже освещая события несколько однобоко.

И тут у меня нарисовался незнакомый автор, которого я нашла в посвященной Польше подборке, со взятой за основу книги легендой. Чуть ли не только-только отошедшие от племенного образа жизни люди, западные поляне, в общем, как и многие их соседи, еще большие дети. До создания королевства Польши (название которой, кстати, произошло как раз названия племени полян) не так уж долго ждать, но это на самом…

Развернуть

Польским писателем XIX века Анджеем Щепанским на сюжет «Старого предания» была написана драма в пяти актах — «Пяст I» (1891); композитором Владиславом Желенским — опера под тем же названием (1906); художниками Э. Андриолли (1878) и А. Гавинским (1909) сделаны иллюстрации к роману.

Во времена Крашевского об этой эпохе имелись лишь скупые, отрывочные свидетельства чужеземных историков и несколько смутных преданий о Краке, Ванде, Пясте и Полеле, записанных польскими летописцами Анонимом Галлом (XII век), Виниентием Кадлу-беком (конец XII — начало XIII века) и Яном Длугошем (XV век). Канвой сюжета для «Старого предания» послужила легенда о Пясте и Попеле, изложенная в истории Длугоша. Легенда гласит о том, как жестокий князь Попель, притеснявший своих подданных, был съеден мышами и как поляне вместо него избрали на вече своим князем бедного колёсника Пяста. В самом заглавии романа Крашевский подчеркнул теснейшую связь своего произведения с древними легендами. Мыши из легенды, использованной Длугошем, превращаются у Крашевского в многолюдный род Мешков, которых, как говорит автор, прозвали Мышками за их плодовитость. Называя их Мешками, он этим как бы подчёркивал преемственную связь вымышленных персонажей с позднейшей исторической личностью — польским, князем X века Мешком I. Крашевский использовал в «Старом предании» и другие легенды. Героиня романа — красавица Дива, мечтающая стать жрицей, напоминает легендарную польскую королеву Ванду. Как и Ванда, Дива пуще всего дорожит своей свободой и отказывается стать женой Домана, а когда тот силой похищает её, ранит его ножом и скрывается в храме богини Нии.

Знание преданий и легенд, знакомство с археологическими раскопками курганов позволили Крашевскому описать подробнейшим образом жизнь полян, их обычаи, нравы, домашнюю утварь и костюмы. Особенно удачно описаны Крашевским жилища полян, и это тем более следует поставить ему в заслугу, что при жизни писателя они не были известны по археологическим раскопкам. Изображённое автором в романе гостеприимство полян, добродушие и честность, уважение членов семьи к своему патриарху, отцовское право распоряжаться детьми, подчинённое положение женщин, приветливое, смешанное с чувством страха отношение к колдунам и пристрастие полян к ворожбе — все это правдиво характеризует быт и языческую культуру древних предков польского народа.

Созданная Крашевским картина общественных отношений, как справедливо отмечают современные польские учёные, в общих чертах соответствует научному представлению об этом периоде, и в этом одно из величайших достоинств «Старого предания».

Форма: роман

Оригинальное название: Stara baśń

Дата написания: 1876

Перевод: Е. М. Рифтина

Язык: Русский (в оригинале Польский)

Кураторы

Рецензии

Всего 8
Helena1996

Эксперт

кто? я? если только по аморфности и рефлексии )))

1 апреля 2022 г. 22:03

266

4

Все-таки IX век кажется ну очень далеким и незнакомым от слова "совсем". В исторической художественной литературе это время освещается крайне мало, да и то, это больше европейские западные страны, которые на поверку оказываются еще более варварскими и дикими, чем наши братья-славяне, или еще Византию некоторые авторы могут взять для своего романа, хотя тоже освещая события несколько однобоко.

И тут у меня нарисовался незнакомый автор, которого я нашла в посвященной Польше подборке, со взятой за основу книги легендой. Чуть ли не только-только отошедшие от племенного образа жизни люди, западные поляне, в общем, как и многие их соседи, еще большие дети. До создания королевства Польши (название которой, кстати, произошло как раз названия племени полян) не так уж долго ждать, но это на самом…

Развернуть
lapl4rt

Эксперт

Эксперт по жизни

15 марта 2021 г. 19:10

338

5

Новый для меня автор исторических романов - и такое открытие!

Речь в романе идет о первом тысячелетии нашей эры, когда каменные орудия потихоньку начали вытесняться железными, а общины - объединяться в большие городища. Крашевский взял предания о скорее всего легендарных Мышках, Лешеках, Попелеках и художественно их переложил. Всего только 9 век н.э., а уже тогда славяне отбивались от немцев. Главное - иметь главного. Предыдущего своего князя, выбранного кметами (свободные земледельцы), сами же кметы и убили за то, что начал "зарываться": беспробудное пьянство и подстрекательство неуемной жены вынудили Хвостека (обидное прозвище, означающее "никчемный человек"), уничтожить практически весь свой род, всех людей, которые хотя бы теоретически могли бы чуть что пойти за ним. Немцы под…

Развернуть

Подборки

Всего 29

Популярные книги

Всего 701

Новинки книг

Всего 241