Книжный портал
с персональными рекомендациями
и личными коллекциями
  • 15 000 000оценок книг
  • 940 000рецензий на книги
  • 58 000 000книг в коллекциях
Зарегистрируйтесь или войдите
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно

Распад атома

Форма: поэма
Первая публикация: 1938

«Распад атома» — прозаическое произведение Георгия Иванова, изданное в Париже 1938 году (по авторской датировке завершено 24 февраля 1937 года).
Публикация встретила весьма противоречивые оценки; повествование изобилует отвратительными деталями, в частности, содержит сцену педонекрофилии.

Развернуть

Лучшая рецензия на книгу

Оценка radiobed:   4  /  4.2
Я думаю о эпохе, разлагающейся у меня на глазах.

Это произведение оказалось в списке на прочтение после того, как о ней вскользь упомянул Андрей Михайлович Ранчин. Всё оно благоухает аллегориями, видно, что Георгий Иванов привык самовыражаться с помощью поэзии, которую он вполне умело вплел в прозаическое повествование. Примечательно, что во время прочтения, я подумала: "Такая образность...чем-то напоминает Набокова". А оказывается они были злющими врагами и, на мой взгляд, В.В. Набоков написал рецензию не произведению, а его автору, так как питал к нему просто необузданную неприязнь.

Каждый, как атом в ядро, заключен в непроницаемую броню одиночества.

Паутина мыслей главного героя - одинокого, забытого и отчаянно нуждающегося в любви и, может быть, собеседнике, порой ставила меня в тупик, но чаще всего вовлекала в его мир. И то, что он… Развернуть 

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Текст вашей рецензии

Рецензии читателей

Оценка Eka33:  5  
Мы скользим пока по поверхности жизни. По периферии...18+

Прекрасная мерзость! Это искренний восторг, а не произведение. Да-да, это АНТИэстетическая поэма в прозе! В ней я практически каждую строчку подчеркивала. Кстати, читать с карандашом для меня исключительная практика. А тут...весь текст - достойные цитаты.

Я хочу душевного покоя. Но душа, как взбаламученное помойное ведро-- хвост селедки, дохлая крыса, обгрызки, окурки, то ныряя в мутную глубину, то показываясь на поверхность, несутся вперегонки.


После выхода этого скандального произведения в свет (1937-1938), критики и друзья (Владислав Ходасевич, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус) Георгия Иванова долго спорили о том, что есть "Распад атома" - это гениальное произведение талантливого поэта или полный провал. Рефлексии главного героя ( Я живу. Я иду по улице. Я захожу в кафе....Я… Развернуть 

Оценка bukvoedka:  4  

Поэма в прозе «Распад атома» Георгия Иванова - произведение намеренно антиэстетичное, хотя современного читателя страшными тайнами лирического героя и некрофилией в тексте не удивишь. Атом – это душа, одинокая, несчастная, лишенная гармонии. Нечто маленькое: «Человек, человечек, ноль сидит с остановившимся взглядом». Он уже умер, стал нулем.

Любовь несчастна. Мир ужасен. Искусство лишено красоты, точнее лирический герой перестал ощущать красоту искусства, он видит его только искаженным: Пушкин у него перестает быть Пушкиным (цитаты угадываются, но не соответствуют тексту поэта), заумь соединяется с банальными истинами (Вроде «Волга впадает в Каспийское море»). Цитат и реминисценций много, но все они лишь подтверждают смерть искусства для героя. А с ней и смерть мира, и смерть человека.… Развернуть 

Оценка Einhart:  3.5  

Я нашел тег к этой книге: "к нам сегодня приходил некропедозоофил". И вот в этом что-то есть. Ты, в принципе, понимаешь аллегорию в книге, но частичка тебя говорит: "точно? а это точно сейчас была аллегория, да?"

Мне нравится то, что называется поэзией в прозе. Мне нравится образность, переливчатость эмоций, впечатлений. Отдельные штрихи, которые рисуют картину не столько зрительную, сколько эмоциональную; то, что позволяет поймать ощущение: истеричной безнадежности, пира во время чумы, ангельского и мерзкого за ширмой обыденного.
И я, в общем-то, внутри понимаю, для чего нужны были все эти описания мерзостей: на разный вкус и цвет, но чтобы точно читателя передернуло и покоробило внутри. Понимаю - но не понимаю.
Я бы понял также хорошо, я бы, может, понял даже гораздо лучше, если бы… Развернуть 

Оценка yorik909:  5  

Законы жизни, сросшиеся с законами сна. Крестик-револьвер, непременно дающий осечку. Штопор, пронзающий мировое уродство. N-нное количество таких вот ярких образов-метафор по прочтении обязательно вцепятся читателю в память. Изумительная вещь. Действительно поэма в прозе. Нечто философско-порнографическое из конца 30-х гг. Если кому-то стиль и/или содержание произведения придутся не по вкусу - не беда. Оно в любом случае, с какими бы эмоциями ни было прочитано, будет прочитано не зря, так как интересно хотя бы как документ эпохи. Мол, и такое было. Тем более - было в такое время. Примечательно ведь, что все это пишет деятель русской эмиграции, сообщества, казалось бы, по определению "реакционного", пишет в Париже, в то время как в самой "прогрессивной" и "революционной" стране мира… Развернуть 

Оценка Kael_Yoho:  2  

Очень абстрактное произведение, без помощи критических статей и анализов, наверное, понять, что именно хотел донести автор будет сложновато. И говорит он не только о жизни эмигрантов, а о жизни вообще.
Во время чтения кажется, что ты ощущаешь поток сознания очень сильно заболевшей человеческой головы, да еще и с температурой под 40.
Кстати, Сорокин впоследствии таким тоже начал заниматься.

Стоит прочитать хотя бы из-за манеры повествования, необычных художественных приемов и проч.

Оценка drzlo:  3  

Знаете, такое чувство, будто читаешь произведение плода внебрачной связи Джеймса Джойса и Шарля Бодлера; то есть всё одновременно смертельно-болезненно-извращенно плохо и в то же время - ууу, мифологемы, ууу, поток сознания!
Хотя, конечно, это я утрирую, и утрирую зло: в какой-то степени произведение... интересное. Во всяком случае даёт представление, как чувствовал себя обыкновенный нищий русский эмигрант в тот момент, когда он понял, что не вернётся. Но как-то... как-то... О нечто подобном спустя пятьдесят лет будет снимать Кира Муратова, но то киноязык, у него своя специфика, и по мозгам оно бьёт совершенно иначе, чем в литературном произведении.
Ну, по крайней мере Георгий Иванов доказал, что декаданс так или иначе будет жить вечно.

У вас есть ссылка на рецензию критика?

Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вы сможете:
Стать книжным экспертом
Участвовать в обсуждении книг
Быть в курсе всех книжных событий и новинок