Роман Семёнович Сеф (06.10.1931 – 20.02.2009) (77 лет) - детский поэт, писатель, драматург, переводчик. Настоящее имя – Роальд Семёнович Фаермарк. Фамилия "Сеф" взята из партийной клички отца СЕФ - Семён Ефимович Фаермарк.
Родители Роальда были партийными работниками. Когда их репрессировали, он, будучи пятилетним мальчиком, остался на попечении бабушки. Через десять лет его с матерью, вернувшейся к тому времени из заключения, отправили на поселение – три года местом их жительства был город Малоярославец. После окончания школы Роальд перепробовал множество профессий, успев поработать даже на Союз писателей – водил служебный автобус.
В 1951 году он был арестован по печально известной 58 статье. После года тюрьмы был сослан на пять лет в Караганду. Именно там, изучая английский язык, Роман Сеф начал заниматься литературными переводами. В 1956 он был реабилитирован по статье 58,8; 58, 1-а; 58,10; после реабилитации поступил на факультет журналистики МГУ, однако не окончил его.
В 1960 году Роман Сеф опубликовал два сборника переводов – «В эту минуту» и «Бабочка и пчела», а два года спустя вышел сборник его собственных стихов «Шагают великаны», который высокой оценил К. И. Чуковский. Тогда же Роман Сеф стал членом Союза театральных деятелей, а в 1966 году – Союза писателей СССР. Он продолжал активно заниматься переводами, писал пьесы для детского театра, сочинял стихи, прозу. В частности, он переводил поэзию Уолта Уитмена, американских модернистов и многое другое. А его пьесы для детей поставлены более чем в 30-ти театрах, среди них "Емелино счастье", "Две бабы-Яги" и другие.
В 1987 году он получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги за стихотворение «Я сделал крылья и летал». Роман Сеф был также награждён Государственной премией СССР и удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
Роман Семёнович Сеф умер 20 февраля 2009 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
(По материалам Википедии и сайта Союза писателей)
Роман Семёнович Сеф (06.10.1931 – 20.02.2009) (77 лет) - детский поэт, писатель, драматург, переводчик. Настоящее имя – Роальд Семёнович Фаермарк . Фамилия "Сеф" взята из… Развернуть
Валентин Дмитриевич Берестов - русский и советский писатель, поэт, автор книг для детей и взрослых.
Родился 1 апреля 1928 года в г. Мещовске, Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Второй мировой войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.
В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии.
В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии.
Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.
Член СП СССР. Подписал письмо в защиту Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского (1966).
В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г). В эти же годы Валентин Дмитриевич уделял значительную часть времени передачам по радио и телевидению, писал музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Валентин Дмитриевич Берестов - русский и советский писатель, поэт, автор книг для детей и взрослых. Родился 1 апреля 1928 года в г. Мещовске, Калужской области. Читать будущий… Развернуть
Родился 14 февраля 1903 года в городе Петергофе.
Окончив в 1925 году Петроградский университет (литературно-художественное отделение факультета общественных наук), был привлечен к работе в музее Петергофа.
С 1938 года работал в ГРМ, c 1939 года — в Литературном музее Института русской литературы АН СССР. Тогда же он защитил диссертацию по художественному наследию Ломоносова.
Воевал командиром миномётного расчета. Лишился левой руки. Директор музея-заповедника с 1945 года на протяжении более 45 лет. Прилагал колоссальные усилия по воссозданию пушкинских мест и привлечению к ним общего внимания, в чем преуспел.
Известен как великий энтузиаст и неутомимый популяризатор. Автор множества книг и статей по пушкинскому наследию и истории.
Похоронен на городище Воронич.
Родился 14 февраля 1903 года в городе Петергофе. Окончив в 1925 году Петроградский университет (литературно-художественное отделение факультета общественных наук), был привлечен… Развернуть
Сергей Анатольевич Иванов – советский детский писатель, поэт, сценарист.
Родился в Москве.
В 1963 году окончил дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В студенческие голы принимал участие в выпуске стенгазет: писал рецензии, пародии, стихи. «Стенгазета – вот действительно литинститут», — вспоминал он позже.
После окончания института уехал по распределению в небольшой провинциальный город, где работал в школе для детей с дефектами речи. Учительский опыт впоследствии очень пригодился писателю.
Иванов был комсомольским активистом - секретарем, и именно из ЦК ВЛКСМ его направили работать его в журнал «Пионер»: он уже опубликовал стихи и небольшие рассказы в детских журналах - «Пионер», «Мурзилка», «Костер» и др.
Первая книга С. А. Иванова, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971 году.
Известность пришла к автору после тридцати лет: в 1973 году в издательстве «Детская литература» вышел сборник его рассказов «Хлеб и снег», в которую вошли и рассказы о животных и о природе, написанные в лучших традициях русской прозы по образности и лиричности. Кроме того, в сборнике было несколько рассказов о детях и школьниках. Книга понравилась читателям и получила хорошую критику.
В 1976-м - после издания повести «Ольга Яковлева» - окончательно определилось его писательское кредо: писатель вошел в литературу как автор «школьной повести».
С. А. Иванов написал более 50 книг: школьные повести, рассказы о природе, детские детективы.
Создал сценарии к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне».
Вместе с поэтом Романом Сефом вел семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Из этого семинара вышли многие современные прозаики, пишущие для детей.
Жизнь Сергея Иванова трагически оборвалась 4 декабря 1999 года – он попал под поезд. Похоронен на Ново-Деревенском кладбище города Пушкино, Московская область.
Сергей Анатольевич Иванов – советский детский писатель, поэт, сценарист. Родился в Москве.
В 1963 году окончил дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина. В… Развернуть
Андрей Юрьевич Хржановский — советский и российский художник-мультипликатор, сценарист, преподаватель.
Родился 30 ноября 1939 года в Москве. Отец — художник и эстрадный артист Юрий Борисович Хржановский, потомок ссыльных поляков. Дед по отцу — Борис Феликсович Хржановский, директор книжного издательства И. Д. Сытина в Иркутске, в советское время — директор издательства «Академкнига» в Москве. Мать — Вера Михайловна, урождённая Берлинская. Дядя — советский дирижёр и пианист Павел Берлинский. Двоюродный брат — виолончелист и основатель квартета имени Бородина Валентин Берлинский.
Родители познакомились в Иркутске, после революции перебрались в Ленинград вслед за братьями Веры Михайловны. Там его отец, выступавший в жанре дивертисмента, сблизился с актёром Эрастом Гарином и его женой Хесей Локшиной, которые после переезда в Москву приложили все усилия, чтобы семья Хржановских последовала за ними. Поселились в Мансуровском переулке, а через год у супругов родился сын Андрей.
В 1962 году окончил ВГИК (мастерская Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой). По словам Хржановского, на «Союзмультфильм» его привёл случай: из-за большого количества выпускников режиссёрского факультета единственной возможностью снять дипломный фильм, не тратя годы в ожидании своей очереди, были съёмки на студии неигровых фильмов. Но мультфильм «Жил-был Козявин» (1966) не хотели допускать до защиты из-за подозрений в сюрреализме до тех пор, пока завкафедры Сергей Герасимов не определил его как «наш, социалистический сюрреализм».
Свой следующий мультфильм «Стеклянная гармоника» (1968) Хржановский описывает как «историю сегодняшнего дня… про власть денег над нашими душами, про культуру, которой затыкают рот». Сдача фильма руководству пришлась на день ввода советских войск в Прагу. В итоге он был положен «на полку», а режиссёру на следующий день вручили повестку в армию и определили во флот в звании командира взвода батареи реактивных установок. Хржановский решил «повидать мир» и перешёл в пехотную роту, направлявшуюся в зону боевых действий, где отслужил два года. В перестроечное время, когда показ «полочных» фильмов стал одним из программных пунктов нового руководства Союза кинематографистов, вдруг выяснилось, что на тираж «Гармоники» плёнки не хватило, и премьеру вновь отложили.
Среди своих работ особо выделяет «пушкиниану» — мультфильмы по мотивам творчества А. С. Пушкина «В мире басен» (1973) и «День чудесный» (1975), а также биографическую трилогию «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977), «И с вами снова я…» (1980), «Осень» (1982) на основе рисунков и черновиков поэта, в 1987 году объединенную в один полнометражный фильм «Любимое мое время».
Кроме того, ему принадлежат фильмы на основе рисунков Сергея Бархина («Лев с седой бородой», 1995), Федерико Феллини («Долгое путешествие», 1997), Иосифа Бродского («Полтора кота», 2002). Впоследствии замысел получил развитие в полнометражном фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009). Все четыре фильма были отмечены кинопремиями «Ника», а также различными международными премиями.
С 1988 по 1990 год Хржановский возглавлял творческое объединение «Поиск» при «Союзмультфильме», был членом худсовета студии.
С 1982 года преподаёт во ВГИКе, заведует кафедрой режиссуры анимационного фильма. В 1993 году совместно с Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном и Фёдором Хитруком организовал школу-студию «ШАР» для производства мультфильмов и подготовки профессиональных аниматоров, где он занимает должности художественного руководителя, председателя Совета учредителей и педагога по режиссуре.
Сын — кинорежиссёр И. А. Хржановский.
Андрей Юрьевич Хржановский — советский и российский художник-мультипликатор, сценарист, преподаватель. Родился 30 ноября 1939 года в Москве. Отец — художник и эстрадный… Развернуть
Радий Петрович Погодин - русский советский писатель и сценарист.
Родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво (Новгородская губерния).
В 1927 году вместе с семьёй переезжает в Ленинград, отец с матерью расходятся.
С 16 сентября по 6 ноября 1941 года Радий работал слесарем в авторемонтных мастерских СЗФ.
В 1942 году был эвакуирован из Ленинграда, в котором пережил первую блокадную зиму, в Пермскую область. Работал монтёром и кочегаром в детском доме.
После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Участвовал в освобождении левобережья УССР, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В 1945 году в звании сержанта уволен в запас.
Учился на подготовительных курсах в ЛГИ имени Г. В. Плеханова. В 1946 году стал работать в пожарной охране в Москве. Начал печататься в ведомственной многотиражке «Боевой сигнал». При обсуждении в редакции Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» выступил в защиту М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой, после чего в 1946—1947 годах из-за угрозы ареста скрывался, затем вернулся в Ленинград к отцу. Устроился на работу, был арестован и осуждён по статье 58-10, «антисоветская пропаганда». Отбыв срок (1948—1950), вернулся в Ленинград, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.
В 1954 году снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло». В 1959 году Радий Петрович Погодин был принят в СП СССР.
Широкую известность получили его рассказы для детей, рассказ «Кто согрел море» представлял СССР (наряду с рассказами В. К. Железникова, О. Донченко, М. Мревлишвили, Я. Раннапа, Х. Назира) в Сборнике рассказов писателей разных стран «Дети мира» (1962), подготовленном международной редакционной коллегией (издан в СССР в 1965 году).
Умер 30 марта 1993 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.
Радий Петрович Погодин - русский советский писатель и сценарист. Родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво (Новгородская губерния). В 1927 году вместе с семьёй… Развернуть
Валерий Владимирович Медведев (имя при рождении Валерий Иванович Маринин) — советский и российский писатель, актёр. Автор книг для детей.
Валерий Маринин в 1940 году поступил на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского, но учебу прервала Великая Отечественная война. После демобилизации окончил в 1952 г. ГИТИС и работал в московском театре имени Моссовета, снимался в кино.
В детскую литературу пришел в 1957 г., первой его книгой в жанре фантастики стала повесть-сказка «Баранкин, будь человеком!» (1962). Впоследствии эта очень популярная повесть была переведена почти на 30 языков и отмечена дипломом международного конкурса имени Г.-Х.Андерсена. По ее мотивам созданы мультфильм, спектакль и даже оперетта. В 1983 г. книга «Фантазии Баранкина» была удостоена Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской.
Среди других произведений писателя — книги «Голоса», «Гусенок третьего сорта», повести «Капитан Соври-голова», «Вовка Веснушкин в стране заводных человечков», «Сверхприключения сверхкосмонавта». Помимо произведений для детей, Валерий Медведев известен и как автор текстов для Леонида Утесова, Клавдии Шульженко и Аркадия Райкина.
Валерий Владимирович Медведев (имя при рождении Валерий Иванович Маринин ) — советский и российский писатель, актёр. Автор книг для детей. Валерий Маринин в 1940 году… Развернуть
Окончил Литературный институт им. А.М. Горького в 1952 году. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР с 1959 года. Во время антисемитской кампании уволен из Радиокомитета СССР. Печатали только после 1953 года. В публицистике на страницах «Комсомольской правды» в 1960—1970-х годах выступал в защиту авторской песни. В кино - как автор сценариев к фильмам для детей и текстов песен.
Окончил Литературный институт им. А.М. Горького в 1952 году. Участник Великой Отечественной войны. Член СП СССР с 1959 года. Во время антисемитской кампании уволен из… Развернуть
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, академик. Общественный деятель, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов. Директор научно-исследовательского института детства. Творческая и общественно-педагогическая деятельность удостоена многочисленных наград.
Отец Лиханова был слесарем, мама работала мед. лаборантом в больнице, годы войны – в госпитале. В 1953 году Альберт поступил в Уральский государственный университет в г. Свердловске на отделении журналистики. После его окончания 1958 возвращается в Киров, где работает литературным сотрудником газеты «Кировская правда», а с 1961 г. возглавляет редакцию газеты «Комсомольское племя».
Через год в Кирове выходит его первая книга «О благородной королеве, золотых зернах и горячих сердцах», а в 1963 г. та самая, с которой писатель ведет свой творческий отсчет: «Да будет солнце!» - это повесть об итальянском художнике XIX века Эльвиро Андриолли. Потом он уезжает в Западную Сибирь, где два года работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», затем его переводят в аппарат ЦК ВЛКСМ.
С 1975 г. он главный редактор журнала «Смена» (20 лет проработал в этом журнале, из них 13 лет в качестве главного редактора). Работа в молодежной печати обогатила писателя необходимым опытом, познакомила с проблемами, заставила «влезть в гущу событий», которыми живут молодежь и подростки в нашей стране. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. «Своей главной темой и аудиторией, - говорит писатель, - я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления. О нем и для него надо писать».
Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и др. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребенка, в формировании его характера.
А. Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе – памяти о своем детстве. В них автор передает ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлеченность, правдивость – характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах.
Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве – повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, а также повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека» и другие повести этого цикла, а также роман «Мужская школа», составляют своеобразную дилогию о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон» и романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе все самое лучшее.
1970-90 гг. – период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращенный к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу А.А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака в 1987г. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.
В 1987 г. Альберт Лиханов организовал Детский фонд с отделениями во всех республиках, краях и областях СССР, а теперь – России и СНГ, и все они работают в настоящее время. Вот лишь некоторые из проектов, по которым постоянно работает организация: «Теплый дом», «Детская библиотека», «Дар жизни», «Детский диабет», «Детский церебральный паралич», «Глухие дети». Ему же принадлежит идея создания семейных детских домов.
Альберт Лиханов занимал активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому боролся словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребенка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.
Член-корреспондент АПН СССР (1990), академик РАО (2001). Почётный гражданин города Кирова, почётный гражданин Кировской области.
Скончался 25 декабря 2021 года. Причиной смерти стал COVID-19.
Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, журналист, академик. Общественный деятель, председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских… Развернуть
Народный художник России График, работает в области монументального, декоративно-прикладного искусства, книжной графики. Член СХ СССР с 1973 года.
Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в 1938 года в Хабаровске. В 1964 году окончил Владивостокское художественное училище. Член ВТОО «Союз художников СССР» с 1973 года.
Г. Д. Павлишин – Почетный гражданин г. Хабаровска (1993). Имеет награды: Государственную премию им. Н. К. Крупской (1979); Орден Дружбы народов. Удостоен приза «Золотое яблоко» на международном конкурсе детской книги в Братиславе (1975); Золотой медали международной выставки книги в Лейпциге (1977); Серебряной медали в Японии; лауреат многих международных и всероссийских конкурсов.
Геннадий Павлишин – известный художник с мировым именем, редкий и самобытный мастер. Он пишет необыкновенно тонкие и выразительные акварельные рисунки, выполняет мозаичные панно.
Окончив художественное училище, он несколько лет работал художником в отделе истории и этнографии Дальневосточного филиала Академии наук СССР. Все это время провел в экспедициях, изучал быт, нравы, культуру коренных народов, делал многочисленные рисунки, эскизы, наброски. На их основе возникли его удивительные картины, книжные иллюстрации
С 1965 года Г. Павлишин активно сотрудничал с Хабаровским книжным издательством. Известность пришла к нему после иллюстрации книги Д. Нагишкина «Амурские сказки». Художник нашел особый графический стиль, в котором объединились этнографические знания искусства народов Приамурья, хороший рисунок и оригинальность композиции. Его книги издавались в США, Греции, Франции, Японии и других странах.
Всего им оформлено более 100 изданий. «Таежные родники», «Огненные листья», «Серебряный кубок» П. Комарова, «Золотая Ригма» В. Сысоева, «Мэрген и его друзья», «Таежные зори», «Поклон тайги» удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов.
Историко-этнографическая тема в творчестве художника имела продолжение, опубликованы проспекты и буклеты по культуре народов Приамурья и Крайнего Северо-Востока. В Японии была издана книга, посвященная жизни Дерсу Узала, проводника К. П. Арсеньева.
Геннадий Павлишин любит дальневосточную природу, удивительно точно и в то же время «живо» передает растительный и животный мир. Специалисты отмечают, что по рисункам художника можно изучать флору и фауну Дальнего Востока. В Японии ему присудили восемь «желтых бантов» – за изображение животных, икебаны, за искусство акварели.
Художник выполнил тысячи графических листов, этюдов, рисунков, запечатлел стройку века – Байкало-Амурскую магистраль, ее героев в книгах-альбомах «Навстречу времени. От Байкала до Амура»; «В краю созидания»; «Трасса…». Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1986 г.)
Геннадий Павлишин - признанный мастер флорентийской живописной мозаики. Наиболее широко известна мозаичная картина (12 кв. м.) «Поэма о Приамурье» (1979), установленная в Доме приемов в г. Хабаровске. Огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней использовал художник в композиции. Это прекрасное произведение искусства, прославляющее величие и красоту природы нашего дальневосточного края.
В последние годы он работает для Русской православной церкви, творит мозаичные иконы для храмов, создает удивительные по красоте киоты.
Он создал замечательную мозаичную икону Серафима Саровского для часовни, посвященной этому удивительному русскому святому; уникальную мраморную купель для крещения в храме Святого благоверного князя Даниила Московского в Хабаровске. На сооружение куполов для этого храма Геннадий Дмитриевич пожертвовал свои средства.
Значительным событием для Дальнего Востока было строительство православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Г. Павлишин вместе с Ириной изготовили и передали в дар Хабаровской епархии мозаичную панно-икону из камней-самоцветов и смальты. В присутствии пограничников и священников накануне праздника Успения Божией Матери епископ Хабаровский и Приамурский Марк осветил икону святого воина Виктора. Для этой часовни Г. Павлишин и его дочь Ирина создали икону «Порт-Артурская Божья Матерь».
В 2009 году на фасадной стене в храме святого архангела Михаила установлена была установлена мозаичная икона Святого архангела Михаила (село Ленинское ЕАО). Над уникальной иконой вместе с дочерью Ириной художник работал почти год. Тысячи камней пришлось огранить, подогнать, чтобы святой лик засверкал всеми цветами.
Геннадий Павлишин – большой и талантливый художник, который чрезвычайно много сделал для развития искусства Дальнего Востока. Его произведения входят в Золотой фонд отечественной и мировой культуры.
Народный художник России График, работает в области монументального, декоративно-прикладного искусства, книжной графики. Член СХ СССР с 1973 года.
Геннадий Дмитриевич Павлишин… Развернуть
Семён Львович Лунгин — советский драматург, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981).
Семён Львович родился 12 января 1920 года в городе Серпухов (ныне Московская область). В 1943 году окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского. Отец кинорежиссёров П. С. Лунгина и Е. С. Лунгина, муж переводчицы Л. З. Маркович.
Большинство своих сценариев написал совместно с И. М. Нусиновым, с которым был не только в партнерских отношениях, но и дружеских. Дружба семей продолжалась и после безвременной кончины его соавтора, семье которого он продолжал помогать. Известен такой яркий случай, показывающий интеллигентность и честность этого человека. В советское время авторские права соблюдались по исключительно специфическим законам: семья умершего автора получала лишь небольшой процент от гонорара, всё остальное поступало в государственный фонд. Семен Львович понимал, что от гонорара друга семье достанется лишь совсем небольшая часть – а там росли две дочери-школьницы. Казалось бы, что же мог он поделать, раз в стране такие законы. И что ему за дело до того. Однако Семён Львович сумел немыслимым образом достать «доказательства», что единственным автором сценария является он – он пошёл на это вполне сознательно, видя косые взгляды коллег и киночиновников, не сразу понявших смысл его действий, и отдал причитающийся гонорар семье своего бессменного соавтора.
Член КПСС с 1955 года.
Семён Львович Лунгин умер 29 января 1996 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Семён Львович Лунгин — советский драматург, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981). Семён Львович родился 12 января 1920 года в городе Серпухов (ныне Московская… Развернуть
Кузнецова Агния Александровна (в замужестве Маркова) - русская советская писательница.
Училась в 8 классе, когда пионерская газета «Юный ленинец» опубликовала ее первую заметку. Возможно, именно этой заметке и суждено было сыграть решающую роль потом, когда девушка подала заявление в Ленинградский университет на филологический факультет. Там, в университете, двадцатилетняя студентка Кузнецова и написала свои первые рассказы, которые были напечатаны в коллективном сборнике «Октябрята» (1932).
После окончания университета работала в редакциях пионерских и молодежных газет Ленинграда и Новосибирска, затем — в Иркутском радиокомитете, в редакции детского вещания. Близкое знакомство с жизнью школы помогло ей лучше понять и почувствовать особенности детской психологии, глубже разобраться в школьных проблемах. И когда альманах «Новая Сибирь» напечатал в 1939 году ее первую повесть «В чулымской тайге», изданную через год отдельной книгой в Иркутске, о Кузнецовой критика заговорила как о талантливом, самобытном детском писателе.
В годы Великой Отечественной войны являлась ответственным секретарем Иркутского отделения Союза писателей РСФСР. Привязанность автора к ребятам беспокойным и смелым, деятельным и бескорыстным, устремленным к высоким идеалам, спаянным общностью интересов и нерасторжимыми узами товарищества, нашла свое отражение и в произведениях, посвященным детям военного времени. Что бы ни выходило из-под пера писательницы в годы Великой Отечественной войны — в то время она часто выступала в иркутских газетах и по радио, писала очерки и рассказы, — все было пронизано гражданским стремлением всеми силами помогать сражающейся Родине, пробудить в ребятах жажду полезного дела. Этой теме посвящены рассказ «Таежный подарок», очерк «Тимуровцы», новелла «Иришка-пулеметчица».
В 1956 году семья переехала в Москву. В 50-60 годах создала ряд повестей, главная тема которых — становление характера молодого человека: «Свет-трава», «Жизнь зовет», «Честное комсомольское», «Мы из Коршуна».
Заметной вехой в творчестве стала повесть «Земной поклон», за которую в 1977 году была удостоена Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской. В этом произведении писательница проводит связь между прошлым и настоящим, рассказывая о двух замечательных преподавателях — педагоге-просветителе дореволюционного времени и молодом современном учителе.
Не только в «Земном поклоне», но и в некоторых других произведениях 1979-84 гг. мы замечаем пристальный авторский взгляд в историческое прошлое, улавливаем его перекличку с днем настоящим. Особенно это заметно в повести «Под бурями судьбы жестокой…», где писательница, перечитывая дневники своих предков, — прапрадеда, прадеда и деда, рисует художественно выразительную картину той эпохи. Герой повести Петруха Кузнецов оставил после себя дневник, в котором с восхищением писал о пленительной красоте Натальи Николаевны Пушкиной — жены великого поэта. Так в творчестве Агнии Кузнецовой возникает тема этой удивительной женщины, вокруг образа которой до сих пор не утихают споры. Глубоко заинтересовавшись жизнью жены Александра Сергеевича Пушкина, писательница собрала о ней богатый историко-библиографический материал, который вылился в документально-историческую повесть о Наталье Николаевне «Моя мадонна».
Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище. Здесь же похоронен супруг — Георгий Мокеевич Марков.
Кузнецова Агния Александровна (в замужестве Маркова) - русская советская писательница. Училась в 8 классе, когда пионерская газета «Юный ленинец» опубликовала ее первую… Развернуть
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе.
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
Первые рассказы были написаны Сладковым в 1952 году, а в 1953 году была напечатана первая книга - "Серебряный хвост". ".
Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи "Вести из леса" и отвечал на многочисленные письма своих слушателей. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги...
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц.
У природы для всех найдется место: и для людей, и для животных, и для птиц. Но чтобы стать настоящим добрым другом всему живому миру, надо узнать очень много всего о лесах и полях, реках и озерах, горах и тундре, тайге и пустынях. Именно об этом и рассказывают книги Николая Сладкова, пронизанные бесконечной любовью к природе.
Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе. Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в… Развернуть
Алексин Анатолий Георгиевич (наст. фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург.
Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге Рожок, 1951; совместно с С.Баруздиным). В годы Великой Отечественной войны работал на стройке; в 1950 окончил индийское отделение Московского института востоковедения. Тогда же издал сборник повестей "Тридцать один день", одобренный К.Г.Паустовским и сразу определивший Алексина как создателя т.н. «юношеской повести».
Многочисленные произведения Алексина (повести "Саша и Шура", 1956; "Необычные похождения Севы Котлова", 1958; "Говорит седьмой этаж", 1959; "Коля пишет Оле", "Оля пишет Коле", 1965; "Поздний ребенок", 1968 и др.) – это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых.
Произведения Алексина пользуются популярностью в силу драматургической стремительности их построения, остроте коллизий, психологической и бытописательской наблюдательности, доброму юмору, актуальным сюжетам, узнаваемым персонажам и обстоятельствам (семья, школа, пионерский лагерь, военная игра, первая любовь, детский хор – повесть "Позавчера и послезавтра", 1974; труппа юношеского театра – повесть "Действующие лица и исполнители", 1975; воспоминания о годах сталинской репрессии – повесть "Игрушка", 1988; литературная и житейская «проба» подростка – "Очень страшные истории: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин", 1969-1992).
Коллективный портрет юных поколений 1950–1980-х годов, предложенный Алексиным, не лишен идеализации – и в то же время объективного морального диагноза, поставленного с позиций нравственного максимализма, отвергающего (в духе усердно культивируемой в советской ментальности 1960-1970-х годов «романтики») расчетливость, узкий прагматизм, эгоизм, черствость и себялюбие.
Признанный и публикой и критикой (в т.ч. зарубежной – произведения Алексина изданы во многих странах мира), писатель вел активную литературно-общественную деятельность (секретарь СП РСФСР в 1970–1989, один из организаторов детских и юношеских журналов, член редколлегии журнала «Юность», президент ассоциации «Мир – детям мира» и т.п.); удостоен премии Ленинского комсомола (1970, за сценарий документального фильма "Право быть ребенком"), Государственных премий РСФСР (1974, за пьесы, поставленные на сцене Центрального детского театра) и СССР (за ряд повестей), а также нескольких международных премий и знаков отличия. В 1982 Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
С 1993 писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России 20 в. "Сага о Певзнерах" (1994), книгу мемуаров "Перелистывая годы" (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью.
Алексин Анатолий Георгиевич (наст. фамилия Гоберман), русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 в Москве, в семье активного участника Гражданской войны,… Развернуть
Евгений Михайлович Рачёв — русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор.
Родился 26 января (8 февраля) 1906 года в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда. После окончания гражданской войны, пробрался сквозь всю страну на юг в Новороссийск. Работал в порту грузчиком.
В 1928 году с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киеве в художественном институте, с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора. Его книжные иллюстрации были замечены, и Е. Рачёв был приглашен в Москву, на работу в детском издательстве — Детгиз.
Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.
В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года — «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.
Ведущая тема творчества Е. Рачёва — иллюстрации русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.
Среди иллюстрированных им книг басен и сатирических сказок, написанные И. А. Крыловым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, Р. Помбо, И. Я. Франко, С. В. Михалковым.
Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.
Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.
Умер 2 июля 1997 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве.
Евгений Михайлович Рачёв — русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор. Родился 26 января (8 февраля) 1906 года в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда.… Развернуть
Борис Александрович Дехтерев — график, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1966), лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. Крупской, член-корреспондент Академии художеств СССР (1975), профессор.
Учился в студии Д. Кардовского (1925-26), окончил московский ВХУТЕИН (1930). Преподавал в Московском художественном институте, с 1948 профессор, заведующий кафедрой гравюры. С 1945 — главный художник Детгиза. Работал также как художник театра. Лауреат Сталинской премии (1947).
Сестра — известный переводчик Нина Александровна Дехтерева (1906-1994).
Иллюстрировал и оформлял книги М. Горького, сказки А. С. Пушкина, Ш. Перро и др. Б. А. Дехтерев находил опору для своего творчества в традициях русской реалистической иллюстрации. Художник сосредоточил свое внимание на создании строгого и благородного облика детской книги, на единстве ее графического оформления, в котором главная роль принадлежит тонкой, выверенной контурной линии карандашного рисунка и мягкой деликатной моделировке формы карандашом или акварелью. Эрудиция и мастерство позволили художнику свободно оперировать многочисленными аксессуарами и бытовыми деталями, добиваться большей достоверности исторической обстановки, особенно в рисунках к «Золушке»(1949) и «Красной шапочке»(1949).
Книги, проиллюстрированные Б. А. Дехтеревым, настоящие книжки с картинками, их можно долго рассматривать, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании, поскольку каждое событие книги в точности изображено в иллюстрациях. Веселая праздничность и яркая декоративность, любовь к цвету, умение выстроить на листе занимательный графический рассказ — лучшее качество Дехтерева-иллюстратора. Сказочные листы в основном выполнены в технике гуаши или акварели. Желание исходить из содержания и специфики литературного текста всегда присуще художнику. Книга рассматривается им как памятник культуры, со всеми ассоциациями, которые данная конкретно-историческая эпоха вызывает. При этом характер изображения диктуется полем страницы, макетом, разворотом.
Убедительны, лишены стилизации иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке»(1951), в которых художник верно улавливает народные основы пушкинской сказки, добивается жизненной выразительности образов. Эти иллюстрации близки по своему решению к билибинскому стилю. В них та же точная реалистическая передача образов с многочисленными подробностями, внимательное отношение к контурной линии, тонкие цветовые сочетания. Отличает иллюстрации Б. Дехтерева наличие освещения, передача объема при помощи цвета и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы, особая «дехтеревская» образность.
Б. А. Дехтерёв умер 30 октября 1993 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.
Борис Александрович Дехтерев — график, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР (1966), лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной… Развернуть
Мария Павловна Прилежаева — русская советская детская писательница. Автор книг о жизни и деятельности В. И. Ленина, М. И. Калинина. Произведения писательницы переведены на многие языки мира и изучались школьниками не только СССР, но и других социалистических стран.
Окончила педагогический факультет 2-го Московского университета (1929). Работала учительницей, воспитательницей детского дома. С 1937 занималась литературным трудом, который рассматривала как вклад в дело коммунистического воспитания молодёжи. Член КПСС (с 1952). Член Правления СП СССР (с 1967).
Мария Павловна Прилежаева — русская советская детская писательница. Автор книг о жизни и деятельности В. И. Ленина, М. И. Калинина. Произведения писательницы переведены на… Развернуть
Сергей Петрович Алексеев — русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1984).
Родился 1 апреля 1922 года в селе Плисков (ныне Погребищенского района Винницкой области Украины), в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 году после окончания средней школы поступил в авиационное училище в городе Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище, без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в 1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года из-за тяжёлых травм, полученных в учебном полёте.
В литературно-общественную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель. С 1946 года — редактор издательства «Детская литература», с 1950 года — ответственный секретарь, позже — председатель Комиссии по детской литературе СП СССР, автор статей по вопросам развития литературы для детей. В 1965—1996 — главный редактор журнала «Детская литература».
Первой книгой Алексеева была «История СССР. Учебная книга для 4-го класса» (1955). За сорок лет работы в литературе он создал более 30 оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги Алексеева получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.
Сергей Петрович Алексеев — русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1984). Родился 1 апреля 1922 года в селе Плисков (ныне Погребищенского района… Развернуть
Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.
Николай был вторым сыном в семье. Кроме него, в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».
Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью, потерявшую стабильный заработок из-за Великой Октябрьской революции, Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.
После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.
В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии. За эту деятельность он награждён в 1943 году орденом Красной Звезды.
Писательство
С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Эти рассказы вошли в первый сборник Носова «Тук-тук-тук», 1945. Через год издательство «Детгиз» выпустило следующий сборник рассказов Носова — «Ступеньки».
Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»
Николай Николаевич интересовался психологией детей, считал, что «к детям нужно относиться с самым большим и очень тёплым уважением», наверное, поэтому его книги находили и находят такой большой отклик у детской аудитории.
В 1947 году вышел сборник рассказов — «Весёлые рассказы». Широкую популярность завоевали и его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1952 году Николай Носов получил Сталинскую премию третьей степени за написание повести «Витя Малеев в школе и дома». В 1954 году по этой повести был снят детский художественный фильм «Два друга».
В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 году — «Прятки», в 1958 году — «Весёлые рассказы и повести».
Короткие, порой отчётливо сконструированные, всегда весьма детальные, эти истории призваны воспитывать в детях честность, чувство товарищества, отзывчивость, любовь к труду и т. д.; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, тщеславие, грубость.
Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия, «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне» экономисты называют самым толковым и доступным учебником политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения.
Одним их первых иллюстраторов «Незнайки» был А. М. Лаптев (1905—1965) — художник, который подарил литературному герою хорошо знакомый всем образ. Не менее известным иллюстратором Носова был Г. О. Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семёнов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев, Г. Огородников и другие.
Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году него выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески», которые затрагивали вопросы современной литературы («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русский алфавит («А, Б, В…»), отношения учителя и ученика («Второй раз в первый класс»), социальные темы — мещанство («Ещё об одном, всем надоевшем вопросе»), взаимоотношение родителей и их детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах»), вредные привычки («Об употреблении спиртных напитков»), и т. д.
Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (1971—1972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).
Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Николай Николаевич Носов родился 10 (23 ноября) 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство… Развернуть