Esdra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2020 г. 12:29

501

5

В день рождения живой легенды современной ирландской литературы писателя, журналиста и литературного критика Колма Тойбина захотелось написать о его романе. И это будет не великолепный, нежный, грустный и терапевтичный «Бруклин» и не не менее прекрасная «Нора Вебстер», а пронзительный, полный крови, боли и страха «Дом имен».

У Тойбина есть удивительное свойство - даже если он рассказывает всем уже давно известную историю, эта история превращается в серьезный разговор об нашей с вами актуальности. Ну что особенного взять набивший в культуре оскомину мифы о Клитемнестре, Электре, Оресте и Агамемноне? Кто уже только не использовал эту античную трагедию. Но дело как раз в том, что Тойбин говорит не про античность, а про сочащуюся кровью современность. Тойбин рассказывает невероятную историю…

Развернуть

15 июня 2020 г. 14:12

547

4

Я не сильна в истории, а особенно в древнегреческой. К тому же весь материал, размещенный в учебниках, содержит авторский текст в сухом остатке, без красоты художественного слова, взятый с одного ракурса. "Дом имен" же Колма Тойбина раскрывает сюжет школьного древнегреческого мифа со сторон всех участников этой истории. Происходит полное погружение в атмосферу, что царила в то время. А история, поданная в интерпретации автора, становится красочнее, интереснее и понятнее.

Я бы не назвала себя настоящим любителем и истинным ценителем древнегреческих мифов и истории, однако "Дом имен" мне понравился. Язык, слог, перевод романа - все позволяет насладиться историей сполна. Я с удивлением обнаружила, что Тойбин написал так же и роман "Бруклин", который, к слову, мне не очень понравился. Именно…

Развернуть

17 июля 2020 г. 12:01

381

4

С детства теряю волю, учуяв истории древних греков. Вот как пропала однажды, добравшись до книжки Куна, так и продолжаю в том же духе. И тенденция снова и снова пересказывать древнегреческие мифы мне очень по душе. Честное слово, я думаю, что более крутых и захватывающих историй человечество так и не сочинило.

Колм Тойбин, один из самых заметных и именитых ирландских писателей, мужчина с внешностью сказочного дровосека, его дед был членом ИРА, а папа - учителем. Тойбин открытый гомосексуал (хотя его мучает то, что он так и не смог открыться своим уже покойным родителям). До сих пор на русский переводили его «спокойные» романы: «Бруклин», «Нора Вебстер». И вдруг опа, и перевели новенький «Дом имен», очередную версию мифа об Оресте, а там сплошные трупы, кровища, страшная мстя. Если Миллер…

Развернуть
lapickas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июня 2020 г. 12:44

542

3

Не знаю, началось хорошо, а что в итоге - я не очень поняла. Вообще мне нравится, когда переосмысливают мифы или берут их основу и из нее плетут что-то новое свое. Но здесь мы как-то с автором не очень сошлись. В основу взяты мифы об Агамемноне, его жене Клитемнестре и их детях Ифигении, Электре и Оресте. Повествование вроде бы и переходит от одного к другому, но по факту, слышнее и ярче всех остается Клитемнестра, детки явно остались в ее тени. Но даже эта яркость (кроме первой главы, она, наверное, лучшая в книге) - какая-то приглушенная, все за какими-то недомолвками и догадками. И даже горы трупов какие-то мутные. К языку претензий нет, но вот ни с персонажами, ни с сюжетом у меня не сложилось. Так и не поняла, к чему и о чем и про что все это было. Разве что про то, как удобно было…

Развернуть

29 апреля 2020 г. 21:17

335

4 Дом с древнегреческими привидениями

Древнегреческая трагедия, мифология и эпос родили всю западную литературу. Это нисколько не преувеличение. Как же отрадно видеть постоянное возвращение современных авторов к истокам. В данном случае — переосмысление и интерпретация древнегреческой трагедии про Клитемнестру, сестру той самой Елены, из-за которой заварилась троянская война, жену царя Агамемнона, поведшего доблестные отряды и корабли ахейцев к стенам неприступной Трои... Перед нами современный роман «ДОМ ИМЁН» (House of Names, 2017) ирландца Колма Тойбина, в котором тени умерших и живых героев своим дыханием и шёпотом сплетаются в невероятно поэтичный и драматичный текст. ⠀

«И вот так началась война, война, забравшая наши лодки и наших мужчин. Началась она из-за красоты»

⠀ Сюжетные линии великих трагедий Эсхила, Софокла…

Развернуть

23 апреля 2020 г. 14:22

233

3 Колм Тойбин "Дом имен"

Это произведение - еще одна попытка переработки классических мифологических сюжетов. Обычно авторы этих переработок, не выходя за рамки всем знакомой сюжетной канвы, добавляют героям индивидуальные черты (определенную внешность, манеры, привычки и т.д.), а их поступкам мотивации и саморефлексии. Наверное, во многом это связано с попытками сделать героев мифа более похожими на персонажей более привычного и близкого современному читателю европейского психологического романа.

Но зачастую случается так, что в итоге все эти добавления так ничего и не добавляют. Волосы с проседью, привычка почесывать зад или скрытые комплексы из детства сами по себе не привносят новых смыслов в знакомые сюжеты. Мало кому удается сказать что-то новое на уровне идей. Или доковыряться до самого донышка в…

Развернуть
nelakovaya

Эксперт

Нелаковая лакомка

11 марта 2020 г. 21:41

420

4

Увы, эту книгу прочла на ходу, урывками, поэтому сказать о ней мне нечего.

Отмечу лишь пару моментов, за которые я смогла зацепиться даже в таких условиях чтения. Мне понравилось, как автор создал атмосферу дворца Агамемнона, этот дом полон тенями и шёпотами, напитанный ночными тайнами, недомолвками и интригами, мне он представляется открытым, проницаемым, как колоннады греческих храмов, вроде бы и видно всё насквозь, но кто-то скрывается за колоннами.

Органичным продолжением сумрачного мира живых становится мир мёртвых, последняя главка от лица Клитемнестры напомнила мне финал «Возлюбленной» Тони Моррисон, у Тони, конечно, круче, но Колм Тойбин тоже постарался, я словила бы мурашки по коже, если б читала дома, в спокойной обстановке. -----

Развернуть

2 апреля 2020 г. 08:51

190

3 Фем!античность

Автор взялся за известнейший сюжет, который кто только не разрабатывал. Месть Ореста своей матери Клитемнестре, убившей мужа Агамемнона, отца Ореста, за то, что тот принес в жертву их дочь Ифигению ради попутного ветра для кораблей, идущих под Трою, представляет собой предмет "Орестеи" Эсхила, грандиозного произведения греческой культуры. В Новое время об этом в драматической форме писал сам Расин, а состязаться с ним в создании живых характеров на античном материале - дело нелегкое. Так что контекст бытования сюжета задает повышенные ожидания, которые закономерно не оправдались.

Тойбин пишет психологический роман, в котором меняются рассказчики, разворачивается даже некоторая интрига, но к образцам он не приближается даже близко. Попытка подражать античной всеохватности вылилась в…

Развернуть
KonnChookies

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 августа 2019 г. 19:07

872

5 "Будущее скрывают боги, а прошлое — люди. " Глант Подольский

Роман о людях, которые верили в Богов. О людях, которые совершали убийства, творили жестокость, насилие, наслаждались пытками и мучениями себе подобных. Здесь даже собаки- убийцы. Не убьешь их, значит, они перегрызут тебе горло. Люди недоверчивы, неразговорчивы, прячутся друг от друга. Проходя мимо населённого пункта напрягаются и настораживаются, будто в домах живут монстры. Но это и есть правда. Они все- монстры, которые верят в Богов. Отец способен принести в жертву свою дочь, жена способна перерезать горло своему мужу, сексуальная революция свершилась уже в то время, мужчины совокупляются с мужчинами, а для женщин секс- достижение своих целей. Я читала и думала, у этого мира нет будущего. Жестокость приветствуется, а слабость позорна. Власть труслива и недальновидна, ей проще…

Развернуть
valery-varul

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 сентября 2019 г. 09:12

504

2

Сюжет. Греция, период Троянской войны. Главные герои Агамемнон, Клитемнестра, Электра и Орест. Схема такая: Агамемнон перед походом на войну приносит в жертву богам свою младшую дочь Ифигению. Собственноручно перерезал ей горло. Клитемнестра это не видела, но видел Орест (12 лет). Обезумевшая от горя Клитемнестра поклялась убить мужа за это деяние.

Этой месте и её последствиям посвящена книга Тойбина.

Впечатление. Получилась произведение и не для взрослого читателя, и не для детской аудитории. Откровенно говоря, читать было неинтересно. Персонажи какие-то «не прожёванные»: не поймёшь, что за характеры. Мрачная книга, безрадостная. И финал неубедительный. Хорошо, что по объёму книга небольшая. Отклонения от подлинника большие, или совсем не имеющие к нему отношения.

Напишите рецензию!

Текст вашей рецензии...

Популярные книги

Всего 770

Новинки книг

Всего 241