ШНАЙДЕР СЛОБОДАН (Šnajder Slobodan, 08.07.1948, Загреб) – хорватский драматург, прозаик, театральный критик. Изучал английскую филологию на философском факультете Загребского университета. Один из основателей в 1968 и до 1985 редактор театрального журнала «Пролог». Возникший на волне западноевропейских и собственно югославских молодежных движений конца 60-х, этот журнал объединил поколение, для которого театр стал одной из главных трибун политизированного времени. Требование к драматургии быть «открытой и бескомпромиссной, критически ангажированной по отношению к важным, судьбоносным этическим, социальным, политическим и экзистенциальным проблемам нашего времени и пространства» во многом определило основы творчества молодых талантливых драматургов-новаторов (И. Бакмаз, Н. Фабрио, Т. Бакарич, Б. Сенкер). В 1970-е, когда после подавления хорватского национального движения наступили времена реакции, бунтарство ушло, откровенно политическая драма сменилась пьесами, в которых политика преломлялась в зеркале фарса, не теряя при этом трагического звучания. Получили распространение жанры гротесковой комедии и трагедии, сочетающие классические и авангардистские традиции. Эти принципы Ш. проводил в редактируемом им журнале и в своем драматургическом творчестве. В 1990, после создания независимой РХ, драматург был вынужден на десятилетие покинуть свою страну. В начале 2000-х он вернулся в Загреб, вернулись на хорватскую сцену и его драмы. Произведения Ш. переведены на иностранные языки и ставятся во многих европейских театрах.
Первые публикации Ш. – эссе, театральная критика – появились в 1967. Первые драмы: «Минигольф» («Minigolf», 1969), «Истерическая сказка» («Histerična bajka», 1970), опубликованные в «Прологе», создавались под большим влиянием М. Крлежи. Оно проявлялось в перекличке отдельных образов, цитировании фраз и трагической сгущенности атмосферы драмы. В 1970-е Ш. освобождается от влияния Крлежи и переходит к созданию «другой драматургии» и «другого театра», вступая в творческий спор с любимым автором («Диалектический Антиколумб»/«Dialektički Anticolumbos», 1978). Он отходит от концепции непосредственной политической актуальности, основной темой для него становится собственно литература в лице ее отдельных, но весьма значимых представителей. Создавая не биографические драмы в их традиционном понимании, а «драму литературы как экзистенции», Ш. соединяет документы и биографические факты с философскими размышлениями, вводит большое количество цитат и литературных аллюзий, освобождает от мистификации жизнь известных писателей, делая попытку увидеть в эпизодах их жизни положение самой литературы в контексте своего времени. Героями его пьес стали знаменитый комедиограф XVI в. Марин Држич («Сон Држича»/«Držićev san», 1979), первый хорватский футурист, отправившийся на баррикады Барселоны, Я. Полич-Камов («Камов, картина смерти»/«Kamov, smrtopis», 1978), писатель-коммунист, расстрелянный хорватскими фашистами, А. Цесарец («Метастазы»/«Metastaza», 1977), венгерский революционер, сподвижник деятеля Коминтерна Белы Куна, ставший хорватским писателем, Э. Шинко («Confiteor», 1984, лат. «исповедуюсь», переносное значение – «покаяние»). Всё это писатели, для которых вопрос общественного смысла искусства был смыслом их творчества. В пьесе Ш. «Хорватский Фауст» («Hrvatski Faust», 1981), признанной лучшей в хорватской драматургии второй половины XX в., главным героем становится спектакль, т.е., как говорил сам писатель, «фикция, но фикция, использующая исторический материал». В основу ее сюжета положен подлинный факт – постановка 31 марта 1942 в Хорватском Национальном театре Загреба знаменитым хорватским режиссером Т. Строцци «Фауста» Гёте. Задуманное усташскими властями торжество было сорвано исполнителем роли Фауста В. Афричем: после премьеры он с группой актеров ушел к партизанам. Сохраненный в репертуаре спектакль переживает судьбу, присущую живому организму, – манипуляции, казни актеров и всевозможные трансформации. В сложной структуре пьесы реальность военного времени и места (Загреб в 1942–45) сочеталась с символической многозначностью, трагическим напряжением и гротесковым фарсом. Обозначенные именами героев Гёте или отвлеченно (Режиссер, Комиссар, Актер) персонажи пьесы в диалогах называют себя подлинными именами, или сам автор в ремарках раскрывает их настоящие имена. При этом облаченные в униформу, поверх которой наброшены соответствующие костюмы, актеры произносят текст, ничего общего не имеющий с гётевским. В нем речь идет о событиях в городе, радиосообщениях об указах властей, звучат намеки на готовящийся уход одних актеров в партизаны на фоне казни других. Главное действующее лицо пьесы – спектакль – окружают трагифарсовые сцены, например шутовская коронация в корчме хорватской короной итальянского принца Сполетто или сцена партийного собрания на освобожденной территории, когда голосованием решается вопрос о доверии к перешедшим на сторону партизан актерам. Перебрасывается мост и в современность с «ее конструктивно-оптимистической диалектикой планофикации коммунизма». Заключительный речитатив Фауста–Мефистофеля–Маргариты звучит как трагическое Слово о катастрофических годах человеческой цивилизации, на смену которым приходит «время социализма с его молодым сумасшествием», но «восходящие к кровавой метафизике военных лет опыты с коммунизмом уже не являются опытами без прошлого». Обращенная к одним из самых болезненных проблем современности драматургия Ш. вызывала и вызывает бурную реакцию, резко разделяя читателей и зрителей на принимающих и не принимающих ее. Достаточно сказать, что «Хорватский Фауст», как и несколько других драм Ш., поставленных в нескольких европейских театрах, до сих пор не имеет гражданства на хорватской сцене. Об этом писатель с горечью говорит в интервью 2009, объясняя, почему он вынужден был покинуть родину. Публикуются его новые, столь же политически актуальные драмы: «Змеиная кожа» («Zmijin svlak», 1995), «Черная комедия. Энциклопедия потерянного времени» («Crna komedija. Enciklopedija izgubljenog vremena», 2010), инспирированная судьбой сербского писателя Д. Киша, и проза, главным образом связанная с проблемами последнего десятилетия прошлого века: «Феноменология мелкого. Введение в реальную зоологию» («Fenomenologija sitnoga. Uvod u realnu zoologiju, 1996), «Начальный курс для меланхоликов – проза» («Početnica za melanholike – proza», 2006).
(Г.Я. Ильина)
ШНАЙДЕР СЛОБОДАН ( Šnajder Slobodan , 08.07.1948, Загреб) – хорватский драматург, прозаик, театральный критик. Изучал английскую филологию на философском факультете Загребского… Развернуть
Павол Ранков (Pavol Rankov) — словацкий прозаик.
Родился 16 сентября 1964 года в городе Попрад. После окончания учёбы в гимназии в Братиславе изучал книговедение на философском факультете Университета Коменского. После учёбы он некоторое время работал методистом Словацкой Народной библиотеки в Мартине и в Словацкой педагогической библиотеке в Братиславе. С 1993 года является младшим научным сотрудником на кафедре книговедения и научной информации философского факультета Университета Коменского.
Лауреат нескольких словацких и международных литературных премий. Ирония и сарказм – характерные черты авторского метода Павла Ранкова.
Павол Ранков (Pavol Rankov) — словацкий прозаик.
Родился 16 сентября 1964 года в городе Попрад. После окончания учёбы в гимназии в Братиславе изучал книговедение на… Развернуть
Английский писатель Джонатан Коу родился в 1961 году в Бирмингеме. Окончил престижный Тринити-колледж в Кембридже. Позднее преподавал английскую поэзию в университете Уорвика, там же получил докторскую степень за диссертацию по роману Генри Филдинга "Том Джонс". Впоследствии работал корректором, профессиональным музыкантом (писал музыку для кабаре) и внештатным журналистом.
Его первые книги "Случайная женщина" (1987), "Легкая любовь" (1989) и "Карлики смерти" (1990), были хорошо приняты читателями, однако по-настоящему он стал известен после того, как в 1994 году увидел свет его сатирический роман "Какое надувательство!", в злой и остросоциальной форме описывавший жизнь английского общества во времена правления Маргарет Тэтчер. Следующий роман Коу - "Дом сна" (1997) был высоко оценен не только читателями, но и литературной критикой, и был удостоен у себя на родине премии Английской гильдии писателей и литературной премии Медичи во Франции.
Коу продолжает оставаться одним из наиболее интересных и актуальных писателей современной Великобритании. Его роман "Клуб Ракалий" (2001) обращен в 70-е - время, на которое пришлась юность писателя, и прослеживает историю жизни нескольких друзей, начиная со студенческой скамьи, которая разворачивается на фоне общественно-политической жизни страны. В 2004 году была выпущена вторая часть романа - "Круг замкнулся". Помимо художественной литературы, Коу является автором двух биографических книг, посвященных киноактерам Хамфри Богарту (вышла в 1991) и Джеймсу Стюарту (1994).
Живет в Лондоне с женой и двумя дочерьми.
Английский писатель Джонатан Коу родился в 1961 году в Бирмингеме. Окончил престижный Тринити-колледж в Кембридже. Позднее преподавал английскую поэзию в университете Уорвика,… Развернуть
Лора́н Годе́ (фр. Laurent Gaudé; 6 июля 1972, Париж, Франция) — французский писатель и драматург.
Выпускник Университета Париж III Новая Сорбонна, Лоран Годе выбрал литературную карьеру. Роман «Солнце клана Скорта» получил критическое признание и принёс автору Гонкуровскую премию, самую престижную литературную награду Франции.
Лора́н Годе́ (фр. Laurent Gaudé ; 6 июля 1972, Париж, Франция) — французский писатель и драматург. Выпускник Университета Париж III Новая Сорбонна, Лоран Годе выбрал… Развернуть
Жеральдин Шварц - немецко-французский журналист, писатель и режиссер-документалист. В своих публикациях она призывает переосмыслить политику памяти и практику памяти, чтобы помочь прошлому сделать наше настоящее лучше.
Жеральдин Шварц - немецко-французский журналист, писатель и режиссер-документалист. В своих публикациях она призывает переосмыслить политику памяти и практику памяти, чтобы… Развернуть
Франко-британский профессор права (University College London) и практикующий юрист-международник; президент британского ПЕН-клуба, популярный комментатор программ BBC и СNN, автор 16 книг и лауреат многих премий, пять из которых он получил за книгу «Восточно-Западная улица».
Франко-британский профессор права (University College London) и практикующий юрист-международник; президент британского ПЕН-клуба, популярный комментатор программ BBC и СNN,… Развернуть
Дэвид Грегуар Ван Рейбрук - бельгийский историк культуры, археолог и писатель. Пишет историческую литературу, романы, стихи, пьесы и академические тексты. Он получил несколько голландских литературных премий.
Ван Рейбрук родился в семье флористов, переплетчиков и художников. Его отец, сын фермера, провел пять лет в Демократической Республике Конго в качестве инженера железной дороги сразу после обретения независимости.
Дэвид Ван Рейбрук имеет докторскую степень в Лейденском университете.
Он дебютировал в 2001 году с De Plaag, смесью биографии, автобиографии и репортажа.
Некоторые из его стихов включены в первый выпуск Het liegend Konijn (2003), журнал поэзии Юзефа Делё.
Он покинул академический мир в 2005 году, чтобы сосредоточиться на карьере писателя.
Ван Рейбрук пишет романы, эссе, доклады и рецензии на книги для фламандской газеты De Morgen, а также создает тексты для визуальных художников.
Дэвид Грегуар Ван Рейбрук - бельгийский историк культуры, археолог и писатель. Пишет историческую литературу, романы, стихи, пьесы и академические тексты. Он получил несколько… Развернуть
Хавьер Серкас(исп. Javier Cercas Mena, 1962, Ибаэрнандо, провинция Касерес) — испанский писатель, переводчик, журналист.
Сын деревенского ветеринара. В 1966 семья переехала в Жирону. В 14 лет прочитал Борхеса и решил стать писателем. В 1985 закончил филологический факультет Барселонского университета. Преподавал в университете Иллинойса, с 1989 преподает в университете Жироны.
Наиболее известен роман Серкаса о Гражданской войне «Солдаты Саламина» (2001), получивший самую высокую оценку М.Варгаса Льосы, Дж. М.Кутзее, С.Зонтаг и переведенный на более чем 20 языков, в 2003 по нему снял фильм Давид Труэба (премия Гойи). В романе — как его эпизодах из прошлого, так и в рассказе о настоящем — участвуют персонажи и воображаемые, и «реальные». Среди последних — идеолог и пропагандист испанской Фаланги, один из авторов ее гимна Рафаэль Санчес Масас, его сын, писатель-антифашист Рафаэль Санчес Ферлосио, поэт и прозаик Роберто Боланьо, сам Хавьер Серкас и др. Эти черты поэтики сохраняются в романе Серкаса о войне во Вьетнаме "Со скоростью света" (2005), также опубликованном уже на нескольких языках.Вся информация об авторе здесь
Хавьер Серкас (исп. Javier Cercas Mena, 1962, Ибаэрнандо, провинция Касерес) — испанский писатель, переводчик, журналист. Сын деревенского ветеринара. В 1966 семья переехала… Развернуть
Эрри Де Лука (ит. Erri De Luca) - итальянский писатель, переводчик и поэт. Критик Джорджо де Риенцо из Corriere della Sera признал его «писателем десятилетия».
Барон Энтони Гидденс (англ. Anthony Giddens, Baron Giddens; род. 18 января 1938, Лондон, Англия) — английский социолог. Бакалавр университета Халл (1959), магистр Лондонской школы экономики и политических наук; доктор философии Кембриджского университета (1974). Работал в университете Лейчестера, Кембриджском университете; директор Лондонской школы экономики и политических наук (1997—2003). Лауреат премии принца Астурийского (2002, социальные науки).
Гидденс автор 34 книг и более двухсот статей.
1987 года является профессором социологии Кембриджского универ¬ситета (Англия). Получил докторскую степень в 1974 году в Кембридже. Преподавательскую деятельность начал в 1961 году в Лестерском универси¬тете. С 1969 года преподает в Кембридже, где стал одним из создателей Ко¬митета по социальным и политическим наукам при экономическом факуль¬тете, который позднее превратился в полноценный социологический факуль¬тет. Является одним из основателей известного научного издательства "По-лити Пресс". С 1997 по 2003 год руководил Лондонской школой экономики. Является советником английского премьер-министра Тони Блэра. Активно участвует в политических дебатах на стороне левоцентристского крыла лей¬бористской партии. Постоянно участвует в деятельности мозгового центра "Полней Нетворк". В 2004 году Гидденсу за научные достижения был пожа¬лован титул пэра.
В научной карьере Гидденса можно выделить три отчетливые периода. В 1970-е годы он занимается выработкой нового представления о социологии на основании критического анализа классиков. В конце 1970-х - 80-е годы его главный интерес связан с созданием и развитием теории структурации. С начала 1990-х годов Гидденс обращается к темам модерна, глобализации и политическим проблемам.
В своем видении социологии Гидденс отвергает социологический пози¬тивизм Дюркгейма и противопоставляет ему близкий к веберовскому метод "двойной герменевтики", в основе которого лежит представление о том, что социологи, в отличие от представителей естественных наук, должны интер¬претировать социальный мир, уже подвергнутый интерпретации самими ак¬торами. В теории структурации Гидденс предпринимает попытку создать монистическое представление о социальной реальности, в котором элимини¬руется оппозиция деятельностного (субъективного) и структурного (объек¬тивного) аспектов. С этой целью он вводит концепцию "дуальности структуры", согласно которой структура является одновременно средством осущест¬вления деятельности и ее результатом. В последних работах Гидденс изучает различия между традиционной и посттрадиционной культурами (премодер-ном и модерном) с точки зрения их влияния на идентичность, интимные отношения и политические институты.
Барон Энтони Гидденс (англ. Anthony Giddens, Baron Giddens; род. 18 января 1938, Лондон, Англия) — английский социолог. Бакалавр университета Халл (1959), магистр Лондонской… Развернуть
Эдуардо Мендоса (11 января 1943, Барселона) — испанский писатель, пишет на каталанском и испанском языках, но Барселона, о ком бы и о чем бы он ни писал - об инопланетянах или анархистах - всегда была и остается главной героиней его творчества. Принадлежит к так называемой Барселонской школе (Хуан Марсе и др.).
Родился в Барселоне. Отец Эдуардо, Эдуардо Мендоса Ариас-Карвахаль (Eduardo Mendoza Arias-Carvajal) был налоговым инспектором, а мать - Кристина Гаррига Алемани (Cristina Garriga Alemany) - домохозяйкой. Эдуардо в течение одного года обучался в монашеском колледже Дома Богородицы (Nuestra Señora de Loreto), а с 1950 года в колледже Братьев-маристов получил юридическое образование (1965), после чего совершил путешествие по Европе и получил стипендию на обучение в Лондоне, а затем недолгое время работал адвокатом и участвовал в этом качестве в знаменитом процессе "Barcelona Traction" об экспроприации испанцами канадской электрической компании, якобы существовавшей на деньги бельгийских фашистов. Работа по упорядочиванию огромного объема документов, по признанию писателя, научила его восстанавливать событие из деталей. В период между 1973 и 1982 годами жил в Нью-Йорке, работая переводчиком в Организации Объединенных Наций.
В 1975 году Мендоса опубликовал свой первый и самый успешный роман, "La verdad sobre el caso Savolta" (Правда о деле Саволта), который изначально назывался "Los soldados de Cataluña" (Солдаты Каталунии), но его пришлось сменить из-за цензуры Франко. Роман считается предвестником социальных изменений в обществе пост-франкистской Испании и первым романом перехода к демократии. Он описывает борьбу с начала 20-го века, социальные, культурные и экономические реалии Барселоны в то время. Через год он был удостоен премии критиков, в 1980 - экранизирован. В России издан в 1985 году.
В 1983 году Эдуардо возвращается в Испанию, но продолжает зарабатывать на жизнь переводами для международных организаций. Cамый известный роман Эдуардо Мендосы, вероятно, La ciudad de los prodigios (Город чудес, 1986), о социальной и городской эволюции Барселоны Всемирной выставки между 1888 и 1929 годами. Французский журнал «Lire» назвал роман «Город чудес» лучшей книгой 1988 года. Переведен на русский в 1989. Роман был адаптирован для экрана Марио Камусом в 1999 году.
В 1990 году появилась его драма на каталонском языке Restauració, в том же году он перевел ее на испанский, тогда же появился телевизионный фильм на ее основе. Тогда же в газете «El País» по фрагментам был опубликован роман «Sin noticias de Gurb» («Нет вестей от Гурба»).
В 1996 году он опубликовал свой третий крупный роман, Una comedia ligera (Легкая комедия). Эдурдо также занимался преподаванием перевода и принимал участие в летних курсах, выступал в качестве судьи в литературных конкурсах. Живет в Батеа (муниципалитет В Испании, часть автономного сообщества Каталунии, провинции Таррагона).
По опросам европейских критиков, Мендоса входит в тройку лучших испанских писателей современности.
Эдуардо Мендоса (11 января 1943, Барселона) — испанский писатель, пишет на каталанском и испанском языках, но Барселона, о ком бы и о чем бы он ни писал - об инопланетянах или… Развернуть
Луук Йоханнес ван Мидделаар (родился 9 мая 1973 года в Эйндховене) - голландский историк и политический философ. С декабря 2009 по 2014 год был членом кабинета в Херман Ван Ромпей. Ван Мидделаар наиболее известен своей книгой «Путь в Европу» (первоначально опубликованной в 2009 году и широко переведенной).
Луук Йоханнес ван Мидделаар (родился 9 мая 1973 года в Эйндховене) - голландский историк и политический философ. С декабря 2009 по 2014 год был членом кабинета в Херман Ван… Развернуть
Анна Биконт, польская журналистка газеты Gazeta Wyborcza в Варшаве. Она является автором нескольких книг, в том числе «My z Jedwabnego» о погроме в Джедвабне в 1941 году, который был опубликован на английском языке под названием «Преступление и безмолвие: противостояние резне евреев во время войны в Джедвабне».
Анна Биконт, польская журналистка газеты Gazeta Wyborcza в Варшаве. Она является автором нескольких книг, в том числе «My z Jedwabnego» о погроме в Джедвабне в 1941 году, который… Развернуть
Софи Оксанен — финская писательница, активный публицист, феминистка, участница ЛГБТ-движения.
Родилась 7 января 1977 года в г. Ювяскюля. Отец — финн (по профессии — электрик), мать — эстонский инженер, в 1970-е годы эмигрировала в Финляндию. Училась в университетах Ювяскюля и Хельсинки, изучала драму в Академии театра Финляндии.
Заявляет о своей бисексуальности, страдает от психогенных пищевых расстройств.
Софи Оксанен — финская писательница, активный публицист, феминистка, участница ЛГБТ-движения.
Родилась 7 января 1977 года в г. Ювяскюля. Отец — финн (по профессии — электрик),… Развернуть
Родился и вырос в Неаполе. После окончания факультета философии Неаполитанского университета подрабатывал журналистикой, писал короткие рассказы. А потом устроился ассистентом фотографа, работавшего на мафиозных свадьбах. Отец Савиано был врачом скорой помощи. Однажды он спас недобитого мафией 18-летнего паренька — и за это сам был избит до полусмерти.
Прославился в мире благодаря роману-репортажу «Гоморра» («Gomorra») (2006), переведенному на 52 языка. По мотивам этой книги был снят одноименный фильм Маттео Гарроне, номинированный на премию «Оскар»-2008. Савиано занимается также журналистской работой, сотрудничает с газетами «Espresso» и «Repubblica» в Италии, а также со многими иностранными периодическими изданиями, такими, как «Times», «Die Zeit», «El Pais», «Washington Post». В октябре 2008 г. в одной только Италии было распродано 1,8 миллионов экземпляров романа.
Возмущенная книгой, итальянская преступная организация «Каморра» вынесла писателю смертный приговор, поэтому писатель вынужден 24 часа в сутки находиться под охраной государственной полиции. В 2008 году он хотел уехать из Италии, так как признался, что устал чувствовать себя пленником. В Италии был создан общественный блок «Я на стороне Савиано». Выдающиеся деятели многих стран мира в апелляции к правительству Италии требуют, чтобы оно защитило писателя от организованной преступности. Среди подписей под апелляцией фигурируют имена шести нобелевских лауреатов (Дарио Фо, Михаила Горбачева, Гюнтера Грасса, Риты Леви Монтальчини, Орхана Памука и Десмонда Туту).
Вместе с тем, некоторые представители правых кругов обвиняют его в том, что его книга якобы представляет Италию в негативном свете и наносит ущерб международному престижу страны. Недоволен книгой и Сильвио Берлускони. Тем не менее, книга вышла в свет в издательстве Mondadori, которая входит в медиа-конгломерат премьер-министра Италии.
В 2010 году Савиано закончил работу над своей новой книгой — «La bellezza e l’inferno» («Красота и ад»). В том же году он был награждён за неё Европейской книжной премией.
Родился и вырос в Неаполе. После окончания факультета философии Неаполитанского университета подрабатывал журналистикой, писал короткие рассказы. А потом устроился ассистентом… Развернуть
Мариуш Щигел (Mariusz Szczygieł) – польский писатель и журналист.
Родом из Силезии. С 16 лет публиковался в прессе, выступал на телевидении. Закончил Варшавский университет (2000). С 2002 –сотрудник Gazeta Wyborcza.
Мариуш Щигел ( Mariusz Szczygieł ) – польский писатель и журналист. Родом из Силезии. С 16 лет публиковался в прессе, выступал на телевидении. Закончил Варшавский университет… Развернуть