Настоящее имя
Евгений Николаевич Прилепин — русский писатель, филолог, публицист. Журналист, редактор, блоггер, музыкант, актер. Российский политический и общественный деятель, один из лидеров партии «Справедливая Россия-Патриоты-За правду», основатель движения и гвардии Захара Прилепина, член штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ). Авирп
Захар Прилепин родился в семье сельского учителя и медсестры, с 1986 года жили в г. Дзержинске Нижегородской области. После смерти отца подрабатывал грузчиком в хлебном магазине. После окончания средней школы переехал в Нижний Новгород. В 1994 г. был призван на срочную военную службу в ряды Российской Армии. После демобилизации учился в Нижегородском юридическом институте МВД России и служил в ОМОНе. Параллельно учился на филологическом факультете ННГУ, однако учёбу в 1996 г. прервал в связи с отправкой подразделения в Чечню для участия в боевых действиях. В 1999 окончил учёбу в ННГУ, стал дипломированным филологом и оставил службу в ОМОНе.
Первые произведения Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Произведения Прилепина печатались в разных газетах в том числе и в «Литературной газете», «Лимонке», «На краю», «Генеральная линия», а также в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир». Произведения издавались на английском, немецком, французском, итальянском, китайском, датском, норвежском, польском, сербском, болгарском, румынском, армянском языках.
Прилепин активно сотрудничает с журналом «Русская жизнь». Был главным редактором газеты нацболов Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель». Участвовал в семинаре молодых писателей Москва — Переделкино (февраль 2004 года) и в IV, V, VI Форумах молодых писателей России в Москве.
В декабре 2018 года назначен заместителем художественного руководителя МХАТ им. Горького.
Сопредседатель партии, председатель Палаты депутатов партии, член Президиума Центрального совета партии, член Центрального совета политической партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» с февраля 2021 года.
Национал-большевик (2007-2018), сторонник коалиции «Другой России», принимал участие в организации нижегородского Марша Несогласных 24 марта 2007.
Основатель Движения и Гвардии Захара Прилепина. Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта.
Работает главным редактором «Агентства политических новостей — Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты в Нижнем Новгороде».
С ноября 2015 — ведущий программы «Соль» на «РЕН ТВ».
С января 2016 года - ведущий авторской программы "Чай с Захаром" на т/к "Царьград".
Жена — Мария, зарегистрировали брак в декабре 1997 года в Нижнем Новгороде. Четверо детей, две девочки ― Лилия и Кира, и два мальчика — Глеб и Игнат. Сын Глеб избран в политсовет партии «За правду».
Настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин — русский писатель, филолог, публицист. Журналист, редактор, блоггер, музыкант, актер. Российский политический и общественный… Развернуть
Закончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, работал судовым механиком на Дальнем Востоке, журналистом. В 1989 году был принят в Союз писателей СССР. Автор многих книг публицистики, прозы, стихотворений, переводов. Его произведения переведены на ряд языков народов России.
Закончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, работал судовым механиком на Дальнем Востоке, журналистом. В 1989 году был принят в Союз писателей… Развернуть
Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза.
В детские годы вместе с родителями переехал в Ташкент, где учился в средней школе. Посещал спортивную секцию бокса, неоднократно побеждал на чемпионатах Узбекистана и Средней Азии в среднем весе. В 1939 году поступил в Ташкентское Краснознаменное пехотное училище имени В. И. Ленина, но, проучившись 2 года, был арестован и репрессирован по доносу одного из курсантов.
В 1942 году Владимир Карпов написал заявление о предоставлении возможности смыть вину кровью и был направлен в штрафную роту при 629 стрелковом полку 134 стрелковой дивизии. Отвоевав полгода на Калининском фронте, в 1943 году за проявленную доблесть и отвагу в боях судимость с него была снята, он был принят в ряды ВКП (б). В дальнейшем был командиром взвода разведчиков и участвовал в операциях по захвату 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В. В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. После тяжелого ранения поступил в Высшую разведывательную школу при Генеральном штабе. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения.
В 1947 году оканчиил Военную Академию им. М. Фрунзе и направлен в Туркестанский военный округ. Служил командиром полка в Каракумах, затем начальником штаба дивизии в Кушке, а после был переведен в Генеральный штаб. Параллельно обучался на заочном отделении Литературного института имени Горького, который окончил в 1957 году. В 1966 году вышел в отставку и совмещал писательское творчество с должностями заместителя редактора Госкомпечати УзССР и журнала «Октябрь», главного редактора в журнале «Новый мир» и первого секретаря правления Союза Писателей СССР.
Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза. В детские годы… Развернуть
Верa Григорьевна Галактионова (урождённая Павликова) — русский писатель.
Родилась в городе Сызрани 18 сентября 1948 года. Окончила среднюю школу в селе Павловка Ульяновской области. Училась на истфаке Уральского пединститута, в 1986 году окончила семинар В. Рослякова в Литинституте. В 1980-е годы жила в Казахстане, впоследствии переселилась в Москву. Работала разъездным корреспондентом, собкором областных, республиканских газет в Аркалыке, Алма-Ате, Караганде, Москве, старшим редактором Уральской студии телевидения, советником госслужбы Министерства культуры РФ.
Литературная известность к ней пришла после публикации в 2002 году в журнале «Наш современник» повести «Со всеми последующими остановками». Сборник прозы «Крылатый дом» попал в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (на итоговом голосовании никто из членов жюри за книгу не проголосовал). Писательница объяснила это тем, что она отказалась изображать русского человека как горького пьяницу, сопливого урода и опустившуюся рвань: «Да, на смену «плачущему» русскому герою, занимающемуся исключительно похоронами России, я выставляю иной тип людей. Они, чаще всего, красивы, дерзки, умелы, отважны - даже в трагичности, даже в нелепости своих судеб».
Верa Григорьевна Галактионова (урождённая Павликова) — русский писатель. Родилась в городе Сызрани 18 сентября 1948 года. Окончила среднюю школу в селе Павловка Ульяновской… Развернуть
Николай Николаевич Добронравов — крупный советский и российский поэт-песенник.
Родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. Его отец — Николай Петрович Добронравов, имел профессию инженера и работал на заводе. По отцовской линии предки были священнослужителями и офицерами белогвардейской эскадрильи. Папу арестовали в 1937 году, Коля тогда не мог даже подумать, что видит его в последний раз, мальчику было всего девять лет. Мать — Елена Дмитриевна Добронравова в девичестве Доброхотова, уроженка города Арзамаса Нижегородской губернии, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына. Ее тоже арестовали вслед за мужем, но мама смогла выжить в тюрьме и через несколько лет вернулась. Она прожила долгую жизнь, которую посвятила педагогике, работала учительницей. Позже в семье родился еще один мальчик – Дима.
Его воспитанием в детстве в основном занималась бабушка по отцовской линии. Она посещала с мальчиком театры, знакомила его с различными видами искусства: оперой, балетом, кукольными и драматическими спектаклями.
В 10 лет юный Коля так проникся любовью к литературе благодаря урокам чуткого школьного учителя, что выучил наизусть комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума».
В начале войны попал в детский дом, который был эвакуирован сначала в столицу, а потом в Горький. С 1942 года жил в Малаховке (Люберецкий район Московской области). Там окончил среднюю школу с золотой медалью.
Имеет два высших образования: в 1950 году окончил Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени М. Горького, в 1952 году — Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина.
Николай Николаевич в молодости попробовал себя в искусстве кино. В начале 50-х он снялся в двух советских фильмах. Первый из них, «Спортивная честь», был посвящен спорту. В этом фильме Добронравову досталась эпизодическая роль посетителя ресторана, поэтому начинающий артист даже не был указан в титрах. Киноповесть «Возвращение Василия Бортникова» (1953) о жизни в колхозе, в которой Николай сыграл молодого комсомольца, собрала на одной рабочей площадке звезд эпохи. В ленте главные роли играли Сергей Лукьянов, Всеволод Санаев, Анатолий Чемодуров, Инна Макарова.
В 1970 году принят в Союз писателей СССР.
В честь 90-летия популярного поэта в 2018 году Первый канал снял документальную ленту «Николай Добронравов. „Как молоды мы были…“», а в ноябре прошёл юбилейный вечер Николая Добронравова.
Накануне 2021 года поэта-песенника и его жену сразил коронавирус — они заразились в платном госпитале в Барвихе, где проходили профилактическое обследование. Новый год супруги встретили в больнице, но благополучно перенесли заболевание, после чего находились на самоизоляции.
Жил и работал в Москве. Был женат на композиторе, пианистке, народной артистке СССР Александре Пахмутовой, детей у пары не было.
Скончался 16 сентября 2023 года в Москве, на 95-м году жизни, после продолжительной болезни.
Николай Николаевич Добронравов — крупный советский и российский поэт-песенник. Родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. Его отец — Николай Петрович Добронравов, имел… Развернуть
Лев Алекса́ндрович А́ннинский (7 апреля 1934, Ростов-на-Дону, СССР - 6 ноября 2019, Москва, РФ) — советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед. Автор более 30 книг.
Отец по происхождению казак из станицы Ново-Аннинской. Мать — из города Любеча. Получив высшее образование, оба попали на ниву просвещения.
В 1939 году снялся в кинофильме «Подкидыш» в роли маленького мальчика в детском саду, который хотел быть и танкистом, и доктором, по выходным дням — пожарной машиной, и даже пограничной собакой.
Отец в 1941 году пропал без вести на фронте.
В юношеском возрасте на мироощущение, по его собственному признанию, влияли мифы Древней Греции, исторические романы, оставшиеся на отцовской полке (Стивенсон, Эберс, Антоновская и т. д.), потом — Максим Горький, Толстой, Писарев, Белинский. Рано ознакомился с трудами философов, включая Канта и Гегеля, прочел Бердяева, Шестова, Розанова, Булгакова, Фёдорова, Федотова.
Ещё в 8-м классе решил, что будет заниматься русской литературой. Окончил филологический факультет МГУ. По окончании университета он был распределён в аспирантуру. Выдержал конкурсные экзамены, но после событий осени 1956 года в Венгрии было решено «оздоровить идеологию». Вместо того, чтобы писать диссертацию, Лев Аннинский стал делать подписи к фотографиям в журнале «Советский Союз», откуда через полгода был уволен за «профнепригодность». Пришлось, по его выражению, «пойти в литподенщики», что и определило весь дальнейший творческий путь будущего критика.
Работал в журнале «Советский Союз» (1956-1957), в «Литературной газете» (1957-1960), в журнале «Знамя» (1960-1967), в Институте конкретных социологических исследований АН СССР (1968—1972), журналах: «Дружба народов» (1972-1991 и с 1993, член редколлегии), «Литературное обозрение» (1990-1992), «Родина» (с 1992), в течение короткого времени был одновременно главным редактором журнала «Время и мы» (1998).
Был Членом жюри литературной премии «Ясная Поляна».
Скончался 6 ноября 2019 года в Москве, где жил и работал в последние годы. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Лев Алекса́ндрович А́ннинский (7 апреля 1934, Ростов-на-Дону, СССР - 6 ноября 2019, Москва, РФ) — советский и российский литературный критик, писатель, публицист, литературовед.… Развернуть
Краснов Петр Николаевич - русский прозаик, переводчик.
Родился 12 января 1950 года в селе Ратчино, Шарлыкского района, Оренбургской области.
После сельской школы в 1972 году окончил Оренбургский сельскохозяйственный институт, работал агрономом. Начал писать стихи и прозу.
В 1978 году, после выхода первой книги «Сашкино поле», был принят в Союз писателей СССР. В 1983 году окончил Высшие литературные курсы в Литературном институте им. А.М. Горького.
Рассказы и повести писателя публиковались в журналах «Наш современник», «Дружба народов», «Молодая Гвардия», «Литературная России», «Новый мир», «Москва» и других, в еженедельнике «Литературная Россия», многих выпусках «Роман-Газеты» и всяческих сборниках. Вышло двенадцать книг, в том числе три за рубежом (ГДР и ЧССР).
Переводил романы и повести А. Нурпеисова, А. Тагана, Н. Лугинова и других авторов.
Всего вышло двенадцать отдельных книг. В середине 2005 года в издательстве «Димур» вышло 4-томное собрание сочинений автора. Повесть «Новомир» по срокам в это издание не вошла и была одновременно опубликована в альманахе «Гостиный Двор» (№ 16) и журнале «Москва» (№ 5, 2005).
В 2009 году вышло собрание сочинений Петра Николаевича в пяти томах, изданное к 60-летию автора. Первые четыре тома полностью повторяют издание 2005 года. В пятый том вошли повесть "Новомир" и роман "Заполье".
Проживал в Оренбурге. Умер 19 апреля 2022 года.
Краснов Петр Николаевич - русский прозаик, переводчик. Родился 12 января 1950 года в селе Ратчино, Шарлыкского района, Оренбургской области. После сельской школы в 1972 году… Развернуть
Андрей Дмитриевич Дементьев - известнейший русский советский поэт.
Многие годы жизни поэта связаны с Тверской землей и городом Тверь (ранее Калинин). Здесь он родился, окончил среднюю школу, учился в Калининском педагогическом институте. После завершения литературного образования в Москве, в Литературном институте им. А.М. Горького (1949-1952 гг.), вернулся в родной город, где работал в редакциях областных газет "Калининская правда" (1953-1955 гг.), "Смена" (1955-1958 гг.), затем на радио, был главным редактором областного книжного издательства (1958-1961 гг.). Первая поэтическая публикация состоялась в декабре 1948 года в Калининском альманахе "Родной край" и в областной газете. Здесь он стал первым лауреатом премии имени Лизы Чайкиной. Любовь к родному краю передана во многих произведениях поэта, таких, как известные на всю страну песни "Отчий дом", "А я без Волги просто не могу", "Аленушка".
На стихи поэта написаны десятки популярных песен - "Баллада о матери", "Отчий дом", "Лебединая верность", "Яблоки на снегу", "Аленушка", "А мне не надо от тебя", "Чайки над водой", "Каскадеры". Все эти песни, начиная с 1974 года становились лауреатами телевизионных конкурсов в России и за рубежом. Соавторами А.Д.Дементьева являются известные композиторы - Р.Паулс, А.Бабаджанян, Е.Мартынов, Е.Дога, Н.Богословский, В.Мигуля, П.Аедоницкий, А.Хоралов, А.Ковалевский.Среди многочисленных книг стихов, выпущенных поэтом выделяются: "Родное" (1958 г.), "Солнце в доме. Избранное" (1985 г.), "Азарт" (1985 г.), "Аварийное время любви" (1996 г.), "Стихотворения" (1988 г.).
Свыше 20 лет Андрей Дементьев отдал журналу "Юность" (1972-1993 гг.). Последние 12 лет он был главным редактором популярного издания, тираж которого при нем достиг 3 млн. 300 тыс. экземпляров. Публикуя в журнале молодых, он воспитал и помог встать на ноги многим талантливым поэтам и прозаикам. Три года А.Дементьев был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте. Принимал участие во всех крупных поэтических семинарах, а во Всесоюзном Совещании молодых писателей - в качестве руководителя. С 1981 по 1991 гг. А.Дементьев - секретарь Правления Союза писателей СССР. В настоящее время - сопредседатель Содружества Союзов писателей.
Андрей Дмитриевич занимается активной общественной деятельностью: работал инструктором, заведующим отделом пропаганды ЦК ВЛКСМ (1967-1972 гг.), дважды избирался депутатом Моссовета (1985-1989 гг.), являлся заместителем председателя Советского Комитета Защиты Мира (1985-1990 гг.). Сейчас он - заместитель председателя Российского Фонда Мира (с 1987 г.).
Многие годы Андрей Дементьев тесно связан с телевидением. С конца 1980-х годов он был ведущим передач «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи».
С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вместе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле.
Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать». С марта 2001 года А. Д. Дементьев — политический обозреватель «Радио России», ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени», которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».
Своеобразие и успех «Виражей времени» обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных.
Любит чтение, классические музыку и песни, исторические фильмы. Увлекается футболом, плаванием, гимнастикой.
Андрей Дмитриевич Дементьев - известнейший русский советский поэт. Многие годы жизни поэта связаны с Тверской землей и городом Тверь (ранее Калинин). Здесь он родился, окончил… Развернуть
Виктор Алексеевич Линник — советский и российский журналист, редактор, специалист по американистике; советский журналист-международник, российский публицист, основатель, издатель и бессменный главный редактор газеты «Слово» (с 1998 года). Прежде главный редактор газеты «Правда» (1993—1994) и собственный её корреспондент в Нью-Йорке (1987—1992).
Один из основоположников (наряду с Валерием Ярушиным и Жанной Бичевской) русского фолк-рока, в 1969—1978 вместе с братом Дмитрием и сестрой Мариной являлся участником самодеятельного вокального фолк-рок-ансамбля «Трио Линник».
Родился в семье командующего прожекторным полком Алексея Линника и Анфисы Васильевны Смеловой, старший из трёх детей. В старших классах школы на В. Линника производит большое впечатление творчество В. В. Вересаева, в особенности его «Записки врача». Также, как брат и сестра, окончил музыкальную школу.
Окончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. Ломоносова, где учился в 1962—1968 гг. по специальности филолог-преподаватель английского языка, занимался американской литературой XX века, диплом — по писателю Норману Мейлеру. В студенческие годы был приглашён на телепередачу «Английский язык для вас», в которой участвовал на протяжении 11 лет.
В 1968—1980 гг. в Институте США и Канады АН СССР: окончил аспирантуру, затем младший и старший научный сотрудник, кандидат исторических наук (1972), диссертацию защитил по президентской кампании сенатора Юджина Маккарти.
В 1969—1978 вместе с братом Дмитрием и сестрой Мариной (чуть позже её заменила певица Валентина Дзиковицкая) являлся участником самодеятельного вокального фолк-рок-ансамбля «Трио Линник», исполнявшее русские и американские народные песни. Были первыми исполнителями, записавшими песню композитора Алексея Рыбникова «Последняя поэма» (в 1973 г.), позже вошедшую (в исполнении Ирины Отиевой) в фильм «Вам и не снилось…». В 1973 г. Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Зодиак» с записью песен «Трио Линник» в инструментальном сопровождении рок-группы «Машина Времени».
В 1980—1983 гг. работал в газете «Правда» обозревателем международного отдела.
В 1983—1987 годах консультант Отдела международной информации ЦК КПСС. Был приглашён туда после предсказания победы Рейгана на президентских выборах вразрез превалировавшему в СССР противоположному мнению.
В 1987—1999 годах работал в газете «Правда»: в 1987—1992 годах собственный корреспондент в Нью-Йорке, с 1992 года заместитель главного редактора по международным делам. Как один из наиболее ярких оппозиционно настроенных журналистов, Линник выступал с жёсткой критикой проводимых в новой России реформ и непосредственно в адрес Б. Ельцина. Осенью 1993 года, после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, отстранения главой Комитета по печати РФ Владимиром Шумейко прежнего главреда Г.Селезнёва, в «Правде» впервые в её истории состоялись альтернативные выборы главного редактора. Линник одержал победу во втором туре, выиграв у Геннадия Селезнёва и Александра Ильина. Однако возглавлял газету совсем недолго, в начале 1994 года был смещён с должности издателями «Правды» — семейством греческих предпринимателей Янникосов.
В 1995—1996 гг. — первый заместитель главного редактора газеты «Век».
С 1998 года учредитель и главный редактор газеты «Слово», её издатель.
2 августа 2013 года, выступая в качестве эксперта-американиста в дневном новостном выпуске РБК-ТВ, активно поддержал предоставление убежища в РФ Эдварду Сноудену.
Владеет английским языком.
Посетил свыше 60 стран. Выступал с лекциями в университетах США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.
Член Союза писателей России (2000). Действительный член Академии российской словесности (1999), Академии русской литературы, Академии безопасности, обороны и правопорядка, председатель Гильдии ветеранов журналистики «МедиаСоюза».
Женат, имеет двух дочерей.
Виктор Алексеевич Линник — советский и российский журналист, редактор, специалист по американистике; советский журналист-международник, российский публицист, основатель,… Развернуть
Николай Николаевич Скатов родился 2 мая 1931 года в Костроме. Окончил Костромской педагогический институт и аспирантуру Московского государственного педагогического института. С 1962 года работал на кафедре русской литературы Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена. В 1987—2005 — директор Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН. С 2005 года по настоящее время — советник Российской Академии наук.
Н. Н. Скатов — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН. Он является крупным специалистом в области истории русской литературы, автор более 300 научных и литературно-критических работ, в том числе 23 книг.
Он автор и редактор школьных и вузовских учебников. Н. Н. Скатов — член редколлегии и редсоветов целого ряда литературных и научных изданий: «Университетская книга», «Литература в школе», «Аврора», «Наше наследие» и другие.
Он является в течение многих лет членом комиссии по помилованию при губернаторе Санкт-Петербурга.
В 1999 году решением совета директоров русского библиографического института по номинации «Культура» в 2000 году присвоено звание «Человек года». В 2001 году решением Учёного совета РГПУ 29 марта ему присвоено звание «Почётный профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена».
В настоящее время преподаватель кафедры основ государственного управления, член Учёного Совета юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Николай Николаевич Скатов родился 2 мая 1931 года в Костроме. Окончил Костромской педагогический институт и аспирантуру Московского государственного педагогического института. С… Развернуть
Валентин Григорьевич Распутин — русский писатель, публицист, общественный деятель.
Род деятельности: прозаик, драматург
Годы творчества: 1966—2015
Жанр: Социалистический реализм
Дебют: «Край возле самого неба» (1966)
Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье.
С 2 лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района (впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС). Окончил местную начальную школу и вынужден был один уехать за 50 километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).
После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком "Я забыл спросить у Лешки" был опубликован в альманахе "Ангара" (1961).
Окончил университет в 1959 году и несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан-Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и "Край возле самого неба".
В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал "крестным отцом" начинающего прозаика.
И в 1967 году в Красноярске была издана первая книга рассказов Распутина "Человек с этого света".
В полную силу талант писателя раскрылся в 1970 году в повести "Последний срок", заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матёрой" (1976), поставившие их автора в ряд лучших современных русских писателей.
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».
В последние годы жизни писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ "В ту же землю"; очерки "Вниз по Лене-реке"; в 1996 — рассказы "Поминный день"; в 1997 — "Нежданно-негаданно"; "Отчие пределы" ("Видение" и "Вечером").
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.
В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению.
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет», в которой прямо описал превращение народа в «народонаселение», духовную и материальную деградацию за последние два десятилетия.
Жил и работал в Иркутске. Распутин содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь». С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
Валентин Распутин придерживался сталинистской позиции и считал её созвучной мнению народа. Являлся сторонником КПРФ.
9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя, 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист.
1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя, Светлана Ивановна Распутина.
13 марта 2015 года Валентин Григорьевич был госпитализирован, находился в коме.
Умер 14 марта 2015 года, за несколько часов до своего 78-летия.
Валентин Григорьевич Распутин — русский писатель , публицист, общественный деятель. Род деятельности: прозаик, драматург
Годы творчества: 1966—2015
Жанр:… Развернуть
Российский литературный критик, публицист. Заместитель главного редактора газеты «Завтра». Главный редактор газеты «День литературы».
Брат поэтессы Елены Сойни. В 1969 году окончил Государственную лесотехническую академию в Ленинграде, затем — Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. После его окончания работает заведующим литературным отделом в Малом театре, во МХАТе им. М. Горького у режиссёра Татьяны Дорониной.
С 1990 года является заместителем главного редактора газеты «День», с ноября 1993 года — заместителем главного редактора еженедельной газеты «Завтра». С мая 1997 года — редактор приложения к газете «Завтра» — «День литературы».
В 1990 году подписал «Письмо 74-х».
Член Союза писателей России с 1991 года. Публикуется в газете «Литературная Россия», журнале «Наш современник».
Российский литературный критик, публицист. Заместитель главного редактора газеты «Завтра». Главный редактор газеты «День литературы». Брат поэтессы Елены Сойни. В 1969 году… Развернуть
Геннадий Николаевич Зайцев - советский и российский сотрудник органов государственной безопасности. Командир Группы «А» («Альфа») КГБ СССР — ГУО России (1977—1988; 1992—1995). Герой Советского Союза (1986).
Геннадий Николаевич Зайцев - советский и российский сотрудник органов государственной безопасности. Командир Группы «А» («Альфа») КГБ СССР — ГУО России (1977—1988; 1992—1995).… Развернуть
Сергей Николаевич Есин - российский писатель и журналист. Доктор филологических наук.
Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом, журналистом, лесником, артистом, главным редактором журнала «Кругозор».
С 1969 член КПСС. Первая крупная публикация — повесть «Живем только два раза» (1969), напечатанная под псевдонимом С. Зинин в журнале «Волга». Член СП СССР с 1979. В 1981 окончил заочно Академию общественных наук при ЦК КПСС и в том же году уволился с должности главного редактора литературных вещаний Всесоюзного радио, чтобы полностью посвятить себя литературному труду.
С 1987 преподаватель, в 1992—2006 также ректор Литературного института.
Член правления (с 1994), секретарь (с 1999) Союза писателей России.
Вице-президент Академии российской словесности.
Сергей Николаевич Есин скоропостижно скончался 11 декабря 2017 года. Его сердце остановилось в дороге, в Минске, где делегация Литературного института представляла Дом национальных литератур. После кремации урна с прахом замурована в колумбарии Донского кладбища (колумбарий 20, секция 39) рядом с прахом жены В. С. Ивановой.
Сергей Николаевич Есин - российский писатель и журналист. Доктор филологических наук. Заочно окончил филологический факультет МГУ (1960). Работал библиотекарем, фотографом,… Развернуть
Николай Фёдорович Дмитриев — советский и российский поэт.
Николай Дмитриев родился 25 января 1953 года в селе Архангельское Рузского района Московской области в семье сельских учителей Ф. Д. Дмитриева и К. Ф. Дмитриевой (Трифоновой). В 1973 году окончил Орехово-Зуевский педагогический институт, работал сельским учителем русского языка и литературы сначала в Рождественской школе, затем в Покровской школе Рузского района.
Член Союза писателей СССР с 1977 года.
С мая 1977 по ноябрь 1978 служил в Советской Армии на испытательном полигоне войск противокосмической обороны в Джезказганской области Казахстана.
В 1978 году от Союза писателей СССР поэту была предоставлена отдельная двухкомнатная квартира в г. Балашихе Московской области.
С 1979 по 2002 жил и работал в г. Балашихе Московской области, с 1994 по 1999 работал учителем русского языка и литературы в средней школе № 25 г. Балашихи и вёл литературный кружок в школе № 2 г. Балашихи.
В 2002—2005 гг. — жил и работал в Москве; лето проводил в родовом имении в д. Аниськино Владимирской области.
Здесь, в деревне Аниськино, всю свою жизнь прожил дед Н. Ф. Дмитриева — Фёдор Трифонов и после замужества за него — бабушка Н. Ф. Дмитриева — Прасковья Ивановна Трифонова (1894—1987), которая родилась в соседней деревне Перново и жила там до замужества.
Здесь, в д. Аниськино, родилась и провела своё детство и юность мама поэта Н. Ф. Дмитриева — Клавдия Фёдоровна Трифонова (после замужества — Дмитриева) (1923—1976). Клавдия Фёдоровна Трифонова в 1949 г. вышла замуж за фронтовика Великой Отечественной войны — Фёдора Дмитриевича Дмитриева (родился Ф. Д. Дмитриев в селе Звягино Смоленской области, годы жизни 1916—1966. Воевал с 1941 по 1944 г.г. — командир расчета 45-мм. артиллерийского орудия). На предоставленную государством ссуду они построили деревенский дом в с. Архангельское Рузского района Московской области, где и родился в 1953 г. поэт Н. Ф. Дмитриев.
Умер поэт Николай Федорович Дмитриев 13 июня 2005 года в родовом имении в деревне Аниськино близ города Покров Владимирской области. Похоронен на Покровском городском кладбище.
Николай Фёдорович Дмитриев — советский и российский поэт. Николай Дмитриев родился 25 января 1953 года в селе Архангельское Рузского района Московской области в семье… Развернуть
Прозаик, поэт, публицист. Родился в Иркутске в семье сельских учителей. По окончании общеобразовательной школы учится в школе милиции в Елабуге.
В 1956 поступает на историческое отделение Иркутского университета. В то же время в этом заведении обучались В. Распутин, А. Вампилов, М. Варфоломеев. Бородин принимает активнейшее участие в организации студенческой группы «Свободное слово», которая ставила перед собой задачу самостоятельного осмысления русской истории. Выход свободного печатного органа и появление в нем «Басни о Хрущеве» привели к тому, что уже через семестр Бородин был исключен из комсомола с последующим отчислением из университета.
В 1958 Бородин уезжает на «ударные стройки», по его словам, «познавать идеологию рабочего класса». Работает в угольных шахтах Норильска, строителем Братской ГЭС. Заочно поступает учиться в педагогический институт в Улан-Удэ. Преподает историю на железнодорожной станции на Байкале. После окончания института — директор школы в Бурятии на ст. Гусиное Озеро.
В 1965 приезжает в Ленинград для поступления в аспирантуру философского факультета. Темой для диссертации выбирает «Ранний (неокантианский) период философского творчества Н. Бердяева». Работы этого русского философа заставляют Бородина по-новому посмотреть на историю общественной жизни в стране. Через Н. Бердяева он знакомится с христианской доктриной развития общества, что сближает его с членами тайной политической организации «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов» (ВСХСОН). Создателем и руководителем этой организации был И. Огурцов. В ее состав входили преподаватели и студенты ленинградских вузов, техническая интеллигенция городских предприятий. В основу деятельности была положена идея построения христианского государства социальной направленности, как она была изложена в работах А. Хомякова, В. Соловьева, Вяч. Иванова и Н. Бердяева. Религия рассматривалась только как социальный институт, несущий положительную мораль. Такая, во многом ограниченная религиозность была больше политическим действом, чем духовным поиском, о чем свидетельствует уже тот факт, что большая часть участников ВСХСОН (в т. ч. и сам Бородин) не были крещеными людьми.
Организация просуществовала не более 3 лет, ее деятельность была прекращена органами правопорядка. Вместе с Бородиным на скамью подсудимых попали 29 активных ее членов. В ожидании приговора, находясь в следственной тюрьме, Бородин пишет свои первые зрелые произведения: «Перед судом», «Повесть странного времени», «Вариант». Герои его произведений — выходцы из различных социальных слоев общества, они сталкиваются вокруг себя с проявлением лжи и насилия, но их одиночных усилий оказывается недостаточно, чтобы одолеть его. Их дело не находит поддержки, они остаются непонятными окружающим.
Лагерный срок с 1968 по 1973 Бородин проводит в мордовском лагере для политзаключенных. Свои лагерные впечатления выразил в рассказе «Полюс верности» (1975) и повести «Правила игры» (1985).
Освободившись в февр. 1973, Бородин сближается с В. Осиповым, издателем первого легального машинописного журнала «Вече», где печатает несколько своих статей. После ареста В. Осипова одноименное издание с тем же идеологическим направлением (русская национальная идея) стало осуществляться русскими эмигрантами в Мюнхене; в Москве продолжением линии московского «Вече» стал рукописный «Московский сборник», редактором его был Бородин.
Кроме журналистской деятельности, Бородин в это время много работает над художественной прозой, которую отличает эмоциональная сдержанность и обращение к глубинам народного сознания. Главным действующим лицом его произведений становится рядовой сельский труженик, всем сердцем преданный родной земле; свою особую «третью правду» о жизни он готов отстаивать всеми возможными способами.
Не имея возможности публиковаться на страницах отечественной печати, Бородин печатается в таких западных изданиях, как «Грани», «Посев» и «Вече» (Мюнхен). В 1978 выходит отдельной книгой сборник его рассказов «Повесть странного времени», получивший положительный отклик западной литературной критики. В к. 70 — н. 80-х Бородин выпускает отдельными тиражами повесть «Гологор», «Третья правда», «Год чуда и печали».
Признание за рубежом не находит отклика на родине. Все это время Бородин вынужден скитаться вместе с семьей по стране в поисках угла и работы. Проживание в крупных городах России ему было запрещено. Но несмотря на сложное материальное и моральное положение покидать родину Бородин категорически отказывается, хотя такая возможность ему предоставлялась не один раз. Для Бородина всякая эмиграция, в сущности, всегда побег, в известной степени уклонение, потому что «всегда имеется альтернатива: остаться и бороться, бороться и погибнуть».
Главным мотивом выступлений Бородина как публициста на страницах мюнхенского журнала русской эмиграции «Вече» стало отстаивание российской государственности в том виде, в каком она была выработана на протяжении многих веков православной истории.
Итоговой работой этого периода можно считать роман Бородина «Расставание» (1982), где в художественной форме дана яркая характеристика социальных процессов, протекающих внутри советского государства. Вначале писатель думал назвать его «Другая жизнь», что более соответствовало тону повествования, но появление в это же время в печати романа Ю. Трифонова с тем же названием побудило писателя изменить заглавие. В романе Бородин выступает с резкой критикой всей политической оппозиции в стране и противопоставляет ей патриархальный уклад жизни российской провинции, в котором выразилась вся сущность социального строя прежней России.
В 1982 Бородина вновь арестовывают и за сотрудничество с западными изданиями осуждают на 10 лет лишения свободы и 5 лет ссылки, как «не ставшего на путь исправления». Его друзьям удалось передать рукописи Бородина за границу. В этот период выходит более 20 книг Бородина, переведенных на различные языки мира. В 1987 на волне «перестройки» дело Бородина повторно рассмотрено и писателя выпускают по амнистии на свободу.
В 1988 им написана повесть «Женщина и море», где сквозь призму нарастающих перемен в обществе показано появление нового поколения российских людей, для которых понятия веры, чести и достоинства не имеют никакой ценности; все ими сбрасывается со щитов ради единственной цели — материального обогащения.
В 1990 в московском издательстве «Современник» выходит книга «Повесть странного времени», куда вошли лучшие произведения Бородина. В 1990 Бородин руководит отделом прозы журнала «Москва», а с 1992 становится его гл. редактором. При этом это издание обретает свой завершенный облик журнала русской культуры. В основе его культурной политики лежат два основных постулата: Православие и Российская государственность, как не подлежащие сомнению ценности. Этот журнал первым выводит на свои страницы целый христианский раздел «Домашняя церковь». Сам Бородин ведет «Страничку главного редактора», где им раскрываются основные вехи истории России. Разбирая свои старые конспекты и дневниковые записи, Бородин приходит к выводу относительно современного состояния общества: «Если и помнит российская история времена более тяжкие, то более лукавые — едва ли». Наиболее часто для сравнения нынешней ситуации в стране писатель упоминает Смутное время Московского государства, история которого наглядно показала, насколько взаимосвязаны Россия и Православие, что умаление одного за счет другого всегда приводит общество к деградации. Об этом и первая историческая повесть Бородина «Царица Смуты» (1996).
В 1993 журнал «Наш современник» печатает роман Бородина «Божеполье», показывающий трагедию семьи бывшего номенклатурного работника, оказавшегося не у дел и пытающегося воздействовать на окружающий его мир с позиции старого кабинетного права. В следующем году в философской повести-притче «Ловушка для Адама» дается развернутая картина эсхатологического переживания настоящего времени на примере одной небольшой семьи, волею случая оказавшейся оторванной от всего мира, «одуревшего от свободы, ничего доброго не познавшего, кроме свободы ненависти».
Ист.: Русские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. М., 1998. Т. 1.
Целовальников А.
Литература:
Вагин Б. Жестокий приговор русскому писателю // Вече. Мюнхен, 1983. №10. С.205-214;
Бондаренко В Несломленный: О Л.Бородине // Слово. 1989. №10;
Тимошенко О. Где она, «третья правда»? // Москва 1990. №6. С.204-206;
Аннинский Л. Правда и правдежки // Литературная газета. 1990. 7 нояб.;
Ульяшов П. Воры и диссиденты // Книжное обозрение. 1990. №11. 16 марта. С.6;
Верин В. Три правды // Литературная газета. 1990. №6. 17 февр. С.4;
Агеев В. На улице и в храме // Знамя. 1990. №10. С.228-237;
Шкловский Е. Ускользающая реальность // Литературное обозрение. 1991. №2. С.10-18;
Марченко Т. Смятенные люди смутного времени // Литературная Россия. 1991. №16. 19 апр. С.9;
Меньшиков В. [Послесл. к повести «Третья правда»] // Роман-газета. 1991. №4. С.65-66;
Клименко Е. В ожидании Афродиты, или Парадоксы прозрения // Литературное обозрение. 1991. №6. С.67-69;
Кунаев С. Дон Кихоты и «третья правда» // Литература в школе. 1991. №2. С.56-62;
Штокман И. Слово и судьба // Наш современник. 1992. №9. С.178-185;
Волков Б. «По небу полуночи ангел летел...» // Учительская газета. 1992.20 окт.;
Савкина И. Помочь не отчаяться // Север. 1992. №2. С.149-155;
Варламов А. Не палачи, не жертвы. О прозе Леонида Бородина // Литературная газета. 1992. №20. 13 мая. С.4;
Шафаревич И. «Я сын Руси с ее грехами и благодатями ее...» // Бородин Л. Изломы. Русло. 1992. С. 3-4;
Пресечь враждебные проявления «русизма» // Источник. 1994. №6. С.106-111;
Басинский П. Он пугает — мне страшно // Литературная газета. 1994. №45. 9 нояб. С.4;
Рябова Т.В. Проза Л. Бородина 1970-х — начала 90-х: автореферат кандидатской диссертации. СПб., 1996;
«Из писателей я самый счастливый человек» [Беседа с Л.И.Бородиным В.Н.Запевалова] // Русская литература. 1998. №3;
Штокман И. Леонид Бородин — слово и судьба. М., 2000;
Штокман И. Слово и судьба // Наш современник. 1992. № 9.
Сендеров В. Записки прямоходящего, или Утопия Леонида Бородина // Новый мир. 2004. №3. С.172-176;
Кублановский Ю. «Без выбора». Неволя, нищета, счастье... // Новый мир. 2004. №3. С.167-172. Hrono.ru
Прозаик, поэт, публицист. Родился в Иркутске в семье сельских учителей. По окончании общеобразовательной школы учится в школе милиции в Елабуге. В 1956 поступает на… Развернуть
Юрий Вильямович Козлов — советский и российский писатель, работающий в жанре «интеллектуального романа», философского и футурологического триллера. Автор более 30 книг.
Юрий Козлов родился в семье детского писателя Вильяма Козлова, мать журналистка. Детство провел в Ленинграде. В 1969 году поступает в Московский полиграфический институт на редакторский факультет, закончив который, в 1974 году начанает работать в журнале "Пионер", где и публикует свой первый рассказ "Качели в Пушкинских горах". Прерывает работу для службы в армии, которая проходит на Чукотке.
После службы в армии работает в журналах "Пионер" и "Юность" (1975-1979) и "Огонек" (1979-1983).
В 1979 году выходит в свет первый роман Юрия Козлова "Изобретение велосипеда", который приносит автору известность.
С 1983 года занимается только писательской деятельностью, в 1986 году выходит роман Юрия Козлова «Наши годы», в 1988 году - "Пустыня отрочества". С 1981 года Юрий Козлов - член Союза Писателей.
Изменившаяся социально-политическая обстановка в стране вынуждает писателя в 1992 году вынужден вернуться к журналистской деятельности, он сотрудничает в газете "Советская Россия" (1992-1995), затем работает в пресс-службе Государственной Думы, в Аналитическом управлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 2005 по 2011 - руководитель пресс-службы Совета Федерации. С 2001 года по настоящее время - главный редактор "Роман-газеты".
Творческая деятельность Юрия Козлова активно продолжается. В 90-е он регулярно печатается в журналах «Юность», «Аврора», «Москва», «Наш современник», «Знамя», «Московский Вестник» и др. В 1994 г. выходит в свет повесть «Геополитический романс» потом утопия «Ночная охота» (1996) и роман «Колодец пророков» (1998), которые критики относят к жанру интеллектуального детектива.
В 2001 году выходит роман Юрия Козлова "Проситель", в 2002 г. - "Реформатор", принесший автору наибольшую известность. "Реформатор" в 2002 году номинируется на премию "Национальный бестселлер". В фокусе этих произведений осмысление социально-политических событий в России с философской точки зрения. Роман "Реформатор" отнесен критиками к постмодернизму, хотя произведения Юрия Козлова трудно уложить в какие-то жанровые рамки. Его прозу называют и социально-политической фантастикой, хотя и это определение мало что дает для понимания метода, которым пользуется автор. Его романы неизменно выходят за рамки реальности в некое метафизическое пространство. Юрий Козлов - член существующего с 2004 года "Клуба метафизического реализма" при ЦДЛ, члены которого декларируют метафизический реализм как существующий в современной русской литературе жанр.
В 2005 году выходит в свет роман "Закрытая таблица", в 2011 - "Почтовая рыба".
Проза Козлова переведена на украинский, казахский, болгарский, немецкий, чешский, эстонский, испанский, польский, японский, китайский, французский языки.
При составлении статьи использованы материалы с сайта www.hrono.ru: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kozlovyu.php
Юрий Вильямович Козлов — советский и российский писатель, работающий в жанре «интеллектуального романа», философского и футурологического триллера. Автор более 30 книг. Юрий… Развернуть
Евгений Юрьевич Юшин — русский советский писатель, прозаик, поэт и редактор. Член Союза писателей СССР с 1987 года.
Родился 25 июня 1955 года в Озёрах Московской области.
С 1971 по 1976 год обучался на историко-филологическом факультете Бурятского государственного педагогического института. С 1978 по 1986 год работал в должности редактора Московского Центрального Дома культуры железнодорожников и руководителем литературного объединения «Магистраль». С 1986 по 1999 год — руководитель отделом поэзии и заместитель главного редактора, м 1999 по 2009 год — главный редактор журнала «Молодая гвардия».
Член Союза писателей СССР с 1987 года, с 2005 года — секретарь Правления Союза писателей России. С 1976 года начал своё творчество с выпуска своих поэтических произведений в газете «Коломенская правда», в последующем в литературных журналах «Сибирские огни» и «Байкал». В 1980 году из под пера Юшина вышел первый поэтический сборник «На расстоянии дыхания».
Поэтические произведения писателя были переведены на сербский, немецкий, французский и болгарский языки. В московском музыкально-драматическом театре «Ромэн» на основе произведений Е. Ю. Юшина шла музыкально-романтическая фантазия в двух частях «Колокола любви» (режиссёр, народный артист России Георгий Жемчужный).
Евгений Юрьевич Юшин — русский советский писатель, прозаик, поэт и редактор. Член Союза писателей СССР с 1987 года. Родился 25 июня 1955 года в Озёрах Московской области. С… Развернуть
Юрий Васильевич Бондарев — русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, занимал различные должности в правлении СП СССР и СП РСФСР, с 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации. C 1990 по 1994 год — председатель Союза писателей России. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983). В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004).
Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 в городе Орске (ныне Оренбургской области) в семье Бондарева Василия Васильевича (1896—1988), народного следователя, и Бондаревой Клавдии Иосифовны (1900—1978). В 1931 году они переехали в Москву.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942), младший лейтенант.
Окончил Чкаловское артиллерийское училище и Литературный институт им. А. М. Горького (1951).
Дебютировал в печати в 1949. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; телесериал «Батальоны просят огня» по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969), «Тишина» (1962; одноименный фильм, 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975).
Автор сценария фильма, снятого по роману «Горячий снег» (1972. Один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение» (1970).
Депутат ВС СССР 11-го созыва с 1984 года. Член ЦК Компартии РСФСР (1990—1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу».
С 2001 года был членом редакционной коллегии журнала «Мир образования — образование в мире».
Скончался 29 марта 2020 года в Москве. Похороны прошли 2 апреля на Троекуровском кладбище Москвы.
Юрий Васильевич Бондарев — русский советский писатель и сценарист, член Союза писателей СССР, общественный деятель, занимал различные должности в правлении СП СССР и СП РСФСР,… Развернуть
Владимир Владимирович Личутин — русский писатель.
В 1960 году окончил лесотехнический техникум, в 1962 году — факультет журналистики ЛГУ имени А. А. Жданова, в 1975 году — Высшие литературные курсы при СП СССР.
Автор повестей: «Белая горница» (1972), «Иона и Александра», (1973), «Долгий отдых» (1974), «Вдова Нюра» (1974), «Душа горит» (1976), «Бабушки и дядюшки» (1976), «Золотое дно» (1978), «Крылатая Серафима» (1978), «Последний колдун» (1979), «Фармазон» (1988).
Романы: «Любостай»(1987), «Раскол» (1997), «Миледи Ротман» (2001), «Душа неизъяснимая» (1989), «Беглец из рая» (2005).
Личутин — представитель русской деревенской прозы, причём все его произведения связаны с его родными краями, с жизнью деревни на побережье Белого моря. Кроме непосредственных впечатлений об этой хорошо известной и близкой ему жизни Личутин умело использует материал фольклористических экспедиций, в которых он принимал участие. Для его произведений характерна свободная композиция. Он соединяет отдельные, часто необычные и драматические события, нередко используя для этого сюжет о госте, попадающем в деревню и встречающемся со многими людьми. При всей сосредоточенности автора на определенных географических местах и связанности между собой некоторых текстов за счет введения в рассказ повторяющихся лиц, для его прозы характерен широкий временной охват; он пишет не только о современности, но и о жизни нескольких прошедших поколений, причём в своем творчестве Личутин всё больше и больше занимается внутренней душевной жизнью человека.
В 1990 году подписал «Письмо 74-х».
Многие свои произведения Владимир Личутин пишет на даче, в деревне Часлово Рязанской области.[2] Многие жители деревни стали героями и прототипами его произведений.
Родился в г. Мезень, Архангельской области в семье учителя. Отец погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Мать, «военная вдова», воспитывала одна четверых детей. Несмотря на безотцовщину и голод, мальчик не чувствовал себя несчастным, ибо рос на приволье, среди великолепной северной природы, постигая ее притягательную силу. Личутин с детства обладал особой художнической памятью, вниманием к народной, обрядовой стороне жизни. Семья Личутина принадлежала к старинному поморскому роду охотников и рыбаков. Один из его предков был кормщиком в первой русской экспедиции П. В. Чичагова. Родовая память о предках явилась одним из побудительных мотивов творчества Личутина. После окончания лесотехнического техникума, службы в армии, работы на заводах в Ленинграде поступает на факультет журналистики Ленинградского университета. В 1962 после окончания университета приезжает в Архангельск, где работает сначала корреспондентом местного радио, а затем в областной газете «Правда Севера». Работая в газете, Личутин пишет очерки о современниках — мезенских пекарихах, кузнецах из Вожегры, о сказительнице М. Кривополеновой, о писателе С. Писахове, об архангельском краеведе К. Гемп. Тематика его публикаций весьма разнообразна, но в ней постоянно ощущается интерес к истории, этнографии, фольклору и литературе Севера.
В 70-е Личутин принимает участие в фольклорной экспедиции Пушкинского Дома в Поморье под руководством проф. П. С. Выходцева. В 1975 Личутин заканчивает Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, остается жить в Москве, но часто приезжает в Архангельск, к себе на родину — в Мезень.
(с) hrono.ru
Владимир Владимирович Личутин — русский писатель.
В 1960 году окончил лесотехнический техникум, в 1962 году — факультет журналистики ЛГУ имени А. А. Жданова, в 1975 году — Высшие… Развернуть
Андрей Владиславович Шацков — русский поэт и журналист.
1976 — окончил Московский инженерно-строительный институт. Работал по специальности в Главмособлстрое, Минхимпроме СССР, Минтрансе России и в Постпредстве Республики Саха (Якутия) при Президенте России. Участвовал, будучи главным инженером, в создании уникального санаторного комплекса «Бэс чагда» на Николиной Горе в Московской области. Работал в газете «Слово».
1997 — вместе с группой энтузиастов участвует в возрождении регулярных выпусков популярного молодёжного альманаха «Истоки», членом редколлегии которого является до настоящего времени.
1999 — завершает цикл стихов «На поле Куликовом», что позволило лауреату государственной премии поэту Владимиру Фирсову назвать автора «Последним осколком серебряного века». За цикл духовных стихов, а также за вклад в дело православия, Шацков А. В. был пожалован орденом преподобного Сергия Радонежского от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Многое в творчестве Шацкова А. В. связано с его «Малой родиной» — заповедным Рузским краем Подмосковья, где он на общественных началах руководил местным литературным объединением им. Ф. И. Тютчева.
2000 — становится постоянным ведущим рубрики «Заметки русского поэта» в газете «Слово». Принят в Российский и Международный союзы журналистов. 2005 — советник Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А. С. Соколова. Председатель редколлегии альманаха «День поэзии. 2006». Главный редактор ежегодного альманаха «День поэзии — XXI век. 2007, 2009, 2010». Главный редактор альманаха «День православной поэзии. 2008».
Член Союза писателей России и Международной федерации журналистов. Действительный член Академии российской словесности. Проживает в Москве и в Рузе.
Андрей Владиславович Шацков — русский поэт и журналист.
1976 — окончил Московский инженерно-строительный институт. Работал по специальности в Главмособлстрое, Минхимпроме СССР,… Развернуть
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор «Литературной газеты» с 2001 года. Автор стихов, повестей и романов. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы, а также переведена на многие языки.
Родители из рязанских крестьян, обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Отец, Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер; мать, Лидия Ильинична, технолог. Супруга, Полякова Наталья Ивановна — программист; дочь, Алина, филолог. Живет и работает в Москве.
Юрий Поляков после средней школы поступил в Московский областной пединститут им. Крупской, еще на старших курсах стал работать учителем. В 1976 году был призван в Советскую Армию, служил в Группе советских войск в Германии. После демобилизации стал работать в школьном отделе Бауманского райкома комсомола. Вскоре перешёл в газету «Московский литератор», где проработал до 1986 года, став из корреспондента её главным редактором. С 1979 года сотрудничает с «Литературной газетой». В 1981 защитил кандидатскую диссертацию на тему "Творческий путь Г. К. Суворова: К истории фронтовой поэзии".
Начал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов "Время прибытия" вышла в 1980 году в издательстве "Молодая гвардия". В его стихах видна реалистическая традиция, их отличают оригинальность мысли, ясность формы, открытость лирического чувства, тонкая самоирония. В те же годы он выступил как литературовед со статьями о поколении поэтов-фронтовиков, а в 1983 вышла книга "Между двумя морями".
В конце 1970 — начале 1980 гг. Юрий Поляков пишет актуальную прозу по острым проблемам общества. В 1980 заканчивает повесть "Сто дней до приказа", где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии, "дедовщины" (опубликована в 1987 году); через год — повесть "ЧП районного масштаба" о деформированной нравственно-психологической атмосфере комсомольского аппарата (опубликована в 1985). Обе повести оказываются под запретами и выходят в свет журнале "Юность" после противостояния с цензурой, в т. ч. военной. Книги вызывали общесоюзную дискуссию периода "гласности", по сути явились предвестницами грядущей перестройки, их социальная острота и злободневность сделали писателя чрезвычайно популярным.
Вместе с тем, отдавая должное пафосу разоблачительства, критики обратили внимание на динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и, особенно, на языковую точность и богатство этих повестей. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход. С повести "Апофегей" (1989) в творчестве Ю. Полякова появились новые черты, он отходит от социальной тематики, сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Формируется особый, легко узнаваемый "поляковский" стиль, складывающийся из смелого смешения разностилевой лексики, игры семантическими смыслами, иронии, незаметно переходящей в лиризм. Намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма.
Повесть "Парижская любовь Кости Гуманкова" ("Юность", 1991) развивает эту тенденцию. Ю. Поляков одним из первых попытался взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется его творческий интерес к набравшему силу в начале 1990-х годов постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, он пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, это творческая полемика с ним, с другой — попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Первым результатом этого синтеза явилась повесть "Демгородок" ("Смена", 1993). Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму, оказываясь вновь оказывается оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии.
Тема этой повести органично связана с пафосом публицистических выступлений прозаика в периодической печати 1990-х годов. С позиций просвещенного патриотизма Ю. Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Свою публицистику автор объединил в две книги: "От империи лжи — к республике вранья" (1997) и "Порнократия" (1999).
В одной из самых своих популярных книг — романе-эпиграмме "Козленок в молоке" (журнал "Смена", 1995) Ю. Поляков дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные "таланты" в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. "Козленок в молоке" интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Повесть "Небо падших" (журнал "Смена", 1998) посвящена так называемым "новым русским". Автор одним из первых создает убедительный образ "страдающего победителя", современного "Фому Гордеева", показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны. В этот период критика все чаще выделяет Ю. Полякова как лидера "гротескного реализма", характерного, по мнению М. Бахтина, для переходных эпох, когда новое сталкивается со старым.
Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман "Замыслил я побег." ("Москва", 1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий 30 лет жизни страны. В центре романа — "эскейпер" Башмаков, отличительной чертой которого является неспособность принимать решения, что отражается и на его личной судьбе, и на судьбе державы. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца XX века. Продолжением этой темы стал новый роман Юрия Полякова — "Грибной царь" (2005).
В 2001—2004 годах Ю. Поляков опубликовал цикл "Плотские повести" (журналы "Смена", "Нева", "Наш современник"), посвященный проблемам современной семьи. Он так же активно работает как драматург, его пьесы "Контрольный выстрел", "Халам-Бунду", "Козленок в молоке", "Хомо эректус" и другие идут в российских и зарубежных театрах и пользуются зрительским успехом.
Произведения Ю. Полякова изданы в виде "Собрания сочинений" в 3 (М., 1997) и 4 (М., 2001) томах, сборников "Избранные сочинения" (С.-Пб., 1994), "Небо падших: Избранное" (М., 2002), "Плотские повести" (М., 2003), "Хомо эректус: Пьесы" (М., 2004).
По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: "Работа над ошибками" (1987, режиссер А. Бенкендорф), "ЧП районного масштаба" (1988, режиссер С. Снежкин), "Сто дней до приказа" (1989, режиссер Х. Эркенов), "Левая грудь Афродиты" (1999, режиссер А. Павловский), "Игра на вылет" (2000, режиссер К. Одегов), "Замыслил я побег..." (2003, режиссер М. Ибрагимбеков), "Козленок в молоке" (2003, режиссер К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина "Ворошиловский стрелок" (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов.
С 2001 года Ю. Поляков возглавляет "Литературную газету", которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы.
Юрий Михайлович Поляков — русский писатель, поэт, драматург, литературовед. Кандидат филологических наук. Общественный деятель, член Союза писателей СССР. Главный редактор… Развернуть