Время, расстояние и форма в искусстве Пруста
Хосе Ортега-и-Гассет
26 мая 2014 г. 21:27
262
5
Ах, как же красиво пишет Хосе Ортега-и-Гассет! Это сказочно. Он рассказывает о творчестве Пруста, будто бы обращаясь к людям ещё не читавшим произведений этого знаменитого классика. И так об этом пишет, что не заинтересоваться просто нет никакой возможности. Да, каюсь, я не читала Пруста. Но Хосе Ортега-и-Гассет своей статьей вызвал к нему мой неподдельный интерес. Он пишет о Прусте, как о художнике, который изобрел свой метод построения словесных картин.
Пруст предстает исследователем утраченного времени как такового. Он наотрез отказывается навязывать прошлому схему настоящего, практикуя строгое невмешательство, решительно уклоняясь от какого-либо конструирования. Из ночной глубины души отделяется, воспаряя, воспоминание, и это похоже на то, как в ночи над горизонтом загорается…
1 апреля 2013 г. 16:24
642
5
Микроскопический метод ведет к многословию. А многословие требует места. Атмосферная интерпретация человеческой жизни, кропотливая тщательность описаний связаны с очевидным недостатком. Я имею в виду особую усталость, которой не избежать даже самому завзятому поклоннику Пруста. Если бы речь шла об обычной усталости от глупых книг, говорить было бы не о чем. Но усталость того, кто читает Пруста, носит совершенно особый характер и не имеет ничего общего со скукой. С Прустом никогда не скучно. Почти всегда это страницы захватывающие, и даже очень захватывающие. Тем не менее в любой миг книгу можно отложить.
Несколько дней назад, в холодном и заснеженном Брюсселе, совершенно случайно зашла в интернет и в остававшийся до экскурсий час, прочитала эту чудесную статью о любимом Прусте.
Испанский…