Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

26 мая 2014 г. 21:27

262

5

Ах, как же красиво пишет Хосе Ортега-и-Гассет! Это сказочно. Он рассказывает о творчестве Пруста, будто бы обращаясь к людям ещё не читавшим произведений этого знаменитого классика. И так об этом пишет, что не заинтересоваться просто нет никакой возможности.
Да, каюсь, я не читала Пруста. Но Хосе Ортега-и-Гассет своей статьей вызвал к нему мой неподдельный интерес. Он пишет о Прусте, как о художнике, который изобрел свой метод построения словесных картин.

Пруст предстает исследователем утраченного времени как такового. Он наотрез отказывается навязывать прошлому схему настоящего, практикуя строгое невмешательство, решительно уклоняясь от какого-либо конструирования. Из ночной глубины души отделяется, воспаряя, воспоминание, и это похоже на то, как в ночи над горизонтом загорается созвездие.

Ведь Пруст был тем, кто установил между нами и вещами новое расстояние. Это немудреное нововведение дало, как я уже говорил, ошеломляющие результаты, - прежняя литература в сравнении с творчеством этого упоительно близорукого таланта кажется обзорной, кажется литературой с птичьего полета.

Я люблю длинные описания. Мне нравится, когда писатель обстоятельно выписывает картину, а в воображении читателя представляется полная, детальная сцена спектакля, разворачивающегося на страницах книги. Ортега-и-Гассет как никто другой сумел подобрать правильные слова, чтобы раскрыть удивительный момент полного созерцания:

Тот, кто хочет хорошенько разглядеть камень, приближается к нему настолько, чтобы мочь различить прожилки на его поверхности. Но тот, кто пожелал хорошенько разглядеть собор, вынужден отказаться от рассмотрения прожилок и должен, отойдя подальше, распахнуть свой горизонт. Этими расстояниями заведует та естественная целесообразность, которая властвует над всей нашей жизнью

В своей статье Хосе снова и снова обращается к теме живописи и импрессионистам. Поверю ему на слово в том, что воплощение своего писательского дара Пруст тоже передавал через чувственные ощущения и эмоциональные состояния.

У Пруста любовь Свана ничем не напоминает любовь. И чего только в ней нет: огненных вспышек чувственности, темно-лилового тона ревности, бурого - скуки, серого - угасания жизненных сил. Единственное, чего нет, - это любви. Она возникает, как возникает на гобелене фигура, когда вдруг переплетутся несколько нитей, и не важно, что ни одна не имеет очертаний этой фигуры. Без Пруста осталась бы невоплощенной та литература, которую надлежит читать так, как рассматривают картины Манэ, - прищурив глаза.

Пруст - воздух, который нужно вдыхать.

Очень интересную точку зрения Хосе Ортега-и-Гассета высказывает о персонажах Пруста. По его мнению "прустовские персонажи живут растительной жизнью."
Волшебная статья.

Прочитано в рамках флэшмоба "Урок литературоведения".

Комментарии


Надо взять на заметку)


Теперь думаю, чтобы из Пруста почитать).


О, ну тут я не советник, сам никогда его не читал)


Ну, тут выбор не так уж велик, если учитывать, что всю жизнь Пруст, в сущности, писал одну-единственную книгу ))
Есть сборник ранних рассказов и стихов "Утехи и дни", неоконченный роман "Жан Сантей", снова неоконченный сборник литературоведческих статей "Против Сент-Бёва" - и всё это "вошло" в главный труд "В поисках утраченного времени". Полагаю, с него и можно начинать, с первого тома "По направлению к Свану" .

Но поскольку вы начали читать Пруста с Ортеги, то продолжить можно "литературным портретом" Пруста от Моруа: это и небольшое исследование симфонии "Поисков...", и краткая биография писателя.


Спасибо большое за совет. Пожалуй, начну с Моруа - "В поисках Марселя Пруста".


замечательная рецензия!


Спасибо!)