Роман оставил неоднозначное и весьма противоречивое впечатление.
О Ниле Стивенсоне был наслышан, но чести литературного знакомства не имел. План начать приобщение к творчеству талантливого американского писателя с "Барочного цикла" был напрочь провален поступившим советом ознакомиться с книгой, в которой очень качественно описана техническая сторона бытия. А это именно то, чего в данный момент жаждал мой внутренний читатель. Нечто из области информатики, где профессиональному программисту не придётся дёргаться в судорогах когнитивного диссонанса от вывертов ламеров, мнящих себя познавшими дзен хакерами.
В итоге то, что человек прекрасно разбирается в вопросе (это вам не какой-то там Гибсон) могу с лёгкостью и удовольствием подтвердить. Всё, что каким-либо боком касается программирования, написано качественно - от концептуальных моментов до всяческих мелких непринципиальных, но характерных, узнаваемых фишечек. Конечно же с поправкой на 1992-й год. Упоминание "современных" языков программирования, как то: Fortran, Basic, Pascal и пр. прокатилось ностальгической слезой. Да и виртуальная реальность, занимающая основательную часть повествования, выписана качественно и логично, в неё верится. С этой точки зрения я получил всё то, что и хотел.
Отдельный кайф книги в основной сюжетной идее, которая представляет собой нетривиальный коктейль из двух не связанных непосредственного друг с другом видов программирования - нейролингвистического и программирования как такового. Особенно впечатлил идеальный выверенный баланс в преподнесении этой идеи между "научностью", что вынуждала включиться серое существо и в итоге получить от всего этого процесса шевеления мозгами массу удовольствия и "лёгкостью", не позволявшей читателю заскучать. Эта составляющая произведения порадовала, пожалуй, даже больше, чем та, о которой я говорил чуть выше. Она восхитительна.
А вот во всём остальном роман предоставлял гораздо меньше поводов для радости - он чем-то неуловимо напоминал типичные боевики середины 90-х. А именно: много экшена с участием бравых ребят вроде Шварценеггера, Сталлоне и пр. (в романе это негроазиат программист-боец на мечах Хиро Протагонист), противостоящих не менее бравым, но более злобным, а главное обиженным, антагонистам (причём русским ага, куда же без них), повернутым на желании дать всем мзды, управляемых злобным мультимиллионером, желающим покорить весь мир. Весь этот "код" балансирует на гране безвкусного набора штампов и чего-то, желающего казаться ощутимо бОльшим. От того, как на эту компиляцию отреагирует читатель и зависит его конечная оценка произведения. Мне было скучно, особенно во второй половине книги, когда образ виртуальной реальности был уже полностью скомпилирован, когда отгремели восхитительные главы про метавирус, уже не оставив в этой области каких-то белых пятен, когда пропал весь сатирический подтекст (последний, должен признать, местами был очень хорош, один только фонд туалетной бумаги чего стоит). Оставалось наблюдать только за тем, как всё это за счет экшена разрулится. При этом не сказал бы, что это произошло особо оригинально и захватывающе. Герои-константы, как и герои-переменные представляют из себя 8-битные 256-цветные картинки, которые, уверен, сотрутся из оперативной памяти мозга очень быстро. Ряд багов поведения персонажей также присутствует, а вот каких-то особых, запоминающихся фич я не обнаружил.
Ещё периодически BSOD'ом выбивали из виртуального мира в реальность диалоги и требовалась перезагрузка системы в виде перечитывания оных, чтобы вернуться обратно в поток повествования. Я так для себя и не смог разгадать эту загадку - странного несоответствия уровня диалогов (кроме диалогов с Библиотекарем, посредством которых в основном и проходила передача автором основной идеи) всему остальному. Пусть я пенял чуть выше на скуку, но всё действо описано на качественном, высоком уровне, пусть меня и не зацепившем, но диалоги - это какой-то кошмар. Они порой просто поражали своей корявостью и нелогичными переходами. Не единожды мне на ум приходил известный ироничный термин "МТА". Хотя, возможно, тут приложил свою руку переводчик.
В итоге, имеем странное сочетание блестящей научной составляющей и не впечатлившей объектно-экшеновой.