Маргарет Этвуд — одна из самых известных англоязычных писателей в мире, прозаик, поэтесса, литературный критик, активистка охраны природы и феминистка. Лауреат премии Артура Кларка 1987 года за роман «Рассказ служанки», премии принцессы Астурийской, премии генерал-губернатора Канады (дважды), Букеровских премий 2000 и 2019 года (за романы «Слепой убийца» и «Заветы»), премии Франца Кафки, компаньон ордена Канады.
Родилась в Оттаве 18 ноября 1939 года в семье энтомолога Карла Эдмунда Этвуда и Маргарет Дороти Килиам, специалиста-диетолога. Маргарет Этвуд начала литературную деятельность в 16 лет. В 1957 году поступила в Виктория Колледж Университета Торонто. В 1961 году получила степень бакалавра английского языка, так же прошла дополнительные курсы по философии и французскому языку. В 1962 году Маргарет получила степень магистра в Колледже Рэдклиффа Гарвардского Университета в Массачусетсе. Она продолжала учебу еще в течение двух лет, но не закончила свою докторскую диссертацию.
Произведения Маргарет Этвуд переведены на более чем 20 языков мира. Писатель поднимает темы, близкие для читателей во всем мире – становление характера, недопонимание друг друга близкими людьми, упущенные возможности и нереализованные мечты. Помимо художественных книг, Маргарет Этвуд так же является автором множества научных произведений. В их число входит литературная критика, исследования, автобиографические очерки, обзоры книг, политические и экологические эссе, и другая журналистика. Этвуд также является автором множества детских книг.
Маргарет Этвуд — одна из самых известных англоязычных писателей в мире, прозаик, поэтесса, литературный критик, активистка охраны природы и феминистка. Лауреат премии Артура… Развернуть
Тони Моррисон — американская писательница.
Родилась 18 февраля 1931 в г. Лорейн (штат Огайо). Вторая из четырёх детей в рабочей семье. С детства любила читать, среди её любимых авторов были Джейн Остин и Лев Толстой. Её отец, работавший сварщиком, в свободное время любил рассказывать истории из жизни афроамериканцев.
Училась в Гарвардском и Корнеллском университетах (1955/1964). Преподавала в университете штата Техас, в 1957 вернулась в университет Оливера Хауарда, где познакомилась с архитектором с Ямайки Г. Моррисоном и вышла за него замуж; у них родилось двое сыновей. В 1964 они развелись. Осенью 1964 получила должность помощника редактора в филиале книгоиздательской фирмы «Random House» в г. Сиракузы (штат Нью-Йорк), выпускающем учебную литературу. В 1967 стала старшим редактором и переехала в Нью-Йорк.
Редактировала книги знаменитых афроамериканцев (Мохаммед Али, Эндрю Янг, Анджела Дэвис и др.), одновременно рассылая в издательства рукопись своего первого романа «Самые голубые глаза» (The Bluest Eye, 1970). Выросший из рассказа, написанного для писательского семинара в университете Оливера Хауарда, роман показывает трагическое воздействие межрасовых предрассудков на юную негритянку, мечтающую о голубых глазах — идеале красоты белых. Опубликованный в 1970 роман был горячо встречен критикой. Продолжая работать в «Random House», в 1971-1972 Моррисон преподавала в должности доцента английский язык в университете штата Нью-Йорк. Тогда же начала писать роман «Сула» (Sula), опубликованный в 1972.
Книга рассказывает о взаимоотношениях двух женщин, одна из них со временем принимает строгие моральные нормы своей замкнутой негритянской общины, другая их отвергает. Роман попал в список бестселлеров, отбираемых клубом «Книги Месяца», в 1973 выдвигался на Национальную книжную премию США, отрывки из него печатал журнал «Redbook». В 1976-1977 Моррисон была приглашённым лектором (по контракту) в Йельском университете, работала над романом «Песнь Соломона» (Song of Solomon, 1977).
Роман основан на фольклорном сюжете духовного путешествия. Главный герой, прадед которого сумел избавиться от рабства, оставляет дом состоятельного отца и отправляется на поиски припрятанных некогда семейных сокровищ, что в конечном итоге оборачивается восстановлением семейного древа. Книга удостоилась Национальной премии кружка литературных критиков и премии Американской академии и Института искусств и литературы. Фольклорные традиции легли и в основу романа «Смоляное чучелко» (Tar Baby, 1981).
В 1983 Моррисон оставила работу в издательстве. В 1984 стала профессором кафедры Альберта Швейцера в университете штата Нью-Йорк в Олбани.
Опубликованный в 1987 роман «Возлюбленная» (Beloved) получил в 1988 Пулитцеровскую премию, а потом и Нобелевскую премию по литературе. Возвращаясь к теме рабства, писательница показывает его губительное воздействие на материнские чувства. Действие происходит в штате Огайо после окончания Гражданской войны. В основе сюжета — история негритянки, которая предпочла убить дочь, чем отдать её в рабство. Книга была признана лучшим произведением Моррисон и стала первым её бестселлером. В 1989 Моррисон была приглашена на кафедру Роберта Ф. Гоена в Принстонском университете.
Профессор Томас Элиот писал:
Тони Моррисон не только создала экстраординарный контекст сложных романов поразительной силы, она перекроила американскую литературную историю XX века.
Моррисон принимала активное участие в феминистическом движении, выступала на негритянских конгрессах.
Умерла 5 августа 2019 года в Нью-Йорке.
Тони Моррисон — американская писательница. Родилась 18 февраля 1931 в г. Лорейн (штат Огайо). Вторая из четырёх детей в рабочей семье. С детства любила читать, среди её… Развернуть
Филип Рот - американский писатель, автор более 25 романов.
Родился в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Филип Рот - второй ребенок в семье, мать - Бесс (урожденная Finkel), отец - Герман Рот, страховой брокер. Его родители - американцы первого поколения, родом из Галиции. В 1950 году окончил в Ньюарке среднюю школу Weequahic. В школьном ежегоднике за 1950 год он описан как "A boy of real intelligence, combined with wit and common sense" (дословно - "Мальчик реального интеллекта, в сочетании с умом и здравым смыслом»). Окончил Бакнеллский университет в 1954 году, получив степень по английскому языку. Поступил в аспирантуру в Университете Чикаго, получил степень магистра по английской литературе в 1955 году и три года преподавал литературу в Чикагском университете. Так же преподавал в Университете штата Айова и Принстонском университете. Продолжил свою научную карьеру в университете Пенсильвании, где он преподавал литературоведение до выхода на пенсию в 1991 году.
Рецензировал кинофильмы и телепрограммы для газеты «Нью Репаблик».
В 1956 году в Чикаго Рот познакомился с Солом Беллоу и Маргарет Мартинсон. В 1959 г. писатель заключает свой первый брак с Маргарет. Она погибла в 1968 г. в автокатастрофе. Жена писателя стала прототипом многих героинь его романов, например Люси в "Она была такая хорошая" и Морин в "Моя мужская правда".
После окончания учебы в университете Рот 2 года служил в армии США. Филип Рот - атеист.
Впервые опубликовал сборник повестей и рассказов «Прощай, Колумб» в 1959 году. Был удостоен за него национальной книжной премии. Первый роман Рота «Наплевательство» вышел в 1962 году. Известен также романом «Случай Портного». Ставший бестселлером роман «Заговор против Америки» описывает страну с профашистским режимом, который насадил летчик Чарльз Линдберг, победивший Рузвельта на выборах 1940 года.
Филип Рот — лауреат Пулитцеровской премии, премии Франца Кафки (2001) и других престижных литературных наград. 18 мая 2011 года в Сиднее был объявлен лауреатом международного «Букера». Председатель жюри Рик Гекоски рассказал, что творчество Филипа Рота уже больше полувека производит положительное впечатление на широкую, постоянно увеличивающуюся публику.
С 1990 по 1995 год был женат на британской актрисе Клер Блум. В 1996 году Блум опубликовала мемуары (Leaving a Doll's House), в которых рассказала детали семейной жизни с писателем, многие из которых характеризовали его с нелестной стороны. Критики считают, что некоторые моменты романа "Мой муж — коммунист" (1998) - завуалированное опровержение обвинений Блум в ее книге.
Филип Рот - американский писатель, автор более 25 романов. Родился в городе Ньюарк, штат Нью-Джерси. Филип Рот - второй ребенок в семье, мать - Бесс (урожденная Finkel), отец… Развернуть
Норман Мейлер — американский писатель, журналист, драматург, сценарист, кинорежиссёр.
Родился 31 января 1923 в городе Лонг-Бранч (штат Нью-Джерси) в семье иммигрировавшего из Южной Африки бизнесмена Исаака Мейлера. Норман хотел стать авиационным инженером, но увлекся литературой. В 1939 он поступил в Гарвардский университет, который окончил в 1943. Будучи студентом, написал роман о сумасшедшем доме, но это произведение так и не было опубликовано.
В 1944 его призвали в армию и отправили на Филиппины. В боевых действиях он практически не участвовал и закончил войну в должности повара в оккупированной Японии. Демобилизовавшись в 1946, Мейлер написал роман «Нагие и мёртвые». Вышедший в 1948 роман о буднях взвода разведки, отвоевавшего у японцев тихоокеанский остров Анапопей, получил мировое признание и считается одним из лучших произведений о войне.
Диссидент по природе, Мейлер стал одним из идеологов «битничества» — нонконформистского движения 60-х годов. Его герой — постоянно конфликтующий с действительностью человек, сознательно отчуждающий себя от общества, в которое он не верит.
В 1968 Мейлер выпустил книгу «Армии в ночи», в которой проявил себя не только как остроумный повествователь, но и как репортёр. За эту книгу он был удостоен Пулитцеровской премии и Национальной книжной премии США. Ещё одну Пулитцеровскую премию Мейлер получил за роман «Песнь палача», опубликованный в 1979. Это документальный рассказ о деле Гэри Гилмора, ставшего убийцей и приговорившего себя к смерти.
В следующее десятилетие написаны роман «Стародавние вечера», психологический триллер «Крутые парни не танцуют», в 1991 вышел роман «Призрак Проститутки», посвящённый ЦРУ, в 1995 он опубликовал биографию Пабло Пикассо, а в 1997 — роман «Евангелие от Сына Божия», написанный от лица Иисуса Христа. Его последним романом стал «Лесной замок» — книга о Гитлере, написанная от лица дьявола. Всего Норман Мейлер опубликовал более 30 художественных и документальных книг.
Помимо писательской деятельности Мейлер редактировал журнал Dissent, был одним из основателей газеты Village Voice. Он участвовал в качестве актёра и режиссёра в создании нескольких фильмов, в 1984-1986 был председателем американского ПЕН-центра.
В разные периоды своей жизни Мейлер был алкоголиком, наркоманом, скандалистом, примерным семьянином, претендентом на пост мэра города Нью-Йорка, антивоенным активистом и противником абортов. У него было девять детей от шести жён.
Несмотря на преклонный возраст, Норман Мейлер продолжал много работать. В 2006 он был удостоен высшей государственной награды Франции — ордена Почётного легиона.
Скончался 12 ноября 2007 от лёгочной недостаточности в больнице на Манхэттене.
Норман Мейлер — американский писатель, журналист, драматург, сценарист, кинорежиссёр. Родился 31 января 1923 в городе Лонг-Бранч (штат Нью-Джерси) в семье иммигрировавшего из… Развернуть
Джеймс Т. Фаррелл (англ. James Thomas Farrell) - американский писатель и поэт. Наиболее известен трилогией Studs Lonigan, по которой в 1960 году был снят фильм, а в 1979 году - телесериал.
Джеймс Т. Фаррелл ( англ . James Thomas Farrell) - американский писатель и поэт. Наиболее известен трилогией Studs Lonigan, по которой в 1960 году был снят фильм, а в 1979 году… Развернуть
Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Белоус) — американский писатель еврейского происхождения, эссеист и педагог.
Родился 10 июня 1915 в местечке Лашин (ныне в составе Монреаля) в канадской провинции Квебек, в еврейской семье Белоус, незадолго до этого эмигрировавшей из России и американизировавшей фамилию на Беллоу. Вскоре семья переехала в США и обосновалась в бедных районах Чикаго. В детстве Сол много болел и в этот период пристрастился к чтению. В 1933 закончил школу и поступил в Чикагский университет, спустя два года перевёлся в Северо-Западный университет, который и окончил. Преподавал в университетах Миннесоты, Нью-Йорка, Бостона и Чикаго.
Писательскую карьеру Беллоу начал с публикации литературных обозрений и переводов с идиша. Уже ранние произведения писателя обеспечили ему славу одного из сильнейших американских романистов XX века.
Умер 5 апреля 2005 в городе Бруклин, штат Массачусетс.
Сол Беллоу (настоящее имя Соломон Белоус) — американский писатель еврейского происхождения, эссеист и педагог. Родился 10 июня 1915 в местечке Лашин (ныне в составе Монреаля)… Развернуть
Роберт Пенн Уоррен — американский поэт, писатель, литературный критик.
В 1957 ему присуждены Национальная книжная и Пулитцеровская премии за книгу стихов «Обещания» (Promises). В последующих книгах, таких как «Иначе говоря» (Or Else, 1974), «Пока ещё здесь» (Being Here, 1980), «Подтверждение слухов» (Rumor Verified, 1981), «Новые и избранные стихотворения» (New and Selected Poems, 1985) личность представляется в сложной взаимосвязи с историческим временем. Вершиной его творчества является роман «Вся королевская рать» (All the King’s Men, 1946) — впечатляющее исследование карьеры демагога-южанина, прототипом которого считается губернатор Луизианы Хью Лонг. Роман удостоен Пулитцеровской премии.
Уоррен испытал себя и в литературной критике, написав такие классические образцы т. н. «новой критики» как «Как понимать поэзию» (Understanding Poetry, 1938) и «Как понимать прозу» (Understanding Fiction, 1943). В «Наследии гражданской войны» (Legacy of the Civil War, 1961) Уоррен особенно ярко высказался как публицист, где подверг беспощадному анализу современные представления об «алиби» южан и «добродетельности» северян. «Демократия и поэзия» (Democracy and Poetry, 1975) отражает разочарование в современной культуре и предлагает в качестве альтернативы поэзию. Среди многочисленных знаков признания заслуг Уоррена — пост консультанта по поэзии в Библиотеке Конгресса (1944) и Боллингеновская премия (1967). В 1986 он стал первым поэтом-лауреатом США. Умер Уоррен в Стрэттоне (штат Вермонт) 15 сентября 1989.
Роберт Пенн Уоррен — американский поэт, писатель, литературный критик. В 1957 ему присуждены Национальная книжная и Пулитцеровская премии за книгу стихов «Обещания»… Развернуть
Айвор Армстронг Ричардс — британо-английский и американский литературный критик, поэт и педагог. Эмерит-профессор Гарварда. Один из основателей школы «Новой критики», а также с Чарльзом Огденом сосоздатель Бейсик-инглиша.
Родился в городе Сандбач графства Чешир. Учился в кембриджском Магдален-колледже, а в 1922—1929 годах преподавал там же английский язык и этику. В 1929—1930 годах приглашённый профессор в Университете Цинхуа в Китае.
В 1930-х годах принимал участие в разработке Бейсик-инглиша, международного искусственного языка на основе английского.
С 1939 года профессор английского языка Гарвардского университета, с 1963 года — эмерит-профессор.
Почётный доктор Кембриджского университета (1977).
Айвор Армстронг Ричардс — британо-английский и американский литературный критик, поэт и педагог. Эмерит-профессор Гарварда. Один из основателей школы «Новой критики», а также с… Развернуть
Ханна Арендт (Hannah Arendt; 14 октября 1906 года, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975 года, Нью-Йорк, США) — немецко-американский философ еврейского происхождения, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма.
Родилась в еврейской семье в Ганновере (Германия). Детство прошло в Кенигсберге (с 14 лет посещала могилу Канта). Получила образование по классической филологии и теологии в университетах Кенигсберга, Берлина, Марбурга, Фрайбурга и Гейдельбера, училась у Э. Гуссерля, М.Хайдеггера и К.Ясперса. Со многими из них состояла в переписке. Докторскую диссертацию о понятии любви у Августина защитила в Гейдельберге в 1928 (под руководством К. Ясперса).
Участвовала в антифашистском движении. Перед приходом к власти нацистов бежала во Францию, а затем из оккупированной Франции в 1940 – в Нью-Йорк.
В США сотрудничала в ряде международных еврейских организаций.
В 1946-49 - главный редактор издательства «Shoken Books».
Ответственный соредактор издания Полного собрания сочинений Кафки (1946 и последующие годы).
С 1963 - профессор Чикагского университета; с 1967 -профессор политических и гуманитарных наук в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Преподавала в университете Беркли (Калифорния), Принстонском и Колумбийском университетах, постепенно завоевав репутацию одного из ведущих политических мыслителей страны.
Среди ее фундаментальных исследований – Истоки тоталитаризма (The Origins of Totalitarianism, 1951, русский перевод – М., 1995); Ситуация человека (The Human Condition, 1958) и О революции (On Revolution, 1963). Широко известна книга Эйхман в Иерусалиме (Eichmann in Jerusalem, 1963), вызвавшая многочисленные споры о природе и смысле Холокоста.
Почетный доктор многих университетов, лауреат премий в области социальных наук Германии, США, Дании. Доктор философии (1928), член-корреспондент Германской академии языка и литературы (ФРГ), действительный член Американской академии политических наук.
Награждена премией Лессинга (1959), медалью Эмерсона - Торо (1969), премией Соннига за вклад в европейскую цивилизацию (за 8 месяцев до смерти).
В немецкой философии Арендт стала известна благодаря своим исследованиям социологическо-антропологических категорий труда, производства и активности и новому диалектическо-антропологическому подходу к основным вопросам человеческого бытия и деятельности. Применение этого подхода имеет бесспорно важное значение в эпоху стремительного развития техники.
Наследие Арендт включает в себя более 450 работ, разнообразных по проблематике, но объединенных общим смысловым фокусом всей её философской системы, каковым является интенция на осуществление рефлексивного осмысления современности ("думать над тем, что мы делаем"), однако ее творчество тематизировано в достаточно широком диапазоне: от политологически окрашенной аналитики феномена тоталитаризма — до текстологического исследования языка художественного произведения.
Сочинения Арендт всегда отличала независимостью суждений, ее нельзя было причислить ни к консерваторам, ни к прогрессистам; теории, которые она выдвигала, нельзя было назвать оптимистическими или же пессимистическими. Оценки современников и текущих событий всегда отличались свежестью взгляда и нестандартностью, а исторические реконструкции – оригинальностью содержания и стиля. Портрет Адольфа Эйхмана – не безумца и не демона, а всего лишь бюрократа, бездумно выполняющего свои административные функции, связанные с массовым убийством («банальность зла»), – перевернул общепринятые представления о нацизме, включая собственные ранние размышления Арендт о «радикальном зле».
В целом Арендт полагала, что любая политика должна быть свободной, подобно тому, как свободным должно быть мышление. В Истоках тоталитаризма она прослеживает тенденции 19 и 20 вв., которые привели к подрыву политической и философской свободы, а в Ситуации человека расширяет исследование, анализируя, каким образом были устроены человеческая деятельность и человеческая ситуация прежде, каковы они сегодня и какими должны быть в будущем. Арендт оставила незавершенным чисто философский труд Жизнь разума, посвященный исследованию ментальной деятельности (мышления, воли, оценок).
Философские и социологические взгляды Арендт
Творчество Арендт занимает особое место в историко-философской традиции, поскольку, с одной стороны, оно может быть оценено как относящееся к философии неклассического типа, а с другой — в ее работах во многом предвосхищены фундаментальные идеи современной постнеклассической философии.
В трудах Арендт исследованы как природа социальности в целом, так и конкретные социоантропологические категории труда, производства и торговли, политические феномены революции и свободы, а также сформулированы основы современного понимания тоталитаризма как общественного феномена 20 в.
В ее работах фактически высказана идея нелинейности социальных процессов, которая к концу 20 в. окажется доминантой осмысления социальности как таковой: "поскольку действие совершается в отношении существ, способных на свой собственные действия, реакция, помимо того, что является ответом, есть всегда новое действие, которое направляет себя и воздействует на других. Поэтому действие и реакция среди людей никогда не движутся по замкнутому кругу и никогда не могут быть надежно ограничены двумя партнерами".
Это означает, что "моментный акт в самых ограниченных обстоятельствах несет ... семена безграничности, поскольку один поступок, а иногда и одно слово, достаточны для того, чтобы изменить каждую констелляцию", — таким образом, "последствия безграничны, поскольку действие, хоть и может ... проистекать ниоткуда, становится медиумом, где каждая реакция становится цепной реакцией".
В этом контексте важнейшим моментом конституируемой Арендт методологии является ее программная ориентация на идиографизм: с точки зрения Арендт, применительно к социальным контекстам "множество" следует понимать не только как количественную "множественность", но, в первую очередь, как качественное "разнообразие", в контексте которого "неуловимые идентичности ... ускользают от любых генерализаций".
В этом отношении теоретическое моделирование социальной процессуальности возможно, согласно Арендт, лишь посредством создания историй как нарраций, под которыми Арендт понимает не Историю в ее объективном течении, но рассказанную историю (и даже - рассказанные истории) как конструируемую рассказчиком модель событийности: согласно позиции Арендт, вплотную приближающейся к позиции постмодернистской нарратологии, "действие полностью раскрывается только рассказчику, то есть ретроспективному взгляду историка, который действительно лучше участников знает, что произошло", поскольку имеет возможность оценить события с точки зрения известного ему финала. (Однако, моделируемая Арендт версия исторического познания принципиально отличается от нарратологической — а именно фундаментальной для нее презумпцией наличного смысла исторического события: "неважно, сколь абстрактно могут звучать наши теории или сколь последовательными могут оказаться наши аргументы, за ними лежат случаи и истории, которые, по крайней мере для нас самих, содержат, как в скорлупе, полный смысл того, что бы мы ни должны были сказать" — ср. с концепцией истории в постмодернизме: Нарратив, Постистория, Событие, Событийность.)
Вместе с тем, в свете общей идиографической установки Арендт, "истории" как рассказы об исторической событийности, в свою очередь, "ускользают от любого обобщения и, следовательно, от любой объективации". В этом контексте важнейшей особенностью творчества Арендт выступает интенция на аналитику крупномасштабных социальных феноменов и процессов ("Между прошлым и будущим...") в максимальном приближении их к масштабу индивидуально-конкретной человеческой жизни ("удел человека").
Именно идеал идиографизма (разумеется, наряду с непосредственно аксиологическими и идеологическими презумпциями) лежит в основе осуществленной Арендт аналитической критики тоталитаризма.
По выражению Арендт, на земле живут "люди, а не Человек" ("men, not Man"), и сущностной характеристикой человека, принципиально отличающей его от животного, является его неизбывное стремление "показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности". Именно в этом контексте целью теоретической деятельности Арендт является, по оценке Рикера, моделирование "нетоталитарной вселенной".
С точки зрения Арендт, центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, который в индивидуально человеческом измерении предстает в качестве возможности реализовать себя как в общественно-гражданской, так и в частной сферах.
Нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни. Так, дисбаланс в пользу публичности, характеризующий тоталитарные общества, предельно расширяет границы официальной легитимности, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере.
Между тем, согласно концепции Арендт, индивидуальность человека, делающая осуществимыми главные репертуары его жизни, требует для собственного существования некого "приватного адреса" — неотчуждаемую ни при каких условиях "частную долю мира, фрагмент бытия", внутри которого творится частная жизнь, защищенная от вмешательства публичности, как на уровне коррекции, так и на уровне оценки. Разрушение таких преград между личностью и внешним миром (в первую очередь - государством) необходимо ведет к гибели человеческой индивидуальности, которая в аксиологической системе Арендт выступает в качестве максимальной ценности.
Жизненные ценности индивидуального (и — одновременно — исконно общечеловеческого) порядка заменяются идеологическими догмами, функционирующими в массовом сознании, с одной стороны — как догматы, ибо требуют бездоказательного принятия на веру и беспрекословной верности идее, а с другой — как клише, ибо предполагают стереотипные формы поведения, социальный "автоматизм". Не менее значимой для жизни является, однако, и сфера публичности: согласно позиции Арендт, "без публичности личность лишена человечности" (Арендт ссылается даже на то обстоятельство, что в латинском языке глагол "жить" фактически означает "быть среди людей", а "умирать", соответственно, — "перестать быть среди людей"). Более того, сфера публичности имеет особое значение, поскольку именно и только здесь (а именно — в сфере политики) возможен такой феномен, как свобода.
Понятие свободы в системе Арендт очень значимо и многозначно: наряду с традиционным его толкованием, Арендт выявляет и новые пласты его содержания. Прежде всего, Арендт фиксирует, что свобода в сфере политики выступает как "сопротивление" — в контексте воздействия, как "особое личное мнение" — в контексте несогласия. В этом смысле в зоне приватности, где "свободность" человека задана как изначальная (по определению), свобода не конституируется в качестве специфичного феномена. И как исполнительское искусство не только требует взаимодействия между исполнителем и адресатом, но и является формой этого взаимодействия, так и свобода задает новые формы публичности.
Креационный потенциал свободы, который инспирирует "начинание нового", фиксируется Арендт как реализующийся в особом срезе человеческой жизнедеятельности — "активности". В отличие от "труда" (labour), обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма и не требующего для своего осуществления Другого, и "производства" (work), воспроизводящего неорганическое тело цивилизации и реализующего связь между людьми лишь в контексте, заданном технологической программой, "активность" (action) выстраивается в рамках не субъект-объектных, но субъект-субъектных отношений. Она принципиально коммуникативна, и именно в контексте свободной коммуникации человек выступает не как "рабочее животное" (animal labourer) или "человек производящий" (homo faber) (в — соответственно — labour и work), но как творческий субъект "начинания нового".
Источник свободы, таким образом, выводится Арендт как за пределы интеллектуальной сферы, так и за пределы эмоционально-волевой (ибо, если разум формулирует цели, достижение которых вынуждает человека сообразовываться с требованиями внешних условий, то воля не позволяет ему отступить). "Активность", в сущности, внепрагматична, и осуществляющееся в ее рамках общение есть цель самого себя. Между тем, свобода как проявление этой "активности" (избыточный продукт непрагматичного процесса) оказывается чрезвычайно значимой и "полезной" для общества, инспирируя его к новому, к "рождению того, чего еще никогда не бывало".
Именно свобода, по Арендт, в состоянии преодолеть даже барьеры тоталитарных общественных систем. В социально-событийной системе отсчета свобода реализуется, по Арендт, как революция, которая не только разрушает "окаменелость" тоталитаризма, освобождая человека от ложных идеологических догм, но и привносит в мир "рождение нового". Таким образом, поскольку творческая креация нового возможна лишь для человека, обладающего индивидуальностью, воспитанной в рамках частной жизни, постольку свобода выступает связующим звеном между публичностью и приватностью, всеобщей историей и "уделом человека".
Универсальные определения каждого существования, по Арендт, — "рожденность" и "смертность". И если на уровне индивида "рожденность" реализуется в "активности", т.е. в создании нового, то "смертность" — в утрате креативности, а значит — и индивидуальности. Соответственно этому и на уровне общества "смертность" есть не что иное, как лишение человека индивидуальности, предпринятое в качестве масштабной акции, разрушение сферы приватности, т.е., иными словами, тоталитаризм, предполагающий "тотального человека", представителя массы как конгломерата, целостность и сплоченность которого не имманентна, но является результатом целенаправленного насилия посредством идеологической обработки с последующим политическим манипулированием. "Рожденность" же на уровне общества есть "революция" как "перехват истории" и прорыв к творчеству и свободе.
В новейшее время, по мнению Арендт, главная опасность для мировой цивилизации более не грозит извне — от природных катаклизмов или «внешнего варварства».
20 в. продемонстрировал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Наиболее радикальной формой «внутреннего варварства» в этом смысле явился в новейшее время феномен тоталитаризма.
Этой проблеме посвящена книга Арендт «Истоки тоталитаризма» (The Origins of Totalitarianism. 1951), которая принесла ей всемирную известность в качестве политического философа. Тоталитарные формы правления явились деструктивным способом выхода из кризисного состояния современного мира и были реакцией (хотя и неадекватной) на базисную неустойчивость нашей эпохи.
В истоках тоталитаризма 20 в. лежали некоторые социально-психологические явления двух предшествующих столетий, развившиеся в Европе в условиях кризиса системы национальных государств,— «антисемитизм» (который нарастал в Европе в той степени, в какой шел на спад традиционный национализм), «расизм» и «империализм», которые последовательно отвергали принцип национальных границ и национально-политическое существование как таковое. Гигантское «омассовление» индивидов в 20 в. закрепило уже сложившуюся ранее в сознании радикальных идеологов привычку мыслить в масштабе континентов и чувствовать веками.
Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в 20 в. феномена «массы». «Масса» объединяется не путем позитивного осознания общих интересов (ибо она не обладает отчетливой классовой структурированностью), а на основе «негативной самоидентификации» («ужасающей отрицательной солидарности»). Последняя выражается в отторжении устоявшихся социальных ценностей и любых форм их политического представительства. «Падение охранительных стен между классами,—считала Арендт,— превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов... Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение».
По мнению Арендт, массовая поддержка тоталитаризма не проистекает ни из невежества, ни из процесса промывания мозгов. Тоталитаризм создается комбинацией двух видов принуждения - внешней политической репрессии (которая террористическими методами поддерживает и воспроизводит феномен «массы») и внутренним самопринуждением, «тиранией логичности» самой идеологии. Этой «тирании логичности» человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством внутренней свободы. Точно так же подчинение внешнему принуждению «тиранического режима» является отречением от свободы внешней. «Свобода, - по словам Арендт, - как внутреннее качество человека, тождественна его способности начинать и творить новое, подобно тому, как свобода в качестве политической реальности, тождественна существованию некоторого пространства между людьми для их самочинного движения».
Продолжая концептуальное размежевание явлений «традиционного деспотизма» и «тоталитаризма», Арендт вводит понятия «изоляция» и «одиночество».
«Изоляция» людей, лишающая их способности к политическому действию, характерна для всех деспотических режимов. «Изоляция» «предтоталитарна»: она необходима, но еще недостаточна для запуска тоталитарного синдрома. При тоталитаризме она должна быть дополнена «одиночеством» - внутренним саморазрушением способности к опыту и мысли. «Изоляция», лишая человека свободы, делает его «несвободным»; «одиночество» парализует саму потребность действовать, порождает индивида, недостойного свободы. Поэтому идеальным подданным тоталитарного режима, согласно Арендт, является не убежденный нацист или коммунист, а индивид, для которого более не существует реальности опыта и мысли, который не различает факт и фикцию, истину и ложь.
Архетипической моделью тоталитарного режима Арендт считает концентрационный лагерь. Это — концентрат тотального господства, которое стремится привести бесконечное множество разных человеческих существ к единому знаменателю. Концлагерь является не только механизмом по уничтожению человеческих существ, но также и самонастраивающейся машиной по искоренению самой самопроизвольности, спонтанности (как главной социо - антропологической особенности человеческого поведения) и превращению человеческой личности в простую вещь. Арендт впоследствии часто упрекали, с одной стороны, в недооценке роли «бюрократии» и форм государственного принуждения «сверху», а с другой - в концептуальном максимализме и соответственно в «невоплотимости» ее модели в реальности (даже в гитлеровскую и сталинскую эпоху).
В 1960-х гг. получили распространение альтернативные по отношению к идеям Аренда социологоцентричные и институциональные концепции тоталитаризма, определяющие этот феномен на основе соответствия набору базовых характеристик (монополия на политику, идеологию, экономику, репрессивное принуждение и т. д.).
В поздней книге «Жизнь сознания» (1971), продолжающей работу «The Human Condition» (1958), Арендт рассматривала проблемы соотношения мышления, суждения и воли. Воля трактуется здесь как импульс для осуществления определенных целей в действии; волевое действие связано со свободой воли, с самоопределением личности и ответственностью за все бытие; воля не рациональна, а императивна.
Оценки места Арендт в панораме философской жизни 20 ст. варьируются в самом широком диапазоне — как в аксиологическом плане: от критического восприятия ее идей (Л.Ферри, Т.Пангл) до самого пафосного (Дж.Ганнел), так и в плане содержательном: творчество Арендт трактовалось, и в политологическом, и в коммуникационном, и в феминистском, и в нарратологическом аспектах.
Так, например, Хабермас отмечал факт генетического восхождения своей концепции коммуникативной деятельности к идеям Арендт. В свою очередь, каждая из этих специфических оценок содержит альтернативные позиции в отношении творчества Арендт: так, например, в рамках феминистской его интерпретации можно обнаружить и негативные суждения (трактовка творчества Арендт со стороны А.Рич как "трагедии женского ума, воспитанного мужской идеологией"), и понимание идей Арендт как выражения сущности и духа феминизма (И.Янг-Брюрл).
Бесспорно, однако, что творчество Арендт оказало значительное влияние как на становление постмодернистской философской парадигмы, так и на философскую традицию 20 в. в целом.
В 1990-х гг. возрождается интерес к культуроцентричной, философско-политологической концепции Арендт. Ее идеи о саморазрушении сферы политического, утрате индивидами сферы деятельностной компетенции и др. оказываются востребованными при анализе форм «нового деспотизма» индустриального и массового общества как на Западе, так и в посткоммунистических странах.
Ханна Арендт (Hannah Arendt; 14 октября 1906 года, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975 года, Нью-Йорк, США) — немецко-американский философ еврейского происхождения,… Развернуть
Джон Кроу Рэнсом — американский педагог, учёный, литературный критик, поэт, эссеист и редактор. Считается основоположником литературной школы новой критики. Он работал преподавателем в колледже Кеньон и стал первым редактором широко известного научного журнала Kenyon Review.
Джон Кроу Рэнсом — американский педагог, учёный, литературный критик, поэт, эссеист и редактор. Считается основоположником литературной школы новой критики. Он работал… Развернуть
Джозеф Вуд Крач был американским писателем, критиком и натуралистом, написавшим книги о природе на юго-западе Америки. Он известен разработкой пантеистической философии.
Эдмунд Уилсон или Вильсон — американский писатель и критик, один из самых влиятельных литературоведов США середины XX века.
Родился в Рэд-Бэнке, штат Нью-Джерси, где в 1913 году близко сошёлся с Ф. С. Фицджеральдом.
В 1916 году окончил Принстонский университет. В Первую мировую войну служил в разведке американской армии.
Близкие отношения связывали его с Эдной Сент-Винсент Миллей, в 1920 году он предлагал ей выйти за него замуж, но был отвергнут.
1920—1921 годах — журналист в журнале «Вэнити фэр» (англ. Vanity Fair)
1926—1931 годах — «Нью рипаблик» (англ. New Republic)
1944—1948 годах — «Нью-Йоркер» (The New Yorker).
С 1940 года поддерживал постоянную переписку с В. В. Набоковым, с которым вначале сблизился, однако затем резко разошёлся по идеологическим причинам.
Был несколько раз женат. Первая жена — Мэри Блэр. Вторая — Маргарет Кэнби, погибшая в автокатастрофе. Третья жена Уилсона (с 1938 года) — Мэри Маккарти, известная американская писательница и публицистка. В этом браке у них родился сын, Руэл (Reuel Wilson). Развелись в 1946 году. Последней официальной женой была Елена Торнтон (в девичестве Мамм; 1906—1979), дочь Питера Арнольда Готлиба Мамма фон Шварценштейна и Ольги Струве, дочери Карла Струве, посла Российский империи в США. В последнем браке у Уилсона и Елены родилась дочь Хелен Миранда (1948).
Умер от болезни сердца.
Эдмунд Уилсон или Вильсон — американский писатель и критик, один из самых влиятельных литературоведов США середины XX века. Родился в Рэд-Бэнке, штат Нью-Джерси, где в 1913… Развернуть
Льюис Мамфорд — американский социальный философ, историк, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики.
Родился во Флашинге (штат Нью-Йорк) и учился в Нью-Йоркском Городском колледже, в Колумбийском и Нью-Йоркском Университетах, а также в Новой Школе общественных исследований (Нью-Йорк-Сити). Был редактором нескольких изданий, в том числе — Социологического обозрения (Лондон, 1920) и ежегодной антологии американских авторов — Американского каравана (1927–1936). В 1955 году был избран в Американскую академию искусств и словесности, а в 1964 году получил президентскую «Медаль свободы».
Среди многочисленных трудов ученого выделяются: «Культура городов» (1938), «Положение человека» (1944), «Город в истории» (1961), Миф машины (1967), «Толкования и предсказания» (1973) и «Зарисовки с натуры» (1982). Представленная здесь работа рассматривает иерархические цивилизации как социально-технические мегамашины, где люди функционируют как стандартизированные и взаимозаменяемые компоненты, а техника становится активным субъектом реальности, трансформирующим человека по своему образу и подобию.
Льюис Мамфорд — американский социальный философ, историк, специалист в области теории и истории архитектуры и урбанистики. Родился во Флашинге (штат Нью-Йорк) и учился в… Развернуть
Кэтрин Энн Портер, урожденная Калли Рассел Портер, была четвёртым ребенком в семье Харрисона Буна Портера (Harrison Boone Porter) и Элис Джонс Портер (Alice (Jones) Porter). Когда Портер исполнилось два года, её мать умерла. Отец отправил детей на воспитание к бабушке, Кэтрин Энн Портер. О влиянии бабушки на жизнь писательницы можно судить по тому факту, что позднее она сменила своё имя на бабушкино.
После смерти бабушки, в возрасте 16 лет Портер уехала из дома и вышла замуж за Джона Кунца (англ. John Henry Koontz). Брак был недолгим, и в 1915 году пара развелась. После развода Портер сменила имя на Кэтрин Энн. В том же году Портер тяжело заболевает. Сначала у неё обнаруживают туберкулёз, но позже диагностируют бронхит. В 1917 году она тяжело переносит эпидемию испанского гриппа, охватившую Денвер. События того времени описаны писательницей в рассказе «Бледный конь, бледный всадник» (англ. Pale Horse, Pale Rider).
В 1919 году Портер переезжает в Нью-Йорк, где становится «литературным негром», пишет рассказы для детей. Политическая жизнь того времени оказывает на Портер большое влияние, она увлекается идеями радикализма. В 1920 году она отправляется в Мексику, где знакомится с активистами левого движения, в частности с Диего Риверой. Позднее, однако, Портер теряет интерес как к самому движению, так и к его лидерам.
Портер выходила замуж ещё трижды: в 1926 году за Эрнста Стока (англ. Ernest Stock), и в 1930 за Юджина Присли (англ. Eugene Pressley). Последним мужем Портер стал Альберт Рассел Эрскин-мл. (англ. Albert Russel Erskine, Jr.), который был младше её на двадцать лет. После развода с ним Портер более не выходила замуж. Детей у Портер не было.
С 1948 по 1958 годы Портер преподавала в Стэнфордском университете, Мичиганском университете и Техасском университете.
В 1962 году Портер опубликовала свой единственный роман «Корабль дураков», который стал бестселлером и получил высокую оценку критиков и читателей. Роман повествует о социально-психологических предпосылках возникновения фашизма, ненависти и жестокости. Эта книга о расовых и социальных предрассудках, о взаимопонимании и его отсутствии, о том, как люди на одном корабле изо всех сил пытаются быть не вместе.
В 1966 году Портер получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию за «Сборник рассказов Кэтрин Энн Портер». В 1977 году Портер опубликовала повесть «Тщета земная» (англ. Old Mortality).
Кэтрин Энн Портер умерла 18 сентября 1980 года в своем доме в Силвер-Спринге, штат Мэриленд. Ей было 90 лет. Прах Портер был захоронен рядом с могилой её матери, в родном городе писательницы на кладбище Индиан-Крик в Техасе.
В 2006 году Почтовая служба США выпустила марку с изображением Кэтрин Энн Портер. Она стала двадцать второй маркой в серии «Литература».
Кэтрин Энн Портер, урожденная Калли Рассел Портер, была четвёртым ребенком в семье Харрисона Буна Портера (Harrison Boone Porter) и Элис Джонс Портер (Alice (Jones) Porter).… Развернуть
Самуэль Элиот Морисон, контр-адмирал резерва ВМС США был американским историком, известным своими работами в области морской истории , которые были как высокопрофессиональными, так и читаемыми. Он получил степень доктора в Гарвардском университете в 1912 году и преподавал там историю в течение 40 лет. Он получил Пулитцеровские премии за книги Admiral of the Ocean Sea (1942)о Христофоре Колумбе, и John Paul Jones: A Sailor's Biography (1959). В 1942 году президент Рузвельт поручил ему написать историю морских операций США во Второй Мировой войне, которая была опубликована в 15 томах между 1947 и 1962 годами.
Морисон уволился из ВМС США в 1951 году в звании контр-адмирала
В 1955 году он уволился из Гарвардского университета и посвяти оставшуюся жизнь писательству.
Самуэль Элиот Морисон, контр-адмирал резерва ВМС США был американским историком, известным своими работами в области морской истории , которые были как высокопрофессиональными,… Развернуть
Томас Элиот — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии.
Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим церковь и основавшим университетский колледж. Отец был президентом промышленной компании, мать увлекалась литературной деятельностью. С ранних лет проявлял незаурядные способности, в 14 лет под влиянием поэзии Омара Хайяма начал писать стихи. В 1906 после окончания частной школы поступил в Гарвардский университет, который окончил за три года вместо четырёх. Ещё год работал ассистентом в университете.
В 1910-1911 жил в Париже и слушал в Сорбонне лекции по философии и языкам. В 1911 вернулся в США и три года в докторантуре Гарварда изучал индийскую философию и санскрит. Свою литературную карьеру Элиот начинал вместе с Эзрой Паундом. В их взглядах было много общего, и Элиот охотно печатал стихи в антологиях имажизма. В 1914 он переселился в Европу, сначала в германский Марбург, с началом Первой мировой войны уехал в Англию и прожил большую часть жизни в этой стране, работая банковским служащим, школьным учителем, а потом и профессором литературы. Сначала Элиот поселился в Лондоне, затем переехал в Оксфорд.
Будучи поэтом-авангардистом, относился к современному миру бунтарски. Центральной темой его творчества стал кризис духа. На становление Элиота заметное влияние оказали популярные в то время идеи об утрате человеком данных ему Богом духовных ценностей и самоопустошении как следствие борьбы за выживание и погоней за материальными ценностями.
В 1915 женился на балерине Вивьен Хейвуд, но вскоре выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Элиот издавался с 1916 в литературном американском журнале Little Review, основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. Наиболее значительные стихи ранних лет вошли в книгу «Любовная песня Альфреда Пруфрока» (1917), воспринятую современниками как манифест англо-американского модернизма. В 1919 вышел его сборник «Стихи». В 1922 Элиот опубликовал своё самое значительное произведение — поэму «Бесплодная земля», воплотившую послевоенные настроения «потерянного поколения» и богатую библейскими и дантовскими аллюзиями.
Элиот был также видным критиком. Его статьи публиковались в различных периодических изданиях. В 1920 вышел сборник его эстетических работ «Священный лес». Элиот напомнил современникам о полузабытом Джоне Донне и о прочих «метафизических поэтах», среди которых он особенно высоко ценил Эндрю Марвелла и Джона Вебстера. Поэзию классицизма и романтизма Элиот в основном отвергал как воплощающую «dissociation of sensibility», то есть расхождение рассудка и чувства. Элиот резко противопоставлял разум и чувства, считая, что поэзия не должна обращаться к ним напрямую.
Поэзии не следует ни выражать эмоций своего творца, ни возбуждать их в слушателе или читателе… Поэзия — это бегство от эмоций, не выражение личности, а бегство от личности.
В 1927 Элиот обратился в англиканство и стал гражданином Великобритании. Его раздумия о религии нашли отражение в поэме «Пепельная среда» (1930), выдержанной в более традиционном стиле, чем его ранние работы.
В 1932 после двадцатилетнего перерыва он посетил Америку. В 1934 развёлся с супругой.
Элиот был элитарным поэтом, его поэзия совершенно не похожа на произведения современных ему авторов. Вместе с тем присущая его творчеству сложность не была целью Элиота, она была скорее следствием нестандартности и многообразия поэтических проблем, которые он ставил и решал.
В 1957 в возрасте 68 лет женился на своей бывшей секретарше Валери Флетчер.
Умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Томас Элиот — американо-английский поэт, драматург и литературный критик, представитель модернизма в поэзии. Родился в богатой семье. Его дед был священником, построившим… Развернуть
Роберт Фрост — один из крупнейших поэтов в истории США, четырежды лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943).
Свое имя получил в честь Роберта Ли, главнокомандующего армией Конфедерации во время Гражданской войны. Отец Фроста, учитель, ставший журналистом, игрок, страдавший тяжелым алкоголизмом, умер от туберкулеза в возрасте 36-ти лет, когда Фросту было 11 лет. Оставил семье (мать Фроста, Роберт и его младшая сестра Джини ) 8 долларов после уплаты долгов. С помощью родственниковони переехала в Массачусетс и поселилась по соседству с дедом по отцовской линии.
Свои первые стихи Роберт сочинил в школьном возрасте. После первого года он был первым учеником в классе, проявил незаурядные способности к латыни и греческому языку, опубликовал первое стихотворение в школьной газете, а вскоре стал редактором газеты. Он закончил школу (Lawrence High School), разделив награды за первое место со своей будущей женой Элинор Уайт. Поступил в колледж в 1892 (хотя подавал в Гарвардский университет и был принят), видимо, по экономическим причинам. Но обучение прервал и работал на фабриках, в газете и т. п.
В 1894 году нью-йоркский журнал "Independent" опубликовал стихотворение Роберта Фроста "My Butterfly" за гонорар в 15 доларов. В этом же году Роберт сделал предложение Элинор, но, получив отказ (девушка хотела закончить учебу), в страшном отчаянье, ушел буквально куда глаза глядят, заблудился. Измученный, с помошью местных жителей насилу добрался до дома.
Роберт делал предложение несколько раз, наконец, в 1895 она дала согласие на брак. Фросты сняли ферму. Через два месяца маленький Элиот заболел холерой, и умер. У Элинор началась тяжелая депрессия. Роберт
винил себя в смерти сына, но надо было заботиться о маленькой дочери. Весной 1900-го года Фрост обосновался на птичьей ферме в Дерри, Нью Хемпшире, ферму купил для него дед по настоянию жены. По распоряжению деда, Фрост должен был работать на ферме 10 лет, после чего ферма переходила в его собственность. Именно там, на ферме Дерри, Роберт написал стихи, составившие его первый сборник. "А Boy's Will", многие стихотворения из второго — "North of Boston", и многие стихи из "Mountain Interval".
В 1901 г. дед умер, оставив Роберту Фросту в наследство право пользоваться фермой и годовой доход в 500 долларов, затем полное владение фермой и доход в $700 по истечении 10-ти лет.
Попытки фермерства, разведения птицы, однако, не были успешны для поддержания семейства с четырьмя маленькими детьми, и в 1906 году Фрост вернулся к преподаванию (с большим успехом) в средней школе в Нью Хемпшир. Он ввел в школе своеобразный стиль бесед на занятиях, ставил с учениками пьесы по собственным адаптациям произведений Милтона, Шеридана и Йейтса. И, помимо преподавания по 7 классов в день, выполнял работу инструктора по физкультуре в школе. После пяти лет работы наизнос, он уволился. Тогда же были опубликованы два из его ранних стихотворений — "The Tuft of Flowers" и "The Trial by Existence".
В 1912 г. Роберт предложил Елинор переехать в Лондон — "быть нищими и писать стихи". Осенью он продал ферму и перевез всю семью в Англию, где поселился недалеко от Лондона. В течение первых двух месяцев Фрост опубликовал свой первый сборник стихов A Boy's Will (1913) в небольшом лондонском издательстве, а через год — второй сборник "К северу от Бостона".
Он познакомился в Лондоне с литературным миром, в частности, с поэтами Фрэнком Флинтом и Эзрой Паундом, а с их помощью — с Йейтсом, Ричардом Олдингтоном, Фордом М. Фордом, Робертом Бриджесом, поэтами-"георгианцами": Рупертом Бруком, Л.Аберкромби. Эзра Паунд дал положительные рецензии на обе книги стихов Фроста. Йейтс объявил (правда, в частной беседе) стихи Фроста "лучшими, из написанного в Америке за значительное время".
Также он познакомился и подружился с эссеистом и поэтом Эдвардом Томасом, который написал важные рецензии на оба сборника Фроста. В то время, как многие рецензенты охарактеризовали поэзию американского автора, как простую и буколистическую, Томас подчеркивал ее оригинальность и необычное использование в ней элементов бытовой, разговорной речи, того, что сам Фрост называл "голосом житейского смысла". Фрост в одном из писем замечал :"Ухо делает все. Ухо — единственный настоящий писатель и единственный настоящий читатель".
К осени 1914 г. положительные критические статьи установили в Англии репутацию Фроста, как ведущего поэта Америки. Однако, финансовое положение и вступление Англии в мировую войну ускорила возвращение семьи Фростов в Америку в 1915 г. Он вернулся как известный поэт. В Нью-Йорке издатель Генри Холт опубликовал американское издание "К северу от Бостона". Критика и литературный мир Нью-Йорка и Бостона заметили выход книги, Tufts College пригласил его, как почетного спикера, он встречался с известными критиками и деятелями литературного мира. На следующий год Фрост был приглашен в Гарвард и избран в Национальный институт Живописи и и литературы.
В 1915 г. Фрост составил третью книгу стихов, "Mountain Interval", включившую такие вещи, как 'The Road Not Taken,' `An Old Man's Winter Night,' 'The Oven Bird,' `Birches,' `Putting in the Seed,' and 'Out, Out`. Его стихи, оставаясь привязанными к житейским делам, имели особенную, фростовскую интонацию, замеченную критиками.
Вскоре Фрост покупает ферму во Фраконии, Нью Хэмпшир, и, по приглашению президента колледжа, приступает к преподаванию в Амхерст коллеже в Массачусетсе. Позже Фрост преподавал в нескольких колледжах(в Мичиганском университете, в Гарварде, в Дартмусе), но постоянно поддерживал связи с Амфестом. Тогда же Фрост начал выступать с публичными чтениями своих стихов. Такие чтения, особенно в колледжах и университетах, Фрост проводил на протяжении всей жизни, они зачастую переходили в беседы о поэзии и о разных аспектах жизни и были очень популярны у публики.
Фрост получил свою первую (из четырех) Пулицеровскую премию в 1924 году за свою 4-ю опубликованную книгу "New Hampshire". В 1930-м году он получил вторую Пулицеровскую премию за собрание стихов "Collected Poems". В последующие несколько лет был удостоен многих наград и премий, включая титул почетного профессора поэзии в Гарварде. Сборник "A Further Range" принес ему третью Пулитцеровкую премию в 1937 году.
Левая критика встретила сурово эту последнюю книгу. Одно из критических ревью называлось "Дальнейшее сжатие"("A Further Shrinking"). Критик Rolfe Humphries замечал, что Роберт Фрост не выказывает в своей поэзии никакого сочувствия к персонажам, жителям Новой Англии, что его поэзия стала жесткой, подчас саркастической и дидактичной.
Сам Фрост считал, что в любых, самых трагических стихах, должна подспудно ощущаться ирония: "Говорят стиль делает человека. Стиль - это способ осмысления человеком самого себя.... И если он серьезен, подспудно должен чувствоваться юмор. А если комичен, должна ощущаться внутренняя серьезность. И то и другое сразу, или не получается ничего".
В 1930-е годы, когда Роберт Фрост публикует книги, становится наиболее известен и получает награды, он переживает одну за другой несколько семейных трагедий. В 34-м году его младшая и любимая дочь Марджори умерла сразу после родов своего первенца, в 38-м его жена Элинор умерла от сердечного приступа; в 40-м сын Карол совершил самоубийство. Другая дочь Фроста, Ирма, всю жизнь страдавшая, как и сестра Роберта, от душевной болезни, была госпитализирована. Фрост тяжело переживает. Он бросает преподавание и удаляется на ферму. В книге стихов, опубликованной в 1942-м г. — "A Witness Tree", — трагический тон слышен во многих стихотворениях, и некоторые из стихов этой книги критики относят к сильнейшим в его лирике. Сам Фрост в своем предисловии к книге Эдвина Робинсона, писал о сдержанности, с которой тот умел писать о печальном. "Есть высокое удовлетворение в том чувстве печали, которое не взывает ни к каким утешениям. ...Печаль такая, когда уже ничего нельзя поправить - неисцелимая, конечная".
Последние 14 лет жизни Фроста — он почитаем, как самый значительный Американский поэт 20-го века, получивший 44 почетных звания, выступавший в Сенате, назначенный Почетным консультантом Библиотеки Конгресса, и получивший приглашение Президента Джона Кеннеди на президентскую инагурацию.
Внешней канвой стихов Роберта Фроста на протяжении всего его творческого пути оставались сельские реалии Новой Англии. Поэт рисует жителей сельской местности за повседневными занятиями, которые в его трактовке приобретают глубокую философскую подоплеку («Mowing»). Его излюбленный лирический герой — фермер из Нью-Хэмпшира. Все эти черты в полной мере проявились во втором сборнике «North of Boston» (1914), многие стихотворения из которого стали хрестоматийными и подлежат обязательному изучению в американских школах (напр., «Mending Wall»).
После начала Первой мировой войны Роберт Фрост вернулся в Нью-Хэмпшир, где приобрел новую ферму, которая, впрочем, не приносила ему прибыли. Его слава на родине постепенно росла, и в 1923 г. его четвертая книга «New Hampshire» (Нью-Гемпшир) была удостоена Пулитцеровской премии. В нее входят пространные сюжетные стихотворения Жены Пола, Ведьмы из Кооса и более лапидарная и изящная медитативная лирика. Направленность на философичность и утончённый психологизм отличают "Местами голубое", "Огонь и лед", "Все золотое зыбко". В стихах тех лет косвенно отразилось изучение Фростом древнегреческих трагиков, особенно Еврипида. Остаток своей жизни национальный поэт США провел, проживая в кампусах различных университетов Новой Англии, зачастую в качестве приглашенного лектора.
Роберт Фрост
В зрелые годы Роберт Фрост часто обращается к форме сонета, на первый план выступают мотивы безысходного одиночества и отчужденности («Acquainted with the Night»). Стихи позднего Фроста насыщены метафизическим подтекстом («Directive») и прямыми библейскими аллюзиями («Never Again Would Birds' Song Be The Same»). Последний сборник стихов поэта — «In the Clearing» — появился в 1962 г. В том же году Фрост посетил СССР, где состоялась его встреча с Анной Ахматовой, она прочла ему свое новое стихотворение «Последняя роза» с эпиграфом из И. Бродского.
Фрост неоднократно выступал на инаугурациях президентов США (последний раз при вступлении в должность Джона Кеннеди, 1961).
После второй Мировой войны публикации стихов становятся редкими у Фроста. Он вернулся в Англию еще раз в 1957 году, встречался с У.Х.Оденом, Е.М.Фостером, С.Спендером, С.-Д. Льюисом и Грэмом Грином и получил почетные награды университетов Оксфорда и Кембриджа. Он принял непосредственное участие(вместе с Элиотом и Хэмингуэем) и в снятии обвинения с Эзры Паунда. Он посетил Бразилию (1954), Англию (1957), Грецию (1961) и Израиль (1961), где читал лекции в Университете. В 1962-м году он совершил визит в Россию, где встретился с Ахматовой, Твардовским и Хрущевым. Последнее его выступление прошло перед большой аудиторией в Бостоне в 1962-м году. Фрост умер после сердечного приступа, от эмболии, в январе 1963-го года.
Главный перелом во взгляде на поэзию Фроста произошел в 1947 г., когда Рэндал Даррел выступил со своим эссе "Другой Фрост". Даррел увидел его, как "тончайшего и печальнейшего из поэтов", чей пессимизм - обнадеживающий выход. В 1957 г. в Англии Т.С.Элиот (который в 22 г. говорил, что стихи Фроста нечитабельны) назвал его, "быть может, самым важным, самым почитаемым поэтом Англо-американской литературы среди живущих". Еще два года спустя критик Лайонел Триллинг восславил Фроста на праздновании его восьмидесяти-пятилетия за то, что он "по новому показал ужасные реалии жизни". Фрост, несколько лет спустя в одном из своих редких интервью заметил: "Я посмотрел мои книги после выступления Триллинга и был удивлен, как он не видел этого раньше: там есть от чего быть мрачным, знаете. Там полно мрака" ("there is plenty to be dark about, you know. It's full of darkness.")
Особенностью поэтической манеры Фроста является то, что эпизоды повседневной человеческой деятельности неизменно получают у него многослойное философско-метафизическое осмысление («After Apple-Picking», «Birches»). Продолжая браунинговскую традицию драматического монолога, Фрост вводит в оборот стихотворные диалоги, наполненные разговорными интонациями и тонким психологизмом («The Black Cottage», «Home Burial» — предмет эссе Бродского).
Основная часть стихотворного наследия поэта обыгрывает тему отношений человека с вечной природой, которая предстает у Фроста принципиально непостижимой и чуждой человеку, а нередко таит в себе имманентную угрозу («Stopping By Woods On A Snowy Evening» — самое хрестоматийное стихотворение американской поэзии XX в.) Результаты человеческой деятельности теряются в беспредельности и бессмысленности окружающего мира («The Wood-Pile», «The Most of It»).
Среди почитателей его таланта — Владимир Набоков, Хорхе Луис Борхес, Иосиф Бродский. Последний в своей нобелевской лекции назвал Фроста одним из пяти поэтов, наиболее повлиявших на его творчество.
Роберт Фрост — один из крупнейших поэтов в истории США, четырежды лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). Свое имя получил в честь Роберта Ли,… Развернуть