Составители искусно выстраивают композицию сборника, проводя читателя от любопытства перед архаичным устройством постапокалиптического общества («Несертифицированные» Кэрри Вон) и настроения ностальгической грусти («Как все прекрасные места на свете» Аркенберг) через боль и ужас от потери всех человеческих ценностей («Прототип» Ланган, «В долине теней Земли обетованной» Вассерман) к проблеску крепнущей надежды («Серый рассвет» Керра, «Благодеяния» Нэнси Кресс).
Что касается одного из условий составителей (написать для триптиха из антологий такие же связные трилогии из рассказов), то большинство авторов с ним справились. Так что тем, кто читал «Хаос на пороге», будет интересно проследить, как выстраиваются связи в текстах одних и тех же авторов: это не всегда прямые продолжения с теми же героями, чаще это «вбоквелы», иные взгляды на ситуацию. Впрочем, некоторые авторы не стали продолжать свои истории, и в томе появились новые имена — чаще всего интересные и отлично вписывающиеся в концепцию.
Увлекательное начало самобытного цикла, где история искусно смешана с вымыслом, а традиционные жанровые ходы — с мифологическими и сказочными мотивами.
Кое-что этот неторопливый триллер (как ни парадоксально это словосочетание) наверняка успеет сотворить с впечатлительными читателями: убедит их в том, что если им раз за разом мерещится какая-то тень у дома — то, скорее всего, она им не мерещится…
Тропинка, по которой составители ведут нас сквозь густой лес волшебных сказок, извилиста и узка, но проложена так аккуратно, что читатель может сам не заметить, как одолеет увесистый томик на одном дыхании. Мастерство составителей умножает талант авторов в несколько раз — таков «эффект синергии» хороших антологий, в которых целое всегда больше суммы его частей.
Сэр Макс повзрослел и стал более цельной личностью, чего пока нельзя сказать о его авторе. Но роман читается на одном дыхании — чего ещё хотеть от Макса Фрая?
В основном благодаря главному герою «Эхопраксия» вышла более простой для восприятия, чем «Ложная слепота».<...> Раскованный и саркастичный авторский стиль, умение выразить сложную научную идею красивой метафорой добавляют удовольствия от чтения. Для любителей концепции «наука как религия» по тексту щедро разбросаны библейские аллюзии. И, конечно, поводов поразмыслить на досуге Уоттс снова отсыпает в изобилии. Что ещё нужно изголодавшемуся фанату классической НФ?
Читать «Шардика», конечно, легче, чем «Илиаду» или «Беовульфа», но куда сложнее, чем большинство современных фэнтези-романов. Есть риск заснуть на длинных описаниях или испытать недоумение, встретив очередной подробный рассказ о страданиях того или иного персонажа, — но это, скорее всего, от неумения современного читателя настраиваться на спокойный ритм повествования, дышащего плавно, как океанские волны.