18 декабря 2016 г., 00:00

35

Александра Королёва: рецензия на книгу «Эдгар Аллан По и Лондонский Монстр»

3 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное
boocover.jpg
Критик: Александра Королёва
Рецензия на книгу Эдгар Аллан По и Лондонский Монстр
Оценка: r40-green.png


Эдгар Аллан По и его друг Огюст Дюпен расследуют серию странных преступлений, произошедших в Лондоне конца XVIII века. Возможно, к ним были причастны дед и бабка писателя…

Эдгар По — один из самых таинственных писателей всех времён и народов. Родоначальник практически всей массовой литературы ХХ века (первооткрыватель детектива, один из прародителей научной фантастики, тёмного фэнтези и хоррора), поэт-новатор, обладатель блестящего аналитического ума, одарённый математик и астроном — и при этом «безумный гений», маргинал, проживший короткую несчастливую жизнь, умерший в нищете при загадочных обстоятельствах. Исследователей привлекают не только его тексты, но и его личность — точнее, легенды, которыми она успела обрасти. В массовой культуре Эдгар По не раз становился персонажем — порой как объект расследования (например, в «Тени Эдгара По» Мэтью Перла и в «Загадке Эдгара По» Эндрю Тейлора), порой как зловещая мистическая фигура («Кроваво-красный барон» Кима Ньюмана), временами как второстепенный персонаж («Авраам Линкольн — охотник на вампиров» Сета Грэма-Смита), а иногда и как главный герой детектива (в серии романов Гарольда Шехтера). Словом, делая писателя сыщиком-любителем, Карен Ли Стрит в своём дебютном романе не открывает Америки.

А вот дать в напарники автору его героя — Огюста Дюпена, «отца» Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и всех прочих гениальных детективов от XIX века до наших дней, — идея поинтереснее. В романе верные друзья По и Дюпен похожи друг на друга, как братья-близнецы, и разделяют страсть к запутанным преступлениям и чёрной одежде. В то время как Дюпен каждой своей серой клеточкой содействует По в его расследовании, писатель помогает сыщику разобраться с его семейной историей. Прошлое француза Дюпена, чьи дед и бабка погибли во время якобинского террора, так же нагоняет его в настоящем, как Эдгара По — криминальный сюжет, по кусочкам складывающийся из переписки уже его предков, которую некий неизвестный подбрасывает ему по частям…

В личности По, какой она видится писательнице, нет ничего нового для его поклонников: это всё тот же экзальтированный, сверхчувствительный, нервный гений-визионер, мучимый кошмарными снами и галлюцинациями. За холодный интеллект в их с Дюпеном тандеме отвечает француз — его самообладание даёт сбои лишь в те моменты, когда речь идёт о семье. Эдгар По же руководствуется не логикой, а интуицией, которая порой даёт поразительные результаты: ключевые эпизоды истории его бабушки и дедушки он не вычитывает из их писем, а «видит» собственными глазами, будто оказываясь внутри этих сцен.

Пересказывать детективные сюжеты — неблагодарное занятие, поэтому скажем лишь, что в обеих семейных историях ключевым мотивом оказывается месть. Причём месть в лучших традициях романтической литературы — «блюдо, которое подают холодным». И это не единственная романтическая черта романа: книга написана от лица По, а значит, без стилизации обойтись было сложно. И писательница-дебютантка прилежно стилизует текст — но не столько под мощную поэтичную прозу Эдгара По (его стиль сложно воспроизвести, не скатившись в пародию), сколько под бульварные романы викторианской эпохи. Поэтому роман переполнен драматичными описаниями эмоций, а среди персонажей нет заурядных личностей — они либо ангелы во плоти, либо прожжённые мерзавцы.

Битва добра и зла во внешнем мире и в сердце каждого — одна из важных тем как романтической литературы, так и детектива Стрит. Эдгар По изо всех сил старается найти — и находит — возможность оправдать своих бабушку с дедушкой: обвинить их для него значило бы встретиться с тьмой в собственной душе, а это неминуемо свело бы его с ума. Впрочем, последние страницы романа, так и не сумевшего довести до развязки обе детективные линии, вполне можно прочитать как «начало конца», который привёл Эдгара По к его собственной загадочной смерти…

Итог: стильный и увлекательный псевдоисторический детектив, не лишённый недостатков типичного дебюта.

Источник: Мир фантастики
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

3 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!