23 февраля 2018 г. 12:54

1K

4

«Я стараюсь пройти тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть, не рассердить, а выходит, что задеваю всех. И все они на меня кричат, хотят мне что-то доказать, что-то показать. А что мне показывать, что мне доказывать, меня просто нужно оставить в покое».

Сюжет книги не обещает ничего интересного. Относительно молодой человек по фамилии Зыбин устраивается работать в музей Алма-Аты, где его назначают хранителем материала, который находится на опознании/реставрации. Он потихоньку там обустраивается, вникает в работу и все его начинают называть не иначе, как «хранитель». И, вроде бы, сюжет обещает ничем не примечательный производственный роман про музей, но действие происходит в 1937 году, от одного упоминания которого бросает в дрожь.

А каково жилось людям в то время –…

Развернуть

9 марта 2018 г. 14:34

564

4 Перед грозой

Ю.О. Домбровский «Хранитель древностей».

После прочтения книг о 1937 у меня бывает ощущение, что мне дали под дых, и вот ты выпрямляешься и пытаешься восстановить дыхание. Эта книга не исключение. Сначала я начала читать роман «Факультет ненужных вещей», потом поняла, что к нему есть предыстория - небольшой роман «Хранитель древностей». Дочитав Хранителя я узнала, что есть две вычеркнутые из окончательного варианта главы. Теперь дочитав и их имею вот, что сказать. Этот роман предыстория напоминает атмосферу перед грозой, когда ты понимаешь, что вот-вот сейчас разразится буря. Описываются археологические будни главного героя, высланного из Москвы в Алма-Ату интеллектуала ученого Георгия Зыбина. Надвигается 1937 год, вчерашние герои уже становятся врагами Родины. Бдительные массы…

Развернуть
_mariyka__

Эксперт

Никакой не эксперт

2 декабря 2017 г. 21:44

519

4.5

Как правило, берясь за книгу, я примерно представляю, о чем она будет, какова её основная тема. Соответственно, перед чтением имеются и какие-то ожидания. Хранитель древностей в общем обещает еще один рассказ об эпохе большого террора. И эта эпоха в ней есть, время действия - 37 год, НКВД забирает без объяснения причин, из каждого чайника слышатся слова про бдительность. И всё же эта книга немного другая по сравнению с уже прочитанными "Детьми Арбата" и "Московской сагой".

Главный герой, "хранитель древностей", как его называют все коллеги - обычный сотрудник музея в казахстанском городе Верном. Он копается в черепках палеолита, пишет статьи о современных достижениях и расследует судьбы людей, которые в прошлом много сделали для этого региона. Всё это у него получается с полным…

Развернуть
Flesa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 октября 2017 г. 21:22

507

4

Исходя из названия ожидала, чего-то более приключенческого, но обнаружила практически производственный роман. Очень кстати неплохой, атмосферный производственный роман. Будни музейного работника во всей красе. Древности и история, конечно в романе присутствуют, ведь главный герой именно хранит их и в материальном смысле и в моральном (ведь историю так легко исказить и изменить в угоду тех или иных движущих сил). А еще это роман о времени, устоях общества и идеалах.

10 сентября 2017 г. 17:02

333

4

Как же так? Только один вопрос меня беспокоит после прочтения этой книги. Поколение запуганных людей, которые боятся выпить лишнего, чтобы не сболтнуть чего-нибудь. Никакой справедливости, чрезмерная осторожность, обостренная подозрительность. Кто друг, а кто враг? Кто предаст, а кто прикроет? Время заткнутых ртов, время загубленных судеб...

Главный герой работает в музее. Он никак не может понять где связь истории и культуры с политической обстановкой в стране. Чем провинился исследователь прошлого века, а тем более человек, который изучает его биографию и неоценимый вклад в науку? Страшно читать о том, что книга случайно попавшая в твой рабочий кабинет может перечеркнуть не только карьеру, но и всю жизнь.

Тяжелая книга, перечитывать не буду, да и рекомендовать к прочтению не могу.

20 ноября 2016 г. 13:23

299

4 Удивительная книга

Это моё первое знакомство с Юрием Домбровским. Трудно было прочесть книгу сразу, поэтому читал с большими перерывами. И под конец я понял почему. Этот роман не засчитан на последовательное повествование, напоминает, скорее, зарисовки, маленькие этюды, как картины в галерее. Своеобразное путешествие в прошлое глазами героя книги. Автобиографическая книга. Ценные знания, которые удалось почерпнуть об истории города Алма-Ата. С какой любовью к этому краю всё описано. Хочется найти машину времени и поехать в Алма-Ату 30-х годов прошлого века. Отдельное спасибо Домбровскому ещё и за то, что он не ставит события конца 30-х годов во главу угла, они служат, скорее, декорациями к сюжету романа, который, наверное, не о репрессиях, а об истории. Тех, кто хочет посмаковать террор 37 года, ждет…

Развернуть
StellaStarks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2016 г. 13:48

268

5

О стиле, жанре и литературной ценности данного произведения есть объемные диссертации и конечно рецензия И.Золотусского. Лично меня увлекать сюжет начал не сразу, постепенно. Причём есть такая странность. Чем больше я чувствовала шероховатости текста, швы между почти автобиографией (как заявлено в аннотации) и местами почти детективом, тем больше мне нравилось чтение и увлекал сюжет. Было ощущение того, что автор сам не определился со стилем и жанром. Но из всех прочитанных мною художественных книг о тоталитаризме в России, репрессиях - это самая человечная, что ли. В ней хорошо рассказано о тайных причинах человеческих поступков. Как изначально заложенные качества становятся двигателем либо нравственного падения человека, либо подвига и дорогой на гильотину. Как люди выбирали себе…

Развернуть

4 апреля 2016 г. 10:56

206

4

Связывайте, связывайте свою древность покрепче с нашим временем! Вот и ищите мировую революцию во всех ваших мелочах. Каждый экспонат должен напоминать только о ней

Впечатления остались неоднозначными. В начале прочтения было ощущение того, что ты, ровным счетом, занимаешься именно тем, чем занимается главный герой - Хранитель. Перебираешь страницы, отлавливаешь конструкции, фразы, слова, которые имеют ценность как для тебя самого, так и для литературного процесса в целом, но по итогу встречаешь то, что уже было написано, пережевано не одним писателем. Порой увидишь какую-нибудь отсылку к классической литературе, вроде отсылки к Салтыкову-Щедрину, порадуешься, но вскоре забудешь и потеряешь эту находку среди затянутого, скучного и ничем не примечательного сюжета.

Что вытянуло этот роман…

Развернуть

20 марта 2016 г. 14:43

298

5

Это замечательная, очень легкая и при этом изящная проза. Первая книга дилогии, которая подготовляет нас к главному роману Домбровского — "Факультету ненужных вещей". Тем не менее она абсолютно полновесная и самостоятельная. Помимо прекрасного языка книга хороша тем, что она совершенно ясно и трезво рассказывает о сталинизме и диктаторском режиме вообще — без надрыва и слепой ненависти. Именно так и нужно говорить о той эпохе.

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июля 2015 г. 16:47

773

4

Очень необычный и яркий роман об атмосфере 1937 года.

Начало книги, впрочем, может создать ложное впечатление о всём характере повествования. Читаешь первые страницы, и поневоле можешь подумать, что это что-то похожее на гранинского "Зубра" - так обстоятельно описывается Алма-Ата, личность и архитектурные воплощения Зенкова. И только потом на первый план, наконец, выходят музей, древности, научные (и псевдонаучные) сотрудники и та самая страшная эпоха.

Историк Зыбин рассказывает о своей работе в Алма-Атинском музее, о тех древностях, хранителем которых он является. И медленно, очень медленно в его повествование вползает ощущение времени - когда каждый твой шаг может привести тебя к смертельной опасности, когда за тобой бдительно следят вездесущие Органы (очень похоже на постепенно…

Развернуть

Напишите рецензию!

Текст вашей рецензии...

Популярные книги

Всего 752

Новинки книг

Всего 241