こころ
夏目漱石
29 июля 2021 г. 21:23
2K
4.5 Знаем ли мы собственное сердце?..
И человек показался мне таким тленным и жалким! И жалкой показалась мне его беспомощность и то легкомыслие, с которым он рождается на свет.
Наконец-то дошли у меня руки познакомиться с одним из признанных классиков японской литературы, который, несмотря на его мировую известность, как-то не на слуху у русскоязычного читателя. А ведь насколько мне известно, его произведения входят в обязательную учебную программу японских школ и университетов и переведены на множество языков. Несмотря на тот факт, что в литературу он пришел довольно поздно, будучи уже тридцативосьмилетним, он считается основоположником современной японской литературы, оказавшим влияние на многих японских писателей, в число которых входит, например, Акутагава Рюноскэ, который еще будучи студентом посещал организованное…
16 марта 2021 г. 09:39
928
5 Чувствительность, недосупная Западу
Не смотря на тонкую чувствительность японцев, даже они не могут полностью понять сердце другого человека, о чем каждый раз напоминает нам автор. История душевных переживаний героев заставляет невольно оглянуться вокруг и задуматься "а ведь у каждого из этих людей очень тонкая душа, каждый из них переживает даже сейчас какую-нибудь личную драму". Безумно нравится сам стиль повествования: автор очень бережно преподносит читателю своих героев, будто сам боится лишний раз их задеть.
30 мая 2019 г. 22:35
2K
4
Странный роман, рассказчик как будто находится в конференц-зале и обращается к публике. Он следит за реакцией зала и реагирует на неё: меняет тему и интонацию, что-то уточняет, дает пояснения. Начинается "Сердце" как роман воспитания - история взаимоотношений юного студента Токийского университета (от его лица ведется повествование) и Учителя, его старшего друга и наставника. Однако Нацумэ Сосэки мастерски обманывает ожидания читателя, внешне сонная и бессобытийная жизнь рассказчика на деле оказывается полной страстей и тайных желаний, а история взросления героя неожиданно оборачивается исповедью Учителя. С навязчивым пристрастием автор прорисовывает самые неуловимые, тончайшие движения душ своих героев или, перефразируя Учителя (так он начинает своё исповедальное письмо), разбивает…
22 марта 2019 г. 22:01
3K
3 Спойлер ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ.
На прочтение этой, в общем-то небольшой, книжонки у меня ушла почти неделя. Начало было нудное, затянутое и не интересное. Молодой человек знакомится на пляже с незнакомцем и сразу признаёт в нём Учителя, он начинает преследовать его и добиваться дружбы. Для меня до сих пор не понятно, чему и как он мог научиться у человека, который нигде не работает, ничем не занимается, живёт неизвестно на что. И отношения с родителями у главного героя странные. Вроде как он любит своих родителей, переезжает жить к ним, когда отец тяжело заболевает. Но всё это время он тянется к Учителю, пишет ему письма и как влюбленная девушка с трепетом и нетерпением ждёт от него ответа. При этом, не забывая просить у умирающего отца, чтобы он помогал ему финансово и дальше. И, наконец, апофеоз. Смерть…
3 февраля 2019 г. 19:55
2K
5 Как люди жили, как тонко чувствовали...
"Как люди жили, как тонко чувствовали... Почему они сейчас ничего не чувствуют?!" - восклицает героиня из всем известного фильма Кеосаяна-младшего. Эта книга проверяет сердце: чувствует ли оно, способно ли мыслить? В японском языке "кокоро" - очень сложное понятие, которое переводят как "чувствующее и мыслящее сердце". Читая третью часть "Письмо Учителя", пыталась понять, в чем же трагедия этого героя, а трагедия-то произошла со мной... Не стану спойлерить, не хочу портить удовольствие будущим читателям. Только приведу мою первую мысль, когда я узнала причину терзаний Учителя: "И всего-то? Из-за этого он страдал всю жизнь? Он же не виноват". И это показывает, насколько черство и глупо мое сердце. К сожалению, цепь времен порвалась давно, да и гобелен судеб, видимо, истлел. Из 21-го…
8 октября 2018 г. 11:53
1K
4.5
"Сердце" - одна из тех книг, в которых трактования чувств и эмоций стали мне близки. "Сердце" - одна из тех книг, которую можно разобрать на цитаты как пшеницу на зернышки. Одна из бесчисленных понравившихся мне цитат говорит о том, что когда ты чуждаешься других людей, то и сам себе становишься чужд. Как один из героев хотел похоронить себя в книгах, так и я в своем запойном чтении произведений одно за другим будто бы хочу так сделать. "Сердце" - книга и одновременно далекая от нас и в тоже время близкая, атмосферно-повседневная, немного меланхоличная. Пишу рецензию спустя месяц после прочтения, но всё равно мысли о ней находятся в разрозненном состоянии полёта. Но это не страшно, разумных рецензий здесь, благо, много. А я, пожалуй, просто порекомендую эту понравившуюся мне книгу,…
19 мая 2018 г. 21:20
2K
5 "Мы перед каждым именем в долгу - кто помнит, любит и скучает..."
Очень интересная многослойная книга. Много важных тем в ней поднимается (тема дружбы и наставничества, поиска своего места в жизни, тема смерти и др.), но для меня главными и значительными показались две из них: отношения отцов и детей (на примере главного героя, который начинает понимать своего отца, только когда тот уже находится практически при смерти) и отношения мужа и жены (на примере Учителя и Судзу, его жены, которые живут словно чужие люди, но при этом безмерно любят друг друга, но боятся показать свою любовь).
И еще очень важным мне показалось философское начало в том смысле, что не нужно позволять призракам прошлого отравлять свое настоящее и надо уметь ценить то, что есть. Да, трагический случай унес жизнь друга Учителя, но ведь Учитель-то остался жив и вдобавок женился на…
28 мая 2017 г. 06:17
1K
4
Слово "сердце" встречается в тексте сто тысяч раз. Это всё - о душевных (сердечных) переживаниях. Но эти переживания не только о любви, но и о долге, о чести, о нравственности. Понять героев практически невозможно, если вы не японец. Слишком высокие требования к себе, много лет больших переживаний о совершённой мимолётной подлости, которая и не подлость-то по большому счёту. Скорее, драма произошла от чисто японской сдержанности, препятствовавшей искреннему разговору, так что сожаления о нём пожирают душу. На самом деле, меня часто тоже грызёт что-то не сказанное, сказанное грубо, или просто сказанное зря, вспоминается через много лет, заставляя сердце сжиматься. Однако, у меня есть моя культура, которая говорит мне выкинуть все глупости из головы. А у героев японского романа культура…
2 декабря 2016 г. 08:35
997
3 Ску-ко-та
Что ж, прочитал я этот роман по той простой причине, что он упоминался у Осаму Дадзая. Загуглив Осаму Сосэки, я понял, что это японская классика, и для того, чтобы лучше понять японскую литературу и культуру, я решил ознакомиться с его самым знаковым романом.
В этой книге отражен конфликт поколений в Японии. Для того, чтобы это лучше понять, нужно знать исторический контекст романа, а также то время, в котором родился и жил Сосэки.
Нацумэ родился в 67-ом году, ровно за год до начала эры Мэйдзи, которая стала капиталистической эрой для Японии. Сам Нацумэ воспитывался в консервативной, феодальной среде, в детстве он изучал японских и китайских классиков и был также воспитан в духе конфуцианской морали. В Учителе и К. он отразил многое из своей жизни: в первом -- старомодность и…
22 июня 2015 г. 20:55
1K
4.5
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» А. Сент-Экзюпери
«Кокоро», как в оригинале называется этот роман, означает «чувствующее и мыслящее сердце», из чего можно было бы сформулировать некую гармонию между эмоциями и мышлением, но так ли это? Бывает ли так?
Может, создается такое впечатление, но это довольно спокойное произведение Натсумэ Сосэки в сравнении с предыдущими, - нет явного внутреннего напряжения, бессильного гнева, тонкой, как заноза, язвительной критики. Есть неспешная созерцательность, сравнимая с ритмичным морским прибоем, едва движимой гладью воды и свободным свежим простором вокруг.
В романе освещена сложная психологическая схватка с самим собой, душевный диссонанс вызванный разломом собственных предубеждений. Третья часть, «Письмо Учителя», по сути,…