Алексис Киви (фин. Aleksis Kivi, наст. фам. Стенвалль, швед. Stenvall; 10 октября 1834 — 31 декабря 1872) — финский писатель, основоположник реалистической литературы на финском языке.
Алексис Стенвалль (Киви — его литературный псевдоним) родился в семье деревенского портного Ээрика Йохана Стенвалля. Предки писателя происходили из старинных финских родов Пеккола (по отцовской линии), Ханнула, Симола и Маула (по материнской линии). Выучившись шведскому языку у старого матроса, он лишь с 12 лет начал учиться в одной из хельсинкских школ и после окончания её в возрасте 23 лет поступил в университет. Болезни и бедность помешали регулярным занятиям начинающего писателя; основу своих обширных знаний Киви заложил самообразованием, много и интенсивно читая Сервантеса, Шекспира, Хольберга, «Калевалу». На один из сюжетов финского народного эпоса он написал романтическую трагедию о рабе-бунтаре («Куллерво», 1860), удостоившуюся премии Финляндского литературного общества. После нескольких лет скитаний Киви обосновался в деревенской местности Шундео неподалёку от Хельсинки, где всецело занялся литературным творчеством. Здесь он написал превосходную «комедию характеров» «Сапожники Нумми» (1864), сборник лирических стихотворений «Карневала» (1866) и одноактную лирическую пьесу на библейскую тему «Лия» (1869). С её постановки в том же 1869 г. ведет свое начало финноязычный театр страны.
Венцом реалистических тенденций в творчестве Киви стал роман «Семеро братьев», законченный им за два года до смерти, последовавшей от тяжёлого душевного заболевания. Лишь в краткие промежутки просветления писатель узнавал о всеобщем признании, которое получило его творчество. Киви написал двенадцать пьес, один роман, и также немного рассказов — четырнадцать работ за семь лет.
«Семеро братьев» — первый финский роман, написанный по-фински, а не по-шведски. Поэтому в настоящее время он считается одним из самых важных романов финской литературы. Писатель сам рассказывает в конце книги: «И вот я рассказал о семи братьях из лесов Финляндии. А что ещё мне можно рассказать об их жизни на земле?»
Тем не менее, сразу после опубликования романа вокруг него разразились большие дебаты. Критики разделились на два лагеря — одни отнеслись с симпатией и возлагали на роман большие надежды, подчёркивая, что роман может дать большой импульс развитию финской литературы; другие восприняли роман весьма скептически. Так, известный критик, исследователь финно-угорских языков и поэт Август Альквист написал: «Наш народ совсем не такой, каковы герои этой книги. Спокойный и серьёзный народ, возделавший поля Финляндии, не имеет ничего общего с ново-поселенцами Импиваара»; он также назвал роман «нелепостью» и «пятном позора на финской литературе».
В настоящее время роман «Семеро братьев» переведён уже на двадцать пять языков мира.
Киви до сих пор считается непревзойдённым мастером прозы.
Алексис Киви (фин. Aleksis Kivi, наст. фам. Стенвалль, швед. Stenvall; 10 октября 1834 — 31 декабря 1872) — финский писатель, основоположник реалистической литературы на финском… Развернуть
Дежё Костоланьи — венгерский писатель и журналист.
Родился в Суботице, провинциальном австро-венгерском городе (сейчас территория Сербии). Этот город стал прототипом для написания его романов, в том числе и романа «Жаворонок». Дворяне Костоланьи владели тремя замками и землями на юге страны и были единственными представителями аристократии в этом регионе. Именно семейные традиции стали ключевыми в формировании личности писателя.
Отец Костоланьи был директором местной гимназии, в которой учился и сам Дежё, пока его не выгнали за плохое поведение. Но первые знания мальчик получил от своего деда, бывшего военного офицера, который учил его чтению, письму и даже английскому языку. В то же время дед не разделял творческих порывов, которые Дежё проявлял уже в детстве, и внушал внуку, чтобы тот нашёл работу, приносящую заработок.
Костоланьи учился в Будапештском университете с 1903 по 1904 год, изучал венгерский и немецкий язык, затем перевелся на факультет журналистики (в 1906 году). Космополитический город рубежа веков очень повлиял на писателя. Костоланьи сблизился с литераторами Михаем Бабичем, Ференцем Юхасом, Фридьешем Каринти, Миланом Фюштом. Через некоторое время, недовольный царившим на факультете консервативным духом, Дежё перевёлся в Вену.
Впоследствии Костоланьи занялся журналистикой, начал писать стихи и рассказы для газет. Активно сотрудничал с органом венгерских модернистов журналом Нюгат (Запад). Когда началась Первая мировая война, брат Костоланьи попал в плен и оказался в лагере в Сибири, где умер; смерть брата стала тяжёлым ударом для Дежё.
После окончания Первой мировой войны по Трианонскому мирному договору значительная часть бывших венгерских земель оказалась за пределами страны. Костоланьи оказался оторван от родителей, брата и сестры, так как Суботица теперь находилась на территории другого государства.
В 1931 году писатель стал президентом Венгерского ПЕН-клуба.
Был женат на актрисе Илоне Хармош, с которой у них родился сын.
В последние годы жизни Костоланьи считался одним из лучших писателей Венгрии.
Умер от рака гортани 3 ноября 1936 года.
Дежё Костоланьи — венгерский писатель и журналист. Родился в Суботице, провинциальном австро-венгерском городе (сейчас территория Сербии). Этот город стал прототипом для… Развернуть
Сергей Павлович Бобров — русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, художник, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма, популяризатор науки.
Получил художественное образование (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1904—1909).
С 1911 был вольнослушателем в Московском археологическом институте. Работал в журнале «Русский архив», изучал творчество Пушкина и Языкова.
В 1913 возглавлял постсимволистскую группу «Лирика», с 1914 — группу футуристов «Центрифуга» (его ближайшие литературные сподвижники — Борис Пастернак, Николай Асеев и Иван Аксёнов). Пользуясь девятью псевдонимами, он заполнил около трети антологии «Второй сборник Центрифуги» (1916) своими стихами. За три предреволюционных года одноименное издательство «Центрифуга» под руководством Боброва выпустило полтора десятка книг, включая «Поверх барьеров» Пастернака и несколько сборников Асеева.
Бобров активно выступал как теоретик своих групп и критик-полемист (в 1920-е — в журнале «Печать и революция» под разными псевдонимами), тон его выступлений был обычно чрезвычайно резок. В 1920-е в литературных кругах складывается ряд мифов, кочующих по мемуарным публикациям и делающих фигуру Боброва одиозной (якобы он до революции был черносотенцем, а после неё — чекистом; якобы Бобров во время выступления Александра Блока незадолго до его смерти крикнул, что тот «уже мертвец» и т. п.); современные исследователи показывают несоответствие этих историй действительности.
Стихи Боброва опубликованы в нескольких дореволюционных сборниках 1913—1917 гг. («Вертоградари над лозами», «Алмазные леса», «Лира лир»), где он сочетает характерные приёмы футуризма с имитациями классической русской лирики и экспериментов Андрея Белого (иногда параллельно стилизуя обе манеры); с формальной точки зрения для него характерны эксперименты с перебоями в классических размерах и пропуски ударений в трёхсложниках (как и для Пастернака того периода и в переводах Аксёнова из английской драматургии). Стихи Бобров продолжал писать до конца жизни, в 1960-е годы вновь печатался (в альманахах «День поэзии» и др.); не всё издано.
В начале 20-х гг. Бобров опубликовал три социально-утопических романа: «Восстание мизантропов» (1922), «Спецификация идитола» (1923) и «Нашедший сокровище» (1931, под псевдонимом А. Юрлов). В 1920—1930-е годы Бобров работал в Центральном статистическом управлении, был репрессирован и сослан в Кокчетав. После возвращения из ссылки написал две научно-популярные книги для школьников (в сказочной форме) по математике «Волшебный двурог» (1949) и «Архимедово лето» (1950-е, две части), пользовавшиеся большой популярностью («Двурог» переиздавался неоднократно, последний раз в 2006 г.). Среди его прозаических сочинений — автобиографическая повесть «Мальчик».
Одним из постоянных интересов Боброва было стиховедение. В 1913 Бобров одним из первых описывает дольник (под названием «паузник»), в 1915 он издал книгу «Новое о стихосложении Пушкина», выступал с публикациями в 1920-е годы, а с 1962 вновь участвовал в стиховедческих штудиях нового поколения с А. Н. Колмогоровым и молодым М. Л. Гаспаровым. Боброву принадлежат важные исследования о перебоях ритма, о ритмике словоразделов (один из зачинателей этой темы). Гаспаров оставил интересные воспоминания о Боброве и посвятил памяти Сергея Павловича — «старейшины русского стиховедения» — свою книгу «Современный русский стих».
Бобров — автор мистифицированного продолжения стихотворения Пушкина «Когда владыка ассирийский», опубликованного в 1918. После того, как пушкинист Н. О. Лернер признал мистификацию за подлинный текст Пушкина, Бобров выступил с саморазоблачением, вскрыв методику создания подделки.
Много и плодотворно занимался поэтическим переводом, автор первого полного перевода «Пьяного корабля» А. Рембо. Перевел на русский язык «Песнь о Роланде». Множество переводов не опубликовано.
Сергей Павлович Бобров — русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, художник, математик и стиховед, один из организаторов русского футуризма, популяризатор науки.… Развернуть
Рафаэль Ахметович Мустафин (тат. Рафаэль Әхмәт улы Мостафин; 14 мая 1931, Бавлы, Оренбургская область (ныне Республики Татарстан) — 14 апреля 2011, Казань) — татарский писатель, литературовед, литературный критик, публицист, редактор. Член Союза Писателей Татарии.
Заслуженный работник культуры Татарской АССР (1985), лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2006), лауреат Премии комсомола Татарской АССР имени Мусы Джалиля (1976).
В 1965 году окончил Московский государственный университет.
1965—1969 — главный редактор журнала «Казан утлары» («Огни Казани»). В 1991—1997 — главный редактор журнала «Татарстан».
Занимался, в основном, изучением жизни и творчества Мусы Джалиля.
Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
Рафаэль Ахметович Мустафин (тат. Рафаэль Әхмәт улы Мостафин; 14 мая 1931, Бавлы, Оренбургская область (ныне Республики Татарстан) — 14 апреля 2011, Казань) — татарский… Развернуть
Белькампо (нидерл. Belcampo, настоящее имя: Герман Питер Шенфельд Вихерс / нидерл. Herman Pieter Schönfeld Wichers) - нидерландский писатель-новеллист и медик.
Псевдоним «Белькампо» - это латинизированная версия настоящей фамилии писателя Schönfeld = Schön («прекрасный») + feld («поле») → Bel + campo (Белькампо). Считается также, что псевдоним является данью автора творчеству известного немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана, ведь так (Пьетро Белькампо) звали одного из персонажей гофмановского романа «Эликсир сатаны».
Детство Германа Питера Шенфельда Вихерса прошло в тихом местечке Рейссене (Rijssen), которое он потом необычным способом опишет в рассказе «Большое событие» (Het grote gebeuren, 1946), что повлечет довольно значительное возмущение в консервативной нидерландской провинции.
Учился Г. П. Шенфельд Вихерс в Лейдене и в Амстердаме, изучал нотариальное право и некоторое время работал по специальности - в юридической фирме.
В 1930-х годах, забросив привычный образ жизни, будущий писатель отправился в путешествие по ряду европейских стран. Впечатления от поездки Шенфельд Вихерс изложил в путевых заметках, названных «Скитания Белькампо», которые увидели свет в 1938 году. Сначала и эти заметки, и остальные рассказов автора распространялись в самиздате (впервые рассказ Белькампо был напечатан в 1934 году).
В 35-летнем возрасте в 1937 году Г. П. Шенфельд Вихерс сделал крутой жизненный поворот - отправился изучать медицину. 13 апреля 1949 он сдал экзамен, но еще в течение 1953-1967 лет продолжал изучать медицину в Гронингене. После занимался врачебной практикой, начав ее в 47 лет (1949) и закончив её с выходом на пенсию в 1967 году, посвятил себя литературной деятельности.
Учитывая противоречивую фигуру писателя, все попытки назвать в честь Белькампо улицу в Рейссене или установить публичную статую подверглись радикальному сопротивлению, в первую очередь, церковников. Однако осенью 2007 года бюст Шенфельда Вихерса появился на время небольшой выставки его работ в Рейсcенской публичной библиотеке.
В Батмене (Bathmen), где Шенфельд Вихерс некоторое время был домашним врачом, писателю установлен бронзовый памятник, сохраняется дом Белькампо, хранят память о писателе.
Считается, что своим литературным творчеством Белькампо продолжал традиции немецкого романтизма, в частности Э. Т. А. Гофмана. Критики относят наследие новеллиста к фантазийной литературе, в которой причудливо смешиваются реальные факты и ситуации, поэтика абсолютно обыденных вещей и одновременно удивительная фантастика, гротеск и мифология.
Белькампо (нидерл. Belcampo, настоящее имя: Герман Питер Шенфельд Вихерс / нидерл. Herman Pieter Schönfeld Wichers) - нидерландский писатель-новеллист и медик. Псевдоним… Развернуть
Алексей Фёдорович Мерзляков (17 [28] марта 1778, Далматово, Казанская губерния — 26 июля [7 августа] 1830, Москва) — русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета.
Родился в весьма небогатой купеческой семье. Отец его, Фёдор Алексеевич, научил сына только читать и писать. Особенную охоту к учению и отличные способности в мальчике первым заметил его дядя Алексей Алексеевич Мерзляков, служивший правителем канцелярии при тогдашнем генерал-губернаторе Пермской и Тобольской губерний А. А. Волкове. Он уговорил, хотя и не без труда, отпустить мальчика в Пермь.
При открытии в Перми народных училищ директор их И. И. Панаев принял в своё заведывание пермское народное училище. Посетив однажды вечером А. А. Мерзлякова, он случайно завёл разговор с 14-летним худо одетым его племянником, принёсшим чайник (А. А. Мерзляков был небогатый человек, и племянник исполнял у него роль слуги). Ответы мальчика понравились Панаеву, и он, сделав дяде выговор за пренебрежение воспитанием племянника, на другой же день записал Алексея в училище и стал следить за его успехами.
Спустя год Мерзляков принёс ему своё стихотворение «Ода на заключение мира со шведами», которая Панаевым была представлена Волкову, а им отправлена главному начальнику народных училищ П. В. Завадовскому; тот поднёс её императрице Екатерине II. Государыня приказала напечатать эту оду в издаваемом тогда при Академии журнале и повелела, чтобы Мерзляков по окончании курса наук в училище был отправлен для продолжения образования в Петербург или Москву.
В 1793 году Мерзляков прибыл в Москву и был препоручен куратору Московского университета М. М. Хераскову; после окончания университетской гимназии стал студентом университета. В 1798 году из студентов переименован был в бакалавры, в 1799 году первенствовал в печатном списке казённокоштных студентов и получил золотую медаль.
В это время он сблизился с В. А. Жуковским и принимал участие в литературном собрании, которое было основано Жуковским при университетском благородном пансионе. По выходе Жуковского из пансиона учреждено было новое «Дружеское литературное общество», правила которого были подписаны основателями 12 января 1801 года. Эти дружеские общества соединяли тогда юношество университета и пансиона.
В 1804 году Мерзляков занял (и занимал до самой своей смерти) кафедру российского красноречия и поэзии; с 1817 по 1818 год был деканом словесного отделения, с 1821 по 1828 год был действительным и самым деятельным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете от основания его и временным его председателем. Не проходило ни одного собрания, в котором он не читал бы своих стихов или прозы; кроме того, он был также действительным членом Общества истории и древностей российских, Казанского и Ярославского обществ любителей российской словесности. Виленский университет избрал его в свои почётные члены. В 1818, 1820—1826 годах профессор Мерзляков служил цензором в Московском цензурном комитете.
В 1812 году Мерзляков открыл публичный курс словесности. Беседы его, прерванные нашествием Наполеона, возобновились в 1816 году. Особенной их целью было принести пользу тем молодым людям, которые по любви к словесности хотели бы познакомиться с нею, но которым служебные обязанности или другие занятия не дозволяли посещать университет. В первый курс (10 бесед) Мерзляков рассмотрел общие правила красноречия и поэзии и особенные правила разных родов сочинений; во второй (24 беседы) представил разборы известнейших русских стихотворцев, преимущественно ломоносовского периода. Чтения имели большой успех. Их посещали не одни только молодые любители словесности, но и знатнейшие особы столицы, видные литераторы, дамы.
В 1815 году Мерзляков женился на Любови Васильевне Смирновой. В супружестве прожил 15 лет, будучи примерным супругом и отцом четверых детей.
В бытность профессором Московского университета читал курсы лекций по эстетике в духе классицизма, при этом пользовался большой популярностью среди студентов. Преподавал также в Благородном пансионе при Московском университете, где в 1828—1830 годах учился М. Ю. Лермонтов, которому Мерзляков давал также и частные уроки на дому. По мнению П. А. Висковатова, Мерзляков оказал очень сильное влияние на мировоззрение М. Ю. Лермонтова.
В 1822 году Мерзляков написал стихотворные посвящения для памятника Лазаревым в Москве.
Мерзляков тяжело и изнурительно болел. В 26 июня 1830 года на празднестве 75-летнего юбилея Московского университета он, уже больной и слабый, читал свои стихи «Юбилей», а ровно через месяц, 26 июля, скончался на своей даче в Сокольниках; 29 июля тело его предано было земле на Ваганьковском кладбище, где признательные ученики соорудили на могиле его памятник.
Мерзляков написал много стихотворений, для своего времени замечательных; перевёл с итальянского стихами поэму «Освобождённый Иерусалим» Тассо, переводил также произведения древних поэтов, греческих и римских: Пиндара, Феокрита, Софокла, Еврипида, Вергилия, Горация и проч. В 1815 издавал журнал «Амфион», в котором участвовали Жуковский, Батюшков, кн. Вяземский, Денис Давыдов, кн.И. М. Долгоруков и др. Романсы Мерзлякова и в особенности песни его (в основном созданные в 1805—1810 гг.), в которых он подражал народным песням, пользовались большим распространением в публике.
Алексей Фёдорович Мерзляков (17 [28] марта 1778, Далматово, Казанская губерния — 26 июля [7 августа] 1830, Москва) — русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор… Развернуть
Юрий Федорович Галкин известный московский писатель, журналист. Но его творческая судьба неразрывно связана с Русским Севером.
Его отец, Федор Федорович Галкин, учитель начальной сельской школы, был мобилизован в первые месяцы войны и отправлен в Архангельск. Вслед за ним приехали в Архангельск его жена и сын. Здесь, в городе на Двине, Юрий окончил школу №19, затем техникум связи. Некоторое время работал в Вельском районе, потом служил три года в армии. В армии и началась его журналистика – публиковал заметки в армейской газете. После демобилизации оказался перед выбором: или электротехнический институт, или литературный. Любовь к живому слову победила, и в Архангельск Юрий вернулся уже студентом-заочником Литинститута им А. М. Горького. Прежде чем целиком посвятить себя журналистике, он успел поработать радиотехником, рабочим на заводе металлоизделий. Какое-то время был рабкором ведомственной газеты «Красное знамя», объехал все архангельские колонии и лагеря. В 1963 г. Юрия Галкина приняли литсотрудником в «Северный комсомолец». Начал он с коротких рассказов, которые публиковал на литературной странице газеты. Но уже через полгода появляется серия его очерков из Нарьян-Мара. Работа в «Северном комсомольце» стала успешным стартом в его писательской деятельности. Она позволила начинающему автору выработать свой стиль и найти главные темы для творчества. В 1965 г. в Северо-Западном книжном издательстве вышла его первая книга – небольшой сборник прозаических миниатюр «Брусника». В основе каждого рассказа – небольшая жизненная сценка, наблюдение, изображение конкретного явления, взятого как бы с натуры. Здесь нет ещё характеров, нет живой жизни. Взгляд автора еще не проникает вглубь явлений, картины не имеют завершенного характера. Это пока лишь проба сил, проверка умения, но её результаты обнаружили и зоркость художника, и достаточно уверенное владение словом.
В том же году в журнале «Север» Галкин публикует рассказ «Дорога из деревни». Это уже серьезная попытка овладения жанром рассказа, стремление к отработке всех его компонентов. Углубляются характеры, более сложной становится система действующих лиц, повышается внимание к деталям.
Однако первые опыты начинающего прозаика остались не замеченными критикой. Годом позже в столичном журнале «Звезда» писатель выступил с более зрелым произведением – повестью «Пиво на дорогу». Повесть вызвала интерес. О Галкине заговорили.
Тема повести – деревенская жизнь. В сравнительно небольшом по объему произведении, на пяти печатных листах, автор сумел показать историю северной деревни почти за полвека. В основе повествования – судьба крестьянки, в трудное послевоенное время ставшей председателем колхоза. В повести много правдивых, сильно написанных страниц. Повесть «Пиво на дорогу» вместе с рассказами вошла в сборник «Кто там стучит?», выпущенный Северо-Западным книжным издательством в 1967 г. В этом же году Юрий Галкин был принят в Союз писателей.
В 1970 г. повесть была переиздана в Москве и дала название следующей книге писателя, вышедшей в издательстве «Советская Россия». Через год в Архангельске издается его четвертая книга - повесть «Будний круг», посвященная современной жизни северной деревни.
В семидесятые годы выходят ещё две повести Ю. Галкина: «Красная лодка» и «Беглецы».
Нельзя не отметить мастерства Юрия Галкина в изображении психологии людей. Экономно, но пластично, емко рисует он человеческие фигуры, умело оттеняя их своеобычные черты. Герои уже не идут на поводу мысли автора, а сами выбирают судьбу по мере сил и характера. Слово писателя приобретает настоящую выразительность; точными, впечатляющими становятся краски.
Критик А. Хайлов отмечает: «Юрия Галкина не отнесешь к легковесным беллетристам. Он серьезен. Он полюбил литературу кровно и навсегда; талантливый художник чувствуется во всех его произведениях».
В 1977 – 1982 гг. он много и упорно занимался творчеством Бориса Шергина: подготовил к печати его «Избранное», издал дневник Шергина – «Поэтическая память», опубликовал книгу о жизни и творчестве писателя «Златая цепь». В 2004 г. Ю. Галкин передал в Архангельский литературный музей 25 дневниковых тетрадей Б. Шергина.
Уже более тридцати лет Юрий Федорович живет и трудится в Москве, но не прерывает связи с родным Севером.
В одном из интервью газете «Правда Севера» писатель признается: «Я не могу сказать, что Москва стала для меня своим городом. Видимо, я вообще не городской человек… Я до сих пор не могу забыть лето в Архангельске, ночные рыбалки далеко за городом на песчаном берегу, возвращение домой…».
Юрий Федорович Галкин известный московский писатель, журналист. Но его творческая судьба неразрывно связана с Русским Севером.
Его отец, Федор Федорович Галкин, учитель… Развернуть
Евгений Юрьевич Сиидоров — литературный критик, литературовед, эссеист, доктор культурологии, профессор. Российский государственный и общественный деятель. Министр культуры, Чрезвычайный и Полномочный Посол, Постоянный представитель России при ЮНЕСКО. Член Союза писателей.
Евгений Сидоров родился в в семье юристов. В 1961 году окончил с отличием юридический факультет Московского государственного университета. Работал в Московском горкоме ВЛКСМ (1960-62), членом редколлегии и заведующим отделом литературы и искусства газеты «Московский комсомолец» (1962-65), зав. отделом русской литературы «Литературная газета» (1965-67), зав. отделом критики журнала «Юность» (1967-71). В 1974 году окончил аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН при ЦК КПСС), где защитил кандидатскую диссертацию по филологии на тему: «К проблеме стилевого многообразия современной советской прозы».
Затем работал зам. зав. кафедрой АОН при ЦК КПСС (1974-78), первым проректором Литинститута (1978-87). Член Союза писателей, Союза журналистов, Союза кинематографистов России, член Российского ПЕН-клуба. Избирался секретарем Правления Союза писателей СССР (1986—1991 гг.), заместителем Генерального секретаря Ассоциации писателей Азии и Африки (1986—1990 гг.). Избирался депутатом Государственной Думы России в 1993 и 1995 гг. Отказался от мандата депутата второй Думы, оставшись на посту министра. С 2008 года Первый секретарь Союза писателей Москвы.
В 1987—1999 годах ежегодно выступал с лекциями на отделениях русистики в университетах Германии (Кельн, Бремен), Италии (Турин, Милан, Удине, Генуя, Верона), Франции (Сорбонна), США (Нью-Джерси, Южная Юта). Член жюри премии «Русский Букер» (1998), председатель жюри (2008). Председатель жюри российско-итальянской премии «Москва-Пенне» (с 1996 г. по настоящее время).
Женат вторым браком, вторая супруга дочь редактора «Вечерней Москвы» Семёна Индурского. В загсе свидетелем у молодожёнов был поэт Евгений Евтушенко.
Евгений Юрьевич Сиидоров — литературный критик, литературовед, эссеист, доктор культурологии, профессор. Российский государственный и общественный деятель. Министр… Развернуть
Осин Дмитрий Дмитриевич (24.YIII.1906, Смоленск – 1983, Москва), поэт, прозаик, журналист, литературный критик.
В 1920-е гг. возглавлял литературное объединение при молодежной газете "Юный товарищ". Работал в различных газетах: "Брянский рабочий", "Ударники полей", "Грозненский рабочий", "Рабочая Самара", "Юный товарищ", "Рабочий путь" и др. Печатался и в "Hовом мире".
Стихи его простые и правдивые, проникнуты любовью к родному краю.
Осин Дмитрий Дмитриевич (24.YIII.1906, Смоленск – 1983, Москва), поэт, прозаик, журналист, литературный критик.
В 1920-е гг. возглавлял литературное объединение при молодежной… Развернуть
Джон Джерард БРЭЙН — английский романист.
Выходец из низших социальных слоев. После окончания школы был рабочим в магазине, техническим сотрудником научной лаборатории. Во время Второй мировой войны служил на флоте (1940-1943), затем работал библиотекарем в провинциальных городках на севере страны, где развёртывается действие его первого романа «Путь наверх» («Room at the Top», 1957), получившего громкий резонанс в качестве одного из программных произведений «сердитых молодых людей».
Типичным и показательным для своего времени героем был признан главный персонаж романа, из соображений карьеры и материального благополучия променявший настоящую любовь на брак по расчёту. Этот шаг открывает перед ним возможности быстрого продвижения по лестнице престижа, однако не приносит ощущения счастья. Брэйн описывает социальный конфликт как раздвоение личности: герой, порабощённый господствующей мифологией успеха, оказывается в глубоком противоречии с собственной природой. Роман был воспринят читателями как достоверное свидетельство иллюзорности ценностей, принятых в «массовом обществе», сформировавшемся к концу 50-х гг. Критика видела в Брэйне наследника традиций классического реализма, особенно подчёркивая присущее прозаику умение обнаружить за частной историей, имеющей достаточно тривиальный характер, действие социальных закономерностей, которые характеризуют современную эпоху.
В 1955 году женился на Хелен Патриции Вуд. В браке родилось трое детей.
Первый роман Брэйн начинал писать, находясь на лечении в туберкулёзном санатории; там и происходит действие его второго романа «Водай» («Тhe Vodi», 1959). Выздоровление героя этого самого автобиографического романа Брэйна связывается с его победой над злыми духами «водай». В следующей книге, «Жизнь наверху» («Life at the Top», 1962; экран. 1965), Брэйн вернулся к герою своего первого произведения Джо Лэмптону, создав таким образом дилогию (на её основе снят телевизионный сериал под названием «Человек наверху», 1970, 1972). Лэмптона, теперь уже удачливого карьериста, достигшего солидного общественного положения, томит чувство эфемерности его достижений, изводят сомнения насчёт правильности выбранной им линии жизни. Значительно более скромный резонанс этого романа всё же не изменил взгляда на Брэйна как на писателя безусловно «левой», остро критической ориентации. Подобная трактовка его книг, как показал дальнейший путь Брэйна, была поверхностной. Он не разделял радикальных настроений, ассоциируемых с «сердитыми молодыми людьми», и тональность его дилогии была скорее элегической, чем обличительной. В разгар «молодёжной революции» конца 60-х гг. Брэйн открыто объявил, что его позиция близка консерватизму и что попытки коренных преобразований общества, к тому же не исключающие насилия, он считает пагубными. Обоснованием этой позиции стал роман Брэйна «Огненный перст» («Finger of Fire», 1977), где описана деятельность ультралевой конспиративной организации, замышляющей государственный переворот, который принёс бы неисчислимые бедствия Великобритании.
В 70-80-е гг. книги Брэйна («Останься со мной до утра» — «Stay with Me Till Morning», 1970; «Ангел-ханжа» — «The Pious Agent», 1975, и др.) становятся всё ближе к массовой литературе. Брэйн в этот период стремится завоевать популярность у широкого читателя — пусть даже за счёт банальности сюжетов и характера. Так, Брэйн описывает вспыхнувшую страсть двух немолодых людей из литературного мира, вводя в повествование безвкусно написанные эротические сцены («Единственная и последняя любовь» — «Опе and Last Love», 1981), Брэйн создаёт сентиментальную повесть о романтическом чувстве, пронесённом через все испытания судьбы («Нас двое» — «The Two of Us», 1984), пишет романы о не нашедших семейного счастья управляющих фирмами и директорах супермаркетов. В итоге его романы перестали упоминаться в ряду значительных явлений современной прозы. Последним произведением Брэйна стал автобиографический роман «Эти золотые деньки» («These Golden Days», 1985).
Джон Джерард БРЭЙН — английский романист. Выходец из низших социальных слоев. После окончания школы был рабочим в магазине, техническим сотрудником научной лаборатории.… Развернуть
Лев Самойлович Осповат - русский и советский литературовед и литературный критик, историк испанской и латиноамериканской словесности, переводчик, биограф поэта Федерико Гарсиа Лорки и художника Диего Риверы, кандидат филологических наук, участник Великой Отечественной войны, член Союза писателей СССР (1962).
Лев Самойлович Осповат родился 13 декабря 1922 года в уездном городе Кунгур Пермской губернии РСФСР (ныне город в Пермском крае Российской Федерации). Перед войной жил в Хабаровске. В августе 1941 года он был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. Участник Великой Отечественной войны. Воевал гвардии сержант Л. С. Осповат старшим радиотелеграфистом в составе 127-го отдельного батальона связи 17-го гвардейского стрелкового корпуса. Демобилизовался в 1946 году. Некоторое время работал учителем в Калужской области и в Москве. В 1952 году окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1961 году получил степень кандидата филологических наук, защитив диссертацию о творчестве Пабло Неруды. Занимался литературной деятельностью. Член союза писателей СССР с 1962 года.
Жена, литературовед-латиноамериканист, — В. Н. Кутейщикова, сын, историк и филолог-русист — А. Л. Осповат.
Лев Самойлович Осповат - русский и советский литературовед и литературный критик, историк испанской и латиноамериканской словесности, переводчик, биограф поэта Федерико Гарсиа… Развернуть
Диляра Тасбулатова - кинокритик, киновед. Член союза кинематографистов России.
Публиковалась в сотне изданий — от глянцевых до серьезных, от научных до развлекательных. Взяла несколько тысяч интервью: среди ее визави Иоселиани и Джармуш, Мэтт Деймон и Лукас, Павел Костомаров и Сергей Лозница. В течение долгих лет была обозревателем самых крупных кинофестивалей — Канн, Берлин, Венеция. Читала лекции в Швеции и Америке, заседала в жюри международных фестивалей. Более пяти тысяч публикаций. Лауреат премий — «Критик года» и «Лучший киножурналист России». (источник)
Диляра Тасбулатова - кинокритик, киновед. Член союза кинематографистов России. Публиковалась в сотне изданий — от глянцевых до серьезных, от научных до развлекательных.… Развернуть
Инго Шульце - немецкий писатель и эссеист.
Шульче родился 15 декабря 1962 года в Дрездене в тогда еще Восточной Германии (ГДР), где вырос и пошел в школу. Он начал пробовать писать еще в школе, когда ему было 16-17 лет, но более или менее серьезный рассказ, по его словам, он написал в армии, где отслужил 18 месяцев по окончании школы в 1981 году. После службы в армии с 1983 по 1988 год Инго Шульце изучает классическую филологию (греческий и латынь) в Йенском университете.
С 1988 по 1990 год работает театральным консультантом в Национальном театре Альтенбурга. В то время, когда Германия еще была разделена, Инго Шульце придавал большое значение театру как социальному явлению, однако после падения Берлинской стены изменил свое мнение. И в 1990 году покидает провинциальный театр и организовывает с друзьями в том же Альтенбурге еженедельный журнал “Altenburger Wochenblatt“ и “Anzeiger“. Однако и в этих изданиях он не находит выход своей творческой энергии и принимает неожиданное предложение поехать в Санкт-Петербург и издавать первую петербургскую газеты бесплатных объявлений «Привет, Петербург». Как он сам говорил, это была отличная возможность что-то поменять и уйти из журнала с высокоподнятой головой, мол, меня приглашают в Петербург для издания газеты, а не я уезжаю в Берлин, чтобы там что-то написать, пока сам не знаю что. В итоге, пробыв в Северной столице России полгода (январь-июль 1993 г.) он возвращается в Берлин, полный идей и вдохновения, где пишет свою первую книгу – «33 мгновенья счастья. Записки немцев о приключениях в Питере» («Aufzeichnungen der Deutschen in Piter») (1995), в которых создает зарисовки эксцентричных, почти лубочных, русских характеров, но рассказывая все-таки не о России, а о немцах. Критики сравнивают его стиль с текстами Владимира Сорокина и Даниила Хармса, во влиянии которых он сам не раз признавался.
В год выхода первой книги он получает свои первые литературные премии: литературную премию «Аспекты», премию имени Альфреда Долбина, премию имени Эрнста Виллнера. Закрепил его писательский успех и признание вышедший в 1998 году еще один сборник рассказов «Simple Storys». В «Simple Storys» он в той же манере, что и в «33 мгновенья счастья», рассказ за рассказом переплетает судьбы многих героев, образуя единую картину жизни восточных немцев провинциального городка Альтенбург после объединения Германии.
Он является членом Академии искусств в Берлине, Немецкой Академия языка и литературы в Дармштадте и Саксонской Академии художеств.
Инго Шульце женат, имеет двух дочерей и проживает с семьей в Берлине. Самым главным в жизни видит общение с семьей. Любит футбол, спагетти и пиво. Из музыки предпочитает Шостаковича и Малера. В современной немецкой литературе из более старшего поколения выделяет Вольфганга Хильбига и Детлефа Опица; из более молодых — Катю Ланге-Мюллер и Дурса Грюнбайн. Для него очень важен Уильям Гасс. Из современной русской литературы больше всего ценит Владимира Сорокина и считает хорошими тексты Пелевина, Пригова, Рубинштейна.
(с) Bookmix
Инго Шульце - немецкий писатель и эссеист. Шульче родился 15 декабря 1962 года в Дрездене в тогда еще Восточной Германии (ГДР), где вырос и пошел в школу. Он начал пробовать… Развернуть
Гилберт Соррентино (27 апреля, 1929 - 18 мая, 2006) - американский романист, новеллист, поэт, литературный критик, профессор и редактор.
В течение написания двадцати пяти произведений художественной литературы и поэзии, Соррентино исследовал комические и формальные возможности языка и литературы. Его настойчивость на приоритете языка и его набеги в метапрозу определяют его как постмодерниста.
Соррентино родился в Бруклине, Нью - Йорк в 1929 г. Он вырос в городке в Бей-Ридж и посещал Бруклинский колледж до и после службы в армии Соединенных Штатов медицинского корпуса во время Корейской войны. В 1956 году Соррентино основал литературный журнал Neon с друзьями из Brooklyn College, в том числе другом детства Хьюберт Селби младшим, он был редактором Neon с 1956 по 1960 год, затем служил редактором Kulchur с 1961 по 1963 г. После того, как в тесном контакте с Селби над рукописью Last Exit to Brooklyn (1964), Соррентино был редактором Grove Press с 1965 по 1970 год, где одним из его издательских проектов был The Autobiography of Malcolm X.
В конце концов он поступил на должность в колледж Сары Лоуренс, Колумбийский университет, в Университет Скрэнтона и Новой школы социальных исследований в Нью - Йорке, перед приемом на работу в качестве профессора английского языка в Стэнфордском университете, где он работал с 1982 по 1999 год. После его ухода из Стэнфорда, Соррентино вернулся в залив Ридж, где он жил до конца своей жизни.
Среди его учеников были романисты Евгенидис Джеффри, Трей Эллис и Николь Краусс.
Гилберт Соррентино (27 апреля, 1929 - 18 мая, 2006) - американский романист, новеллист, поэт, литературный критик, профессор и редактор. В течение написания двадцати пяти… Развернуть
Зиновий Зиник (Зиновий Ефимович Глузберг) — русский писатель и критик на Русской службе Би-би-си.
Родился 16 июня 1945 года в Москве. Занимался живописью в художественном училище, изучал математику в Московском университете, посещал курсы театральной критики при журнале «Театр». С 1965 публиковал рецензии. В 1972 его пытались обвинить в уклонении от военной службы. В 1975 репатриировался в Израиль. В течение двух лет работал режиссёром русской театральной студии Иерусалимского университета. В 1977 переехал в Великобританию по приглашению Русской службы Би-би-си. До прекращения вещания Русской Службы BBC посредством радиоволн в марте 2011 был со-ведущим воскресных выпусков программы «Пятый этаж» с 2009 по 2011 гг, является автором ее наименования ("Пятый этаж"). Архив его эссеистики для "Пятого этажа" доступен на старой версии сайта BBCRussian.com в "Колонке Зиновия Зиника". Раньше он был редактором и ведущим радиообозрения «УэстЭнд». С начала 1980-х сотрудничает с лондонским еженедельником «The Times Literary Supplement».
Зиновий Зиник (Зиновий Ефимович Глузберг) — русский писатель и критик на Русской службе Би-би-си. Родился 16 июня 1945 года в Москве. Занимался живописью в художественном… Развернуть
Мао Дунь (кит. 茅盾; настоящее имя — Шэнь Яньбин, кит. 沈雁冰) (4 июля 1896, уезд Тунсянь г. Учжэнь (ныне предместье Цзясина), провинция Чжэцзян — 27 марта 1981, Пекин) — китайский писатель и общественный деятель. В 1953—1981 годах — председатель Союза китайских писателей. С 1949 по 1964 год — министр культуры КНР и заместитель председателя Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства.
Учился на подготовительном отделении Пекинского университета, с 1916 года работал в издательстве в Шанхае. В 1920—1922 годах возглавлял журнал «Сяошо юэбао», был одним из основателей Общества изучения литературы в 1921 году. До 1927 выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик (переводил на китайский западноевропейскую и русскую литературу).
Автор книг «Изучение персонажей» (1925), «Китайская мифология» (1925), «Введение в изучение прозы» (1928) и ряда других, в том числе двух книг, написанных после поездки в СССР (1946—1947) — «Виденное и слышанное в СССР» (1948) и «Беседы о Советском Союзе» (1949).
Под влиянием Октябрьской революции в России принял участие в Движении 4 мая. В 1920 году вступил в коммунистический кружок в Шанхае и участвовал в создании КПК в 1921 году. Принимал участие в северном походе сил Гоминьдана, пока Чан Кайши не порвал с коммунистами, и Мао Дуню пришлось искать убежища в Японии. Вернувшись на родину в 1930 году, он вступил в Лигу левых писателей Китая. Затем активно участвовал в сопротивлении японской агрессии, а после победы КПК в гражданской войне в 1949 году был секретарём и министром культуры Мао Цзэдуна до 1964 года. Подвергался гонениям в период культурной революции.
Мао Дунь (кит. 茅盾; настоящее имя — Шэнь Яньбин, кит. 沈雁冰) (4 июля 1896, уезд Тунсянь г. Учжэнь (ныне предместье Цзясина), провинция Чжэцзян — 27 марта 1981, Пекин) — китайский… Развернуть
Гольдберг Исаак Григорьевич - русский советский писатель, критик, литератор и политический деятель.
Родился в семье кузнеца. Окончил Иркутское городское училище, но не проходил экзамен на аттестат зрелости из-за ареста.
Был народником, членом партии эсеров (1904—1918). Участник Революции 1905 года. Подвергался преследованию со стороны властей.
В 1907—1912 годах был в ссылке сначала в Братском остроге, потом на Нижней Тунгуске.
До революции сотрудничал со многими периодическими изданиями — «Голос Сибири», «Забайкальская новь», «Земля», «Сибирская жизнь», «Сибирь», «Чита» и другими.
Первый рассказ «Артист» появился на страницах иркутской газеты «Сибирь» в 1903 году. Был участником «Первого литературного сборника сибиряков», изданного в Томске в 1906 году.
Первая книга «Тунгусские рассказы» вышла в Москве в 1914 году.
В 1912 году становится одним из руководителей газеты «Сибирь».
В 1918 году редактировал томскую газету «Голос народа».
С 25 апреля 1917 года по 20 февраля 1920 года был гласным Иркутской городской думы.
После гражданской войны входил в редколлегию журналов «Будущая Сибирь» и «Новая Сибирь», сотрудничал с журналом «Сибирские огни», сыграл значительную роль в формировании писательской организации в Иркутской области.
Автор рассказов, повестей «Его путь» (1919), «Сладкая полынь» (1927), «Главный штрек» (1932), романов «Поэма о фарфоровой чашке» (1930), «День разгорается» (1935).
Написал ряд статей по вопросам литературной теории и практики.
Репрессирован в 1937 году. Расстрелян 22 июня 1938 года. Реабилитирован в 1957 году.
Гольдберг Исаак Григорьевич - русский советский писатель, критик, литератор и политический деятель. Родился в семье кузнеца. Окончил Иркутское городское училище, но не… Развернуть
Пьер Гийота (Pierre Guyotat) родился в 1940 году в городке Бург-Арженталь. В возрасте 18 лет переезжает в Париж. В 1960 году его призывают на военную службу и отправляют в Алжир, где продолжается война за независимость. Весной 1962 года Гийота был арестован французскими спецслужбами: ему предъявили обвинения в подрыве моральных и нравственных устоев армии, а также попытке дезертирства. Три месяца он проводит в камере подземной тюрьмы, а потом отбывает наказание в дисциплинарных частях.
Вернувшись в Париж, Гийота некоторое время работает обозревателем влиятельного парижского журнала "Нувель Обсерватер".
В 1965 году в издательстве "Сей" публикуется его первый роман "Ашби", получивший премию Французской Академии.
В 1967 году в "Галлимаре" выходит роман "Могила для 500000 солдат", посвященный алжирской войне и вызвавший бурные дискуссии во французском обществе. Критики сравнивают молодого писателя с Садом и Жене...
Вышедший в 1970 году роман "Эдем, Эдем, Эдем" становится одним из самых громких скандалов во французской литературе второй половины двадцатого века. Через месяц после появления романа указом Министерства внутренних дел на книгу накладывается тройной запрет: на распространение, рекламу, продажу несовершеннолетним. Против запрета "Эдема" выступают французские интеллектуалы Жак Деррида, Филипп Соллерс, Натали Саррот, Клод Мориак, Мишель Фуко, Маргерит Дюрас, Симона де Бову-ар, Ж-.П Сартр, Ролан Барт, Пьер Булез... Роман номинируется на литературную премию "Медичи", но остается без награды. В знак протеста будущий нобелевский лауреат Клод Симон выходит из состава жюри. В 1972 году Гийота публикует эссе "Запрещенная литература", где дает свою трактовку причин запрещения "Эдема". Окончательно все запреты на "Эдем" были сняты только в 1981 году.
В 1973 создается сценический набросок "Прыжок вперед".
В опубликованном в 1975 году романе "Проституция" (русский перевод - 2002) Гийота совершает окончательный переход "от письма к языку", то есть фонетическому транскрибированию слов, продиктованному стремлением максимально сохранить ритм и интонации авторской речи на бумаге.
С 1979 по 1981 год Гийота работает над "Историей Саморы Машель", полный текст которой объемом в полторы тысячи страниц так и не был опубликован.
В 1981 году режиссер Антуан Витес на сцене театра Шайо осуществляет постановку по мотивам романа "Могила для 500000 солдат".
В декабре 1981 года Гийота переживаеттяжелейший душевный кризис, в результате которого после нескольких месяцев изнурительного голодания и "борьбы с деградацией собственного тела" впадает в состояние комы. Врачи с трудом спасают ему жизнь. Этот период своей жизни он впоследствии описывает в эссе "Жить" (1984).
В 1987 году создается пьеса "Бивуак".
В1988 году писатель вместе с художником Сэмом Фрэнсисом работает в Лос-Анджелесе над книгой "Wanted Female".
В 1992 году в Институте Современной литературы в Париже создается фонд Пьера Гийота.
Из наиболее значительных произведений последнего десятилетия следует отметить многотомное сочинение "Потомства" (два тома уже вышли в издательстве "Галлимар"), работа над которым еще не закончена.
В 2000 году в издательстве Лео Шера выходят "Объяснения": книга бесед Пьера Гийота с писательницей и журналисткой Марианной Альфан, в 2001 году - сборник текстов о музыке, в который вошли передачи Гийота, сделанные им для радио "Франс-Культур".
Пьер Гийота (Pierre Guyotat) родился в 1940 году в городке Бург-Арженталь. В возрасте 18 лет переезжает в Париж. В 1960 году его призывают на военную службу и отправляют в Алжир,… Развернуть
Герберт Рид — английский поэт, литературный и художественный критик, педагог, крупнейший организатор и авторитет художественной жизни Великобритании 1920-х −1950-х годов.
Его учебу в Лидском университете прервала Первая мировая война. Служил в пехотном полку Британской армии, воевал на территории Франции и Бельгии. Закончил войну в чине капитана, заслужил Военный крест и Орден «За выдающиеся заслуги». Основал журнал Искусство и литература, среди прочего первым опубликовавший сочинения Т. С. Элиота. Издал два сборника стихов (Песни хаоса, 1915; Обнаженные воины, 1919), выражавших опыт войны и близких к поэтике имажизма. Постоянно сотрудничал с журналом Элиота The Criterion (1922—1939). Как художественный критик открыл для английского и европейского зрителя творчество Генри Мура, Бена Николсона, Барбары Хепуорт. Преподавал в Эдинбургском (1931—1933), Ливерпульском (1935—1936) и Лондонском университетах (1940—1942). Был издателем влиятельного художественного журнала Burlington Magazine (1933—1938). Выступил одним из организаторов Международной выставки сюрреалистов в Лондоне (1936), издателем сборника Сюрреализм (1936), который включал тексты Бретона, Элюара, Жоржа Юнье. Был членом правления Галереи Тейт, куратором музея Виктории и Альберта (1922—1939), вместе с Роландом Пенроузом основал Институт современного искусства в Лондоне (1947) и был его первым президентом. После Второй мировой войны занимал активную антивоенную позицию. Преподавал в Гарварде (1953—1954), в 1964—1965 — в Уэслианском университете.
Сын — писатель Пирс Пол Рид.
Герберт Рид — английский поэт, литературный и художественный критик, педагог, крупнейший организатор и авторитет художественной жизни Великобритании 1920-х −1950-х годов. Его… Развернуть
Михаил Васильевич Авдеев - писатель, беллетрист.
Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана, известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества "Филаретов". Вероятно, именно от Зана он воспринял первые начатки широкого гуманизма и любви к литературе. Окончив гимназию в Уфе, поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку, в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М. Л. Михайлова). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И. С. Тургеневым. Позже он вернулся в Россию.
Литературная деятельность началась еще в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, Авдеев чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для него учителем и образцом, и которому посвящен его "Подводный камень". Позднейшие литературные критики упрекали его, как и Тургенева, в отсталости и непонимании новых поколений. Его либерализм в оценке общественных явлений, гуманизм и широкая терпимость в нравственно-бытовых вопросах, мягкая манера в описаниях природы - все, что создавало успех в первой половине его деятельности, потом казалось уже недостаточным и пресным с точки зрения крайних шестидесятников и семидесятников.
Первый и шумный успех создала его трилогия ("Варенька", "Записки Тамарина" и "Иванов"), печатавшаяся в "Современнике" в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием "Тамарин". Долгая жизнь в провинции дала Авдееву возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово "Тамарин" сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов.
За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества Авдеева. Сотрудничая в "Современнике", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и других органах, он выступал и в качестве беллетриста ("Ясные дни", "Огненный змей", "Порядочный человек", "Приличная партия" и др.), и как автор путевых писем ("Поездка на кумыс", "Письма из Петербурга", "Из деревни", "Дорожные заметки", "Из-за границы"), и как фельетонист (фельетоны в "Современнике" 1852 - 53 годы, под псевдонимом "Пустой человек"), и как корреспондент из Оренбургского края (в "Дне" Аксакова, 1861 - 62 годы).
Первое десятилетие литературной деятельности А. завершилось лучшим его произведением, романом - "Подводный камень" (в No 10 и 11 "Современника" 1860 года, потом отдельно). Критика указывала Авдееву, что он близок к сюжету "Жака" Ж. Занда, "Полиньки Сакс" Дружинина и других романов. "Подводный камень" имел, однако, огромный успех.
Литературные идеологи "новых людей" это чувствовали и, когда Авдеев выступил в 1868 году с новым романом, "Между двух огней", встретили его неблагосклонно. Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения ("Магдалина", "Сухая любовь", "Пестренькая жизнь").
Последним беллетристическим произведением Авдеева был роман "В сороковых годах", напечатанный в "Вестнике Европы" в 1876 году, по смерти автора, и изображающий, между прочим, кружок Белинского и Герцена. Стихов А. не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): "Мещанская семья", шедшая на Александринской сцене в сезон 1868 - 1869 гг. и имевшая очень скромный успех.
Особо следует упомянуть одну работу А., печатавшуюся сначала в "Неделе" и потом вышедшую в 1874 году отдельно - "Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет". В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, "лишних людей", Рудина, Инсарова, Базарова и др.; "героинь": Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из "Затишья", Лизы из "Дворянского гнезда", Натальи ("Рудин"), Елены ("Накануне") и "новых женщин". Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие.
Авдеев пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев, Дружинин, Шелгунов, П. Ткачев, М. Цебрикова, Скабичевский, С.А. Венгеров, П. Боборыкин и др. - См.: "Критико-биографический словарь русских писателей", "Русские книги", "Источники словаря русских писателей" С.А. Венгерова, а также "Русский биографический словарь". В 1907 году вновь вышло "Полное собрание сочинений" М.В. Авдеева и отдельно - "Наше общество в героях и героинях литературы".
Михаил Васильевич Авдеев - писатель, беллетрист. Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством… Развернуть
Джульет Э. Маккенна о себе:
Я родилась в Линкольншире в 1965 году. Позже моя семья переехала в Дорсет, и теперь я живу в Западном Оксфордшире с мужем Стивом и сыновьями — Кейтом и Яном.
Я начала читать народные сказки и греческие мифы примерно в возрасте пяти лет. Волшебство и тайна очаровали меня, а потому неудивительно, что моими любимыми предметами в школе (а училась я в Parkstone Girls' Grammar School) стали история, английский язык и латынь. Во время учебы в школе я читала все, до чего могла дотянуться, то есть, фэнтези, научную фантастику, триллеры и детективы, какие только могла достать у друзей, в библиотеках, в букинистических и просто книжных магазинах.
Классики литературы, особенно Профессор Толкиен, сами того не зная, предложили мне лучший способ стать писателем. После окончания школы я поступила в Колледж Святой Хильды, входящий в состав Оксфордского Университета. Там я изучала греческую и римскую историю и литературу. Единственной неприятностью была философия, которой я, естественно, не смогла избежать. Кроме того, я принимала участие в Оксфордском Клубе Любителей Фантастики, чьей библиотекой пользовалась. В составе этой группы я сыграла несколько ролей в постановках.
Кроме того, я познакомилась с японской борьбой Айкидо. Тогда я и обрела своих самых верных друзей, которые помогали и поддерживали меня с моими литературными опытами и посвящения которым Вы можете найти в начале каждой моей книги. Это Лиз и Энди, Майк и Сью, а также Элен, знакомство с которой началось для меня еще в школе.
Получив степень и закончив университет, я стала работать специалистом по набору персонала, что не мешало мне продолжать заниматься своими любимыми делами. Я вышла замуж за Стива, с которым была знакома по занятиям Айкидо и клубу. С ним вместе мы создали LRP-клуб, в члены которого принимали по приглашениям. Там мы пытались создавать самые разные фэнтезийные романы, повести и рассказы. Эти, в общем-то, несерьезные опыты помогли мне понять, что делает роман хорошим, качественным, способным захватить и удержать читателя.
Тогда же был создан мой первый роман, который я посылала самым разным агентам и издательствам. Однако в ответ я получала письма на тему «неплохо, но ничего особенного» или «ничего оригинально, десятки подобных рукописей ложатся на мой стол ежедневно». Подобные ответы бесконечно злили меня, как же так, они смели проигнорировать мой исключительный талант! Однако, все мы когда-нибудь все-таки становимся взрослыми…
Мои друзья разъехались в разные концы страны, работать, что уменьшало наши и без того редкие часы совместного досуга. У меня родился старший сын, Кейт. Когда ему исполнился год, я устроилась в местный книжный магазин на неполный рабочий день продавцом. Подразумевалось, что это даст мне хотя бы кое-что помимо пеленок, детского питания и игрушек. Однако книготорговля увлекала меня все сильнее, поэтому могу сказать, что в тот период я была не лучшей матерью. Книжный бизнес стал приоткрывать для меня многие свои тайны, хитрости и острые углы. Кроме того, я стала принимать активное участие в Неделях Тайн и Преступлений (Crime and Mystery Weekends), которые проходили каждый уик-энд в Колледже Святой Хильды. Там я познакомилась со многими, зачастую известными, авторами, которые с радостью давали мне советы и оказывали всяческую поддержку. Более того, я встречалась со многими литературными агентами и издателями ,которые объяснили мне, что для публикации книги она должна быть «Такой же, как все и отличаться от остальных».
Я начала работать над идеями, которые зрели у меня давным-давно. Теперь я большей частью сидела дома, полностью и абсолютно занятая детьми, которых уже было двое. Здравые рассуждения помогли мне прийти к выводу, что работа автором полной рабочей недели поможет мне больше заниматься семьей. Тогда и пришла ко мне идея независимого и сложного женского характера — характера моей героини из книги «Игра воровки». Идея моих первых книг безумно понравилась не только моему мужу, но и друзьям, которые в дальнейшем помогали и поддерживали меня.
Более профессиональный подход к написанию книг дал почти тот же результат, что и первый опыт. Отличие было в том, что теперь мне приходили отзывы на тему «превосходно, но очень жаль, что мы не можем взять Вашу рукопись». Тогда я решила использовать связи, обретенные мной во время работы в книжном магазине. Одна из работавших там агентов, Эмма, вместо того, чтобы ходатайствовать за меня перед издателями, отдала мою рукопись в издательство Orbit, агенту по имени Адриан. Тот оценил мое произведение, однако попытка связаться со мной через магазин не дала результатов, поскольку для работодателя женщина в декрете — потерянная женщина. Тогда он передал рукопись редактору, и в один прекрасный день, войдя в дом, обвешанная детьми и покупками, я услышала сообщение на автоответчике о том, что они готовы опубликовать мой роман. Не могла бы я представить им еще одну книгу? Я сразу же села и набросала план и сюжет второй книги цикла «Эйнаринн». Ну а затем были и остальные книги об этом мире.
Писательская работа это, конечно же, неплохой способ объединить работу и заботу о семье, однако все вместе держит меня в постоянной занятости. Кроме написания романов, рассказов и статей, я регулярно общаюсь с такими же авторами, как я. Мы делимся друг с другом тем, что мы пишем, идеями и набросками. Критикуем и помогаем новичкам. В общем, это один из самых приятных аспектов моего нынешнего занятия!
Взято с http://fantlab.ru/autor1043
Джульет Э. Маккенна о себе: Я родилась в Линкольншире в 1965 году. Позже моя семья переехала в Дорсет, и теперь я живу в Западном Оксфордшире с мужем Стивом и сыновьями — Кейтом… Развернуть
Адольф Мушг, писатель, литературовед, историк литературы, родился в 1934 году в городке Цолликон неподалёку от Цюриха в семье школьного учителя. По окончании классической гимназии, в которой среди обязательных предметов были латынь и древнегреческий, Мушг поступает в Цюрихский университет. Там он изучает германистику, англистику и психологию. Кроме того, дополнительно 2 семестра он проучился в Кембриджском университете.
После университета Мушг работал преподавателем в гимназии, в течение нескольких лет вёл литературные радиопередачи, читал лекции в различных университетах мира. С 1970 года Мушг занимает должность профессора немецкого языка и литературы в Швейцарском техническом университете. Преподавательская деятельность обеспечивала Мушгу некоторую независимость, поэтому он придавал определённое значение надёжности материального положения.
Адольф Мушг, наряду с Максом Фришем и Фридрихом Дюрренматтом, является одним из самых известных писателей современной Швейцарии. Он – автор романов, рассказов, пьес, а также монографии о Готтфриде Келлере. Его многочисленные статьи, рецензии и речи всегда находили широкий отклик. Уже изданный в 1965 году первый роман "Летом в год зайца", действие которого происходит в Японии, свидетельствует о писательском мастерстве Мушга, об уверенности, с которой он вошёл в литературу. Критики подчёркивали его тонкое понимание искусства и прекрасную образованность.
Вскоре последовали ещё два романа – "Противочары", "Участие в игре", обеспечившие Мушгу прочное место в немецкоязычной литературе. Действие романа "Байюн, или Общество дружбы" разворачивается в Китае 1978 года. По мнению критиков, Мушг мастерски вводит в повествование элементы детективного романа и путевых заметок и умело обыгрывает эти клише.
Меньшим успехом пользовались пьесы Мушга, хотя критика с похвалой отзывалась о лапидарности его стиля. Новеллы Мушга оценивались неоднозначно: критики часто упрекали его в том, что он любуется своим искусством стилизации, тем не менее, они отмечали высокохудожественную "вычурность простоты" его повествовательного стиля.
В своих рассказах Мушг описывает комплексные межличностные отношения, показывая, как на этот микрокосм воздействуют структуры власти и механизмы подавления. В романах же и пьесах Мушг предпринимает попытку разобраться в широкомасштабных исторических процессах и обнаружить взаимосвязи в современной политике. Мушг, серьёзно занимавшийся психологией, всегда проявлял повышенный интерес к душевным переживаниям человека. Герои произведений Мушга, как правило, носят на себе печать психической ущербности. Причём причину этой ущербности Мушг усматривает не в самом человеке, в социальных условиях, в которых человеку приходится жить.
Адольф Мушг, писатель, литературовед, историк литературы, родился в 1934 году в городке Цолликон неподалёку от Цюриха в семье школьного учителя. По окончании классической… Развернуть
Джованни Папини (итал. Giovanni Papini) — итальянский журналист, писатель, поэт, литературный критик.
Литературная деятельность Папини, при всей своей противоречивости и изменчивости, была постоянно в высшей степени активна. Папини менял убеждения, от анархического бунта, крайней «революционности критической нетерпимости, воинствующего атеизма этот иконоборец и ниспровергатель постепенно шел к национализму, примирению с фашизмом, а потом к обращению в католицизм, к религиозно мистике.
Однако некоторые произведения Папини, наделенного не только мятущимся духом, но и художественным даром, прочно вошли в итальянскую литературу. Его талант отличали, с одной стороны, вкус к декламации, риторике, преувеличению, эготизм вплоть мании величия, но с другой — богатство выдумки, фантазия, состояние постоянного духовного напряжения, полемический задор. На его литературном творчестве (мы оставляем в стороне философские, публицистические и критические работы) сказалось влияние писателей, как По, Достоевский, Бодлер, Метерлинк.
Папини родился в небогатой семье во Флоренции и свою литературную деятельность начал в этом городе, печатаясь во флорентийских журналах. Не получив серьезного образования, он, по сути, был самоучкой, но с юности тяготел к энциклопедичности. Папини легко ввязывался в полемику и писал по самым различным вопросам — будь то проблемы философии и психологии или искусство эпохи Возрождения. В 1903 году он основывает журнал «Леонардо», носивший преимущественно философский характер; несколькими годами позже выступает с политическими статьями с позиций махрового национализма.
В 1906 году, вслед за трактатами, призывавшими от философии и философов», выходит сборник рассказов» — «Трагическая повседневность», а сборник рассказов — «Слепой пилот», носивший такой же фантастический характер. Вместе с «Конченым человеком» (1912) – «историей души», как называл автор это автобиографическое произведение, эти книги остаются наиболее художественно значите всего огромного литературного наследия Папини. Значение Папини-поэта гораздо меньше, чем прозаика.
Но больше всего страсти Папини вкладывал в свою работу журналиста. В 1913 году он основал журнал «Лачерба» — на сей раз литературный. Литераторы, группировавшиеся вокруг «Лачербы», ратовали за вступление Италии в войну. В этот период кратковременное сближение Папини с представителями футуризма.
После идейных шатаний и разочарования в своих попытках стать «духовным отцом» итальянской интеллигенции Папини в 1919 году возвратился в лоно католицизма. Плодом его «обращения» была книга «Жизнь Христа» (1922). Однако вера ненадолго принесла ему душевное спокойствие. Клерикалы часто выражали недовольство недостаточной католической ортодоксальностью писателя, а его демонологические сочинения и вольные рассуждения о боге и сатане повергали их в ужас.
В черное двадцатилетие фашизма Папина непосредственно не разделял фашистскую идеологию и не поддерживал режим Муссолини, но и не выступал против. Он был избран «академиком Италии» и считался одним из виднейших представителей официальной культуры.
Вместе с тем и во время фашизма, и после его падения в книгах Папини нередко звучала критика существующих в Италии нравов и порядков, а в последние годы жизни — тревога за судьбы мира.
Литературный талант Папини ценил М. Горький: в руководимом им издании «Всемирная литература» в 1923 году вышли переводы «Трагической повседневности» и «Конченого человека».
Джованни Папини (итал. Giovanni Papini ) — итальянский журналист, писатель, поэт, литературный критик. Литературная деятельность Папини, при всей своей противоречивости и… Развернуть
Александр Ильич Зонин (до 1919 года — Элиазар (Лейзер) Израилевич Бриль) — советский писатель-маринист и литературный критик.
Родился в Елисаветграде в еврейской семье. Окончил коммерческое училище там же. До 1917 года состоял в партии эсеров, децист. Член ВКП(б) в 1919—1935 годах (исключён). В годы гражданской войны комиссар полка, редактор армейской газеты и начполитпросвет 16-й армии. Был тяжело ранен под Новгородом-Северским. За участие в подавлении Кронштадтского мятежа награждён орденом Красного Знамени (1921).
Работал начальником отдела печати политуправления Реввоенсовета Республики, ответственным редактором журнала «Политработник» (впоследствии «Коммунист Вооружённых Сил») и республиканской газеты «Туркестанская правда» в Ташкенте (1922—1923), с 1923 года - заведующим военным отделом журнала «Молодая гвардия», заместителем редактора журнала «Октябрь», заведующим отделом печати Ленинградского горкома партии, редактором журнала «Звезда» (1927). Был членом групп «Октябрь» и «На посту» («На литпосту», 1923), РАППа, затем «Литфронта» и ЛОКАФа (Литературное Объединение Красной армии и флота, 1930).
В 1929 году окончил литературное отделение Института красной профессуры, был заместителем директора института, в 1929—1930 годах также заведовал литературной кафедрой и руководил секцией литературно-публицистичеких жанров Государственного института журналистики, затем до 1934 года на партработе на Дальнем Востоке (куда был выслан «за оппозицию руководству литературным движением в стране»). В конце 1930-х годов переехал с сыном в Ленинград. Служил на крейсере «Красный Кавказ».
Участник советско-финляндской войны (1939—1940) и Великой Отечественной войны. Получил чин капитана 3-го ранга. В 1942 году принял участие в походе подводной лодки «Л-3» Кронштадт — южная часть Балтийского моря — Кронштадт под командованием П. Д. Грищенко (описано в изданных посмертно походных дневниках писателя, 1975). За этот поход был награждён вторым орденом Красного Знамени. До 1943 года состоял в оперативной группе писателей при Политуправлении Балтфлота, затем при Политуправлении Северного флота, был военным корреспондентом газеты «Красный флот». Награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями.
С 1923 года занимался литературной критикой, в 1930 году дебютировал художественной прозой. Автор романов «Жизнь адмирала Нахимова», «На верном курсе» и «Морское братство», документальных повестей о военно-морском флоте «Капитан Дианы» о мореплавателе В. М. Головнине, «Весна началась в марте», сборников рассказов на военно-историческую и историко-биографическую темы, жизнеописаний адмиралов С. О. Макарова, П. С. Нахимова, Ф. Ф. Ушакова, капитана П. Д. Грищенко.
16 апреля 1949 года Зонин был арестован по обвинениям в троцкизме, космополитизме и контрреволюционной пропаганде и 4 февраля 1950 года осуждён на 10 лет ИТЛ (срок отбывал в Джезказгане, освобождён в 1955 году). По решению Центральной Комиссии по пересмотру дел осуждённых за контрреволюционные преступления от 25—26 апреля 1955 года уголовное дело в отношении Зонина А. И. прекращено за недостаточностью предъявленного обвинения.
Урна с его прахом была захоронена в водах Баренцева моря 31 мая 1962 года.
Александр Ильич Зонин (до 1919 года — Элиазар (Лейзер) Израилевич Бриль) — советский писатель-маринист и литературный критик.
Родился в Елисаветграде в еврейской семье. Окончил… Развернуть
Пётр Алекса́ндрович Плетнёв (10 [21] августа 1792, Теблеши, Тверская губерния — 29 декабря 1865 [10 января 1866], Париж) — критик, поэт пушкинской эпохи, профессор и ректор Императорского Санкт-Петербургского университета.
Происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии (1811) и в Главном Педагогическом институте (1814), был учителем словесности в женских институтах, кадетских корпусах и в Санкт-Петербургском Благородном пансионе. По рекомендации В. А. Жуковского, с 1828 года Пётр Александрович преподавал литературу наследнику престола Александру II и великим княжнам. В 1832 году занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 года состоял ректором.
Плетнёв принадлежал также к составу второго отделения академии наук со времени его образования в 1841 году; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и другим особам царского дома. Очень рано Плетнёв близко сошёлся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнёв был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь; всем им Плетнёв служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили.
Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в «Соревнователе просвещения и благотворения», «Трудах Вольного общества любителей российской словесности», «Северных цветах» и других журналах и альманахах и которые при гладкости стиха местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнёв вскоре перешёл к литературной критике, став выразителем теоретических воззрений пушкинского кружка.
Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова («Соревнователь», 1822), Плетнёв доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врождённый талант должен потратить массу труда чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту.
Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма с его стремлением путём риторики и пиитики искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачею которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнёва заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, ещё ранее критических очерков не только Веневитинова, Киреевского, Надеждина, но и Полевого, он ввёл характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся ещё в 1822 году оценки Жуковского и Батюшкова.
Плетнёв уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать, наконец, на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича «Рыбаки» (1822) он делит поэзию на «всеобщую», или «неопределенную», и «народную» и отдаёт предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнёв в 1833 году посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнёв составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, о её связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости «красок и жизни», без которых литература стала бы «сухим изложением отвлечённостей».
Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнёв не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнёв всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и вообще признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок «Мёртвых душ» («Современник», 1842).
Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетнёву с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840-х годов — Тургенева, Достоевского, Писемского, Островского, Плещеева, Аполлона Майкова, Полонского, Белинского.
В течение семи лет (с конца 1824 года) с бароном Дельвигом, а с 1832 года — с Пушкиным, Плетнёв разделял труды по редактированию «Северных цветов», а в 1838—1846 гг. был преемником Пушкина по редактированию «Современника»; журнал в руках Плетнёва мало принимал участия в новом литературном движении.
«Сочинения и переписка» Плетнёва изданы Я. Гротом в трёх томах (СПб., 1885). Много материалов для характеристики Плетнёва в «Переписке Я. К. Грота с П. А. Плетнёвым» (СПб., 1896).
Пётр Алекса́ндрович Плетнёв (10 [21] августа 1792, Теблеши, Тверская губерния — 29 декабря 1865 [10 января 1866], Париж) — критик, поэт пушкинской эпохи, профессор и ректор… Развернуть