Лев Наумович Войтоловский - российский врач, журналист, публицист и литературный критик.
Учился в 1 киевской гимназии, затем на медицинских факультетах Киевского и Харьковского университетов. Работал сверхштатным ординатором в киевской клинике нервных и душевных болезней.
В качестве судового врача участвовал в нескольких морских экспедициях. Принимал участие в Русско-японской (1904—1905) и Первой мировой войнах (1914—1917). В ходе Русско-японской служил военврачом военно-полевого госпиталя Николо-Уссурийской крепости. Участвовал в боях в Маньчжурии, был ранен и контужен, в 1906 демобилизован.
С 1907 по 1914 год совмещал медицинскую практику с литературной деятельностью. Работал редактором литературного отдела газеты «Киевская мысль». С началом Первой мировой войны вернулся на военную службу. С 1914 по 1917 гг. командовал военно-полевым госпиталем. Войну закончил в звании капитана медицинской службы.
До Революции симпатизировал левым партиям, но не был членом ни одной из них. В 1917 году был делегирован в качестве офицерского выборного от Особой армии на 2 Всероссийский съезд Советов, где фигурировал как социал-демократ меньшевик.
С 1918 по 1920 год жил в Киеве, продолжал совмещать медицинскую работу с журналистикой. В 1920 г. пошёл на службу в Красную армию. В составе 12 армии был направлен на Западный (Польский) фронт. Демобилизован в 1922 г. по состоянию здоровья.
С 1922 года занимался публицистикой и литературной критикой. Опубликовал роман «По следам войны. Походные записки 1914—1917» (1 изд. — 1925 г., 2 — 1928 г., 3 — 1998 г. — «Вставал кровавый Марс»). Посвятил несколько статей и книг задачам популяризации достижений психологии и психиатрии в России. Был одним из активных сторонников развития военной психиатрии.
Был дружен и состоял в переписке с известными литературными и общественными деятелями разных политических убеждений — писателями И. Буниным, М. Горьким, главой Наркомпроса А. В. Луначарским, революционером и ученым Н. А. Морозовым, редактором журнала «Правда» В. Кожевниковым, поэтом Д. Бедным.
В 1926 году переехал в Ленинград. Сотрудничал с рядом журналов, занимался литературной критикой. В начале 1930-х гг. начал терять зрение из-за старых ранений, перенес несколько неудачных операций, вскоре совсем ослеп.
Умер зимой 1941 г. во время Ленинградской блокады. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Лев Наумович Войтоловский - российский врач, журналист, публицист и литературный критик. Учился в 1 киевской гимназии, затем на медицинских факультетах Киевского и… Развернуть
Карл Фруде Тиллер (норв. Carl Frode Tiller) – норвежский писатель.
Родился 4 января 1970 в Намсосе (Трёнделаг). По образованию – историк. С 2001 года полностью посвятил себя литературе и театру. В том же году вышел его первый роман «Skråninga», который моментально привлёк внимание читателей и критиков и стал лауреатом ряда престижных литературных премий. Повествование в романе ведётся от первого лица, главный герой – пациент психиатрической клиники. Он рассказывает о трудном детстве с отцом-алкоголиком и матерью, страдавшей от ожирения, постоянных ссорах родителей, жизни в приёмной семье и травле в школе и других драматических событиях, ставших причиной его болезни. Тиллер использует технику повтора, возвращаясь к одному и тому же эпизоду по нескольку раз и обыгрывая его с новой точки зрения, каждый раз раскрывая новые детали, что придаёт событиям напряжённость, а тексту – многослойность. Летом 2006 года роман вошёл в число 25 лучших произведений норвежской литературы за последние 25 лет (по результатам опроса, проведённого газетой Dagbladet).
Однако настоящим «прорывом» для Тиллера стал его третий роман «Замыкая круг» (Innsirkling), вышедший в 2007 году. Роман стал лауреатом литературной премии ЕС в 2009 году. Действие романа происходит в 1980-е в родном для писателя городе Намсосе. Книга отличается причудливой структурой и композицией, включая в себя три основные части, которые, в свою очередь, вмещают в себя элементы различных жанров – повествования в настоящем времени, письма, воспоминания. Главный герой романа, Давид, потерял память. Он публикует объявление в газете с фотографией, где призывает тех, кто его знает, помочь ему вспомнить, кем он был и чем занимался. На его просьбу откликаются друзья его юности Юн, Силье и отчим Арвид. Из их отрывочных воспоминаний читатель узнаёт о том, кто же такой Давид, при этом сам главный герой почти отсутствует в романе, поскольку слово принадлежит другим людям. Каждый из них рассказывает о Давиде по-своему и на свой манер, определяет его «идентичность». Именно утрата и поиск идентичности – главная проблема в романе, весьма актуальная для современной литературы. Критики сравнивали роман с лучшими произведениями Хенрика Ибсена и Яна Хьерстада, а по словам писателя и бывшего министра культуры Турид Биркеланн, стиль прозы Тиллера настолько «плотный», что у читателя перехватывает дыхание. Это – жёсткий, порой жестокий, полный беспощадных деталей язык, который ранит до глубины сердца своей правдивостью. В 2010 году Тиллер издал второй роман-продолжение – «Замыкая круг- 2» (Innsirkling-2), в 2014 - третий роман из того цикла "Замыкая круг-3" (Innsirkling-3). В 2012 году первая часть трилогии была издана на русском языке.
Помимо литературных произведений, Тиллер пишет пьесы, некоторые из которых являются драматическими переложениями его романов. Как драматург он также заслужил любовь и уважение критиков, и его произведения сравнивают с драмами Стриндберга и Теннесси Уильямса.
Карл Фруде Тиллер (норв. Carl Frode Tiller) – норвежский писатель. Родился 4 января 1970 в Намсосе (Трёнделаг). По образованию – историк. С 2001 года полностью посвятил себя… Развернуть
Винцас Миколайтис-Путинас (Vincas Mykolaitis-Putinas) — литовский писатель, поэт, драматург, литературовед; академик, народный писатель.
Настоящая фамилия Миколайтис; Путинас — литературный псевдоним (по-литовски «калина»).
Родился в богатой крестьянской семье. Был старшим сыном. Учился в гимназии в Мариямполе 4 года до 1909 г., затем в католической духовной семинарии в Сейнах. Начал публиковать первые стихотворения под псевдонимом Путинас. В 1915—1917 годах учился в Петроградской духовной академии. Печатался с 1911. Первый сборник стихов «Красные цветы. Князь Жвайнис» опубликовал в 1917 в Петрограде. В 1922 году в Фрибурском университете (Швейцария) изучал философию, искусство, историю и литературу. На соискание учёной степени доктора философии представил диссертацию об эстетических воззрениях Владимира Соловьёва (издана на французском языке в 1923 году). Посещал лекции в Мюнхенском университете. В 1927 вышел сборник стихотворений «Меж двух зорь», в 1936 — сборник «Пути и перепутья».
Преподавал литературу в Литовском университете в Каунасе (с 1923 года; с 1930 года Университет Витаутаса Великого). С 1928 года профессор. Одновременно редактировал журнал «Жидинис» («Очаг»; 1923—1932), позднее журнал «Деновидис» («Полдень», с 1938 года).
После выхода антиклерикального романа «В тени алтарей» (1933) в 1935 году порвал с духовенством (и женился на Emilija Kvedaraitė-Mykolaitienė), за что был отлучён от церкви. В 1934 году избран председателем Общества литовских писателей.
В 1937 издал роман «Кризис».
Во время войны оставался в оккупированной Литве.
После Второй мировой войны издал сборники стихов «Приветствую землю» (1950), «Поэзия» (1956), «Дар бытия» (1963), «Окно» (1963).Перевёл на литовский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича и других.
В 1940—1954 годах профессор Вильнюсского университета.
Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).
Винцас Миколайтис-Путинас (Vincas Mykolaitis-Putinas) — литовский писатель, поэт, драматург, литературовед; академик, народный писатель. Настоящая фамилия Миколайтис; Путинас… Развернуть
Илья Кочергин – имя довольно известное в новой российской литературе. Лауреат многих престижных премий, автор нашумевших реалистичных повестей, участник новоогаревской встречи с президентом родился в Москве в 1970 году. Природная лень, по признанию самого писателя, не позволяла ему хорошо учиться в школе. В своем автобиографическом произведении «Помощник китайца» Кочергин пишет: «Я так ленился тратить драгоценное время на обретение относительных знаний, что был двоечником…». Однако, плохая школьная успеваемость и увлечение приключенческими романами не помешали ему поступить в престижный химико-технологический институт, откуда он перешел сначала на геологический факультет МГУ, а затем в Институт стран Азии и Африки. «Я сбежал из отцовского технического института и подал документы в университет, чтобы изучать восточные языки» - описывает свои студенческие годы Кочергин все в том же «Помощнике китайца». И если отцу так и не удалось привить будущему писателю страсть к точным наукам, то без труда получилось заложить основу любви к походам, путешествиям, новым местам. Будучи восемнадцатилетним юношей в составе геологический экспедиции Илья Кочергин отправляется на Камчатку, а через некоторое время устраивается в заповедник на Алтае лесником, где работает на протяжении последующих четырех лет. Свои впечатления о жизни в заповедных местах писатель передает в цикле Алтайских рассказов («По дороге домой», «Рахат», «Рекламные дни»), принесших автору признание в литературных кругах. За плечами писателя также путешествия по Туркменистану, Байкалу, Уралу и странам Балтии.
После возвращения в Москву Илья Кочергин поступает в Литературный институт им. А.М. Горького на заочное отделение, которое заканчивает в 2003 году (специальность: проза). В этом же году писатель получает премию правительства Москвы в области литературы и искусства в номинации «Литература» за «Алтайские рассказы», рассказы «Алтынай», «Волки» и повесть «Помощник китайца». Критики особо отмечают реализм, который пронизывает произведения Кочергина, называя его автобиографического героя своеобразным внелитературным героем нового времени, новой выздоравливающей литературы.
Произведения Ильи Кочергина опубликованы не только в России, но и за рубежом. Писатель с энтузиазмом принимает участие в различных литературных мероприятиях, среди которых известный Парижский книжный салон. Профессиональная деятельность Кочергина не ограничивается литературой. Сегодня автор рассказа «Нечаянная радость» и вызывавшей неоднозначные отклики повести «Я, внук твой» занимается фотографией, а также издает авторские путеводители.
«Илья Кочергин - писатель, который всерьез говорит о возможности получения им Нобелевской премии, и я отчего-то воспринимаю это всерьез. Потому что Илья умеет ко всему относиться с юмором, а здесь не хочет, и это его право. В конце концов, проза у него отличная, и все свои премии он получил за дело, да и к Владимиру Путину нас тоже не просто так звали. Было, значит, за что. Может, кому из нас и выпадет возможность вместо спичей в Ново-Огарево произносить Нобелевские речи, чем черт не шутит». (Захар Прилепин, писатель)
Илья Кочергин – имя довольно известное в новой российской литературе. Лауреат многих престижных премий, автор нашумевших реалистичных повестей, участник новоогаревской встречи с… Развернуть
Павил Розит (1889-1937) — известный латышский писатель, журналист и общественный деятель. Его литературная деятельность была весьма многогранной. Розит оставил после себя несколько сборников стихов и рассказов, несколько романов и драматургических произведений. Наиболее значительным произведением Розита является его роман «Цеплис» (1928), занимающий выдающееся место в латышской литературе.
П. Розит родился в семье крестьянина Цесисского уезда. После окончания Валмиерской прогимназии Розит один год (1908-1909) учится в Петербурге, на курсах Черняева, с 1910 по 1914 год — в Москве, в народном университете Шанявского. Жизнь и учение в этих городах дают П. Розиту возможность близко познакомиться с культурной жизнью России и глубоко изучить русскую литературу.
В 1910 году он издает первые сборники своих стихов — «Чайки» и «Ваза с цветами».
Во время первой мировой войны, чтобы не оказаться на оккупированной немцами территории, Розит покидает Латвию и живет в Баку, где проводит 3 года. Бакинские впечатления дали Розиту материал для нескольких рассказов.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию писатель встретил с большим сочувствием. Возвратившись в 1919 году в Латвию, он печатается в большевистских изданиях, но не решается твердо стать на позиции борющегося пролетариата. Симпатии П. Розита к пролетариату ярко отразились в его стихотворениях «Стачка» и «Митинг». Показательна убежденность Розита в том, что всеобщего признания заслуживает лишь тот писатель, который понимает народ и идет вместе с ним.
В буржуазной Латвии П. Розит продолжает свою писатель¬скую и журналистскую деятельность, активно работает в Обществе дружбы между СССР и Латвией и продолжительное время является его председателем.
Острая наблюдательность и талант реалиста проявились также в рассказах Розита «Директор департамента», «Товар», «Исполняющий обязанности», «Шляпа», «Юбилей» и др.
В 1928 году П. Розит публикует свой сатирический роман «Цеплис». Острота романа, разоблачительная сила его были на¬столько ошеломляющими, что на этот раз буржуазная печать вынуждена была пустить в ход особый род критики — замалчивание. Роман был молчаливо осужден как нечто из ряда вон выходящее по своему «скандальному» характеру.
Следует сразу же отметить, что мировоззрение Розита было довольно противоречиво. В намерения автора «Цеплиса» не входило провозглашение ломки буржуазного строя. Критика его обрушивалась только на наиболее вопиющие безобразия буржуазного общества. Но как художник-реалист он неизбежно должен был правдиво изобразить отвратительный облик этого общества, допуская сатирическое преувеличение и заострение образов. Таким образом, объективное значение романа перерастало рамки субъективных намерений автора.
В романе «Цеплис» на примере буржуазной Латвии, прежде всего, наглядно раскрыта сущность любого буржуазного государства, а наряду с этим показано подлинное лицо Латвии тех лет. Формально высшая власть в государстве принадлежала из¬бранному народом сейму.
Похоронен на Лесном кладбище.
Павил Розит (1889-1937) — известный латышский писатель, журналист и общественный деятель. Его литературная деятельность была весьма многогранной. Розит оставил после себя… Развернуть
Цюй Цюбо (кит. 瞿秋白, пиньинь: Qū Qiūbái; настоящее имя Цюй Шуан (кит. трад. 瞿雙, упр. 瞿双, пиньинь: Qū Shuāng); 29 января 1899, Чанчжоу пров. Цзянсу — 18 июня 1935, уезд Чантин пров. Фуцзянь) — китайский публицист, прозаик и литературный критик, пропагандист марксизма, общественный деятель.
Один из основателей и руководителей Коммунистической партии Китая на ранних этапах её существования. Дважды занимал пост генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Китая (с июля 1927 года по июль 1928 года и с сентября 1930 года по январь 1931 года).
В 1935 году был арестован и казнён гоминьдановцами. На родине Цюй Цюбо в г. Чанчжоу построен его мавзолей.
Цюй Цюбо (кит. 瞿秋白, пиньинь: Qū Qiūbái; настоящее имя Цюй Шуан (кит. трад. 瞿雙, упр. 瞿双, пиньинь: Qū Shuāng); 29 января 1899, Чанчжоу пров. Цзянсу — 18 июня 1935, уезд Чантин… Развернуть
Родился в 1907 году в Новой Джуге (Иран).
В 1927 году окончил Ереванский государственный университет. В 1925-1928 гг. работал в газете "Советская Армения", в 1948-1957 гг. преподавал в Ереванском педагогическом институте русского и иностранных языков.
Арестован в 1937, оправдан в 1955.
Участник Великой Отечественной войны.
С 1943 года - член союза писателей СССР.
В 1944-1983 работал в НИИ педагогического института.
Родился в 1907 году в Новой Джуге (Иран).
В 1927 году окончил Ереванский государственный университет. В 1925-1928 гг. работал в газете "Советская Армения", в 1948-1957 гг.… Развернуть
Висéнте Гарси́а Уидóбро Фернáндес (исп. Vicente García-Huidobro Fernández) — чилийский поэт, прозаик, литературный и художественный критик, драматург и киносценарист, писал на испанском и французском языках.
Родился в аристократической семье, очень богатой, его родители как указывают в некоторых источниках "олигархи" (см. сайт ecured). Его семья занималась политикой, банковским делом и сельским хозяйством. Первые годы жизни провел в Европе, получил начальное образование у французских и английских гувернанток. Учился в частной школе Colegio de San Ignacio de la Compañía de Jesús (иезуитская школа), откуда он был исключен. Якобы из-за того, что отказался снимать в школе кольцо, которое как утвержал поэт - было обручальным. В 1910 году он поступает в Чилийский университет, где изучает литературу. Но главные знания о литературе и поэзии он получил от своей матери, поэтессы María Luisa Fernández Bascuñán. Она создала у себя дома литературный салон, который посещали порой до 60 человек. Мать оказала сыну моральную и финансовую поддержку на первых порах его творческого пути, помогла издавать его журнал "Musa Joven".
В 1912 году поэт женится на Manuela Portales Bello. От этого брака у поэта было трое детей (всего же у него было пятеро детей).
В 1916-1925 жил в Европе вместе с женой и детьми. Большую часть в Париже. Там он познакомился с Пикассо, Хуаном Грисом, Максом Жакобом и другими. Вращался среди элиты литературного мира тех лет.
В 1918 году он приезжает в Мадрид, где в 1921 опубликовал манифест «креасьонизма», стал основателем этого литературного направления.
Это годы в Европе считаются самыми плодотворными в творчестве поэта. Он очень много печатается в журналах и газетах, издает несколько сборников и очень много пишет. Писал свои стихи на французском и испанском языке. Критика встречала его очень положительно.
Некоторые его статьи были политического характера. Например, в 1923 году он опубликовал критику Британской империи в "Finis Britannia" поддерживая позицию Ганди. Эта статья вызвала широкий общественный резонанс, возмущение и антипатии британцев. Как результат - поэта похитили и удерживали в течении трех дней. Сам Уидобро говорил позже, что это сделали два ирландских разведчика, но подробности никому не сообщал.
В 1925 году возвращается в Чили. Открыл несколько газет (которые почти сразу закрывали по политическим причинам). Оппозиция выдвигала его на пост президента страны. Он пережил покушение на свою жизнь (взрыв бомбы), но к счастью, остался невредим.
В 1927 году приезжает в Нюю-Йорк, где знакомится с Чарли Чаплиным, Дугласом Фэрбэнксом и Глорией Суонсон. По просьбе новых друзей пишет песню для фильма "Калиостро" ("Песнь Линдберга" (Песня для Линдберга). Так же он писал киносценарии. В конце 20-х годов возвращается в Чили. 1929 год - пик его популярности. Экранизировали его роман "Mio Cid", он известен по всему миру, но в семье происходит разлад. Еще в 1925 году поэт встретил юную студентку Ximena (ей было 15 лет), ради которой он бросает жену и детей (с которой прожил более 15 лет). Отец Ximenа был очень известен в Чили, буквально как национальный герой, и был категорически против связи своей дочери с поэтом. Когда девушка достигла совершеннолетия в 1928 Висенте похитил ее на выходе из лицея и увез из Чили. Счастливая пара поселилась в Париже, в районе Монпарнас. Это были годы любви и плодотворного творческого периода. Брак продлился до 1945 года, когда она попросила о разводе.
В 1933 году возвращается в Чили. В 1934 получает премию в Голливуде за свой киносценарий "Калиостро".
В 1938 году умирает его мать, и поэт тяжело переживая ее смерть, входит в группу чилийских сюрреалистов "Мандрагоры".
В 1947 году поэт пережил инсульт, что считают следствием ран, полученных на войне (он участвовал в военных действиях на стороне Франции и дослужился до чина капитана). Его здоровье ухудшается. И 2 января 1948 года он умирает. По его просьбе, поэта похоронили на холме с видом на море.
С юности связан с экспериментальным искусством Латинской Америки, Франции, Испании, с левыми политическими движениями в Европе и Латинской Америке. Участник гражданской войны в Испании на стороне Республики. Как военный корреспондент «Голоса Америки» в Европе вместе с войсками союзников вошел в Берлин.
Основатель и активист множества литературных журналов, составитель интернациональных поэтических антологий, дружил и сотрудничал едва ли не со всеми представителями мирового авангарда эпохи (кубизм, дада, футуризм, сюрреализм). Виднейший представитель испаноязычного литературного авангарда первой половины XX в.
Висéнте Гарси́а Уидóбро Фернáндес (исп. Vicente García-Huidobro Fernández) — чилийский поэт, прозаик, литературный и художественный критик, драматург и киносценарист, писал на… Развернуть
Роберто Фернандес Ретамар - кубинский поэт, литературовед, общественный деятель, главный редактор журнала «Каса де лас Америкас». В 1956-1958 гг. преподавал в Йельском университете (США); с 1962 г. профессор Гаванского университета.
Умело используя возможности верлибра, ярко проявил себя в жанре как философской, так и политической лирики.
Часто его стихи – доверительная беседа с читателем, передача «состояния души» («Стихи, те самые», 1955-1958; «Даты в огне», 1966-1969; «Поэтические обстоятельства», 1974). Автор работ «Современная поэзия Кубы» (1954), «Мысли о стилистике» (1958), исследований по истории и теории латиноамериканской литературы, книг о творчестве Хосе Марти и др.
Роберто Фернандес Ретамар - кубинский поэт, литературовед, общественный деятель, главный редактор журнала «Каса де лас Америкас». В 1956-1958 гг. преподавал в Йельском… Развернуть
Артур Шопенгауэр — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, «философ пессимизма».
Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи. Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, хотя и бывал неуравновешен (вспыльчив и склонен к депрессии), имел репутацию доброго, открытого, независимого в своих суждениях человека и честного коммерсанта. Его мать, Иоганна Генриетта Шопенгауэр, дочь сенатора Трозинера, обладала склонностью к изящным искусствам и занималась литературным творчеством.
В детстве будущий философ не получил систематического образования. Его отец, желая видеть в нём продолжателя своего дела, отправляет девятилетнего сына в Гавр, где Артур прожил два года в семье отцовского друга и партнёра. После непродолжительного пребывания в гамбургской частной школе мальчика берут в путешествие по Европе в образовательных целях. Это путешествие убедило его не только в бесполезности изучения «одних только слов», но и в благотворности знакомства «с самими вещами».
В 1805 Артур был отдан в крупную гамбургскую фирму для обучения торговому делу, к чему он вовсе не испытывал влечения. Однако после смерти отца (к нему Шопенгауэр-младший до конца своих дней питал чувство любви и благодарности за редкое счастье быть независимым и обеспеченным), мать позволяет сыну получить университетское образование. В 1809 он становится студентом-медиком Гёттингенского университета, а через полгода, не оставляя изучения медицины, переводится на философский факультет, где с особым усердием штудирует Платона и Канта. С 1811 в Берлинском университете слушает лекции Ф. А. Вольфа по истории греческой и латинской литературы, Шлейермахера по истории философии, Фихте по философии; докторскую диссертацию «О четверояком корне закона достаточного основания» защитил в Йенском университете в 1813. В 1812 Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.
В 1814, после разрыва с матерью, которой он так и не простил холодности к больному отцу, Шопенгауэр поселяется в Дрездене. Здесь он пишет трактат «О зрении и цвете» (1816), а в марте 1818 завершает работу над первым томом своего основного произведения «Мир как воля и представление». Судьба его первого издания (большая часть тиража пошла в макулатуру) глубоко разочаровала его. В 1820 он получает звание доцента и начинает преподавать в Берлинском университете, но терпит фиаско: его пробная лекция вызвала отрицательное отношение Гегеля.
С 1831 из-за эпидемии холеры философ переезжает во Франкфурт-на-Майне. Все написанное им в дальнейшем было лишь дополнением к первому тому основного произведения или его популяризацией.
Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической чёткости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Франц Кафка, Томас Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины XIX — начала XX вв.
21 сентября 1860 Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа всего два слова: «Arthur Schopenhauer» («Артур Шопенгауэр»).
Артур Шопенгауэр — немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма, «философ пессимизма».
Артур Шопенгауэр происходил из состоятельной купеческой семьи.… Развернуть
Виктор Платонович Петров (псевдонимы : В. Домонтович, Виктор Бэр) — украинский советский писатель, философ, социальный антрополог, литературный критик, археолог, филолог, этнограф, историк и культуролог. Вместе с Валерьяном Пидмогильным — один из основоположников жанра украинского интеллектуального романа, а также романизованной биографии.
Родился в семье священника. Детство прошло в Одессе. В 1913 р. окончил Холмскую мужскую гимназию, а в 1918 — историко-филологический факультет Киевского университета. Получил серебряную медаль за свою дипломную работу «Н. М. Языков, поэт пушкинской плеяды. Жизнь и творчество». Позднее работал в Этнографической комиссии Украинской Академии наук. В 1920-тые гг. Петров принадлежал к кружку неоклассиков. Именно в это время появилось большинство произведений под псевдонимом «В. Домонтович», которые во многих аспектах перекликаются с идеями экзистенциалистов. В 1930 г. получил степень доктора за исследование «Пантелеймон Кулиш в пятидесятые годы. Жизнь. Идеология. Творчество». Последняя должность перед войной — директор Института этнографических исследований.
В 1941 г. оказался (как позднее выяснилось, не случайно) в оккупированном гитлеровцами Харькове. Там он стал одним из основателей «Художественного украинского движения». В 1942—1943 выпускал литературный журнал «Український засів» («Украинский посев»), век которого оказался весьма недолгим — вскоре журнал был переведен из прифронтового Харькова в Кировоград, где и закончил свое существование в 1943 году. В. Петров-Домонтович, однако, успел опубликовать в «Украинском посеве» свой роман «Без почвы»; позднее, уже в эмиграции, вышел его роман «Доктор Серафикус».
С 1942 г. побывал во многих городах Украины — Севастополе, Киеве, Кременчуге и др. В Киеве сотрудничал с Олегом Ольжичем, который высоко ценил литературный и научный талант Петрова, который был знаком ещё с его отцом А. Олесем. В 1943 г. возглавлял кафедру этнографии Украинского научного института во Львове, в 1944—1945 гг. был сотрудником Украинского научного института в Берлине. Улас Самчук писал, что Петров в Берлине ходил в мундире немецкого офицера. Позднее выяснилось, что он с 1930-х гг. был связан с НКВД и выполнял во вражеском тылу разведывательное задание, за что в 1965 году Петров был награждён орденом Отечественной войны I степени.
После войны до 1949 г. проживал в Мюнхене, где редактировал ежемесячный журнал литературы, искусства и критики «Арка», в 1947—1949 гг. в должности профессора преподавал этнографию на философском факультете Украинского свободного университета в Мюнхене, читал в Богословской академии патрологию (не имея теологического образования).
Одновременно Виктор Петров публиковал свои философские произведения под псевдонимом «Виктор Бэр». Этот псевдоним был выбран не случайно: он расшифровывается как биологический эквивалент рентгена.
18 апреля 1949 г. Петров исчез из Мюнхена. В его похищении обвиняли бандеровцев и советские органы госбезопасности, однако вскоре выяснилось, что в СССР его имя не исчезло из библиотек, как это обычно бывало с невозвращенцами — более того, на него ссылался известный советский археолог А. Л. Монгайт. Через некоторое время обнаружился и сам Петров. До того, как этот факт стал известен эмигрантской общественности, в защиту Петрова от обвинений в сотрудничестве с советской разведкой выступили многие видные деятели эмиграции. Они указывали на большие заслуги Петрова перед антисоветским движением — в частности, на то, что Петров опубликовал в эмигрантской печати весьма подробные сведения о большевистских репрессиях против украинских деятелей культуры.
В Москве Петров работал в Институте археологии, а с 1956 г. — в Киеве в Институте археологии. Потеряв документы во время войны, Петров был вынужден заново защитить диссертацию в 1966 г. В археологии Петров, с одной стороны, указывал на преемственность ряда традиций материальной культуры на территории Украины, с другой — указывал на различия в антропологическом типе и материальной культуре, не позволяющие связать трипольскую культуру с «праславянами» (концепция о такой связи и ныне популярна в националистических кругах). По возвращении в СССР художественную прозу не писал.
В 1957 г., когда закончилась его «проверка», женился на Софии Фёдоровне Зеровой, вдове украинского поэта и литературоведа Николая Зерова, расстрелянного в 1937 г., с которой был знаком ещё с 1920 г.
Умер в 1969 г. за письменным столом. Похоронен в Киеве. В 1988—1989 гг. в Нью-Йорке издано трёхтомное собрание сочинений В. Петрова-Домонтовича.
С 2000-х гг. роман Петрова «Доктор Серафикус» включён в школьную программу 11 класса по курсу украинской литературы.
Виктор Платонович Петров ( псевдонимы : В. Домонтович, Виктор Бэр) — украинский советский писатель, философ, социальный антрополог, литературный критик, археолог, филолог,… Развернуть
Эйми Ямада родилась в Токио в 1959 году. Училась на филологическом факультете университета Мэйдзи, еще в студенческие годы стала сочинять комиксы и даже забросила ради них учебу, однако вскоре поняла, что через комиксы невозможно полностью выразить свою индивидуальность. С 1980 года Ямада начинает писать серьезную прозу. Повесть «Час кошки» стала ее дебютным произведением. Ямада буквально ворвалась в японскую литературу, получив престижную премию журнала «Бунгэй» (1985 г.)
Ямада - очень популярный, но довольно противоречивый японский автор, знаменитый произведениями, которые затрагивают вопросы сексуальности, расизма, межрассового брака, обычно не обсуждаемые открыто в японском обществе.
Работа отца Ямады требовала постоянных переездов по всей Японии. Такой образ жизни привел к тому, что она не раз сталкивалась с отчуждением и травлей со стороны сверстников. С этими проблемами также сталкивается и большинство героев ее книг. В интервью журналу "Бунгей" она сказала, что в средней школе ей очень нравилась афро-американская музыка соул, и она начала читать все романы о афро-американцах или написанные афро-американцами, которые только могла найти. Потом она подрабатывала в токийском районе Роппонги, где всегда было очень много иностранцев. После окончания школы в 1977 году она поступила на литературный факультет университета Мейхи, но бросила учебу, так и не получив диплом. Некоторое время она занималась мангой, но в 1980 году начала писать романы. Не смотря на то, что ее романы не остались незамеченными (например, о ней написал положительный отзыв японский литературный критик Это Хун), настоящее признание к Ямада пришло только в 1985 году, когда ее роман "Bedtime Eyes" получил премию журнала "Бунгей". В этом романе автор попыталась совместить свои знания об афро-американцах и традиции японской литературы.
В 1996 году в английском переводу был опубликован роман "Trash", а в мае 2006 и другие новеллы Ямады.
Второй роман Ямады "Jesse's Spine" рассказывает о женщине, которая пытается найти общий язык с ребенком своего мужа от предыдущего брака. Стиль этого романа часто сравнивают с манерой Уильяма Сарояна. Критики позитивно восприняли это произведение, особенно отмечалось изображение детского восприятия мира. Книга была даже номинирована на премию для молодых авторов им. Акутагавы Рюносукэ.
В других повестях "Classroom for the Abandoned Dead", "Afterschool Music"и "I Can't Study" Ямада затрагивает вопросы детства, школы и травли одних детей другими.
Эйми Ямада родилась в Токио в 1959 году. Училась на филологическом факультете университета Мэйдзи, еще в студенческие годы стала сочинять комиксы и даже забросила ради них учебу,… Развернуть
Такахаси Гэнъитиро родился 1 января 1951г. в г. Ономити, преф. Хиросима.
Учился, но не закончил экономический факультет университета в Йокогама. В студенчестве был радикалом, провел полгода в тюрьме, где у него начались проблемы с речью. С целью восстановить речь, врачи посоветовали ему начать писать.
С апреля 2005 года он является профессором университета Мэйдзи Гакуин (один из крупнейших и известнейших ВУЗов страны, побратим нашей Плехановской академии с 2009г.)
Бывшая жена Такахаси, Мураи Юдзуки, и нынешняя жена, Таникава Наоко, - также писатели.
Первая повесть Такахаси," Сайонара, Гангстеры", была опубликована в 1982г. и завоевала литературную премию Гундзо для молодых авторов. Критики отмечали эту книгу, как одну из важнейших японских работ в послевоенной японской литературе. Она была переведена на английский, итальянский, португальский и русский языки.
Такахаси Гэнъитиро родился 1 января 1951г. в г. Ономити, преф. Хиросима.
Учился, но не закончил экономический факультет университета в Йокогама. В студенчестве был радикалом,… Развернуть
Гоце Смилевски (макед. Гоце Смилевски, 1975, Скопье, тогда Югославия) – македонский писатель.
Учился на филологическом факультете Университета Кирилла и Мефодия в Скопье, затем в Карловом университете в Праге и Центральноевропейском университете в Будапеште, получил степень доктора культурологии.
Романы Смилевски переведены на многие языки мира. Критика называет его наследником Германа Броха, Гюнтера Грасса и Жозе Сарамагу.
Гоце Смилевски (макед. Гоце Смилевски, 1975, Скопье, тогда Югославия) – македонский писатель. Учился на филологическом факультете Университета Кирилла и Мефодия в Скопье,… Развернуть
Валерий Борисович Гаркалин — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России (2008), профессор РАТИ.
Валерий Борисович родился 11 апреля 1954 года в Москве. Род Гаркалиных (по отцу) имеет караимские корни. Отец заведовал гаражной мастерской, мать работала кассиром в столовой. После окончания средней школы, по настоянию отца, работал слесарем на заводе. Отслужив в армии, поступил в Гнесинское училище.
В 1978 году окончил Музыкальное училище им. Гнесиных (факультет кукольного искусства, руководители Л. А. Хаит и С. В. Образцов).
По окончании учёбы, выпускники курса создали театр на колёсах «Люди и куклы», приписанный к Кемеровской филармонии (руководитель Л. А. Хаит), — театр был необычайно популярен в годы застоя, объездил всю страну.
После ухода из театра «Люди и куклы», в котором проработал шесть лет, некоторое время служил в Центральном театре кукол у С. В. Образцова.
В 1988 году окончил факультет эстрады и массовых представлений ГИТИСа (курс Вячеслава Шалевича). На сцене с успехом играл в различных жанрах — в классике, мюзикле, авангардных постановках. Критиками и зрителями была признана блистательной сыгранная им роль Петруччо в комедии Вильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Одновременно играл на сцене театра-студии «Человек».
Характерный комедийный актёр. Звёздным часом в кинематографе стала комедия «Ширли-мырли» (1995), где Гаркалин сыграл сразу трёх братьев-близнецов Шниперсонов-Кроликовых-Алмазовых (плюс негра-стюарда Патрика Кроликоу).
Актёром Театра сатиры был до 2001 года, затем выступал в антрепризных постановках:
«Трактирщица» — Независимый театральный проект,
«Чонкин» — Продюсерская компания Анатолия Воропаева,
«Бумеранг» — Продюсерская компания Анатолия Воропаева,
«Стриптиз» — Театр-студия «Человек».
Валерий Борисович Гаркалин:
C 2002 — руководитель мастерской Факультета эстрады РАТИ.
С 2007 года — актёр Московского Театра им. А. С. Пушкина.
Являлся профессор ГИТИСа, педагогом кафедры эстрадного искусства, с 2002 года руководил мастерской Факультета эстрады.
7 июня 2008 года Гаркалин, находясь на гастролях в Клайпеде, перенёс тяжёлый инфаркт, затем в ноябре 2008 года произошёл повторный инфаркт.
В начале октября 2021 года Валерий Гаркалин попал в больницу в тяжёлом состоянии на фоне осложнений после инсульта. Из-за сложности ситуации врачам пришлось ввести актёра в искусственную кому.
20 ноября 2021 года артиста не стало.
Валерий Борисович Гаркалин — советский и российский актёр театра и кино, народный артист России (2008), профессор РАТИ. Валерий Борисович родился 11 апреля 1954 года в… Развернуть
Жан-Марк Робер — французский писатель, критик и сценарист.
Родился в Париже. Первый роман писателя «Суббота, воскресенье и праздники» (1972) был напечатан, когда его автору исполнилось семнадцать лет. Роман «Чужие дела» (1979) был отмечен премией Ренодо. Снятый по этой книге фильм получил премию Деллюк. Жан-Марк Робер является также автором книг «Дети фортуны», «Беспокойный сон», «Вылитый портрет».
Жан-Марк Робер — французский писатель, критик и сценарист. Родился в Париже. Первый роман писателя «Суббота, воскресенье и праздники» (1972) был напечатан, когда его автору… Развернуть
Фернандо Алегрия (Сантьяго-де-Чили , 26 сентября 1918 г. - Уолнат-Крик , Калифорния , 29 октября 2005 г.) - чилийский поэт, писатель, литературовед и ученый.
Получил степень магистра (MA) в Университете Боулинг-Грин в 1941 году и степень доктора философии. Закончил Калифорнийский университет в Беркли (1947 г.).
С 1964-1967 гг. Алегрия была профессором Калифорнийского университета в Беркли. С 1967 по 1998 год он был профессором в Стэнфордском университете, и на протяжении многих лет был председателем факультетов испанского и португальского языков. Он заседал в Попечительском совете Западного института социальных исследований (WISR) около двадцати лет, начиная с его создания в 1975 году.
Alegría служил в качестве культурного атташе от правительства Сальвадора Альенде в Соединенных Штатах с 1970 по 1973 год. Он был представителем Королевской академии испанского языка в Соединенных Штатах в течение многих лет. Среди многочисленных наград, которые он получил, латиноамериканская премия литературы.
Источник
Фернандо Алегрия (Сантьяго-де-Чили , 26 сентября 1918 г. - Уолнат-Крик , Калифорния , 29 октября 2005 г.) - чилийский поэт, писатель, литературовед и ученый.
Получил степень… Развернуть
Окончила Минский государственный педагогический институт (1930). Награждена медалями.
Член Союза писателей СССР (1934).
Училась в аспирантуре Белорусской Академии наук, доцент Минского Педагогического института, преподаватель истории еврейской литературы, теории литературы.
С 1934 г. в Москве. Преподаватель еврейского отделения в Педагогическом институте.
В 1985 г. читала лекции о творчестве Шолом-Алейхема и И.-Л. Переца на Высших Литературных курсах в Москве.
Автор многих художественных произведений, критических публикаций о еврейской литературе, литературных переводов.
Автор творческих портретов еврейских писателей Шмуэла Галкина, Зелика Аксельрода (родного брата мужа Р. Рубиной), Льва Квитко, З. Вендрова, Эзры Фининберга, Ицика Кипниса, Д. Бергельсона и других.
Участвовала в подготовке собрания сочинений Менделе Мойхер-Сфорима в четырех томах, 1935—1940). В 1943 г. Рубина опубликовала сборник очерков «Идише фройен» («Еврейские женщины»).
В 1961 г. Рубина вошла в состав редколлегии журнала «Советиш Геймланд», демонстративно вышла из редколлегии, когда в журнале стали печататься антиизраильские материалы.
Подготовила к изданию книги З. Вендрова и И.-Л. Переца.
В качестве редактора и переводчика участвовала в издании шеститомного собрания сочинений Шолом-Алейхема на русском языке (М.: Художественная литература, 1971—1973).
Ею же написаны вступительные статьи к изданиям книг еврейских писателей на русском языке.
Окончила Минский государственный педагогический институт (1930). Награждена медалями.
Член Союза писателей СССР (1934).
Училась в аспирантуре Белорусской Академии наук, доцент… Развернуть
Альберто Бевилакуа - известный итальянский прозаик, сценарист и режиссер.
Первый литературный успех пришел к Бевилакуа в 1956 году, когда вышел сборник его рассказов "Пыль на траве", получивший высокую оценку такого мастера, как Леонардо Шаша. Пять лет спустя была опубликована книга стихов "Потерянная дружба", а в 1964 году - первый роман "Калиффа", затем самим же автором экранизированный.
Бевилакуа - лауреат многих престижных литературных и кинопремий, в том числе "Давид ди Донателло". Критики называли его "алхимиком, соединяющим воображаемое и противоречия повседневности". Ряд книг писателя переведен на русский язык.
Альберто Бевилакуа - известный итальянский прозаик, сценарист и режиссер. Первый литературный успех пришел к Бевилакуа в 1956 году, когда вышел сборник его рассказов "Пыль на… Развернуть
Микаэ́л Лазаревич Налбандя́н (арм. Միքայել Նալբանդյան, 2 [14] ноября 1829 — 31 марта [12 апреля] 1866) — армянский писатель, поэт, литературовед, критик, публицист, философ, революционный демократ.
Налбандян родился в Новом Нахичеване (современный район г. Ростов-на-Дону) в семье ремесленника.
Много занимавшийся самообразованием, он хотел стать священником, но вскоре оставил эту идею и поступил в Московский университет, где изучал медицину (1854—1858). Позже совместно со Степаном Назаряном основал влиятельный журнал «Северное сияние» («Հիւսիսափայլ», Hiusisap'ayl).
В годы первой революционной ситуации в России (1859—1861), Налбандян был одним из первых армянских писателей, стоявшим на позициях революционной демократии и воспринявших идейную пропаганду журналов «Колокол» и «Современник». Он объездил всю Европу: побывал в Варшаве, Берлине, Париже, Лондоне и Константинополе, также посетил Индию. В Константинополе Налбандян создал на базе армянского журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество под названием «Партия молодёжи». В Лондоне он знакомится с Герценом, Огарёвым, Бакуниным, Серно-Соловьевичем и другими русскими эмигрантами, участвует в обсуждении программы будущей русской революционной организации «Земля и Воля». В Памфлете «Две строки» (1861) он обозначил своё политическое кредо — посвятить жизнь делу народного освобождения. В своей главное работе «Земледелие как верный путь» (1862) он подверг уничижительной критике реформу 1861 года с позиций народнического социализма. Он считал крестьянскую революцию единственно правильным решением проблем пореформенной России.
После возвращения в Россию царское правительство арестовало Налбандяна в июле 1862 года. Он был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Налбандяна обвинили в антиправительственной пропаганде и распространение запрещённой литературы и в 1865 году сослали в Камышин в Саратовской губернии. Год спустя он умер в тюрьмё от туберкулёза. В России было запрещено хранить изображения Налбандяна. Однако его портреты, как и поэма «Свобода», распространялись нелегально.
Лейтмотив литературного наследия Налбандяна — обновление, свобода. Его творчество находилось под влиянием современной ему европейской культуры. Налбандян публиковал работы по философии, экономике, лингвистике, педагогике. Он исповедовал идеи материализма Людвига Фейербаха и Николая Чернышевского, неустанно занимался пропагандой достижений естественных наук.
Творчество Налбандяна является важным этапом в истории армянской общественной мысли. Что касается революционной деятельности, то он пытался объединить усилия демократических сил Армении с русским освободительным движением. Налбандян, кроме всего прочего, — основоположник критического реализма в армянской литературе.
В «Путеводителе по современной армянской литературе» профессор армянского языка и литературы Геворг Барадаркян пишет: «Налбандян — честный публицист, чей живой и смелый стиль, а временами — даже грубый и высокомерный, был неизменно ироничен. И как писатель, и как журналист Налбандян всегда выступал защитником идеалов свободы и равенства, бесстрашным борцом с деспотизмом, империализмом и рабством; в понимании человеческой жизни он стоял на позициях строгого материализма; неутомимый пропагандист достижений науки, он считал сельское хозяйство важнейшим источником достижения независимости и благосостояния…». Его поэма «Песня итальянской девушки» принесла Налбандяна посмертную славу. Согласно Бардаркяну, эта поэма — с некоторыми изменениями — стала гимном современного армянского государства. Налбандян боролся за введение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен древнеармянского (грабар), за что подвергся нападкам со стороны клерикалов и реакционеров.
Похоронен Налбандян в монастыре Сурб Хач (Святого креста) в Новом Нахичеване.
Микаэ́л Лазаревич Налбандя́н (арм. Միքայել Նալբանդյան, 2 [14] ноября 1829 — 31 марта [12 апреля] 1866) — армянский писатель, поэт, литературовед, критик, публицист, философ,… Развернуть
Юрий Дмитриевич Беляев — русский журналист, театральный критик, прозаик и драматург.
Учился в 4-й Петербургской (Ларинской) гимназии.
Дебютировал в «Живописном обозрении стран света» под редакцией А. К. Шеллера-Михайлова.
В газете «Россия» (редактор А. В. Амфитеатров) заведовал театральным отделом; затем стал постоянным сотрудником «Нового Времени». Писал статьи о театре, о художественных выставках, маленькие фельетоны, пародии и шаржи под псевдонимами «Виконт д’Аполинарис» и «Водевиль».
Критические статьи Беляева собраны в книжках «Актеры и пьесы» (СПб., 1902) и «Мельпомена» (ib., 1905).
Издал два очерка: «В. Ф. Комиссаржевская» и «Л. Б. Яворская». Автор фантастической истории "Красный кабачок".
В 1905 году предпринял путешествие по Волге и Заволжью, результатом которого явились фельетоны, собранные после в книжку «В некотором царстве».
С 1908 начал писать для театра. Большой успех, благодаря сценическому мастерству, имели его пьесы: «Путаница, или 1840 год», «Красный Кабачок», «Старый Петергоф» и особенно «Псиша» (1911—1912), «Царевна-лягушка»; «Дама из Торжка». Менее известны его беллетристические опыты: «Барышни Шнейдер»; «Сестры Шнейдер»; «Городок в табакерке» и др.
Его пьесы тяготели к старинной водевильной традиции и построены, в основном, на историко-бытовом материале.
Юрий Дмитриевич Беляев — русский журналист, театральный критик, прозаик и драматург. Учился в 4-й Петербургской (Ларинской) гимназии. Дебютировал в «Живописном обозрении… Развернуть
Екатерина Леонидовна Таубер (3 декабря 1903, Харьков — 6 ноября 1987, Мужен, Франция) — русская поэтесса и прозаик, критик.
Дочь юриста, доцента Харьковского университета. Стихи начала писать в семь лет. В 17 лет вместе с семьёй эмигрировала в Белград. Там она поступила на французское отделение философского факультета, окончив его в 1928. После окончания учёбы Таубер четыре года преподавала в сербской школе, где вела французский, немецкий языки и русскую литературу. Она также активно участвовала в литературном кружке «Литературная среда» (Белград). Её стихи стали публиковать только после 1927 года; они печатались в журналах «Ступени» (Белград), «Воля России» (Прага), «Журнале содружества» (Выборг), «Современные записки» (Париж), сборниках «Зодчий» (Белград), «Перекрёстки» и «Сборник стихов Союза молодых поэтов и писателей» (Париж). Вместе с И. Н. Голенищевым-Кутузовым и А. П. Дураковым участвовала как переводчик в «Антологии новой югославянской лирики» (Белград, 1933).
Её талант заметили многие, Г. Адамович положительно отзывался о её творчестве.
Первый сборник стихотворений Таубер вышел только в 1935 году в Берлине.
В белградский период Таубер начала писать рассказы, в печати они появлялись на протяжении тридцати лет в таких изданиях, как «Русский альманах», «Новый журнал», «Мосты» и т. д.
В 1936 вышла замуж за Константина Ставрова и переселилась на Ривьеру. После войны 16 лет работала учительницей русского языка в Каннах. В это время в круг её общения входили И. Бунин, Б. Зайцев, Д. Кленовский.
Таубер вела активную литературную жизнь, писала критические статьи преимущественно об эмигрантах: В. Булич, А. Присмановой, Л. Алексеевой, О. Можайской, Т. Величковской и других.
Выйдя замуж, Таубер иногда подписывала свои произведения двойной фамилией: Таубер-Ставрова.
Екатерина Леонидовна Таубер (3 декабря 1903, Харьков — 6 ноября 1987, Мужен, Франция) — русская поэтесса и прозаик, критик.
Дочь юриста, доцента Харьковского университета.… Развернуть
Альфонсо Рейес (исп. Alfonso Reyes Ochoa) — мексиканский писатель, переводчик, журналист, дипломат, деятель культуры, крупнейшая фигура национальной словесности.
Сын мексиканского военного и политического деятеля Бернардо Рейеса (Bernardo Reyes Ogazón) и Doña Aurelia, в 1913 году погибшего в ходе восстания против президента страны Франсиско Мадеры. Окончил факультет права Мексиканского университета (1913), получил специальность адвоката, один из создателей юношеского литературного кружка «Атеней молодёжи», способствовавшего духовному обновлению мексиканской культуры. Преподавал в Национальном университете историю испанской литературы, испанский язык. На дипломатической работе в Испании (1920—24), Франции (1924—27), Аргентине (1927—30, 1936—37), Бразилии (1930—36).
Позднее жил и работал на Кубе и в Испании, где занимался журналистикой, публиковал труды по испанскому барокко и, познакомившись с Хосе Ортегой-и-Гассетом, сотрудничал с его журналом Revista de Occidente (Западное обозрение). В 1927—1930 годах занимал пост мексиканского посла в Буэнос-Айресе, где каждое воскресенье обедал с Х. Л. Борхесом. В 1939 году вернулся в Мексику, где возглавил Дом Испании, а затем Национальный коллеж в Мехико, ставший домом для многих испанских эмигрантов.
В 1951 году перенес сердечный приступ.
Первую книгу опубликовал в 21 год. Во время Мексиканской революции 1910 года, он писал стихи с заряженным ружьем рядом, иногда бросая взгляд на него, задаваясь вопросом - когда он ему пригодится. Автор стихов, драмы, прозаических произведений, трудов по истории литературы и философии, универсальный эссеист. Перевел Илиаду Гомера, произведения Стерна, Честертона, Чехова. Наследие Рейеса огромно, в Мексике издано собрание его сочинений в 26 томах (1955—1993). Главная тема литературно-критических и художественных работ Р. ‒ историко-культурный процесс в Мексике и Латинской Америке.
Член Мексиканской академии языка, Испанской королевской академии, почетный доктор университетов Сорбонны, Гарварда, Беркли, Гаваны и др. В 1973 в Мексике учреждена Международная премия Альфонса Рейеса, среди её лауреатов — Хорхе Луис Борхес (1973), Алехо Карпентьер (1975), Андре Мальро (1976), Хорхе Гильен (1977), Карлос Фуэнтес (1979), Октавио Пас (1985), Адольфо Бьой Касарес (1990), Харольд Блум (2003), Джордж Стайнер (2007) и др.
Альфонсо Рейес (исп. Alfonso Reyes Ochoa) — мексиканский писатель, переводчик, журналист, дипломат, деятель культуры, крупнейшая фигура национальной словесности. Сын… Развернуть