Владимир Матвеевич Бахметьев - русский советский прозаик, публицист, литературный критик, классик социалистического реализма.
Был выходцем из семьи чиновника. После окончания уездного училища работал писарем в уездной земской управе. В 1905 году вместе с женой (машинисткой управы) выпускал на гектографе подпольный журнал «Красный лапоть», опубликовал там свои первые стихи, рассказы и повести, посвящённые жизни крестьянства. Тогда же его увлекла революционная работа, за которую в 1908 году он был арестован и сослан в Барнаул. Оттуда писатель переехал в Новониколаевск, где вступил в ряды РСДРП в 1909 году.
В 1910 (или 1911) году в газете «Обская жизнь» был издан первый рассказ писателя «Лихолетье».
С 1914 года он живёт и работает в Томске, где судьба сводит его с В. Шишковым. В 1915 году литератора снова арестовывают за антивоенную пропаганду. После революции Владимир Бахметьев редактировал партийную газету «Сибирский рабочий», был также комиссаром по народному просвещению Западной Сибири.
В 1921 году он переезжает в Москву, где становится членом литературной группы «Кузница» и ответственным редактором её журнала. В этот период он пишет рассказы, в которых преобладают темы героизма («Одна ночь», «Железная трава») и женских судеб («Мать», «Ошибка», «Её победа»). В 1934 входил в первое правление СП СССР. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).
В своих литературно-критических статьях писатель выступал против новых направлений в литературе, в частности, против символизма. Его произведения носили сугубо реалистичный характер. Ему нельзя отказать в знании жизни, наблюдательности, чувстве языка. В романе «Преступление Мартына» Бахметьев исследует причины, побудившие главного героя в самый ответственный момент покинуть вверенный ему эшелон с беженцами и партийной кассой. Это произведение вызвало бурную дискуссию в печати, его осуждали В.Шкловский, А.Фадеев и пр, и в 1947 роман вышел в переработанном по партийным указаниям виде.
После войны, всё время оставаясь в русле реализма, писатель публикует ряд рассказов, темой которых становится героизм советских солдат на поле боя.
Владимир Матвеевич Бахметьев - русский советский прозаик, публицист, литературный критик, классик социалистического реализма. Был выходцем из семьи чиновника. После окончания… Развернуть
Шевяков Дмитрий Алексеевич - один из лучших школьных писателей. Он начал писать книги в 12 лет.
Сергей Мнацаканян — коренной москвич, известный русский поэт, член Союза писателей СССР с 1974 года. Популяризатор поэзии, писал замечательные статьи о поэтах, опубликованные в "Литературной газете".
Он родился на улице Мархлевского в самом центре Москвы. Его детство прошло на Сретенке, а юность на Садово-Сухаревской и Четвертой Мещанской, где он жил напротив ныне сгоревшего кинотеатра «Форум».
Сергей Мнацаканян начал печататься в конце 60-х годов. В семидесятые годы к нему пришла известность. Он стал членом Союза писателей СССР в 1974 году. В СП его рекомендовали Виктор Боков, Николай Старшинов, Михаил Львов, Семен Сорин, Владимир Костров, Виктор Гончаров. На приемной комиссии по его стихам выступили Леонид Мартынов, Анатолий Жигулин и Борис Слуцкий, которые горячо рекомендовали принять поэта в знаменитый писательский союз. В 1996 году поэт стал членом Русского ПЕН-клуба.
Стихотворения Сергея Мнацаканяна печатались в журналах «Новый мир» и «Юность» — еще тех, выходящих миллионными тиражами, в журналах «Октябрь», «Москва», «Литературная Армения», «Смена», в альманахах «Поэзия», «День поэзии», в «Литературной газете», первая публикация его стихов состоялась в «Московском комсомольце» — 1969 год, «Комсомольской правде», возобновленном «Вестнике Европы» (2003) и других массовых изданиях. Часть этих стихов, ранее не вошедших в книги поэта, подтверждает нетленную мысль о том, что истинная поэзия не портится от времени, скорее, наоборот, приобретает новые и ранее неразличимые черты. В указанных изданиях не раз появлялись статьи и рецензии, посвященные творчеству поэта.
В течение десятилетий стихи поэта печатались за рубежом в переводах на немецкий, испанский, сербский, армянский, грузинский, португальский, чешский, польский, болгарский и другие языки мира.
Ныне является членом Союза писателей Москвы, международного ПЕН-клуба и Союза журналистов Москвы.
В 90-е годы прошлого века и в начале нового Сергей Мнацаканян под именем Ян Август издал десять книг, среди которых книга стихов «Похмелье», книга рассказов «Разыскивается…», книга эссе о мировой культуре и литературе «Прогулки во времени. Книги и лица», несколько выпусков «Августизмов для ленивых, но любопытных» — несобранного в один том произведения на грани разных жанров.
Поэтические книги Сергея Мнацаканяна вышли общим тиражом более четверти миллиона экземпляров.
Город — его стихия. Стихи поэта — всемирны. В советские времена я даже удивлялся — не столько тому, что он так пишет, но тому, как он умудряется печатать свои прозрачные и не привязанные ко времени или политике стихи:
Испейте кофе — и встрепенитесь в срок:
вы на Голгофе произнесенных строк.Такие стихи запоминались с первого прочтения. В советские годы его книги немедленно разлетались по стране, становились поэтическим “дефицитом”.
Павел Гусев
Сергей Мнацаканян — коренной москвич, известный русский поэт, член Союза писателей СССР с 1974 года. Популяризатор поэзии, писал замечательные статьи о поэтах, опубликованные в… Развернуть
Александр Петрович Милюков (30 июля [11 августа] 1816, Козлов, Тамбовская губерния — 6 [18] февраля 1897, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, журналист, главный идеолог и фактический руководитель журнала «Светоч», мемуарист. Педагог, историк литературы, путешественник, библиограф, профессор. Друг М. М. Достоевского и Ф. М. Достоевского, принимавший активное участие в литературной жизни России 1840—1880-х гг.; прототип С. В. Липутина, персонажа романа «Бесы». Петрашевец-фурьерист, примыкавший к умеренному крылу движения (С. Ф. Дуров, А. Н. Плещеев). Многочисленные работы Милюкова отличаются самостоятельностью, глубиной и убедительностью аргументации, имеют много ценных наблюдений и выдержали испытание временем.
Самая крупная критическая работа, «Очерк истории русской поэзии», в середине XIX столетия выдержала три издания и в течение полувека служила пособием по курсу русской критики для студентов филологических факультетов.
Александр Милюков был сыном московского мещанина. При поступлении Саши в гимназию отцу Милюкова пришлось выкупить сына из мещанского общества, единовременно выплатив сумму, превышавшую его годовой доход. Александр поступил в московскую гимназию, по окончании которой, в 1839 году, поступил на филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Гимназическим годам посвящены воспоминания Милюкова «В Москве 1820—1830-х годов».
Получив университетское образование, Александр Петрович работал преподавателем русского языка и литературы в гимназиях и институтах Санкт-Петербурга. Педагогическая деятельность А. П. Милюкова продолжалась 35 лет.
Печататься Милюков начал ещё в 1839 году в «Северной пчеле» Фаддея Булгарина (под псевдонимом «Сибиряк»), но настоящая литературная известность к Александру Петровичу пришла только после тридцати лет, в 1847 году, когда он выпустил свою первую серьёзную работу «Очерк истории русской поэзии», написанную под влиянием идей В. Г. Белинского]. Эта книга в течение полувека служила пособием по русской литературе для студентов-филологов. В 1858 году на второе издание «Очерка» откликнулся Н. А. Добролюбов, написавший статью «О степени участия народностей в развитии русской литературы», а всего Добролюбов откликнулся рецензиями на пять капитальных работ Милюкова. «Очерк» принёс Милюкову славу знатока русской литературы, обладающего незаурядным критическим чутьём, самостоятельным мнением в деле оценки авторов и верным пониманием задач критики.
Среди литературных пристрастий Милюкова наибольшим предпочтением пользовалось поэтическое творчество А. С. Пушкина, он был страстным поклонником его поэзии и в особенности любил декламировать «Евгения Онегина». Как литературный критик Александр Петрович принял участие в обсуждениях 1850—1870-х годов романа И. А. Гончарова «Обломов», романа Ф. М. Достоевского «Записки из Мёртвого дома», повести Н. М. Карамзина «Марфа Посадница», написанной в 1803 году, но в 1860-е годы подвергшейся разносторонней критике в самых различных литературных лагерях], романа Льва Толстого «Война и мир», романа А. Ф. Писемского «Взбаламученное море», хроники Н. С. Лескова «Соборяне» и т. д.
В 1874 году Милюков опубликовал стихотворную антологию «Жемчужины русской поэзии», в которой, по мнению журнала «Нива», он проявил «тонкий литературный вкус и понимание поэзии», и которая считается образцовой хрестоматией русской поэзии. Наряду с критической деятельностью Александр Петрович известен как писатель. Его произведения печатали почти все крупные журналы и газеты: «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Русское слово», «Русский вестник», «Всемирный труд», «Время», «Эпоха», «Исторический вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», особенно часто с 1875 по 1884, иногда до 50 статей в год, «Голос», «Правительственный вестник», «Нива».
Кроме этого, А. П. Милюков состоял редактором таких изданий, как «Светоч» (с 1860 г.), «Сын отечества», (1869—1871), «Русский мир» (c 1873 г.). Его произведения «Царская свадьба» (былина из жизни Иоанна Грозного), «Рассказы из обыденной жизни», «Рассказы и путевые воспоминания», «Отголоски на литературные и общественные явления», «Путешествие по России», «Доброе старое время», «Афины и Константинополь» выдержали в своё время несколько переизданий.
Александр Петрович Милюков (30 июля [11 августа] 1816, Козлов, Тамбовская губерния — 6 [18] февраля 1897, Санкт-Петербург) — русский писатель, литературный критик, журналист,… Развернуть
Иван Михайлович Касаткин — русский советский писатель, редактор, сотрудник ВЧК.
Родился в крестьянской семье в деревне Барановицы Кологривского уезда Костромской губернии (теперь Кологривский район Костромской области). С 9 лет начал зарабатывать себе на жизнь, в 13 лет научился читать. С 14 лет знаком с Генрихом Ягодой.
В 1899 переехал в Санкт-Петербург, работал слесарем, помощником машиниста, посещал подпольные кружки. В 1902 учился стихосложению у К. К. Случевского. В том же году вступил в РСДРП, за революционную деятельность не раз бывал в тюрьме и в ссылке.
В 1904 в Нижнем Новгороде организовал подпольную типографию (в доме, где находилась квартира отца Г. Ягоды; юный Генрих участвовал в её работе). В 1907 опубликовал первый рассказ. В 1907—1908 годах в газетах «Судоходец», «Нижегородский листок» Касаткин опубликовал 30 рассказов, очерков, стихотворений.
С 1908 г. переписывался с Горьким. Горький принял живейшее участие в литературной судьбе Касаткина. Он оказывал ему материальную помощь, рекомендовал круг чтения, советовал темы для рассказов, редактировал их. По рекомендации Горького рассказы Касаткина публиковались в «Заветах», «Просвещении», в сборниках товарищества «Знание». Переписка между Касаткиным и Горьким насчитывает около 100 писем. Личное знакомство состоялось в 1914 году в Москве.
В 1914 году Касаткин переехал в Петербург. В 1916 по предложению Е. П. Пешковой возглавил отряд по собиранию на Западном фронте сирот и детей беженцев и доставлял их в Москву. При его участии организовано 18 приютов и 43 столовые. После революции занимал различные посты в советских учреждениях.
В ноябре 1917 познакомился с председателем минского совета К. И. Ландером. Весной 1918 года Касаткин возвратился в Москву. Был инспектором по преобразованию губернских палат в отделы Наркомата госконтроля РСФСР (нарком К. И. Ландер). В 1918 г. выполнял спецзадание по обследованию завода взрывчатых веществ в Нижнем Новгороде.
Заведовал издательством ВЦИК. В 1919 вместе с В. Воровским основал Госиздат, был членом его первой редколлегии, затем заведующим литературно-художественным отделом. Председатель литературно-художественной коллегии литературного отдела Наркомпроса РСФСР; три месяца ездил с агитпоездом имени Ленина по Прибалтике и Украине.
В ноябре 1919 г. по протекции Генриха Ягоды назначен заведующим архивом УД ОО ВЧК, работал по разборке трофейных белогвардейских архивов. В 1920 г. распоряжении полномочного представителя ВЦИК, НКВД и ВЧК на Дону и на Северном Кавказе, особоуполномоченного ОО ВЧК и начальника ОО Кавфронта К. И. Ландера. Проводил ревизии местных ЧК и ревтрибуналов в Кубано-Черноморской и Тверской областях, на Северном и Южном Кавказе, в Дагестане и Азербайджане. В марте 1920 г. принимал участие в исследовании по линии Наркомпроса дворцов и домика А. П. Чехова; встречался с писателями И. Шмелёвым, К. Треневым, Сергеевым-Ценским и другими. В апреле 1920 г. принимал участие в фильтрации белых офицеров и разгрузке тюрем. В августе-сентябре 1920 г. был начальником полевого отделения ОО Кавфронта.
В 1921—1922 годах в центральном аппарате ВЧК-ГПУ, инспектировал репертуар московских академических театров; редактирование в Госиздате. В 1920—1930-х годах занимался организационной работой во Всероссийском объединении крестьянских писателей. В 1925—1935 был редактором журналов «Красная нива», «Колхозник», «Земля советская». При советской власти написал лишь несколько рассказов. Замысел романа остался неосуществлённым.
31 января 1938 арестован, в апреле расстрелян
Иван Михайлович Касаткин — русский советский писатель, редактор, сотрудник ВЧК. Родился в крестьянской семье в деревне Барановицы Кологривского уезда Костромской губернии… Развернуть
Ахияр Хасанович Хакимов (башк. Хәкимов Әхиәр Хәсән улы; 1929—2003) — башкирский писатель, переводчик, критик, литературовед; кандидат филологических наук (1967).
Ахияр Хакимов родился 23 августа 1929 года в ауле Новоянбеково.
Его дед происходил из дворянского рода, служил офицером царской армии, участвовал в боях за Шипку. Ахияр рано потерял отца, и его воспитанием занималась бабушка. Закончив шесть классов в школе в деревне, он поступил на подготовительные курсы Давлекановского педагогического училища, одновременно посещая курсы радистов. В юношеские годы писал стихи, которые не сохранились.
Желая быстрее попасть на фронт, он в 14 лет взял в сельсовете справку, что ему 16, и уехал в Москву. На станции Щёлково Московской области он прибился к солдатам, которые забрали с собой. Так он оказался в г. Фрязино. Сначала его прятали, но потом начальство разрешило ему остаться, и он был включен в списки, учился на радиста, прыгал с парашютом. Лейтенантом у них был Григорий Чухрай, знаменитый впоследствии режиссёр.
С сентября по ноябрь 1943 г. участвовал в боях в составе 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады, переброшенной на правый берег Днепра. С конца 1943 года и до конца войны он воевал в составе 103-ей гвардейской стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта, где стал «сыном полка». Пережитое на фронтах войны дало Ахияру Хакимову богатый документальный материал для стихов, повестей, романов.
В 1950—1953 гг. работал учителем в Узбекистане. В 1953—1956 гг. был директором Старомусинской школы (Кармаскалинский район БАССР).
В 1961 г. окончил филологический факультет МГУ. В первой половине 1960-х защитил диссертацию, посвящённую творчеству М. Карима. В 1960—1962 — литературный сотрудник, заместитель главного редактора журнала «Агидель». Первые рассказы о любви печатал в башкирских литературных журналах в 1960-е годы, будучи студентом. Первая его книга — сборник литературно-критических статей — вышла в 1967 году.
В 1967 г. окончил аспирантуру ИМЛИ имени М. Горького.
В дальнейшем его жизнь была связана с «Литературной газетой»: в 1967—1992 гг. был редактором отдела литературы народов СССР, членом редколлегии, одновременно — секретарём правления Союза писателей РСФСР.
В 1990-е годы преподавал в Литературном институте в Москве, вёл башкирскую группу студентов.
Ахияр Хасанович был разносторонним человеком, занимался научной и преподавательской работой, публицистикой и переводами. Им были переведены на русский язык произведения башкирских писателей, а также народный башкирский эпос «Урал-батыр», на башкирский — эпос финского народа «Калевала».
Произведения А. Хакимова, написанные на башкирском языке, переведены на русский, украинский, казахский, узбекский, таджикский, туркменский, азербайджанский, татарский, эстонский языки. Его произведения печатались в Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Франции.
Скончался 27 декабря 2003 года в Москве.
Источник
Ахияр Хасанович Хакимов (башк. Хәкимов Әхиәр Хәсән улы; 1929—2003) — башкирский писатель, переводчик, критик, литературовед; кандидат филологических наук (1967). Ахияр Хакимов… Развернуть
Такен (Танирберген) Алимкулов (каз. Тәкен (Тәңірберген) Әлімқұлов; 22 ноября 1918, село Бабаата — 13 апреля 1987, Алма-Ата) — советский казахский поэт, писатель, литературный критик.
Такен Алимкулов родился в 1918 году в семье кочевника в селе Бабаата (ныне — в Созакском районе Южно-Казахстанской области).
С 14 лет работал табельщиком в колхозе. В 1945—1949 годах работал ответственным секретарём областной газеты «Оңтүстік Қазақстан», в 1947—1955 — заведующим отделом газеты «Лениншіл жас». Одновременно в 1953 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького.
В 1956—1971 годах — консультант секретариата правления Союза писателей СССР по казахской и киргизской литературам, в 1973—1974 — консультант в Союзе писателей Казахской ССР. Член КПСС с 1960 года.
Скончался в Алма-Ате в возрасте 68 лет.
Такен (Танирберген) Алимкулов (каз. Тәкен (Тәңірберген) Әлімқұлов; 22 ноября 1918, село Бабаата — 13 апреля 1987, Алма-Ата) — советский казахский поэт, писатель, литературный… Развернуть
Уильям Сатклифф — английский новеллист.
родился в 1971 году. Учился в школе для мальчиков Haberdashers' Aske's (англ. Haberdashers' Aske's Boys' School), где его одноклассником был ныне знаменитый британский актёр Саша Барон Коэн. Окончил Кембридж, где играл в знаменитой комической труппе «Рампа», с которой гастролировал по всей Европе.
В это же время он начал писать свою первую книгу «Новенький» (в других переводах «Новый герой»). Роман снискал большую популярность в рядах английской молодежи. Следующим успешным романом стала книга о группе студентов-англичан, которые отправляются в путешествие по Индии, слабо представляя, чего от неё ждать. Прозу Сатклифа можно охарактеризовать как сатирическую, а первую книгу автора называют автобиографической. В его романах затрагиваются актуальные молодёжные темы: секс, флирт, мужская дружба. Критики принимают его весьма благосклонно.
Некоторое время Сатклиф работал гидом во Франции, на телевидении. Но позднее сосредоточился на литературе. Уильям Сатклиф женат на писательнице Мэгги О`Фаррелл (англ. Maggie O'Farrell).
Уильям Сатклифф — английский новеллист. родился в 1971 году. Учился в школе для мальчиков Haberdashers' Aske's (англ. Haberdashers' Aske's Boys' School), где его… Развернуть
Сигурд Хёль (норв. Sigurd Hoel; 14 декабря 1890, Нур-Одал — 19 октября 1960, Осло) — выдающийся норвежский писатель, мастер социально-психологического романа. Издаётся с 1918 года.
До Второй мировой войны изучал в университете Осло естественные науки. С начала войны участвовал в партизанском движении Норвегии — Движении Сопротивления. В 1943—1945 годах жил в Швеции.
Из предисловия к одной из книг:
Сигурд Хёль — один из крупнейших писателей современной Норвегии. Его творческий путь начался в 1918 году новеллой «Идиот», написанной специально для литературного конкурса. Новелла получила первый приз не только норвежский, но и общескандинавский. Это решило судьбу Сигурда Хёля, которому тогда было 28 лет.
Жизнь Сигурда Хёля бедна внешними событиями. Он родился в семье бедного сельского учителя в Северном Удале. В ранней юности он приехал учиться в Осло. В те годы его одинаково увлекали и литература, и история, и математика, и естествознание. Товарищи по университету были уверены, что со временем Сигурд Хёль станет выдающимся ученым в области естественных наук. Однако судьба заставила его бросить университет и заняться педагогической деятельностью. И здесь он также проявил незаурядные способности. Кроме работы в школе, Сигурд Хёль занимался и журналистикой.
Став писателем, Сигурд Хёль не ограничил свою деятельность только рамками литературного творчества. Благодаря своим разносторонним знаниям и интересам, он вплоть до самой смерти, последовавшей в 1960 году, играл чрезвычайно активную роль в культурной и общественной жизни Норвегии. Он горячо откликался на все происходившие в мире события. С начала тридцатых годов он был бессменным консультантом в различных литературных издательствах и журналах. Он, как миссионер, пролагал путь в литературных дебрях для всех молодых писателей. Он создал знаменитую так называемую «Желтую серию», в которой издавались различные иностранные писатели, и первый познакомил норвежцев с такими писателями, как Фолкнер, Колдуэлл, Кафка. Известный норвежский драматург и критик Хельге Крог писал, что Сигурд Хёль благодаря своей необычайно разносторонней деятельности на поприще культуры был одним из самых полезных людей для Норвегии.
В начале своего творческого пути, в двадцатые годы, Сигурд Хёль стоял на крайне левых позициях. В то время в Норвегии наблюдался большой подъем рабочего движения и вся интеллигенция была настроена весьма радикально. Сигурд Хёль был в те годы одним из редакторов журнала «Мут даг» («Навстречу дню»), который появился в Норвегии в связи с возникновением барбюсовского отделения «Кларте». В редакцию журнала входили представители и левого крыла норвежской рабочей партии, создавшие позже Коммунистическую партию Норвегии.
Однако к концу тридцатых годов радикальные настроения среди интеллигенции сменились чувством страха и безнадежности перед надвигающейся катастрофой. Боевой дух сменился усталостью. Не видел выхода и Сигурд Хёль. Заняв индивидуалистическую позицию скептика, Сигурд Хёль до конца жизни стоял вне политических партий. Но он никогда не переставал бороться против любого проявления реакции и в первую очередь против фашизма. Сигурду Хёлю были чужды политические идеалы крупнейшего норвежского писателя-коммуниста Нурдаля Грига, но это не мешало ему сотрудничать в журнале Грига «Вейен фрем» («Путь вперед»), потому что главная задача этого журнала состояла в разоблачении фашизма. Опираясь на лучшие литературные традиции Норвегии, Сигурд Хёль и в своих художественных произведениях неизменно выступал как гуманист, борющийся за культуру, за просвещение, за всестороннее развитие человеческой личности.
За первой новеллой последовал сборник рассказов. Основной темой этого сборника было лирическое повествование о несчастной любви. С тех пор эта тема прочно вошла в творчество Хёля.
Настоящий большой успех пришел к Сигурду Хёлю в 1927 году с романом «Грешники на летнем солнце». Критика по-разному отнеслась к этому роману, зато церковники дружно осудили его за аморальность.
В таких романах, как «Грешники на летнем солнце», «Созвездие Плеяды», «Один день в октябре» и «Сезам-Сезам», написанных перед второй мировой войной, Сигурд Хёль в сатирических красках изобразил жизнь определенных кругов норвежской буржуазии, разоблачил фальшь и лицемерие буржуазного общества.
В других романах, написанных в то же время, в центре внимания автора судьба и переживания одного человека. В них Сигурд Хёль проявил себя как тонкий и глубокий психолог, способный проникнуть в самые сокровенные тайники человеческой души. Во всех своих произведениях Сигурд Хёль неизменно сохранял верность великим радикальным традициям классической литературы.
Пробовал Сигурд Хёль свои силы и в историческом жанре. В 1941 году вышел в свет его первый исторический роман «Фамильная сталь», а в 1958 году — продолжение этого романа «Заколдованный круг». Норвежская критика назвала этот самый последний роман Сигурда Хёля его лучшим произведением.
В послевоенных романах Хёля сатирическое изображение буржуазной среды тесно переплетается с лирическими мотивами и тонким психологическим анализом. Тут, прежде всего, следует назвать роман «Моя вина», который был начат им в Швеции, куда писателю в 1943 году пришлось бежать из оккупированной гитлеровцами Норвегии, а также романы «Я люблю другую», «Свидание с забытыми годами» и «У подножья Вавилонской башни». Все они были опубликованы с 1951 по 1956 год. Главные герои этих произведений — представители норвежской послевоенной интеллигенции, утратившие большую, настоящую цель в жизни и тоскующие по ней, мятущиеся и не понимающие друг друга. С тонким мастерством раскрывает Хёль характеры своих героев, страдающих от чувства одиночества и разобщенности.
Чем же интересен для нас в настоящее время роман «Моя вина», написанный Сигурдом Хёлем двадцать лет тому назад?
«Моя вина» — это роман о годах оккупации Норвегии гитлеровской Германией, о норвежском движении Сопротивления. Он вышел в 1947 году; это было одно из первых художественных произведений в норвежской литературе, в которых изображалась оккупация. Но самое важное и интересное в этом романе то, что в нем, как ни в одном другом норвежском произведении, посвященном годам оккупации, остро и прямо ставится вопрос: как случилось, что те или иные норвежцы стали предателями и нацистами? В какой степени каждый человек несет за это ответственность? Как глубоко проник в людей фашизм?
Тема предательства для Норвегии носит отнюдь не академический характер. Ведь именно эта, казалось бы, вполне благополучная буржуазно-добродетельная страна выпестовала» Квислинга, имя которого уже четверть века стало нарицательным для обозначения предателя.
В апреле 1940 года Норвегия подверглась немецкой оккупации. Некоторым норвежцам удалось бежать за границу, многие уходили в подполье, так или иначе участвуя в Сопротивлении, однако кое-кто принял немцев с распростертыми объятьями. Квислинг в Норвегии оказался далеко не в одиночестве, у него была партия, за ним шла молодежная профашистская организация хирдовцев.
Почему же так получилось? По-видимому, местный нацизм все-таки не оказался привозным продуктом, он возрос на скандинавской почве и в гитлеризме попросту узнал ближайшего родственника.
Где же истоки фашизма? — спрашивает автор. Если нацизм уже однажды дал всходы на этой земле, где гарантия, что он не расцветет и во второй раз?
Со страстной настойчивостью, редкой для буржуазного писателя, Сигурд Хёль ставит эти вопросы и нигде на протяжении всего романа не пытается увильнуть от ответов. Слишком насущный характер носят эти вопросы.
«Проснитесь! Пора! Пора понять! — говорит автор на последней странице книги. — Мы сейчас должны понять, иначе уже никогда не поймем, иначе это случится снова, еще хуже, еще ужаснее!»
«Моя вина» — не просто роман об оккупации. Это в первую очередь роман о предательстве в самом широком смысле этого слова. Герой его — типичный представитель норвежской интеллигенции, юрист, увлекающийся физикой, участник движения Сопротивления. Его прозвище — Безупречный. Под влиянием случайного разговора Безупречный задумывается над тем, что именно привело в ряды нацистской партии некоторых его друзей и знакомых, которых он знал в юности. Ему кажется, что ответ на этот вопрос надо искать в прошлом и что, если он до него докопается, это поможет не только понять настоящее, но и избежать повторения чего-то подобного в будущем.
Роман представляет собой записки главного героя, которые он начинает вести в Норвегии в 1943 году, потом продолжает их в эмиграции в Швеции и, наконец, заканчивает в Норвегии в 1947 году. На первый взгляд эти записки кажутся беспорядочными, лишенными какой бы то ни было логической связи. Воспоминания о прошлом переплетаются с рассказом о настоящем, о борьбе с оккупантами. Но постепенно между прошлым и настоящим определяется четкая связь, возникает некая железная закономерность, и перед читателями открывается широкая перспектива.
Герой вспоминает далекие двадцатые годы, когда он сам и те, кто теперь предал родину, были еще студентами. Он пытается понять, когда и как произошел в них тот поворот, который в конце концов привел их к нацистам. Постепенно он переходит к воспоминаниям о собственной юности, о любви, о девушке, которую он давно потерял из виду, но которую продолжал любить всю жизнь.
Решая проблему предательства, герой приходит к убеждению, что и он, Безупречный, тоже в какой-то степени предатель. А фашизм произрастает и из предательства. Предают в любом возрасте. В молодости это особенно страшно. В юности Безупречный предал любовь, и этот его поступок спустя двадцать лет принес чудовищные плоды.
Оказалось, что и Безупречный не имеет права отрицательно ответить на вопрос, который поставил перед ним один из сопротивленцев, скрывавшийся у него на подпольно квартире:
«Кто из нас так чист, что может объявить во всеуслышанье: я безгрешен. Я не нацист, не явный, не тайный, ни единым помыслом моим, ни единым делом или словом. И я не несу вины за то, что кто-то другой сделался нацистом».
Вопрос о предательстве сливается в романе с вопросом о личной ответственности каждого человека. Каждый ответствен за себя, друга, недруга, за страну и за время. Хёль особенно подчеркивает, что уже в юности, когда судьба человека еще не определилась, он обязан сознательно относиться ко всем своим поступкам и давать им правильную оценку. Сигурд Хёль говорит, что трусость, злоба, зависть, жажда обогащения, пассивность, любой компромисс с собственной совестью — все это играет на руку фашизму и в конце концов может привести людей в его лагерь.
Вспоминая прошлое для того, чтобы объяснить настоящее, герой начинает испытывать страх за будущее. Он видит, что даже после победы над фашизмом еще остались те корни зла, которые в свое время позволили фашизму победно шествовать по Европе. Ему кажется, что люди, склонные забыть войну, как страшный сон, своей беспечной успокоенностью создают возможность для возрождения нацизма.
Сатирическое и психологическое мастерство Сигурда Хёля выражено в этом романе необыкновенно ярко. Рисуя картины жизни норвежского студенчества двадцатых годов, создавая портрет своего юного героя, в котором, как в плавильном котле, кипят и отчаяние бедности, и радость бытия, и пьянящее чувство свободы, и тоска одиночества, изображая его короткую любовь, Сигурд Хёль поднимается на подлинную поэтическую высоту.
Норвежская критика писала, что из всех книг о минувшей войне «Моя вина» в идейном отношении является произведением самым глубоким и самым богатым.
Сигурд Хёль видел выход только в нравственной ответственности каждого человека, но его тревога за судьбу мира, его страстный призыв к борьбе с фашизмом в любом его проявлении звучат так же горячо, так же актуально, как и двадцать лет тому назад.
Л. Горлина
Сигурд Хёль (норв. Sigurd Hoel; 14 декабря 1890, Нур-Одал — 19 октября 1960, Осло) — выдающийся норвежский писатель, мастер социально-психологического романа. Издаётся с 1918… Развернуть
Аркадий Анастасьев - советский театровед, критик, педагог. Доктор искусствоведения (1971).
Работал в Институте искусствознания, "Литературной газете", журнале "Театр".
Преподавал в Школе-студии МХАТ, ГИТИСе.
Аркадий Анастасьев - советский театровед, критик, педагог. Доктор искусствоведения (1971). Работал в Институте искусствознания, "Литературной газете", журнале "Театр".… Развернуть
Василий Сидорович Земляк (настоящие имя и фамилия — Вацлав Вацек; укр. Василь Сидорович Земляк) — украинский советский писатель, киносценарист.
Родился 23 апреля 1923 года в селе Конюшевка (ныне Липовецкий район, Винницкая область, Украина) в крестьянской семье. По отцовской линии род его происходит из Чехии, откуда в 1874 году на Украину переселился прадед будущего писателя. Окончил с отличием чешскую семилетнюю школу. Ещё в школе написал свои первые стихи, пьесы и рассказы. Окончив среднюю школу, поступил в Харьковское авиационное училище. Но война прервала учёбу: восемнадцатилетний юноша попал на фронт.
Участник Великой Отечественной войны. Оказался в партизанском отряде, воевал командиром партизанского взвода, а со временем конного отряда имени А. В. Суворова.
После войны в 1949—1953 годах учился на заочном отделении Житомирского сельскохозяйственного института, работал в газете, на киностудии имени А. П. Довженко. В 1963—1966 годах — главный редактор Киевской киностудии. В 1964—1969 годах — руководитель её сценарной мастерской.
Умер 17 июля 1977 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Василий Сидорович Земляк (настоящие имя и фамилия — Вацлав Вацек; укр. Василь Сидорович Земляк) — украинский советский писатель, киносценарист. Родился 23 апреля 1923 года в… Развернуть
Виктор (полное имя — Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович Го́фман (14 (26) мая 1884 года, Москва — 13 августа 1911 года, Париж) — русский поэт, прозаик, критик, переводчик.
Виктор Гофман родился в Москве в семье австрийского подданного. Его отец был мебельным фабрикантом и декоратором. В 1895 году Виктора отдали в Московское реальное училище. Однако мальчик почувствовал интерес к классическому образованию, поэтому в следующем году перешёл в 3-ю московскую гимназию, где его близким другом стал Владислав Ходасевич. Гимназию Гофман окончил в 1903 году с золотой медалью.
В 1903—1908 годах Виктор Гофман учился на юридическом факультете Московского университета.
С 1905 года Гофман активно работал как журналист. Он помещал статьи на социально-политические темы, обзоры художественных выставок, статьи и рецензии о современной литературе (многие анонимно или под псевдонимами) в газетах «Русский листок», «Москвич», «Век», «Свободный труд», «Раннее утро», «Вечерняя заря», «Руль», в журнале «Дело и отдых».
В июне 1911 года Гофман отправился в заграничное путешествие. В начале июля он обосновался в Париже. Там он в своём номере отеля 13 августа 1911 года в состоянии внезапного психического расстройства покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера.
Творчество.
В январе 1905 года в Москве вышел первый сборник стихов Гофмана «Книга вступлений. Лирика. 1902—1904». Критики отметили в этом сборнике музыкальность стиха, мечтательный лиризм, сосредоточенность на интимных настроениях, эстетизацию действительности, сильное влияние поэзии Константина Бальмонта и Валерия Брюсова.
В начале декабря 1909 года в Санкт-Петербурге увидела свет вторая книга стихов поэта — «Искус». Представленные в ней произведения не отличались тематическим разнообразием и глубиной содержания, хотя благодаря разработанной Гофманом системе мелодических повтором (поэт учёл опыт Бальмонта) критики позднее стали говорить об особой «гофмановской интонации».
Самым известным стихотворением Гофмана стало «Летний бал» (1905).
Издав «Искус», Гофман решил отказаться от написания стихов и перейти к прозе. В одном из писем (от 8 сентября 1909 года) он прежнюю поэтическую деятельность видел как «искус перед посвящением»: «Я его преодолел и я чувствую себя теперь посвящённым (в звание писателя)».
В 1912 году в Санкт-Петербурге посмертно издана книга Гофмана «Любовь к далёкой. Рассказы и миниатюры. 1909—1911 гг.», подготовленная к печати автором. Критика в целом положительно встретила книгу, но отмечала, что писатель не успел полностью выразить себя в прозе, не сумел открыть «новых граней и новых перспектив».
В 1917 году под редакцией Валерия Брюсова вышло двухтомное собрание сочинений Виктора Гофмана.
Виктор (полное имя — Виктор-Бальтазар-Эмиль) Викторович Го́фман (14 (26) мая 1884 года, Москва — 13 августа 1911 года, Париж) — русский поэт, прозаик, критик, переводчик.… Развернуть
Бори́с Серге́евич Ромашо́в (18 (30) июня 1895, Санкт-Петербург, — 6 мая 1958, Москва) — советский драматург.
Борис Ромашов родился в Санкт-Петербурге в семье актёров. С 1916 года выступал на сцене, в 1922 году переехал в Москву, где занялся журналистикой и начал писать пьесы. Учился в Московском университете. Автор статей о театре и драматургии.
Умер 6 мая 1958 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Бори́с Серге́евич Ромашо́в (18 (30) июня 1895, Санкт-Петербург, — 6 мая 1958, Москва) — советский драматург.
Борис Ромашов родился в Санкт-Петербурге в семье актёров. С 1916 года… Развернуть
КАНТОРОВИЧ Владимир Яковлевич (2(15).04.1901, Петербург – 27.06.1977, Москва), писатель, критик. Окончил факультет общественных наук МГУ (1924). Печатался с 1929. Много путешествовал по Советскому Союзу, в т.ч. посещал Сахалин. Автор многочисленных книг, в т. ч.: «Сахалинских очерков» (1932; многократно переиздавалась), повести «Детство нивха Ковгэна» (1937) и др. В 1935–37 вел отдел критики в журнале «Наши достижения». В 1937 участвовал в переписи нивхских стойбищ на Северном Сахалине. Незаконно репрессирован (1937). В 1956 вернулся к литературной деятельности. Неоднократно приезжал на Сахалине и Курильских островах (в 1958, 1961, 1963 и др. годы), оставил документально-художественные материалы по истории Сахалинской области. В 1961 путешествовал по западному побережью Сахалина с А.С. Ткаченко. В 1963 году посетил п-ов Шмидта. Результатом поездки стала книга «Окраина на окраине», вошедшая в «Сахалинские тетради» (1965), которые К. писал более 30 лет на основе всех путешествий по Сахалину. Фрагменты из сахалинских наблюдений печатались в газете «Советский Сахалин» (1959). Научное сообщение «Русская речь нивхов», прочитанное К. в 1959 в Институте этнографии АН СССР, публиковалось в сборнике «Литературный Сахалин» (1960), очерк «Конец Винокурова» – в журнале «Дальний Восток» (1961), очерки «В сахалинских поездках» – в журнале «Дружба народов» (1965) и др.
Источник: Энциклопедия Сахалинской области
КАНТОРОВИЧ Владимир Яковлевич (2(15).04.1901, Петербург – 27.06.1977, Москва), писатель, критик. Окончил факультет общественных наук МГУ (1924). Печатался с 1929. Много… Развернуть
Сэйси Ёкомидзо (横溝 正史, Yokomizo Seishi, 24 мая 1902 - 28 декабря 1981)
Родился 24 мая 1902 в Кобе город, префектура Хего. Детективами увлекся еще в юности, а в 1921 году опубликовал свой первый рассказ в детективном жанре. Окончил Фармацевтический колледж в Осаке по специальности фармацевт и должен был работать в семейной аптеке.
Но желание писать оказалось сильнее. Воспользовавшись помощью Эдогава Рампо (его он считал своим учителем), в 1926 году отправляется в Токио и поступает на работу в книжное издательство Hakubunsha. Подает в отставку в 1932 году и становится профессиональным писателем.
В июле 1934, в то время лечения в горах Нагано от туберкулеза, он пишет свой первый роман Onibi, который был опубликован в 1935 году.
После окончания Второй мировой войны его книги получили широкое признание. В большинстве его романов расследованием загадочных убийств занимается частной сыщик Коскэ Киндаити (Kosuke Kindaichi). Произведения Ёкомидзо стали образцом жанра для послевоенных японских авторов детективов и принесли ему титул «великого мастера готического романа-тайны». Критики в англоязычных странах часто называют его "Японским Джоном Диксоном Карром", книгами которого Ёкомидзо восхищался.
Умер Сэйси Ёкомидзо от рака толстой кишки 28 декабря 1981 года.
Ёкомидзо - самый популярный в Японии автор детективов. Тиражи его романов - более 55 миллионов экземпляров, по ним в Японии снято огромное количество фильмов и телевизионных сериалов. В честь Сэйси Ёкомидзо была учреждена литературная премия его имени в жанре "детективная литература". Она присуждается ежегодно за ранее непубликовавшееся призведение, победитель получает статуэтку частного сыщика Коскэ Киндаити и денежную премию в размере 10 млн. иен.
Сэйси Ёкомидзо (横溝 正史, Yokomizo Seishi, 24 мая 1902 - 28 декабря 1981) Родился 24 мая 1902 в Кобе город, префектура Хего. Детективами увлекся еще в юности, а в 1921 году… Развернуть
Аксель Сандемусе (Aksel Sandemose, 19.03.1899 - 6.08.1965) - выдающийся датский и норвежский писатель ХХ столетия, один из признанных мастеров психологической прозы. Самый известный его роман - "Беглец пересекает свой след" (En flyktning krysser sitt spor, 1933), где писатель формулирует "Закон Янте" (Janteloven).
Будущий писатель при рождении получил имя Axel Nielsen и вырос в маленьком городке Нюкёбинг. Быт и нравы городка послужили материалом для последующего творчества. Семья была многодетной и едва сводила концы с концами. Отец Акселя Йорген Нильсен был борцом за трезвость и убеждённым социалистом. Мать, Амалие Якобсдаттер Нильсен, была родом из Норвегии. Несмотря на жизненные тяготы, она смогла передать сыну любовь к родной стране - не случайно название родовой усадьбы Сандермусе стало впоследствии литературным псевдонимом Акселя (с 1921 года).
В шестнадцать лет Аксель, уставший от материальных проблем и тяжёлой атмосферы провинциального городка, сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. До этого он успел конфирмоваться и пройти зимние курсы для учителей, где познакомился с литературой и проявил тягу к изучению языков. Его заветной мечте - стать энтомологом - не суждено было сбыться. В море юноше пришлось тяжело - там "не было книг, развлечений, тем для разговора". Осенью 1916 года он покидает шхуну "Катрин", которая причалила на острове Фого на северном побережье Ньюфаундленда. В своих произведениях писатель будет постоянно возвращаться к этому месту, называя его Бухтой Несчастий. Прожив некоторое время в Ньюфаундленде, он отплывает обратно в Европу и летом 1917 года возвращается в родной город.
Два года спустя Аксель перебирается в Копенгаген. Жизнь в столице, где культурная и интеллектуальная жизнь била ключом, была ему более по нраву, и вскоре у молодого человека созрело желание стать писателем. Первые произведения Сандемусе были отвергнуты издателями, и первые произведения ему удалось опубликовать уже в 1921 году. Это были зарисовки в прозе, напечатанные в газетах. Первая книга Сандемусе - сборник новелл "Рассказы с Лабрадора" (Fortællinger fra Labrador) - появляется в 1923 году. В 1920-е годы он издаёт ещё ряд книг, в основном связанных с "морской" тематикой. Критики довольно сдержанно отнеслись к первым произведениям Сандемусе, упрекая его в излишнем подражании Джеку Лондону и Джозефу Конраду.
В 1930 году Сандемусе переезжает в Норвегию. Теперь он осознаёт себя норвежским писателем и начинает писать на норвежском языке. Но меняется не только язык его произведений. Сандемусе вырабатывает новую творческую манеру, работая в жанре психологического романа. Как и Сигурд Хёль, он увлекается фрейдизмом, и это отражается в его творчестве. Внимание к "тёмным" глубинам подсознания, решающая роль дестких и юношеский переживаний, глубокая внутренняя рефлексия отличают героев зрелых произведений писателя.
В 1930-е годы он создаёт цикл романов об Эспене Арнакке: "Моряк сходит на берег" (En sjømann går i land, 1931), "Беглец пересекает свой след" (En flyktning krysser sitt spor, 1933), "Скамейка в саду" (Det stod en benk i haven, 1937) и "Сумятица" (Brudulje, 1938). Самый значительный из них - "Беглец пересекает свой след". Первоначально он назывался "Рассказ о детстве убийцы". Главный герой вырос в маленьком городке Янте, прототипом которогo был родной город Сандемусе Нюкёбинг в Ютландии. Эспен Арнакке задыхается в атмосфере лжи и косности, ему претит лицемерие и грубость обитателей городка. Но попытка "убежать" от Янте оказывается безуспешной: этот городок, его нравы и его законы стали частью самого героя, вошли в его плоть и кровь. Название "Янте" стало нарицательным даже за пределами Норвегии, а свод "законов Янте" - хрестоматийным:
1. Du skal ikke tro, du er noget.
Не думай, что ты что-то собою представляешь.
2. Du skal ikke tro, at du er lige så meget som os.
Не думай, что ты столь же значителен, что и мы.
3. Du skal ikke tro, at du er klogere end os.
Не думай, что ты умнее нас.
4. Du skal ikke bilde dig ind, at du er bedre end os.
Не воображай, что ты лучше нас.
5. Du skal ikke tro, at du ved mere end os.
Не думай, что ты знаешь больше, чем мы.
6. Du skal ikke tro, at du er mere end os.
Не думай, что ты – больше нас.
7. Du skal ikke tro, at du duer til noget.
Не думай, что ты для чего-то годишься.
8. Du skal ikke le ad os.
Не смейся над нами.
9. Du skal ikke tro, at nogen bryder sig om dig!
Не думай, что у кого-то есть до тебя дело!
10. Du skal ikke tro, at du kan lære os noget!
Не думай, что ты можешь чему-то научить нас!
Косность, невежество, высокомерие и своего рода "стадный инстинкт" - вот черты, определяющие мышление обитателей провинциального городка. В этом "кодексе" воплощено обывательское мышление, ставшее в начале ХХ столетия "рассадником" для тоталитарных идеологий. Но при этом стоит заметить, что проблема "кодекса Янте" - не столько конкретно-историческая, сколько вечная, и сводить её к подспудной критике нацизма или коммунизма вряд ли правомерно. Проблема Янте вне времени и может быть спроецирована на многие эпохи и общества. Об этом же пишет Сигурд Хёль в романе "Заколдованный круг", похожую картину - уже применительно к современности - рисует норвежский режиссёр Карин Юльсрюд в фильме "1732 Høtten" (1998). Есть мнение, что "кодекс Янте" отражает типично скандинавские обывательские черты. Это верно, пожалуй, лишь отчасти: наверняка в любом уголке планеты мы можем обнаружить свой "Янте", живущий по своим неизменным законам.
Завязка психологического конфликта во многих произведениях Сандемусе - убийство, некогда совершённое главным героем. Герой размышляет над случившимся, осмысляя события прошлого и пытаясь найти причины своих поступков, в том числе иррациональные. Своей задачей как писателя Сандемусе видел прояснить неясное и преодолеть иррациональное - то, что является причиной зла. В этом плане к "Беглецу..." близок более поздний роман "Былое - это сон" (Det svundne er en drøm), созданный в годы войны, когда Сандемусе находился в Швеции. В Норвегии книга появилась в 1946 году.
"Былое - это сон" написан в форме дневниковых заметок и мемуаров. Главный герой Джон Торсон - богатый американец норвежского происхождения - адресует их своему сыну. Когда-то Торсон, как и Эспен, совершил убийство, в котором сам боится себе признаться. До самого конца романа читатель может лишь догадываться о том, кто же был настоящим убийцей. Между двумя героями много общего. Оба они "беглецы" - так, Торсон когда-то бежал в Америку от неразделённой любви. Оба исследуют своё прошлое, мучительно размышляя над причинами случившегося и пытаясь понять себя в настоящем. Торсон лишён нравственных принципов и зачастую ведёт себя как негодяй, прекрасно это осознавая. Размытость моральных ценностей сопрягается и с размытостью самой реальности: события прошлого превращаются в сон. Не случайно герой даже не может вспомнить, как убивал Антона Странда - он пребывал в состоянии "по ту сторону" реальности. В итоге герой оказывается опустошённым - стремясь к независимости, он остался совершенно один, утратил способность любить. Он уже не живёт, а существует.
Любопытна ещё одна "сквозная" тема в творчестве Сандемусе - тема двойника. Свой двойник, воплощающий тёмные, иррациональные стороны натуры, есть и у Эспена, и у Джона. Эта тема получает воплощение и в романе "Оборотень" (Varulven, 1958), где главный персонаж Эрлинг Вик является, условно говоря, «наследником» Арнакке и Торсона. По крайней мере, у них много общего. Вновь перед читателем – любовный треугольник и тема ревности, завершающаяся кровавой драмой. Но на сей раз Сандемусе уже прямо связывает низменные инстинкты человека, его «оборотническую» сторону с конкретно-историческим явлением – нацизмом.
Уже начиная с «Беглеца…» писатель обновляет традиционную форму романа, и в этом плане его можно поставить в один ряд с такими выдающимися авторами, как Джойс и Пруст (хотя едва ли правомерно говорить о каком-либо влиянии). Сюжет в традиционном понимании этого слова, интрига играют скорее второстепенную роль. Большое место уделяется многочисленным отступлениям, философским рассуждениям, описаниям и т.п. Сандемусе свободно оперирует различными временными планами, его герои постоянно перемещаются из прошлого в настоящее и наоборот. Это делает прозу Сандемусе сложной для чтения и восприятия, но в то же время его произведения интересны для вдумчивого читателя, интересующегося психологией и философией.
К сожалению, обстоятельства жизни Сандемусе складывались не лучшим образом. Он часто прикладывался к спиртному, и эта привычка усилилась после смерти жены и девятилетнего сына Эспена. Писатель умер в Копенгагене в 1965 году, хотя когда-то мечтал прожить сто лет с тем, чтобы застать три века.
Другой сын Сандемусе – Йорген (род. 1945) – стал в 70-е годы одним из лидеров марксистского движения в Норвегии. Основная сфера его занятий – философия. В 2004 году Йорген Сандемусе выпустил в свет биографию отца. Подчёркивая автобиографичность его романов, Йорген в то же время утверждает, что его отец любил создавать мифы о себе самом. Сандемусе вовсе не был идеальным семьянином, как и некоторые его коллеги-писатели. Сложность и противоречивость его натуры нашла воплощение в творчестве. «Убийство и любовь – единственное, о чём стоит писать», - эта фраза из романа «Былое – это сон» может служить ёмким эпиграфом к творчеству Сандемусе.
(с) А.А. Сельницин (БНИЦ)
Аксель Сандемусе (Aksel Sandemose, 19.03.1899 - 6.08.1965) - выдающийся датский и норвежский писатель ХХ столетия, один из признанных мастеров психологической прозы. Самый… Развернуть
Сева Новгородцев, MBE (настоящее имя — Всеволод Борисович Левенштейн) — легендарный радиоведущий Русской службы Би-би-си, ведущий музыкальной программы Би-би-си, впоследствии приобретшей название «Рок-посевы», а также разговорных передач «Севаоборот» и «БибиСева».
Кавалер ордена Британской империи, автор книг «Рок-посевы», «Секс, наркотики, рок-н-ролл» и «Осторожно, люди», «Интеграл похож на саксофон». Оказался первым диск-жокеем в истории радиовещания на территории Советского Союза. Снялся в нескольких фильмах.
Родился в Ленинграде в семье капитана дальнего плавания.
В 1947 году поступил в 222-ю школу (б. Петришуле). В 1957 поступал в московские театральные институты (им. Щукина и им. Щепкина), но не был принят. В том же году поступил в ЛВИМУ (Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала Макарова).
В 1949 отец Севы переезжает с семьёй в Эстонию из-за инцидента с севшим на мель кораблём, в результате которого потерял должность.
С 1959 по 1965 годы — совмещение работы на флоте с карьерой джазового музыканта (тенор-саксофон).
В 1965 году попал в джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна. С 1972 года — руководитель ВИА «Добры Молодцы». К тому же периоду относится взятие фамилии помполита теплохода «Верхоянск», на котором Сева плавал штурманом, в качестве сценического псевдонима.
В 1974 году, по собственным словам, «заголодал по системе йогов (21 день) и, переосмыслив жизнь, бросил работу».
В 1975 году покинул Советский Союз. Жил в Австрии, в Италии (где в 1976 году в Риме принял крещение в протестантской церкви). С 1977 года живёт в Лондоне.
Первая музыкальная передача Севы Новгородцева на русской службе Би-би-си в коротковолновом диапазоне вышла 9 июня 1977 года под названием «Программа поп-музыки из Лондона». Передача (переименованная в «Рок-Посевы» с января 1991 года) выходила в течение 27 лет — до 12 июня 2004 года и принесла известность её автору в Советском Союзе.
С 7 ноября 1987 года по 4 ноября 2006 года вёл разговорную передачу «Севаоборот», большинство выпусков которой проводились в прямом эфире.
В 1995 году основал иллюстрированный ежемесячный рок-журнал на русском языке «О!», но проект закрылся по финансовым причинам (вышло три номера).
С февраля 2003 года выпускает ежедневную новостную программу «с человеческим лицом» «БибиСева».
Сева Новгородцев, MBE (настоящее имя — Всеволод Борисович Левенштейн) — легендарный радиоведущий Русской службы Би-би-си, ведущий музыкальной программы Би-би-си, впоследствии… Развернуть
Роберт Саути (англ. Robert Southey; 12 августа 1774 — 21 марта 1843) — английский поэт-романтик, представитель «озёрной школы». В наше время известен главным образом сказкой «Три медведя».
Саути учился в Вестминстерской школе и в Оксфорде, где познакомился с Кольриджем. В молодости увлекался идеями французской революции и написал драму «Уот Тайлер» в революционном духе. Много путешествовал, жил в Испании и Португалии; ему принадлежат переводы рыцарских романов (в частности, знаменитого «Амадиса Галльского»), а многие его баллады написаны на сюжеты из истории и легенд этих стран, например, «Королева Урака и пять мучеников» (Queen Orraca, and the Five Martyrs of Morocco, 1803).
Саути написал 5 больших описательных поэм — каждая на сюжет из мифологии разных народов: «Талаба-разрушитель» (1801), «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1814), «Видение суда» (1821).
«Родерик» — самое удачное из эпических произведение Саути, написанное на сюжет из борьбы христиан с маврами. В этой поэме много страсти, движения; подъём патриотических чувств прекрасно изображен; стих очень художественный и мелодичный. В лирической поэзии Саути много страстности: он пламенно ненавидел Наполеона, написал, среди других официальных «стихотворений на случай», нежную поэму «На смерть принцессы Шарлотты» и много других маленьких стихотворений, идиллических и отчасти добродушно юмористических.
В 1813 был избран придворным поэтом-лауреатом; после Саути это звание стало лишь почётным титулом первого поэта страны, но для него оно ещё было связано с обязанностью писать оды, посвящённые членам королевской семьи (в то время крайне непопулярной) по различным официозным поводам. «Боб Саути» критиковался многими современниками (в частности, Байроном: в начале «Дон Жуана» и в сатирической поэме «Видение суда», созданной в ответ на одноимённое сочинение Саути) за сервилизм по отношению к монарху и к европейской реакции 1810-х-1820-х годов.
Английские читатели последующих поколений забыли эпику и официозные стихи Саути и выше всего ставили его баллады, включавшиеся в хрестоматии английской поэзии: «Ингкапский риф», «Бленгеймский бой» (последняя содержит сильное осуждение войны).
Роберт Саути (англ. Robert Southey; 12 августа 1774 — 21 марта 1843) — английский поэт-романтик, представитель «озёрной школы». В наше время известен главным образом сказкой «Три… Развернуть
Антонио Буеро Вальехо (исп. Antonio Buero Vallejo; Гвадалахара (Испания), 29 сентября 1916 — Мадрид, 28 апреля 2000) — испанский драматург.
В юности заинтересовавшись живописью, принял участие в Испанской Гражданской войне на стороне республиканцев, за что был посажен в тюрьму. Несмотря на это, не сдался, и когда вышел, сконцентрировался на театре, не прекращая создавать общественные и политические воззвания, что стоило ему запрета ставить некоторые из своих работ.
Критика подразделяет его творчество на пьесы для символического театра, театр социальной критики, исторические драмы.
Многие пьесы драматурга были экранизированы.
Антонио Буеро Вальехо (исп. Antonio Buero Vallejo; Гвадалахара (Испания), 29 сентября 1916 — Мадрид, 28 апреля 2000) — испанский драматург. В юности заинтересовавшись живописью,… Развернуть
Родился 23 мая (3 июня) 1796 года в селе Богородское Сызранского уезда Симбирской губернии.
Семья была литературной. Отец перевёл "Письма Элоизы к Абеляру" и поэму Камоэнса "Лузиада". Дядя - известный поэт и государственный деятель Иван Иванович Дмитриев.
Рано осиротев, мальчик воспитывался в имении деда, бывшего сызранского городничего Ивана Гавриловича Дмитриева. Его образованием занимался гувернёр французский эмигрант ДАнглемон, черты которого впоследствии можно увидеть в образе Бопре из пушкинской "Капитанской дочки".
В 1811 году отправляется в Москву, где учится в Благородном пансионе Московского университета. Затем продолжил образование на словесном отделении.
Служил в архиве Коллегии иностранных дел ( те самые "юноши архивны"). Потом был чиновником для особых поручений при московском генерал-губернаторе, судьёй московского надворного суда и, наконец, обер-прокурором VII департамента Сената.
На службе отличался большим рвением, правдолюбием и неподкупностью.
Будучи уволенным после конфликта с могущественным Третьим отделением писал, прощаясь с должностью:
Придите все, кому в защите
Кому я в правде отказал.
И честно прямо говорите
Кого я сильным предавал.
После отставке жил в Москве и в селе Богородское под Сызранью, что отразилось в названиях его больших поэтических циклов: "Московские элегии" и "Деревенские элегии".
Всю жизнь увлекался литературой, считая её важнейшим занятием. Именно ему принадлежат слова: "Поэты куда нужнее губернаторов. Самого худого поэта кто-нибудь, да вспомнит. А кто вспомнит, да и что вспоминать о худом губернаторе?".
В доме своего дяди встречался со многими писателями эпохи, о чём оставил литературные воспоминания "Мелочи из запасов моей памяти".
Был членом "Общества любителей российской словесности", Общества громкого смеха. Был автором многочисленных эпиграмм, ходивших по рукам.
Увлекался философией, занимался переводами и литературной критикой. Был яростным противником Белинского.
На склоне лет начал писать мемуары "Главы из воспоминаний моей жизни", принёсшие ему посмертную славу и признание.
Умер 5 (17) сентября 1866 года в Москве. Похоронен на Даниловском кладбище. Могила не сохранилась.
Родился 23 мая (3 июня) 1796 года в селе Богородское Сызранского уезда Симбирской губернии.
Семья была литературной. Отец перевёл "Письма Элоизы к Абеляру" и поэму Камоэнса… Развернуть
Ларс Юхан Виктор Юлленстен — известный шведский писатель, доктор медицины, член Шведской академии наук. Общественный деятель, член Нобелевского комитета и Нобелевского фонда. Автор романов, новелл, эссе, стихотворных пародий.
Ларс Юлленстен родился в обеспеченной семье, его дядя, Туре Рангстрём, был известным шведским композитором. Окончил Каролинский институт по специальности "медицина" и работал там адъюнкт-профессором гистологии там с 1955 по 1973 годы. В 1966 году был избран членом Шведской академии наук, в 1968-1987 гг. — член Нобелевского комитета. В 1977-1986 годах постоянный секретарь Шведской академии, затем в 1987-1993 председатель правления Нобелевского фонда. В 1989 оставил Шведскую академию, отказавшуюся безоговорочно поддержать Сальмана Рушди, однако до конца жизни оставался ее номинальным членом.
С 1973 года Юлленстен полностью посвятил себя литературной деятельности, хотя его первая письменная работа была опубликована еще в 1946 году под псевдонимом "Ян Виктор". Это был сборник стихов под названием «Камера обскура» , прямолинейная пародия на шведскую модернистскую поэзию 1940-х годов. В 1949 вышла первая книга его «диалектической» прозаической трилогии Moderna myter («Современные мифы»). Через год вторая книга Det blåkeppet («Голубой корабль») и в 1952 — Barnabok («Детская книга»). В отмеченных экспериментаторством романе-дилогии «Смерть Сократа» (1960), романе-коллаже «Мемуары Каина» (1963), романах «В тени Дон Жуана» (1975) и «Возвращение тени» (1985) и др. рассматривал экзистенциальные проблемы личности, решаемые на историческом и мифологическом материале. Автор стихотворных пародий, новелл, эссе «Кредо нигилизма» (1964).
Ларс Юхан Виктор Юлленстен — известный шведский писатель, доктор медицины, член Шведской академии наук. Общественный деятель, член Нобелевского комитета и Нобелевского… Развернуть
Харт Крейн родился в 1899 году в маленьком городке штата Огайо. Сын успешного фабриканта, Крейн, так и не окончил школу. В 1917—1924 годах жил между Кливлендом и Нью-Йорком, подрабатывая в разных местах, в том числе — на фабрике отца. Критики постоянно упоминают о его многочисленных романах — и с женщинами и с мужчинами. “Странствия” (Voyages), написанные в 1925 году, посвящены его возлюбленному, моряку Эмилю Оппферу. Единственный сборник лирики Крейна "Белые здания" (White Buildings) вышел в 1926 г. Тогда же он начал работу над важнейшим своим произведением - поэмой "Мост" (The Bridge, 1930), которую так и не закончил. С 1928 года живет в Нью-Йорке. В 1932 году он бросился в море с борта парохода.
Харт Крейн — поэт почти не известный в России. Самоубийца, проживший немногим более тридцати лет, был одним из немногих американских лириков своего времени, чьи поиски созвучны опытам русской поэзии первой четверти ХХ века. Его первым учителем был Т. С. Элиот, и под его же влиянием Крейн пришел к Вебстеру, Марлоу и Донну. Отсюда сочетание в его поэтическом языке модернизма с реминисценциями из елизаветинской и даже доелизаветинской эпох. Крейн остается единственным истинным наследником восторженной мощи таких предшественников, как Уолт Уитмен и Эмили Дикинсон.
Харт Крейн родился в 1899 году в маленьком городке штата Огайо. Сын успешного фабриканта, Крейн, так и не окончил школу. В 1917—1924 годах жил между Кливлендом и Нью-Йорком,… Развернуть
Андре Вюрмсер (р. 27.4.1899, Париж), французский писатель, журналист, критик. Член французской коммунистической партии с 1934. В годы гитлеровской оккупации Франции (1940-44) участвовал в Движении Сопротивления; издатель нелегальной газеты «Ле патриот дю Сюд-Уэст» («Le patriote du Sud-Ouest»). После освобождения Франции - вице-президент Национальной федерации французской прессы, с 1954 член редакции газеты «Юманите». Первый роман «Смена хозяина» опубликован в 1928. В 1946-55 выпустил семитомный цикл романов «Человек приходит в мир» - реалистическое, хотя и несколько схематичное повествование о превращении буржуазного интеллигента в коммуниста. В. как публицист выступает с политическими комментариями в «Юманите», составившими книгу «Но... говорит А. Вюрмсер» (1961). В 1960 вышла книга очерков «СССР с открытым сердцем» (совместно с Л. Мамиак, рус. пер. 1961), а в 1964 - книга «Бесчеловечная комедия» (переиздана 1965, рус. пер. 1967), интересный, хотя местами спорный, опыт марксистского анализа жизни и творчества О. Бальзака.
Андре Вюрмсер (р. 27.4.1899, Париж), французский писатель, журналист, критик. Член французской коммунистической партии с 1934. В годы гитлеровской оккупации Франции (1940-44)… Развернуть