Мы не так плохи, как кажемся, или Различные стороны человеческого характера

Эдвард Булвер-Литтон

4

Моя оценка

Комедия "Мы не так плохи, как кажемся, или Различные стороны человеческого характера" была поставлена 27 мая 1851 года любительской труппой "Бродячие актеры", которую возглавлял Диккенс. Сам Диккенс исполнял роль лорда Уилмота, Софтхеда играл один "из популярнейших литераторов того времени, драматург и юморист Дуглас Джерральд, Хардмана - друг и биограф Диккенса, известный критик Джон Форстер, Смарта - Уилки Коллинз. Два года спустя, 12 февраля 1853 года, эта комедия была поставлена и на профессиональной сцене - в театре Хеймаркет.

Комедия "Мы не так плохи, как кажемся" была написана специально для "Бродячих актеров", с тем чтобы покрыть часть расходов на основание литературного фонда. Это отразилось отчасти на сюжете комедии.

Пьеса Бульвера восходит к английской комедии восемнадцатого века, причем "традиционность" автора может показаться, пожалуй, даже чрезмерной. Многие образы этой пьесы, а то и просто реплики, прямым путем перешли сюда из произведений Фаркера, Гольдсмита, Кольмана-старшего и других драматургов той поры. Сэр Джофри Торнсайд, например, удивительно напоминает во многом мистера Крокера из комедии Гольдсмита "Добрячок", а герцог Мидлсекский бесспорно сродни иным персонажам Конгрива и Фильдинга. В этом отношении комедия Бульвера не отличалась от большого числа комедий сороковых-пятидесятых годов. В период когда в английской литературе утверждались реалистические тенденции, драматурги обратились к ближайшей по времени эпохе расцвета реалистической комедии, черпая оттуда полной рукой. Самым известным произведением подобного рода была очень смешная и талантливая комедия Дайона Бусико "Столичные господа" (1841).

Но Бульвер оказался не только интерпретатором чужих находок. Некоторыми своими сторонами его пьеса предвещает позднейшие явления английской драматургии. Нельзя, узнав историю леди Торнсайд, не подумать о том, что эта сюжетная линия послужила наметкой для пьесы Оскара Уайльда "Веер леди Уиндермир". Характер лорда Уилмота мог явиться основой для образа главного героя комедии Артура Пинеро "Веселый лорд Квекс". Да и всей своей атмосферой пьеса Бульвера тяготеет уже скорее к тому направлению в английской комедии конца века, которое было представлено именами Пинеро, Генри Артура Джонса и, в известной степени, Уайльда, нежели к драматургии предшествующего столетия. Пьеса Бульвера была одним из явлений того переходного периода от драматургии восемнадцатого века к драматургии двадцатого века, о котором говорилось выше. Этапами этого перехода - самими по себе художественно неполноценными, но сыгравшими известную роль в эволюции стиля английской драматургии - были "романтическая" мелодрама, затем "реалистическая" мелодрама и частичный возврат к тенденциям просветительского реализма.

Второе название пьесы - "Различные стороны человеческого характера" (буквально: "Много сторон в характере") - наиболее точно выражает эстетическую задачу, которую ставил себе Бульвер, работая над этим произведением. Он пытается уйти от известной односторонности в изображении человеческого характера, которую далеко не всегда удавалось преодолеть даже крупнейшим комедиографам восемнадцатого века.

Форма: пьеса

Оригинальное название: Not So Bad as We Seem, or, Many Sides to a Character: A Comedy in Five Acts

Дата написания: 1860

Перевод: Н. Минц, Ф. Миркамалова

Язык: Русский (в оригинале Английский)

Популярные книги

Всего 708

Новинки книг

Всего 241