Рецензии на книги издательства «Indiana University Press»

Оценка DeadHerzog:  3.5  
Новое - хорошо забытое старое

Не новый (вышел в 1998 году), но во многом (хоть и не всегда) интересный и даже где-то актуальный сборник статей об имперской дореформенной России. Да, тема и временной период очень уж расплывчаты и обширны - это недостаток книги, в защиту же редакторов можно сказать, что так в общем-то и задумывалось - пробежаться по истории империи и показать, что здесь есть еще что изучать и находить новое.

Статьи на первый взгляд собраны с бору по сосенке, вроде как не сильно связаны друг с другом, но это обманчиво - на самом деле как минимум в рамках тематических глав они образуют довольно прочные структуры, не только благодаря перекрестным ссылкам авторов друг на друга, но и фактическими пересечениями, да и за рамками тем статьи регулярно выходят на общие вопросы - к примеру, у Фриза,… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  5  
Гонка между образованием и катастрофой

Очень качественная работа по эволюции русской армии от Крымской до Первой мировой войны - этот период автор называет, цитируя слова Уэллса, использованные мной в заголовке: стремясь приспособиться к постоянным изменениям в технологии и выучится новым урокам военного искусства, страна как могла пыталась избежать катастрофы.

Книга очень легко делится на составные блоки: три межвоенных и два военных. Они чередуются друг за другом и каждый мирный период как бы проверяется последующим военным - что сделали, и как это сказалось. Сначала Брюс Меннинг подробно и очень понятно рассказывает о реформах Милютина и как они изменили вооруженные силы империи, о перевооружении армии новыми нарезными ружьями (в первую очередь - берданками), а потом проверяет эти реформы через русско-турецкую войну 1877-78… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  4  
Если выпало в империи родится

Первым делом стоит обратить внимание на подзаголовок: в нем фактически отражена структура книги. Три ее основных части как раз имеют своими центральными темами Пространство, Народы и Власть. Четвертая же часть, резюмирующая, занимается Проектами (или Планами).

Сборник ставит во главу угла интересный вопрос: как именно на развитии и истории России сказывается то, что она была (и по мнению составителей, остается) империей? Вопрос довольно не праздный и весьма сложный. Радует то, что больше половины (одиннадцать из восемнадцати) из авторов этого тома - российские историки, как более-менее известные вроде Горизонтова и Правиловой, так и те, чьи имена я никогда не встречал. (Обратите внимание, что даже авторы с фамилиями Каспе и Кэмпбелл тоже вообще-то русские.)

В названии указаны временные… Развернуть 

Оценка red_star:  3.5  
О важности чувства юмора

Исследователи бывают разные. Кого-то тянет симпатия, кого-то антипатия, кто-то хочет что-то доказать, кто-то осудить, и такое разнообразие можно только приветствовать - оно помогает создать объемную картину прошлого, нюансированную, почти живую, нестатичную. Поэтому при прочих равных можно приветствовать любые исследования, даже самые идеологически зашоренные, ведь и они в известной мере способствуют прогрессу. Но мне часто не хватает выдержки так поступать, например, когда автор сознательно врет.

Книга Петрон подарила мне еще один вариант, на который у меня не хватает выдержки – автор абсолютно лишена чувства юмора. Казалось бы, зачем историку это чувство, ведь это всего лишь виньетка, украшение стиля, n’est-ce pas? Ан нет, оказывается, что отсутствие чувства юмора порождает чудовищ,… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  4  
Everyone is Happy Now

В своей книге с жовиальным названием Карен Петроун оспаривает идею, что советская власть использовала культуру для "тотализации" населения и создания единственной формы лояльности. Петроун полагает, что вследствие межведомственной борьбы власть не смогла сформулировать единственный официальный дискурс, который в результате стал крайне подвижным, что создавало возможности для различных интерпретаций, а нехватка квалифицированных кадров приводила к хаосу, бардаку и появлению лакун, в которых формировались механизмы сопротивления, использования и адаптации.

Иногда с примерами, иногда обобщая, автор показывает, как разные смыслы, вкладываемые центром (создающим дискурс), локальной властью (осуществляющей его) и гражданами (участвующих в нем) дают возможность создавать личностные, групповые и… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  4.5  
Других писателей у меня для вас нет

"Советский роман" - это о том, что такое соцреализм, как он оформился и почему пришел к доминированию в советской культуре. В общем, все, что вы хотели знать о соцреализме, но боялись спросить. И правильно боялись - судя по книге, там такое - ужасное и великое. Как создавался канон, в чем особенности стиля и и как эти особенности изменялись со временем и колебались вместе с линией партии (и колебали ее), как легитимировали власть и ее действия, и какие подвиды жанра существовали и почему. Книга в общем-то о том, как развитие политики и социума влияло на развитие литературы и культуры и наоборот - да, то самое "жизнь имитирует искусство". Читать это интересно, но трудно.

Катерина Кларк активно защищает соцреализм от западных критиков, туманно намекая, что они все дурачки и ничего не… Развернуть 

Оценка red_star:  5  
Boy gets Tractor (+/- Girl)

Катерина Кларк в этой книге о советском романе (впрочем, как и в других, о Петербурге и Москве ) пытается писать на стыке литературоведения и истории. Получается, на мой взгляд, очень интересно, даже эта книга 1981 года не выглядит устаревшей, несмотря на то, что в реальности этой книги СССР еще существует и литературный проект социалистического реализма все еще развивается – наглядное доказательство, что верные подходы в науке способны пережить даже крах предмета своего исследования.

Подход этот состоит в постулировании, что социалистический реализм не является навязанной властями рамкой и одновременно с этим не является результатом спонтанного развития советской литературы, просто оформленной Первым съездом Союза писателей. Кларк пытается нащупать поле взаимодействия между «верхами»… Развернуть 

Оценка tai_siaa:  4  

Это небольшая по формату проза, по началу, очень тяжело мне давалась из-за множественных описаний и минимума действий, но к середине всё поменялось и я в буквальном смысле не отрывалась от неё.

Что хотелось бы выделить - это достаточно грустная судьба у династии Эмберсонов, которая не оставила меня равнодушной и главный герой, к которому я на протяжении всей книги меняла отношение, мне стало искренне его жаль в конце.
Может быть, это и есть тот парадокс Джорджи, о котором в начале и писал автор? Абсолютно избалованный и хамоватый молодой человек своим же характером подпортил жизнь. Казалось бы, никакого сочувствия данная ситуация не вызывает, ноооо... Ох, не знаю

Постоянно в голове возникали некие параллели с "Американской трагедией" Драйзера. Может быть, данная книга придется по душе… Развернуть 

Оценка KATbKA:  4  
... даже самые великолепные преодолевают свое великолепие и со временем становятся людьми. Хотя для этого требуется нечто большее, чем время.

Прочитав книгу, эта мысль показалась мне самой важной и главной. Да, иногда чтобы стать человеком нужно опуститься на самое дно, ощутить на своей шкуре никому ненужность и прочувствовать весь негатив, который когда-то сам изливал на окружающий мир.

Роман повествует о жизни и становлении семейства Эмберсонов – богатых, знаменитых и блестящих. Глава семьи Майор Эмберсон выдает замуж дочь Изабель за нелюбимого мужчину. Это был исключительно выбор девушки, основанный на эмоциях. Юная Эмберсон была влюблена в балагура и выпивоху, но сложившаяся ситуация подсказала ей, что замужество будет более удачливым с трудолюбивым и расчетливым… Развернуть 

Оценка patarata:  4.5  

Прорваться через первую главу этой книги сложно, но оно того стоит. Вообще, это такой прям махровый роман взросления, где главный герой проходит через нахождения своего "я", которое упорно пряталось.

Перед нами стык эпох – старинные семьи заменяют новые миллионеры, автомобили заменяют старых-добрых лошадей, люди перестают переодеваться к ужину, города разрастаются, ценой процветания становится отсутсвие белого цвета за счет сажи повсюду. В центре романа – семья Эмберсонов, великолепная, прекрасная, возводящая улицы имени себя, празднующая на широкую ногу даже когда вокруг все еще помнят, что надо экономить. У всей семьи только один потомок, наследник, любимец. Мать его болезненно его любит, вкладывая в него всю ту любовь, которую ей не на кого больше направить. Барчонок растет балованным,… Развернуть 

Оценка red_star:  4  
Движущаяся Великая русская стена

Любопытная, но несколько устаревшая и местами весьма старомодная книга об инкорпорации бывшего Дикого поля в состав Московского государства и Российской империи.

Одна книга (более новая, 2011 года) этого автора выходила в серии ‘Historia Rossica’ и, признаться, тоже не произвела сильного впечатления. Перед нами явно исследователь того поколения, когда западным ученым Россия казалась чем-то монолитным, огромным государственным организмом, перемалывавшим народы, с которым он соприкасался. Автор пытается робко спорить с этой парадигмой, но так аккуратно и непоследовательно (несмотря на то, что сам пишет в нарративных главах), что его анализ порой просто хочется перелистнуть. Если добавить, что в книге 2011 года Майкл Ходарковский пишет про новую агрессивную путинскую Россию, ценность его… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  4.5  
Крестьяне наносят ответный удар

Профессор истории в Нью-Йоркском университете Джейн Бёрбанк в своей книге рассматривает обычно игнорируемое историками русское крестьянство в последнее десятилетие империи. Бёрбанк отказывается считать русских крестьян отсталыми, гомогенными и пассивными. Опираясь на собственный всесторонний анализ свыше девятисот тщательно документированных и свыше четырех с половиной тысяч менее подробных судебных дел она демонстрирует высокую юридическую сознательность крестьян и отсутствие у них имманентного антигосударственного дискурса, полностью отрицая наличие крестьянства как такового - с общими интересами, целями и идентичностью.

Во многом эта работа перекликается c трудом Янниса Коцониса, доказывавшего, что представители образованной элиты намеренно отказывались признавать способность… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  3.5  

Общим местом как в западной, так и в российской историографии (распространенным в том числе и среди широкой публики) стало утверждение, что благодаря Октябрьской революции и Брестскому договору Россия вычеркнула себя не только из стран-победительниц в Первой мировой, но и вообще из культурного поствоенного дискурса: сама война изучалась исключительно в рамках "перерастания империалистической в гражданскую", военные кладбища сносились, победы не отмечались, жертвы забывались, а из генералов помнили только Брусилова, и то благодаря тому, что последние годы жизни он служил советам. Профессор истории в Университете Кентукки Карен Петрон в своей книге пытается доказать, что с одной стороны это, конечно, правда, а вот с другой - все сложно.

Выкладки Петрон не совсем убедительны: она… Развернуть 

Оценка DeadHerzog:  4.5  

Неожиданно книга оказалась очень актуальной. На фоне непрекращающегося потока беженцев из Магриба и Леванта в Европу исследование профессора Манчестерского университета Питера Гатрелла о беженцах Российской империи во время Первой мировой войны ставит вполне современные вопросы и пытается проанализировать, с чего вообще началась история беженства в той форме, в которой мы привыкли ее воспринимать. И только на первый взгляд кажется, будто два этих явления сильно различаются. Ливийцам и сирийцам в Германии или Италии приходится зачастую решать те же проблемы, что и полякам, евреям и латышам сто лет назад в центральных губерниях России, где они сталкивались с другой культурой, другим языком, другими обычаями.

Сходство буквально по всем стадиям развития явления: бегство от войны, шок у… Развернуть