Эта безумная, безумная, безумная книга. Когда ты не понимаешь, что хуже — война, приводящая к безумию, или безумие, за которым ты уже не особо замечаешь войны... Это непростой текст, реальная историческая драма, случившаяся в начале Великой Отечественной, и стилистически тонкое переплетение мифологии, сказочности и ужасающей реальности.
«Вы слишком медленно помогаете пациентам умирать»
История про "психиатрическую больницу имени такого-то" (в реальности — московская имени Алексеева, известная в народе как «Кащенко»). В октябре 1941 года, когда Москве грозит вторжение немецких войск, всех больных (примерно 300 чел.) — вместе с санитарами, врачами, детским отделением с нянечками, вместе с образовавшимся в начале войны госпитальным отделением "контуженых" солдат — срочно эвакуируют в другую… Развернуть
Есть странная связь между словом и реальностью, если слово преображено гением. Я лишен таланта, увы. Но в вашей власти словами создать иную реальность.
Споры о действенности литературных премии, как инструмента популяризации чтения, несостоятельны. Это работает, хотя бы уже потому, что объявленный Большой книгой лонг, кроме заслуженных фаворитов в одной своей части, кроме обидного отсутствия многих достойных в другой, кроме "кто все эти люди?" в третьей, рассказал о книге Юлии Яковлевой, которой я отчего-то не знала, хотя Яковлева - это такой must read. Чтобы уже не возвращаться к теме премий, вот здесь подборка моих рецензий на произведения Большой книги 2024, на момент объявления списка в прочитанных было 13/50, но до 5 июня, когда объявят шорт-лист, их прибавится. И первое, что я… Развернуть
Долгое время туберкулез считался продуктом слабой нервной системы. Однако не всегда его связывали с высоким интеллектуальным напряжением, чаще всего туберкулез символизировал хрупкость, слабость, а иногда воспринимался как возможность покаяться в грехах и искупить их с помощью долгих страданий. Неудивительно, что собирательный образ жертвы туберкулеза на протяжении нескольких веков - это молодая леди, отдыхающая на курорте, чтобы восстановить нервы и поправить здоровье, умирающая с красотой и достоинством.
В исследовании «Чахоточный шик» Каролин А. Дэй отмечает, что «туберкулез также стал служить знаком возвышенной духовности и привлекательности, а чахоточная женщина все чаще становилась эстетическим объектом». Как писала Шарлотта Бронте, «чахотка - это лестная болезнь», поскольку ее… Развернуть
За эту книгу Токарчук присудили Букера в 2018. Ну и еще кучу довольно престижных премий. Честно сказать, я не понял ни почему сборник слабо связанных между собой рассказов называется романом, ни за что премии.
Одно утешает. Судя по оценке 3.8, я не одинок :)
*О подходах к работе с прошлым, специфике труда современных историков-теоретиков и о том, что можно почерпнуть из всего этого для настоящего.
О том, что такое историческое событие. О канонических взглядах и конвенциях в исторической науке. О том, что подобает говорить о Холокосте. О полезности исторического знания в житейском и этическом планах. О дискурсах и нарративизации как приеме. О литературных формах исторических трудов, которые могли бы удовлетворить нашу «потребность в практическом прошлом».
Для теоретиков истории.
Неудержимо рвется красивое поэтическое слово сквозь жесткий и самоуверенный автофикшн в «Степи» Оксаны Васякиной. Как народная песня, не стесняясь порывов и позывов, рассыпая тропы и ритуальные формулы. Только не этнографические, а современные, обязательные для магического волитературовления.
Идейно продолжая «Рану», Васякина в приемах и общем настроении отходит от первого романа. Да, тут есть и путешествие с отцом (еще живым, но рифма с первым романом, где героиня перевозила прах матери, читается), и раскапывание памяти о его смерти и похоронах. Однако рассказчица в художественном отношении не стесняется бегать за красотами. Тут же растушевывает их бесстыдным описанием какого-нибудь физиологического процесса. Не без эпатажности, не без вызова целомудренной публике. А что такого? Что… Развернуть
Пожалуй, о хрущёвках так ещё никто не писал. По крайней мере, книги, посвящённые этому советскому феномену, обычно исчерпываются архитектурой, урбанистикой и пресловутыми сериями. Наталия Лебина всю эту техническую сторону вопроса либо опускает, либо даёт пунктиром. И тут мы понимаем, что дом – это не столько стены и места общего пользования, сколько люди, как модно говорить сейчас, комьюнити.
Книга удачно рассматривает хрущёвки как пространство для жизни с бытовой и психологической сторон. Распространено заблуждение, что советский человек, намучившись с коммуналками и хибарами, видел в отдельном жилье практически безупречный формат, пожаловаться не на что. На самом деле в живой коммунальной среде всё обсуждалось вполне откровенно, а журнал "Крокодил" активно острил по поводу развития… Развернуть
Ну что может сказать поклонница викторианской литературы прочитав поверхностные зарисовки о творчестве своих любимейших авторов. Не плохо, но вот хочется более развернуто, больше. Ну так каа об этих авторах у нас в стране не особо популярно писать, то рады и этому.
Очень интересная книга о советском телевидении. Сшита она из довольно разнородных авторских статей, но ценность материала оправдывает структурные огрехи. На протяжении четырёх сотен страниц автор пытается показать, что шаблонное представление о брежневских временах как об эпохе застоя – просто миф. По крайней мере, в области телевидения, мол, при взгляде из дня сегодняшнего советские телевизионщики экспериментировали с формой и содержанием не покладая рук, а партийное руководство, несмотря на скандалы, коррупцию и интриги среди творческой телеинтеллигенции, постоянно давала им новые попытки.
Книга вливается тонким ручейком в довольно полноводную реку нормализации СССР в западной историографии. С тех пор, как СССР стал прошлым, его больше можно не демонизировать, и автор постоянно… Развернуть
Так уж сложилось, что к СССР у современных россиян отношение неоднозначное, а точнее, мнения разделились на два лагеря - одни (их как будто бы большинство) ностальгируют по тем временам, часто повторяют "Сталина на вас нет" (хотя могли и вовсе Сталина не застать) и мечтают вернуть все как было. Вторые (их будто бы меньше) хают "Совок" и радуются тому, что экономика теперь рыночная, а во власти многопартийность (ха-ха-ха). Государство в последнее время стало активнее поддерживать первых (даже Волгоград хотят переименовать), а вторым отведена роль "либерастов и пятой колоны". Так они и жили...
Но несмотря на то, что об этом думает государство, прошлое не перепишешь и не поменяешь. Были в истории страны и темные пятна. Предки одних сажали/ссылали/расстреливали предков других. И эта… Развернуть
Конечно же, это нелегкое чтиво. Книга наполнена разного рода примерами по заявленной теме. Единственное, чего мне не хватило - иллюстраций, т.к. постоянно идёт описание тех или иных картин/изображений/плакатов. Приходится постоянно прибегать помощи интернета, что сбивает с ритма и погруженности в чтение
Информативно, очень концентрированно. Без остановки ее прочитать не удаётся, тк нужно вдумываться и оценивать прочитанное и постоянного останавливаться.
Как и говорила ранее книга подана как выжимка из научной работы.
Рассказаны собранные знания о синем цвете. Как и с помощью чего цвет был создан. Как к нему относились в обществе.
С какими цветами была конкуренция и кто кого вытеснил.
Поднимается вопрос: «Что важнее рисунок или цвет?»
4/10
Я такие книги не люблю совершенно, потому что совершенно их не понимаю. И я даже готова согласиться, что это не от моего большого ума. Но, как многие читатели, «испытать лингвистический оргазм», как они пишут в рецензиях, я так и не смогла. Как и не смогла увидеть «прекрасный образец русскоязычной словесности». Впрочем, будем честны: именно на такие рецензии я и купилась. Книга же мне скорее причинила боль душевную, чем подарила наслаждение. И дело вовсе не в том, что читать исковерканные строки очень трудно, и не в том, что сюжет постоянно куда-то ускользает. Вот открываешь такую книгу, читаешь – не понимаешь, и тогда приходит мысль: значит, надо копать глубже, смотреть дальше и мыслить шире. И начинаешь подгонять под заявленные претензии в общем-то незначительные строки. Ищешь… Развернуть
• Я верила тогда в благое устройство мира, и судьба Беди в это благое устройство никак не укладывалась. Мне трудно было понять, что человек может быть настолько несчастен и что это никак не исправить.
Проза Аллы Горбуновой - это нечто рвущее, щемящее от тоски, местами настолько понятное, что хотелось бы отрешиться и не осознавать, отмыться от грязи - и не бояться в нее окунуться. Словно воспоминания - ничьи и каждого.
Могу сказать, что наиболее сильные эмоции вызвали "Конец света, моя любовь" - как отповедь нежным юношеским воспоминаниям, и "Тот самый день" - возвращение в себя, к себе.
Остальные рассказы, не считая мрачных сказок про темный лес, оказались просто сильной игрой на нервах. Теза о блуде, граничащем со святостью, никогда не будет исписана до конца, но не каждому писателю… Развернуть
Ночь. Пуэр. Читаю "заметки о чаепитиях". Сна нет. В тишине ночи, слова из книги становятся как магнит. Порой кажется, что каждая страница открывает новый уголок моего собственного внутреннего мира. Как будто каждая фраза вышита не только на бумаге, но и в моем сознании, создавая невидимые связи между моими мыслями и опытом автора. Книга оказывается зеркалом, отражающим мои собственные мысли и чувства. В них я веду свои собственные размышления, свои сомнения и удивление перед тем, как каждая чашка чая может стать порталом в другой мир.Чтение этой книги заставляет меня задуматься над тем, как каждый момент нашей жизни переплетен с другими, как мы все связаны невидимыми нитями судьбы, создавая удивительное полотно жизни.
Я не специалист по урбанистике, и более того - она кажется мне довольно скучной, но уличная топонимика всегда меня привлекала как информация, одновременно красиво выстраиваемая в ряд (не спрашивайте, что это такое, склонные к выстраиванию рядов люди меня поймут) и отражающая жизнь общества. Книга Сергея Никитина для меня эдакий длинный красивый ряд фактов и приколов об имперских, советских и постсоветских улицах, что-то вроде увлекательной экскурсии, ради которой не надо терпеть задор гида и таскаться по городу... но это все.
В качестве материалов для смол-тока в курилке или увлекательных разговоров на первом свидании эта книга неплоха. Да и как способ скоротать вечер (она нетолстая и полна картинок) тоже. Возможно, имеет смысл ссылаться на нее, когда нужно указать на фактический… Развернуть
Филюшкин высказывает мнение, что Ливонская война не целостное явление, а ряд военных конфликтов, а сама она часть балтийских войн. Ливонский орден оказался в центре передела сфер влияния более сильных государств и быстро сошёл со сцены, а Швеция, Дания, Россия, Польша и Великое княжество Литовское продолжили воевать за Прибалтику. Логично, Столетнюю войну изучают поэтапно, почему и Ливонскую не рассмотреть более подробно.
Филюшкин интересно описывает, «как поляки себе короля избирали». Что Анна Ягеллонка хотела замуж за «государя умного и сильного» Ивана Грозного и как «осчастливили» польской короной Генриха Анжуйского. А между делом наш царь с императором Максимилианом вынашивал вполне реалистичный план раздела Польско-Литовского государства. Любопытно, что только «не природный»… Развернуть
Эта книга не только для детей, а скорее для полных новичков в балете.
Было очень познавательно, но временами смущал крайне развлекательный стиль написания автора.