Сложно писать рецензию на подобное произведение. Я даже перед тем как начать ввела в гугле «рецензия что такое» и он проинформировал меня, что рецензия - это «критический отзыв» и что она включает в себя оценку того или иного рецензируемого объекта. Считаю, что оценивать «Письма к брату Тео» не то чтобы совершенно неправильно и неуместно, но ни я, ни кто-либо другой в принципе не имеем права этого делать. Поэтому я поставила книге пять звезд, просто чтоб было, и пишу не «критический» отзыв, а просто отзыв со своими мыслями и впечатлениями о прочитанном.
Почему нельзя оценивать «Письма к брату Тео»? Да потому что они и не писались для того, чтобы их оценивали и выносили какие-либо суждения о них. Для Ван Гога эти письма были чем-то вроде спасательной лодки, а спасала она его от себя самого. В письмах к своему самому близкому человеку, брату Тео, художник мог выразить все свои впечатления, мысли, желания и стремления. Ибо Ван Гог был очень одиноким человеком, а настоящую поддержку он получал только от Тео.
Сама я не художник, очевидно не писатель, но безмерно уважаю творчество в любом его проявлении, особенно тех, кто его «творит», люблю узнавать об этих выдающихся личностях, о собственно их становлении, их творческом и жизненном пути. Их истории, зачастую наполненные лишениями и различными трудностями, придают уверенности в себе, если смогли они, могу и я чего-то добиться. Так вот, когда я лазила по электронным книжным полкам Лабиринта, наткнувшись на книгу «Письма к брату Тео», тут же добавила ее в корзину. Никогда не интересовавшись Ван Гогом ранее, зная только несколько его самых известных картин, что-то во мне щелкнуло. У меня чутье на тяжелые судьбы. Также вероятно, тот факт, что за несколько дней до этого мои соседи покрасили шкаф на кухне в «Звездную ночь» сыграл определенную роль.
Передо мной стоял выбор из двух книг о Ван Гоге, я размышляла над тем, что прочитать первым "Жажду жизни" Ирвинга Стоуна или все-таки «Письма к брату Тео» от самого Ван Гога. И не ошиблась, выбрав «Письма». Никакой другой человек не расскажет нам историю своей жизни лучше, чем он сам. И пусть эта история будет немного сумбурной и разрозненной, в итоге все встанет на свои места, а при чтении будет казаться, что ты разговариваешь с ним лично.
И вот что, Ван Гог рассказал мне очень много всего, не только о себе, но о жизни в целом. Мне понравилось, как он сказал, что все люди имеют талант, просто чтобы он проявился в необходимой мере, нужно работать, работать и еще раз работать. Чем он всю жизнь и занимался. Он начал рисовать в 27 лет, то есть не просто рисовать, а рисовать с целью стать настоящим профессиональным художником, выставляющимся, продающимся и ценящимся. Вероятно, при его жизни с наибольшим успехом он добился только первого, остальные же три пункта этих стремлений редко его навещали. Работать над своим мастерством он не переставал никогда, даже в самые мрачные моменты своей жизни он думал только о том, что все наладится, нужно только работать еще усердней. И в какой-то момент его стремление к работе начинает казаться помешательством. Очевидно, им он и страдал. Но для него хорошо, что он нашел рисование, ведь если бы Винсент так и не нашел свое призвание, а перескакивал с одного занятия на другое, как было в его молодости, то, думаю, сошел с ума еще скорее.
А ведь он заранее знал, что путь его не будет легким. Еще в 1883 году он писал:
«Что же касается времени, которое у меня осталось для работы, то, думается, я не очень ошибусь, предположив, что, вопреки всему, мое тело выдержит еще несколько лет, скажем от шести до десяти…»
Но не остановился. А «языком своей кисти он рассеивал все тревоги насчет состояния своего рассудка». Он и не желал легкого пути, он «выбрал книгу». А то, что книга его «раскрыла свою силу» только после смерти придает ей еще большее могущество.
Теперь мне необходим мастер-класс от Ван Гога о том, как найти свою «книгу».
Кстати, читая «Письма», мне время от времени вспоминалось «Творчество» Эмиля Золя, сейчас узнала, что Золя писал свое произведение на основе жизни другого художника-импрессиониста – Поля Сезанна. Думаю, некоторые моменты также можно соотнести и с жизнью Ван Гога.
Непременно замечательны отношения двух братьев. Родители Винсента никогда не поддерживали его в желании стать художником, считали его нахлебником, ибо денег Ван Гог домой практически не приносил, и, вероятно, не стеснялись в своих высказываниях, стремясь подтолкнуть Винсента к реальной работе и заработку. Но от зависимости невозможно избавиться, также как невозможно приобрести ее за бесплатно. Всю жизнь Ван Гога обеспечивал именно Тео. Тео самозабвенно трудился, продавая картины, поддерживал и наставлял Винсента, отправлял деньги для месячного содержания брата, которому их вечно недоставало. В большой степени Винсент обязан Тео за свою творческую деятельность, за то, что он смог стать тем, кем мы его сейчас знаем. Может показаться, что Ван Гог был большим эгоистом, а я именно так и считаю. Почти в каждом письме Винсент просит у брата денег, рассказывая о себе и своих трудностях, но мало говоря о брате и его такой же тяжелой деятельности. В отношениях в другими людьми художник также зачастую терпел поражения, что очевидно связанно с его творческой натурой, с которой сложно было сжиться самому художнику, что уж там говорить про других. Ему было больно и морально, и физически (в какой-то момент), но все, что ему оставалось это мириться с фактом и постепенно сходить с ума.
Личность Винсента Ван Гога оказалась очень близка мне. Скорей всего мы бы не подружились, но делили бы одну и ту же печаль, одиночество и желание изменить мир.
Мой отзыв может показаться таким же сумбурным, как и письма Ван Гога, но у меня слишком много мыслей и так мало слов, чтобы их все выразить.
Даже если вы не художник и не творческий человек. Если вы просто человек и если вы считаете, что вы ничего не можете.
Винсент Ван Гог и Вам расскажет, как не терять надежду.
«Великое не создается порывом, а представляет собой цепь постепенно слагающихся малых дел».