Польский писатель и журналист («Świat Gier Komputerowych», «Gambler», «Click!», «GameRanking», часто пишет под псевдонимом Randall), а также главный редактор журнала «Фэнтези». Родился 19 мая 1965-го года в Кракове. Изучал психологию и право в Варшавском университете. Эмигрировал в Великобританию. В настоящий момент живёт в Варшаве.
В фантастике дебютировал в августе 1983-го года рассказом «Все лики сатаны» на страницах ежемесячника «Фантастика». Первая повесть, вышедшая отдельным изданием — «Лабиринт» (1987). Сейчас он известен главным образом циклами рассказов, во-первых, о чародее Аривальде с Побережья и, во-вторых, о Мордимере Маддердине — инквизиторе, живущем в альтернативном мире, в котором Христос сошёл с креста и стал властвовать над людьми. Вместе с Дамианом Кучарским написал сборник рассказов «Некрозис: Пробуждение», который увидел свет в апреле 2005-го года.
Сотрудничал при создании сценария компьютерной игры «Князь и Трус», в которой участвует Аривальд — персонаж из его рассказов. Работал с лучшими польскими актёрами как режиссёр дублирования фильмов, также вёл авторские программы на радио WAWA.
Автор о себе (из интервью разных лет):
(О себе). Я — человек пера, у которого довольно широкий спектр интересов. Лучше всего было бы сказать, что я — человек, которому очень интересно в окружающем мире. Однако, нельзя меня назвать «яйцеголовым», «ботаном», кто неотрывно находится за книжкой или перед компьютером. Веду нормальную, активную жизнь. Плаваю, занимаюсь силовой атлетикой, развлекаюсь в ночных клубах, интересуюсь экстремальным спортом (таким, как рафтинг или кайтсерфинг). Желал бы получить профессиональную лицензию дайвера.
Первый интерес к фантастической литературе появился, когда мне было лет 11 — тогда прочитал первую книгу Станислава Лема. Фантастика в сермяжной реальности социализма, в которой имел несчастье расти, показывала другой мир, цветной, разноцветный, притягательный.
Волею судеб, в средней школе еще повстречался с двумя нынче известными писателями и журналистами — с Рафалом Земкевичем и Ярославом Гжедовичем. Мы проводили порядком времени, читая друг другу собственные тексты, критикуя их и комментируя. Позже случилось так, что писательство превратилось в призвание — и сейчас мне тяжело вообразить себе, что мог бы лишиться возможности записывать собственные мысли — как литератор или как журналист. (Кстати: именно Гжедович, Земкевич и Пекара стояли у корней так называемого «Клуба Тфорцофф» — «Klubu Tfurcuf» — литературного объединения, возникшего в конце 80-х и провозгласившего целью создание умной развлекательной литературы. Примечание переводчика).
...Потому просто ограничусь ответом, кто из писателей сформировали мой литературный вкус — и здесь прежде всего назвал бы Булгакова; среди польских же авторов — например, Марка Новаковского и Збигнева Хербарта; говоря же строго о фантастической литературе — сильно ценю произведения Нила Геймана.
...Знаю «Трилогию» Сенкевича едва ли не наизусть, могу цитировать страницами...
(О вкусах и влияниях). Пережил потрясение при просмотре «Криминального чтива». Сценарий и диалоги в этом фильме настолько невероятно совершенны, что после просмотра его почувствовал себя карликом. О литературных предпочтениях мог бы тоже говорить очень долго, потому ограничусь только фантастикой. Нил Гейман — вот писатель, перед которым я склоняю голову. И, скорее, не перед разрекламированными «Американскими богами». «Коралина», «Задверье» и «Звездная пыль» — просто прекрасны. И не только с точки зрения техники, но и потому, что, когда читал их, чувствовал, как пытаются изменить мою жизнь к лучшему. Гейман для меня — апостол добра и любви.
Отказался от превосходной (говорю наверняка) карьеры юриста, чтобы стать журналистом — на радио и в прессе
Три года я вел радиопрограммы «в живую» и радость контакта со слушателем — непосредственного и ежесекундного — огромна.
Посвятил компьютерным играм четырнадцать лет. Никогда не считал своих статей о компьютерных играх, которые написаны мной. Но если скажу, что было их примерно с тысячу, то наверняка не слишком разойдусь с истиной.
(О себе как журналисте компьютерных изданий). Да, можно сказать, что я ветеран на этом фронте. Сперва я писал статьи в «Świat Gier Komputerowych» и «Top Secret», потом проработал около пяти лет в легендарном издании «Gambler», сотрудничал с «Secret Service», наконец, несколько лет провел заместителем главного редактора журнала «Click», исполнял ту же функцию в журнале «Game Ranking», для которого, кроме прочего, я был и соавтором концепции. Это этап моей жизни, который очень много для меня значит. Сотни написанных статей, работа с профессиональными иностранными корпорациями...
(О журнале «Fantasy»). Это была моя авторская концепция. Подумал тогда, что читатели заслуживают цветного, профессионально выпускаемого журнала, а не только изданий на газетной бумаге, будто происходящих прямиком из 80-х прошлого века. «Fantasy» была ориентирована, главным образом, на публицистику, и людям это нравилось. Размещались в ней статьи об истории, религии и мифах, истории кинематографа, о науке и паранауке, интервью с известными людьми — но, одновременно, множество актуальных рецензий на фильмы, книги, комиксы и компьютерные игры. И чтобы при этом крастота формы не мешала бы содержанию, поскольку с нами сотрудничали по настоящему профессиональные писатели и журналисты. Рассказы мы воспринимали как своеобразное дополнение. И эта форма имела успех — первые номера расходились тиражом в сто тысяч экземпляров. К этому мы прилагали CD, порой — антологии польских писателей, для последних номеров — фильмы на DVD. И я доволен, что встряхнул тогда рынок журналов в Польше.
(О политических предпочтениях). Я был воспитан в атмосфере культа Пилсудского. Из политиков же иностранных более всего ценю испанского генерала Франко и чилийского генерала Пиночета. С печалью смотрю на то, как политическая политкорректность заставляет их теперь оплевывать. Из фигур менее неоднозначных всегда пробуждали мою симпатию Рональд Рейган и Маргарет Тетчер.
Что ненавижу: «красных» во всех их ипостасях, их наглости, хамства и глупости.
Польский писатель и журналист («Świat Gier Komputerowych», «Gambler», «Click!», «GameRanking», часто пишет под псевдонимом Randall), а также главный редактор журнала «Фэнтези».… Развернуть
Рафал Дембски - польский автор фантастических, исторических, сенсационных и криминальных романов. Он работает психологом. С июня 2009 года он является главным редактором журнала «Научная фантастика, фэнтези и ужас». Он дебютировал в «Новой фантастике» в майском номере 1998 года со своей сказкой «Siódmy liść».
Рафал Дембски - польский автор фантастических, исторических, сенсационных и криминальных романов. Он работает психологом. С июня 2009 года он является главным редактором журнала… Развернуть
Роберт М. Вегнер (псевдоним) — польский писатель, живёт и работает в Силезии, куда, по его словам, переехал вслед за дамой своего сердца, которая тоже переселилась сюда из других краёв — «...и так встретились более-менее на середине пути». Счастливый отец двух дочек.
Дебютировал в 2002 году рассказом «Ostatni lot Nocnego Kowboja», опубликованным в 19 номере журнала «Science Fiction». В течение нескольких следующих лет в различных журналах выходили его рассказы и повести; часть из них в 2009-2010 годах вошли в два тома «Opowieści z meekhańskiego pogranicza». При этом два «меекханских» рассказа оказались отмечены престижными жанровыми премиями: «Wszyscy jesteśmy Meekhańczykami» получил премию имени Януша Зайделя, «Najlepsze, jakie można kupić…» — премию «SFinks». Кроме того, в опросе, проводимом порталом «Katedra» (один из влиятельных литературных и библиографических порталов в Польше) оба тома были названы «Лучшей польской фантастической книгой», соответственно, в 2009 и 2010 годах.
Хотя известность ему принесли именно фэнтезийные рассказы, Вегнер охотно работает и в других жанрах, а также на их стыке. К примеру, в «Najpiękniejsza historia wszystkich czasów» (2008) в антураж фантастики ближайшего будущего он помещает фэнтезийную легенду, а в «Milczenie owcy» (2015), отталкиваясь от легенды о краковском драконе, создаёт твёрдую НФ. Да и отмеченная премией им. Я. Зайделя повесть «Jeszcze jeden bohater» (2012) — это космоопера, в которой оживают древние легенды и исторические персонажи.
Свой первый роман Вегнер выпустил тогда же, в 2012 году. «Niebo ze stali» продолжило историю, начатую первыми двумя сборниками о Меекхане, — и стало окончательно ясно, что Вегнер запланировал сложное и масштабное фэнтези, способное потягаться с лучшими образцами жанра. Дебютный роман автора был отмечен сразу тремя премиями: он получил Зайделя, «SFinks» и «Серебряный шар» премии имени Ежи Жулавского — случай для польской фантастики редчайший.
Если «Niebo ze stali» рассказывало о дальнейших приключениях героев Севера и Востока, то в следующем романе — «Pamięć wszystkich słów» (2015) — пересеклись линии персонажей с Юга и Запада. Сейчас автор продолжает работу над очередным томом «Меекхана», практически не отвлекаясь на другие крупные проекты — и, как он говорит в своих интервью, для него это главная задача до тех пор, пока цикл не будет завершён.
Произведения Роберта Вегнера были переведены на чешский язык, на русском языке выходит цикл "Сказания Меекханского пограничья", ведутся переговоры об издании на английском.
Роберт М. Вегнер (псевдоним) — польский писатель, живёт и работает в Силезии, куда, по его словам, переехал вслед за дамой своего сердца, которая тоже переселилась сюда из… Развернуть
Рафал Косик - польский писатель фантаст. Опубликовал больше 10 романов.
Автор серии научно-фантастических романов для подростков "Felix, Net i Nika" (по состоянию на 2014г. издано 13 книг).
В 2008г. роман "Kameleon" награжден премией Janusz A. Zajdel Award и премией Jerzy Żuławski Award.
Рафал Косик - польский писатель фантаст. Опубликовал больше 10 романов. Автор серии научно-фантастических романов для подростков "Felix, Net i Nika" (по состоянию на 2014г.… Развернуть
Щепан Твардох — писатель и публицист.
По образованию социолог и философ. Знаток силезского языка и культуры, эксперт в области оружия. Особенно его интересует проблема идентификации с местом рождения, а также национальное самоопределение — поляк, немец, силезец.
В своих произведениях с четкой и логичной и в то же время сложной и нестандартной композицией он неустанно балансирует на грани между реальным и фантастическим, психологией и реализмом, реальной и альтернативной историей. В его книгах мир предстает цельным, ярким и заставляет задуматься над тем реальным миром, в котором мы живем.
Изучал социологию и философию в Силезском университете (Катовице) и жил в г. Пильховице в Верхней Силезии.
В качестве независимого публициста писал для ряда СМИ: «Życie», «Opcje», «Fronda», «Arcany», «Strzała». Был редактором отдела литературного журнала «Christianitas» (выходит раз в два месяца). Фельетонист и сотрудник журнала «Broń i Amunicja», сотрудник ежеквартальника «44/Czterdzieści cztery», фельетонист журнала «Polityka».
(с)
Щепан Твардох — писатель и публицист. По образованию социолог и философ. Знаток силезского языка и культуры, эксперт в области оружия. Особенно его интересует проблема… Развернуть
Ярослав Гжендович (Jarosław «Jeremiasz» Grzędowicz) – польский писатель-фантаст, журналист, литературный критик, издатель и переводчик, один из наиболее ярких представителей польской фантастики «поколения 80-х».
Родился в 1965 году. В 17 лет дебютировал как автор фантастических произведений в 1982 году на страницах еженедельника «Odgłosy» с рассказом «Azyl dla starych pilotów». В 1983 году был опубликован его рассказ «Крепость трех колодцев», который, по утверждению многих критиков, является первым польским рассказом в жанре фэнтези. Уже в нем наметился основной творческий метод начинающего писателя: органический синтез двух жанровых направлений – научной фантастики и фэнтези, ставший в дальнейшем характерным для всей польской фантастики в целом.
В 1990 году вместе с Анджеем Ласки, Кшиштофом Соколовским, Дариушем Зенталаком и Рафалом Земкевичем основал литературный журнал фантастики «Fenix», в котором возглавил отдел польской прозы, а в 1993 году стал его главным редактором. По замыслу учредителей, журнал должен был стать противовесом и конкурентом «Fantastyka». Его молодые основатели хотели писать фантастическую прозу, отличную от представленной в «Fantastyka», ориентированного на более амбициозную литературу. «Феникс» же обратился к истокам фантастики, представляющие более демократичное и популярное ее направление. Именно в этом журнале дебютировали и поныне пишущие и пользующиеся популярностью Анджей Пилипик, Изабеллла Шульц, Ромуальд Павляк.
В 90-е годы Гжендович работает в качестве журналиста, ведет регулярную научно-популярную колонку в «Gazecie Polskiej», а с 1999 года – еще и в журнале «Science Fiction: Fantasy i Horror», много и часто переводит комиксы, иногда печатает новые фантастические рассказы. Его рассказ «Klub absolutnej karty kredytowej» (1998) в 1999-м номинировался на премию «Elektrybałta», вручаемую за лучшее интернет-произведение, а после его публикации в 2002 году в антологии «Wizje alternatywne-4» — стал номинантом еще и самой престижной польской премии «SFinks».
Однако профессиональная писательская карьера Гжендовича началась в 2003 году с выходом в свет дебютного сборника рассказов «Księga jesiennych demonów», получившего восторженные отзывы читателей.
В дальнейшем критики стали называть Гжендовича «собирателем наград». В 2005 году писатель был, наконец, удостоен премии «SFinks» за рассказ «Buran wieje z tamtej strony». В том же 2005 году он впервые в истории польской фантастики стал лауреатом сразу двух премий им. Януша А. Зайделя в двух разных номинациях: за «Pan Lodowego Ogrodu: Tom 1» — как лучший роман и за «Wilcza zamieć» — как лучший рассказ года. В том же году его роман «Pan Lodowego Ogrodu: Tom 1» был признан лучшим фантастическим романом года и по опросам читателей, получив еще и премию «Nautilus», а сам Гжендович стал еще и лауреатом премии любителей фантастики «Śląkfа» в категории «Писатель года».
В следующем, 2006 году, «Pan Lodowego Ogrodu: Tom 1» как лучший роман года была удостоена и премии «SFinks». Вторая книга романа сделал Ярослава одним из самых популярных писателей — фантастов Польши. Третий том принес автору в 2009 году еще одну премию «SFinks» и «Nautilus». Мир романа уходит корнями в поэтику древнеисландской «Старшей Эдды». Трилогия удачно сочетает в себе элементы научной фантастики и фэнтези, а ее действие разворачивается на далекой планете, стоящей на более низком уровне развития, чем Земля.
Значительная часть произведений Гжендовича может быть классифицирована как horror. Это касается, прежде всего, его романа «Popiół i kurz. Opowieść ze świata Pomiędzy» (премия Януша А. Зайделя 2006 года), а также некоторых рассказов.
По мнению критиков, на сегодняшний день в литературном плане, по стилю и языку, с произведениями Гжендовича в польской фантастике могут конкурировать только произведения Анджея Сапковского, а его рассказ-антиутопия «Przespać piekło» (1991) включен в список 100 лучших польских фантастических рассказов.
Женат на известной польской писательнице-фантасте Майе Лидии Коссаковской-Гжендович.
Ярослав Гжендович (Jarosław «Jeremiasz» Grzędowicz) – польский писатель-фантаст, журналист, литературный критик, издатель и переводчик, один из наиболее ярких представителей… Развернуть
Марек С. Хуберат — псевдоним физика из Кракова, в конце восьмидесятых годов начавшего публиковать свои фантастические произведения. Настоящее имя — Хуберт Харанчик (Hubert Harańczyk).
Родился 24 апреля 1954 года. Занимается биофизикой и физикой твердого тела в Институте физики Ягеллонского университета.
Дебютировал в 1987 году, когда его рассказ «Wrócieeś Sneogg, wiedziaam...», присланный на литературный конкурс в журнал «Fantastyka», занял первое место. Это была мрачная история о последствиях войны и радиации, нашедшая отклик у многих читателей. Рассказ был переведен на несколько языков, в том числе на русский и английский (первый раз в 1990 году — «You Came Back, Sneogg, I Knew It...», и позднее, с более адекватным переводом названия, как «Yoo Retoont, Sneogg. Ay Noo»). Какое-то время Хуберат был связан с этим ежемесячником и группой молодых авторов, с которыми работал редактор журнала Мацей Паровский. Там же, будучи присланными на конкурс, появлялись и первые вещи двух сегодняшних лидеров польской фантастики — Анджея Сапковского и Яцека Дукая, и такого яркого, но не долго писавшего автора как Мацей Жердиньский.
Более активно Марек Хуберат начал работать уже в девяностых годах. Он написал еще несколько удачных рассказов, после чего взялся за роман, но этот процесс растянулся у него почти на десять лет. За это время вышло несколько других книг писателя. В своих произведениях он касается в основном тем философии, религии и морали — его интересует теряют ли люди свои человеческие качества в экстремальных и необычных обстоятельствах, или остаются людьми...
Несколько раз произведения Марека Хуберата награждались премией им. Януша Зайделя. Также он является почетным членом Галицийской Гильдии Фэнов Фантастики. Написано автором не так уж и много, но несомненно он один из ведущих современных фантастов Польши. Каждую новую книгу Хуберата с нетерпением ждут преданные читатели.
На английский язык переводился еще один рассказ писателя — «Kara większa» («The Greater Punishment», в антологии «The Dedalus Book of Polish Fantasy»). А, ставший уже классическим, «Wrócieeś Sneogg, wiedziaam...» совсем недавно вновь вышел в английском переводе в антологии «The SFWA European Hall of Fame» (Tor, 2007. Под редакцией Джеймса и Кэтрин Морроу). Майкл Кэндел, американский критик и переводчик произведений Станислава Лема, неоднократно отзывался о произведениях Марека Хуберата в очень восторженных тонах.
Марек С. Хуберат — псевдоним физика из Кракова, в конце восьмидесятых годов начавшего публиковать свои фантастические произведения. Настоящее имя — Хуберт Харанчик (Hubert… Развернуть
Лукаш Орбитовский (польск. Łukasz Orbitowski) — польский писатель, работающий преимущественно в жанре ужасов.
Анджей Сапковский — польский писатель-фантаст и публицист, автор популярной фэнтези-саги «Ведьмак».
Родился в 1948 году в городе Лодзь. Окончил университет г. Лодзь, факультет внешней торговли. С 1972 по 1994 год работал в торговле.
В 1986 году написал свою первую фэнтезийную новеллу «Wiedzmin» («Ведьмак»), в которой создал своего главного героя — Ведьмака (Геральт из Ривии), мастера меча и волшебства, который за деньги убивает монстров и разнообразных мифических созданий в своем фентезийном мире. Первые несколько рассказов о Ведьмаке были изданы в книге «Wiedzmin» («Ведьмак»).
В 1990 году вышла вторая книга писателя, состоящая из семи новелл (как новых, так и уже выпускавшихся) под одним общим заглавием «Ostatnie zyczenie» («Последнее желание»), которая была переиздана в 1993 году. В 1992 году Сапковский издал новую книгу о ведьмаке — «Miecz przeznaczenia» («Меч предназначения»), куда вошли ещё шесть рассказов (все эти тринадцать рассказов переведены на русский язык в однотомном издании «Ведьмак»).
В 1994 году начал пятитомную сагу о Ведьмаке и Ведьмачке: 1994 г. — «Krew elfów» («Кровь эльфов»), 1995 г. — «Czas pogardy» («Час презрения»), 1996 г. — «Chrzest ognia» («Крещение огнем»), 1997 г. — «Wieza Jaskólki» («Башня ласточки»), 1999 г. — «Pani Jeziora» («Владычица озера»).
Приключения Ведьмака также были изданы в виде комиксов оформленных рисунками Богуслава Польха и c текстом Матея Паровского. В 2004 году компания «CD Project» начала работу над многообещающей РПГ под названием «Ведьмак» ("The Witcher"). Игра была выпущена в октябре 2007 года.
В 1995 году был издан «Мир короля Артура» — эссе — в котором автор попытался разобраться в причинах популярности легенд о короле Артуре среди современных читателей и о влиянии этих легенд на творчество некоторых авторов 20-го столетия. Книга включает также новеллу «Maladie» — собственную вариацию по мотивам легенды о Тристане и Изольде. На русском языке эссе было издано в сборнике статей «Нет золота в Серых Горах», а новелла «Maladie» — в сборнике рассказов «Дорога без возврата».
Сапковский — автор сюжета книги-игры «Око Иррдеса» (польск. Oko Yrrhedesa, ISBN 83-86572-16-7), очень популярной в Польше. За исключением первого сборника рассказов о Ведьмаке, Сапковский постоянно сотрудничает с издательством «superNOWA». В 1998 году писатель был удостоен премии «Passport», присуждаемой еженедельником «Polityka» за заслуги перед польской культурой.
Среди заслуг автора также масса критических статей про фэнтези и для тех, кто ею увлекается, таких как «Пособие для начинающих писателей фэнтези», «Пируг, или Нет золота в Серых Горах» (статья о современных проблемах фэнтези, как литературы), «Меч, магия, экран» (про экранизации) и многих других.
В 2000 году вышел большой труд по мифологическим существам — «Rekopis znaleziony w Smoczej Jaskini» «Бестиарий», в котором с присущим автору юмором раскрывается мир существ, населяющих наш мир и миры писателей фэнтези.
Помимо этого, Сапковский является автором множества небольших рассказов («Случай в Мисчиф-Крик», «Музыканты», «В воронке от бомбы» и др.), а сейчас ведёт работу над своей второй сагой — «Сагой о Рейневане» («Narrenturm» («Башня шутов»), «Boży bojownicy» («Божьи воины»), «Lux Perpetua» («Негасимый свет»)), в которой речь идёт о средневековой Европе и Гуситских воинах.
Произведения Сапковского изданы на польском, чешском, русском, немецком, испанском, финском, литовском, французском, английском, португальском, болгарском, белорусском, итальянском, шведском, сербском, украинском и китайском языках. По заявлениям издателей, Сапковский входит в пятерку самых издаваемых авторов Польши. Сам же писатель, как правило, не распространяется о тиражах своих книг…
Анджей Сапковский — польский писатель-фантаст и публицист, автор популярной фэнтези-саги «Ведьмак». Родился в 1948 году в городе Лодзь. Окончил университет г. Лодзь, факультет… Развернуть
Майя Лидия Коссаковская (полное имя — Майя Лидия Корвин-Коссаковская-Гжендович) — польская писательница, работавшая преимущественно в жанре фэнтези.
Её называют первой дамой польской фантастики. В своей работе писательница пользовалась только девичьей фамилией, потому что, по её словам, не хотела «смешивать и комбинировать». В детстве мечтала стать режиссёром, а также кукольником, скульптором и археологом. Всегда обожала посещать очаровательные старые городки, где можно остановиться в маленьком традиционном трактире. Любимыми способами проводить свободное время были: смотреть на море, гулять по пляжу, рисовать картины, шить куклы и копаться в старом хламе.
Родилась в 1972 г. в Варшаве, закончила Лицей Пластического Искусства по специальности «пластик», специалист витринного искусства, а затем — Варшавский университет, по специальности «историк» (специализация – «археология Средиземноморья»). Работала журналисткой, создавала ТВ-программы, писала картины и стихи. Была одной из формальных наследниц дворца Коссаковских в Варшаве (такую информацию писательница дала на обложке одной из своих книг, хотя права собственности на этот дворец сомнительны, ибо в 1930 году наследники Станислава Казимира Коссаковского продали дворец Варшавскому страховому обществу). В дополнение ко всему вышеперечисленному - являлась женой писателя Ярослава Гжендовича.
Дебютировала Коссаковская в 1997 году (рассказ «Муха» в журнале «Fenix»). Затем на страницах того же журнала в 1999 году вышли «Sól na pastwiskach niebieskich» и «Schizma», в 2000 году писательница опубликовала ещё 4 рассказа, причём 3 из них в «Fenix» (в хронологическом порядке): «Hekatomba», «Kosz na śmierci», «Wieża zapałek» и «Beznogi tancerz». Следующий год был для неё не таким плодотворным, «Fenix» опубликовал рассказы «Diorama» и «Żarna niebios», но 2002 год оказался ещё хуже — вышел только рассказ «Zwierciadło», помещённый в антологии «Wizje alternatywne 4». Зато в 2003 году Коссаковская уже основательно вписала своё имя в каноны польской фэнтези, выпустив с помощью издательства «Runa» сборник «Obrońcy Królestwa», содержащий все предыдущие рассказы (кроме «Żarna niebios»), действие которых происходит в Королевстве — авторской версии иудейско-христианско-исламских небес, — и новые, написанные специально для этого сборника.
В следующем году она заявила о себе ещё громче, выпустив роман «Сеятель ветра», переломное произведение в своей карьере. В том же году в четырёх разных местах появились ещё 4 рассказа: в антологии «PL+50. Historie przyszłości» — «Serce wołu», в антологии «Demony» — «Więzy krwi», в антологии «Małodobry» — «Spokój Szarej Wody» и в антологии «Wizje alternatywne 5» — «Smutek». Затем в 2005 и 2006 годах выходит двухтомник «Zakon Krańca Świata», а также рассказы «Szkarłatna fala» в антологии «Deszcze niespokojne» и «Smok tańczy dla Chung Fonga» в антологии «Księga smoków». В 2007 году опубликован сборник рассказов «Więzy krwi» и очередной роман, «Ruda Sfora», на этот раз основанный на якутской мифологии. В том же году «Сеятель ветра» дождался переиздания. После такого урожайного года в 2008 году поклонники писательницы увидели лишь освежённое издание сборника «Obrońcy Królestwa», к которому добавились два рассказа — «Ringo» и «Żarna niebios», — а сам сборник получил название «Żarna niebios».
Но фэнам стоило подождать, ибо 2009 год принёс им четыре микроромана из цикла «Upiór południa» — произведения, которые писательница считала самыми исключительными в своём творчестве. Каждый из четырёх микророманов написан другим языком и совершенно в другом стиле, объединяет их только общий лейтмотив — жара. (В 2018 году редакция альманаха «Fenix Antologia» отметила этот цикл специальной премией как самые недооценённые книги последних лет.) А в 2010 году читатели вернулись к полюбившимся героям «ангельского» цикла в двухтомнике «Zbieracz burz». В 2011 году писательница показала себя с другой стороны, выпустив юмористический роман «Grillbar Galaktyka». После трёхлетнего перерыва свет увидели две книги из цикла «Takeshi». В 2017-2018 годах Коссаковская продолжила «ангельский» цикл, издав три тома романа «Bramy Światłości».
Писательница дважды удостаивалась премии польского фэндома имени Януша Зайделя; два раза её рассказы признавались лучшими по итогам открытого читательского голосования (премия «SFinks»). В активе Коссаковской премия «Серебряный Глобус» от Ассоциации польских писателей-фантастов и премия «Слёнкфа» от Силезского клуба фантастики.
Коссаковская любила в своих произведениях экспериментировать со стилями и жанрами. Но всегда была внимательна к мелочам: она старательно описывала отдельные сцены и разделы, была очень тщательна и последовательна в своих решениях. Ярослав Гжендович в 2012 году на Полконе рассказывал, что Майе для работы требуется абсолютная тишина, иначе она не может сосредоточиться, а в 2016 упомянул, что Майя способна бросить всё и даже спалить дом, когда приходят авторские экземпляры — от них она не может оторваться.
Писательница коллекционировала фигурки и статуэтки, но, вопреки ожиданиям, только одна из коллекции представляет ангела. Подавляющее большинство — это кони и кошки, которых Майя с взаимностью обожала. Она была чрезвычайно практичной: на необитаемый остров взяла бы самоучитель по выживанию и практическое руководство, как построить лодку. А также множество карандашей и блокнотов.
Вместе с мужем она охотно убегала от шума и суеты большого города в небольшой летний домик, где она чувствовалат себя на своём месте, набираясь энергии для дальнейшей работы.
23 мая 2022 года погибла в результате пожара в своём загородном доме в Старых Залубицах.
Майя Лидия Коссаковская (полное имя — Майя Лидия Корвин-Коссаковская-Гжендович) — польская писательница, работавшая преимущественно в жанре фэнтези. Её называют первой дамой… Развернуть
Анджей Земянский родился в 1960 году в городе Вроцлаве. В 1983 году закончил обучение на архитектурном факультете Вроцлавского технологического университета. Получив образование архитектора, в 1984-1985 годах он работает в Институте архитектуры и урбанистики при родной альма-матер, с 1985 по 2005 — преподает на факультете инженерной экологии и геодезии Вроцлавской сельскохозяйственной академии. Защитил докторскую диссертацию.
Однако, карьере ученого он предпочел стезю писателя. Как автор фантастических произведений дебютировал еще в 1979 году с рассказом «Zakład zamknięty» («Предприятие закрыто») на страницах студенческого проблемно-информационного журнала Вроцлавского технологического университета «Sigmа». В 1981 его радиопьеса «Człowiek, który nie potrafi umrzeć» («Человек, который не смог умереть») была отмечена на конкурсе, организованном театром Польского Радио, однако ее постановка не состоялась, поскольку дата ее выхода в эфир совпала с объявлением военного положения.
Первая книга — сборник рассказов «Daimonion» — вышла только в 1985. За ней последовали повести, которые вывели Земянского в ряды ведущих фантастов Польши: «Wojny urojone» - «Воображаемые войны» (1987), «Zabójcy szatana» - «Убийцы дьявола» (в соавторстве с Анджеем Джевиньским, 1999), «Bramy strachu» - «Ворота страха» (1990), «Dziennik czasu plagi» - «Дневник времен бедствия» (1991). В связи с бумом 90-х годов на западную переводную фантастику и снижением спроса на польскую следующий свой роман «Przesiadka w piekle» - «Пересадка в преисподней» (1991) был вынужден издать под псевдонимом Patrick Shoughnessy - Патрик Шонесси (в 2004 году роман переиздан под его настоящим именем), после чего на долгие годы ушел из литературы.
Вместе с Евгением Дембским основал в 1997 году первый польский интернет-журнал «Fahrenheit», посвященный фантастике. В интернете использовал псевдоним GIN. В 2004 году из-за разногласий с компаньоном, Земянский покинул сайт.
После десятилетнего перерыва в 2000 году Земянский вновь появился на литературной сцене и за два последующих года стал самым премированным писателем Польши. В короткий срок появляются его новые повести и рассказы: «Бомба Гейзенберга», (2000, премия «Сфинкс» 2001 года), «Автобан них Познань» (2001, премия имени Януша Зайделя), «Waniliowe plantacje Wrocławia» - «Ванильные плантации Вроцлава» (2001 премия «Сфинкс 2002 года), «Legenda, czyli pijąc wódkę we Wrocławiu w 1999 roku» - «Легенда, или Пить водку во Вроцлаве в 1999 году» (2002, премия «Сфинкс» 2003 года), «Zapach szkła» - «Запах стекла» (2003, премия имени Януша Зайделя). В том же 2003 году стал лауреатом в двух категориях литературной премии в области научной фантастики Nautilus. В «наградном листе» писателя значится и такая забавная премия — «Великий шлем», которую вручили Земянскому в 2001 за наибольшее количество премий, полученных в 2000 году.
В отличие от своих произведений 80-х, в которых доминировали англоязычные имена и неопределенный контекст событий, действие в новых произведениях Земянского происходит в польских реалиях и, довольно часто, — в его родном Вроцлаве. В частности, в одном из лучших польских постапокалиптических произведений, написанном в жанре паропанка «Автобан нах Познань», человечество отброшено в эпоху пара, а на пережившей глобальный катаклизм Земле процветает значительно уменьшившаяся Польша, через которую проходит один из немногих уцелевших автобанов.
В 2002-2004 годах вышел в свет трехтомный фантастический роман-эпопея Земянского «Achaja» («Ахайя»), также получивший премию «Сфинкс» и снискавший большую популярность среди читателей. Роман представляет собой довольно успешную попытку создания произведения на стыке двух жанров: научной фантастики и боевой фэнтези. В отличие от большинства читателей и критиков, относящих роман к фэнтези, сам автор твердо уверен, что это научная фантастика. В 2012 году Земянский продолжил эпопею романом «Pomnik Cesarzowej Achai», а в 2014 вышел уже третий том этого цикла.
В настоящее время Земянский один из самых популярных польских писателей — фантастов. Иногда его критикуют за частое использование в произведениях ненормативной лексики. В его произведениях нередко возникает военная тема, что не удивительно, поскольку главные увлечения писателя — огнестрельное оружие и автомобили.
Его перу принадлежат и несколько работ научного и научно-популярного характера, пособие по составлению коктейлей «Drinki» (2004), а также сценарии для радиопостановок.
© В.П. Мильгунов, Plushkin
Анджей Земянский родился в 1960 году в городе Вроцлаве. В 1983 году закончил обучение на архитектурном факультете Вроцлавского технологического университета. Получив образование… Развернуть
Яцек Дукай — яркий и самобытный польский писатель-фантаст, активно работающий со второй половины 90-х годов XX века. Автор нескольких успешных романов и сборников рассказов, лауреат нескольких премий.
Родился 30 июля 1974 года в Тарнове. Изучал философию в Ягеллонском университете.
Первой прочитанной фантастической книгой стало для него «Расследование» Станислава Лема, вдохновившее на собственные пробы пера. Дукай успешно дебютировал в 16 лет рассказом «Złota Galera», включенным затем в несколько антологий.
Дебют Дукая в крупной книжной форме состоялся в 1997 году, когда под одной обложкой вышло две повести (иногда причисляемых к небольшим романам) — «Ксаврас Выжрын» и «Пока ночь».
О популярности Яцека Дукая говорит факт, что его последний роман, еще одна альтернативная история — «Лёд», стал в Польше беспрецедентным издательским успехом 2007 года. Книга была продана тиражом в 7000 экземпляров на протяжении двух недель.
Яцек Дукай также является автором многочисленных рецензий на книги таких авторов как Питер Бигл, Джин Вулф, Тим Пауэрс, Нил Гейман, Чайна Мьевиль, Нил Стивенсон, Клайв Баркер, Грег Иган, Ким Стенли Робинсон, Кэрол Берг, а также польских авторов — Сапковского, Лема, Колодзейчака, Феликса Креса. Писал он и кинорецензии.
Его произведения переводились на английский, немецкий, чешский, венгерский, русский и другие языки.
Яцек Дукай — яркий и самобытный польский писатель-фантаст, активно работающий со второй половины 90-х годов XX века. Автор нескольких успешных романов и сборников рассказов,… Развернуть
Польский писатель, работающий в жанре юмористической фантастики и фентези.
По образованию археолог, занятия: писатель, публицист, независимый историк и искатель метеоритов. Женат, имеет дочь и сына. Дебютировал в 1996 году с рассказом "Гиена", открывшим цикл о приключениях Якуба Вендроовича, плюгавого дегенерата, самогонщика и экзорциста. На сегодняшний день о нем написано семь книг: "Хроники Якуба Вендровича" (2001), "Чародей Иванов", "Возьмешь черную курицу" (обе 2002), "Загадка Джека Потрошителя" (2004), "Вешать каждый может" (2006) и "Homo Alcoholicus" (2009), "Отрава" (2012), которые принесли писателю славу и известность в Польше и Чехии.
Девятикратно номинирован на премию им. Януша Зайделя, лауреат 2002 года за рассказ "Кузины", из которого позже вырос одноименный роман (2003) и сиквеллы "Княжна" (2004) и "Помещицы" (2005). Героини трилогии три женщины: тысячелетний подросток-вампир из княжеского рода, трехсотлетняя шляхтичка, занимающаяся алхимией, и ее современная родственница, агент CBŚ (польское ФБР). Также присутствует легендарный алхимик Михал Сендживой, охотники на вампиров, таинственное "Братство Другого пути" и изредка упоминается Якуб Вендрович.
Другие циклы: "Глаз оленя" (5 томов, последний шестой выйдет в 2011), "Норвежский дневник" (3 тома). Автор 19 романов о пане Самоходике (для детей, под псевдонимом Томаш Ольшаковский). Опубликовал роман "Операция "День Воскресения" и сборники рассказов "2586 шагов", "Красная горячка", "Резчик по дереву", не входящие в циклы, автор учебника обществоведения для гимназий "Ближе к миру".
В 2011 году вышли повесть "Вампир из М-3" о тяжелых буднях вампиров-пролетариев в социалистической Польше и комикс "Добить деда" (по мотивам рассказов о Якубе Вендровиче), ожидается выход карточной игры "Якуб Вендрович" и сборника рассказов "Колокол свободы".
Хобби: археология, нумизматика, туризм, литература, живопись. Антипатии: очень не любит социалистов. По оценке читателей "самый выдающийся певец польского села со времен Реймонта".
Информация с сайтов Либрусек и Википедия.
Польский писатель, работающий в жанре юмористической фантастики и фентези. По образованию археолог, занятия: писатель, публицист, независимый историк и искатель метеоритов.… Развернуть
Роберт Ежи Шмидт (Robert Jerzy Szmidt) – польский писатель, переводчик, редактор; автор книг в жанре научной фантастики и фэнтези.
Родился 26 июля 1962 года во Вроцлаве, окончил Школу речного судоходства (но, сменивши массу профессий, по полученной специальности он так и не работал). В настоящее время проживает в Огродзенце (Силезия, Польша).
В жанровом пространстве известен как писатель, переводчик, редактор и издатель. В середине 80-х – один из тех, кто подал идею награды „Sfinks”, позже превратившейся в премию им. Януша Зайделя (хотя с 1987 года больше не принимает участия в её организации). Обладатель премии „Śląkfa” за 1985 год в категории «Фэн года».
В 1986 году переехал в г. Катовице. Шмидт был представителем издательства «Amber» на юге Польши, он также управлял одним из первых легальных прокатов видео в Силезии. Позднее создал издательство, занимающееся изданием журналов для видеотек — „Video Business” и „Video Premiery”. После видеобума он публиковал журналы об игровых приставках „PlayStation Plus” и „Player Station Plus”.
В 2000 г. вернулся в фэндом, стал основателем и редактором ежемесячника «Science Fiction», который выходил до 2012 года и составлял конкуренцию журналу «Nowa Fantastyka», а также связанного с ним издательства «Dom Wydawniczy Ares». В 2004 г. создал премию «Наутилус», впервые присуждённую на конгрессе ConQuest в Кракове.
В 2015 году Шмидт был удостоен награды «Вроцлавец года 2015», в 2017 году получил Серебряный, а в 2018 году — Золотой знак почета за заслуги в Нижнесилезском воеводстве.
С 2016 г. в браке с польским редактором Урсулой Гарднер.
Автор 18 романов, из которых на русский был переведён роман «Бездна», опубликованный в рамках Вселенной «Метро 2033». Роман стал первой частью трилогии «Metro 2033: Nowa Polska»; второй («Wieża») и третий («Riese») романы из этого цикла в настоящее время (на начало 2020 г.) находятся на стадии перевода и подготовки к изданию на русском языке. Помимо этого, является автором множества рассказов, публиковавшихся как в жанровых антологиях, так и различных журналах.
Зимой 2020 г. увидел свет фантастический роман «Zgasić słońce. Szpony smoka», посвящённый тому, как Йозеф Пилсудский, ища пути для восстановления независимости Польши, решает стать союзником Империи Восходящего Солнца (Японии).
Роберт Ежи Шмидт (Robert Jerzy Szmidt) – польский писатель, переводчик, редактор; автор книг в жанре научной фантастики и фэнтези. Родился 26 июля 1962 года во Вроцлаве, окончил… Развернуть
Феликс Крес (Feliks W. Kres) — польский писатель-фантаст.
Настоящее имя — Витольд Хмелецкий (Witold Chmielecki).
Родился в 1966 году в г. Лодзь. Писатель тщательно скрывал подробности о своей личной жизни. Известно только об увлечениях — история и оружие.
В фантастике дебютировал в 1983 году с рассказом «Mag», за который получил премию в первом литературном конкурсе журнала «Fantastyka». В дальнейшем долгое время сотрудничал с этим журналом. Также публиковался во всех крупных польских научно-фантастических журналах («Fenix», «Magia i Miecz», «Nowa Fantastyka», «Talizman», «Złoty Smok»,»Portal»).
Первая книга — сборник рассказов «Закон стервятников» (Prawo sępów) вышла в 1991 году. А в 1992 году опубликовал дебютный роман «Король просторов» (Król Bezmiarów), который был удостоен премии имени Януша Зайделя, ежегодно вручаемой любителями фантастики на национальном конвенте.
Длительное время публиковал в журнале «Fenix» эссе о литературном мастерстве, В 2005 году они вышли отдельной книгой под названием «Галерея сломанных перьев» (Kącik złamanych piór).
Действие большинства повестей и рассказов автора происходит в мире под названием «Szernie». Многие его ранние повести и рассказы были переработаны и, в дальнейшем, вошли в состав романов. Главный фэнтезийный цикл автора «Книга Всего» (Księga Całości), над которым он работает уже более 10 лет, должен состоять из 7 томов. Однако последние тома, из-за большого объема, были поделены на несколько частей, а финальный роман пока еще не написан.
Произведения автора были переведены на чешский и испанский языки. Некоторые произведения цикла «Книга всего» выходили и на русском языке в серии «Русская fantasy» издательства «Азбука».
14 октября 2022 года, в возрасте 56 лет после тяжёлой болезни Феликс Крес скончался.
Феликс Крес (Feliks W. Kres) — польский писатель-фантаст. Настоящее имя — Витольд Хмелецкий (Witold Chmielecki). Родился в 1966 году в г. Лодзь. Писатель тщательно… Развернуть