Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого с богатыми литературными традициями. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.
После окончания школы, Толстая поступила в Ленинградский университет, на отделение классической филологии (с изучением латинского и греческого языков), который окончила в 1974 году. В этом же году выходит замуж и, вслед за мужем, переезжает в Москву, где устраивается работать корректором в «Главной редакции восточной литературы» при издательстве «Наука». Проработав в издательстве до 1983 года, Татьяна Толстая в этом же году публикует свои первые литературные произведения и дебютирует, как литературный критик со статьёй «Клеем и ножницами…» («Вопросы Литературы», 1983, № 9). По собственным признаниям, начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», — рассказывала Толстая.
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора» в том же году. Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов. Художественно произведение представляло собой «калейдоскоп детских впечатлений от простых событий и обыкновенных людей, представляющихся детям различными таинственными и сказочными персонажами». Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах. Последовательно выходят «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Ночь» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988). В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли, как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.
Советская критика восприняла литературные произведения Толстой настороженно. Её упрекали в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не прочтешь». Другие критики восприняли прозу писательницы с восторгом, но отмечали, что все её произведения написаны по одному, выстроенному шаблону. В интеллектуальных кругах Толстая получает репутацию оригинального, независимого автора. В то время основными героями произведений писательницы были «городские сумасшедшие» (старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…), «живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде». С 1989 года является постоянным членом Российского ПЕН-центра.
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность. Толстая преподавала русскую литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, расположенном в городе Саратога-Спрингс и Принстоне, сотрудничала с New York review of books, The New Yorker, TLS и другими журналами, читала лекции в других университетах. Впоследствии, все 1990-е годы писательница по несколько месяцев в году проводила в Америке. По её словам, проживание заграницей поначалу оказало на неё сильное влияние в языковом аспекте. Она жаловалась на то, как меняется эмигрантский русский язык под влиянием окружающей среды. В своём коротком эссе того времени «Надежда и опора», Толстая приводила примеры обычного разговора в русском магазине на Брайтон-Бич: «там в разговор постоянно вклиниваются такие слова, как „свисслоуфетный творог“, „послайсить“, „полпаунда чизу“ и „малосольный салмон“». После четырёх месяцев пребывания в Америке, Татьяна Никитична отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность. Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии. Эссе, очерки и статьи Толстой появляются также в журнале «Русский телеграф». Параллельно с журналистской деятельностью, она продолжает издавать книги. В 1990-х были опубликованы такие произведения, как «Любишь — не любишь» (1997), «Сёстры» (в соавторстве с сестрой Наталией Толстой) (1998), «Река Оккервиль» (1999). Появляются переводы её рассказов на английский, немецкий, французский, шведский и другие языки мира. В 1998 году стала членом редколлегии американского журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна Толстая возвращается в Россию, где продолжает заниматься литературной, публицистической и преподавательской деятельностью.
В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли, а в 2001 году в эфире государственной радиостанции «Радио России», под руководством Ольги Хмелевой, был осуществлен проект литературного сериала. В этом же году были изданы ещё три книги: «День», «Ночь» и «Двое». Отмечая коммерческий успех писательницы, Андрей Ашкеров в журнале «Русская жизнь» писал, что общий тираж книг составил около 200 тысяч экземпляров и произведения Татьяны Никитичны стали доступны широкой публике. Толстая получает приз XIV Московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». В 2002 году Татьяна Толстая возглавила редакционный совет газеты «Консерватор».
В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
В 2010 году, в соавторстве с племянницей Ольгой Прохоровой, выпустила свою первую детскую книжку. Озаглавленная, как «Та самая Азбука Буратино», книга взаимосвязана с произведением дедушки писательницы — книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Толстая рассказывала: «Замысел книги родился 30 лет назад. Не без помощи моей старшей сестры… Ей всегда было жалко, что Буратино так быстро продал свою Азбуку, и что об ее содержании ничего не было известно. Что за яркие картинки там были? О чем она вообще? Шли годы, я перешла на рассказы, за это время подросла племянница, родила двоих детей. И вот, наконец, на книгу нашлось время. Полузабытый проект был подхвачен моей племянницей, Ольгой Прохоровой». В рейтинге лучших книг XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, книга заняла второе место в разделе «Детская литература».
В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информационными агентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонёк». Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».
О себе говорит: «Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».
Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.
Сейчас живёт в Москве.
Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого с богатыми литературными традициями. Татьяна росла в многодетной… Развернуть
Илья Владимирович Бояшов — русский писатель-прозаик, историк, педагог, музыкант и переводчик. Редактор издательства “Амфора”. Член Союза писателей. Автор популярных романов, повестей и рассказов, в том числе философских и с с элементами фантастики. Проза переводилась на болгарский, чешский, румынский, польский, немецкий, английский, французский, турецкий языки.
Родился в семье известного композитора Владимира Терентьевича Бояшова. В школе увлекался историей, начал писать. рассказы. Поступил на Исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Его особо интересовала военная история начала XX века и история флота. После окончания института в 1982 г. работал год с небольшим секретарём Комсомольской организации Строительного ПТУ № 96, стажировался в Обкоме ВЛКСМ (отдел по работе с молодыми деятелями искусства). Одновременно играл в рок-группах на гитаре и органе, сочинял песни для групп «Джунгли», «Рождество», «Секрет».
С 1983 по 1989 гг., Бояшов, активно занимаясь музыкальным и литературным творчеством, работал экскурсоводом в Центральном военно-морском музее. Затем почтальоном, киномехаником, сторожем. С 1990 по 2007 гг. преподавал историю в Нахимовском военно-морском училище. С 2007 по 2012 гг. — редактор в издательстве «Амфора», затем ответственным секретарем в журнале «Аврора». Последние годы литератор и экскурсовод в Петергофе, где живет с женой и сыном. В соавторстве с барабанщиком «Секрета» А. Мурашовым на протяжении многих лет Бояшев пишет песни (слова и музыку). Живет с женой и сыном в Петергофе.
Первые публикации ― рассказ «Вишенка » (Нева. 1988. № 9) и «История в городе» (Лит. учеба. 1989. № 5). В 1989 вышел первый сборник рассказов «Играй свою мелодию », за кототорый тогда же, на IX и последнем в СССР Всесоюзном совещании молодых писателей он был рекомендован и принят в Союз пистелей СССР. В 1990-е нигде не печатался, писал «в стол». В 2002 вышла книга «Безумец и его сыновья», состоящая из двух повестей (вторая — «Повесть о плуте и монахе»). Повесть «Господа офицеры» (2007) создана по мотивам одноименного телесериала (сценарий И. Агеева). Придерживаясь основных линий сюжета, Бояшев внёс свою авторскую интонацию.
После выхода в свет романа «Путь Мури» (2007), философско-анималистической притчи, Бояшева называли «Кустурицей в прозе». Кот из разбомбленной боснийской деревни идет через всю Европу в поисках своих хозяев, «миски молока и теплого пледа». По пути в философские беседы с котом вступают люди и звери.
В 2008 году вышли роман «Танкист, или “Белый тигр”», экранизированный вскоре знаменитым режиссером Кареном Шахназаровым, а также роман «Конунг» историческая фантазия о юности легендарного Рюрика. «Кто не знает братца Кролика» (2010) — единственный у Б.ояшева реалистический и отчасти автобиографический роман о страшном и веселом времени «лихих девяностых».
Повесть «Эдем» (2012) ― очередная фантазия стилизация Книги Бытия и восточных преданий. Повесть «Кокон» (2013) — история человека, ощутившего в себе присутствие души как чего-то чуждого, доставляющего неудобства и решившего избавиться от нее ради беспечного существования в качестве «кокона» — физической оболочки. «Беда современной цивилизации в том, что дьяволу сегодня не надо уговаривать людей, многие сами ищут его, чтобы с готовностью отдать ему свою душу. Да еще и приплатить готовы, лишь бы жить не мешала», — комментирует автор.
Хроника «Джаз» (2015) повествует об одном дне в истории человечества. Понятие о Боге-Творце претворяется в метафору: Бог — Великий Джазмен, импровизирующий судьбами мира и человека. Поставив задачу уловить мелодию Всевышнего, «разобраться хотя бы в нескольких тактах Его Партитуры», Бояшев выбирает день 9 октября 1967 года и рисует несколько событий-«вариаций» этого дня. В автобиографическую кн. « Жизнь идиота » (2017) включены воспоминания автора об атмосфере восьмидесятых, размышления и дневниковые записи.
Илья Владимирович Бояшов — русский писатель-прозаик, историк, педагог, музыкант и переводчик. Редактор издательства “Амфора”. Член Союза писателей. Автор популярных… Развернуть
Буйда Юрий Васильевич - русский писатель и журналист.
Родился в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом, прошел путь от фотокорреспондента районной до заместителя главного редактора областной газеты.
C 1991 года проживает в Москве, и с этого же года публикуется как прозаик.
Работал в «Российской газете», «Независимой газете», в журналах «Новое время», «Знамя», обозревателем газеты «Известия». Он автор романа «Дон Домино» (1994; шорт-лист Букеровской премии) и книги «Прусская невеста» (1998), отмеченной малой премией им. Аполлона Григорьева и также входившей в шорт-лист Букеровской премии. Буйда был лауреатом журналов «Октябрь» (1992) и «Знамя» (1995, 1996).
Его произведения переведены на немецкий, польский, финский, французский, японский языки. Книги Буйды выходят во Франции, Великобритании, Эстонии, Польше, Венгрии, Словакии, Норвегии, Турции и др.
В настоящее время работает редактором издательского дома «Коммерсантъ». Его рассказы послужили основой для спектаклей московского театра Et cetera под руководством А. Калягина, Театра D в Калининграде и театральной труппы Theatre O из Лондона.
Буйда Юрий Васильевич - русский писатель и журналист. Родился в семье служащих. Окончил Калининградский университет в 1982 году. Работал журналистом, прошел путь от… Развернуть
Денис Драгунский родился 15 декабря 1950 года. Сын известного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского, прототип героя его «Денискиных рассказов». Брат драматурга Ксении Драгунской, отец журналиста и дизайнера Ирины Драгунской.
В 1973 году окончил филологический факультет МГУ.
В 1973—1991 годах преподавал греческий язык в Дипломатической академии МИД РФ.
В 1975—1982 годах написал сценарии следующих фильмов:
* По секрету всему свету (1976)
* Удивительные приключения Дениса Кораблева (1979)
* Клоун (1980)
* За старым забором (короткометражный, 1982)
В 1994—1995 годах работал политическим аналитиком и журналистом в информационном агентстве «Постфактум», в журналах «Век ХХ и мир», «ДН», «Итоги», «Новое время»; старшим научным сотрудником Института мира США (en:United States Institute of Peace).
С марта 1999 — член Комиссии по идеологии Федерального политсовета партии «Союз правых сил».
С марта 2000 года — основатель и научный руководитель (до 2005 года) Института национального проекта «Общественный договор», сейчас — член совета директоров.
В 2002 году — кандидат философских наук, разрабатывал теорию национального самосознания.
В 2005—2007 годах — главный редактор газеты «Правое дело».
С 2000 года — главный редактор журнала «Космополис».
Книга рассказов Дениса Драгунского «Нет такого слова» вошла в шорт-лист конкурса «Книга года»-2009 в номинации «Проза года».
Помимо художественной литературы также является автором ряда публицистических статей.
Денис Драгунский родился 15 декабря 1950 года. Сын известного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского, прототип героя его «Денискиных рассказов». Брат драматурга Ксении… Развернуть
Сергей Павлович Костырко — советский и российский литературный критик, эссеист, прозаик.
Родился в Приморском крае, детство провел в городе Уссурийске, школу заканчивал в городе Малоярославце (Калужская область). Окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. Преподавал русский язык и литературу в школе-интернате села Елечёй Мегино-Кангаласского района Якутской АССР. В 1974—1980 годах сотрудник журнала «Литературное обозрение». Затем работал техником службы газов в 1-м Московском медицинском институте имени И. М. Сеченова. С 1986 года сотрудник отдела критики журнала «Новый мир», с 1998 года также редактор интернет-версии журнала. С 1996 года литературный куратор сайта «Журнальный зал».
Критические статьи Костырко посвящены широкому кругу авторов современной русской прозы и отличаются сдержанностью тона, взвешенностью суждений и оценок. Костырко удерживается от соблазнов программной, концептуальной критики, видя свою задачу исключительно в том, чтобы доподлинно разобраться в устройстве произведения и замысле автора и донести результаты этого разбирательства до обычного читателя. Уже в конце 1990-х годов Сергей Костырко стал первым российским литературным критиком, систематически работающим с литературными публикациями Интернета и анализирующим как произведения авторов, преимущественно публикующихся в Сети, так и собственные сетевые литературные проекты: литературные сайты, сетевые литературные конкурсы и т. п.
Сергей Павлович Костырко — советский и российский литературный критик, эссеист, прозаик. Родился в Приморском крае, детство провел в городе Уссурийске, школу заканчивал в городе… Развернуть
Врач-кардиолог. Сын писателя Александра Марьянина.
Закончил физмат школу в Москве. В 1991 г., после получения степени кандидата медицинских наук, Максим переехал в США и написал там совместно с американским врачом Нелсоном Шиллером монографию "Клиническая эхокардиография". Вернувшись в Россию, Осипов напечатал ее, получив в качестве гонорара большую часть тиража. Так возникло издательство "Практика", печатающее главным образом переводную медицинскую литературу.
Как вспоминает Осипов, издательский бизнес сильно мешал врачебной практике, и через некоторое время он от нее отказался. Но потом снова захотел практиковать. В начале 2005 года он устроился на работу в больницу города Таруса Калужской области.
В сентябре 2005 года Осипов создал благотворительное Общество помощи Тарусской больницы.
Свои впечатления о жизни и работе в Тарусе Осипов обобщил в очерке "В родном краю" (фрагмент опубликован в "Отечественных записках", номер 3 за 2006 год, полностью – в "Знамени", номер 5 за 2007 год). Читающая публика требовала продолжения, и оно последовало: в том же "Знамени", в номере 12 за 2007 год был опубликован новый очерк Максима Осипова "Грех жаловаться".
Врач-кардиолог. Сын писателя Александра Марьянина.
Закончил физмат школу в Москве. В 1991 г., после получения степени кандидата медицинских наук, Максим переехал в США и написал… Развернуть
Яна Жемойтелите - прозаик, переводчик, автор пьес, поэт, редактор, издатель.
Автор о себе:
Писателем решила стать в двенадцать лет, начитавшись рассказов Конан Дойля, Оскара Уайльда и пр., то есть практически выросла среди английских аристократов и даже пристрастилась к овсянке и чаю с жареным хлебом.
Поскольку в юности сочинительство продвигалось неважно, окончила Петрозаводский госуниверситет по специальности «финский и русский языки и литература».
Первый рассказ неожиданно для себя села и написала в 24 года. На следующий день написала второй. С тех пор пишу каждый день.
Параллельно сочинительству работала преподавателем финского, переводчиком, завлит, а потом замдиректора Национального театра Республики Карелии, главным редактором журнала «Север». В 2007 году в одночасье осталась без работы, без надежд и без денег, зато с репутацией опасного для общества человека. Вдобавок за вольнодумство исключили из Союза писателей России. Пошла работать кинологом, среди собак пользовалась заслуженным авторитетом. Хвостатые сослуживцы помогли вернуть потерянную веру в себя, но не в людей. Учредила и возглавила собственный Союз молодых писателей, организовала издательство «Северное сияние» и назначила себя его директором, стала выпускать собственный альманах «Снегири».
Будучи безработной, окончила аспирантуру по специальности «эстетика». Выпустила монографию по творчеству М. К. Чюрлениса. В 2018 году ее переиздали в Германии.
В 2012 году в Национальном театре РК поставили спектакль по моей пьесе «Волчица» (отчасти автобиографической). Спектакль признан лучшей постановкой сезона.
В 2013 году стала лауреатом премии «Повести Белкина», а также лауреатом журнала «Урал» (Лучшее прозаическое произведение 2013 года).
В 2016 году в издательстве «Эксмо» вышли два сборниках моих повестей и рассказов.
С 2017 года член Русского Пен-Центра.
Сейчас тружусь простым библиотекарем в Национальной библиотеке Республики Карелия на кафедре слепых.
По материалам сайта Лабиринт.ру
Яна Жемойтелите - прозаик, переводчик, автор пьес, поэт, редактор, издатель. Автор о себе: Писателем решила стать в двенадцать лет, начитавшись рассказов Конан Дойля, Оскара… Развернуть
Киров Александр Юрьевич родился и живёт в городе Каргополь Архангельской области. Родители и старший брат – врачи. По профессии – учитель.
Окончил 9 классов средней школы, Каргопольское педучилище, филфак Вологодского государственного педагогического университета, аспирантуру при том же учебном заведении.
В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию «Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова».
Началом литературной творческой жизни считает 1995 год.
Со стихами, прозой, эссеистикой публиковался в районной газете «Каргополье», литературной газете Архангельской области «Графоман», областных литературных альманахах «Красная пристань», «Белый пароход», литературном журнале «Двина», уфимском журнале «Бельские просторы», московской газете «Литература». Автор книг повестей и рассказов «Митина ноша» (Архангельск: Правда Севера, 2009) и «Последний из миннезингеров» (Москва: Время, 2011).
Член Союза российских писателей (2011).
С 1996 года по сей день – преподаватель Каргопольского педагогического колледжа со столетней историей.
Женат, воспитывает сына.
Киров Александр Юрьевич родился и живёт в городе Каргополь Архангельской области. Родители и старший брат – врачи. По профессии – учитель. Окончил 9 классов средней школы,… Развернуть
Ирина Игоревна Поволоцкая — российский режиссёр игрового кино, сценарист, прозаик.
Родилась в Москве.
В 1961 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко и М. Чиаурели).
Окончила Педагогический институт имени Н. К. Крупской
Первый муж — сценарист Александр Михайлович Червинский. Второй муж — поэт Олег Григорьевич Чухонцев.
Поставила как режиссер кинофильмы: Таинственная стена, Исполняющий обязанности, Аленький цветочек.
Занималась журналистикой.
Как прозаик печатается с 1986 года.
Ирина Игоревна Поволоцкая — российский режиссёр игрового кино, сценарист, прозаик. Родилась в Москве.
В 1961 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. Довженко и… Развернуть
Дмитрий Ищенко – журналист, сценарист, продюсер. Родился в городе Апатиты. Окончил Московский государственный университет печати. Автор и режиссер документальных фильмов, победитель и призер российских и международных сценарных конкурсов, теле- и кинофестивалей. Живет в Мурманске.
Богатый опыт журналистской работы подтолкнул Дмитрия к литературному творчеству. Прозаические произведения автора публиковались в сборнике рассказов Баренцева региона «Границы», журналах «Октябрь» и «Дружба народов». Повесть «Териберка» входила в шорт-лист премии им. И. П. Белкина.
«На Мурманской студии всегда была очень сильная школа документального кино. И мне повезло прикоснуться к этому опыту. Мы учились работать так, чтобы материал проявлялся достоверно, точно и ярко. А историй на мурманской земле, которые достойны рассказов, много».
Дмитрий Ищенко – журналист, сценарист, продюсер. Родился в городе Апатиты. Окончил Московский государственный университет печати. Автор и режиссер документальных фильмов,… Развернуть