Ахмед Саадави - иракский писатель, поэт и сценарист, родившийся в Багдаде в 1973 году.
Он работал во многих местных газетах, журналах и пресс-службах, а также работал корреспондентом Би-би-си в Багдаде в 2005–2007 годах. В настоящее время он работает над созданием и написанием документальных фильмов, подготовкой телевизионных программ и написанием сценариев. Работал репортером в немецком агентстве MICT в Берлине. Он пишет для утренних газет, еженедельных журналов, таких как «Аш-Шабака» и «Tawasul», публикуемых в Багдаде.
Он выиграл первую премию на Фестивале журналистики в Ираке в репортажном отделении 2004 года, и одна из его самых выдающихся работ - это роман «Франкенштейн в Багдаде», опубликованный в 2013 году, переведенный на 32 языка, включая английский, китайский, французский и корейский.
На сегодняшний день Ахмед Саадави живет и работает в Багдаде.
Ахмед Саадави - иракский писатель, поэт и сценарист, родившийся в Багдаде в 1973 году. Он работал во многих местных газетах, журналах и пресс-службах, а также работал… Развернуть
Умар Сулейман аль-Ашкар - известный мусульманский ученый и богослов.
Ученый родился в 1940 году в г.Наблусе (Палестина). Преподавал в университетах Кувейта, Саудовской Аравии и Иордании. Известен своими многочисленными богословскими трудами.
Умар Сулейман аль-Ашкар - известный мусульманский ученый и богослов. Ученый родился в 1940 году в г.Наблусе (Палестина). Преподавал в университетах Кувейта, Саудовской Аравии и… Развернуть
Тауфик аль-Хаким Хусейн (правильнее аль-Хаким Хусейн Тауфик, Tawfiq el-Hakim) (9 октября 1898, Александрия — 26 июля 1987, Каир) — египетский писатель и общественный деятель, член Академии арабского языка в Каире, лауреат Государственной литературной премии Египта (1961). В литературе Тауфик аль-Хаким дебютировал как поэт, автор патриотических стихов. В 1918 году он написал антибританскую пьесу «Незваный гость». После окончания Высшей юридической школы в Каире (1924) он изучал литературу и искусство в Париже; вернувшись в Египет, работал судебным следователем (1927-1934), затем был чиновником министерства образования (до 1943). Тауфик аль-Хаким стал автором первого в арабской литературе 20 века социально-бытового романа «Возвращение духа» (1933, русский перевод 1935) и реалистической повести «Записки провинциального следователя» (1937, русский перевод 1959). Под влиянием М. Метерлинка, Г. Ибсена, Б. Шоу он создал романтические и символические драмы: «Спящие в пещере» (1933), «Шахерезада» (1934), «Пигмалион» (1942), «Путешествие в завтрашний день» (1950). Эти пьесы получили известность как «интеллектуальный театр». Социально-бытовая тематика выражена в пьесах «Флейтист» (1934), «Сделка» (1956, русский перевод 1960). В 1959-1960 годах Тауфик аль-Хаким был представителем Египта в ЮНЕСКО. В своих многочисленных рассказах, очерках, эссе, литературно-критических статьях писатель следовал принципам реалистического искусства, хотя его творчеству свойственно многообразие форм и направлений. Как общественный деятель Тауфик-аль-Хаким выступал с осуждением попыток западных держав удержать свое господство на Ближнем Востоке, в поддержку прогрессивных преобразований в арабских странах.
Тауфик аль-Хаким Хусейн (правильнее аль-Хаким Хусейн Тауфик, Tawfiq el-Hakim) (9 октября 1898, Александрия — 26 июля 1987, Каир) — египетский писатель и общественный деятель,… Развернуть
Ханан Аль-Шейх. (араб. حنان الشيخ, англ. Hanan al-Shaykh) - современная ливанская писательница.
Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного человека, вольнодумца с сильным личным началом, способного, несмотря на все перипетии судьбы, сохранять свое человеческое достоинство и стремление к счастью.
О биографии Хафиза достоверных сведений немного – он родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 14 в. в бедной семье, посещал школу мактаб, где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Всю жизнь Шамседдин Мохаммед тянулся к знаниям и похоже, вначале зарабатывал на жизнь чтением наизусть сутр Корана – такой профессиональный чтец назывался «хафизом», а также преподавал богословие. После того, как при жизни он прославился как величайший мастер газели, прозвище Хафиз стало не только его литературным псевдонимом, но и именем нарицательным, означающим народного поэта. Хафиз никогда не покидал пределов родного Шираза, хотя ему предлагали переехать в Багдад и Индию. Он умер в Ширазе ориентировочно в 1389.
Диван (поэтический сборник) Хафиза включает 418 газелей, 5 крупных касыд-панегириков, 29 кыта, 41 рубаи и 3 месневи Дикая лань, Саки-наме и Моганни-наме. Несмотря на мастерское владение разными поэтическими формами восточного стихосложения, основная жанровая форма, прославившая имя Хафиза – газель. Возникшая в 10 в. персидская газель состоит из не более 12 двустиший (бейтов) с единой рифмой. В западной поэзии напрашивается аналогия газели с сонетом – там тоже отсутствует единая сюжетная линия, главное – это лирическая интонация, настроение, выражающее душевное состояние героя.
На первый взгляд, в лирике Хафиза преобладали традиционные для персидской поэзии темы вина и любви, мистического озарения, восхваления великих людей, жалобы на бренность и непознаваемость мира. Однако лирический герой Хафиза – полнокровный, живой человек, одержимый кипением противоречивых страстей. Он то аскет, мистик и духовидец, то скептик, вольнодумец и мечтатель, возвещающий человечеству наступление светлого земного царства, то забулдыга и дебошир, нарушитель спокойствия, до грубости резко обличающий духовенство и власть имущих.
Хафиз широко использовал в газелях образы и термины традиционной суфийской поэзии, которые допускали возможность двоякого толкования – реалистического и символического. В отличие от поэтов-суфиев, он призывал уйти от несправедливой действительности не в мистические грезы, а в поиски форм неистового эгоцентрического наслаждения, вуалирующие бунтарские и тираноборческие мотивы и высказывания.
Поэзия Хафиза популярна не только на Востоке. Знакомство с его творчеством произвело сильное впечатление на Гете и вдохновило его на создание цикла Западно-восточный диван. Стихи Хафиза переводил А.Фет. А.С.Пушкин в своем стихотворении Из Гафиза отдал дань восхищения самому поэту и в его лице всей персидской поэзии. В Иране и Таджикистане его стихи стали народными песнями. Диван Хафиза и по сей день – самое переиздаваемое произведение классического наследия в Иране и персоязычных странах.
Гуманистическая направленность газелей Хафиза была вызовом догмам ислама и мистической отрешенности суфизма. Он призывал служить своим любимым и близким людям, а не царю земному и небесному. Такая позиция до сих пор близка современному ощущению жизни, что делает поэзию Хафиза популярной и в 21 в.
Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного… Развернуть
Суданский писатель (12 июля 1928 - 18 февраля 2009).
Творчество Ат-Тайиба Салиха можно считать этапным в развитии суданской литературы. Дебютировав как новеллист, писатель приходит к созданию крупных прозаических произведений повестей и романа, первого в современной суданской литературе. Он становится одним из самых известных суданских прозаиков, и вершиной его творчества по праву считается роман «Сезон паломничества на Север (1969). В романе разрабатывается тема судьбы оторванного от родины человека, исследуются проблемы столкновения западной и восточной культур, утверждения истинных духовных ценностей, бережного отношения к своим культурным корням. Эти вопросы не новы для арабской литературы, но никто из арабских писателей не разрешал их столь трагически, как Ат-Тайиб Салих. Именно с этих позиций в романе показана встреча Запада с Суданом через судьбу главного героя. Еще одной характерной чертой творческой индивидуальности писателя является органическое сочетание фольклора Судана, мифологии Черной Африки с приемами современных модернистских течений, в частности «поток сознания, обращение автора к философии экзистенциализма.
Таким образом, можно говорить о том, что в лице Ат-Тайиба Салиха суданская литература в конце 60—70-х годов «нагоняет мировой литературный процесс на этапе модернизма.
Суданский писатель (12 июля 1928 - 18 февраля 2009).
Творчество Ат-Тайиба Салиха можно считать этапным в развитии суданской литературы. Дебютировав как новеллист, писатель… Развернуть
Фернандо родился в Аргентине, его отец — немец, а мать японка. Он рисует с детства, художественное образование получил под руководством местных преподавателей: Пьера Брито и Феличиано Гарсии Зеччина. Формально начал работать художником в девятнадцать лет, его работы печатались в местных журналах, что дало ему возможность получить некоторую известность. Видеоигры, по его словам, иногда становятся источником его вдохновения, но в то же время отнимают очень много времени. Как и многие другие творческие люди, Фурукава трудно ладит с распорядком дня и не понаслышке знаком со страшным словосочетанием «крайний срок сдачи проекта», но не известно, чтобы он когда-либо выбился из графика.
Фернандо — участник аргентинской Altercomics Studio, творческой группы и компании художников, работающих в самых разных областях. Участие в создании «Легенд» привело к тому, что в 2009 году Фернандо впервые побывал в США — в течение двух дней во время BlizzCon-2009 он не только раздавал автографы, но и прямо на месте рисовал наброски для фанов. Хотя он не раз бывал на фестивалях комиксов, по его собственному признанию, он слегка нервничал, видя у стойки Tokyopop, за которой он почти всё время сидел в гордом одиночестве, столько людей.
Некоторые свои работы нарисовал совместно с Росио Зуччи.
Источник: www.blizzgame.ru
Фернандо родился в Аргентине, его отец — немец, а мать японка. Он рисует с детства, художественное образование получил под руководством местных преподавателей: Пьера Брито и… Развернуть
Абу Умар Ахмад ибн Мухаммад ибн Абд Раббих (араб. أبو عمر أحمد بن محمد بن عبد ربه; 860, Кордова — 940) — арабский поэт, филолог, историк.
Родился в 860 году в Кордове.
Автор большой антологии художественной литературы «аль-Икд аль-фарид» («Редкостное ожерелье»), в которой содержатся ценные сведения по истории и литературе Арабского халифата в VII—VIII веках. В книге в значительной мере использован труд багдадского филолога Ибн Кутейбы.
Отрывки «Ожерелья» переведены на русский язык в труде Н. А. Медникова «Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов».
Абу Умар Ахмад ибн Мухаммад ибн Абд Раббих (араб. أبو عمر أحمد بن محمد بن عبد ربه; 860, Кордова — 940) — арабский поэт, филолог, историк. Родился в 860 году в Кордове. Автор… Развернуть
Юсуф ас-Сибаи родился в Каире в 1917 году. Его отец, Мухаммед ас-Сибаи, был литератором и переводчиком на арабский язык произведений европейской литературы. Юсуф ас-Сибаи получил военное образование и до революции 1952 года служил в армии, где вступил в ряды организации «Свободных офицеров».
Начал писать короткие новеллы в 40-х годах, будучи офицером армии. Первый сборник его рассказов «Призраки» вышел в 1947 году.
В 1956 году был назначен генеральным секретарем Высшего совета по делам литературы и искусства и одновременно генеральным секретарем Комитета солидарности народов стран Азии и Африки.
Перу ас-Сибаи принадлежит большое число романов, наиболее известные из которых — «Верни мое сердце» и «Смерть водоноса» (переведен на русский язык), а также большое количество рассказов.
Вариан биографии из БСЭ
Сибаи, ас-Сибаи Юсуф (р. 10.6. 1917, Каир), арабский писатель, общественный деятель (АРЕ).
Получил высшее военное образование. Генеральный секретарь Организации солидарности народов Азии и Африки (с 1958) и Постоянного бюро Ассоциации писателей стран Азии и Африки (с 1958). Возглавляет Союз писателей Египта. Министр культуры АРЕ (с 1973). Главный редактор журнала "Лотос". Печатается с 1947 (сборник рассказов "Призраки"; роман "Наместник Азраила", 1947). Автор около 50 книг на темы современной жизни, в их числе сборника критических статей "Пощёчины и поцелуи" (1959), романов "Мы не одиноки" (1969), "Жизнь — это миг" (1973). Пьеса "Сильнее времени" (1966) посвящена строительству Асуанской плотины. Некоторые романы и пьесы С. экранизированы, переведены на иностранные языки. Золотая медаль Мира им. Жолио-Кюри (1960); премия "Лотос" (1974).
.
Юсуф ас-Сибаи родился в Каире в 1917 году. Его отец, Мухаммед ас-Сибаи, был литератором и переводчиком на арабский язык произведений европейской литературы. Юсуф ас-Сибаи… Развернуть
Писатель, журналист и педагог, Хосе Мурильо родился 18 августа 1922 г. на мельнице Ледесма, провинция Жужуй, Аргентина. Наблюдая тяжелый труд крестьян на плантациях сахарного тростника, в своем первом романе он изобразил страх. Он твердо верил в новое, более справедливое общество, поэтому в 1961 году совершил путешествие на Кубу, где вместе с другими аргентинскими преподавателями принял участие в кампании по ликвидации неграмотности, результаты которой могли бы удивить мир. Мурильо всегда будет верным и последовательным другом кубинской революции.
Он организовал первый в стране литературный семинар под названием Анибал Понс (1964) и первый семинар по детской литературе. Он сотрудничал с журналами: Hoy en la cultura, Meridiano 70, Cuadernos de cultura, Contexto, Rumbos. Кроме того, работал в журнале Billiken. Был директором газеты La Calle. Проводил курсы и читал лекции по детской литературе. Хосе Мурильо участвовал в национальных и международных конференциях. Также был сопредседателем Комитета по содействию по проведению Международного года ребенка (ЮНЕСКО). Среди его книг: Mi amigo el Pespir, Cinco patas, El tigre de Santa Bárbara, Renancó y los últimos huemules, Brunita, El niño que soñaba el mar, Mi amigo el hombre, Aquel caballo bragado y Volver a Mbororé.
Писатель умер на 23 февраля 1997.
Писатель, журналист и педагог, Хосе Мурильо родился 18 августа 1922 г. на мельнице Ледесма, провинция Жужуй, Аргентина. Наблюдая тяжелый труд крестьян на плантациях сахарного… Развернуть
Абу Убада аль-Валид аль-Бухтури (араб. بو الوليد بن عبيدالله البحتري التنوخي (al-Walīd ibn `Ubayd Allāh al-Buhturī); 819 г., Манбидж, Сирия — ок. 897 г., Алеппо) — арабский поэт-панегирист, придворный поэт.
Будучи ещё молодым он отправился посетить Абу-Таммама в Хомсе и получил от него рекомендательное письмо к властям Марат-ан-Нумана, которые установили ему пенсию в размере 4000 дирхамов в год. Позже он отправился в Багдад, где начал писать стихи в честь халифа аль-Мутавакиля и членов его двора. Несмотря на проживание в Багдаде, он посвятил большую часть своей поэзии похвале Алеппо, и большая часть его любовной лирики посвящена Айве, девушке, которая жила в этом городе. Он умер в родном Манбидже в 897 году.
Абу Убада аль-Валид аль-Бухтури (араб. بو الوليد بن عبيدالله البحتري التنوخي (al-Walīd ibn `Ubayd Allāh al-Buhturī); 819 г., Манбидж, Сирия — ок. 897 г., Алеппо) — арабский… Развернуть
Маджнун (араб. مجنون — безумный, одержимый джинном), настоящее имя Кайс ибн аль-Мулаувах (араб. قيس بن الملوح; 645, Аравия —688, Аравия) — прозвище полулегендарного арабского поэта из племени бану Амир. Маджнун прославился своей преданной любовью к соплеменнице Лейле, которую её отец выдал за другого. Несчастный поэт удалился в пустыню, где сочинял стихи в честь возлюбленной. Прозаическая повесть о Лейле и Маджнуне вдохновила многих поэтов и прозаиков Востока.
Если на мою могилу не польются слёзы милой,
То моя могила будет самой нищею могилой.Если я утешусь, если обрету успокоенье, -
Успокоюсь не от счастья, а от горечи постылой.Если Лейлу я забуду, если буду стойким, сильным -
Назовут ли бедность духа люди стойкостью и силой?
Маджнун (араб. مجنون — безумный, одержимый джинном), настоящее имя Кайс ибн аль-Мулаувах (араб. قيس بن الملوح; 645, Аравия —688, Аравия) — прозвище полулегендарного… Развернуть
Диего Армандо Марадона — один из лучших игроков в истории мирового футбола. Родился в Ланусе (Буэнос-Айрес). С малых лет он уже привлекал к себе внимание. Игры и тренировки с его участием становились шоу, одним движением он мог оставить не удел своих соперников. По технике владения мячом ему не было равных.
20 октября 1976 года Марадона дебютировал в «Архентинос Хуниорс», а уже через три недели сделал первый дубль – в ворота «Сан-Лоренсо». В феврале 1977 года провел первый матч в сборной страны – Аргентина-Венгрия. Главный тренер сборной Аргентины Луис Сезар Менотти отказался от услуг Диего на ЧМ-78. В 1979 году юношеская сборная во главе с Марадоной одержала победу на чемпионате мира в Японии. Диего был признан лучшим игроком турнира.
В 1981 году Диего Марадона перешел в клуб «Бока Хуниорс» за рекордную на тот момент сумму — 1 млн фунтов. В составе самого популярного аргентинского клуба он выиграл титул чемпиона страны.
На ЧМ-82 Марадона выступил не слишком удачно. Он провел 5 матчей, забил 2 гола и был удален за грубый удар в живот Батисты за пять минут до конца матча. В этот же год Диего был продан в «Барселону» за 3 миллиона фунтов. За два сезона в Испании он сыграл 58 матчей и забил 34 гола. Однако много времени он пропустил из-за гепатита и тяжелой травмы, которую ему нанес Андони Гойкоэчеа.
В 1984 году «Наполи» сделал предложение испанскому клубу о покупке аргентинца. В очередной раз за Марадону была заплачена рекордная сумма — 5 млн фунтов. 15 июля Диего дебютировал в составе неаполитанского клуба.
Чемпионат мира в Мексике в 1986 году стал бенефисом Марадоны, он вдохновлял сборную страны своими голами и великолепной игрой. Марадона помог Аргентине выиграть титул чемпионов, а сам стал лучшим футболистом мира.
В 1987 году Диего Марадона вместе с «Наполи» одержал первую победу в национальном чемпионате и завоевал Кубок Италии. В 1989 году клуб добился признания и в Европе, завоевав Кубок УЕФА, а через год – еще одно скудетто.
На ЧМ-90 сборная Аргентины вышла в финал, но проиграла там сборной ФРГ со счетом 0:1.
В 1991 году у Марадоны начались проблемы. Тест, взятый у него после матча «Наполи»-«Бари», оказался положительным на наркотики. Последовала дисквалификация на 15 месяцев. Вскоре после отъезда в Аргентину Марадону арестовали за употребление кокаина. Суд принял решение о принудительном лечении футболиста.
В 1992 году он отказался возвращаться в «Наполи» и потребовал трансфера. Состоялся переход Марадоны в испанский клуб «Севилья», где у него, впрочем, игра не сложилась. Он вернулся в Аргентину и начал играть за «Ньюэллз Олд Бойз». 10 октября 1993 года в матче против «Индепендьенте» Диего вышел на поле с 12 лишними килограммами веса.
В следующем году он поехал на чемпионат мира в США. Успешно проведя первые игры, Марадона снова попался на допинге и покинул турнир. Вскоре Диего завершил свою футбольную карьеру. После этого много времени он проводил на Кубе, где проходил лечение.
Осенью 2008 года легендарный нападающий был назначен тренером национальной сборной. Источник: SPORTS.RU
Диего Армандо Марадона — один из лучших игроков в истории мирового футбола. Родился в Ланусе (Буэнос-Айрес). С малых лет он уже привлекал к себе внимание. Игры и тренировки с… Развернуть
Джирджи Зейдан - (14 декабря 1862 г. - 21 августа 1914 г.) - выдающийся арабский писатель, историк и публицист.
Родился в семье ливанского торговца-христианина в Бейруте.
Учился в медицинском колледже в Бейруте (1881—82). В 1880-х гг. эмигрировал в Египет, где основал знаменитый литературный журнал "Аль-Хиляль" (1892), который издается в Каире и по сей день.
Основоположник жанра исторического романа в новой арабской литературе. Автор 17 исторических романов, составивших "Серию повествований из истории ислама", действие которых происходит в 7—13 вв. Ряд романов посвящен Египту 18—19 вв. и современным автору историческим событиям. Книги Зейдана, написанные языком, близким к разговорному, завоевали популярность на арабском Востоке и в др. мусульманских странах. Они переведены на многие восточные и западные языки. Как учёный Зейдан известен работами: "История мусульманской цивилизации" (1902—06), "История арабского языка" (1904), "История арабской литературы" (1911—14) и др.
Джирджи Зейдан - (14 декабря 1862 г. - 21 августа 1914 г.) - выдающийся арабский писатель, историк и публицист.
Родился в семье ливанского торговца-христианина в Бейруте.
Учился… Развернуть
Абу Нувас аль-Хасани бен Хани аль-Хаками — выдающийся арабский поэт эпохи Харун ар-Рашида и аль-Амина. Литературный жанр его произведений — застольные песни, панегирики, любовная лирика, сатиры, элегии, охотничьи стихи
Абу Нувас был выходцем из бедной семьи вольноотпущенника, ранее обращённого в рабство завоёванной арабами жителя области. Приняв ислам он получил свободу и стал наёмным солдатом омейядского халифа Марвана II. Мать поэта, персиянка, зарабатывала на жизнь мытьём шерсти. Детские годы Абу Нувас провёл в Басре, трудясь в лавке торговца благовониями, для которого собирал ароматические травы. Повзрослев, переехал в Багдад, где вскоре стал известен своей остроумной и грубоватой юмористической поэзией, которая касается городской жизни и радостей винопития, наполнена грубым юмором. Он сделался печально известным за свои насмешки о сексуальной пассивности мужчин и аналогично несдержанности женщин.
Абу Нувас аль-Хасани бен Хани аль-Хаками — выдающийся арабский поэт эпохи Харун ар-Рашида и аль-Амина. Литературный жанр его произведений — застольные песни, панегирики,… Развернуть
Имру аль-Кайс ибн Худжр ибн аль-Харис аль-Кинди (араб. اِمرؤ القيس بن حجر بن الحارث الكندي) — арабский поэт VI века, автор одной из поэм «Моаллакат» (معلقات), которые являются выдающимися литературными памятниками доисламской эпохи.
По легенде, Имру аль-Кайс был сыном последнего царя наждитского княжества йеменского племени Кинда, Худжра ибн аль-Хариса аль-Кинди. Род поэта, как и он сам, окружен легендами. По преданию, его прадед Харис получил прозвище «экиль аль-мирар» — «поедающий горечь» из-за пророчества уведенной в плен его жены Амру ибн аль-Хубуля : «Я за (спиной) мужчины, губы которого подобны губам верблюда, поедающего горечь. Он возьмет шею твою». Пророчество сбылось, и Харис отбил у Амра свою жену, убив его.
Матерью же поэта, по преданию, была Фатима бинт Рабиаа, сестра Мухалхиля ибн Рабиаа, великого аравийского поэта и воина VI века. Согласно же другой версии, матерью Имру значится Тамльук ибн Амр ибн Зубейд. Известный исследователь джахилийской поэзии, д-р Шауки ад-Дайф, оправдывает подобные расхождения в родословной тем, что имя Имру аль-Кайса использовалось многими поэтами доисламского периода, что во многой мере объясняет некоторую стилевую разнородность текстов, приписываемых ему.
О детстве Имру аль-Кайса (настоящее имя — Хундуж) нам ничего не известно. Жизнеописание поэта начинается, пожалуй, с конфликта его с отцом. Ведя разгульный образ жизни, он вызвал недовольство Худжура, который приказал убить сына и выколоть ему глаза. Убийства не произошло, и, смягчившись, Худжур лишь запретил сыну «изрекать поэзию». Ответом на запрет последовала строфа Аль-Кайса «Не благословены ли Вы утром…», после которой отец прогнал сына. По другой версии, конфликт заключался в любви Имру к жене отца. Так или иначе, Имру начал вести кочевой образ жизни, щедро растрачивая последнее своё имущество — согласно историографу аль-Исфахани, — устраивая пиршества «на каждой стоянке». Именно этот период его биографии и отражен в первой части его знаменитой поэмы.
Переворот в жизни Имру аль-Кайса начался с известия об убийстве его отца племенем Бани Асад. Известно, что в это время поэт пировал в йеменской земле Дамун. Согласно легенде, когда аль-Кайс узнал о случившемся, то он произнес: «Потерял он меня в детстве моем, и возложил на меня кровь свою в зрелости моей! Да не будет пробуждения сегодня, и не будет опьянения завтра: сегодня вино, завтра — дело», после чего продолжил пиршество. Однако на следующий день Имру поклялся «не прикосаться к мясу, вину, женщине и ароматам», пока не отомстит за отца. В результате интриг, Имру, заручившись поддержкой племен Химйяр и Мазахдж, разбил войско Бани Асад, убив главу племени.
Однако покровитель племени Бани Асад, аль-Мунзир, вступил в войну против Имру аль-Кайса, начав его преследование. Оставшись без поддержки племен-союзников, Имру бежит в Константинополь, становясь приближенным к императору Юстиниану. Однако император прогоняет его, заподозрив в совращении дочери. Более вероятным представляется то, что Имру аль-Кайс был вынужден бежать из Константинополя из-за подозрения в государственной измене, после того, как ему, как наместнику, был отдан Северный Хиджаз. Согласно другим источникам, Имру был агентом персов и их наместником над островом Тейран в Акабском заливе. Вероятно, Имру пытался восстановить царство своего отца.
Скрываясь от гнева Юстиниана, Аль-Кайс пребывает в Анкаре, где и умирает. Смерть поэта также окружена легендами: по преданию, Имру скончался от отравления ядом, что вызвало длительную болезнь, сопровождавшуюся образованием гнойников (отсюда прозвище поэта — «Зуль-Курух» — «Покрытый язвами»). Согласно легенде, отравленная одежда была подослана самим императором Византии Юстинианом.
По легенде, аль-Кайс поклялся жениться на той, кто ответит ему о «восьми, четырёх и двух». Разгадка этой загадки последовала из уст случайной спутницы в ночи, которую и сосватал аль-Кайс: «Восемь — это соски сучки, четыре — вымя верблюдицы, две — груди женщины». Собрав махр, Имру отправил раба к стоянке невесты, который растратил половину подарка. Приняв его, она просила передать хозяину следующие слова: «Отец мой удаляется, будучи рядом, и бывает рядом, будучи далеко; и мать моя разрывает одну душу на две; брат же мой пасет Солнце; Ваше небо порвалось, а два сосуда опустели». Из этого сообщения Имру узнал как о готовящемся на него нападении отца невесты, так и о растрате махра.
Однако, помимо легенды, существуют другие версии, из которых следует, что Имру был женат на женщине из племени Тайй по прозвищу Умму Джундуб, которая, впрочем, ушла от него к другому поэту, Алкаме ибн Абду, после семейного конфликта. О детях Кайса ничего не известно, кроме имен мальчиков, закрепленных в прозвищах поэта: Харис, Зайд, Вахаб.
Религией Имру аль-Кайса было аравийское язычество. Однако историографами приводится интересный эпизод: когда перед местью за отца Имру подошел для гадания к идолу Табала и трижды вытянул стрелу, призывающую отказаться от войны, Кайс сломал стрелы и, отхлестав ими по щекам идола, сказал: «Если бы был убит твой отец, ты бы мне не воспрепятствовал».
Имру аль-Кайс ибн Худжр ибн аль-Харис аль-Кинди (араб. اِمرؤ القيس بن حجر بن الحارث الكندي) — арабский поэт VI века, автор одной из поэм «Моаллакат» (معلقات), которые являются… Развернуть
Башшар ибн Бурд (араб. بشار بن برد; 714, Басра — 783) — арабский поэт. Активно участвовал в различных дискуссиях, в том числе — о декларируемых литературных достоинствах Корана или отсутствии у него таковых.
Был сыном перса-раба, слепым, уроженцем города Басра. В 762 году перебрался в Багдад. Отличался смелостью, независимостью, ироничностью. О любви писал просто и ясно, отказываясь от условностей и иносказаний. В соответствии с текстами дошедших до нас его стихов, пил вино. Считается создателем нового стиля арабской поэзии. При жизни был весьма популярен как поэт — с легкостью собирал толпы слушателей, особенно в родной Басре.
Башар критиковал Коран как литературное произведение, ставил некоторые свои стихи выше него по уровню. Некоторые его сочинения выражали идеологию шуубии. В конце концов что-то в его поэзии (относительно подробностей мнения расходятся) вызвало недовольство халифа Аль-Махди, Башшар был заключён в тюрьму и убит.
Башшар ибн Бурд (араб. بشار بن برد; 714, Басра — 783) — арабский поэт. Активно участвовал в различных дискуссиях, в том числе — о декларируемых литературных достоинствах… Развернуть
Абдуллах ибн аль-Мутазз аль-Муртада (861, Самарра — 29 декабря 908, Багдад) — багдадский халиф из династии Аббасидов, выдающийся арабский поэт и филолог IX—X веков.
Ибн аль-Мутазз был сыном свергнутого с престола и умершего в темнице халифа Аль-Мутазза. Родился в халифской резиденции, получил превосходное образование и, как и прочие, не имевшие шансов на престол, аббасидские принцы, по большей части предавался рассеянному образу жизни.
Некоторое время Ибн-аль Мутазз провёл при дворе своего двоюродного брата, халифа аль-Мутадида, которого он в стихах превозносил как мудрого правителя, прекратившего царившие в стране смуты и мятежи и укрепившего власть Аббасидов. С воцарением следующего халифа, Али аль-Муктафи, в 902 году, Ибн аль-Мутазз покидает двор, но в смутное время, наступившее после смерти аль-Муктафи, оказался втянутым в династическую борьбу и на один день (17 декабря 908 года), захватил халифский престол. Однако уже на следующий день был свергнут придворной гвардией во главе с собственным племянником и через несколько дней казнён.
Абдуллах ибн аль-Мутазз аль-Муртада (861, Самарра — 29 декабря 908, Багдад) — багдадский халиф из династии Аббасидов, выдающийся арабский поэт и филолог IX—X веков. Ибн… Развернуть
Аль-Ахталь ат-Таглиби, настоящее имя Гийас ибн Гаус (араб. الأخطل التغلبي, около 640 — около 710) — арабский поэт. Принадлежал к арабскому христианскому (в то время) племени таглиб. Жил в Дамаске при дворах омейядских халифов.
Богатое поэтическое наследие аль-Ахталя включает в себя политическую поэзию, многочисленные панегирики Омейядам и их иракским наместникам. Блестящие полемические стихи в адрес его соперника Джарира ибн Атии принесли аль-Ахталю широкую известность в мусульманском мире. Аль-Ахталь был также большим мастером поэзии о вине. Эти стихи отличаются точностью и яркостью деталей и часто вырастают в живые и реалистичные картины действительной жизни, передают личные переживания, радости и горести любви и дружбы и т. п. Творчество аль-Ахталя испытало влияние доисламской арабской поэзии.
Аль-Ахталь ат-Таглиби, настоящее имя Гийас ибн Гаус (араб. الأخطل التغلبي, около 640 — около 710) — арабский поэт. Принадлежал к арабскому христианскому (в то время) племени… Развернуть
Густаво Кабрал, более известный под псеводнимом Сируело (исп. "слива") — аргентинский художник-фантаст, особой специализацией которого являются рисунки драконов.
Несмотря на цветовую слепоту (врожденную невозможность различать цвета), Сируело смог развить непревзойденные навыки рисования и завоевать мировое признание. В настоящее время он признан во всем мире как один из самых талантливых художников-иллюстраторов Fantasy Art — жанра, который представляет собой в основном рисунки на тему магического или сверхъестественного . Сируело также является создателем и разработчиком техники Petropictos — рисования красками на камнях, не изменяя при этом их первоначальную форму, а находя форму в них.
С раннего детства провел Сируело проводил до 13 часов в день за рисованием. Он был очарован комиксами , литературой и фантастическими фильмами. Именно тогда, в возрасте 13 лет, он создал своей первый проект в Институте Fernando Fader в Буэнос-Айресе по исследованию рекламного и информационного дизайна. Это было тренировкой, а уже в 18 лет Сируело начал работать в компании под названием Vocación (Призвание). Успешно занимаясь созданием графический рекламы, в 20 лет Сируело уже стал известным внештатным иллюстратором.
В 1987 году Сируело отправляется в путешествие по Европе со своей женой Даниэлой, и в конечном итоге поселяется в деревне близ Барселоны, Испания. Он работает с разными издателями Испании, Англии, Соединенных Штатов и Германии самых различных направлениях.
Сируело — отец двоих детей, с гордостью признает, что предпочитает не иметь дома телевизор или компьютерные игры. Также любит сочинять музыку, которую в некоторых из его экспонатов можно услышать в качестве фоновой музыки.
Густаво Кабрал, более известный под псеводнимом Сируело (исп. "слива") — аргентинский художник-фантаст, особой специализацией которого являются рисунки драконов.
Несмотря на… Развернуть
Мартин Капаррос (род. 1957).
Мартин Капаррос (Martin Caparros) один из самых известных аргентинских писателей рубежа ХХ-ХХI веков. Родился в Буэнос-Айресе, жил в Париже и Мадриде.
По образованию историк. Большинство романов (издано около 10) имеют историческую основу.
Печатается как журналист, ведет колонки в нескольких изданиях. Издатель и комментатор Вольтера.
Перевел на испанский язык "Ромео и Джульетту", также автор истории революционных движений в Аргентине 1966-1978 годов в 3 томах.
За роман Valfierno (2004) Капаррос получил премию Planeta Latinoamérica. Литературоведы сравнивают писателя с Маркесом и Набоковым.
Мартин Капаррос (род. 1957).
Мартин Капаррос (Martin Caparros) один из самых известных аргентинских писателей рубежа ХХ-ХХI веков. Родился в Буэнос-Айресе, жил в Париже и… Развернуть
Филип Хури Хитти — ливано-американский профессор и ученый в Принстонском и Гарвардском университетах, специалист по истории арабского и Ближнего Востока, исламу и семитским языкам. Он почти в одиночку создал дисциплину арабистики в Соединенных Штатах. Его внучатой племянницей была ныне покойная астронавтка НАСА и школьная учительница Криста Маколифф.
Филип Хури Хитти родился в мутасарифате Маунт-Ливан 22 июня 1886 года в христианской семье маронитов в деревне Шемлан, примерно в 25 км к юго-востоку от Бейрута, на горе Ливан.
Он получил образование в американской пресвитерианской миссионерской школе в Сук аль-Гарбе, а затем в Сирийском протестантском колледже. После окончания университета в 1908 году он преподавал там, прежде чем перейти в Колумбийский университет, где в 1915 году защитил докторскую диссертацию и преподавал семитские языки. После Первой мировой войны он вернулся в Ливан и преподавал там до 1926 года. В феврале 1926 года ему предложили кафедру в Принстонском университете, которую он занимал до выхода на пенсию в 1954 году. Во время Второй мировой войны преподавал арабский язык военнослужащим в Принстоне в рамках армейской специализированной учебной программы (в том числе будущему послу Роджеру Полу Дэвису).
Хитти был одновременно профессором семитской литературы и заведующим кафедрой восточных языков. После официального выхода на пенсию он получил должность в Гарвардском университете. Он также преподавал в летних школах Университета Юты и Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия. Впоследствии он занимал должность исследователя в Университете Миннесоты.
Филип Хури Хитти — ливано-американский профессор и ученый в Принстонском и Гарвардском университетах, специалист по истории арабского и Ближнего Востока, исламу и семитским… Развернуть
Аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры Х.М. Росаса (1852), Эрнандес поддерживал федералистов, которые боролись за выход провинций из-под власти Буэнос-Айреса. В 1872 участвовал в восстании гаучо против центрального правительства, а когда оно потерпело поражение, удалился в изгнание. В 1874 Эрнандес возвратился в столицу, основал федералистскую газету «Ревиста дель Рио де ла Плата» и занимал различные правительственные посты.
Эрнандес обессмертил образ гаучо в своей знаменитой книге Гаучо Мартин Фьерро (El gaucho Martín Fierro, первая часть 1872, вторая – 1879). Книга написана в традициях фольклорного эпоса народным языком и стилем. В образе главного героя, повествующего о своей жизни, автор воплотил главные черты характера гаучо – свободолюбие, находчивость, стойкость, мужество, духовную цельность. Эрнандесу удалось придать простонародной речи с присущей ей наивной афористичностью необыкновенную художественную выразительность и создать впечатляющие картины природы. /Энциклопедия Кругосвет/
Аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры… Развернуть