1 февраля 2018 г., 01:50

4K

Научная фантастика не должна быть депрессивной: Добро пожаловать в соларпанк!

36 понравилось 2 комментария 11 добавить в избранное

Научная фантастика позволяет нам представить разные варианты будущего. Так зачем делать их антиутопичными?

Автор: Том Кассауэрс

Представьте себе такую картину из будущего: ребенок, одетый в стиле панков с фестиваля Burning Man, стоит перед юртой, питаемой от солнечных панелей. В 2014 году, когда редактор Сарена Улибарри начала проявлять интерес к жанру научной фантастики, рисующему экологически безопасное будущее с возобновляемыми источниками энергии, таких книг было немного. Спустя четыре года все изменилось.

Добро пожаловать в соларпанк – новый жанр научной фантастики, который стал ответной реакцией на очевидный пессимизм современной НФ и надеется разбавить ее оптимистичными историями о будущем, цель которых воодушевить людей на изменение настоящего. Первой книгой, явно относящейся к соларпанку, стала «Solarpunk: Histórias ecológicas e fantásticas em um mundo sustentável» («Соларпанк: экологические и фантастические истории экобезопасного мира»), бразильская книга, изданная в 2012 году. В 2014 году автор Адам Флинн написал «Соларпанк: заметки к манифесту».

Но именно в 2017 году этот жанр научной фантастики, рассматриваемый его сторонниками как лучик надежды в мире безысходности, показал признаки развития за счет серии новых публикаций, поддержки издательств и возрастающего интереса читателей.

Поиск в Google Trends показал, что в октябре 2017 года число поисковых запросов, содержащих слово «соларпанк», в восемь раз превысило соответствующие показатели за октябрь 2014 года. За прошедшие пару лет это движение набрало обороты за счет выхода рассказов, постов в Tumblr и антологий. А в прошлом году свет увидели две весомые работы: «Солнцехранилище: истории о соларпанке и эко-размышления» – сборник рассказов жанра соларпанк, написанных несколькими признанными авторами, и «Экопанк!: рассказы-теории о радикальных вариантах будущего» – австралийская антология коротких рассказов. World Weaver Press, издательство из Альбукерке, штат Нью-Мексико, специализирующееся на научной фантастике, фэнтези и книгах о паранормальных явлениях, в котором работает Улибарри, собрало $4000 на Kickstarter на перевод с португальского на английский первой в этом жанре книги 2012 года «Соларпанк».

«Так много НФ книг описывают апокалипсис и антиутопию, – говорит Улибарри. – Для меня соларпанк является реакцией против всего этого; это желание увидеть такое будущее, в котором я хотела бы жить, в становлении которого я хотела бы принять участие».

Этот жанр рисует истории, действие которых происходит в будущем, функционирующем за счет возобновляемых источников энергии, таких как солнечная энергия, энергия ветра, где расовая и гендерная дискриминация менее выражена, чем в наше время. Соларпанк получил свое название от других панковых жанров научной фантастики, таких как киберпанк, где действие происходит в будущем, созданном из комбинации низкого уровня жизни и высоких технологий, а также стимпанка, в котором технология сочетается с эстетикой эры индустриальной революции. Но соларпанк комбинирует этическую сторону панка с оптимистичным, экологически безопасным будущим. Его эстетика заключается в солнечных панелях, ветряных мельницах и «зеленом» высокотехнологическом обществе. «Стимпанк держится на угле так же, как соларпанк на возобновляемых источниках энергии», – говорит Флинн.

o-o.jpegСтремление этого жанра к более оптимистичным историям о будущем пересекается с историями, которые непосредственно к этому жанру не относятся. Согласно Улибарри, книга «Нью-Йорк 2140» лауреата премий Хьюго и Небьюла Кима Стенли Робинсона «нажимает на те же самые кнопки», что и соларпанк. В этом романе Нью-Йорк был затоплен в результате климатических изменений, но люди продолжают жить в нем, благодаря возобновляемым источникам энергии и экобезопасным технологиям.

Для многих соларпанк олицетворяет собой призыв к действию. «Великие проекты XX века часто возникали из вымышленных теорий, начиная высадкой на Луну и заканчивая соцобеспечением, – заявляет Флинн. – Настало время нам вернуться к великим амбициям, решить, что мы можем сделать как общество». Когда Улибарри выбирает книгу, она ищет исход, который не будет таким знакомым, как антиутопия. «Возможно, это стремление уйти от действительности, но оно дает мне ощущение того, что все может измениться к лучшему», – говорит она.

Но иногда и антиутопичная литература может послужить своеобразной катапультой, отправляющей читателя в будущее, полное амбиций. Александр Вайнштейн – автор книги 2016 года «Дети нового мира», сборника антиутопичных рассказов о новых технологиях. Он сказал, что когда только начал писать книгу, «гидроразрывы превращали водопроводную воду в воспламеняющуюся; банки с помощью государства лишали людей их домов; разлив нефти BP привел к ежедневному выбросу сырой нефти в океан; угольные компании взрывали Аппалачи, и так далее, и тому подобное». Вайнштейн хотел отразить этот момент, описав свою работу как «разновидность реализма». Он предостерегает от излишнего утопизма; согласно ему, «антиутопическая литература может существовать для того, чтобы обращаться к реализму наших современных трудностей».

Для некоторых, например, для канадского автора Кори Доктороу, который со-редактирует блог «Boing Boing», писать об антиутопичном будущем в сущности не является пессимистичным. «Я считаю, что пессимистичным было бы писать о будущем, в котором все пошло наперекосяк, и мы не можем ничего с этим поделать», – говорит он. Действие в его последней книге «Легкая победа» происходит в сильно загрязненном мире, в котором богачи установили высокотехнологическую диктатуру, но люди решили отделиться от общества и организовать свои самоуправляемые коммуны. Доктороу называет это «оптимистическим романом-катастрофой».

При этом активисты соларпанка, такие как Улибарри, не в восторге от идеи положить этот жанр между двух наковален: утопией и антиутопией. Она утверждает, что в конце концов, так как соларпанк прежде всего о людях, он никогда не будет идеальным, в нем всегда будет присутствовать конфликт.

Даже Вайнштейн оптимистично настроен в отношении соларпанка. «Когда я впервые услышал о соларпанке, я подумал: "Да, вот моя команда!"» – воскликнул он.

Активисты жанра предполагают, что, демонстрируя альтернативы, соларпанк может вернуть научную фантастику к одной из ее традиционных, но временами забываемых ролей. «Истории известны случаи, когда научная фантастика вдохновляла на социальные изменения, – говорит Улибари. – Она способна показать возможности».

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
36 понравилось 11 добавить в избранное

Комментарии 2

Понравился заголовок статьи. Мне кажется, ни один жанр литературы не должен быть депрессивным. Может быть грустным, тяжелым и т.д., но не депрессивным. Все таки депрессия - это серьезное психическое отклонение и к литературе это имеет несколько обособленное отношение.

Мне кажется, что у нас найдётся немало позитивной НФ. Ранние Стругацкие, Ефремов, Булычев. Они показывают вполне себе экологически здоровый мир. Помните, в "Понедельнике" у Стругацких Привалов совершает путешествие в описываемое будущее? Там ведь ещё Железная Стена была, отделявшая Мир гуманного воображения от Мира страха перед будущим. Так что, для нас эта проблема не такая острая :)

Читайте также