Нобелевские премии по литературе — 65 книг — стр. 2
Нобелевские премии по литературе
Нобелевская премия по литературе присуждается писателю, а не одному произведению. Поэтому в подборке приведено одно из творений лауреата (для тех, кто есть на livelibe) с формулировкой за что. Кстати, формулировки очень отражают настроения времени.
Год издания: 2006
Серия: Встречное движение
2008
Нобелевскую премию Леклезио получил как «певец постоянного движения, поэтической авантюры и чувственного экстаза, исследователь человечности вне и ниже господствующей цивилизации»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:33
Год издания: 2008
2007
«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:34
Год издания: 2007
2006
«В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:35
Год издания: 2006
Серия: Амфора 2006
2005
«В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:37
Год издания: 2007
Серия: Читать модно!
2004
«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:38
Год издания: 2005
Серия: Амфора мини
2003
«Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:39
Год издания: 2004
Серия: Квадрат
2002
«В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность»
LoraG 21 апреля 2010 г., 21:40
Комментарии
СИНЦЗЯНЬ (Gao Xingjian), Гао
род. 4 января 1940 г.
Нобелевская премия по литературе, 2000 г.
Китайский прозаик, драматург, переводчик, критик Гао Синцзянь родился 4 января 1940 года в живописном городке Ханьчжоу (близ Шанхая), который в то время находился под японской оккупацией. Его отец был банкиром, мать – актрисой, что впоследствии, при власти Мао Цзэдуна, негативно отразилось на судьбе будущего классика китайской литературы.
В детстве пережил японскую оккупацию, в 1962-м окончил французское отделение Института иностранных языков в Пекине, рано начал писать, но был вынужден сжечь все рукописи во время Культурной революции, когда был отправлен на перевоспитание в трудовой лагерь.
До 1979 года, когда в Китае был провозглашен курс реформ, Гао было запрещено публиковать свои книги и без «особого разрешения» покидать родной город. Только после прихода к власти Дэн Сяопина некоторые реформистски настроенные театры решаются поставить ряд пьес Гао Синцзяна. В это же время кое-кто из его почитателей стал величать Гао «китайским Солженицыным». Только в отличие от российского собрата по перу Гао Синцзянь в своих произведениях не описывал ужасы китайского ГУЛАГа, которые сполна испытал. Он, в основном, рассказывал о тяготах и невзгодах «маленького человека» из той или иной китайской провинции.
Так или иначе, но «оттепель» в отношении Гао Синцзяна и его произведений со стороны китайских властей длилась недолго – в середине 80-х все его книги, включая наиболее известную из них – «Гора души», были запрещены, а он сам вновь подвергся политическому преследованию.
В 1981-м вышла его первая книга «Некоторые размышления об искусстве современной прозы», а в 1982-м состоялся театральный дебют – постановка в пекинском Театре народного искусства пьесы «Сигнал тревоги». Вторая пьеса, «Автобусная остановка» (1983), была осуждена как идеологически вредная (в драматургии Гао Синцзянь вдохновлялся эстетикой Беккета и Арто), а третья, «Другой берег» (1986), и вовсе была запрещена; более того, чтобы избежать репрессий, Гао скрывался в лесах и горах провинции Сычуань, за десять месяцев одолев путь от истоков Янцзы до ее устья.
В 1987 году Пекин отправил Гао Синцзяна в «почетную эмиграцию», а спустя два года, после трагических событий на площади Тяньаньмэнь, лишил его китайского гражданства. Все его произведения были объявлены в КНР «контрреволюционной пропагандой». Покинув Китай, поселился в Париже (впоследствии получив французское гражданство) для того, чтобы иметь возможность свободно и без ограничений выражать свои идеи, причем из рядов коммунистической партии он вышел только в 1989-м после известных событий на площади Тяньаньмэнь.
Гао Синцзянь получил три литературные премии во Франции и Бельгии, причем не только как прозаик и драматург, но и прекрасный каллиграф, а также одаренный художник, рисующий в национальном стиле «го-хуа». Занимается также переводческой и режиссерской деятельностью, считается одним из основоположников новой китайской литературы.
Вершиной творчества Гао Синцзяна считается большой (около 800 страниц) роман «Чудотворные горы».
Гао Синцзянь – первый китайский писатель, удостоенный Нобелевской премией по литературе за «произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире», которые «открывают новые пути перед китайской прозой и драматургией».
А где же Бунин? :-(