Со мной случилась Листомания. И причина этого - книга, которую написал Шандор Гаал, в которой ведётся повествование о знаменитом, венгерском композиторе, виртуозном пианисте Ференце Листе. Автор соотечественник музыканта, родился в Будапеште в начале двадцатого столетия и посвятил себя изучению музыки. В частности прежде чем решиться написать эту книгу, он долгое время изучал жизнь творчество великого композитора и так и не был до конца уверен в том, что её написание удалось ему в полной мере. Я понимаю автора, Лист был настолько гениальным человеком, дело даже не в том, что он очень хорошо сочинял и исполнял музыку, а был именно велик как человек, неравнодушный, переживающий. И не просто переживающей и сочувствующий, но всегда вовремя приходивший на помощь всем своим многочисленным друзьям, незнакомым людям, беднякам, своим соотечественникам венграм и вообще всем кто нуждался. Благодаря автору, я совсем далёкий от классической музыки человек, открыла для себя Листа и полюбила его всей душой.
Автор нас ведёт по жизни Листа, от самих его детских лет, рассказывает как нелегко пришлось его отцу пробивать дорогу к музыке для сына. Сколь много он обивал порогов в поисках денег на учителей Австрии и Франции. Ведь именно там был центр музыкальной жизни Европы. Как много он сделал для сына. Хорошо, что он понимал насколько необычно и богато одарен его мальчик. Поистине Лист был рождён вундеркиндом, единожды взглянув на ноты мог исполнять по памяти любые, даже самые сложные произведения.
"В начале жизни у Лста и его семьи было немного денег, и отец с трудом изыскивал возможность обучения и продвижения сына у лучших музыкальных учителей того времени "
И дальше автор ведёт нас по биографии музыканта, щедро делясь многочисленными событиями происходившими в его жизни. Лист - вечный странник, кочует по городам Европы: Париж, Рим, Веймер, Будапешт, Киев, где только он не побывал! И везде он окружён талантами своего времени, музыкантами, писателями, учениками, поклонниками. И как не стать его поклонником. Он очень страстно и горячо участвует во всех событиях того времени, сочувствует и помогает революционерам Парижской коммуны, бедным Лионским ткачам живущим в ужасных условиях , венграм пострадавшим от наводнения. Узнав, что никак не могут собрать деньги на памятник великому Бетховену, даёт концерты и жертвует гонорары на его создание и установку. Лист вообще довольно часто отдает заработанные деньги на благотворительные цели, беднякам, престарелым людям, больным, на создание и поддержку музыкальных образовательных учреждений. Так же много он помогает друзьям, ученикам м конечно своим детям. Это был великий меценат своего времени, который не жалел себя и своих сил и работал с утра до ночи на благо других.
" Всему научился он в городах и странах Европы, кроме одного — ненавидеть. Как до конца дней своих не научился он и понимать, почему мир называет транжиром всякого, кто щедро обеими руками раздаёт людям деньги, доброту и любовь."
Музыканту отчаянно не хватало времени. Помимо того, что он постоянно учился чему-то новому, сочинял музыкальные произведения, встречался с друзьями, поклонниками и поклонницами, преподавал, давал концерты, он ещё был охвачен социальной стороной жизни. Он хотел и многое делал для этого, чтобы у каждого человека была возможность развить в себе таланты, в частности он ратовал за открытие музыкальных народных училищ :
"А Ференц между тем предлагает: «Во Франции раз в пять лет должны собираться на совет выдающиеся представители церковной, театральной и симфонической музыки и определять, что за минувшее пятилетие было создано выдающегося. Эти произведения и явятся основой музыкального музея века; ввести преподавание музыки в народных школах, создать музыкальные училища во всех самых маленьких городках Франции, чтобы музыке учились не только те, кто будет создавать искусство, но и те, кто будет им наслаждаться». Редактор чувствует, что от этих строк вот-вот вспыхнут страницы газеты. Ещё бы: их автор требует демократии в искусстве!"
Да, не возможно не полюбить всем сердцем такого человека, вот и в моем он оставил неизгладимый след.
"Специалисты — и друзья и враги — искали секрет его мастерства в его руках, форме и длине пальцев, межпальцевых промежутках. Выяснилось, что руки его ни по форме, ни по величине кисти не отличались от рук обычных людей. Другие критики думали, что секрет успеха кроется в его юной красоте, обвораживающей элегантности, величественной осанке. Несколько десятилетий спустя выяснилось, что старый Лист, совершенно утративший младую красу и осанку, пользуется ещё большим успехом, чем в молодости. Многие говорили о его феноменальной памяти (он знал наизусть чуть не всю мировую музыкальную литературу), о том, что он мог играть в любом стиле. Другие безуспешно пытались сравнивать Листа с его великими современниками, но не находили соответствующего мерила."
Эта книга меня полностью захватила, и причина тому жизнь Листа, каждый день в которой был наполнен множеством интересных событий.
Ему было не все равно как существует церковь, как живут бедные люди, как существует и чем дышат его соотечественники венгры. Ему до всего было дело. Он хотел менять мир не только музыкальный, но и социальный и даже церковный. И именно к нему за поддержкой, за помощью в реформах обращался сам папа римский
"Мы хотели, чтобы под знаком святой церкви, в духе се великих и древних традиций вы начали бы великий поход против равнодушия, неверия и грешного лжеучёного зазнайства, против антирелигиозной глупости. Нам нужно обновить речь наших священников, вооружить знанием католических писателей, сделать их проповеди и сочинения более интересными и популярными, нежели проповеди греха. Нужно написать новую музыку, которая принесёт весеннюю грозу обновления в старые стены храма господня."
Автор не просто излагает нам сухие факты из биографии музыканта, но с большой любовью и страстностью ведёт повествование. Очень грустной для меня была последняя часть книги, в которой Листа мы видим стареющим, но по-прежнему не смотря на болезни разъезжающим по всей Европе и участвующим в ее жизни.
А как Европа отмечала семидесялетие Листа, с каким размахом, всюду давали концерты с его произведения.
Спасибо большое автору за теплоту, трогательность и участие с которыми был описан жизненный путь Листа так, как будто он сам был свидетелем и участником тех событий.