31 января 2019 г., 18:39

1K

Исторический роман о рабстве, поющие медведи и ещё три новинки «КомпасГида»

40 понравилось 0 пока нет комментариев 0 добавить в избранное

Издательство «КомпасГид» выходит на новую для себя территорию, впервые выпуская исторический роман — в том привычном для всех с самого детства, вальтерскоттовском понимании термина. Эта большая книга датского писателя Бьярне Ройтера «Кольцо принца Файсала» рассчитана на читателей от 12–13 лет — и наверняка понравится также многим взрослым.

События романа разворачиваются в 1639 году в окрестностях острова Невис. 14-летний Том Коллинз живёт обычной жизнью мальчишки-бедняка с матерью и сводной сестрой, то и дело сбегая из таверны, которой владеет его отчим, к морскому берегу. Его манят далёкие берега и дух странствий — и однажды приключения таки находят героя: их приносит Рамон Эль Пьядозо, мужчина, которого Том спасает от верной гибели после кораблекрушения. И не один Рамон: вместе с ним мальчишка вытаскивает на берег темнокожего юношу по имени Бибидо, раба. В знак благодарности Эль Пьядозо дарит Тому «половину» раба: владей! Тогда никто ещё не знал, что Бибидо — принц и будущий вождь могущественного племени…

Тема рабства обычно даётся в литературе либо слишком пафосно, либо достаточно поверхностно. А Бьярне Ройтер умудрился раскрыть её невероятно тонко, отразив и мироощущение людей XVII столетия, и современный гуманистический посыл. Но, в первую очередь, для меня эта книга — о крепкой мальчишеской дружбе, которая одинакова во все времена, — рассказывает редактор книги Анна Осташевская.

Роман датского писателя сплетает воедино множество мотивов, подсюжетов и исторических деталей: пиратские и рабовладельческие суда, необитаемые острова и суды над ведьмами, счастливые спасения и опасности, подстерегающие за поворотом, — всего этого в написанном в 2004 году «Кольце принца Файсала» в изобилии. И в этом смысле текст наследует всей великой классике морских приключений — прежде всего, «Робинзону Крузо» и «Острову сокровищ».

Но что делает это произведение по-настоящему актуальным и современным, так это избранная Ройтером точка зрения: Том Коллинз, чьими глазами мы видим мир (хотя повествование и ведётся от третьего лица), отнюдь не эталонный-идеальный герой. На протяжении книги он эволюционирует из верящего первому встречного, не слишком порядочного, пропитанного стереотипами пацана в человека, который нашёл свой путь и заслужил уважение. Читатель меняет своё отношение к герою по мере продвижения к финалу, автор как бы подталкивает нас к размышлению: а как поступил бы я в этой ситуации?

Бьярне Ройтер (родился в 1950 году) — популярный в Дании автор и профессиональный киносценарист: конечно, это сказывается и на построении его прозы, в частности, на пристальном внимание к атмосфере и деталям. Ройтер дважды становился финалистом престижной премии имени Х. К. Андерсена (2002 и 2004 гг.), выигрывал Немецкую молодёжную литературную премию (2000 г.), а в самом начале карьеры был отмечен Премией министерства культуры Дании (1977 г.).

Линейка «КомпасKID», включающая издания для читателей до 6 лет, пополняется третьей историей о медвежонке Помпоне от французского художника и писателя Бенжамена Шо . На этот раз героев этого необычного виммельбуха занесёт в оперу.

Третья книга о Помпоне — снова о том, как герой пропал, а папе пришлось за него страдать (немножко и совсем не страшно, но всё же). А именно — выходить на сцену в самой настоящей опере! Из чего, конечно, получилась очень комичная и поучительная история. Местами эта часть больше всех прочих напоминает настольную игру — так здесь важно взаимодействие между читателем и книжными страницами.

Рисовать столь детализированные картинки — задача не из лёгких даже для человека с самым богатым воображением: никакая фантазия не сгенерирует сотни разных лиц для одной книжки! Поэтому Бенжамен Шо (родился в 1975 году) изображает среди второстепенных персонажей, посетителей оперы и прохожих, собственных друзей и знакомых, знаменитостей и случайных встречных — и много смеётся в процессе работы. «Мне кажется, если ты не смеёшься, пока рисуешь, то и браться за проект не стоит — читателю тоже не будет смешно!» — считает французский художник.

А начинал Бенжамен Шо как иллюстратор чужих книг — и вполне в этом деле преуспел: всего в его портфолио более 60 книг, номинации на премию памяти Астрид Линдгрен в 2017 и 2018 году, золотая медаль Нью-Йоркского Общества иллюстраторов в 2014 году, переводы на разные языки от английского до японского.

Книги о медвежонке Помпоне станут для ребёнка первым шагом к самостоятельному чтению, а спустя годы будут оставаться предметом ностальгии. Особое удовольствие наблюдать, как, взрослея и открывая полюбившуюся в детстве книгу вновь, ты замечаешь те штришки, которые прежде ускользали от твоего внимания.

Трилогия петербургской писательницы, трёхкратной финалистки премии «Книгуру» Евгении Овчинниковой, начинает выходить в «КомпасГиде». Первая часть этой истории, повесть «Иди и возвращайся», рассказывает о том, как 14-летняя Нина решила возобновить поиски исчезнувшей несколько лет назад мамы.

Подростковый детектив — жанр, возрождающийся на наших глазах. Принципиально важное отличие современного детектива для подростков от классических историй, выходивших в сериях «Альфред Хичкок поздравляет» или «Чёрный котёнок», в том, что новые повести и романы сосредоточены не столько на расследовании преступления, сколько на изучении семейной истории. И если герой другой «компасгидовской» детективной серии, Максим Шустов из «Города Солнца» Евгения Рудашевского, ищет следы пропавшего отца, то героиня Евгении Овчинниковой начинает поиски матери. А на самом деле — как это и должно быть в книгах для аудитории от 13–14 лет, — ищут они прежде всего самих себя.

Три года назад мама Нины, сотрудник одного прогрессивного НИИ, пропала. Следов не нашли ни полиция, ни коллеги по работе, ни продолжавший собственное расследование отец. Конечно, и Нина, и её папа уже поверили в то, что мама погибла. Но однажды главная героиня получает загадочное сообщение, которое однозначно указывает: мама — жива! Но почему тогда она разорвала контакт с дочерью так надолго? Что ей угрожает и почему она скрывается?

Нина не только примеряет на себя роль детектива, но и учится преодолевать те барьеры, которые раньше ей могли показаться немыслимыми. Найти людей, которые помогут; договориться с конфликтно настроенными взрослыми; взять на себя ответственность за определённые действия и оценить риски в тех или иных ситуациях — вот чему предстоит научиться скромной Нине.

Повесть выдержана в реалистическом жанре, с элементами психологического детектива, но есть в ней одна почти фантастическая деталь. Главная героиня — художница, и её воображение весьма нетривиально: она видит в окружающих такие черты, которые делают их похожими на динозавров. Так Нина и изображает людей в своих альбомах — в виде ужасающих древних ящеров, тем более страшных, чем неприятнее или непонятнее девочке человек. Этот элемент придаёт тексту Евгении Овчинниковой дополнительный объём, позволяя читателю лучше понять мотивы и чувства героини — и делая книгу более запоминающейся.

Евгения Овчинникова (родилась в 1983 году) дебютировала в издательстве «КомпасГид» год назад со сборником рассказов «Мортал комбат и другие девяностые», где она мастерски превращала автобиографические детали в увлекательные и забавные тексты, насыщенные приметами времени. На этот раз она берётся за новый, более объёмный и сложный жанр, и справляется с ним на «ура». Вторая часть трилогии, «Магия Зеро», выйдет ориентировочно в мае 2019 года.

Повесть Анны Игнатовой — из тех редких произведений, которые очевидно уходят корнями в «добрую и правильную литературу» прошлого, но вместе с тем отвечают духу времени и говорят с читателем 12–16 лет на одном языке.

«Ураган в подарок» — это история об одной поездке на природу, которая многое изменила в жизни не слишком дружных девятиклассников. По атмосфере, разве что без присущей тексту Алексея Иванова мрачности, книга напоминает роман «Географ глобус пропил»: здесь героям так же предстоит столкнуться с испытанием, чтобы разобраться в самих себе и избавиться от давних стереотипов.

Всеобщий любимец Боря Ракитин собирает компанию одноклассников, чтобы отметить день рождения в лесу. Приглашает он буквального всех, даже тех, с кем не особо общается, включая и вечного неудачника Мишу Лакина — к ужасу и подтруниванию остальных. Подтрунивали, оказывается, не зря: Миша, будто магнитом притягивающий неприятности, попадает в несколько нелепых ситуаций уже в первые полчаса путешествия. А уж когда лагерь накрывает нежданный ураган, каждый первым делом обвиняет в этом именно Лакина.

Самое ценное в повести Анны Игнатовой — это психологически проработанные герои: в небольшой компании одноклассников-туристов собраны буквально все типажи, знакомые любому старшекласснику. Тут и недотрога-звезда, и ботаник, и заводила-весельчак — причём каждый типаж предельно правдоподобен. Благодаря этому тексту читатель сможет увидеть, как такие непохожие люди всё же могут находить общий язык — и это тоже не будет ни в коей мере искусственным.

Анна Игнатова (родилась в 1973 году) — автор нескольких стихотворных сборников, сказочных и познавательных повестей, начавшая свой путь с публикаций в интернете — и замеченная издательствами. В «Урагане в подарок» отразилось её увлечение спортивным ориентированием и обошлось без волшебства. Или почти без него?

Заключительная часть трилогии Эрика Л’Ома «Книга звёзд». Фэнтезийная история о дружбе, самосовершенствовании и, конечно, борьбе со злом завершается масштабным сражением — как в финале компьютерной игры, читателей ждёт бой, каких прежде он ещё не видел. Рассчитана книга на аудиторию 10–13-летних ценителей хороших сюжетных книг.

Все главные герои серии обитают аккурат между двумя диаметрально противоположными мирами — Миром Надежности и Миром Ненадёжности. Остров Ис — своеобразный перевалочный пункт между территорией обычной жизни и царством зла: здесь даже смешаны приметы знакомой нам реальности и атрибуты Средневековья. Именно тут, на Исе, тысячи людей — волшебников и рыцарей — следят за тем, чтобы тёмные силы не пробрались в Мир Надежности. И здесь же юные герои имеют шанс стать либо воинами, либо магами.

Главная интрига третьей части в том, что Книга звёзд — главный магический фолиант Мира Ненадёжности и страны Ис — оказался в руках зловещего Призрака. Как он будет использовать древний трактат? И что ему ещё нужно, чтобы стать владыкой всех трёх миров? Чтобы реализовать свои коварные планы, Призраку нужен гениальный мальчишка — юный колдун Гиймо, ученик великого Кадехара. Герою грозит смертельная опасность, но, к счастью, он далеко не одинок.

Трилогия Эрика Л’Ома (родился в 1967 году), в отличие от многих текстов в жанре фэнтези, всячески подчеркивает не избранность героев, а именно их способность старанием и преодолением трудностей добиться справедливости и победы над злом. Другой важнейший мотив этой книги — ценность дружбы: многие задачи, казавшиеся непосильными, Гиймо решает лишь благодаря смекалке, отзывчивости и искренности своих лучших друзей.

Каждая книга серии при этом насыщена приключениями и внезапными поворотами сюжета. Не случайно она невероятно популярна: на французском языке трёхтомник продан тиражом 650 000 экземпляров, а на 28 других языках — ещё более миллиона. В России первые два тома, вышедшие в «КомпасГиде» осенью 2018 года, также были приняты тепло: юные поклонники засыпали издательство вопросами, когда же появится заключительная «Книга звёзд».

В группу Книжные новинки Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

40 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также