14 марта 2016 г., 10:19
6K
Эксклюзивное интервью Людмилы Улицкой для Livelib: «Я больше перечитываю, чем читаю»
Дорогие друзья!
В рамках нашего нового проекта "Читательский интерес" вы задавали вопросы Людмиле Улицкой, автору популярных романов Казус Кукоцкого , Медея и ее дети , Даниэль Штайн, переводчик , Зеленый шатер , Лестница Якова и многих других.
Людмила Евгеньевна ответила на ваши вопросы. Беседа шла о Нобелевской премии, о доме, о современной русской литературе и о будущем библиотек.
А. П. Чехов так выразил своё писательское кредо: "Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». А как бы Вы его выразили?
Писатель - человек, который любит писать, и пишет настолько интересно, что его читают другие люди. И все.
Какая на Ваш взгляд цитата: из литературы, кино, исторической личности, наиболее точно смогла бы охарактеризовать те политические процессы,что сейчас происходят в России и в мире?
Пословицей можно? “Семь раз примерь, один раз отрежь”. Мало и плохо думают и меряют “начальники жизни”. И больно режут.
Ваше отношение к вручению последних Нобелевских премий по литературе (согласны, не согласны, кому бы ещё следовало дать)?
Никто не читает завещание Нобеля, а там сказано, что премия выдается тому, кто утверждает высокие идеалы гуманизма. Иногда у Нобелевского комитета хорошо получается, иногда похуже. Но по существу, произошло недоразумения: многие расценивают Нобелевскую премию как главную литературную премию, а это не подразумевалось господином Нобелем.
В 2015-м году Нобелевскую премию по литературе получила белорусская писатель С.Алексиевич. Каково Ваше видение проблематики её произведений и их актуальности?
Алексиевич - прекрасный лауреат. Многолетний подвиг человека, который работает для очищения мира от лжи и агрессии, был оценен этой замечательной премией.
В Ваших книгах всегда очень в деталях описывается квартира/комната где живут главные герои, своеобразная берлога, в которой сосредоточена энергетика человека, где он может восстановить силы. Расскажите, пожалуйста, о своей "берлоге", своем доме. Наверное, в нем много книг, но очень бы хотелось узнать больше деталей о вашем доме и тех эмоциях, которые вы к нему испытываете.
Дом, это оболочка, которую мы создаем для себя. В этом смысле, каждый человек как моллюск, который производит свой дом. По тому, как устроен дом, можно многое сказать о человеке. Мой дом строился с моих молодых лет. В нем нет, почти нет, случайных вещей. Они все мои любимые, много таких, которые достались мне от бабушки-дедушки, от друзей. В общем, в основном, старье. Моя мама говорила: Люсина мебель, это недвижимость, которую нельзя отодвинуть от стены, - развалится. Мне среди этого старья хорошо. Новых вещей я не люблю. Проходит много времени, прежде чем я с ними смиряюсь. И одежду я люблю старую. Сегодня утром зашивала свитер мужу. На днях зашел сын, и ему дырку на свитере зашила. Книг не так много - одна стенка в полках. Больше места нет. И так повсюду на полу стопки книг. Если вношу в дом новую книгу, надо одну вынести. Стоит всегда картонный ящик на раздачу книг. Ну, конечно, классика русская. В студенческие годы собрала библиотеку, главным образом, Марксовские издания. Было такое издательство до революции. Шрифт плохой, книги рассохлись, рассыпаются. Привыкла.
Какой вы видите основную цель fiction-литературы?
Последнее время это почти единственный вид литературы, которую я читаю. Видимо, ее цель - обеспечить чтением тех, кого интересует современная наука, но кто не имеет достаточно хорошего образования, чтобы читать оригинальные научные книги.
Что значит для Вас, как для писателя, "свободное время"?
У меня его нет. Я не знаю, что оно значит.
Читаете ли Вы лайвлиб? читаете ли Вы вообще критику о себе в интернете?
Лайвлиб не читаю. Практически не читаю и критику. На это не хватает времени.
В. Набоков говорил, что "хороший читатель - это перечитыватель". Какие книги после второго, третьего и более прочтений открылись для Вас совсем с другой стороны?
Я вообще больше перечитываю, чем читаю. Толстого всю жизнь перечитываю, поэзию постоянно перечитываю - всегда нахожу новое. Дорастаешь постепенно до более глубокого понимания великих авторов. Мандельштам, Пастернак, Бродский под рукой. Последнее время Заболоцкий.
Нет ли у Вас желания снова начать писать малую прозу?
Желание-то есть. Только, кажется, она от меня отвернулась. Может, я все свои рассказы уже написала.
Вопрос: есть ли жизнь после Союза?
Жизнь таких мелочей не замечает. У жизни другие масштабы, она развивается в веках, столетиях, тысячелетиях. А по сути - в миллионах лет. Что для планетарной жизни такие мелочи, как советская власть?
Независимо от убеждений и точек зрения Советский Союз - так или иначе одна из главных тем не только ваших книг, но и целого сонма других писателей, причем, зачастую, лишь сквозь заставших его. Почему современная русская литература практически вся о "том", о "тогда", а не о "сейчас?" Это кажется уже не переосмысливанием, а бесплотным обсасыванием. Такова наша участь?
Это совсем не так - самые яркие современные русские писатели - Сорокин, Пелевин - совсем не о том. Сильно поверх. Все в порядке с современной русской литературой - она отзывается на актуальные вопросов. Есть и молодые - Михаил Шевелев “Не русский” , Дмитрий Иванов “Где ночуют боги” , Арбатова и Кончаловский ”Страшнее смерти” - в последний год вышедшие книги про сегодняшний день, очень даже про сегодняшний день! Но вообще-то и вопрос нашего вчерашнего дня - очень актуален. Заваленный гвоздиками бюст Сталина на Красной площади в годовщину его смерти как раз и говорит, что мало “обсасывали”…
В кругах филологов и литературоведов старой закалки ваше творчество любят ставить в один ряд с произведениями Д.Рубиной. Как Вы бы отнеслись к такому повороту событий?
Дина Рубина - замечательный мастер. Ничего обидного для себя я не вижу в таком сопоставлении.
Как Вы определяете (выбираете) сюжет для книги?
Когда я понимаю, что эту книгу я должна написать… А если нет такого чувства, что “должна”, я и не пишу. Я довольно много книг не написала…
Людмила Евгеньевна, что Вы любите делать, когда не пишете?
Я очень люблю общаться со своими друзьями.
Людмила Евгеньевна, считаете ли Вы разумным выделение "мужской прозы" и "женской прозы"?
Это менее разумно, чем надпись в туалете” М” и “Ж”.
Чем отечественная "женская проза" отличается от западной?
Кажется, лучшим качеством. Впрочем, я не эксперт, я вообще мало читаю.
Есть ли будущее у библиотек и в каком направлении они должны развиваться, чтобы оставаться востребованными?
Может быть будущее,
если государство будет финансировать библиотеки и произведет переосмыление этого института. Этим занималась покойная Екатерина Юрьевна Гениева, которая превратила свою библиотеку (Иностранной литературы) в интернациональный клуб с множеством национальных культурных центров, с лекторием. Если это удастся сделать, то библиотеки не только сохранятся, но и превратятся в социально значимую структуру, которой сегодня очень не хватает.
Комментарии 35
Только корневые
Очень интересно сравнить: в чем видел долг писателя Чехов, и как относится Улицкая к писетельской профессии.
Улицкая нахваливает Е,Гениеву, бывшего директора Библиотеки иностранной литературы, с которой они вместе на деньги Сороса издавали книги иногда сомнительного содержания. И Улицкая хвалит Гениеву, что она создала в библиотеке "интернациональный клуб". На самом деле Гениева превратила огромное здание библиотеки по сути в доходный дом, сдвавая лучшие залы под культурные центры многочисленных стран. Французам, к примеру, был отдан двухэтажный гуманитарный читательский зал, а читатели были выселены в проходные коридоры. И в то время как во французском зале (который работал всего лишь несколько часов в день, а летом закрывался на дллтельные французские каникулы) читало всего несколько человек, большинство читателей сидело в проходных коридорах. (Сейчас французы построили для своего Центра отдельное здание, и надеюсь, освободившееся помещение вновь служит читателям). Даже в советское подцензурное время в старом здании ВГБИЛ, при всей тесноте, был зал новых поступлений, где каждый понедельник выставлялись книги, полученные за неделю. При Гениевой этот зал исчез. Исчез и зал прессы. Десятилетиями в советское время ВГБИЛ выпускала журнал "Современная зарубежная литература", в котором печатались рецензии на новые книги, вышедшие за рубежом. В библиотеке работал небольшой, но очень профессиональный коллектив, который этот журнал выпускал, привлекая и внештатных авторов. Этот журнал был очень полезен всем литераторам и служил прекрасной школой для молодых критиков. Гениева этот журнал закрыла и ничего иного, взамен ему создать не сумела или не захотела. Государственная библиотека иностранной литературы в стране, где церковь отделена от государства, должна быть светским учреждением и храмом знаний и просвещения, но не религии. Гениева могла быть верующим человеком, но на деятельности библиотеки это отражаться не должно было. Улицкая, не знающая иностранных языков и, по ее словам, "мало читающая", не в состоянии понять, что Гениева, как считают давние читатели ВГБИЛ, никакой пользы этой библиотеке не принесла.
Читайте также
-
9 сентября 2020 г.
2K
Эмма Донохью: «Милое глуповатое легкомыслие Вустера — это как тоник во время Covid-19»
-
13 августа 2020 г.
2K
Всякий большой писатель — большой обманщик: лучшие советы Владимира Набокова писателям
Многие интересные вопросы были упущены((