24 сентября 2016 г., 19:21

815

Что мы имеем в виду, когда говорим «женская литература»?

54 понравилось 18 комментариев 7 добавить в избранное

o-o.jpegЛиз Кей расширит представление об историях, написанных женщинами и для женщин

Когда кто-то впервые определил мою книгу как «женскую литературу» – более снисходительный вариант «чиклита» (книги для девушек и о девушках, обычно легкие и романтические – прим. переводчика) – что-то внутри меня сломалось. Но правда в том, что большинство из тех книг, что я прочла, написаны женщинами. Я люблю истории с хорошо прописанными персонажами, с интригами в отношениях и семьях. Меня не привлекают криминальные истории. Меня не привлекает откровенно мужская твердость характера. Я читаю мрачную, сложную литературу, и я читаю проницательную, смешную коммерческую литературу. В девяти случаях из десяти это книги, написанные женщинами.

Но считается, что женская литература как категория книг – литература с не настолько серьезным содержанием, чтобы представлять интерес для мужчин. Как читатели мы узнаем эти книги, когда видим их. Мы узнаём их по обложкам, по аннотациям. Существует особое представление о том, каким способом эти книги находят рынок сбыта, которое указывает на то, что эти страницы должны легко потребляться, а для этого они должны быть написаны остроумно, но при этом так, чтобы у читательницы не возникала необходимость думать. Существует нечто смутно женоненавистническое… Нет, зачеркнём это. Явно женоненавистническое представление о целой категории, чьим основным посылом является обещание не переворачивать представление читателя о мире. Это утешительные книги или, по крайней мере, спокойные. Они соответствуют тем представлениям о добре, зле и ценностях, которым нас учили.

Как женщины, мы в большинстве случаев окружены различными предписаниями.

Ни один из двух основных персонажей моего романа не является особо «хорошим». Он называется «Чудовища: любовная история». Я беспокоилась, что название несколько тяжеловесное. «Не являюсь ли я поучающей?» – думала я. Наивная. Потому что в книгах для женщин предполагается наличие посыла. По крайней мере, на определённом уровне должна быть дана инструкция о том, как быть женщиной, или о том, как не стоит себя вести, если ты женщина. Без всяких нравственных двусмысленностей, будто бы женщины не могут самостоятельно понять проблемы и заблуждения персонажей.

Как женщины, мы в большинстве случаев окружены различными предписаниями. Существуют глянцевые журналы, которые рассказывают нам, какую косметику купить и как именно её использовать. Существует светская хроника, учащая нас беспощадно критиковать других женщин. Существует небольшое количество женщин, которых демонстрируют как красоток, кроме прочего являющиеся напоминаем того, на что в душе следует обращать внимание. Однако, для тех из нас, чья наследственность хуже, особенно важно иметь блестящий внутренний мир – не будь резкой или самоуверенной, не будь тупой блондинкой, которую интересует только обувь (P. S. Перейди на страницу 52, чтоб узнать, какие туфли являются must-have сезона!).

Даже развлечения поучительны для женщин. Нам предлагают истории о том, как быть лучшими мамами, или как понять наших собственных мам, или о том, как важны сестринские узы. Нам предлагают романтические комедии, чтобы напомнить о том, что нас тоже могут выбрать, если мы просто исправим то, что было сломано. Избавимся от трудоголизма? От нашей подозрительной независимости? От развратности? Нечто в нас неисправно, и если мы это починим, то в награду получим любовь, которая покажет, что мы ценны.

В «женской литературе» главные действующие лица борются со специфическими «женскими» недостатками. Конечно, героини могут быть неуклюжими или иметь целый ряд незначительных физических несовершенств, делающих персонажей более похожими на читательниц: несколько лишних килограмм, плохое чувство стиля. В идеале, героини должны считать себя обыкновенными. Ведь разве есть что-нибудь более привлекательное в женщине, чем отсутствие уверенности в себе? Они могут быть чувствительными и учиться жить с этим. Они могут быть запуганными и учиться постоять за себя. Конечно, у них может быть какая-то эмоциональная травма, как это часто бывает у женщин.

Одним из моих любимых персонажей последнего времени в «женской литературе» является упоминаемая в названии Бернадетт из книги Марии Сэмпл Куда ты пропала, Бернадетт? . Она – одна их таких женщин с травмой, но в способе, которым Сэмпл рассказывает историю, есть нечто революционное. Вначале Бернадетт забавляет своей неподдельной грубостью. Когда её обвиняют в том, что она наехала на ногу женщине, находясь в очереди автомобилей родителей, забирающих детей из школы, она говорит: «Я бы посмеялась над этим, но мне слишком скучно». Основой плохого характера Бернадетт являются не мелочность или мстительность, а откровенная надменность. Вышеупомянутое равнодушие нетипично для женского персонажа, но действительно отличает Бернадетт от других природа её травмы. Она – жертва типично «мужского» типа, жертва нереализованных амбиций. Гениальная личность, не находящая себе применения, Бернадетт посвящает себя материнству. Впрочем, хотя у неё прекрасные отношения с дочерью, во всех остальных областях всё паршиво. Бернадетт не стремится реализовать себя, создавая домашний уют. Она не ищет реализованности. Бернадетт просто сбегает. И в этом заключается великолепное новаторство Сэмпл. Автор не нарушает правил риторической фигуры, она просто расширяет рамки того, что возможно для женского персонажа. Бернадетт не возвращается домой, чтобы найти себя, как это обычно делают героини. Вместо этого мы узнаём, что, во многих отношениях, даже дома она пропадала.

Ещё большим новаторством стала героиня, которой так и не удалось справиться с ситуацией. Наоми Хилл из книги Ребекки Ротерт «Последняя ночь в "Голубом ангеле"» («Last Night at the Blue Angel») – одна из таких героинь. Рассказывая историю от лица разных персонажей, Ротерт придерживается правил «женской литературы» – демонстрирует симпатичную Софию, десятилетнюю дочку Наоми, которая стоит за кулисами, в то время как её мама выходит на сцену: «Это была я. Было лето 1965 года. И это была ночь, когда моя мама стала знаменитой». Алкоголичка, жаждущая признания, большую часть книги Наоми проводит, периодически побеждая и игнорируя чувства своей дочери, многочисленных любовников и преданных друзей. Лишь на сцене, под софитами, ловя пристальные взгляды пораженных зрителей, Наоми получает всё, что ей нужно. Как и Бернадетт, ею движут амбиции, но, в отличие от героини Сэмпл, Наоми успокоится, когда получит достаточно любви. Неясно, может ли в конечном итоге слава удовлетворить её, но она намеревается прославиться, и это ей удаётся. Это ли не недостойный персонаж? Вероятно, нет. И это величайшая дерзость Ротерт. Согласно традициям, Наоми, может, и нельзя считать располагающей героиней, однако мы можем узнать в ней собственные отголоски подобных желаний.

В книге Терезы Ребек «Я радуюсь за тебя» («I’m Glad About You») мы видим весьма узнаваемый мир, в котором живёт главная героиня Эллисон – не гламурная жизнь восходящей звезды, а мир, в котором от женщины ожидаются доступность, красота и худоба. В отличие от традиционной сильной героини, которая выживает, сталкиваясь лицом к лицу с развращенной реальностью, Эллисон продаёт свои достоинства, чтоб получить то, чего она хочет: спит с известным режиссёром, носит платья, которые он присылает ей. Платья, которые позволяют ей выглядеть «как шлюхе и богине». В то время как Эллисон занимает такую позицию и готова использовать её в своих интересах, она заставляет читателей задать себе вопрос о том, насколько мы готовы к компромиссам. Разве не на этот вопрос нам стоит искать ответ? Неловко симпатизировать героине, совершающей поступки, не всегда достойные восхищения. Но это человечно и делает нас лучше. Литература (вся литература!) должна бросать вызов и учить сочувствовать, а не просто подкреплять существующие установки, одни и те же правила.

Я хочу историю о любви, в которой любовь не нужно заслуживать и оценивать.

Как читателю, мне хочется историй о мамах и сёстрах, о возлюбленных, но мне также хочется и неприятных историй. Мне хочется читать про отношения, которые не налаживаются, про людей, которые не могут оправиться от потрясений, но которых всё равно выбирают. Я хочу историю любви, в которой любовь не нужно заслуживать и оценивать. Историю, в которой были бы простые люди, у которых есть чувства и которые пытаются в них разобраться. Историю, в которой любовь – не приз, который можно выиграть, если быть хорошим.

Если главная героиня моего романа и имеет основной недостаток, то он заключается в том, что, будучи умной женщиной и феминисткой, она продолжает бороться, проигрывая, с приобретённой мизогинией. Она приняла на веру большинство сообщений о том, как быть женщиной: как быть красивой, как быть худой, как быть значимой. А вот и спойлер для вас: ей никогда не победить. Ни одна из нас не сможет этого сделать, и если бы сделала, то это не имело бы особого значения, так как, в конечном итоге, вас накажут тем или иным способом за то, что вы такая женщина, какой захотели быть.

Моя героиня – не та, кто борется за справедливое дело, или усваивает свой урок, или исправляет свои недостатки, и при этом она не достаточно наказана за всё, что она делает неправильно. И в книге нет такого момента, в котором мы могли бы точно понять, почему героиня такая, какая есть. Забавно, что мы часто задаём этот вопрос о персонажах. Но он звучит по-разному в зависимости от пола героя. Когда мы спрашиваем о мужском персонаже, мы хотим знать, какова его мотивация, чего он действительно хочет. Когда мы спрашиваем о женском персонаже, мы хотим знать, что её оправдывает. Вот факт о моей героине – у неё оправдания. Я устала от того, что женщинам постоянно приходится оправдываться.

Когда я писала роман, я не была заинтересована ни в том, чтобы поддерживать, ни в том, чтоб критиковать поведение женщины: ни то, сколько она пьёт, ни то, использует ли она ненормативную лексику, ни то, сколько у неё сексуальных партнёров. Героиня слишком требовательная, она не станет защищаться. Она вмещает в себя все эти противоречия и многое другое, так за что вы собираетесь её порицать, порицать любую из нас? Все эти инструкции день за днём, мгновение за мгновением – делай вот так, а не так, не эдак. Вне зависимости от того, что вы делаете, вы делаете это неправильно.

Мне не хочется говорить о том, как быть женщиной в этом мире. Я хочу говорить о мире, в котором мы являемся женщинами. И всё больше и больше книг, которые я читаю, книг, написанных женщинами, и книг, написанных для женщин, продолжают всё уверенней продвигать двойственность, позволяя главным героиням быть людьми, а не просто образцами для подражания. И если это направление, в котором мы движемся в «женской литературе», тогда я за. Потому что я пишу в первую очередь для женщин. Но что я отказываюсь признать, так это то, что если мои читатели – женщины, то мне нужно снизить планку.

Источник: Literary Hub
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
54 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии 18

Показать текст комментария

Это статья о литературе или отчаянный крик закоренелой феминистки, в очередной раз столкнувшейся с сексизмом? Ну правда, хочешь, чтобы тебя воспринимали серьёзно? Соответствуй.

Свернуть

tanchy, Поддержу. Такое впечатление, что автор так и не решила на какую полочку себя пристроить: к писателям женского пола или к женщинам , которые пишут ))

Вообще не понимаю какой смысл делить литературу на женскую и мужскую. Ну да , мы в чем-то разные , но ведь в чем-то и похожие. И не пол влияет на содержание книг , а жизненный опыт, мировозрение и система ценностей. Ах, да, талант. Куда же без него.

nancyka, Смысла в делении, действительно, мало. Но если уж это сделано, причем сделано не нами, то имеет смысл понять, почему и по какой причине это произошло. Ах да... и что теперь делать со всем этим грандиозным патриархальным наследием. )

KillileaThreshold, Я вообще не вижу смысла в делении чего бы то ни было. Культурное , литературное и прочее мировое человеческое наследие , в которое внесли свой вклад и женщины, и мужчины, и черные , и белые и т.п. на мой взглад не делится. Ни то , которое накопилось при патриархах, ни то , которое копится на наших глазах. Каждый индивид оставляет свой личный отпечаток, придающий общей картине глубину, яркость , объем. Все это производит впечатление в общей массе, вызывает интерес в частных деталях, но не вызывает желания разделить и рассовать по полкам, потому что взаимосвязано И все его части взаимно влияют друг на друга. Но вы можете разделить, разложить по отдельным коробочкам и попытаться понять каждый кусочек отдельно ) Есть некоторое количество дам , которые считают , что женский пол представляет из себя нечто особенное и отдельное. И я сильно сомневаюсь , что это феминизм ))

nancyka, С тем, что оценивать любое художественное произведение надо по объективным критериям и вне зависимости от гендера, мало кто спорит. Только представления об объективности критериев у всех разные. )))
Я не знаю дам, которые уверены, что женский пол - это что-то особенное. Но мне часто попадаются мужчины, которые считают, что женщина в силу своего пола не может написать роман достойного уровня. Если у вас другая статистика, то познакомьте меня с этими удивительными дамами, о которых вы тут упоминаете. )

KillileaThreshold, Субъективная оценка , говорите )) Тогда может и статистика у вас одна , а у меня другая. Все ведь субъективно и ни вы , ни я социальным агентством не являемся и полной выборки представить не можем. Там , где вы ощущаете давление "патриархального наследия" , я ощущаю нечто другое. ))

nancyka, Если бы вас интересовала непредвзятая статистика в части гендерной дискриминации, то таких исследований - бери и ложкой ешь. ) Достаточно погуглить. Для особо ленивых одно только имя - Роберт Гэлбрейт - как бэ намекает. Но, видимо, желание выпасть из реальности иногда перевешивает все факты. :)

KillileaThreshold, Вы-то не о статистических данных говорите, заявляя о своем собственно мне субъективном опыте : "мне часто попадаются..." Реальность, которую вы видите со своей точки зрения, вполне субъективна. И вы из нее и не выпадаете ))

nancyka, Конечно. Разница только в том, что я ссылаюсь на статистические исследования, а вас они не интересуют. А в остальном все одинаково. :)))

KillileaThreshold, Нет, вы ссылаетесь на свой собственный личный опыт. Никакой статистики ))

Цитирую: " ...мне часто попадаются мужчины, которые считают, что женщина в силу своего пола не может написать роман достойного уровня. Если у вас другая статистика..." Вы уж определились бы сначала ))

nancyka, Цитирую: "ни вы , ни я социальным агентством не являемся и полной выборки представить не можем", "Если бы вас интересовала непредвзятая статистика в части гендерной дискриминации". Ссылка, как мы видим, была не одна. Но вы видите только то, что вам хочется видеть. )))

KillileaThreshold, Ах , как вы настойчивы )) Вы сами заговорили о статистике, пытаясь выдать за нее свой личный опыт. Ладно пусть будет вам счастье. Оставляю последнее слово за вами и вашей "реальностью".

nancyka, Ах, моя настойчивость пасует перед вашей. ))) Тем более, что разницы между статистикой и личным опытом вы не видите. И весьма наивно полагаете, что от вашего решения зависит чье-то счастье. ) Но я вижу, что это особое мировосприятие невозможно нарушить. :)

Спасибо за статью, читается с интересом. Вопрос у меня возник вот какой: не является ли само понятие "Women’s Fiction" внутренне противоречивым — словно это зонтик, под которым укрылись две противоположные сущности? С одной стороны, "женская литература" — это женские романы (патриархальные по всем своим установкам и не имеющие качеств серьезной литературы); с другой стороны, под этим термином можно понимать феминистские произведения (скажем так, с идейно-подрывным посылом). Понятно, что и то, и другое пишется женщинами для женщин, но лично у меня возникает ощущение, что здесь объединены в одно два разных явления. Или я не права — может быть, я искусственно разъединяю континуум? Может быть, все западные женщины в той или иной мере находятся под влиянием идей феминизма и при этом, также в разной степени, являются носителями глубоко усвоенной, внутренней мизогинии? И вот эта пестрая смесь и есть женская литература?

Фактически, то, что делает в статье Лиз Кей — она описывает заурядно патриархальные женские романы, затем находит несколько примеров с чуть более выраженным феминистским мировоззрением и на этом успокаивается, считая это добрым знаком. Но сужу по себе: чисто женские романы я читать никогда не буду, они мне не интересны в принципе, но зато мне интересно то, что маркируется феминизмом. Из-за этого противоречия я даже не могу сказать с определенностью, интересна ли мне "женская литература".

pintado, Лиз Кей констатирует, прежде всего, тот факт, что существует исторически сложившаяся традиция отправлять все, написанное женщинами и для женщин, в категорию женских романов. Причем эта категория автоматически считается менее полноценной. Фактически же, понятие "женская литература" настолько ни о чем, что характеризует только патриархальные представления общества, но имеет мало отношения к литературе как таковой, и уж тем более ничего не может сказать о женщинах. :)

находит несколько примеров с чуть более выраженным феминистским мировоззрением и на этом успокаивается, считая это добрым знаком

Это нормальное явление для любой сферы общественной жизни - diversity. А то, что несет в себе феминизм, кмк, логично было бы искать по тэгам 'феминистская литература'.

KillileaThreshold, Я согласна, что это пустой термин и смысла в нем столько же, сколько было бы в противоположном понятии — "мужской литературе", если бы кому-то пришло в голову объединить под этим термином все, что было когда-то написано мужчинами.

Я думаю, путаницу в мой ум вносит то, что "women's fiction" перекликается с "women's movement", тогда как в действительности в подобных романах мало что есть от феминистики и много как раз привычной патриархаики; как пишет Кей, [their] ''central promise is to not shake up the world as the reader already sees it".

pintado, Btw, я уже близка к тому, чтобы приветствовать появление термина "мужская литература", с тем чтобы базово разместить там литРПГ-романы и тексты в стиле "всех убью, один останусь". Интересно было бы посмотреть на реакцию писателей-мужчин, доказывающих, что они-не-такие. Ничто так не прочищает мозги, как постижение трудностей на собственной шкуре. ;)

Читайте также