Тарас Александрович Завитайло (Тарас Олександрович Завітайло) — украинский писатель-фантаст, поэт, музыкант, журналист; автор серии книг жанра так называемой «козацкой фэнтези», объединённых приключениями «характерника» Андрея.
Окончил среднюю школу, получил среднее специальное образование. В 2006-2008 гг. работал редактором информационно-аналитического агентства «Наш Час». В 2008-2010 гг. был художественным редактором проекта «В поисках истины» телеканала СТБ. С 2014 г. — журналист областного издания «События и комментарии». Живёт в г. Киеве. По другим данным проживал на Полтавщине, в селе Березовая Рудка Пирятинского района, где у него родня. По его словам, наиболее вдохновляют лес, болота и туманы. Верит в потустороннее и во всепобеждающую силу любви.
В 2006-2007 гг. в киевском издательстве «Наш час» опубликовал несколько книг, в центре сюжета которых выступает козак-характерник (украинский казак с экстрасенсорными способностями) по имени Андрей. Этот казак в обществе гнома, водяного, вурдалака, лешего и русалки борется с разной мифологической нечистью, которая постоянно желает завоевать владычество над миром.
В какой-то момент у автора случился неблагоприятный период в жизни и, по видимому, пока он утратил интерес к писательству.
Тарас Александрович Завитайло (Тарас Олександрович Завітайло) — украинский писатель-фантаст, поэт, музыкант, журналист; автор серии книг жанра так называемой «козацкой… Развернуть
О себе:
Дорогой читатель!
У меня есть, что сказать этому миру. И я говорю это в своих историях. Хотите знать, чем автор дышит - читайте его книги. Читайте их между строк. И обязательно увидите, как сквозь них проступают мысли и чувства того, кто их написал.
Я пишу книги о человеческих ценностях и стараюсь завернуть их в красивую обертку, доступную каждому. О любви, дружбе, честности, искренних чувствах. О том, что ненависть разрушает. Что сильный несет ответственность за того, кто слабее. Что любовь все прощает.
Я не чураюсь чувственных сцен, но в последних книгах перестала тратить на них "эфирное время". Теперь мне гораздо важнее показать эволюцию отношений и чувств за стенами спальни. Но в то же время мои книги рассчитаны на взрослых людей, а значит, элемент эротизма все же присутствует.
Мне безумно приятно знать, что мои книги читают и покупают. Получать отзывы от благодарных читателей. Знать, что Слово, брошенное мной наугад, нашло адресата. Значит, я живу и пишу не зря.
Ваша Алина Углицкая
О себе:
Дорогой читатель! У меня есть, что сказать этому миру. И я говорю это в своих историях. Хотите знать, чем автор дышит - читайте его книги. Читайте их между строк. И… Развернуть
Светлана Талан — украинская писательница. Пишет романы в жанре «реальных историй», которые ей подсказывает сама жизнь. Все ее произведения на остросоциальную тематику. Неизменным остается одно: главная героиня ее книг — женщина-украинка, сильная духом, трогательная, нежная, чувственная, которая иногда ошибается, но ее всегда ведет за собой любовь: к мужчине, к детям, к родине.
Родилась 7 марта 1960 г. на Сумщине.
Окончила Глуховский педагогический институт в 1983 году.
С 1989 года проживает в Северодонецке, Луганский обл., работала учителем начальных классов.
В 2011 году ее роман «Когда ты рядом» стал лауреатом на конкурсе «Коронация слова-2011» и получил награду от фонда Елены Пинчук Анти-СПИД «За лучший роман на остросоциальную тематику». За год был продан рекордный тираж: 80 000 экземпляров. По версии журнала «Фокус» и счетной палаты Светлана Талан вошла в тройку самых популярных писателей Украины. В 2012 году роман автора «Не упыри» также был отмечен на Международном конкурсе «Коронация слова» и в 2013 году был издан на русском и украинском языках в Клубе.
В 2013 году книга писательницы «Без прошлого» вышла на русском языке в Канаде. А роман «Розколоте небо» получил специальную награду «Выбор издателя» в конкурсе «Коронация слова-2014».
Автор о себе
- Я родилась на Сумщине, в семье сельских учителей. Отец преподавал украинский язык и литературу. Он был влюблен в родной язык и родной край, знал много пословиц и поговорок и был отличником народного образования Украины. От него у меня любовь к украинскому языку. Я с нетерпением ждала уроки литературы, когда писали сочинения.
Когда я училась в девятом классе, отправила свой очерк на конкурс в местную газету и победила. С тех пор стала внештатным корреспондентом. Сразу после школы меня приглашали районная и областная газеты, советовали поступать в литературный институт, но я выбрала путь родителей и окончила Глуховский педагогический институт.
Судьба забросила меня в наш красивый город Северодонецк в 1989 году. Здесь я много лет работала учителем начальных классов.
Сразу же, по переезду на новое место, я написала очерк в местную газету. Вскоре получила письмо от руководителя литературной студии, поэта Иосифа Курлата. Он написал, что у меня хороший стиль и пригласил на занятия. Я не смогла пойти по банальной причине. Воспитывая самостоятельно сына и получая мизерную учительскую зарплату, я не имела хорошего выходного одежды, поэтому просто постеснялась прийти на встречу. После этого я вообще перестала писать. Наверное, нужно было пройти жизненные испытания, много пережить и передумать, чтобы понять: моя жизнь невозможна без литературы.
Начала писать три года назад. Был тоскливый период в жизни. И тут я вспомнила о том, что когда-то я много писала. Попробовала писать снова. И вдруг почувствовала, что написание сочинений стало для меня жизненно необходимым, нужным, как сам воздух. Я отправляла свои работы в различные издательства, но их откладывали в резерв - в такое тяжелое время никто из редакторов не хотел брать на себя смелость издать книгу начинающего писателя. Но я не опускала руки и еще яростнее садилась за рабочий стол. И только после того, как я стала дипломантом «Коронации слова 2011» и получила еще один диплом за роман на остросоциальную тематику, Харьковский «Клуб семейного досуга» заключил со мной договор на издание книги.
Не хочу останавливаться. Буду продолжать писать. У меня готово несколько романов, которые тоже надеюсь опубликовать со временем.
Книга вышла на русском и украинском языках под названием "Когда ты рядом".
Эту книгу как лучший роман на остросоциальную тематику отметил и Фонд Елены Пинчук.
Светлана Талан — украинская писательница. Пишет романы в жанре «реальных историй», которые ей подсказывает сама жизнь. Все ее произведения на остросоциальную тематику.… Развернуть
Сергей Бережной — русский журналист, литератор, переводчик. Живёт в Киеве. Работает журналистом в новостном агентстве ЛIГА.net.
Родился 16 декабря 1966 года в Севастополе. С 1984 по 1989 год учился в Севастопольском приборостроительном институте по специальности «электронно-вычислительные машины». С 1984 года состоял в севастопольском клубе любителей фантастики «Сталкер», клубе самодеятельной песни «Ахтиар» и Студенческом театре эстрадных миниатюр СПИ (СТЭМ). В качестве актёра СТЭМа участвовал в восьми постановках; ездил с театром на фестиваль СТЭМов в Минске в 1989 году со спектаклем «Сказки H-ского леса» — спектакль на фестивале занял первое место. Из института ушёл по собственному желанию в 1988 году, ещё год работал лаборантом на кафедре.
В том же 1988 году организовал вместе с Андреем Чертковым севастопольский клуб любителей фантастики «Атлантис»; с начала 1989 года работал его председателем.
Принимал участие в создании и издании фэнзина «Оверсан» (1988—1989, редактор Андрей Чертков).
В 1989 году начал издание ньюслеттера «Оверсан-Информ», в 1990 — фэнзина «Фэнзор». Был членом редколлегий фэнзинов «АБС-Панорама» (1989), «Сизиф» (1990—1991), журнала «Интеркомъ» (1991—1994). Редактировал профессиональный альманах фантастики «Z.E.T.» (1992).
В 1993—1994 годах — универсальный сотрудник еженедельной «Севастопольской газеты»: репортёр, колумнист, политический обозреватель, технический редактор.
В 1994 году переехал в Санкт-Петербург. Работал редактором в издательстве «Terra Fantastica», литературным представителем ряда отечественных писателей-фантастов. Совместно с Андреем Николаевым выпускал фэнзины «Оберхам» (1991; 1994) и «Двести» (1994—1996). С момента основания интернет-магазина «оЗон» работал в этом проекте — сначала редактором книжного отдела, затем директором по развитию. В феврале 2001 года покинул проект вместе со всей информационной редакцией и перешёл на работу в петербургскую компанию «Internet Projects», а с марта 2002 года работал ведущим редактором дайвинг-портала «Барракуда». В июне 2003 года перешёл на работу в группу по разработке проекта PixArt менеджером по созданию и развитию. C ноября 2004 года по сентябрь 2007 года — заведующий одной из редакций издательства «Амфора».
Сергей Бережной — русский журналист, литератор, переводчик. Живёт в Киеве. Работает журналистом в новостном агентстве ЛIГА.net. Родился 16 декабря 1966 года в Севастополе. С… Развернуть
Генри Лайон Олди — псевдоним харьковских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского.
"День рождения" псевдонима — 13 ноября 1990 года, когда им был подписан первый написаннный в соавторстве рассказ "Кино до гроба и…". Фамилия писателя Олди составлена из двух первых букв имен соавторов: ОЛег и ДИма.
Инициалы соответствуют первым буквам фамилий в алфавитном порядке: Громов, Ладыженский. Полные имена появились после того, как один из издателей в ультимативной форме потребовал указать «полное имя и отчество автора».
Родился 30 марта 1963 г. в г. Симферополе. В 1969 г. переехал в г. Севастополь (Крым), а в 1974 г. -- в г. Харьков, где и проживает до настоящего времени. В 1980 г., закончив среднюю школу, поступил в Харьковский политехнический институт, на факультет технологии неорганических веществ. Окончил институт с отличием в 1986 г. и поступил на работу в ХHПО "Карбонат" инженером-химиком. В 1988 г. поступил в аспирантуру кафедры общей и неорганической химии Харьковского политехнического института. Закончил ее в 1991 г., однако защищать диссертацию не стал, т. к. к тому времени практически полностью переключился на литературную деятельность.
Женился в 1989 г., имеет сына 1989 г. рождения.
Среди увлечений: музыка направления "хард-рок", в частности -- группа "Deep Purple", о творчестве которой Дмитрием Громовым была написана и издана монография; имеет II кю (коричневый пояс) по каратэ (школа ГОДЗЮ-рю); актер театра-студии "Пеликан" с послужным списком порядка десятка ролей, из них половина -- главных.
Фантастические произведения регулярно пишет с 1976 г. С 1990 г. -- в соавторстве с Ладыженским Олегом Семеновичем.
Первая публикация -- рассказ "Координаты смерти" (1991).
Родился 23 марта 1963 г. в г. Харькове. В 1980 г., окончив среднюю школу, поступил в Харьковский государственный институт культуры, по специальности "режиссер театра". Закончил институт с отличием в 1984 г. В том же году женился. Имеет дочь 1985 г. рождения.
С 1984 г. работает режиссером театра-студии "Пеликан", поставил более 10 спектаклей, в т. ч. -- по произведениям А. и Б. Стругацких: "Трудно быть богом" и "Жиды города Питера". Лауреат II Всесоюзного фестиваля театральных коллективов 1987 г.
Член МАHОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, судья международной категории. С 1992 по 1994 г. -- вице-председатель ОЛБИ (Общества любителей боевых искусств), на сегодняшний день старший инструктор школы ГОДЗЮ-рю.
Музыкальные пристрастия: джаз и классика.
Пишет фантастику с 1990 г. (в соавторстве с Громовым Дмитрием Евгеньевичем).
Первая публикация -- рассказ "Счастье в письменном виде" (в соавторстве с Громовым Д. Е., 1991).
С 1991 по 1993 г.г. Д. Е. Громов и О. С. Ладыженский занимались также литературными переводами зарубежной фантастики.
С 1996 по 2005 г.г. Дмитрий Громов и Олег Ладыженский являлись членами номинационной комиссии литературных премий в области фантастики -- "Интерпресскон" и "Бронзовая Улитка".
C 1997 г. Д. Громов и О. Ладыженский являются членами жюри литературной премии "Старт".
С 1999 г. -- одни из организаторов и члены оргкомитета Харьковского Международного фестиваля фантастики "Звездный Мост".
С 2000 г. -- члены жюри премии "Аэлита" и Приза им И. А. Ефремова.
Более известны под псевдонимом Генри Лайон Олди
Генри Лайон Олди — псевдоним харьковских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского . "День рождения" псевдонима — 13 ноября 1990 года, когда им был подписан… Развернуть
Оле́г Семёнович Лады́женский — писатель-фантаст. Вместе с соавтором Громовым Дмитрием Евгеньевичем известен под псевдонимом Генри Лайон Олди.
Олег Ладыженский родился 23 марта 1963 года в Харькове. В 1980 году, окончив среднюю школу, поступил в Харьковский государственный институт культуры, по специальности «режиссёр театра». Закончил институт с отличием в 1984 году. В том же году женился. Воспитывает дочь 1985 года рождения.
Член МАНОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, судья международной категории. С 1992 по 1994 год — вице-председатель ОЛБИ (Общества любителей боевых искусств), на сегодняшний день старший инструктор школы ГОДЗЮ-рю. Музыкальные пристрастия: джаз и классика.
Основная часть литературного творчества Олега Ладыженского создана им в соавторстве с Дмитрием Громовым под псевдонимом Генри Лайон Олди. Большинство их совместных произведений написано в жанре фантастики.
Литературная деятельность в соавторстве была начата в 1990 году. Их первая публикация — рассказ «Счастье в письменном виде» (1991).
С 1984 г. работает режиссером театра-студии «Пеликан», поставил более 10 спектаклей, в том числе — по произведениям А. и Б. Стругацких: «Трудно быть богом» и «Жиды города Питера». Лауреат II Всесоюзного фестиваля театральных коллективов 1987 г.
В 2007 году в издательстве «Эксмо» вышел сборник стихов Олега Ладыженского «Мост над океаном». В этот сборник вошли как стихотворения, использовавшиеся в прозаических произведениях Олди, так и самостоятельные стихотворения.
Оле́г Семёнович Лады́женский — писатель-фантаст. Вместе с соавтором Г ромовым Дмитрием Евгеньевичем известен под псевдонимом Генри Лайон Олди . Олег Ладыженский родился 23… Развернуть
Глория Му - псевдоним российской писательницы наиболее известной своим дебютным романом «Вернуться по следам» (2009) и совместной работой с Мартой Кетро и Борисом Акуниным.
Глория Му сохраняет свою личность в тайне. Известно, что она родилась в 1973 году, выросла в Украине, окончила Харьковское государственное художественное училище и Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге. В своем жж (2007-2014) Глория упоминала работу в качестве иллюстратора, дизайнера, театрального художника (кукольника), пиротехника, актрисы и переводчика.
ЖЖ Глории Му, который она начала в 2007 г., быстро набрал популярность благодаря яркому живому языку. После серии постов с описанием детства, издательский дом АСТ предложил превратить их в книгу. Так появился роман «Вернуться по следам».
Повесть “Жонглёры" и несколько рассказов в сборниках, составленных Мартой Кетро продолжили историю литературной Глории, после чего автор обратилась к другим жанрам.
В 2012 году Борис Акунин пригласил ее написать роман по его сценарию - "Детская книга для девочек" - для его проекта «Жанры».
В 2020 Глория Му представила совместный с художником Алексом Клепнёвым арт-проект «Игра в Джарт». Проект публиковался на донаторских площадках в течение 2020-21гг., бумажный вариант книги издан Литрес/Яуза в 2022 (финалист 11-го сезона премии «Новые горизонты»).
Из-за сотрудничества с Мартой Кетро среди читателей бытовало мнение, что Глория Му - это еще один псевдонимом Марты, но оно было опровергнуто.
Глория Му - псевдоним российской писательницы наиболее известной своим дебютным романом «Вернуться по следам» (2009) и совместной работой с Мартой Кетро и Борисом Акуниным.… Развернуть
Георгий Георгиевич Почепцов - украинский писатель-фантаст, член Союза писателей, автор более двадцати книг для детей (в основном сказок в жанре фэнтези) и более сорока книг в области паблик рилейшнз, имиджелогии и теории коммуникаций.
Родился 29 октября 1949 года в г. Береговое Закарпатской области.
В 1971 г. закончил факультет кибернетики Киевского университета.
Учился в аспирантуре по специальности "структурная, прикладная и математическая лингвистика".
Живет в Киеве.
Первая публикация - сказка "Воздушный медвежонок" (1974).
Роман в повестях "Золотой шар" (1987) был назван лучшим произведением журнала"Пионерия" за 1987 год и получил премию имени Николая Трублаини.
Произведения Почепцова переведены на английский, венгерский, испанский, итальянский, немецкий, французский.
Георгий Почепцов - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой информационной политики Национальной академии государственного управления при президенте Украины, заведующий кафедрой маркетинга Международного Соломонова университета. Выступал с лекциями в университетах России, США, Германии, Австрии.
Работал заведующим кафедрой международных коммуникаций и связей с общественностью Института международных отношений Киевского национального университета им. Т.Г.Шевченко, руководителем Управления стратегических инициатив администрации президента Украины.
Георгий Георгиевич Почепцов - украинский писатель-фантаст, член Союза писателей, автор более двадцати книг для детей (в основном сказок в жанре фэнтези) и более сорока книг в… Развернуть
Вадим Александрович Левин — известный детский поэт, педагог, кандидат психологических наук, член Союза писателей Москвы, соавтор современного «Букваря» (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) и учебников по русскому языку, автор многочисленных книг по педагогике. Сфера профессиональных интересов: возрастная психология, педагогика, методика формирования двуязычия, методика формирования художественного восприятия литературы.
Родился 19 ноября 1933 года в Харькове, УССР. Племянник поэтессы Ханы Левиной.
Окончил Харьковский политехнический институт, а потом — филологический факультет Харьковского Университета. В Харькове 20 лет вел городскую детскую литературную студию и одновременно в Москве был одним из ведущих детского ток-шоу «С утра пораньше» (Центральное ТЕЛЕВИДЕНИЕ СССР). Автор текста песни «Куда уехал цирк?», музыку к которой написал Владимир Быстряков, а исполнял Валерий Леонтьев.
С 2001 г. живёт в Германии, в Марбурге.
Вадим Александрович Левин — известный детский поэт, педагог, кандидат психологических наук, член Союза писателей Москвы, соавтор современного «Букваря» (система Д. Б. Эльконина… Развернуть
Елена Стяжкина (укр. Олена Вікторівна Стяжкіна) — украинская писательница и историк, свои первые произведения публиковала под псевдонимом Елена Юрская . Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины. Профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета имени Василия Стуса.
Елена Стяжкина родилась в 1968 году в семье врачей.
С отличием окончила донецкую школу и поступила на исторический факультет Донецкого государственного университета. После окончания университета поступила в аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Культурные процессы в Донбассе в 1960 - начале 90-х годов». Начала преподавать.
Параллельно в качестве журналистки и копирайтера сотрудничала с газетами, а также развлекательными журналами Донецка. Статьи Елены Стяжкиной публиковались в изданиях «Экспресс», «Московский комсомолец в Донбассе», «Аэронет», «День и ночь», «Крещатый Яр», «Натали», а также в сборниках «Enter: книга донецкой прозы», «0 января». В это же время она увлекается литературной деятельностью, публикуя свои первые произведения в разделе «Самиздат» онлайн-библиотеки. Свои первые произведения публикует под псевдонимом Елена Юрская.
В 2000 году становится дипломантом в номинации «Романы» во всеукраинском конкурсе «Коронация слова» за роман «Купите бублики». Финалист Премии Белкина и лауреат премии «Учительский Белкин» 2011 года за повесть «Все так». Елена Стяжкина очень много читает, следит за современным литературным процессом, но не считает себя писательницей – скорее, литератором, историком.
В 2003 году Елена Стяжкина защищает докторскую диссертацию «Жінки в історії української культури другої половини XX століття».
До войны Елена Викторовна проживала в Донецке, занимала должность профессора кафедры истории славян Донецкого национального университета. После оккупации Донецка переехала в Киев, преподает в Национальном университете Киево-Могилянская академия.
На основе материалов из Википедии и телефонных разговоров
Елена Стяжкина ( укр . Олена Вікторівна Стяжкіна) — украинская писательница и историк, свои первые произведения публиковала под псевдонимом Елена Юрская . Доктор… Развернуть
Виктор Васильевич Юнак — русский писатель, поэт, литературовед, критик. Кандидат наук, журналист, редактор. Генеральный директор Издательского дома «Витязь-М». Член Союза писателей, член-корреспондент РАЕН. Автор романов, повестей на историческую тему, сборника стихов, переводов с хорватского языка, а также многих научных публицистических статей.
Мать, Галина Ивановна, работала на Приднепровской железной дороге. Виктор учился в средней школе №70 г. Днепропетровска, где состоялись его первые пробы пера – стихи, сказки, маленькие рассказы. В 1976-79 гг. работал токарем на Днепропетровском заводе «Вторчермет». Первая журналистская публикация появилась в 1978 г. в днепропетровской молодежной газете «Прапор юностi», в газете «Днепр вечерний» напечатана первая подборка стихотворений.
В 1979-84 Юнак учился в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова на кафедре славянской филологии филологического факультета, изучал сербо-хорватский и чешский языки. Всерьез начал заниматься литературным творчеством, посещал литературную студию «Луч», которой руководил Игорь Волгин. Сотрудничал в качестве рецензента и критика с журналами «Литературная учёба», «Современная художественная литература за рубежом».
По окончании университета Юнак работал гидом-переводчиком в Интурбюро при ВЦСПС, затем перешел на журналистскую деятельность. Был одни из сооснователей и ответственным секретарем газеты «Лосинка» Бабушкинского района Москвы. В 1990-92 гг. заместитель ответственного секретаря газеты «Дайджест-Куранты» — еженедельного приложения к газете мэрии Москвы «Куранты». Затем основал несколько небольших собственных издательств, печатавших периодику: газета «Славяне», выходившая на 6-ти языках, журналы «Мир и безопасность», «Живописная Россия», «Дополнительное образование и воспитание» и др.
В 1996 году в Институте славяноведения и балканистики РАО В. В. Юнак защитил диссертацию кандидата филологических наук на тему «Сербская и хорватская критика о Сергее Есенине в 1925-1985 гг.». Автор многочисленных литературоведческих, критических, публицистических статей, заметок и аннотаций в журналах «Литературное обозрение», «Современная художественная проза за рубежом», «Наш современник»), а также журналистских публикаций в газетах и интернет-порталах. В 2000 году вышел поэтический сборник «За четырнадцать лет», в 2018 – исследование «История пионерских песен 1920-1930-х годов».
Виктор Юнак также автор многих романов и повестей, часть из которых опубликована в электронном виде на его странице сайта Проза.ру. В их числе романы фантастического жанра «Пингвиний бунт», «Сотворение мира» и «Мир потрясенный».
Виктор Васильевич Юнак — русский писатель, поэт, литературовед, критик. Кандидат наук, журналист, редактор. Генеральный директор Издательского дома «Витязь-М». Член Союза… Развернуть
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.
Михаил Булгаков родился в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. В семье было семеро детей.
В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».
В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак — с Татьяной Лаппа. Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…»
Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»
После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.
С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.
Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Сев. Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.
В конце сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.
В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987), которая в 1925 году стала его новой женой.
С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину, несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях И. Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.
В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».
В 1928 году М. Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.
К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.
В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр — в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.
В январе 1932 года И. Сталин (формально — А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.
Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.
В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».
С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.
М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.
Булгакова связывали дружеские отношения с В. В. Вересаевым, М. А. Волошиным. Булгаков уважал Б. Л. Пастернака. Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с особенным каким-то придыханием читал свои переводные стихи с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» — Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он — законное явление. А Булгаков — незаконное!».
Анна Ахматова после смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).
Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, спустя двадцать шесть лет после смерти автора, и принес Булгакову мировую известность. Посмертно был также опубликован «Театральный роман» («Записки покойника») и другие произведения Булгакова.
Михаил Афанасьевич Булгаков — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных… Развернуть
Ольга Николаевна Громыко — писательница, в основном работает в жанре юмористического фэнтези.
Родилась в городе Винница в Украине, в полночь с 13 на 14 сентября 1978 года.
Закончила Белорусский Государственный Университет, биологический факультет по специальности микробиология.
7 лет проработала в НИИ эпидемиологии и микробиологии, затем уволилась и перешла на писательско-домохозяйские хлеба.
Замужем, в 2004 году у Ольги родился сын.
Терпеть не может уборку, зато обожает бродить по просторам сети. Освоила массу профессий — начиная от дворника и заканчивая газосварщиком. Хобби — разведение луковичных растений, рыбалка, путешествия куда и на чем угодно, воспитание ребенка и мужа, а также коллекционирование кружек и пивных этикеток. Мечтает о кругосветном путешествии «по всем странам и тропическим островам».
Пишет Ольга с детства: с 4 лет - "жуткие поэмы про скушанных волками зайчиков и грустящие василечки", с 14 лет - для развлечения себя, друзей и редакторов журналов. В 18 лет она начала работать над первым романом из цикла про Вольху - "Профессия: Ведьма", в 24 дописала и в 2003 году он бы опубликован.
Ольга Громыко о себе:
Хобби так много, что ни одного доведённого до конца нет.
Любимые авторы — М. Семенова, А. Сапковский, Т. Пратчетт, И. Хмелевская и Дж. Даррелл. Это те, чью новую книгу я бы непременно купила. Просто любимых книг намного больше.
Любимый фильм — однозначно Властелин Колец в Гоблинском переводе.
Чаще всего включаемая музыка — фолк и enigmatic, хотя слушаю практически всё.
Ольга Николаевна Громыко — писательница, в основном работает в жанре юмористического фэнтези. Родилась в городе Винница в Украине, в полночь с 13 на 14 сентября 1978 года.… Развернуть
Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия — Аро́нов; 14 января 1911[1][2][…], Держановка, Черниговская губерния[4] — 23 декабря 1998[3][2][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк) — русский писатель.
Первая жена (1939—1946) — Анастасия Алексеевна Тысячникова (1918—2009), бухгалтер. Сын — Александр Рыбаков (1940—1994). Внучка — писательница Мария Рыбакова (род. 1973).
Вторая жена — писательница Наталья Давыдова (настоящее имя — Майя Максимовна Давыдова, 1925—2005), автор романов «Любовь инженера Изотова», «Вся жизнь плюс ещё два часа», «Никто никогда», «Сокровища на земле». Сын — поэт, прозаик и литературовед Алексей Макушинский (род. 1960; взял фамилию бабушки по материнской линии).
Третья жена (с 1978 года) — Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве Беленькая, 1928—2008), дочь заместителя наркома снабжения и пищевой промышленности, психиатра Марка Беленького (1890—1938, расстрелян), племянница одного из организаторов советской внешней разведки Якова Серебрянского (1891—1956) и погибшего в ополчении писателя Андрея Наврозова (1899—1941), автор книги воспоминаний «Счастливая ты, Таня» (2005). Её племянник — художник Михаил Одноралов (1944—2016). Первым браком была замужем за поэтом Евгением Винокуровым (1925—1993); их дочь — литературовед Ирина Винокурова (род. 1953).
Двоюродные братья — Лев Ильич Аронов (1909—1972), художник; Ефим Ильич Аронов (1921—1993), подполковник медицинской службы, военфельдшер, позже врач, кавалер трёх орденов Красной Звезды.
А. Н. Рыбаков (Аронов) родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в еврейской семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой.
С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.
По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.
В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.
5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты. С 1938 года по ноябрь 1941 года работал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.
С ноября 1941 года по 1946 год служил в Советской армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность — начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание — гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости.
В 1960 году полностью реабилитирован.
А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский — сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова — внучка А. Н. Рыбаков
Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989—1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.
С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии "Холокоста" и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).
Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 - Страх, 1990; кн. 3 - Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
Написал сценарии
1. Кортик - 1954 (Приключения)
2. Приключения Кроша - 1961 (Приключения)
3. Бронзовая птица - 1973 (Приключения)
4. Кортик - 1973 (Приключения)
5. Последнее лето детства - 1974 (Киноповесть)
6. Неизвестный солдат - 1984 (Сериал)
источник: Википедия
Анато́лий Нау́мович Рыбако́в (настоящая фамилия — Аро́нов; 14 января 1911[1][2][…], Держановка, Черниговская губерния[4] — 23 декабря 1998[3][2][…], Нью-Йорк, Нью-Йорк) —… Развернуть
Сын художника-передвижника, потомственного дворянина Михаила Ивановича Зощенко (1857—1907) и Елены Иосифовны Зощенко, урожденной Суриной (1875—1920), которая до замужества была актрисой, писала рассказы. Впечатления детства – в том числе о сложных отношениях между родителями – отразились впоследствии как в рассказах Зощенко для детей (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин подарок, Не надо врать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 1902–1906 уже пробовал писать стихи, а в 1907 написал рассказ Пальто.
В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы – Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой мировой войной. В 1915 Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная работа не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей после отравления газами.
По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось влияние Г.Мопассана. В 1918, несмотря на болезнь, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на жизнь, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется стиль будущего сатирика.
В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве «Всемирная литература». Руководил занятиями К.И.Чуковский, высоко оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в период студийных занятий, Чуковский писал: «Странно было видеть, что этой дивной способностью властно заставлять своих ближних смеяться наделен такой печальный человек». Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве А.Блока, В.Маяковского, Н.Тэффи и др. В Студии познакомился с писателями В.Кавериным, Вс.Ивановым, Л.Лунцем, К.Фединым, Е.Полонской и др., которые в 1921 объединились в литературную группу «Серапионовы братья», выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала жизнь Зощенко и других «серапионов» в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном О.Форш в романе Сумасшедший корабль.
В 1920–1921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что впоследствии были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (1921–1922) вышел отдельной книгой в издательстве «Эрато». Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели характер крылатых выражений: «Что ты нарушаешь беспорядок?»; «Подпоручик ничего себе, но – сволочь» и др. С 1922 по 1946 его книги выдержали около 100 изданий, включая собрание сочинений в шести томах (1928–1932).
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.Горький отметил: «Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого». Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит борьба с черствостью в человеческих отношениях.
В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане (1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя – советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством».
Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники – А.Толстой, Ю.Олеша, С.Маршак, Ю.Тынянов и др. В 1929, получившем в советской истории название «год великого перелома», Зощенко издал книгу Письма к писателю – своеобразное социологическое исследование. Ее составили несколько десятков писем из огромной читательской почты, которую получал писатель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел «показать подлинную и неприкрытую жизнь, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». Книга вызвала недоумение у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй. После ее выхода режиссеру В.Мейерхольду было запрещено ставить пьесу Зощенко Уважаемый товарищ (1930). Античеловечная советская действительность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Не менее тяжелой была для Зощенко необходимость писать после этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой избавиться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое исследование – повесть Возвращенная молодость (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книга обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.Павлов стал приглашать Зощенко на свои знаменитые «среды». Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая книга (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял ее как «краткую историю человеческих отношений» и писал, что она «двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее». Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действие которых происходит в прошлом – в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как набор бытовых эпизодов. После публикации Голубой книги, вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки». Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.), подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Еж». В 1930-е годы писатель работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, покольку пойти на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном. Журнальная публикация вызвала такой скандал, на писателя был обрушен такой шквал критической брани, что печатание Перед восходом солнца было прервано. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой «либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно, чем это сделано критиками». Ответом стал очередной поток ругани в печати, книга была названа «галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины» (журнал «Большевик»). В 1946, после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», партийный руководитель Ленинграда А.Жданов вспомнил в своем докладе о книге Перед восходом солнца, назвав ее «омерзительной вещью». Постановление 1946, с присущим советской идеологии хамством «критиковавшее» Зощенко и А.Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В дальнейшем Зощенко также отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу. Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Восстановление его в Союзе писателей после смерти Сталина (1953) и издание первой после долгого перерыва книги (1956) принесли лишь временное облегчение его состояния. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.
Сын художника-передвижника, потомственного дворянина Михаила Ивановича Зощенко (1857—1907) и Елены Иосифовны Зощенко, урожденной Суриной (1875—1920), которая до замужества была… Развернуть
Илья Григорьевич Эренбург (14 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель. Вице-президент ВСМ с 1950 года. Депутат ВС СССР с 1950 года. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1942, 1948). Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1952).
В 1895 г. семья переехала в Москву, где в 1900 г. И. Эренбург поступил в гимназию. Как член подпольной большевистской организации, в 1908 г. был арестован и несколько месяцев просидел в тюрьме. Выпущен под залог. Не дожидаясь суда, уехал во Францию, где познакомился с Лениным и другими большевиками. Разочаровавшись в идеях Ленина, некоторое время издавал антиленинские сатирические журналы. Вскоре увлекся литературой и отошел от политики. Начал писать стихи.
Первое стихотворение Эренбурга ."Шел я к тебе" было опубликовано в журнале "Северные зори"(Петербург) в начале 1910 г. Полгода спустя в Париже вышла его первая книга "Стихи". Занимался переводами французской и испанской поэзии. Наиболее известны переводы баллад Ф. Вийона (1916) и антология "Поэты Франции" (1914). Его литературные вкусы и пристрастия формировались под влиянием парижской творческой богемы. Друзьями Эренбурга были А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера, Б. Савинков, А. Толстой, М. Шагал, П. Яшвили.
Во время первой мировой войны Эренбург стал корреспондентом московской газеты "Утро России", а затем петроградских "Биржевых новостей", где опубликовал десятки очерков, статей и корреспонденций.
В 1916 г. вышел сборник "Стихи о канунах".
После февраля 1917 г. И.Эренбург вернулся в Россию. Октябрьского переворота не принял, откликнувшись книгой стихотворений "Молитва о России" (1918). В 1918 г. сотрудничал в московских газетах, публикуя статьи антибольшевистского характера. После закрытия в июле 1918 г. подавляющего большинства газет, Эренбург, опасаясь ареста, бежал из Москвы в Киев, где работал в местной печати.
В 1919 г. написал свою первую прозаическую книгу "Лик войны", содержащую заметки и наблюдения с фронтов мировой войны.
В 1921 г. уехал из России в "творческую командировку" за рубеж с сохранением советского паспорта.
В 1918-1923 гг. вышло более 10 поэтических книг И. Эренбурга, опубликовано несколько сборников рассказов, книга-эссе о русских поэтах и книга об искусстве "А все-таки она вертится".
В 1921 г. Эренбург написал первый роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников...", принесший ему мировую известность. В 1923 г. выходят романы: "Жизнь и гибель Николая Курбова" и "История гибели Европы", в 1924 г. "Любовь Жанны Ней", в 1925 - "Рвач", в 1926 - "Лето 1925 года", в 1927 - "В Проточном переулке", в 1928 - "Бурная жизнь Лазика Ройтшванцеца", в 1929 - "Заговор равных".
Все эти годы писатель жил за границей, сначала в Германии, а затем во Франции, лишь дважды (в 1924 и в 1926 гг.) приезжая на родину. Официально он оставался советским гражданином. И. Эренбург много путешествовал по странам Европы и отовсюду привозил очерки, составившие несколько книг: "Белый уголь, или Слезы Вертера" (1928), "Виза времени" (1930), "Англия" (1931), "Испания" (1932), "Затянувшаяся развязка" (1934). Среди путешествий Эренбурга этого периода была поездка в Россию, на новостройки Сибири. Вернувшись оттуда во Францию, он написал один из самых известных своих романов "День второй" (1933).
С 1936 г. И. Эренбург находился в Испании в качестве корреспондента и прошел всю гражданскую войну с первых до последних дней.
В 1940-1941гг. работал над романом "Падение Парижа".
В годы второй мировой войны имя Эренбурга-публициста было известно всему миру. Его корреспонденции публиковались не только на страницах советских газет, но и передавались зарубежным телеграфным агентствам. Первая статья датирована 3 июля 1941г. и написана в тяжелейшие дни отступления и оборонительных боев на всем фронте - от Балтики до Черного моря. Последняя военная корреспонденция Эренбурга датирована 27 апреля 1945 г.
И.Г. Эренбург бывал под Ржевом. В первый раз . в сентябре 1942 г. по поручению редакции газеты "Красная звезда". Здесь им были написаны статьи "Ожесточение" и "Так зреет победа". На ржевской земле ещё с августа шли непрекращающиеся ожесточённые бои. Эренбург вспоминал в книге "Люди, годы, жизнь": "Мне не удалось побывать у Сталинграда... Но Ржева я не забуду. Может быть были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого столь печального . неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок".
В 30-й армии Эренбург объехал много частей и подразделений, встречался с бойцами и командирами, подолгу беседовал с политработниками. Во время одной из таких встреч его попросили написать что-нибудь специально для бойцов "тридцатки". Через полчаса статья для "Боевого знамени" была готова и написана, как всегда, "по-эренбургски" . зажигательно, призывно, короткими и точными фразами.
После войны, в 1946 г., И.Г. Эренбург снова посетил Ржев и побывал на тех местах, где писал свои статьи осенью сорок второго.
В 1946-1947 гг. опубликован роман И.Г. Эренбурга "Буря", в 1951-1952 гг. - роман "Девятый вал", в 1954 г. . повесть "Оттепель" . последнее беллетристическое произведение писателя.
В конце 50-х - начале 60-х гг. вышли литературно-критические эссе . "Французские тетради"(1958), "Перечитывая Чехова"(1960). В 1959 г. издан поэтический сборник "Стихи".
В 1960 г. началась публикация последней книги И. Эренбурга . "Люди, годы, жизнь"(кн. 1-6, 1961-1965). Книга познакомила читателей со многими звездами мировой культуры, приоткрыла политические тайны и загадки эпохи. Автор писал о ней: "Я никак не претендую дать историю эпохи... Эта книга - не летопись, а скорее исповедь..."
Жизнь писателя была достаточно продолжительной и уникальной. Помимо яркой публицистики, он создал замечательные художественные произведения, был непревзойденным эссеистом, интересным, но малоизученным поэтом, мемуаристом, драматургом, переводчиком, критиком. Эренбург стал одним из ярчайших явлений русской и мировой культуры ХХ века.
Умер И.Г. Эренбург 31 августа 1967 г. в Москве.
Илья Григорьевич Эренбург (14 (27) января 1891, Киев — 31 августа 1967, Москва) — русский советский писатель, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист,… Развернуть
А. Н. Степанов родился (21 января (2 февраля) (по другим данным, родился 02 сентября[1]) 1892 года в Одессе в семье офицера.
В 1901—1903 годах учился в Полоцком кадетском корпусе. В 1903 году семья переехала в Порт-Артур. В возрасте двенадцати лет принимал участие в обороне Порт-Артура, его отец Николай Иванович Степанов командовал батареей Электрического Утёса, а затем — Суворовской мортирной батареи на Тигровом полуострове. Двенадцатилетний мальчишка всё видел и запоминал, будучи связным у своего отца, старался быть полезным, подвозил вместе с другими ребятами воду на ослах к передовым позициям. Был контужен, едва не лишился ног. После капитуляции крепости вместе с отцом в числе военнопленных попал в Нагасаки (будущий писатель находился в крепости все 329 дней). Мать, Лидия Николаевна, в это время преподавала русский язык в гимназии в Одессе, куда Александр Степанов и был отправлен из Японии вместе с ранеными.
Под влиянием матери А. Н. Степанов с детства полюбил книги и научился записывать свои впечатления — дневники он вёл всю жизнь. В 1913 году он окончил Санкт-Петербургский технологический институт, но вскоре был призван в армию. Всю Первую мировую войну провёл на фронте. В 1917 году А. Н. Степанов был послан в Артиллерийскую академию в Петроград. Участвовал в Гражданской войне, — в разгроме Юденича, участвовал с отрядом путиловских рабочих в боях под Нарвой 23 февраля 1918 года, командовал артиллерийским дивизионом, воевал под Ростовом и Екатеринодаром.
Печататься начал с 1938 года. В многоплановом романе «Порт-Артур» и его продолжении — романе «Семья Звонарёвых» (1959—1963, не закончена), показаны героизм русских солдат и офицеров в войне 1904—1905 годов. В 1944 году роман был переиздан большим тиражом. В 1946 году по роману А. Н. Степанова им в соавторстве с И. Ф. Поповым написана одноимённая пьеса, по которой 1953 году был поставлен спектакль в Малом театре (режиссёры П. А. Марков и К. А. Зубов)[3][4]. Многие театры страны последовали этому примеру, также был создан киносценарий «Порт-Артур». В 1958 году А. Н. Степановым написана повесть о Гражданской войне — «Стальной рабочий отряд».
А. Н. Степанов умер 30 октября 1965 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
А. Н. Степанов родился (21 января (2 февраля) (по другим данным, родился 02 сентября[1]) 1892 года в Одессе в семье офицера. В 1901—1903 годах учился в Полоцком кадетском… Развернуть
Владимир Кириллович Малик (настоящая фамилия — Сыченко) — украинский советский писатель и поэт, автор приключенческих и исторических произведений.
Родился в крестьянской семье. В 1938 году поступил на филологический факультет Киевского университета. Тогда же начал сочинять стихи.
С началом войны обучение пришлось прервать. Пошёл в народное ополчение, работал на оборонных работах под Киевом и Харьковом, был ранен. С 1943 находился в концентрационных лагерях в Германии; вернулся домой только в октябре 1945. Но жизненные испытания не смогли уничтожить в нем любовь к людям, к природе.
После войны работал учителем в Ясногородской средней школе, преподавал украинский язык и литературу. В 1950 окончил Киевский университет заочно (филолог).
В 1953 переехал в Лубны Полтавской области (город упоминается еще в летописях Киевской Руси). Здесь жены киевских князей в 1107 году разгромили половцев, воевали с монголо-татарскими полчищами. Здесь в семнадцатом веке действовал повстанческий отряд во главе с К. Скиданом, здесь было разбито войско палача украинского народа Яремы Вишневецкого. Не случайно именно в этом городе Владимир Малик заинтересовался историческим прошлым украинского народа. Долго светились ночью окна молодого учителя, и лубенчане удивленно покачивали головами: «Не волшебник ли, случайно?..» А здесь и в самом деле затаилось волшебное слово сказки-легенды «Журавли-журавли», в которой молодой поэт рассказывал трогательную историю о помощи Наталочки раненному журавлю, о скитании девушки-пленницы в Турции, о том, как благодарный журавль помог своей спасительнице освободиться из плена. Прошлое и современное оживало под пером поэта, превращалось в героическую сказку-легенду «Журавли-журавли», которая стала первой книжкой Малика. Дальше вышли в печать поэтические рассказы-легенды. Малика все больше и больше захватывает историческое прошлое родного народа. Писатель глубоко знакомился с исторической литературой, засиживался в архивах, изучал народные песни, переводы, легенды Подолья, Карпат, Галичины, Центральной Украины, выезжал на места, где некогда жили его будущие герои. На Подолье, в гости к потомкам Кармалюка. В Карпаты, к наследникам Довбушева.
Ни в причудливом царстве чуда чужедальней стороне ни в заморских владениях слышал я сказки волшебные. Я ходил по родному краю — по степям и по борам, по Днепру и по Дунаю, по веселым хуторам. Там я слушал шепот деревьев, звон горных ручьев, гомон весенних рощ, шелест днепровских плавней, рассказы кремневых скал.
Владимир Малик
Дальнейшая тематика произведений Владимира Малика весьма разнообразна. Так, в повести «Черный экватор» рассказывается о восстании угнетенного народа Кении против английских колонизаторов в 1952 - 1956 гг., повесть «След ведет к морю» посвященная современной школе, а повесть «Двое над бездной» - героической борьбе молодежи в годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских оккупантов. И все же основной для писателя стала тема отечественной истории от седой древности до новейших времен, ей он посвятил почти все поэтические произведения и романы.
Роман "Посол Урус-Шайтана" является его самым крупным произведением. На Украине он был издан в двух книгах: первая - "Посол Урус-Шайтана (Невольник)" - вышла в 1968 году в издательстве "Молодь", вторая - "Фирман султана" - появилась в следующем году в том же издательстве. Обе книги нашли самый живой отклик в читательской среде, очень тепло приняла их и критика, сравнивая - и не без основания - творчество Владимира Малика с историческими романами прославленного Александра Дюма.
Малик признавался:
Но сказки эти не для чуда, — это история правдивая. Как я слышал и как сумел, так и вам пересказал.
Так же он был известен и как литературный критик, писал рецензии на произведения украинских прозаиков.
Владимир Кириллович Малик (настоящая фамилия — Сыченко) — украинский советский писатель и поэт, автор приключенческих и исторических произведений. Родился в крестьянской семье.… Развернуть
Анна Овсеевна Владимирская пишет в соавторстве с супругом Петром Александровичем Владимирским. Как они говорят: "Живем в Украине, но большая часть книг издана в России. Нам гораздо интереснее писать, чем заниматься самопиаром. И получилось так, что наши книги сами нас пиарят. Мы никогда не пишем в стол, у нас стол пуст.Все продается. Однажды крупное российское издательство заплатило нам весь гонорар вперед, только за идею книги - чтобы «забить» тему. Есть такая расхожая фраза: литература отражает жизнь. Наши книги, отражая такую нашу жизнь, умудряются быть жизнеутверждающими!
Мы уверены, что книги должны быть:
а) и справочником пользователя, и советчиком, и другом, который делится некоторыми хитростями и помогает запастись уверенностью в жизни;
б) написаны остроумно и предельно понятным языком.
Пишем обо всех вещах на свете одинаково интересно. О самом сложном, нудном, неинтересном и невкусном пишем так, что понимает и ребенок. А оторваться от чтения трудно. Почему мы написали детектив? Детектив всегда будет популярным жанром и своеобразной «городской сказкой», где справедливость должна торжествовать. В детективе, кроме жажды справедливости, читателя влечет еще элементарное любопытство к преступлению и наказанию, а также страсть к решению задачек и кроссвордов. Серые клеточки, как говаривал Пуаро, нужно тренировать.Почему наша героиня — психотерапевт? Психотерапия - величайшее из человеческих искусств. Вера Лученко — и желанный собеседник, и помощник в трудных ситуациях. Все необходимое уже есть внутри каждого из нас, но часто мы, находясь в сложных обстоятельствах, не способны это необходимое для сопротивления достать из себя и применить. Нам нужен собеседник, человек-эхо, человек-зеркало, который скажет, может быть, то же самое, что мы и так знали, но подействуют эти слова гораздо сильнее, чем если сам себе их скажешь".
Анна Овсеевна Владимирская пишет в соавторстве с супругом Петром Александровичем Владимирским. Как они говорят: "Живем в Украине, но большая часть книг издана в России. Нам… Развернуть
Таня Винк — современная писательница.
Родилась 19 августа 1959 года в Тульской области. Родители, занятые на стройке химического комбината, передали ее на воспитание дедушке и бабушке в белорусский городок. Самое яркое воспоминание из детства Тани — библиотека, в которой дедушка брал книги, ее запах и загадочная тишина. Читать начала в пять лет. С двенадцати живет в Харькове, окончила строительный институт. Замужем. Есть взрослый сын.
Таня Винк — современная писательница. Родилась 19 августа 1959 года в Тульской области. Родители, занятые на стройке химического комбината, передали ее на воспитание дедушке… Развернуть
Владимир Галактионович Короленко — русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине и ссылкой в Сибирь.
Короленко родился 1853 в Житомире, Украина, в семье уездного судьи. Отец писателя оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Его образ отца был запечатлен Короленко в его знаменитой повести «В дурном обществе».
Уже 1876 году за участие в народнических студенческих кружках писатель был выслан в Кронштадт под надзор полиции. По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В начале 1879 в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Из жизни искателя». Но уже весной 1879 по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был выслан, в Глазов Вятской губернии. После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко перевели в ссылку в Сибирь. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжелые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.
В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885—1895) — период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нем заговорила читающая публика. В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии.
Настоящим триумфом Короленко стал выход в 1886—1887 годах его лучших произведений — «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). В этих повестях писатель с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом послужили воспоминания о детстве, проведенном на Украине, обогащенные выводами зрелого мастера, прошедшего тяжелые годы ссылок и репрессий.
В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные регионы Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала философско-аллегорическая повесть «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.
В 1895—1900 годах Короленко живет в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство». В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка» (1899), «Мгновение» (1900).
В 1900 году писатель переезжает на Украину, куда всегда стремился вернуться. Он поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.
В последние годы жизни (1906—1921) Короленко работал над большим автобиографическим романом «История моего современника», который должен был обобщить все, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Роман остался незавершенным. Писатель умер, работая над четвертым томом своего произведения. Скончался от воспаления легких.
Владимир Галактионович Короленко — русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью… Развернуть
Валентин Петрович Катаев родился 28 (16) января 1897 года в Одессе, в семье учителя. Брат писателя Е. П. Петрова. Печататься начал в 1910 году, публиковал стихи в местных газетах. В 1915 году, не доучившись в гимназии, ушел на фронт. Публиковал очерки и корреспонденции; рассказ "Ночью" был запрещен цензурой. С 1919 года - в Красной Армии, где в боях с Деникиным командовал батареей. Затем работал в телеграфном агентстве ЮгРОСТА. С 1922 года В. Катаев жил в Москве, сотрудничал в различных газетах. В прозе начинал с рассказов, в 1924 году опубликовал первые романы "Повелитель железа" и "Остров Эрендорф" - авантюрно-утопические произведения о мировой революции. После поездки в Магнитогорск он написал роман-хронику "Время, вперед!" (1931). Также одним из значительных произведений писателя стала тетралогия "Волны Черного моря": повести "Белеет парус одинокий" (1936), "Хуторок в степи" (1956), "Зимний ветер" (1960-61), "За власть Советов" ("Катакомбы") (1956). В годы Великой Отечественной войны Катаев был военным корреспондентом, а огромную популярность принесла ему повесть "Сын полка" (1945), в 1946 году удостоенная Сталинской премии и экранизированная режиссером В. Прониным.
В 1957-1962 годах В. П. Катаев был главным редактором журнала "Юность". В 1964 году опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине "Маленькая железная дверь в стене". В дальнейшем писатель выпустил лирико-философские мемуарные повести:" Святой колодец" (1965), "Трава забвения" (1967), "Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона" (1972), "Алмазный мой венец" (1975), "Сухой Лиман" (1986). Ему также принадлежат повесть о гражданской войне "Уже написан Вертер" (1979) и любовный роман в письмах "Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина" (1982). В 1974 году писателю было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Валентин Петрович Катаев родился 28 (16) января 1897 года в Одессе, в семье учителя. Брат писателя Е. П. Петрова. Печататься начал в 1910 году, публиковал стихи в местных… Развернуть
Антон Семёнович Макаренко — советский педагог и писатель. Один из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.
Родился 13 марта 1888 г. в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания.
В 1897 г. поступил в начальное железнодорожное училище.
В 1901 г. с семьёй переехал в Крюков.
В 1904 г. окончил четырёхклассное училище в Кременчуге.
В 1905 г. работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.
С 1914 по 1917 гг. учился в Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой медалью. Тема диплома была весьма «щекотливой» — «Кризис современной педагогики».
В 1916 г. был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
С 1917 по 1919 гг. был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.
В 1919 г. переехал в Полтаву.
По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 г. колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 г. колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею, с октября 1927 г. до июля 1935 г. был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. Горький интересовался педагогической деятельностью Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
Член Союза советских писателей (с 1934 г.).
С 1 июля 1935 г. переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 г. Некоторое время (до переезда в марте 1937 г. из Киева в Москву) руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.
После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 г., подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).
Нужно нового человека по-новому делать...
Макаренко изобрёл собственную систему воспитания, решительно отказавшись от канонов педагогики того времени, чем впоследствии навлёк на себя гнев и гонения вышестоящих инстанций.
Проводить свою работу Антону Семёновичу мешали как профессора-педагоги, гнувшие свою линию и не принимавшие взгляды писателя, так и хозяйственные организации, постоянно «вставлявшие палки в колеса». Начиная с завгубнаробраза, который решительно приказал Макаренко заниматься открывшейся колонией, а потом уехал на новый пост, и заканчивая условиями, сельскохозяйственными и финансовыми. Об этом пишет сам педагог в «Педагогичесой поэме»: почва была непригодной для культивации, хозяйство — минимальное, денег — нет и не выдают. На какие только хитрости не шла колония, чтобы поправить своё положение.
И знаете, всё у колонии было. Но позже. Колонисты и воспитатели проделали огромную работу для развития жизненного уровня трудовой колонии Горького, ведомые Макаренко в новую эпоху.
Антона Семёновича нельзя рассматривать отдельно как педагога или писателя. Это тот случай, когда человек совместил две специальности в себе, причём не растратив ни больше, ни меньше из каждой.
В прозе Макаренко пробовал себя ещё раньше, даже отослал копию рукописи Максиму Горькому для рецензии, после чего получил не тот ответ, на который надеялся. Максим Горький в двух словах ярко раскритиковал произведение, указав на основные невыдержанные моменты. Ознакомившись с рецензией, педагог надолго оставляет перо писателя. Лишь только фиксирует в записной книжке различные случаи, происходившие в колонии.
Много позже, уже когда он был снят с поста завкола колонией им. Горького (к тому моменту из Трепке она переехала в б. Куряжский монастырь), Макаренко снова берётся за перо; «Марш тридцатого года» получил свет. Второй книгой была «Педагогическая поэма».
На протяжении всей своей жизни Макаренко служил детям, обществу, из-под его крыла вышло немало талантливых специалистов, начиная от мастеров и кузнецов, а заканчивая инженерами, педагогами, врачами, военными и даже лётчиками.
Умер Антон Семёнович в вагоне пригородного поезда от болезни сердца, лишь только успел произнести проводнику: «Я — писатель Макаренко». В кармане педагога была найдена повестка о явке в специальный отдел НКВД...
Антон Семёнович Макаренко — советский педагог и писатель. Один из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Родился 13 марта 1888 г. в городе… Развернуть