Петербург
Андрей Белый
Грандиозный философско-политический триллер, задуманный поэтом Андреем Белым в момент мистического «инсайта» на вершине пирамиды Хеопса, сконцентрировал в себе все мотивы так называемого «петербургского текста», оказался шедевром модернистской литературы, политическим пророчеством, социальным памфлетом, поэмой в прозе и компедиумом поэтических символов Серебряного Века.
Цикл: | Восток или Запад, книга №2 |
Лучшая рецензия на книгу
1 февраля 2024 г. 12:59
256
4.5 «Петербург имеет не три измеренья – четыре; четвертое – подчинено неизвестности и на картах не отмечено вовсе, разве что точкою…»
Шикарный роман, который чуть не свел меня с ума, причём в прямом смысле слова)) Мне теперь требуется отдых в санатории как минимум и тщательное избегание любых описаний шизофрении в литературе в последующие годы. Белый мастер выкручивать мозг, уводить читателя в лабиринты ломающегося сознания, в космические пространства и бесконечности времени, в наступающее небытие и галлюцинации.
Ритмичность, повторы, символы - все это срабатывает удивительным образом, мы действительно попадаем на одну волну с героями книги, особенно с теми, кто теряет или уже успешно потерял рассудок (а таких тут каждый второй почти). Если вы чувствительный и очень впечатлительный человек, как я, например, - бегите прочь от этой книги и забудьте дорогу назад - депрессивное состояние и кошмары по ночам гарантированы…
Роман существует в двух редакциях. Вторая была создана в 1922 году (спустя 9 лет после выхода первой): автор радикально отредактировал произведение, сократив текст примерно на треть, однако «канонической» версией считается первая редакция.
Набоков назвал шедевр Белого роман «Петербург» одним из четырех величайших достижений прозы двадцатого века — вместе с «Улиссом», «Превращением» Кафки и «В поисках утраченного времени».
Форма: роман
Оригинальное название: Петербург
Дата написания: 1912—1913
Первая публикация: 1913
Кураторы
Рецензии
Всего 721 февраля 2024 г. 12:59
256
4.5 «Петербург имеет не три измеренья – четыре; четвертое – подчинено неизвестности и на картах не отмечено вовсе, разве что точкою…»
Шикарный роман, который чуть не свел меня с ума, причём в прямом смысле слова)) Мне теперь требуется отдых в санатории как минимум и тщательное избегание любых описаний шизофрении в литературе в последующие годы. Белый мастер выкручивать мозг, уводить читателя в лабиринты ломающегося сознания, в космические пространства и бесконечности времени, в наступающее небытие и галлюцинации.
Ритмичность, повторы, символы - все это срабатывает удивительным образом, мы действительно попадаем на одну волну с героями книги, особенно с теми, кто теряет или уже успешно потерял рассудок (а таких тут каждый второй почти). Если вы чувствительный и очень впечатлительный человек, как я, например, - бегите прочь от этой книги и забудьте дорогу назад - депрессивное состояние и кошмары по ночам гарантированы…
23 декабря 2023 г. 23:38
303
4 Петербургская пляска
В этом романе, словно в Dance Macabre, переплелись маленькие люди Гоголя, тварь дрожащая Достоевского, погибающая в мрачном Петербурге, немного изысканности с балов Толстого, и всё это приправлено революционизмом.
Кажется, что и Булгаков взял себе что-то мистическое в свою Москву из Петербурга Белого:
- «Ты позвал меня… Ну - и вот я…» Енфраншиш само теперь пришло за душой.
Потусторонний мир Петербурга очень похож на потусторонний мир Москвы, только более сырой, более мокрый и промозглый, как горький тротуар.
Геров романа, статского советника Аполлона Аполлоновича Аблеухова, его сына Николая, странных жителей острова - Дудкина, удивительного Липпанченко, Лихутиных, всех преследует город, всех поглощает, уничтожает.
Каждый как будто и есть город, расширяется, умножается, виснет в…