19 апреля 2022 г., 10:54

5K

Роль всей жизни Самюэла Л. Джексона в сериале «Последние дни Птолемея Грея»

47 понравилось 5 комментариев 6 добавить в избранное

Оливия Рутильяно о новой экранизации романа Уолтера Мосли

В новом сериале «Последние дни Птолемея Грея» от AppleTV+, основанном на псевдодетективном романе Уолтера Мосли , самой большой тайной является человеческий разум. Наш главный герой – Птолемей Грей (седеющий Сэмюэл Л. Джексон), приветливый девяностолетний старик, страдающий деменцией, который не может обойтись без помощи своего любимого внучатого племянника Реджи (Омар Бенсон Миллер). Во время своих частых визитов Реджи сопровождает его в банк, к врачу и на обед, но, не считая этих встреч, Птолемей весь день проводит в одиночестве, сидя на ржавом шезлонге в квартире в Атланте, набитой его личными вещами и пыльной мебелью, где не работает сантехника, столешницы завалены мусором, а шкафы кишат тараканами.

Доска с фотографиями на стене помогает Птолемею вспомнить, кто из членов семьи приходит его проведать. Это необходимо, потому что он боится впускать посторонних в свой дом. Его повседневная жизнь словно в тумане, сопровождаемая шквалом сбивающих с толку внешних раздражителей. Когда в его дверь стучат, это пугает Птолемея, потому что он уже подвергался ограблению и угрозам от женщины по соседству, хотя он и не знает, почему. Весь день он путешествует по своим загадочным, вырванным из памяти обрывкам воспоминаний, которые постоянно преследуют его. Главный герой страдает от галлюцинаций: перед ним предстают призраки его опекуна и покойной жены, которые предупреждают его о вещах, не имеющих особого смысла. С первых минут он предстаёт перед нами как человек, отчаянно цепляющийся за своё прошлое.

В сериале очень деликатно затрагивают тему деменции. Это изнуряющее и трагическое заболевание, без сомнения, мощный инструмент самоанализа; с самых первых минут нам умело демонстрируют, как мучительно осознавать, что твоя личность ускользает. Но интересно и то, что деменцию изображают как с точки зрения потери самого себя, так и, в равной степени, приобретения того, что болезнь оставляет после себя. Разум Птолемея превратился в цепочку подсказок. По мере угасания его личности, он отчаянно цепляется за самые важные для него вещи, в том числе, по-видимому, и ключ к спрятанным сокровищам, который он хранил с самого детства (роль молодого Птолемея получил Перси Даггс IV).

Изображать деменцию на экране сложно не только потому, что люди, подверженные этому заболеванию, теряют субъектность собственных переживаний и опыта, но и потому, что наблюдать за чем-то столь естественным кажется противоестественным. Во многих фильмах повествование сосредоточено на чувстве безысходности и трудностях, с которыми сталкиваются люди, осознающие, что они угасают. В «Птолемее Грее» же на первом плане распорядок дня, ритуалы и повседневные переживания, а не драматизм экзистенциального кризиса, вызванного болезнью. В сериале подробно демонстрируют, что на самом деле значит жить с деменцией, и этот банальный акцент не даёт всепоглощающей печальности этого положения омрачить наше знакомство с персонажем. Мы видим, что семья Птолемея отказывается принять его припадки и затуманенность ума, отмечая лишь, что он стал другим человеком, однако задачей зрителя является узнать его таким, какой он сейчас.

Птолемей решает разобраться, что случилось, когда визиты Реджи внезапно прекращаются. У героя есть только фрагменты воспоминаний об их встречах, когда тот уже был болен. Однако ему выпадает шанс разгадать и эти тайны, когда жизнерадостная молодая женщина по имени Робин становится его сиделкой. Она – подруга семьи, осиротевшая и оставшаяся без крова после того, как племянница Птолемея решила, что она более не сможет предоставлять ей жилье (хотя и не по вине Робин). Робин прониклась симпатией к старику и решила переехать к нему – помочь ему обмахнуть паутину и навести порядок в его квартире, а затем и у него в голове.

Робин сопровождает нашего героя на приём к врачу, на который ранее его записал Реджи. Проведя революционное исследование, этот доктор (Уолтон Гоггинс) смог временно ослабить симптомы болезни Альцгеймера. В конечном итоге, Птолемей соглашается на участие в этом эксперименте, который показывает нам, что возвращение ясности ума не является главной целью сериала – это всего лишь часть развития истории, истории отношений человека с его собственным прошлым я. Но теперь Птолемей не просто страж своих воспоминаний, он, наконец, начинает ими пользоваться.

Разворачивается запутанная, элегическая детективная история, которая затрагивает не только настоящее Птолемея, но и его прошлое, обнажая пестрый гобелен, сотканный из почти сотни лет воспоминаний о жизни чернокожих на Юге, начиная с его детства в обедневшем обществе издольщиков, заканчивая его зрелостью, потраченной на построение своей жизни, общества и семьи в Атланте 20-го века. Как во втором веке тезка главного героя предположил, что планеты вращаются вокруг Земли, так и сюжет сериала вращается вокруг земных проблем, несмотря на проблески научной фантастики. Если Птолемей и вышел за рамки пространства и времени, то только для того, чтобы вернуть достоинство человеческой жизни и почтить отношения и связи, пока они не ускользнули.

Джексон явно отнёсся к этому проекту, спродюссированному совместно с его женой Латаньей Ричардсон Джексон, с большим энтузиазмом, и его игра в качестве главной звезды этого сериала выглядит блистательно, не иначе. Он блестяще преуспел в создании гармоничного образа героя в любом возрасте и состоянии, в глубине, по сути своей – жизнерадостного, упорного и умного человека; и он перемещается по жизни Птолемея невероятно правдоподобно, прямо перед камерой трансформируясь вместе со сменой эпох. Это роль всей жизни во многих смыслах. Джексон – один из самых харизматичных и притягательных актеров кинематографа, и его Птолемея, безусловно, запомнят как своего рода мудрого волшебника, персонажа-гирлянду из бумажных человечков, каждый «разворот» которого узнаваем и сам по себе, и сложенным вместе с другими.

Хотя тайны, продвигающие сюжет «Птолемея Грея», убедительны, сериал также блистателен в построении дружбы между двумя центральными персонажами: Птолемеем и Робин, двумя заблудшими душами, которые набрели на имеющую глубокий смысл, находящуюся в фокусе орбиту друг друга. Фишбек в роли Робин не менее притягательна: за внешней озлобленностью скрываются любовь и забота, которые она все сильнее раскрывает, отправляясь вместе с Птолемеем по дороге (пере)открытия себя.

Этот сериал, состоящий из шести часовых эпизодов,представляет собой душераздирающий и катартический опыт: не каждый день кому-то удается раскрыть правду о жизни других людей, не говоря уже о своей собственной. «Птолемей Грей» предлагает своему главному герою шанс развязать, распутать этот клубок тайн, пролить свет на своё наследие – выходя за границы своего сознания в последний раз, чтобы понять, каким человеком он всегда был.

Оливия Рутильяно (Olivia Rutigliano)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
47 понравилось 6 добавить в избранное

Комментарии 5

Большое спасибо за перевод, обязательно посмотрю этот сериал!

Меня тоже сериал заинтересовал, хотя тема, безусловно, непростая. Даже несколько тем: старость, деменция, потеря связи с обществом. Нашлось место и расизму, и много чему ещё. Вещь многослойная, судя по рецензии.

Спасибо за перевод!

Самюэль Л. Джексон действительно харизматичный актер. Просто потрясена была его ролью во "Время убивать", с тех пор ни одного фильма с ним не пропустила. Посмотрю сериал. спасибо переводчику!

Спасибо за перевод! Сериал - не знаю, а книгу захотелось прочитать.

Захотелось и книгу читать и сериал смотреть, где бы время найти.. :)
спасибо за перевод!

Читайте также