4 мая 2021 г., 14:20
5K
От «Восточного экспресса» до сверхскоростного поезда: почему преступники любят поезда?
Триллер Котаро Исаки «Скоростной поезд» привлёк британских читателей после того, как приобрел огромную популярность в Японии. Джейк Керридж объясняет, что это последняя из длинной череды криминальных книг, где действие происходит в спальном вагоне.
Вы когда-нибудь смотрели на человека, сидящего напротив вас в поезде, и задавались вопросом, может ли он быть убийцей? Бьюсь об заклад, что тысячи японских пассажиров делают так каждый день после огромного успеха бестселлера
«Скоростной поезд» (Bullet Train).В этом романе, действие которого происходит в реальном времени на сверхскоростном поезде Синкансэн, путешествующем из Токио в Мориоку, каждый второй пассажир кажется убийцей: от Сатоши, безжалостного психопата с внешностью херувима-школьника, до профессионального киллера Танджерина и его эксцентричного приятеля Лемона, который имеет склонность цитировать строки из книг о паровозике Томасе.
По мере того как различные убийцы соревнуются за чемодан с деньгами, вскоре становится ясно, что не все из них доживут до Мориоки. Как и все великие триллеры о поездах, роман сочетает в себе волнующее ощущение стремительного движения с жуткой клаустрофобией, которая возникает из-за того, что вас заталкивают в тесное купе с кучей незнакомцев. (Есть очень забавная сцена, в которой двое убийц вынуждены из-за отсутствия места для локтей принять участие в своей первой в истории сидячей драке на кулаках.)
На этой неделе «Скоростной поезд» выходит в английском переводе, а в съемках готовится киноверсия с Брэдом Питтом и Леди Гагой в главных ролях. И роман, и фильм, скорее всего, станут международными бестселлерами: есть что-то притягательное в сочетании поезда и преступления.
Моя подруга, которая работает в Лондоне, говорит, что ничто так не взволновало ее, как уехать достаточно рано, чтобы вернуться домой в Мейденхед на 4.50 из Паддингтона, поезде, увековеченном в названии одного из расследований мисс Марпл Агаты Кристи ( В 4.50 из Паддингтона ). Она утверждает, что провела путешествие, глядя в окно в надежде стать свидетелем убийства в проезжающем мимо встречном поезде, как это делала миссис Макгилликадди в этом романе – свидетельство того, что преступления, связанные с поездом, производят на нас глубокое впечатление.
Самый известный детектив о поездах, который все еще остается бестселлером спустя почти 80 лет, – это Убийство в Восточном экспрессе (1934). Кристи была очарована «Восточным экспрессом», часто видя его в Кале, когда она путешествовала по Европе, и собиралась рассмотреть его поближе; однажды она соскользнула с платформы и упала перед ним («К счастью, носильщик был под рукой, чтобы выловить ее, прежде чем [он] тронулся», – вспоминал ее муж).
Она остро чувствовала, что ее читатели тоже захотят подойти поближе к самому роскошному поезду в мире, хотя и косвенно, как это сделал Ян Флеминг, который посадил Джеймса Бонда на поезд в фильме «Из России с любовью» (1957). Стамбульский экспресс (1932) – хотя, в отличие от Кристи и Флеминга, он не мог путешествовать на нем сам, поэтому во время написания книги он приходил в нужное настроение, слушая на граммофоне Симфоническое движение № 1 («Пасифик 231») Артюра Онеггера, оркестровое произведение, которое снова и снова имитировало звук паровоза.
также использовал «Восточный экспресс» в качестве декорации для своего раннего триллераНо в триллере о поезде есть нечто большее, чем романтический ореол, а обычные поезда уже давно стали основой криминальной фантастики. Одним из первых примеров является «Пассажир из Скотланд-Ярда» Х. Ф. Вуда (1888 г.): у него еще меньший круг подозреваемых, чем у «Убийства в Восточном экспрессе», когда человека убивают в запертом купе, в котором находятся еще четыре человека.
Thrilling Stories of the Railway (1912)); Хазелловские знания технических особенностей железнодорожной сигнализации часто оказываются ключевыми в его борьбе с различными похитителями, ворами и шпионами. Однако величайшим из первых писателей-криминалистов о поездах был , железнодорожный инженер, чьи детективные истории часто заставляли читателей держать в голове сложные маршруты с временем расписания поездов, от которых зависело алиби подозреваемых.
представил первого «Железнодорожного детектива» Торпа Хазелла в «Захватывающих историях железной дороги» (Крофтс был особенно влиятельным в Японии, где сохранилась традиция железнодорожных загадок, последним примером которой является «Скоростной поезд» Котаро Исаки. Известными книгами в этой области являются Точки и линии (1958) – автор снял комнату в отеле Tokyo Station, чтобы написать это, – и «Трагедия Фунатоми» Ю Аоя (1936). «Одна из замечательных особенностей японских железнодорожных детективных историй – частое использование алиби, основанных на… точном расписании», – сказал железнодорожный журналист Такаюки Харагути, автор книги «Генеалогия железнодорожных преступлений». О книге Ю Аоя он заметил: «Я действительно сравнил с романом расписание, использованное в то время, и не мог не восхищаться точным сюжетом, основанным на реальном расписании поездов».
Помимо запутанных расписаний, железнодорожные криминальные романы увлекают, потому что они дают автору возможность собрать вместе персонажей, у которых в противном случае никогда не было бы возможности встретиться. Где еще нашлось бы время и достаточный уровень близости, чтобы два незнакомца могли вступить в разговор и заключить договор на взаимное убийство врагов друг друга – предпосылка романа Незнакомцы в поезде (1950)?
Мой любимый детективный роман о поезде – The Wheel Spins (1936) – теперь более известный под названием киноверсии Хичкока Леди исчезает , в котором молодая светская львица Айрис Карр дружит с гувернанткой средних лет, мисс Фрой, в поезде. Но затем мисс Фрой исчезает, а другие пассажиры заявляют, что такой женщины никогда не было в поезде. Книга запоминается не только из-за тревожного ожидания – на заднем плане вы почти слышите настойчивый перестук колес поезда, пока Айрис мчится, чтобы обнаружить, кто похитил мисс Фрой, прежде чем поезд достигнет места назначения, – но также и из-за множества пассажиров, у каждого из которых есть свои личные причины, чтобы помочь или помешать поискам Айрис.
Железнодорожные детективы, написанные представителями разных слоев общества, часто служат хорошим способом знакомства с другими культурами – например, «Инцидент на почте Калка» («Baksho Rahashya») Сатьяджита Райа представляет собой яркий портрет Индии 1970-х годов. И почти по той же причине современные авторы исторической криминальной литературы часто используют обстановку железных дорог – см. сериал Эндрю Мартина, действие которого происходит в эдвардианской Англии и в котором показан «паровой детектив» Джима Стрингера, или книги
о викторианском железнодорожном инспекторе Колбеке.Но хотя современные пригородные поезда могут показаться скучными для романов по сравнению с мощными паровозами прошлого, некоторые писатели были вдохновлены ими. Феноменальный хит Девушка в поезде (2015) показывает женщину, которая слишком сильно задумывается о жизни людей, которых она видит из окна поезда каждый день. Когда я спросил кого-то из работавших над книгой, почему она оказалась настолько успешной, она ответила: это потому, что много читателей могли поставить себя на место главного героя, поскольку мы позволяем нашему разуму мечтать, чтобы справиться с ежедневными поездками на работу.
Еще я могу порекомендовать «Тишину между вздохами» (The Silence Between Breaths) Кэт Стейнклифф (2016), в которой сплетены мысли пассажиров поезда в 10.35 утра из Манчестера-Пикадилли в лондонский Юстон. Отчасти привлекательность книги заключается в том, что она позволяет нам заглянуть за бесстрастные лица наших попутчиков, когда они размышляют о своих повседневных заботах. Но со временем становится ясно, что пассажирам придется объединиться, поскольку выясняется, что один из них – террорист с бомбой в рюкзаке.
Маршрут 10.35 до Юстона может показаться далеким от «Восточного экспресса», но, как и все великие триллеры о поездах, он напоминает нам, что в поезде можно узнать всю человеческую жизнь – то, на что большинство из нас закрывает глаза и уши, когда мы, сердито нахохлившись, едем пригородным поездом. Так что независимо от того, являетесь ли вы заядлым путешественником или просто изучаете человеческую природу, для вас найдется железнодорожный триллер. Ту-ту!
Комментарии 6
Показать все
Если у Вас есть возможность, не хотите добавить в статью ссылку на книгу, чтоб уж все было по-человечески?) Спасибо!
https://www.livelib.ru/book/1006077421-bullet-train-isaka-kotaro
Если бы преступники увидели нынешние цены на железнодорожные билеты, они бы пошли убивать сразу в министерство...))
Kultmanyak, А это секретный план министерства по снижению преступности в поездах ;).
Maple81, Ага, и пассажиров тоже!)))