1 апреля 2021 г., 15:01

7K

«В Контексте»: Кадзуо Исигуро

46 понравилось 0 пока нет комментариев 7 добавить в избранное

Исигуро фокусируется на людях, отвергнутых социумом

Есть ли что-нибудь более захватывающее, чем анализировать свежеизданную книгу любимого автора?

«В контексте» – это серия эссе, в которой критик Лори Фезерс рассматривает последнее художественное произведение известного писателя в контексте своей общей работы. Лори исследует темы писательского творчества и культурный резонанс, обсуждая их литературную технику и определяя, основывается ли новая книга на предыдущих или отличается от них.

На этой неделе Лори рассматривает романы Кадзуо Исигуро .

картинка Maple81


В своем восьмом и последнем романе автор Кадзуо Исигуро творчески исследует, что значит быть человеком. История Клара и Солнце рассказана А.Ф. Кларой, искусственным другом (модель B2, 4-я серия), созданным как компаньон для ребенка. Клара ходит, разговаривает и рассуждает как человек. Она всегда услужлива и жизнерадостна, эти свойства характера заложены в нее, исходя из ее предназначения. В начале романа Клара и несколько других искусственных друзей выставлены в выставочном зале магазина, выходящем окнами на оживленную городскую улицу. Через окно Клара внимательно наблюдает за окружающим миром: нетерпеливые такси, измученные руководители, заглядывающие в свои «продолговатые» телефоны, кучки туристов и потные бегуны. В частности, Клара следит за ежедневной траекторией Солнца, что «дает пищу» ей и ее коллегам, работающим на солнечной энергии.

После нескольких недель демонстрации Клару покупает Джози, бледная, худая девочка подросткового возраста, которая хромает из-за неустановленной болезни. Джози приносит Клару в уютный загородный дом, где девочка живет со своей разведенной матерью Крисси и их домработницей. Джози и Клара вскоре быстро сближаются. Клара узнает все о Джози, и, в том числе, как ухаживать за Джози в дни ее болезни, становясь отличным компаньоном. Лучший друг Джози – ее сосед Рики, и они часто обсуждают будущее и свои планы быть вместе, когда они вырастут и уйдут из дома.

Но Рики отличается от Джози и других детей, с которыми Крисси хочет подружить Джози. Несмотря на то, что Рики действительно умен, он не «прокачан», то есть он не подвергался процедуре редактирования генов, как Джози и большинство их сверстников. (Хотя это еще и не точно, но кажется, что «прокачанные» дети заметно отличаются от тех, кто не является таковым.) Редактирование генов связано с риском для здоровья – старшая сестра Джози Сэл умерла несколько лет назад от связанных с этим осложнений, и Крисси подозревает, что и причина болезни Джози также связана с генной модификацией. Но были бы и тяжелые последствия, если бы она этого не сделала, а именно, ни один колледж не примет Рики, и, как следствие, его карьерные перспективы ограничены.

Мать Рики чувствует себя виноватой из-за того, что Рики не редактирован. Но и Крисси, хотя она сделала противоположный выбор, тоже чувствует вину и раскаяние за то, что продолжила редактирование генов Джози, несмотря на то, что случилось с Сэл. Предвидя, что Джози вскоре может умереть от болезни, Крисси разработала секретный план, который, по ее мнению, поможет ей пережить боль потери Джози. Замысел Крисси раскрывается постепенно, по мере нарастания интриги романа, создавая отличный эффект.

На протяжении всего своего творчества Исигуро обращает особое внимание на тех, кто остался позади в результате социальных изменений. В романах есть персонажи, которые столкнулись с собственными устаревшими копиями, осознавшими потерю своей актуальности для тех самых социальных структур, которые когда-то заставляли их чувствовать себя незаменимыми. Некоторые, такие как Огата-сан в Там, где в дымке холмы и Оно, рассказчик из Художника зыбкого мира , подвергаются клеймению за свои устаревшие политические взгляды и действия в Японии в военное время. Другие, такие как отец дворецкого Стивенса в Остаток дня и супружеская пара Аксель и Беатриса в Погребенном великане , становятся отверженными как неуместные из-за их возраста. А еще есть рассказчики антиутопических романов Исигуро - Кэти Ш. в Не отпускай меня и робот Клара в Клара и Солнце - которые функционально устаревают, когда достигают своего предполагаемого конца использования: для Кэти Ш., извлечение частей ее тела в рамках принятой системы извлечения органов; для Клары как компаньона генетически модифицированного ребенка.

Многие из главных героев Исигуро хвастливы и самоуверенны, и они надеются, что всегда будут пользоваться огромным уважением. Самодовольное высокомерие отличает, в частности, многих рассказчиков-мужчин. Вспоминая свои дни в качестве молодого художника, Оно хвастается: «Я пользовался большим уважением среди моих коллег – мои собственные работы не подвержены критике ни с точки зрения качества, ни с точки зрения количества».

Иногда вера персонажа в свою способность управлять ходом событий кажется бредовой или абсурдной, как в случае с Кристофером Бэнксом в романе Когда мы были сиротами . Бэнкс – лондонский детектив, который вырос в Шанхае и решает вернуться, поскольку город потрясен боевыми действиями между японцами и китайцами в первые дни Второй мировой войны. «Видите ли, я всегда хотел сам вернуться в Шанхай. Я имею в виду, чтобы… решить там проблемы», – говорит он. Позже, когда он вместе со своей возлюбленной готовится бежать из Шанхая, он отмечает «… предположение, которое разделяют практически все присутствующие – что каким-то образом я обязан разрешить кризис», и он наслаждается «изумлением, которое вскоре проявится на тех же лицах. при известии о моем отъезде – быстро последующие возмущение и паника».

Клара тоже убеждена, что может изменить судьбу, уверена, что только она знает, что нужно, чтобы Джози снова выздоровела. Преследуя необыкновенную цель, несмотря на абсурдность своего плана, она пытается осуществить ее. В то время как Кэти Ш. в Не отпускай меня хочет верить, что ей и ее друзьям каким-то образом будет предоставлено специальное разрешение отложить извлечение их органов до тех пор, пока они не станут старше, из-за того, что они учились в элитной школе-интернате Хейлшем. Для таких персонажей, как Оно, Бэнкс, Клара и Кэти Ш., гордость за свои способности или статус искажает их восприятие мира и своего места в нем, делая их повествование сомнительным в его точности, но также увлекательно для читателя, открывающего, насколько далеко взгляды персонажа отклоняются от реальности.

Ненадежность памяти – повторяющаяся тема Исигуро. Часто реальный опыт персонажей разбивается на последовательности сновидений и потускневшие воспоминания, так что реальное и воображаемое трансформируются и сливаются друг с другом, и их становится трудно различить. Так обстоит дело в захватывающем первом романе Исигуро 1982 года Там, где в дымке холмы , в котором Эцуко, женщина средних лет, живущая в Англии, вспоминает свою дружбу с другой женщиной, Сатико, десятилетия назад, когда они были соседями в Японии. Здесь странные параллели между опытом двух женщин ставят под сомнение не только достоверность воспоминаний Эцуко, но и то, действительно ли Сатико существовала вообще. Исигуро предполагает гибкость памяти, ее тенденцию впитывать оттенки, в том числе оттенки наших чувств, которые у нас возникают в самом процессе воспоминаний.

В каждом из своих романов Исигуро обращает внимание на неспособность своих персонажей эффективно общаться друг с другом, и не может быть случайностью, что Клара, робот, говорит с ясностью и прямотой, которая резко контрастирует с людьми, с которыми она сталкивается. Исигуро обращает внимание Джеймса на тонкое значение словесных сигналов, пауз и языка тела, при этом, возможно, лучше, чем любой другой писатель-романист, изучает их цели и эффект. Нагляднее всего это ощущается в его изысканно написанном романе Остаток дня при обменах мнениями между дворецким джентльмена Стивенсом и экономкой мисс Кентон, когда они вместе работали в английском поместье в межвоенный период. Их разговоры, формальные и болезненно сдержанные, неявно заряжены подавленным физическим желанием и невысказанным сожалением.

В других романах, таких как Безутешные и Когда мы были сиротами , собеседники неправильно понимают смысл и контекст того, что им говорят, и их разговоры быстро перерастают в взаимное непонимание. Однако что наиболее удивительно и необычно, так это то, что персонажи никогда не признают своего замешательства и не пытаются исправить то, что их неправильно поняли. Эта запутанность создает абсурдный и дезориентирующий эффект. В Не отпускай меня Исигуро исследует другой тип общения – соучастие в молчании. Здесь ученики Хейлшема остаются в неведении относительно того, что с ними станет по окончании школы. Когда учительница мисс Люси восстает против политики школы и начинает объяснять своим ученикам, что их ждет в будущем, ученики не хотят обсуждать это. Подозревая правду ровно настолько, чтобы почувствовать, что они будут расстроены тем, что мисс Люси хочет раскрыть, они намеренно избегают этой темы и неявно прикрываются завесой секретности, наложенной администрацией школы.

Тем не менее, несмотря на все случаи, когда художественная литература Исигуро демонстрирует его созерцание и чуткое понимание того, как мы общаемся и неправильно понимаем друг друга, многие разговоры Клары, особенно среди взрослых, кажутся недостоверными и диссонирующими. И, возможно, именно в этом заключается точка зрения Исигуро: взрослые в мире Джози и Рики потеряли способность по-настоящему общаться друг с другом каким-либо значимым образом, потому что для того, чтобы выжить в новом обществе, они должны освободиться от эмоций, присущих человеческому состоянию. Рациональное должно подавлять и побеждать сентиментальное. Какая ирония и уместность, что именно Клара, робот, приходит к пониманию того, что это – дурацкая идея.

Лори Фезерс (Lori Feathers)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Bookmarks
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

46 понравилось 7 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также