31 октября 2020 г., 13:45

1K

7 отличных романов об ограблениях, рекомендованных арт-дилером

36 понравилось 2 комментария 4 добавить в избранное

Кража произведений искусства – это не только прибыльный бизнес, но и источник вдохновения для авторов криминальной прозы

Автор: Кэрол Ориндж (Carol Orange)

«Афера Томаса Крауна» в версии 1999 года вдохновила немало романов о краже произведений искусства. Пирс Броснан, играющий в этом фильме роль миллиардера, крадет из Нью-Йоркского музея «Метрополитен» картину Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках» исключительно ради острых ощущений от совершения преступления. Я, затаив дыхание, наблюдала, как Краун проделывает этот трюк, выходит сухим из воды, а затем возвращает украденную картину в замаскированном виде на то же самое место на стене музея. Фильм основан на романе Эрика Эмблера Свет дня (1962), но сценаристы Лесли Диксон и Курт Уиммер во многом переосмыслили повествование. Их Томас Краун предстает в виде элегантного, уверенного в себе мужчины. Совершенно не типичный похититель произведений искусства. Из семи представленных в этой статье книг только сюжет Иэна Рэнкина вращается вокруг состоятельных людей, планирующих совершить ограбление ради удовольствия.

Остальные шесть авторов изображают кражи произведений искусства как прибыльный бизнес, зачастую сопряженный с опасными последствиями. Их злодеи – это в основном алчные коллекционеры произведений искусства, которые жаждут заполучить конкретную картину, чтобы почувствовать себя особо важной персоной. Коллекционеры, нанимающие людей, способных украсть для них произведения искусства, появились не сегодня и даже не вчера. Еще в 1664 году кардинал Сципионе Боргезе, племянник папы Павла V, возжелал прибрать к рукам все картины Караваджо, ради чего уговорил своего дядю обвинить учителя Караваджо, Кавалера д'Априно, в неуплате непомерно завышенной суммы папских налогов. В результате ранний шедевр Караваджо «Мальчик с корзиной фруктов», а также 105 других картин были конфискованы и доставлены в роскошный дом Боргезе.

Кража произведений искусства – это куда больший по объемам бизнес, чем я себе представляла. Интерпол и ЮНЕСКО считают его четвертым по величине черным рынком в мире после наркотиков, отмывания денег и оружия. По данным Интерпола, обнародованным в марте 2018 года, оборот краденных предметов искусства составляет от 4 до 6 миллиардов долларов. Хищение знаменитых картин вроде «Крика» Эмиля Нольде или «Моны Лизы» Леонардо да Винчи обсуждается на международном уровне, однако гораздо чаще с радаров исчезают менее известные шедевры. В наши дни популярные произведения почти невозможно продать. Но в реестре украденных предметов искусства числится почти 100 000 наименований, и о многих из них знают лишь специалисты. Этого материала достаточно, чтобы романисты еще долгие годы черпали вдохновение в кражах произведений искусства.

Ien_Renkin__Otkrytaya_dver.jpeg

Иэн Рэнкин Открытая дверь
Шотландский автор детективов Иэн Рэнкин, пожалуй, наиболее известен как автор 25 мрачных романов с участием инспектора Джона Ребуса, однако его более веселая сторона прорывается наружу в романе вне цикла «Открытая дверь», опубликованном в 2008 году. История начинается на Эдинбургском художественном аукционе, где случайно встречаются трое старых друзей. Майк Маккензи сколотил состояние на компьютерном бизнесе, удалился на покой и теперь страдает от скуки. Профессор искусствоведения Роберт Гиссинг страдает по другой причине – его раздражает, как много произведений искусства спрятано в частных коллекциях, недоступных широкой публике. Преуспевающего банкира Алана Крукшенка печалит, что он не может себе позволить те произведения искусства, на которые хватает его вкуса. Гиссинг предполагает, что было бы забавно «вызволить» несколько бесценных произведений искусства из хранилища Национальной галереи. К делу привлекают старого школьного приятеля Маккензи, ставшего местным криминальным авторитетом, и игра начинается.

Daniel_Silva__The_Rembrandt_Affair.jpeg

Дэниэл Силва «Дело Рембрандта» ( The Rembrandt Affair )
Дэниэл Силва вывел романы о краже произведений искусства на новый уровень благодаря своему обаятельному главному герою – умному и отважному реставратору по имени Габриэль Аллон. Как читатель, я моментально прониклась авантюрным духом Аллона и с интересом следила за его путешествиями по всему миру, когда он пытается вернуть украденные предметы искусства и помогает раскрыть убийства, связанные с этими кражами. Чтобы читатели ощутили себя в самой гуще событий вне зависимости от места, куда отправился Габриэль Аллон, Силва каждый раз проводит обширные исследования и упоминает текущие события.

К настоящему моменту Силва опубликовал в этой серии 20 книг, выпуская по одному роману ежегодно, начиная с 2000 года. Многие из них стали бестселлерами New York Times. Его произведения отличаются четко выстроенными диалогами, а также приятным отсутствием жестокого насилия и нецензурной брани. Вместо этого Габриэль Аллон, чья жизнь была благословлена любовью и омрачена семейной трагедией, страдает от сожалений и мало спит во время очередного дела.

Действие «Дела Рембрандта» (опубликован в 2010 году; № 10 в серии) вращается вокруг «неизвестного» портрета любовницы Рембрандта (Хендрикье Стоффелс). Габриэль и его прекрасная жена Кьяра спокойно пенсионерствуют в Корнуолле, пока через лондонского арт-дилера Джулиана Ишервуда он не узнает об убийстве в Гластонбери другого реставратора, Кристофера Лидделла, и об исчезновении картины Рембрандта, которую тот восстанавливал. Вооружившись лишь несколькими фотографиями и заметками реставратора, Габриэль отправляется в путешествие, чтобы проследить происхождение картины, начиная с Амстердама, где она была впервые продана, чтобы покрыть долги художника, после чего приобретена торговцем бриллиантами, а затем захвачена нацистами и помещена в безопасное место. Когда след картины приводит его в Аргентину, на сцену выходит тайная организация, и Габриэлю с Кьярой приходится спасать свои жизни.

Jen_Pirs__Byust_Bernini.jpegЙен Пирс Бюст Бернини

Английский писатель Йен Пирс является также журналистом, искусствоведом и имеет степень доктора философии, полученную в Оксфорде. Он написал семь детективных романов, связанных с произведениями искусства, и несколько других книг. Его сюжеты, как правило, более запутаны, чем большинство связанных с ограблениями в мире искусства, хотя его стиль отличается большей беззаботностью и разговорностью, чем другие его произведения. Пирс – единственный автор в этом списке, написавший все свои искусствоведческие детективы, кроме одного, до момента выхода на экраны «Аферы Томаса Крауна».

«Бюст Бернини», опубликованный в 1993 году, является третьей книгой в серии о Джонатане Аргайле. В ней можно найти налоговые махинации, убийство, мошенничество, супружескую измену, прослушку, ограбление и подозреваемых, подставляющих друг друга. Большая часть действия происходит в Лос-Анджелесе, когда Аргайл за явно завышенную цену берется доставить дорогостоящую картину Тициана в небольшой калифорнийский музей (за свои хлопоты он надеется получить щедрое вознаграждение в размере 4 миллионов долларов). Музей, кстати, был основан миллиардером Артуром Морсби, чтобы избежать уплаты налогов. Но всё идет совсем не так, как планировалось: в том же музее внезапно обнаруживается утраченный бюст Папы Пия V работы Бернини, а Морсби убивают. Искусствоведческая подоплека дела ставит в тупик детективов из отдела убийств полиции Лос-Анджелеса, привыкших иметь дело с убийствами наркоторговцев. Финал истории напоминает Агату Кристи , и это очень забавно.

Jeffrey_Archer__False_Impression.jpegДжеффри Арчер «Ложное впечатление» ( False Impression )

Джеффри Арчер, британский пэр, некогда осужденный за лжесвидетельство, невероятно хорош в создании персонажей, которых вы ненавидите, и героев, за которых вы по-настоящему болеете. Будучи чрезвычайно успешным автором триллеров, он владеет виллой на Майорке под названием «Писательский блок» (Writer's Block). Опубликованный в 2005 году роман «Ложное впечатление» является его единственным произведением, связанным с хищением предметов искусства. Действие книги вращается вокруг Брайса Фенстона, гнусного банкира, чьи темные делишки включают в себя организацию краж произведений искусства у его богатых клиентов. Стоит им попытаться продать какие-то из своих картин, чтобы расплатиться с долгами, как он убивает их и обчищает их поместье до того, как будет оглашено завещание. Бывший эксперт Sotheby's Анна Петреску работает ассистентом Фенстона, не подозревая о его жутких делах. Бесстрашный агент ФБР Джек Делани начинает расследование подлой деятельности банкира, пытаясь установить его связь с хладнокровным убийцей с ножом. Знакомство читателей с нюансами коллекционирования высокорейтинговых произведений искусства удается Арчеру ничуть не хуже, чем разработка сложных сюжетов.

Carson_Morton__Stealing_Mona_Lisa.jpegКарсон Мортон «Похищение Моны Лизы» ( Stealing Mona Lisa )

Многоплановый талант Карсон Мортон (писатель, музыкант, автор детских книг и иллюстратор) явно одержим идеей похищения «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. На эту тему он написал два искусствоведческих детектива. Первый, опубликованный в 2011 году, ровно через сто лет после реального преступления в Лувре, имел большой успех. История следует за Эдуардо де Вальфиерно, удивительно симпатичным шарлатаном, который зарабатывает на жизнь продажей подделок шедевров живописи клиентам, считающим, что они получают оригиналы. Вальфиерно начинает свою карьеру в родном Буэнос-Айресе, а в 1911 году собирает в Париже команду мошенников для последней и самой амбициозной кражи, которая, как он надеется, позволит им навсегда выйти из игры – они хотят украсть «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Мортоновские описания Парижа начала двадцатого века очень кинематографичны, а его язык весьма поэтичен. Моя любимая героиня – подельница Вальфиерно Джулия, красивая и находчивая американская карманница. Она умна и забавна, но также заставляет воспринимать её всерьез, поскольку не раз спасает других участников аферы. Мортон – хороший рассказчик, и он заставил меня гадать о развязке вплоть до самого конца.

o-o.jpegДженнифер С. Олдерсон «Портрет любовника» (The Lover’s Portrait)

Любительница заграничных поездок, писатель-путешественник из Сиэтла Дженнифер С. Олдерсон переехала в Амстердам во взрослом возрасте, чтобы изучать историю искусств. Её посвященный краже предмета искусства роман «Портрет любовника: искусствоведческий детектив» был опубликован в 2004 году. Я задаюсь вопросом, не основана ли эта история на биографии автора, поскольку главная героиня Олдерсон Зельда Ричардсон также является дерзкой и жизнерадостной студенткой с высокими моральными принципами, которая изучает историю искусств. А вот в чем сомнений нет, так это в том, что Зельда вляпывается в неприятную историю, когда пытается отыскать истину в паутине 70-летней давности, состоящей из украденных картин, шантажа и убийств. Основным местом действия романа становится вымышленная галерея возле небольшого канала, где два человека сходятся в борьбе за картину, некогда украденную нацистами. Один из претендентов – мошенник, готовый пойти на всё, чтобы получить полотно. Ореол тайны, окружающий картину и её загадочное происхождение, усиливается чарующей атмосферой современного Амстердама. В процессе чтения мне очень хотелось, чтобы Зельда и её обаятельный приятель Фредерик нашли способ для своей клиентки Риты Брауэр получить законное наследство.

Robert_B._Parker__Painted_Ladies.jpegРоберт Браун Паркер «Нарисованные дамы» ( Painted Ladies )

До своей безвременной кончины в 2010 году Роберт Браун Паркер, любимый читателями автор бестселлеров New York Times, успел опубликовать 38 романов с участием бостонского частного детектива Спенсера. 39-й роман Паркера «Нарисованные дамы» был издан посмертно. Это первая и последняя книга Паркера о похищении предмета искусства, и она рассказывает о краже картины гениального, но неизвестного голландского художника из вымышленного музея Хаммонда. Остроумный и утонченный Спенсер соглашается на свое последнее дело – проследить за ходом обмена украденной картины на выкуп за неё. Думаю, главная прелесть этого романа состоит в том, что он не пытается выглядеть чем-то большим, чем является. Как и в других романах Паркера о Спенсере, особое удовольствием мне доставляли шутливые стычки главного героя с полицией. Спенсер узнает, что его клиент, известный искусствовед доктор Антон Принс является не только женатым бабником, но также скрывает секреты о своем прошлом, и что нацистские кражи произведений искусства во время Второй мировой войны могут быть связаны со взломом в музее Хаммонда. Нацистская линия здесь особенно тревожна, потому что убийцы с татуировками, копирующими метки концлагеря, несколько раз покушаются на жизнь Спенсера. Описанная Паркером игра в «кошки-мышки» никогда не разочаровывает.

Кэрол Ориндж работает в сфере искусств уже более двадцати лет. Она начинала как научный редактор книг по искусству в Лондоне, а позже стала арт-дилером в Бостоне. Она также работала менеджером по рекламе, рассчитанной на Южную и Центральную Америку, в «Polaroid Corporation». Два года она прожила в Париже, изучая жизнь и творчество Жорж Санд. Её рассказ «Вкусные свидания» (Delicious Dates) был включен в антологию рассказов Уоррена Адлера 2010 года. В настоящее время она живет в Чикаго, неподалеку от семьи своей дочери. «Проницательный взгляд» (A Discerning Eye) – её дебютный роман.

Перевод: Count_in_Law
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: CrimeReads
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
36 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 2

серия книг Сильвы заинтересовала

Терпеть не могу про ограбления

Читайте также