28 августа 2020 г., 19:43

2K

Боль универсальна: что объединяет детективный жанр

40 понравилось 0 пока нет комментариев 4 добавить в избранное

От традиционных детективов до нуара и триллеров — наши любимые истории прошиты общей нитью боли

Автор: С. А. Косби (S. A. Cosby)

В интервью во время продвижения сингла со своего сольного альбома (боже, кто-нибудь ещё помнит альбомы? какой же я старый) рэпер Method Man прокомментировал название трека (Bring the Pain — Несу боль): «Я назвал его так потому, что все понимают боль».

Я считаю, что это истина. Однозначная. Аксиома. На самом деле, этот факт — основа моей писательской философии. Или, повторяя песню группы REM (ещё один исполнитель из моей бесславной юности): «Всем бывает больно».

Детектив как жанр часто представляют большим домом с множеством комнат. Козис (Cozies) — уютные детективы — это теплое, полное спокойствия убежище. Саспенс — тайные ходы. Бытовой детектив — спальня. «Крутые» детективы и нуар — гараж. Все они живут под одной крышей, но считаются совершенно разными поджанрами. Но на мой взгляд (а это, в конце концов, моя статья), их все объединяет всеобъемлющее, основообразующее восприятие человека самим собой — тщеславное, нездоровое, запутанное.

Боль, физическая или эмоциональная, является существенной частью повествования в целом. В историях дамы Агаты многие умные убийцы движимы чистым, неприкрытым желанием, но столь же многими руководят пережитые пренебрежение, оскорбления, разбитые сердца и ревность столь всеобъемлющая, что она заставляет благовоспитанных английских аристократов подложить отравы в сконы.

И наоборот: в романах Росса Макдональда эмоциональная боль льётся через край, неизбежно вплетаясь в сущность тайны и её раскрытия. Лью Арчер не первый детектив, выбравший четко психологический подход к раскрытию преступлений, но он определённо вывел этот подход в массы.

Если мы отважимся спуститься в гараж нашего детективного дома, мы найдём классику нуара, например, Убийца внутри меня . Этот роман насыщен безумием и социопатическими тенденциями, которые сами по себе — симптомы глубоко лежащей боли, агонии, которая высосала из Лу Форда человечность и превратила в существо, способное выразить своё истинное «Я» только через насилие. Герой Микки Спиллейна Майк Хаммер — ходячий котёл едва сдерживаемой ярости. Каждый раз, когда он кого-то бьёт, он признаётся, что разъедающая изнутри боль медленно пожирает его заживо.

Если мы вернёмся наверх в спальню, бытовые детективы — Девушка в поезде или классический Почтальон всегда звонит дважды — представляют нам совсем другой тип главного героя с внутренней проблемой. Такого героя, для которого боль и страдания стали такой же обыденной вещью, как дыхание и моргание. И как только они решают побороть бездействие, держащее их в постоянном состоянии страдания, их жизни меняются навсегда.

Если мы проскользнём в прохладную влажную темноту секретных ходов, то встретим саспенс-триллеры, давно потерянных внуков готического романа ужасов. Эти истории обычно вращаются вокруг главных героев, которые проходят через невообразимые физические и психологические муки, просто чтобы выйти из них другим человеком. Такие романы как Красный дракон , The First Deadly Sin (Первый смертный грех), или недавно вышедшие Меловой Человек и Jar of Hearts (Банка сердец) показывают нам, как герои доходят до предела, преодолевая физическую боль, в то же время заставляя нас смотреть на эмоциональные мучения, и порой мы увлекаемся этим наблюдением, иногда — против воли.

Детективы часто зависят от напряжения. Например, персонажа припёрли к стенке, и у него нет выбора (или он думает, что нет), кроме как стать соучастником в краже, похищении или вооружённом ограблении. Этот персонаж обычно сломлен, прогнулся под общество, считающее, что каждый должен за волосы вытаскивать себя из болота, даже если волос нет. Элмор Леонард , Честер Хаймз , Дональд Гойнс (Donald Goines) , Дэвид Гудис и другие авторы — барды нищих. Они возвышают экзистенциальный кризис своих персонажей, в то же время прочно удерживая их в сточной канаве.

Первое, что мы узнаем — боль. Жалящий жар плиты. Укус острого ножа. Это университет без вступительных экзаменов. Урок, который никогда не кончится. А детективы — учебники, по которым мы готовимся к бесконечному экзамену.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
40 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также