4 марта 2019 г., 21:29

9K

Женщины читают триллеры потому, что опасности не избежать

31 понравилось 19 комментариев 4 добавить в избранное

О талисманах, предостерегающих сказках и искуплении

Автор: Джессика Барри

Забавно читать триллеры, когда вы женщина. Именно женщины становятся жертвами актов насилия, совершенных с ужасающей жестокостью. Если их мертвые тела не обводят мелом, страдает разум. Женщины в триллерах должны быть убиты, зверски изнасилованы, запуганы или же им не доверяют, в них сомневаются, на их мнение не обращают внимания. Фишка в том, что мы не можем этим пресытиться. Я вот, например, не могу.

Почему мы так поступаем с собой? Почему мы вновь и вновь читаем вещи, которые, как мы знаем, потрясут нас до глубины души?

Разумеется, каждая женщина знает: опасность неизбежна. Мы живем в состоянии постоянного подсознательного страха за себя. Мы проверяем, нет ли кого под кроватью, прежде чем лечь (как в «Лютере»), идем по темной улице с зажатыми в руке на манер кастета ключами, выключенными наушниками, оглядываемся на тени, прячем глаза, убираем волосы за воротник. Это негласный кодекс мер безопасности, который изучает каждая молодая женщина, чтобы жить по нему всю оставшуюся жизнь. В триллерах знают этот кодекс, утверждают его и используют. Триллеры будто говорят нам: там, в тени, прячутся чудовища. Если ты не будешь осторожна, однажды они придут и за тобой.

Римляне призывали духов мертвых, чтобы защититься от живых. Каждый год во время фестиваля Лемурии глава семьи ходил босым и швырял на пол черные бобы в качестве подношения злым духам, которые могут причинить вред семье. Я не хочу сказать, что нам нужно возвращаться к разбрасыванию бобов, но то, что мы добровольно делаем с собой – в некотором смысле и есть триллер, причем особо жестокий. Видя свои самые сокровенные страхи записанными на страницах, щекоча себе нервы таким образом, мы будто бы вызываем их, чтобы защититься от них. И триллеры действуют как своего рода талисман: если мы прочитаем какую-нибудь жуть, она не придет.

Вероятно, мы их используем и в качестве предостережений. Совсем как фольклор, который предупреждал людей о таящейся опасности (привет, Красная Шапочка и Гензель и Гретель – дети, не заговаривайте в лесу с незнакомцами), триллеры предупреждают читателей об опасностях, скрывающихся в повседневной жизни. Если мы читаем или, учитывая популярность подкастов о настоящих преступлениях, слушаем достаточно внимательно, есть шанс, что мы сможем разобраться, что привело к гибели жертвы, и избежать её ошибок самим в будущем.

Триллеры могут предложить нам кое-что еще: искупление. В мужских триллерах это происходит по умолчанию – мы всегда знаем, что Джек Ричер победит, даже если ему для этого придется пройти через ад. Почему же мужские триллеры прославляют героя, в то время как женские наказывают и унижают?
Нет, не потому, что женщины садистки. Я подозреваю, что проблема глубже, и, к сожалению, корни её уходят в рассказы, которые мы читаем. Мужчины убивают. Женщины гибнут. Женщины страдают. Мужчины выживают.

Не обязательно должно быть именно так. Женщины тоже жаждут искупления: увидев триллер, в котором героиня выживает несмотря ни на что, они приходят в восторг. И такие сцены в кино не редкость: кто не радовался, когда Нив Кэмпбелл и Моника из «Друзей» замочили этого психопата в маске в «Крике»? Или когда Рипли победила, наконец, ксеноморфа в «Чужом»? А как насчет Линды Хэмилтон, проявившей себя в тюремной камере в «Терминаторе 2»?

Но прицел начинает смещаться. Загадочная героиня Лауры Липпман в «Солнечном ожоге» всегда сама несла ответственность за свою судьбу. Героини Гиллиан Флинн не всегда те, с кем бы вы хотели встретиться в баре за выпивкой, но, безусловно, они способны ориентироваться в трудных ситуациях, а в ряде случаев и провоцировать их. Хорошие или плохие, эти вымышленные женщины сложны, притягательны, умны, и они не могут не оставить своего следа в мире. Большинство читавших «Исчезнувшую» не смогут вспомнить имя главного героя, но все помнят потрясающую Эми.

В моем первом триллере, «Свободное падение», две женщины оказались в затруднительном положении. Молодая женщина попадает в авиакатастрофу и должна бежать, чтобы выжить, в то время как её мать на другом конце страны борется, доказывая, что её дочь жива и нуждается в помощи. На карту, по сути, поставлены жизни обеих женщин: единственный способ спасти друг друга – это спасти себя. С этими женщинами происходят жуткие вещи, но эта история не о жертвенности. Она о героизме.

И в историях, которые мы рассказываем друг другу, отражается наше желание увидеть кого-то на пределе, узнать, выживет ли он. Плохое не случается – или, по крайней мере, случается не только и не всегда – с женщинами. Женщины способны выживать, если случается плохое. Мы можем драться грязно, проливать кровь, зажечь спичку, которая спалит все кругом. Фактически, мы знаем, как победить страх, именно поэтому – потому, что привыкли с ним сосуществовать. Нами правят инстинкты самосохранения и желание спасти своих близких. Это тот вид трепета, который я хочу ощутить сильнее всего.

Переводчик: ne-ta-lady
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: СrimeReads
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
31 понравилось 4 добавить в избранное

Комментарии 19

Не представляю своей читательской жизни без триллеров

А вот "Исчезнувшая" абсолютно не понравилась

Всегда думала, что "Красная Шапочка" — это эротика, а не триллер))

Kukhareva_Svetlana, обоги, в каком месте это эротика? в пожирании бабушки? или в расчленении волка?))

moonmouse, Нет, нет, я имела ввиду не то обилие эротических фанфиков, которое... Я говорю о том стихотворении, которым заканчивается сказка.

Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам,
красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, -
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк! Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!

В детских книжках с картинками его обычно не печатают, но печатают в толстых сборниках сказок.

Kukhareva_Svetlana, любопытно, не встречала. а чьего авторства стих? ну или кому приписывают, Перро или братьям?

moonmouse, Шарлю Перро. Обычно мораль в виде стихов, которая прилагается ко всем сказкам, печатают лишь в сборниках. Например, в «Сказках матушки Гусыни»

Kukhareva_Svetlana, ха, у меня в детстве было издание с моралями, привыкла считать, что они общеизвестны)) По моему, У Перро чуть ли не все сказки, изначально эротические (на моем нынешнем, купленном из ностальгических чувств, томике " Сказок матушки Гусыни" недаром стоит пометка 18+ ))
Синяя борода хрестоматийный пример. Спящая красавица после пробуждения провела с принцем ночь (правда после венчания) и "спали они мало" а потом аж двое детей родилось.

А про сказку "Золушка или туфелька отороченная мехом" я читала гипотезу, что эта туфелька есть определенная часть женского тела и её потеря означает потерю девственности. По мне так это, немного уже чересчур, но двусмысленность есть и мне кажется, автор допустил ее сознательно.

Diaochan, а разве спящую красавицу в первоисточнике не спящую отымели? и дети родились у спящей. один из деток вместо груди палец пососал и заноза от прялки выскочила. я такой вариант помню)))

moonmouse, тоже такое читала, но не помню где. Если не ошибаюсь это более древний французский вариант. Перро же все таки творил в галантную эпоху да еще и в подарок "Ее королевскому высочеству"
У него без деталей. Принц просто периодически наведывается в замок к своей тайной жене и вот :

С принцессой он жил уже более двух лет, было у них двое детей


А скрывается он потому что его мать людоедка, может съесть внуков))

Diaochan, О_о "Туфелька, отороченная мехом", сломала мне мозг! Не знала про такое прочтение сказки.

Kukhareva_Svetlana, Суровое у меня было детство, да) Ну на самом то деле, я конечно не понимала ничего и всегда эти "стихи" пропускала.

О, там кстати, в " Ослиной шкуре" еще, принцесса убегает из дома, накануне свадьбы с собственным отцом.

Kukhareva_Svetlana, Вы помогли взглянуть на сказку под другим углом))))

Да, женщины вынуждены озираться по сторонам, и, наверное, триллеры нужны чтобы меньше бояться - вроде как увидела самый страшный сценарий развития или прочитала в книге - и успокоилась

Nedotroga401, Никогда так не смотрела на триллеры

Женщина читает триллеры, потому что любит психологические загадки

А как насчет Линды Хэмилтон, проявившей себя в тюремной камере в «Терминаторе 2»?

Не смотрели Терминатора?) Она там неистово качала пресс — pumping out pull ups in her prison cell in Terminator 2 like a total badass :)

Читайте также