3 декабря 2021 г., 14:26

4K

Как использовать пространство романа для повышения уровня саспенса

39 понравилось 0 пока нет комментариев 10 добавить в избранное

Иногда сеттинг – это сам по себе персонаж. Но как этого достигнуть?

Мы часто слышим эту фразу по отношению к различным книгам: «Сеттинг – словно сам по себе персонаж». Но может ли сеттинг действительно быть персонажем? В отличие от персонажа, у него нет мотивации, намерений или диалогов. Тем не менее мы снова и снова слышим это утверждение. Как же сеттинг становится настолько живым в воображении читателя, что мы объявляем его «самим по себе персонажем»?

В большинстве случаев сеттинг – он и есть сеттинг: место, где персонажи живут и получают жизненный опыт. Но он может быть больше, чем просто пассивным местом, где происходит действие. Физическая среда, естественная или созданная человеком, может глубоко влиять на направление истории и выбор, который делают персонажи. Возьмем среду, созданную человеком: персонажи могут быть в заточении в доме, дворце или тюрьме. В естественной среде на персонажей могут влиять суровый ландшафт и погода – ограничивать или расширять их выбор и даже отнимать жизнь.

Поместить повествование в природные условия – это хороший способ обеспечить влияние локации на сюжет и персонажей. В романе «Огненная буря» ( Firestorm ) Невады Барр  протагонистка Анна Пиджен остановилась в горах Сьерра-Невада. Там она борется со свирепым лесным пожаром, пламя которого пробивается сквозь крутые горы. Опасная местность препятствует раскрытию произошедшего убийства – особенно когда эту территорию настигает смертельный шторм. Будучи сотрудницей правоохранительных органов, Пиджен не может как обычно приступить к расследованию, ведь от распространения огня зависит, каким образом ей проводить исследование и в какой местности, какие инструменты и поддержка ей доступны. Барр проделала потрясающую работу, сделав сеттинг активной, постоянно меняющейся средой, которая сильно воздействует на персонажей.

Точно так же в атмосферном романе «Река духов»   Роберта Маккаммона  главный герой, детектив Мэтью Корбетт, в 1703 году должен отправиться вверх по отдаленной реке в Каролине. Болотистая местность, населенная змеями, аллигаторами и поселениями странных людей, живущих вне цивилизации, добавляет истории атмосферы и саспенса. Корбетт присоединяется к погоне за беглецом, разыскиваемым за убийство, но подозревает, что мужчина невиновен. До этого многие из расследований Корбетта проходили в шумном мегаполисе, Чарльз-Тауне. Переместив место действия в смертельно опасные болота, Маккаммон заставляет Корбетта ступить на незнакомую территорию. Природа, кишащая различными обитателями, влияет на восхождение Корбетта вверх по реке, а атаки аллигаторов и других коварных обитателей болот, с которыми он не привык иметь дело, замедляют его продвижение.

Локации, созданные людьми, тоже могут фигурировать в ходе рассказа. Специальный агент Пендергаст, протагонист многих жутких романов Дугласа Престона и Линкольна Чайлда , живет в особняке на Риверсайд-Драйв в Нью-Йорке. Это не обычный дом, в котором Пендергаст лишь ночует и обедает. В нем есть богатая библиотека, места, где можно посидеть и насладиться музыкой, а сам дом расположен над запутанными катакомбами из лабиринтов и странных коллекций артефактов. Этот дом является отражением самого Пендергаста – эксцентричного и любопытного – и, исследуя дом, мы исследуем и его. Он те только имеет богатую атмосферу, но и многократно вносит свой вклад в сюжет, ведь это идеальное место для побега и укрытия, для сцен погони и хранения странных вещей, которые потом фигурируют в сюжете.

Вспомните замок Дракулы , в котором Джонатан Харкер абсолютно отрезан от цивилизации. Он бродит по широким холлам и насквозь продуваемым комнатам в поисках выхода, но осознает, что находится в ловушке. Сам Дракула может просто спуститься по внешней стене замка, но Джонатан погиб бы при такой попытке. Замок становится его тюрьмой – с его ожившими коридорами и жуткими невестами, крадущимися по ним. Если бы Стокер  поместил Дракулу в более простое жилище, напряжение и суровые испытания Джонатана не достигли бы такого масштаба.

Локация, несомненно, влияет на персонажей «Сияния»   Стивена Кинга . Отель Оверлук, населенный призраками и полный зловещих намерений, безжалостно мучает семью, которой доверили уход за домом на время зимы.

Для большего эффекта писатели также могут использовать время, помещая место действия романа в исторически опасные места, бросающие герою вызов. Риз Боуэн в серии романов о Молли Мэрфи, частном детективе из Нью-Йорка 1900-х годов, извлекает из этого большую пользу. Молли, одинокой женщине-детективу, часто приходится осматривать опасные бандитские районы города, где женщинам не рады. Это создает трудности при ведении допросов и выслеживании подозреваемых, ведь Молли вынуждена красться по аллеям под покровом темноты, чтобы остаться незамеченной, или одеваться, как мальчишка, чтобы избежать непрошенного внимания.

Еще один способ увеличить уровень саспенса – это принять во внимание, какие инструменты и преимущества доступны персонажу в конкретной среде. Если невооруженный персонаж находится в дикой природе и должен защищать себя от вооруженных нападающих, он должен на скорую руку сделать оружие или ловушку из окружающих его вещей. Сцена, в которой человек сам залечивает свою рану или сломанную конечность, так как отрезан от цивилизации без телефонной связи и нуждается в медицинской помощи, может быть полна напряжения. Среда может или работать против персонажа, делая его испытания еще более суровыми, или предоставить удивительные преимущества, которые увеличат напряжение в сценах выживания или погони.

Я очень хотела перенести эту идею окружающей среды, сильно влияющей на персонажей, в мои собственные работы. В «Снежной буре белых медведей» (A Blizzard of Polar Bears), втором романе в моей серии триллеров, биолог и исследовательница дикой природы Алекс Картер получила работу: изучение уменьшающейся популяции белых медведей в Гудзоновом заливе. Оказавшись там, она путешествует на вертолете с маленькой командой над морскими льдами, опасно свесившись оттуда в поисках медведей и с винтовкой, начиненной транквилизаторами, в руках. Когда вертолет падает на холодное, широкое пространство из льда и к ней приближаются вооруженные люди, Алекс должна придумать, как ей использовать природную местность, чтобы ускользнуть от них, и создать ловушки, чтобы замедлить их и вывести из строя. Но с бурями и нулевой видимостью, а также с движущимся льдом и открытыми потоками воды, которые разверзаются внезапно и змеятся по местности, путь Алекс обратно в безопасность полон еще больших угроз, чем люди.

Включение богатого и атмосферного сеттинга в саспенс-роман позволяет писателям получить новый уровень острых ощущений, выходящий за рамки поворотов и махинаций самого сюжета. Мы можем оживить локацию в воображении читателя, испытать наших персонажей бурями, торнадо, опасными районами и запутанными замками, чтобы услышать эти заветные слова: «Сеттинг – сам по себе персонаж!»

Элис Хендерсон (Alice Henderson)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
39 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!

Читайте также