2 мая 2018 г., 22:22

4K

Почему в романах фэнтези столько еды?

53 понравилось 4 комментария 8 добавить в избранное

Со времен Толкина писатели наколдовывали в воображении читателей волшебные пиры

Автор: Anne Ewbank

Когда я почти достигла подросткового возраста, я поглощала один фантастический роман за другим. Однажды я застопорилась на описании еды. В романе Дианы Уинн Джонс Сказка о городе времени герои, путешественники во времени, едят угощение под названием масло-пирог. Это желтое мороженое на палочке, ледяное снаружи и расплавленное внутри, и описываемое как «маслянистое и сливочное ... с легким оттенком ириски и еще двадцатью другими не менее великолепными вкусами». Масло-пирог никогда не существовал, за исключением страниц книги Джонс и воображения читателей. Но это звучало вкусно.

В те дни интернет был достаточно новым явлением, поэтому я не могла раскопать десятки рецептов, которые разработали поклонники работ Джонс. Но даже когда я перешла от детских фантастических романов к тем, которые предназначены для взрослых, я заметила, что авторы последовательно включали в свои книги щедрые описания пищи. Это вызвало не только мой аппетит, но и мой интерес: почему писатели-фантасты так много пишут о еде?

Когда я упорно прочитала от начала до конца все фэнтези-книги Джонс, я поняла, что чудесный масло-пирог был исключением из правил. Вместо этого герои и героини часто ели знакомую пищу, даже когда они произносили заклинания и ездили на драконах. Страница за страницей счастливые персонажи пируют пирогами и элем. Другие персонажи получают только тушеное мясо, которое странно повсеместно. В своем сатирическом путеводителе по фантастической литературе, Пародийный путеводитель по Волшебной стране , Джонс шутит, что тушеное мясо «является основным продуктом питания в Волшебной Стране, так что будьте начеку. Вы можете ожидать, что вскоре будет омлет, стейк или запеченные бобы, но ничего из этого не появится».

картинка raccoon_without_cakes
Картина Данте Габриэля Россетти, Прозерпина, на которой изображена Персефона, королева подземного мира, с легендарным гранатом

Еда в фэнтези берет начало от ранних мифов и легенд, которые полны символической, зачастую угрожающей пищи. Греческая богиня Персефона съела шесть семян граната в подземном мире, чтобы проводить шесть месяцев в году с Аидом, богом смерти. Европейские сказки и стихи изобилуют мистическими феями или эльфами, использующими пищу для заманивания людей. В стихотворении «Безжалостная красавица», написанном в 1819 году романтическим поэтом Джоном Китсом , рыцарь влюбляется в фею, которая кормит его «сладкими зельями, медом пчелиным и медом на цветке». Но однажды рыцарь просыпается и оказывается брошенным и полусумасшедшим из-за того, что он потерял. В 1859 году поэт Кристина Россетти написала Базар гоблинов , о жутких, потусторонних существах, продающих фрукты, попробовав которые однажды, люди сходят с ума навсегда.

Троп опасной волшебной еды все еще существует в современном фэнтези, говорит Роберт Маслен. Маслен является профессором в Университете Глазго, где он основал одну из первых в мире магистерских степеней в области фантастики. Он приводит два современных примера: фильм «Лабиринт фавна» и роман Эллен Кашнер Томас Рифмач . Когда еда приводит к последствиям, это признак того, что «мы находимся в мире, где правила очень разные».

картинка raccoon_without_cakes
Эльфийский хлеб, как его описывал Дж. Р.Р. Толкин

Отец современного стиля фэнтези, Дж.Р.Р. Толкин , оказался под влиянием этой традиции. Будучи ребенком, он прочитал книги сказок Эндрю Лэнга , которые насчитывали 12 томов и были организованы по цвету: от красного до синего и от розового до коричневого.

На склонность Толкина неустанно писать о важном значении пищи также повлиял его болезненный опыт во время Первой мировой войны. Он служил офицером и был уверен, что умрет. Во Властелине колец видение Толкина идеальной деревни – земля вечеринок и грибов в избытке, которую, кажется, совсем не затронула война. В первой главе Хоббита описывается несмелый Бильбо Бэггинс, чью жизнь перевернул с ног на голову волшебник Гэндальф и отряд голодных гномов, напавших на его кладовку. «Мне красного винца», – просил Гэндальф. Гномы просят малиновое варенье, яблочный пирог, пирожки с фаршем, сыр, пирог со свининой, салат, пирожные, эль, кофе, яйца, холодного цыпленка и соленые огурчики. Несмотря на то, что Бильбо опустошил свой дом, чтобы накормить гномов, то, что у него есть вся эта еда – признак изобилия.

Другой знаменитый писатель-фантаст Второй мировой войны – Брайан Джейкс . Джейкс был известен своей серией детских фэнтези-книг Рэдволл . На протяжении 21 книги антропоморфизованные животные сражаются со злом и проводят пышные банкеты. Только на одной странице банкет включает в себя 12 видов салата, восемь видов хлеба, 10 напитков, «Свежие сливки, сладкие сливки, взбитые сливки, питьевые сливки, заварной крем» и гигантскую рыбу. В интервью Джейкс рассказывал, что выдуманная еда в его книгах объясняется его детскими фантазиями о еде в годы британского нормирования. Многие маленькие читатели наслаждались описаниями еды по похожей причине.

картинка raccoon_without_cakes
Весенние блюда из книги «Поваренная книга Аббатства Рэдволл»

Как выдающийся писатель фэнтези, Толкин своим фокусом на еду помог установить план для писателей-фантастов. Вездесущая кухня Средиземья и стиль описания еды Толкина также стали стандартом благодаря полезности для картины мира: еда очень хорошо работает при описании сцены.

И Толкин, и Джейкс дополнили свои миры историей, песнями, различными языками и диалектами. Согласно Маслену, еда – еще один способ заставить фэнтези выглядеть реальным. «Много фэнтези книг описывают другие миры, – говорит он. – Скажем, вы пишете фэнтези о параллельном мире. В этом случае вы хотите сделать книгу такой насыщенной, такой правдоподобной, такой понятной для любого читателя, насколько вы можете». Песни привлекают ухо, карты мира привлекают глаз, а описания еды привлекают желудок читателя.

Маслен верит, что еда – одна из отличительных черт фэнтези-литературы. Будь то масло-пирог или тушеное мясо, еда действует как якорь, в противовес книгам в жанре хоррор и серьезной литературе. Писатели-фантасты, говорит он, «не склонны вызывать только страх и ужас, но и удивление, изумление и восторг». Когда испытываешь читателей страхом и неизвестностью, еда «связывает их опыт с чем то, что они хорошо знают». Даже Игра престолов Джордж Р.Р. Мартина , которая славится разрывом многих фэнтези тропов и традиций, по-прежнему сохраняет необходимые подробные описания пищи (особенно супа).

картинка raccoon_without_cakes
Печенье лютотоволк из «Игры престолов»

Маслен предлагает пример из «Властелина колец», где Фродо и Сэм делят еду на границе с Мордором «прямо на краю худшего места в мире». Даже когда над ними нависает миссия по спасению мира, Сэм собирает лавровые листы и шалфей, чтобы потушить кролика. Среди красивого, заросшего пейзажа, это – краткий момент чуда перед тем, что Маслен называет «самым экстремальным примером незнакомого и ужасающего».

В неспокойное время, на грани бедствия, приготовление вкусной еды выглядит полностью органично. Еда в фэнтези имеет большое значение, и неудивительно, что существует уйма книг и блогов, посвященных тщательному воссозданию эльфийского хлеба и сдобных котелков. На этих выходных я в них закопаюсь. Где-то там, я знаю, есть рецепт масло-пирога, такого же чудесного, как я представляла себе 15 лет назад.

Переводчик
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: www.atlasobscura.com
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
53 понравилось 8 добавить в избранное

Комментарии 4

Хорошая статья, меня тоже всегда интересовала, почему в фэнтези все так вкусно описывается, аж слюнки текут)) Жаль только, что все "воссозданные рецепты" по сути фанатские теории, ведь настоящие рецепты в книгах встречаются крайне редко.

У меня другой насущный вопрос: почему столько много фэнтези на свете?

ponochka_1, Спрос рождает предложение. Если столько пишут, значит люди столько читают и требуют ещё

Война войной, а обед по расписанию.

Читайте также