Загадочная русская душа — 41 книга

Коллективная подборка книг
Загадочная русская душа

Предлагаю выработать коллективную позицию по вопросу феномена русской души. Какие литературные персонажи олицетворяют собою русский менталитет? На мой взгляд - ближе всех концептуально к этому понятию подошли двое авторов - Иван Гончаров и Максим Горький. Может и Лев Толстой, но у меня с ним сложные отношения. У Достоевского добавляю Алешу из "Униженных и оскорбленных", а не князя Мышкина и даже не Митю из "Братьев Карамазовых". Из современных Венедикт Ерофеев.

Комментарии приветствуются, а в части указания имен персонажей - они обязательны. Рискну добавить несколько персонажей от зарубежных авторов и, если вдруг кто-то поддержит, то оставляйте, пожалуйста, пояснения.

73 109 комментариев 44удалить из избранного

Шура Балаганов. Такой себе рубаха-парень, можно сказать, Иванушка-дурачок. Чисто по-русски не смог воспользоваться вдруг свалившимися на него деньгами.

antonrai 19 января 2015 г., 22:29

Понимаю, что не все женщины были русские, но хочется верить, что все-таки поступок жен декабристов вписывается в русский менталитет.

margo000 21 января 2015 г., 01:06

Комментарии

Ну что-то нечестно иностранных граждан сюда записывать, имхо.

Книги в комментариях предлагать или можно добавлять?

+1 19.01.15

Можно добавлять с комментариями

+1 19.01.15

Видимо решено, что их поведение так присуще русской душе. А я согласна с Вами. Это просто общечеловеческое такое, смотрю, даже больше общеженское страдающее.

+3 20.01.15

Общеженское - очень правильно. Но тупо искать русского по национальности не очень

+2 20.01.15

Согласна, что тупо. так же как и думать, что у России особенный путь).

Но не смотря на такие мысли, то в подборку всё равно добавила бы "Господа Головлёвы", но затрудняюсь остановиться на герое. там все как на подбор.

0 21.01.15

Да, мое любимое. Долго думал о нем и не стал добавлять Павла. На самом деле - Арина, формально не являясь русским духом, воплощает в себе дополнение к русскому духу. Именно такая жена нужна лежащему на печи Емеле. Она не даст ему пропасть

0 21.01.15

Шатов - "Бесы" (а как сделать пояснения рядом с книгой или это только автор подборки может сделать?)

0 19.01.15

Когда пишешь, предварительно сними галочку с «отображать анотацию»

-1 19.01.15

А вот я думаю, Максим Максимыч - нормальный такой доброжелательный русский мужик. С другой стороны, не знаю, можно ли назвать такую доброжелательную вменяемую нормальность присущей именно какому-то типу русских людей, или это просто какой-то общий тип. Но с этим всегда проблема.

0 19.01.15

К сожалению, читал в школе, поэтому на твое усмотрение. По этой же причине Пушкина не смог добавить. Шура Балаганов мне больше Митю Карамазова напоминает, выдаваемого Достоевским за русский дух. Незнайка - гораздо ближе к теме, но не наблюдаю с его стороны тоски, страданий, а практичность - не знаю, в капитализме он себя показал как хороший друг, но акционерное общество могло кинуть кого угодно.

-2 20.01.15

А чем по-вашему Митя Карамазов не загадочная русская душа?

0 20.01.15

Да, я так думал до того момента, как он деньги заныкал

0 20.01.15

но он же их заныкал не от скупости!

0 20.01.15

А в чем загадка-то. Человек получил образование, имел возможности, но остался все тем же простым и недалеким юношей. Простота хуже воровства. Не наблюдаю в нем ни смирения, ни тонкости душевной - все грубовато и слишком позитивно. А русский никогда бы не заныкал деньги, чтобы потом ходить и у женщин их клянчить

+1 21.01.15

Шатов вообще как-то стерся из памяти

-1 20.01.15

Срочно перечитай "Бесы" !!! Не ради Шатова, но хоть ради капитана Лебядкина:) А Лембке чего стоит, а Кармазинов!

+1 20.01.15

Этих террористов вообще плохо воспринимаю. Достоевский полез не туда, куда следовало

-2 20.01.15

Бедняга Лембке от террористов больше всех пострадал (исключая того же Шатова). А когда вообще Достоевский лез туда куда следовало бы? :)

0 20.01.15

Да нет, ты прав, конечно, только я перечитываю туда, куда душа тянется. А она тянется в сторону "Униженных и оскорбленных" и особенно "Подростка". Пин, Идиот и Братьев перечитал уже. "Бесы" подождут. Думаю, что сила Достоевского не политика, не философа, а именно литератора

0 20.01.15

Добавление Иисуса Христа в эту подборку основательно сносит крышу.

+7 20.01.15

Магомед был бы не в кассу

+1 20.01.15

А если серьезно, то смысл в том, что образ Иисуса наиболее близок именно русскому менталитету. Те же приоритеты, те же недостатки. Нетехнологичная форма мышления, например, спрятана за божественной ненадобностью технологий. Чудеса все эти от бога - хорошее тому отображение. Можно, конечно, предположить, что близок он именно потому, что сам формировал себе паству, но почему в таком разе именно в России. Думаю, что это совпадение. Трагическое или счастливое - с какой стороны подползать к этому

-2 20.01.15

Соглашусь в том, что шокирующее по форме иногда бывает дельным по существу. А дальше начинаются нюансы...

0 20.01.15

Каким бы не было дельным - писать длинное обоснование бессмысленно, ибо его если и прочтут, то не поймут

0 21.01.15

Добавила "Соборян" Лескова, герой - Савелий Туберозов

+2 20.01.15

Мысль хорошая, но бесполезная. Дух Лескова не воспримут люди

0 20.01.15

Голосование покажет. М.б. нелюди воспримут, если уж люди - нет.

+2 20.01.15

Ваша подборка - вам виднее.

0 20.01.15

Да, жираф большой

-3 20.01.15

Очень согласна и вполне воспринимаю дух Лескова, как русский.

+3 20.01.15

Мы, гусские, дгуг дгуга не обманываем

-3 20.01.15

По мне, так если не Лесков, тогда уж и вообще не понятно кто... Впрочем, это взгляд извне, как мне любезно напомнили.)

0 20.01.15

Добавила еще "Злоумышленника" и "Мертвые души".

0 20.01.15

Чехов - это про спор? Спасибо, никак после спектакля Калягина не мог вспомнить название. "Мертвые души" - слишком обще вы отмазались. Я тоже думал над этим произведением, но не рискнул обозначить конкретного персонажа

0 20.01.15

А я не отмазывалась, я очень люблю Гоголя и мне на самом деле кажется, что ему удалось описать яркие и узнаваемые русские типажи. "Ревизор" тоже подойдет, кстати.

0 20.01.15

Не подойдет. Произведение - безусловно, но мы конкретных героев ищем

-1 20.01.15

Ревизора читал раз десять. Единственное, что люблю у Гоголя. Нет там русского персонажа

-2 20.01.15

Хлестаков - не русский, а вот городничий и чиновники, имхо, очень натуральные, родные.

0 20.01.15

Это не дух русский, а чиновники. Никто так четко их не определил, как Салтыков-Щедрин. Но у него нет ни одного русского образа. В сказках, если только. да, спасибо. Добавлю сейчас

0 20.01.15

Можете и не говорить ничего, вы меня и так вдохновляете

-1 20.01.15

Не буду ничего говорить. Буду "молчаливым привидением".

+2 20.01.15

у вас в "загадочных русских душах" числятся одни мужики. странно! а, что вы скажете об Ольге Семёновне ("Душечке")?

+3 20.01.15

Да, мне уже ткнули в это. Ассоль, почему же. Я добавил. Но это все, да. Чехова не нашел. Пушкина добавьте, плиз. Русская душа она вообще женская

-1 20.01.15
Хабенский или, как его там, Фигушкин

вот уж не ожидала. по-моему Служкин - это ярко выраженный тенор из оперы "Лишние люди". Разве нет? да и Ассоль, честно говоря, весьма спорна.

0 20.01.15

Тоже так думаю про служкина, нл был уверен, что народ наплюсует

-1 20.01.15

У нас русский тот, кто много пьет и страдает. Образ Ассоль настолько яркий в своей мышиности, что я его не помню вообще. Пришел к нему методом от противного. Если рабаха–парень Грей наденет юбку, то станет тем самым дополнением, про которого стихи «есть женщины в русских селеньях». Соответственно стихи от имени русского духа

+2 20.01.15
У нас русский тот, кто много пьет и страдает

истина где-то рядом)поэтому, я не очень верю "Глянцевым парусам".

Соответственно стихи от имени русского духа

а вот это - ХОРОШО! ))

0 20.01.15

Некрасов, конечно, наиграл такие эмоции. Человек был довольно рассудочный. На наивный русский дух не тянул. Тоже, не без водочки этот стих написан был. То есть – не наиграл, а искренне переживал предварительно употребив

-1 20.01.15

Хорошо, кстати, что никто с «Хорошо» не вылез

-1 20.01.15

о чём вы? его читатели давно умерли )

0 20.01.15

Ваши заблуждения меня почему–то радуют. Здесь тонны восторженных отзывов о маяковском. Его любители и сечас притаились и следят за нами. Маяковского легко пародировать, ибо он поэт никудышний, поэтому никогда не могу удержаться от соблазна. В результате меня гонят, но и в мои темы не лезут

-2 20.01.15

ваш попсовый Фигушкин всех уделал. так нечестно!

+1 20.01.15

Почитайте мою рецензию на него. Сразу поймете какой он «мой»

-2 20.01.15

Душечку добавьте обязательно! Мой голос сразу за нее! Русская душа в чистом виде!

0 20.01.15

Про Соню Мармеладову думал изначально, но решил, что это очередной Алеша Карамазов. Помешало еще то, что если взять за основу русского духа у Достоевского Алешу из "Униженных и оскорбленных", то налицо разное отношение автора к одинаковым героям. Алешу он выставляет как откровенного урода, хотя, у того, безусловно, были свои плюсы, которые Достоевский не разглядел или не захотел разглядеть. Соню же он искренне любит - настолько, что приписал ей образ волшебницы. Совестливая проститутка - это такой дичайший бред, что не поддается описанию. Может, конечно, герои разнятся из-за пола, но такого уж трепетного отношения к женщине у Федора Михайловича не припоминаю

0 21.01.15

Левша))))) Какая откровенная неприкрытая лесть нации.

+2 20.01.15

сказка ложь, да в ней намек....

0 20.01.15

Да уж... Я тоже подумала: лестно так думать. Мне тоже хочется, но жизнь заставляет быть в большей степени реалисткой.

PS: Большое спасибо за интересную подборку! Пока поставила плюсы.
Попробую что-то добавить...

0 21.01.15

Мы с вами еще в прошлый раз установили, что если выдавать за реальное что-то и нереальное, то народ к этому тянется и оно становится более реальным

0 21.01.15

О Некрасове мы там выше говорим. Образ, конечно, верный, но выудить из поэмы конкретного героя не представляется возможным.
Жен декабристов я бы приписал не русскому менталитету, а французскому. И дело не в национальности, а в том, что именно французские гувернеры притащили парижскую коммуну в ума и сердца воспитанников, которые потом стали декабристами. У меня жена декабриста ассоциируется с тургеневской барышней, а это несколько другое - трудолюбие, верность, правильность. Русский же дух по природе иррационален, любит правила, но их не соблюдает и слушается жену.

-1 21.01.15

Я бы еще Женьку из "Ямы" Куприна сюда добавила бы.
И Онегина.

0 20.01.15

Яму не помню, читал в школе, естественно, добавляйте. У Пушкина я бы другой образ поискал, мне кажется Онегина он списал с себя

-1 20.01.15

Ну, тогда я бы Татьяну добавила от Пушкина... Достаточно загадочная мадам.

0 20.01.15

А по–моему они из одного муравейника. Если Онегин это Пушкин, то Татьяна это Гончарова

-1 20.01.15

Ну, хорошо))) Оставим Онегина в покое)

0 20.01.15

Это всего лишь мон мнение. Вы добавьте, если хотите, а люди решат

-1 20.01.15

да на кой он нужен! это же сер Байрон Энского уезда

+1 20.01.15

Согласен я с вами

-1 20.01.15

Нет, в общем и целом я действительно согласна с вашем мнением на счет Онегина.

0 20.01.15

Зиланов из "Подвига" Набокова?
Как аргумент:

Принадлежал он к числу тех русских людей, которые, проснувшись, первым делом натягивают штаны с болтающимися подтяжками, моют по утрам только лицо, шею да руки, — но зато отменно, — а еженедельную ванну рассматривают, как событие, сопряженное с некоторым риском. На своем веку он немало покатался, страстно занимался общественностью, мыслил жизнь в виде чередования съездов в различных городах, чудом спасся от советской смерти и всегда ходил с разбухшим портфелем: когда же кто-нибудь задумчиво говорил: “Как мне быть с этими книжками? — дождь”, — он молча, молниеносно и чрезвычайно ловко пеленал книжки в газетный лист, а, порывшись в портфеле, вынимал и веревочку, мгновенно крест на крест захватывал ею ладный пакет, на который незадачливый знакомый, с ноги на ногу, смотрел с суеверным умилением. “Нате, — говорил Зиланов и, поспешно простившись, уезжал — в Орел, в Кострому, в Париж, — и всегда налегке, с тремя чистыми носовыми платками в портфеле, и, сидя в вагоне, совершенно слепой к живописным местам, мимо которых, с доверчивым старанием потрафить, несся курьерский поезд, углублялся в чтение брошюры, изредка делая пометки на полях. Дивясь его невнимательности к пейзажам, к удобствам, к чистоте, Мартын вместе с тем уважал Зиланова за его какую-то прущую суховатую смелость и всякий раз, когда видел его, почему-то вспоминал, что этот, по внешности мало спортивный человек, играющий вероятно только на бильярде, да еще, пожалуй, в рюхи, спасся от большевиков по водосточной трубе и когда-то дрался на дуэли с октябристом Тучковым.
0 20.01.15

Добавьте, я не знаю Набокова. И не очень хочу его знать

-3 20.01.15

А. С. Пушкин "Капитанская дочка" Каждый по отдельности, начиная с Савельича и кончая Пугачевым. А уж когда все вместе, да в Белогорской крепости, захваченной бунтовщиками, да ввиду виселицы. Чувствую себя дома.
А уж Мария Ивановна, которая после встречи с царицей даже не "полюбопытствовала взглянуть на Петербург" и в тот же день вернулась в деревню. Кто может быть более русским? И ведь без надрывов - все "как Бог рассудит".

+2 20.01.15

Не помню со школы ничего. Помню, что понравилось. Это редко случалось. Прокомментируйте сами

-2 20.01.15

Оказывается, "Капитанскую дочку" уже внесли.
Есть замена (не равноценная) "Станционный смотритель" из повестей Белкина

0 20.01.15

Да, я не смог сам добавить Пушкина и попросил. Это хорошо, что его в принципе можно добавить. Со стихами было бы проще

-2 20.01.15

Я её тоже хотела добавить до того, как решила молчать.)

+2 20.01.15

На этом поле я много раз хотела замолчать. Но не выдерживаю, встреваю.
Искренность подкупает. За нее многое можно простить или полу простить.

0 20.01.15

Искренность? Очень интересный у вас взгляд.
Я сама человек суетный, потому и играю в эти игры. Это тоже искренность, но не та, что нужно.

0 20.01.15

Ничего интересного: старомодная наивность, только и всего.

0 20.01.15

Я не хотела вас обидеть. Просто это большая редкость - светлый взгляд.

0 20.01.15

Прощать - русское качество. Терпеть - христианское. А все вместе - женское

-2 21.01.15
  • 1
  • 2