Arlett

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 ноября 2014 г. 10:42

5K

4.5

Обещайте мне на рассвете или в любое другое время суток, воздержаться от осуждения. Обещайте. Не торопитесь с оценкой, с суждениями. Я тоже поначалу ворчала «поздний ребенок», «жертва материнских амбиций», «слепая любовь». Всё это я говорила. И сейчас этого стыжусь. Мое первоначальное раздражение быстро сменилось глубоким уважением и искренним восхищением.

«Мой сын станет французским посланником, кавалером ордена Почетного легиона, великим актером драмы, Ибсеном, Габриеле Д’Аннунцио. Он будет одеваться по-лондонски!» И это слова бедной эмигрантки, которая ходила по домам с комиссионным хламом, чтобы заработать на ужин. Ну не бред ли любящей до сумасшествия женщины? Все так и думали. А оказалось, что нет. Оказалось, что пророчество.
Книга о любви и о женщине, которая была бы смешной и нелепой, если бы не результат, если бы жизнь не показала, что она оказалась права. И я никогда не соглашусь, что Ромэн был несчастен, и что «прожил не свою жизнь». Мать дала ему выбор, направление, образование, силы, вдохновение. Она дала ему свою веру. Безусловную веру в него. Согласитесь, это важно. Да, ответственно, но это мощнейшая поддержка. Разве лучше доказывать всему миру, и родителям в том числе, что ты чего-то стоишь? Причем, нередко миру это доказать проще. Именно вера матери сделала Ромена тем, кем он стал. Для Ромена мать была опорой и музой, хранительницей и оберегом. Она вырастила не размазню, а мужчину, который доказывал ей свою любовь и признательность делом. Делом, а не словами – этими мыльными пузырями, но и на них часто бывают скупы. Её любовь была необъятной, но она была и требовательной. И благодаря этой требовательности и вере она вырастила такого сына, о котором мечтала. Она мечтала вырастить героя и торжественно вручить его второй своей большой любви – Франции. Сила её желания вместе с её невероятной целеустремленностью – это настоящий таран, повергающий в прах все преграды. Даже те, которые казались непреодолимыми.

Не хочу говорить здесь слово «самопожертвование». Слишком оно пафосное, слишком много в нем позы. (Хотя она ведь актриса и в душе всегда ей оставалась, так что многие её поступки этой самой позы не лишены) Да, жертвы были, но это была её внутренняя потребность. Просто мать только сыном и жила. Он был её смыслом. Великой любовью. Да, он был отравлен этой любовью. Великая любовь – это всегда великая потеря. Невосполнимая. Великая тоска. Великий удар. И зная конец жизни Гари, мне кажется, что он от него так и не оправился. Хотя боролся многие годы.

Гари открыл для меня новые глубины литературного таланта и новые уровни юмора. Он заставил меня хохотать. Он заставил меня плакать. Он любил океан. Его слог свеж и легок, как морской бриз. Читаешь, и хочется блаженно вдыхать полной грудью эту словесную благодать. Это неповторимое сочетание тонкого сарказма и мудрой грусти. Невозможно поверить, что это писал человек, долгие годы страдавший от депрессии. Хотя я часто слышала мнение, что самые грустные люди – это комики. Если его депрессия была так же глубока, как и его талант, тогда это просто бездна.

Комментарии

Её любовь была необъятной, но она была и требовательной. И благодаря этой требовательности и вере она вырастила такого сына, о котором мечтала.

От этих слов мурашки по коже.

+1 28.11.14

Возможно. :) Но тут как в анекдоте - есть нюансы )) Вот а "Пианистке" маман тоже мечту взращивала. Но методы, методы... Всё дело в них. Там ломали личность, здесь деликатно направляли.

+4 28.11.14

Но все равно же одержимость.
Т.е. смотри, ты же так построила фразу: получается, что именно так и сложились слова из ощущений от прочтения книги. Вся рецензия очень жестка несмотря на казалось бы попытку консенсуса, - огромное количество слов долженствования. При всей хорошести рецензии - мне ее было как-то некомфортно, что ли, читать.

+1 28.11.14

Так и есть. Только эта одержимость сыграла скорее во благо.

Вся рецензия очень жестка несмотря на казалось бы попытку консенсуса, - огромное количество слов долженствования.


Видимо потому, что для меня это книга о долге. Материнском и сыновьем (в данном случае), о том, как этот долг возможно реализовать. надо обметить, что для обоих этот долг не был тягостным. Потому что по любви.

При всей хорошести рецензии - мне ее было как-то некомфортно, что ли, читать.


Принимаю как комплимент. :) она и не должна была быть комфортной. Лично для меня и само чтение было не комфортным. Значит удалось это и на рецензию перенести. Гуд.

0 28.11.14

Ладно, почитаю и поспорим.)))

0 29.11.14

Нет, я бы сказала, не деликатно направляли, а вдохновенно! )) Она заражала своей идеей и своей энергией.

+2 28.11.14

Точно! Вдохновенно! Спасибо! :)

+1 28.11.14

На этой книге я бы сделала надпись:"ВНИМАНИЕ! НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ ЭТОТ ОПЫТ "

+2 28.11.14

Классно! ))))
Ах, какое искушение украсть эту фразу для рецки :)

+1 28.11.14

Да. Это мой убеждение. ) Ее (Нину, да?) нельзя оценивать привычными стандартами. У нее в груди горел неугасимый огонь и она хотела, чтобы ее мальчик был как Данко - лучший из музыкантов, или выдающийся художник, или тот, кто остановит Гитлера. Она и сама ведь была незаурядной личностью. Не важно, что она там говорила товаркам на рынке и соседкам по площадке (они тоже ведь "лезли под кожу"), важно, что в ней был этот неугасимый огонь. У вас есть такой огонь? Нет? Не судите.
Она сумела из заурядного в общем-то ребенка сделать выдающегося писателя, которого мы знаем и любим. И, главное, он ей благодарен. Как и многие его поклонники. ..

+2 28.11.14

Полностью разделяю Ваше мнение :)

или выдающийся художник

Кто угодно, только не художник. )) К ним у нее было предубеждение. Помните, как она прятала от него краски? :) Балет тоже отпал по понятным причинам, со скрипкой не сложилось. А вот с литературой в точку.

0 28.11.14

Арлетт, прекрасные строки, сильные, проникновенные, пугающие, вдохновляющие. У меня книга уже пару лет на полке, но до сих пор, до сих пор... как-то подсознательно чувствую, что очень непростое чтение, жду, когда всё сложится, откроется (у меня к ней). После твоего отзывы взялся бы тут же, но... опасаюсь, что вновь не в то время будет (в б-це я), а даже жаль, хочется... Но и взять от романа хочется всё, не упустить, не недооценить, Роман Гари не заслуживает такого

0 30.11.14

Мушик, ты абсолютно права, что ждешь нужного настроения для книги. Пусть часто на это уходит длительное время, но оно того стоит. Это кстати одна из причин, почему я пока решила завязать с мобами. по срокам приходится читать хорошие книги не по настроению, было обидно и за книгу и за себя, ведь в другое время наше общение могло сложится намного эффективнее :)
Поскорее возвращайся домой!

0 30.11.14

Я отчасти поэтому (+ не люблю обязательств по отношению к увлечениям и всему тому, что дОлжно приносить мне удовольствие) вообще ни а какие игры и мобы не включался.
Спасибо, Мариш! Поскорей после реаним. это вряд ли, но уж как будет :)
Вчера прочитал отзыв на "Баудолино" , и вот подхлестнуло меня, что я ведь до сих пор "Имя розы" не прочитал: хотел в бумаге, да человек, обещавший дать, пропал. Сегодня решил "ай, плюну на бумагу", тыкнулся в ридер - а там и закачанного-то нет. Вот блин! Злюсь теперь сильно. Пока попаду домой к ноуте и инету, запал снова перегорит, я же ветренный читака, мне все и сразу, а если в волну не успел - жди следующей))

0 30.11.14

Дочитываю эту книгу как раз и тоже думаю, что там все не так просто, как кажется. Отличная рецензия!

+1 01.12.14

Спасибо! :)

0 01.12.14

Ой, Мариночка.. Я всего две книги прочитала от Гари. Но, Господи, как же это было прекрасно.. Одну под псевдонимом, одну - под его собственным именем.
Как я его люблю....

Обещание на рассвете не читала. Про мать и сына глазами сына, да..
Ничего не буду рассуждать на эту тему. Я соглашаюсь с тобой. До сих пор я встречала только одну твердую точку зрения, исходящую из этой книги, - сломала, подломила.
А ты вот по-другому понимаешь. И я тоже по-другому.

0 01.12.14

Если будет настроение - почитай. Я не сомневаюсь, что книга если не понравится, то не оставит равнодушной - это уж точно!

0 01.12.14

Представляя масштабы личности автора, можно с уверенностью заявить, что часть он драматизировал, а основную часть - придумал. Но получилось красиво

+2 01.12.14

Может быть. Но даже если это и так, то он сделал это для нее. Что весьма впечатляет. :)

0 01.12.14

Само "обещание на рассвете", разумеется, придумано. Но образ мамы действительно давлел над ним всю жизнь, заставляя двигаться куда-то, сделав несчастным навсегда. Но нас, своих читателей, он облагодетельствовал

0 02.12.14

Неизвестно, был бы он счастливее при иных обстоятельствах. Извечный вопрос. Если бы мать его не вывезла во Францию, выжили бы они в принципе в те времена.

0 02.12.14

А, вы об этом. Жизненные обстоятельства - от них никуда не денешься. Я о психологии их взаимоотношений. На почве повального фрейдизма Гари хорошо удался чистейший и при этом очень реальный образ матери. Объяснил он, правда, свое трепетное отношение татарскими корнями. А мне видится в этом доминация его мамаши, причем пожизненная. "Письма после смерти" - своего рода выражение этого

0 02.12.14
Я о психологии их взаимоотношений.

В этом вопросе никто никогда не найдет правды. Зачастую, даже сами участники :) Я могу судить только о факте - прекрасной трепетной книге. И этого с меня вполне достаточно.

0 02.12.14

"Белая собака", если захотите еще Ромена Гари

0 02.12.14

А я вот Голубчика люблю и обожаю. Но не уверена, что тебе понравится, Мариночка. И в то же время очень интересно, что ты об этом скажешь :)

0 02.12.14

На гари у меня теперь большие планы. А "Голубчик" даже в бумаге есть. :) Почитаю!

+1 02.12.14

Ура!! И у меня в бумаге, я его сберегла. Я вообще уверена, что если прочитаю еще несколько книг от Гари, то он войдет в сонм Моих Любимых Писателей. Так что построю-ка я на него тоже планы, туда ему и дорога!! :D

0 02.12.14