Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 декабря 2012 г. 14:44

605

5

''Детство комика''
Пропасть одиночества – бездонна, в неё можно падать и падать всё детство, всю юность – всю жизнь. Бездонное одиночество в семье, в школе, на улице, среди людей – где угодно. На краю света, в маленьком шведском городке - где угодно. Откуда в ребенке взрастут побеги любви и преданности, если мир взрослых насквозь фальшив, лицемерен и в нем нет любви ни друг к другу, ни к детям, ни к кому и ни к чему? Нелюбовь. Родители орут друг на друга, не выносят друг друга, они не могут нормально сосуществовать вместе, единственное на что они способны – пить, плакать о загубленной жизни и не видеть рядом своих детей, которые медленно, но верно превращаются в моральных уродов, но, тем не менее, сохранять подобие семьи ради детей. Вы можете себе представить, что маленькой девочке дарят на день рождения хорошенького кролика, но тут же нарекают Пердышом и практически тут же все – родители и дети - мечтают, чтобы он побыстрее сдох!
Если в школе учителя не обращают внимания на то, что одни дети (покруче) избивают до полусмерти других детей (изгоев), если учительница во время уроков выходит тяпнуть сто грамм (ну жизнь у неё не удалась, так хоть беленькой себя порадовать). Они не видят детей, дети им не нужны. А что творят сами дети! Унижают, избивают, ненавидят. Есть крутые и изгои. Юха – изгой. Но хочет быть крутым и ради этого, чтобы его заметили, приняли он готов на предательство, на унижения. Но толку? В этом лицемерии живет весь городок, вся страна – так живут все. Юха пытается шутить, но зрители всегда уходят - и в школе, и позже, уже на взрослой сцене. Они всегда уходят, оставляя комика наедине с собой, с одиночеством и с совестью, которая кричит, шепчет, визжит и о том, как предавала Томаса, и том, как предавала Йенни. Три изгоя. Три искалеченные детские души. И это большая неправда, что комплексы и страхи уходят, когда дети вырастают. Не уходят. Они остаются, только трансформируются глубоко внутри, корни неуверенности и страха, прорастают всё глубже и глубже. Чудовищная в своей правдивости книга, которая кусает за сердце, царапает, вскрывает.
Если говорить о переводе, то в очередной раз переводчик порадовал, упомянув Билли Холлидей в мужском роде, в остальном, очень добротный и хороший первод.

Вторая повесть сборника ''Хочу домой'' оказалась ещё ближе. Очередная история одиночества, которое ищет кого-то с кем можно разделить жизнь, прильнуть, прислониться, банально налить чашку кофе и насыпать в тарелку хлопьев, хочет согреть и согреться. Все очень просто и ничего сверхъестественного, однако, на самом деле оказывается, что человек никому не нужен, не любим. Две сестры – Рут и Ракель. Рут – старшая, - у нее есть семья, очередная картинка лицемерного счастья и благополучия, лицемерного настолько, что старший сын уходит из теплого дома, чтобы жить практически в конуре, работать в доме престарелых и ненавидеть собственную мать, которую дети в глаза называют сучкой. Ракель – младшая, - одинока, нелюбима, брошена мужчиной, которому посвятила всю свою жизнь, забыв о самой себе. Одиночество младшей и семейная жизнь старшей – две противоположности, две степени одиночества, две женщины, чьи отношения опять же завязаны на ненависти и лицемерии, которое как замкнутое на самом себе пространство порождает новые и новые жизни очередной лжи. Но именно Ракель смогла разорвать этот круг, в последний момент решившись погрузиться в настоящее одиночество в котором Хочу халву ем, хочу пряники, а ты, тот кто меня не любит и привык вытирать ноги – иди отсюда.

Мне нужно было ограничиться только романом ''Детство комика'', но я не смогла прервать погружение в мир Гарделя. Ох, это скандинавское ледяное одиночество, как корка покрывающая души. У Юнаса Гарделя все практически безысходно, печально, но эта безысходность позволяет искать выходы вне книги.

Флэшмоб 2012, совет bigminipig . Инна, громадное спасибо! Это было стопроцентное попадание! Абсолютно ''моя'' книга, хотя пришлось её поискать в бумажном виде :)

Комментарии


Спасибо за интересный рассказ о книге и об авторе - не слышала до этого о них ничего.

но эта безысходность позволяет искать выходы вне книги


Это хорошо...
Я вот сейчас очень загружена всяким-разным, меньше читаю, отдалилась от сайта и стала острее видеть: не подменяют ли многие реальную жизнь чтением книг? Хорошо, если книга напоминает тебе о том, что все-таки жизнь - не на страницах, точнее не только на них. Что истинного себя стоит все же проявлять в своей реальной жизни.

Вот ведь, как ни странно, а теперь я порой стала думать: а не вредно ли слишком много читать?)))

Юль, это я скорей всего не в тему, но навеяло))


Рита, очень хорошее замечание о том, что многие подменяют реальную жизнь чтением книг, даже не столько чтением, сколько принимая за чистую монету то, что происходит на страницах книги, забывая одну очень важную вещь: книга - это результат труда одного человека, который что-то внутри себя пережил, передумал и рассказал о наболевшем. Но это опыт именно этого человека и чем талантливее и гениальнее писатель, тем о бОльших и важных вещах в жизни он рассказывает и они оказываются близки многим людям. Вопросы бытия, которые рассматриваются с разных точек зрения, то есть разными писателями. У Толстого своя, у Достоевского своя, у Томаса Манна своя. Важно не подменять собственную реальность чужими размышлениями и чужими эмоциями.
В детстве и юности литература что-то формирует внутри, особенно когда идет поиск себя и точек твоего личного отсчета, когда формируется личный вкус, который, кстати, со временем может меняться, а вот сейчас для меня литература больше развлечение: интеллектуальное, сердечное, развлекательное, эмоциональное и т.д. И чем талантливее автор тем это развлечение воздействует на бОльшее количество внутренних связей.

Мне кажется, что читать много не вредно, вредно не уметь отделять реальность от книжных историй, даже самых талантливых, но все равно книжных историй. Уметь из текста брать какие-то мысли и размышлять над ними, но(!) всё равно жизнь диктует порой другие условия и ты должен принимать решения сам, в этой жизни, а эти решения частенько отличаются от книжных )))
Как-то так. Потому что я сама очень часто думаю над этими вопросами )


Точно сказали:) Для меня тоже сейчас литература это больше развлечение, чаще скорее интеллектуальное, но иногда эмоциональное. Ну и способ поговорить с очень умным человеком. Ведь произведение - это по сути высказывание и каждый человек ведёт свой диалог с умными людьми.

Как у Платона литература и диалоги - гимнастика для ума и души.

А насчет подмены тоже верно. Произведение не жизнь, это опыт другого человека, который всегда интересен. Мной эскапизм неприемлем:)


Да! Ещё и как способ поговорить с очень умным человеком. Вообще, для меня сейчас чтение - это именно мой диалог с автором и чем умнее, гениальнее автор, тем содержательнее диалог. Сначала ты выслушиваешь (читаешь), а потом начинаешь возражать, исходя из своего жизненного опыта или, наоборот, соглашаться.
Но всё равно, сейчас чтение литературы - именно развлечение. И это здорово :)


И для меня самое лучшее развлечение!


Ну и ещё кино :) Хорошее, чтобы захватило эмоционально или интеллектуально или одновременно. ))


Да-да-да.
И я еще о том, что РЕАЛЬНОСТЬ должна быть в жизни человека обязательно!!!
Точнее, говоря современным языком - реал))
А то уж много у нас виртуального. Я теперь порой и чтение книг отношу сюда же, в альтернативу реалу...

Просто я переживаю, что у многих реальная жизнь становится все более и более скудной, а виртуальная - более значимой и ощутимой.


А я часто думаю, почему так получается, что виртуальная жизнь практически заменяет реальную? Неужели в реальности так мало интересного? Или проще уйти в выдуманный мир, чтобы не думать о реальности, которая бывает не сахар. Способ отвлечься.


Я вот сейчас очень загружена всяким-разным, меньше читаю, отдалилась от сайта и стала острее видеть: не подменяют ли многие реальную жизнь чтением книг?


Лучше всего об этом сказал Гессе в рассказе "Книжный человек". Для меня это постоянное напоминание:)


А что он сказал? Извините, некогда искать...((


Надо было сформулировать - сказал рассказом:) У Гессе этот рассказ и есть высказывание:) Там человек был настолько увлечён книгами, поиском себя, что в какой-то момент понял, что это всего лишь подмена реальной жизни виртуальной. Главное, чтобы поздно не было как героя Гессе:)


Даа, Гарделя непросто достать. Помнится видел довольно интересное интересное интервью Гарделя Александрову в цикле "Экология литературы. Северная глава". Мне тогда автор показался довольно интересным.


О! Вот за наводку на серию документальных фильмов спасибо громадное! Нашла, сейчас посмотрю.
Гардель личность очень и очень интересная, даже если судить по двум небольшим повестям. Его личный опыт, печальная безысходность и приговор родителям - я бы советовала почитать многим родителям, чтобы они на себя посмотрели со стороны.


Рада, что ты не согласилась на замену и не зря пришлось поискать :) С этой книги началась моя любовь к скандинавской прозе. Вот бы "Гору искушений" отыскать ещё, для полного счастья.
И хорошо, что сейчас прочитала, не хотела бы я, чтобы присоветованная мной книга "кусала тебе сердце" накануне Нового года :)


Причем, я купила книгу за какие-то смешные деньги - 100 рублей. Для редкой книги это очень дешево. Я чуть продавца не расцеловала, когда он мне книгу привез :)
А у меня к скандинавам любовь началась после Хёга и его ''Смиллы'', меня так сильно торкнуло это скандинавское одиночество, что я начала выискивать скандинавов. Вот у Гарделя одиночество очень близкое к одиночеству Хёга. Поэтому я так прониклась.
И вообще, спасибо громадное!


А я с Хёгом ещё не знакома совсем. Надо будет обязательно исключительно "скандинавский" список на будущий год составить=)


Хёг вообще у меня один из любимых писателей :)
Инна, а ещё кого можешь порекомендовать?


Хоть и люблю скандинавов, но прочитала пока не так много.
Таак, с Аксельссон ты уже знакома, смотрю. Можно ещё попробовать "Где ты теперь?"
Юхана Харстада
, тоже на тему одиночества. Потом Мари Хермансон "Тайны Ракушечного пляжа" - симпатичная трогательная история. И знакомство с Гарделем можно продолжить - "Вот так уходит день от нас, уходит безвозвратно". Мне ещё Ульф Старк нравится, в серии "Лучшая новая книжка" Самоката.


Спасибо!
Этих скандинавов пока не читала, а книжка Хермансон даже есть в бумажном виде, вообще нужно покопаться на полках - я одно время скупала эту серию ''Скандинавская линия'' и как хомяк в закрома прятала :)


Такие симпатичные издания эти у Флюида, я за Гарделем долго гонялась=))


очень приятные издания :) я скупила всю французскую линию и бОльшую часть скандинавской, а вот Гарделя придется опять искать :)


А, говорят, Скандинавия - рай. Так, врут поди... И как у них уживается с социальными программами вот это?

Если в школе учителя не обращают внимания на то, что одни дети (покруче) избивают до полусмерти других детей (изгоев), если учительница во время уроков выходит тяпнуть сто грамм (ну жизнь у неё не удалась, так хоть беленькой себя порадовать). Они не видят детей, дети им не нужны. А что творят сами дети! Унижают, избивают, ненавидят. Есть крутые и изгои.

Я читала, что Гардель, конечно, немного гиперболизировал проблему, но, если сопоставить книги скандинавов от Астрид Линдгрен ''Братья Львиное сердце'', до современных вещей ''Правда или последствия'' Анники Тор, ''Детство комика'' Гарделя, ''Впусти меня'' Линдквиста и так далее, то проблема ''крутых'' и ''изгоев'', Проблема равнодушия учителей прячется за фасадом благополучия. Это конечно чстные случаи, но однако же практически у каждого скандинава эта тема затрагивается.
И я не могу понять как все это уживается с соц.программами...


Эта тема затрагивается у очень многих скандинавов, потому что она больная. Потому что здесь ищут в какой-то степени золотую середину, как мне видится. При этом текущее положение дел в школах не сказать, чтобы ужас-ужас (а уж в сравнении с Россией и вообще неплохое), но это как средняя температура по больнице: не отменяет того, что бывают случаи, когда плохо и очень плохо. И эти вопиющие случаи очень акцентируются. ОЧЕНЬ. Именно для того, чтобы их решать на уровне общества и каждого человека. Это своего рода общественное саморегулирование. Если не скажешь громко о единичном случае, то через какое-то время он уже не будет единичным, поэтому тревогу нужно бить заранее, чтобы каждый понял и осознал свою личную ответственность.

При этом да, проблема моббинга в школах здесь существует. Проблема подростков, не желающих интегрироваться в общество, существует. Проблема подготовки Учителя (да-да, именно с большой буквы) существует. И выведены они в ранг национальных не потому, что присутствуют везде и всюду повсеместно (с моей колокольни того же моббинга здесь на порядок меньше, нежели во времена, когда я училась в советской школе), но потому, что повсеместно НЕ ДОЛЖНЫ присутствовать в школе. Ведутся поиски решений, причем на разных уровнях: от государственного до личного и семейного.

Социальные же программы в основном нацелены на помощь тем, кому уже сейчас плохо. Это помощь, а не решение проблемы. Хотя есть и программы, нацеленые на школу как таковую, на общий подход к обучению, на интеграцию детей в общество и роль школы в этом, опять же, на интеграцию "понаехавших" при сохранении национальной самоидентификации, на предотвращение того же моббинга. Но видимый эффект от них за пятилетку не получить.

Как-то так :)


Ого, какой ответ! Спасибо)))


Спасибо громадное за такой подробный комментарий!
Самое главное, что проблема затрагивается в книгах, как один из способов поиска решений и это очень хорошо, в отличие от России, где ''проблем нет'' )


Не за что совсем. Мне самой эта тема сейчас достаточно актуальна, мы много обсуждаем различия между шведской и финской школьными системами, поэтому вот вылилось в много букв %)

То, что подобные книги переводят на русский и они находят все больше читателей, вселяет надежду, что все больше людей смогут осознать, что проблема существует и в России и не должна замалчиваться. Вот ведь только что было у Кеслевского "Пока явление не описано,... невозможно осмыслить свое к нему отношение" :)


Мудрый Кесьлёвский! :)
Да, то, что переводят эти книги - это уже здорово, было бы ещё лучше, если бы их можно было обсуждать, собрав взрослых и подростков вместе. Надеюсь, что рано или поздно и мы сможем не позорно прятать голову в песок, а признать, что проблемы есть и нужно работать, искать пути решения проблем. Все ещё пока надеюсь :)