Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 декабря 2012 г. 14:44

609

5

''Детство комика''
Пропасть одиночества – бездонна, в неё можно падать и падать всё детство, всю юность – всю жизнь. Бездонное одиночество в семье, в школе, на улице, среди людей – где угодно. На краю света, в маленьком шведском городке - где угодно. Откуда в ребенке взрастут побеги любви и преданности, если мир взрослых насквозь фальшив, лицемерен и в нем нет любви ни друг к другу, ни к детям, ни к кому и ни к чему? Нелюбовь. Родители орут друг на друга, не выносят друг друга, они не могут нормально сосуществовать вместе, единственное на что они способны – пить, плакать о загубленной жизни и не видеть рядом своих детей, которые медленно, но верно превращаются в моральных уродов, но, тем не менее, сохранять подобие семьи ради детей. Вы можете себе представить, что маленькой девочке дарят на день рождения хорошенького кролика, но тут же нарекают Пердышом и практически тут же все – родители и дети - мечтают, чтобы он побыстрее сдох!
Если в школе учителя не обращают внимания на то, что одни дети (покруче) избивают до полусмерти других детей (изгоев), если учительница во время уроков выходит тяпнуть сто грамм (ну жизнь у неё не удалась, так хоть беленькой себя порадовать). Они не видят детей, дети им не нужны. А что творят сами дети! Унижают, избивают, ненавидят. Есть крутые и изгои. Юха – изгой. Но хочет быть крутым и ради этого, чтобы его заметили, приняли он готов на предательство, на унижения. Но толку? В этом лицемерии живет весь городок, вся страна – так живут все. Юха пытается шутить, но зрители всегда уходят - и в школе, и позже, уже на взрослой сцене. Они всегда уходят, оставляя комика наедине с собой, с одиночеством и с совестью, которая кричит, шепчет, визжит и о том, как предавала Томаса, и том, как предавала Йенни. Три изгоя. Три искалеченные детские души. И это большая неправда, что комплексы и страхи уходят, когда дети вырастают. Не уходят. Они остаются, только трансформируются глубоко внутри, корни неуверенности и страха, прорастают всё глубже и глубже. Чудовищная в своей правдивости книга, которая кусает за сердце, царапает, вскрывает.
Если говорить о переводе, то в очередной раз переводчик порадовал, упомянув Билли Холлидей в мужском роде, в остальном, очень добротный и хороший первод.

Вторая повесть сборника ''Хочу домой'' оказалась ещё ближе. Очередная история одиночества, которое ищет кого-то с кем можно разделить жизнь, прильнуть, прислониться, банально налить чашку кофе и насыпать в тарелку хлопьев, хочет согреть и согреться. Все очень просто и ничего сверхъестественного, однако, на самом деле оказывается, что человек никому не нужен, не любим. Две сестры – Рут и Ракель. Рут – старшая, - у нее есть семья, очередная картинка лицемерного счастья и благополучия, лицемерного настолько, что старший сын уходит из теплого дома, чтобы жить практически в конуре, работать в доме престарелых и ненавидеть собственную мать, которую дети в глаза называют сучкой. Ракель – младшая, - одинока, нелюбима, брошена мужчиной, которому посвятила всю свою жизнь, забыв о самой себе. Одиночество младшей и семейная жизнь старшей – две противоположности, две степени одиночества, две женщины, чьи отношения опять же завязаны на ненависти и лицемерии, которое как замкнутое на самом себе пространство порождает новые и новые жизни очередной лжи. Но именно Ракель смогла разорвать этот круг, в последний момент решившись погрузиться в настоящее одиночество в котором Хочу халву ем, хочу пряники, а ты, тот кто меня не любит и привык вытирать ноги – иди отсюда.

Мне нужно было ограничиться только романом ''Детство комика'', но я не смогла прервать погружение в мир Гарделя. Ох, это скандинавское ледяное одиночество, как корка покрывающая души. У Юнаса Гарделя все практически безысходно, печально, но эта безысходность позволяет искать выходы вне книги.

Флэшмоб 2012, совет bigminipig . Инна, громадное спасибо! Это было стопроцентное попадание! Абсолютно ''моя'' книга, хотя пришлось её поискать в бумажном виде :)

Ветка комментариев


Рита, очень хорошее замечание о том, что многие подменяют реальную жизнь чтением книг, даже не столько чтением, сколько принимая за чистую монету то, что происходит на страницах книги, забывая одну очень важную вещь: книга - это результат труда одного человека, который что-то внутри себя пережил, передумал и рассказал о наболевшем. Но это опыт именно этого человека и чем талантливее и гениальнее писатель, тем о бОльших и важных вещах в жизни он рассказывает и они оказываются близки многим людям. Вопросы бытия, которые рассматриваются с разных точек зрения, то есть разными писателями. У Толстого своя, у Достоевского своя, у Томаса Манна своя. Важно не подменять собственную реальность чужими размышлениями и чужими эмоциями.
В детстве и юности литература что-то формирует внутри, особенно когда идет поиск себя и точек твоего личного отсчета, когда формируется личный вкус, который, кстати, со временем может меняться, а вот сейчас для меня литература больше развлечение: интеллектуальное, сердечное, развлекательное, эмоциональное и т.д. И чем талантливее автор тем это развлечение воздействует на бОльшее количество внутренних связей.

Мне кажется, что читать много не вредно, вредно не уметь отделять реальность от книжных историй, даже самых талантливых, но все равно книжных историй. Уметь из текста брать какие-то мысли и размышлять над ними, но(!) всё равно жизнь диктует порой другие условия и ты должен принимать решения сам, в этой жизни, а эти решения частенько отличаются от книжных )))
Как-то так. Потому что я сама очень часто думаю над этими вопросами )


Точно сказали:) Для меня тоже сейчас литература это больше развлечение, чаще скорее интеллектуальное, но иногда эмоциональное. Ну и способ поговорить с очень умным человеком. Ведь произведение - это по сути высказывание и каждый человек ведёт свой диалог с умными людьми.

Как у Платона литература и диалоги - гимнастика для ума и души.

А насчет подмены тоже верно. Произведение не жизнь, это опыт другого человека, который всегда интересен. Мной эскапизм неприемлем:)


Да! Ещё и как способ поговорить с очень умным человеком. Вообще, для меня сейчас чтение - это именно мой диалог с автором и чем умнее, гениальнее автор, тем содержательнее диалог. Сначала ты выслушиваешь (читаешь), а потом начинаешь возражать, исходя из своего жизненного опыта или, наоборот, соглашаться.
Но всё равно, сейчас чтение литературы - именно развлечение. И это здорово :)


И для меня самое лучшее развлечение!


Ну и ещё кино :) Хорошее, чтобы захватило эмоционально или интеллектуально или одновременно. ))


Да-да-да.
И я еще о том, что РЕАЛЬНОСТЬ должна быть в жизни человека обязательно!!!
Точнее, говоря современным языком - реал))
А то уж много у нас виртуального. Я теперь порой и чтение книг отношу сюда же, в альтернативу реалу...

Просто я переживаю, что у многих реальная жизнь становится все более и более скудной, а виртуальная - более значимой и ощутимой.


А я часто думаю, почему так получается, что виртуальная жизнь практически заменяет реальную? Неужели в реальности так мало интересного? Или проще уйти в выдуманный мир, чтобы не думать о реальности, которая бывает не сахар. Способ отвлечься.