23 ноября 2011 г. 23:59
6K
2
Хм. Говорить про эту книгу будет нелегко, но я всё же скажу: как литературное произведение — очень слабо. Она утверждает, что к инвалидам надо относиться так же, как к остальным людям, поэтому и Гальего я рассматриваю как самого обычного писателя, не делая скидок на его физическое состояние. И писатель он плохой. Сейчас попробую объяснить, почему я считаю его совершенно неталантливым.
1. Его тема — богата, обширна, пронизана горечью. У него огромный опыт, он знает систему изнутри, он может описать всё и эмоционально, и придирчиво, как хирург, препарируя все несправедливости своего детства и детства таких же, как и он. Но он пишет скупо, обрывочно, цельная картинка не складывается, только разбросанные «плохие» моменты. Ни стержня, ни главной мысли кроме «Всё плохо, атата». Мы знаем, что с этим всё плохо и страшно, мы живём не в хрустальных дворцах, где нет информации, нужно что-то большее.
2. Это исповедь: злая, желчная, кипящая гневом и обидой, но слишком личная, как дневник, чёрный список, который каждый ведёт у себя в голове. Хорошие моменты Гальего просто игнорирует, прикрывает занавеской, не говорит ни слова. У него куча женщин, которые его любят и ухаживают за ним, но он пропускает и моменты знакомства, и ухаживания, и всё прочее хорошее — оставляя только моменты когда они вели себя не так, как ему хотелось, или расходились с ним. Всех людей, которые к нему относились хорошо он просто вычёркивает. Большинство людей он просто ненавидит.
3. Он бьёт на жалость, расчётливо и цинично. Не знаю, приятно ли ему осознавать, что большая часть литературного признания идёт к нему из-за его инвалидности. «Вот я сижу, бедный-несчастный, печатаю еле-еле одним ошибающимся пальцем, умирая от усталости после каждой половинки страницы». Так не сиди и не умирай! Надиктуй это всё кому-нибудь, тем более, что пару страниц назад ты утверждал, что тебе там кто-то помогает. А ещё ведь не каждому инвалиду удаётся вырваться за границу, заиметь личный компьютер, несколько любящих жён, детей... И после этого всё равно «Все кругом козлы и уроды».
4. Личность, которая вырисовывается на страниц его произведения, лично мне жутко неприятна. Какой смысл наезжать на собственную дочку и стараться сделать ей плохо только потому, что у тебя в детстве было плохо? Не будешь кормить её досыта, чтобы отомстить за себя в детстве? Бред какой-то. Я понимаю, что от такой жизни, как у него, сахарным пряником не станешь. Но гордиться этим и выставлять напоказ...
Итог. Это тема, которую нужно знать, на которую следует обращать внимание и посредством литературы тоже. И доверять это ознакомление «человеку изнутри» — дело правильное и нужное. Однако Гальего вызывает отторжение. Это не литература, лучше бы он нашёл талантливого журналиста и оформил это как публицистическое произведение, авось журналист ещё бы и подогнал вопросов и тем, с которыми читателю действительно полезно будет ознакомиться. А так я искренне считаю, что он едет по литературной тропе только за счёт инвалидного кресла и грустного взгляда, потому что кого выберет комиссия премии — вон того пышущего здоровьем бородача, который успешно работает и ваяет по толстому роману в год, или это измученное жизнью человеческое создание, набравшее текст пары крохотных книжечек через страдания и боль?
Комментарии
Ну да, сейчас все в порядке, просто с одной стороны косвенное подтверждение выстраданности мобильно ограниченных граждан, с другой - злой рок за, наверное, приукрашивание Темной Стороны, которая в этом не особо нуждается.
Одно время, кстати, еще и Кандидат на выбраковку активно раскручивался...но как-то с опаской люди все-таки относятся и к самим авторам, и к темам, которые, наверное, никто особенно не хочет увидеть поднятыми.
А мне кажется, наоборот, такие темы хочется увидеть поднятыми. Ну, вот мне хочется, я поэтому за книжку и взялась. Другое дело, что выбор не очень большой.
Хм. Спасибо за наводку. Я вечно пропускаю всё раскручивание и не знаю, что о чём.
Получилось так: Гальего ругал-ругал Отечество и превозносил забугорное отношение к инвалидам, а в итоге пострадал именно из-за ситуации за границей, связанной с людьми с ограниченными возможностями.
Ой, а прочитайте. Там всего ничего объём, а взгляд "коллеги" на творчество будет более объективным. Я в этом понимаю слабо, у меня нет ни близких знакомых инвалидов, ни инвалидов от рождения в семье. От этого и при чтении и при написании рецензии возникала какая-то неловкость.
Я как раз сейчас после написания прочитала пару интервью с ним: он действительно опасается, судя по ним, что его признают только из жалости, может, я и ошибаюсь и чересчур придираюсь.
''да не согласный я''(c) :)))
Не знаю, у меня во время чтения не возникло ощущения, что он ''давит на жалость''. Самое страшное, что это правда. На тему инвалидов у нас с советских времен - табу. Не было в стране советов инвалидов, не имели права иметь. Мы ж вооружались и должны были быть сильнее. А то, что с инвалидами вытворяли в детдомах страшно себе представить. Если за границей он (Гальего) смог сказать ''I go'', то у нас в стране он бы никогда этого не сказал. И вполне понятна его боль и злость. И понятно, что в своей злости и желчности он иногда перегибает палку, но, возможно, кого-то эта книга заденет и кто-то хоть что-нибудь сделает для инвалидов или осознает, что
инвалиды тоже люди...Вот :))
Самое ужасное, что и сейчас ситуация ничуть не лучше, чем была тогда, увы...
Но мне больше нравятся ''Встань и иди'' Эрве Базена и Я умею прыгать через лужи Алана Маршалла.
Я поняла. На мой взгляд, если бы не пресловутый Букер в разделе ''Художественная литература'' (любят у нас крайности, любят, при чем сами не отдают себе отчет в том, что дать Букер Гальего - крайность), то книга воспринималась бы иначе. Я бы её ''раскрутила'' именно как публицистику о советских детдомах. Взгляд ''одного из''...
У Гальего просто нет проблеска надежды, хотя сам он на сегодняшний день весьма успешен.
Честно говоря, я тоже давно хочу почитать книгу, мне кажется, что я смогу понять в чем-то его, потому что нахожусь на одной стороне с автором. Мне всегда интересно было Как чувствуют разные люди этот жестокий мир - так же, как и я ил нет? Ваш не очень положительный отзыв только подогрел мой интерес. Раньше я читала только положительные отзывы на книжку. И мне казалось, что найду с ним что-то общее. Ваш отзыв немножко поколебал мое мнение. Буду ждать, когда смогу выкроить время, спасибо за рецензию!
возможно, я что-то пропустила, но мне показалось, что книга и не позиционировалась как худлит. но и до хорошей публицистики, конечно, тоже не дотягивает. я к этой книге отношусь просто как к мнению, которое в некотором смысле ценно само по себе.
но в целом согласна с тобой. у меня тоже возникали такие мыслишки: вот у него вроде бы семья, дом и даже компьютер — а сколько, скажем, его же товарищей из детдома имеют сейчас такую же возможность написать мемуары, даже если бы захотели?
Яра! Доброго времени суток! Простите, может быть и не в тему, но давно хотел у Вас спросить: Вы, действительно, талатнливый и яркий автор рецензий, который с первых строчек держит внимание Вашего читателя в напряжении, граничащего с каким-то необъяснимым интересом, а что же будет дальше то? Или это только я с таким энтузиазмом встречаю каждую Вашу новую рецензию, как праздник ума, хорошего вкуса и...определенной душевной чистоты. Подкупающий букет, правда? Не, я серьёзно, только ли я так реагирую на Ваши рецензии?))) Или же у Вас уже есть армия поклонников?) Спасибо за ответ)
Ах, опять вы меня мучаете и краснеть заставляете?
а что же будет дальше то?
Дальше будет неизбежное "А вот теперь TibetanFox совсем уже не тот..."
Не, я серьёзно, только ли я так реагирую на Ваши рецензии?
Так бурно — да.
Или же у Вас уже есть армия поклонников?
Нету. Если бы у меня была собственная армия, то я бы уже давно захватила мир.
Ох, вы озвучили как раз именно те мысли и чувства, которые я испытала после прочтения.Практически дословно. Я долго ломала голову, думая над тем, как написать подобную рецензию, чтобы никого не задеть, чтобы в мой адрес не полетели обвиняющие камни. И все-таки струсила, не смогла.
Если бы могла, плюсанула бы вашу рецензию раз сто, уж очень я поддерживаю каждый пункт.
П.С. А уж как меня покоробил этот отрывок про дочку. Я тоже никак не могла понять, как можно упрекать своего ребенка за естественное желание покушать. Разве не нужно желать и пытаться дать детям того, что сам бы хотел в пору детства?
А эти женщины, его жены. Разве не нужно иметь гору мужества, чтобы, наплевав на все, связать свою жизнь с человеком с ограниченными возможностями. А эти моменты так мельком пройдены, будто это сущая мелочь.
Захотелось высказаться по поводу "отцов и детей". Вы знаете, есть родители, которые считают, сколько картошки съел их ребенок, и сколько не доел, в свое время, сам родитель. Разные есть люди, и вот к такому типу "подсчетчиков" того, живет ли их дитя лучше, чем жили они сами, относятся люди инфантильные, в чем-то эгоистичные, не повзрослевшие, не умеющие порадоваться за то, что у ребенка их есть больше, чем было у них когда-то. Потому что собственное "я" на первом месте. И эта некая инфантильность сквозит по всей книге. Автор действительно был обделен во всем, в чем только можно обделить человека, и не сумел пережить, возвысится что-ли над этой обидой. Он в ней живет. Отсюда сравнения, быть может, даже неосознанные - а у моей дочки картошки вдоволь, а в того руки, а у этого мама...
На мой взгляд, книга не заслуживает такой разгромной рецензии. Уже одно то, что она заставляет задуматься над проблемой инвалидности человечности в России, искупает перечисленные вами недостатки. Что касается премий, то, полагаю, помимо художественной ценности, учитывается и какой-то определенный месседж, вложенный в произведение. Для меня не важно, получил автор премию или нет, но если книга оставляет след в душе, то она стоит того, чтобы ее прочитали. Считаю, эту книжку надо прочитать всем. Кому-то она не понравится, но прочитать надо!
Увы, у меня она ни оставила хорошего следа в душе, ни заставила задуматься над проблемой человечности.
Думаю, большой перевес именно хороших рецензий на Гальего позволит каждому решить самому, стоит ли ему читать или нет.
А вообще, у меня так было дело: я прочитала некогда широко разрекламированную книжку "Три чашки чая" Грега Мортенсона (могу коверкать фамилию, лень искать). Дрянь-человек, лжец, хапуга и просто лицемер. Но книга у него профессиональными стараниями команды вышла хорошая, после неё хочется пойти и сделать что-то разумное, доброе, вечное. А после "Белого на чёрном" мне не захотелось сделать ничего хорошего, потому что Гальего ясно показывает, что ему пофиг на всё хорошее, что ему сделают отдельные личности, он этого не вспомнит, да ещё и какашками закидает, потому что все ему кругом должны.
Осталось то же ощущение, к сожалению. Хотя книга и не прошла стороной. Но желчи у автора через край. С одной стороны, неудивительно, в тех условиях, которые создала ему судьба, можно понять человека, но из-за этой недоброты автора книга кажется пустой что-ли.. какой-то неполноценной. Сложно судить не побывав (слава Богу) в шкуре этого несчастного человека. Но ведь, если посмотреть на ситуацию под другим углом, ему жизнь дала в тысячу раз больше, чем тем же Васькам-Серегам, которые так и умерли в доме престарелых, которые так и не наелись досыта, не имеют возможности видеть небо, которые не обрели, в конечном итоге, своих матерей, не стали писателями, не побывали в Сан-Франциско. У них не было электро- колясок, не было жен, детей, не было жизни в Праге, где сейчас обитает автор. И, тем не менее, кажется, что они жизнь любили в разы больше него. Вот это ужасно. Он пишет о том, что не побывает на вершине Эвереста и не будет у него возможности выйти в открытый космос, забывая о том, что абсолютное большинство тех, с кем прошло его детство и юность, и мечтать не смеют о том, что сейчас есть у него. От того складывается впечатление, что человек это неблагодарный, неспособный быть счастливым, видящий только черное, кстати, любимый цвет автора. Хотя, очевидно, сам он видит ситуацию с точки зрения "после всего того дерьма, в котором меня повозила жизнь, ничем ей уже меня не задобрить". Очень жаль близких этого человека. И не потому, что им приходится обслуживать его - нет сомнений, именно так бы воспринял эту жалость Гальего. Жаль, потому что жить им приходится с таким мрачным, не способным быть благодарным за хорошее, человеком. Тяжко им, наверное.
НЕ знаю, я, очевидно, ничего не понимаю в литературе, потому как любитель исключительно, и в публицистике тоже не разбирающийся, по факту. Специальность моя иная. Но книгу эту книгой назову. Причем с Большой буквы. А форма она меняется, здесь нет статичности. Форма и приемы его, вероятно не стандартны. Но иначе его боль и не донести. Вот Достоевский писал путано, много повторялся, много раз делал отступления, много раз приводил свое мироощущение, но его работы - сегодня классика. Не хочу утверждать, что Гальего станет классикой, более того, сомневаюсь, но к худлиту все же его отношу. Что же касается ситуации с дочерью.... Гальего просто честно сознается, что эмоции родителя бывают разные. Я все детство отчаянно утверждала, что вырасту и НИ ЗА ЧТО не буду так воспитывать детей, как моя мама. А что во факту? НЕ так, но и ушла не далеко. Правда, всякий раз, как я становлюсь похожа на маму в своем родительском поведении, я чувствую себя особенно гадко, но принимать это не собираюсь. Человек растет и развивается, я в это верю.
Яр, я понимаю твою точку зрения. И пусть не принимаю, но могу сказать, что книга очень ситуативна. Ее восприятие зиждется на структуре личности принимающего. Это не хорошо и не плохо, это по-разному. Ты и сама, думаю, это понимаешь.
К слову, в своей рецензии, я сразу оговорилась, что
нужно ли хоть что-то говорить о художественной ценности книги?! Нужно? А ведь Рубену в свое время сказали, что так не пишут. А пишут еще и не так. НЕПРАВИЛЬНО! НЕПРАВИЛЬНО, что в нашей стране человеку НАДО прожить, пережить СТОЛЬКО всего, чтобы ТАК написать об ЭТОМ! НЕПРАВИЛЬНО!
За оценку я не борюсь, не думаю, что автору или книге от этого что-то будет, как и мне. Но почти впервые не смогла промолчать в комментариях.
И не говори! Как хорошо, что есть ТЫ, которая вот так по полочкам разложит и пояснит автору, где та щелка, куда уходят его энергия, которая могла принести его книге дивиденды в виде более полной аудитории! И как хорошо, что есть Я, которая так восторженно и с оцепенением читала его выстраданные строки, абсолютно не думаю о форме и даже логике содержания, в чистом виде захлебываясь эмоциями))))
А книжка из Йошкар-Олы такая путешественница)))) Мне же ее мальчик на букривере подарил, наш местный. Увы, он мало меняется. А потом я ее тебе послала. так что сплошные путешествия у нее, и они продолжатся))))
Я не на стороне автора - книга мне не очень по душе, - но Вы вот так просто и легко бросаете обвинения-вызовы в его сторону, что я вдруг подумал (без вопроса, так что Ваш ответ не нужен): Вы же переживали в своей жизни хоть что-нибудь беспощадное, многогранное, многосмысленное, если позволите, болезненное, отчаянное, безысходное... пусть не так, как автор, и не то, но, может, хоть неразделенную любовь, что ли... Так вот, если б Вы теперь попробовали передать на бумаге то своё состояние, все разнополюсные чувства в одну единицу времени, мысли, мечтания, страхи, боль, отчаяние - вышло б у Вас хоть что-то, напоминающее правду? А этот человек пишет не просто пережив некую страшную и горчайшую историю, а всё ещё пребывая в ней и обреченный пребывать в ней до самой смерти... Вы меня понимаете. Я думаю, что это очень трудно - писать о себе и быть не предвзятым, подавать читателю и светлые стороны, и тёмные, таким образом потакая читательскому навязчивому желанию быть развлекаемым, при том, что жизнь пишущего - почти отчаяние.
Моя точка видения. Спасибо за внимание.
Что ж Вы так язвительны, мадам? Я высказался, человек высказался, зачем же замечания Вашего рода?
Я, кстати, использовал ярлык "не вопрос" не с целью оскорбить Вас, дорогой автор рецензии на книгу "Белое на черном", а всего лишь не осмеливаясь затруднять Вас необходимостью представить себя в той ситуации, которую дальше описал (неразделенная любовь) и как-то реагировать. Мы не гордые, девушка, любой Ваш ответ на мой первый комментарий я "скушаю" с удовольствием, не стоит думать, будто я так обеспокоен тем, что Вы можете в нём написать, что заранее побеспокоился об удобной своей позиции :)
Ну вы и тиран. Ответ на вопрос не нужен, замечания на комментарии не нужны. Хоть пытайте меня, но на подписку о невыезде я не соглашусь.
А на все ваши комментарии и замечания есть ответ в самом начале других комментариев (про то, что будь это публицистикой, которая и подходит для выплёскивания страшного "это", то это были бы честные четыре звёздочки).
- 1
- 2
Немного оффпост - печальней всего то, что Гальего сам пострадал спустя почти 10 лет с выхода романа...и сейчас является инвалидом с непонятными пока что для здоровья и творческого пути перспективами.