Больше рецензий

23 ноября 2011 г. 23:59

6K

2

Хм. Говорить про эту книгу будет нелегко, но я всё же скажу: как литературное произведение — очень слабо. Она утверждает, что к инвалидам надо относиться так же, как к остальным людям, поэтому и Гальего я рассматриваю как самого обычного писателя, не делая скидок на его физическое состояние. И писатель он плохой. Сейчас попробую объяснить, почему я считаю его совершенно неталантливым.

1. Его тема — богата, обширна, пронизана горечью. У него огромный опыт, он знает систему изнутри, он может описать всё и эмоционально, и придирчиво, как хирург, препарируя все несправедливости своего детства и детства таких же, как и он. Но он пишет скупо, обрывочно, цельная картинка не складывается, только разбросанные «плохие» моменты. Ни стержня, ни главной мысли кроме «Всё плохо, атата». Мы знаем, что с этим всё плохо и страшно, мы живём не в хрустальных дворцах, где нет информации, нужно что-то большее.

2. Это исповедь: злая, желчная, кипящая гневом и обидой, но слишком личная, как дневник, чёрный список, который каждый ведёт у себя в голове. Хорошие моменты Гальего просто игнорирует, прикрывает занавеской, не говорит ни слова. У него куча женщин, которые его любят и ухаживают за ним, но он пропускает и моменты знакомства, и ухаживания, и всё прочее хорошее — оставляя только моменты когда они вели себя не так, как ему хотелось, или расходились с ним. Всех людей, которые к нему относились хорошо он просто вычёркивает. Большинство людей он просто ненавидит.

3. Он бьёт на жалость, расчётливо и цинично. Не знаю, приятно ли ему осознавать, что большая часть литературного признания идёт к нему из-за его инвалидности. «Вот я сижу, бедный-несчастный, печатаю еле-еле одним ошибающимся пальцем, умирая от усталости после каждой половинки страницы». Так не сиди и не умирай! Надиктуй это всё кому-нибудь, тем более, что пару страниц назад ты утверждал, что тебе там кто-то помогает. А ещё ведь не каждому инвалиду удаётся вырваться за границу, заиметь личный компьютер, несколько любящих жён, детей... И после этого всё равно «Все кругом козлы и уроды».

4. Личность, которая вырисовывается на страниц его произведения, лично мне жутко неприятна. Какой смысл наезжать на собственную дочку и стараться сделать ей плохо только потому, что у тебя в детстве было плохо? Не будешь кормить её досыта, чтобы отомстить за себя в детстве? Бред какой-то. Я понимаю, что от такой жизни, как у него, сахарным пряником не станешь. Но гордиться этим и выставлять напоказ...

Итог. Это тема, которую нужно знать, на которую следует обращать внимание и посредством литературы тоже. И доверять это ознакомление «человеку изнутри» — дело правильное и нужное. Однако Гальего вызывает отторжение. Это не литература, лучше бы он нашёл талантливого журналиста и оформил это как публицистическое произведение, авось журналист ещё бы и подогнал вопросов и тем, с которыми читателю действительно полезно будет ознакомиться. А так я искренне считаю, что он едет по литературной тропе только за счёт инвалидного кресла и грустного взгляда, потому что кого выберет комиссия премии — вон того пышущего здоровьем бородача, который успешно работает и ваяет по толстому роману в год, или это измученное жизнью человеческое создание, набравшее текст пары крохотных книжечек через страдания и боль?

Ветка комментариев


На мой взгляд, книга не заслуживает такой разгромной рецензии. Уже одно то, что она заставляет задуматься над проблемой инвалидности человечности в России, искупает перечисленные вами недостатки. Что касается премий, то, полагаю, помимо художественной ценности, учитывается и какой-то определенный месседж, вложенный в произведение. Для меня не важно, получил автор премию или нет, но если книга оставляет след в душе, то она стоит того, чтобы ее прочитали. Считаю, эту книжку надо прочитать всем. Кому-то она не понравится, но прочитать надо!


Увы, у меня она ни оставила хорошего следа в душе, ни заставила задуматься над проблемой человечности.

Думаю, большой перевес именно хороших рецензий на Гальего позволит каждому решить самому, стоит ли ему читать или нет.

А вообще, у меня так было дело: я прочитала некогда широко разрекламированную книжку "Три чашки чая" Грега Мортенсона (могу коверкать фамилию, лень искать). Дрянь-человек, лжец, хапуга и просто лицемер. Но книга у него профессиональными стараниями команды вышла хорошая, после неё хочется пойти и сделать что-то разумное, доброе, вечное. А после "Белого на чёрном" мне не захотелось сделать ничего хорошего, потому что Гальего ясно показывает, что ему пофиг на всё хорошее, что ему сделают отдельные личности, он этого не вспомнит, да ещё и какашками закидает, потому что все ему кругом должны.


Осталось то же ощущение, к сожалению. Хотя книга и не прошла стороной. Но желчи у автора через край. С одной стороны, неудивительно, в тех условиях, которые создала ему судьба, можно понять человека, но из-за этой недоброты автора книга кажется пустой что-ли.. какой-то неполноценной. Сложно судить не побывав (слава Богу) в шкуре этого несчастного человека. Но ведь, если посмотреть на ситуацию под другим углом, ему жизнь дала в тысячу раз больше, чем тем же Васькам-Серегам, которые так и умерли в доме престарелых, которые так и не наелись досыта, не имеют возможности видеть небо, которые не обрели, в конечном итоге, своих матерей, не стали писателями, не побывали в Сан-Франциско. У них не было электро- колясок, не было жен, детей, не было жизни в Праге, где сейчас обитает автор. И, тем не менее, кажется, что они жизнь любили в разы больше него. Вот это ужасно. Он пишет о том, что не побывает на вершине Эвереста и не будет у него возможности выйти в открытый космос, забывая о том, что абсолютное большинство тех, с кем прошло его детство и юность, и мечтать не смеют о том, что сейчас есть у него. От того складывается впечатление, что человек это неблагодарный, неспособный быть счастливым, видящий только черное, кстати, любимый цвет автора. Хотя, очевидно, сам он видит ситуацию с точки зрения "после всего того дерьма, в котором меня повозила жизнь, ничем ей уже меня не задобрить". Очень жаль близких этого человека. И не потому, что им приходится обслуживать его - нет сомнений, именно так бы воспринял эту жалость Гальего. Жаль, потому что жить им приходится с таким мрачным, не способным быть благодарным за хорошее, человеком. Тяжко им, наверное.