Больше рецензий

23 ноября 2011 г. 23:59

6K

2

Хм. Говорить про эту книгу будет нелегко, но я всё же скажу: как литературное произведение — очень слабо. Она утверждает, что к инвалидам надо относиться так же, как к остальным людям, поэтому и Гальего я рассматриваю как самого обычного писателя, не делая скидок на его физическое состояние. И писатель он плохой. Сейчас попробую объяснить, почему я считаю его совершенно неталантливым.

1. Его тема — богата, обширна, пронизана горечью. У него огромный опыт, он знает систему изнутри, он может описать всё и эмоционально, и придирчиво, как хирург, препарируя все несправедливости своего детства и детства таких же, как и он. Но он пишет скупо, обрывочно, цельная картинка не складывается, только разбросанные «плохие» моменты. Ни стержня, ни главной мысли кроме «Всё плохо, атата». Мы знаем, что с этим всё плохо и страшно, мы живём не в хрустальных дворцах, где нет информации, нужно что-то большее.

2. Это исповедь: злая, желчная, кипящая гневом и обидой, но слишком личная, как дневник, чёрный список, который каждый ведёт у себя в голове. Хорошие моменты Гальего просто игнорирует, прикрывает занавеской, не говорит ни слова. У него куча женщин, которые его любят и ухаживают за ним, но он пропускает и моменты знакомства, и ухаживания, и всё прочее хорошее — оставляя только моменты когда они вели себя не так, как ему хотелось, или расходились с ним. Всех людей, которые к нему относились хорошо он просто вычёркивает. Большинство людей он просто ненавидит.

3. Он бьёт на жалость, расчётливо и цинично. Не знаю, приятно ли ему осознавать, что большая часть литературного признания идёт к нему из-за его инвалидности. «Вот я сижу, бедный-несчастный, печатаю еле-еле одним ошибающимся пальцем, умирая от усталости после каждой половинки страницы». Так не сиди и не умирай! Надиктуй это всё кому-нибудь, тем более, что пару страниц назад ты утверждал, что тебе там кто-то помогает. А ещё ведь не каждому инвалиду удаётся вырваться за границу, заиметь личный компьютер, несколько любящих жён, детей... И после этого всё равно «Все кругом козлы и уроды».

4. Личность, которая вырисовывается на страниц его произведения, лично мне жутко неприятна. Какой смысл наезжать на собственную дочку и стараться сделать ей плохо только потому, что у тебя в детстве было плохо? Не будешь кормить её досыта, чтобы отомстить за себя в детстве? Бред какой-то. Я понимаю, что от такой жизни, как у него, сахарным пряником не станешь. Но гордиться этим и выставлять напоказ...

Итог. Это тема, которую нужно знать, на которую следует обращать внимание и посредством литературы тоже. И доверять это ознакомление «человеку изнутри» — дело правильное и нужное. Однако Гальего вызывает отторжение. Это не литература, лучше бы он нашёл талантливого журналиста и оформил это как публицистическое произведение, авось журналист ещё бы и подогнал вопросов и тем, с которыми читателю действительно полезно будет ознакомиться. А так я искренне считаю, что он едет по литературной тропе только за счёт инвалидного кресла и грустного взгляда, потому что кого выберет комиссия премии — вон того пышущего здоровьем бородача, который успешно работает и ваяет по толстому роману в год, или это измученное жизнью человеческое создание, набравшее текст пары крохотных книжечек через страдания и боль?

Ветка комментариев


НЕ знаю, я, очевидно, ничего не понимаю в литературе, потому как любитель исключительно, и в публицистике тоже не разбирающийся, по факту. Специальность моя иная. Но книгу эту книгой назову. Причем с Большой буквы. А форма она меняется, здесь нет статичности. Форма и приемы его, вероятно не стандартны. Но иначе его боль и не донести. Вот Достоевский писал путано, много повторялся, много раз делал отступления, много раз приводил свое мироощущение, но его работы - сегодня классика. Не хочу утверждать, что Гальего станет классикой, более того, сомневаюсь, но к худлиту все же его отношу. Что же касается ситуации с дочерью.... Гальего просто честно сознается, что эмоции родителя бывают разные. Я все детство отчаянно утверждала, что вырасту и НИ ЗА ЧТО не буду так воспитывать детей, как моя мама. А что во факту? НЕ так, но и ушла не далеко. Правда, всякий раз, как я становлюсь похожа на маму в своем родительском поведении, я чувствую себя особенно гадко, но принимать это не собираюсь. Человек растет и развивается, я в это верю.

Яр, я понимаю твою точку зрения. И пусть не принимаю, но могу сказать, что книга очень ситуативна. Ее восприятие зиждется на структуре личности принимающего. Это не хорошо и не плохо, это по-разному. Ты и сама, думаю, это понимаешь.

К слову, в своей рецензии, я сразу оговорилась, что

нужно ли хоть что-то говорить о художественной ценности книги?! Нужно? А ведь Рубену в свое время сказали, что так не пишут. А пишут еще и не так. НЕПРАВИЛЬНО! НЕПРАВИЛЬНО, что в нашей стране человеку НАДО прожить, пережить СТОЛЬКО всего, чтобы ТАК написать об ЭТОМ! НЕПРАВИЛЬНО!



За оценку я не борюсь, не думаю, что автору или книге от этого что-то будет, как и мне. Но почти впервые не смогла промолчать в комментариях.


...и это хорошо =)


И не говори! Как хорошо, что есть ТЫ, которая вот так по полочкам разложит и пояснит автору, где та щелка, куда уходят его энергия, которая могла принести его книге дивиденды в виде более полной аудитории! И как хорошо, что есть Я, которая так восторженно и с оцепенением читала его выстраданные строки, абсолютно не думаю о форме и даже логике содержания, в чистом виде захлебываясь эмоциями))))

А книжка из Йошкар-Олы такая путешественница)))) Мне же ее мальчик на букривере подарил, наш местный. Увы, он мало меняется. А потом я ее тебе послала. так что сплошные путешествия у нее, и они продолжатся))))


Ещё как продолжатся, я уже намечаю жертву для обмена...

А я, в общем-то, не очень эмоциональный человек.