ЖУРНАЛ

ЖУРНАЛ. ТТХ - тактико-технические характеристики

Журнал. ТТХ - тактико-технические характеристики - это флудилка по ЖУРНАЛУ. Здесь нам бы хотелось создать площадку для аналитических статей, художественных рассуждений, эссе… То, что выходит за рамки лайвлибосвких форматов: рецензий, подборок, историй и прочее. Нет ограничений по форме. Есть ограничения по содержанию: корректность высказываний, нормативность лексики. Всё что касается литературы и писателей, а не политики и религии и других «скользких» конфликтных тем. Это могут быть статьи о литературных отражениях, например: «Мюнхгаузен Распэ, Горина и Кржижановского» или «Путешествия Гулливера у Дж. Свифта, Елены Хаецкой и Михаила…

Развернуть

Петровская, дореформенная, традиционная…

Не старая. После титанического труда Якова Карловича Грота «Русское правописание» (1885 г., 22 переиздания до 1917 г.) русская орфография обрела вторую молодость. Орфографии нужны были доработки и этого ни кто не отрицал, труда одного Я.К. Грота явно не хватало. Можно было просто работать над ошибками, постепенно избавляя русскую орфографию от неточностей, алогичности, архаизмов, противоречий, а можно было её отменить. Это как с подходом писателей-нигилистов, воспевающих нового человека и писателей-антинигилистов, отстаивающих традиционные русские ценности – и те и другие видели проблемы современного им общества, но первые считали, что…

Развернуть

ИСЧИСЛЕНИЕ ПИСЕМСКОГО

Алексею Писемскому исторически не повезло. Идеологические разногласия с властителями дум в девятнадцатом, да и в двадцатом веке тоже, смыли его произведения с отмелей общественного чтения. Но Алексей Писемский – писатель большой. Он заслуживает быть возвращенным в первые ряды писателей девятнадцатого века несмотря на то, что на дворе – век двадцать первый. Ведь чем дальше от нас век, тем меньше имен оставляет он в обиходной памяти, и тем меньше обращаем мы внимания на внелитературные обстоятельства… Если «причитаться» к Писемскому, он окажется не слабее более славных именем писателей – его современников. Остаётся дело за малым: вернуть имя…

Развернуть

Граждане, читайте периодику!

«Я не больно-то сильна в латыни и не учила эту, как её, фисолофию по великому Сириусу…» Жан-Батист Мольер «Смешные жеманницы»У меня то же, что и у служанки Маротты… - я не учил матчасть, но я не верю в падения сов. Итак, сегодня, 16 сентября 2021 года, оказавшись окончательно обезбуквленным, я собрался с духом и записался в читальный зал Русского Журнального Фонда Российской Национальной Библиотеки (Санкт-Петербург), что на площади Островского д. 1/3. Давно к этому шло – не найти книг, которые хочется прочитать - ни в бумажном виде, ни в электронном. Это фонд исключительно журнальный с 1755 по 1950 гг. включительно, журнальный фонд с 1951…

Развернуть

Комитет по делам цензуры

Это тема, куда все желающие могут скидывать в виде комментариев свои статьи, эссе и прочее окололитературное творчество, которые, пройдя "цензурную" проверку одним из кураторов, будут вывешиваться отдельными темами.

Отражения: Мюнхгаузен в Зазеркалье

В 80-ые годы XVIII века Рудольф Эрих Распе дарит миру барона Мюнхгаузена. Ну, вот просто – берёт и дарит. Что символично – на английском языке и если у нас декабристы разбудили Герцена, чтобы тот потревожил «Колокол», то в Англии Распе запустил Мюнхгаузена, который ядрёной кометой передал эстафету нонсенсу. Я не литературовед и моё мнение может быть весьма спорным, но образ мне кажется красивым. И мне интересен исключительно этот литературный Мюнхгаузен, стреляющий косточками в оленей, вытягивающий себя с конём из болота за волосы, сдирающий с живых медведей шкуры и сбегающий из пасти кита. Это комический персонаж – враль, хвастун и…

Развернуть

Три кудесника русской поэзии второй половины XX века

Для меня поэзия в первую очередь – это искра, волшебство, волхвование словами, смыслами, метафорами, образами, рифмами и ритмами. Русская поэзия богата на имена, но мне хочется рассказать о тихих кудесниках – Роальде Мандельштаме, Леониде Губанове и Викторе Сосноре. На лайвлибе всего 8 рецензий на этих трёх поэтов (по три на книги Мандельштама и Губанова и две на книги Сосноры). В их творчестве практически нет пересечений: Роальд Чарльзович – лирик, Леонид Георгиевич – романтик и фантазёр, Виктор Александрович – эпик. Пересечения возникают в моей голове – этих поэтов объединяет искра, возникающая от чтения их стихов, когда соединения слов…

Развернуть

Рождение книги

Я выхожу на скользкую дорожку теоретизирования. Как рождается книга? Существует всеобщее заблуждение, что вот, мол, автор имеет некое послание к человечеству и пишет книгу. Грустно, когда это так. На самом деле всё происходит несколько иначе. Автор пишет книгу, чтобы понять. Чтобы получить опыт. Чтобы разобраться – в себе, человеке, какой-то конкретной ситуации. И когда это случается, рождается книга. Так, Ф.М. Достоевский пишет «Записки из мёртвого дома», чтобы понять свой острожный опыт, чтобы понять русского мужика, дворянина или мещанина в условиях острога. И этот опыт Ф.М., а вместе с ним и все читатели этой повести – получили сполна,…

Развернуть

О критике добром...

На заре тысячелетия на просторах рунета священнодействовал критик-любитель Константин Нестеренко (Грифон). На одном из стихотворных сайтов Константин публиковал Грифоновские обзоры, в которых остроумно, зло и часто по делу глумился над любителями складывать рифмы. Но иногда, на мой взгляд, под его остро отточенную бритву критики попадали вполне достойные произведения вполне достойных авторов. Я, как человек честный, молчать не мог и создал свой «Грифономахион» где критиковал критику Грифона. К сожалению, сайт, на котором всё это происходило, сейчас забанен и я достаю этот, не побоюсь этого слова, уникальный текст из небытия (первая…

Развернуть

ТРИ ВЕКА РУССКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА I

Редакция ЖУРНАЛА не несёт ответственности за содержание и доказательность в публикации автора. Данную ответственность несёт исключительно автор публикации. С уважением, Редакция Элегия. В 2029 году исполнится двухсотлетие со дня выхода первого русского исторического романа "Юрий Милославский или Русские в 1612 году" , который написал Михаил ЗАГОСКИН. Срок немалый, и уже можно подвести кое-какие итоги. Роман был конечно первым, хотя украинцы Сомов и Глинка писать романы начали раньше, но не дописали, а "чуть-чуть" - не считается. Так же как и недописанный "Арап Петра Великого" Пушкина. Иван Лажечников начал писать "Последнего Новика" раньше…

Развернуть

Номиналисты. Мифологема I

У одной моей знакомой папа был офицером-подводником и давал подписку о неразглашении. Но ведь всем интересно. И в семье он рассказывал… разные небылицы, эдакие мюнхгаузианы. И когда дочка спрашивала: - Папа, зачем ты врёшь? - Я не вру, я легендирую, - гордо отвечал честный папа и объяснял, что их учили сочинять легенды… разной степени достоверности, так как, ну, надо же что-то говорить… И вот здесь, сейчас, я буду легендировать – создавать миф о русских номиналистах. Так случилось, что мне в жизни довелось в рамках виртуальной поэзии создать литературное течение. Сразу оговорюсь – у меня крайне положительное отношение к этому виду…

Развернуть