30 марта 2021 г., 22:42

194

ТРИ ВЕКА РУССКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА I

15 понравилось 0 пока нет комментариев 1 добавить в избранное

Редакция ЖУРНАЛА не несёт ответственности за содержание и доказательность в публикации автора. Данную ответственность несёт исключительно автор публикации.
С уважением,
Редакция

Элегия.
В 2029 году исполнится двухсотлетие со дня выхода первого русского исторического романа "Юрий Милославский или Русские в 1612 году" , который написал Михаил ЗАГОСКИН. Срок немалый, и уже можно подвести кое-какие итоги.
Роман был конечно первым, хотя украинцы Сомов и Глинка писать романы начали раньше, но не дописали, а "чуть-чуть" - не считается. Так же как и недописанный "Арап Петра Великого" Пушкина. Иван Лажечников начал писать "Последнего Новика" раньше Загоскина, но Михаил Николаевич его опередил, и издал свой роман раньше, поэтому Загоскин - однозначно первый, "альфа и омега" русского исторического романа. Не обсуждается.
Конечно исторический роман как явление возник не на пустом месте, до него уже более тридцати лет писались исторические повести, Карамзиным, Нарежным, Марлинским, Жуковским, Булгариным...

Вообще, что такое исторический роман, по сути, как явление? Это художественное воспроизведение исторических событий, "реальность, воссозданная заново", по словам Белинского.
Писатель действительно реконструирует историю силой своего воображения. В этом его преимущество перед историком. Исторический роман в отличие от исторических пробелов и недомолвок "решает вопросы на основании общих законов жизни, не обходя в то же время и исторических документов..." Роман " живет во все века, был на всех битвах... Он был на Куликовом поле, и видел всё сам", так утверждает Даниил Мордовцев. Поэтому смехотворны потуги иных критиков тыкать носом в разночтения и анахронизмы в романах Дюма и других.

Итак, если исторический роман, а шире, историческая проза - есть поэтическое воспроизведение исторических событий, то в этом смысле исторический "роман" существовал ВСЕГДА.
Народ всегда стремился зафиксировать в памяти исторические события и передавать их в доступной поэтической форме.
Первой такой формой, нам известной были БЫЛИНЫ. Это древнейший эпос русского народа, по данным исследователей уходящих в III век нашей эры. На это указывают древние пласты наслоений былин, описания языческих обрядов, древние имена (как Теодорих), древняя топонимика, отражающая место проживания древних русов - Дунайскую Русь. Былинные богатыри соседствуют через реку-море с землёй Тальянской (Итальянской). Мы знаем эти государство как Норик, или Королевство Ругов. Наука подтверждает, на Дунае сохранились русские племенные топонимы, летопись говорит "норики - и есть славяне". Сами германцы в средневековых источниках ругами называют русов, славян, а княгиню Ольгу, (при крещении Елену), которую либералы записали в норманскую "Хельгу", называют "Елена - королева ругов).

Славянские города-республики на побережье Адриатики (напр. Дубровник), управлялись вечем, как Псков и Новгород. Таким образом былины сформировались ещё ДО Киевской Руси, и затем, некоторые имена и реалии наслоились поверх древнего пласта. (Косвенный факт - былины на территории Киевских земель - НЕ СОХРАНИЛИСЬ. А это было бы не так, если бы историческое место действия действительно была бы Киевская Русь...) Так Владимир Киевский в первых вариантах былин был "Всеславич", и исследователи, ассоциируя его с Крестителем, "поправляли" "неграмотных сказителей", Святославич, мол, наверное...

И конечно, как и в случае с историческими романистами, былинники не были неграмотным деревенским людом, а изначально придворными как минимум песенниками, которые черпали материалы для своих сказов не в крестьянской среде, как сказочники, это не "народный фольклор", а эпос высших слоёв общества, к которому принадлежали богатыри - предводители княжеских дружин. Богатыри воюют, убивают, выполняют всевозможные поручения князя, воинским бытом и средой пронизаны былины. Насилие, жестокость, доблесть, героизм - это реалии именно воинского богатырского сословия. Таков наш русский Эпос. "Он жесток и прекрасен", по выражению историка Льва Прозорова. "Посмотрите в лицо былине - и, быть может, она протянет вам ... нет нет, не деревянный ковшик в хохломе, а прапрадедовскую чашу из вражьего черепа. И плещущая в ней древняя Сила смоет с недержалых рук вязкую плесень врождённой нашей усталости..."
Таков наш первый, устный, этап формирования исторической прозы. Великий этап.
(Конец первой серии)
Sergej328

В группу Морфология читателя Все обсуждения группы
15 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!